bannerbannerbanner
Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе. Святоотеческая православная психология
Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе. Святоотеческая православная психология

Полная версия

Согласное учение святых отцов Восточной Церкви о душе. Святоотеческая православная психология

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 9

Говоря о добродетелях, нельзя не сказать о том, что как и энергии страстей, энергии добродетелей связаны между собой и обладают свойством сливаться в одно состояние и качество.

«Все добродетели между собою связаны, как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят» (Преп. Макарий Египетский, Духовные беседы, послания и Слова, 268).

«Добродетели имеют между собою равность в том отношении, что все во едино сводятся, к одному ведут концу и один все вместе лик добродетели полным делают. Но есть добродетели, большие других добродетелей, как объемлющие и совмещающие в себе очень многие, или даже и все добродетели» (Добротолюбие, Т. 5, преп. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 84)

Отцы различают три вида добродетелей.

«Из добродетелей одни суть деятельные, другие естественные, третьи божественные, кои от Духа Святого. Деятельные суть дело благого произволения, естественные происходят от сложения, божественные – от благодати.» (Добротолюбие, Т. 5, преп. Григорий Синаит, Главы о заповедях и догматах, угрозах и обетованиях, 88)

Деятельные добродетели – это проявляемые только через деятельность, естественные – это вложенные в душу и действующие в душе через накопление (стяжание), а божественные – это поступающие только извне – от Духа (Бога).

Таким образом всё внутреннее душевное устройство человека и все состояния души могут быть чётко отражены в виде состояния, соотношения и доминанты тех или иных качеств и энергий страстей и добродетелей, которые перетекая по душевным каналам и создают всю гамму чувств, эмоций и настроений души.

В этой связи нрав человека, как отражение его духа, является, не чем иным, как системой сгруппированных внутренних качеств (энергий), которые и создают уникальную и неповторимую особенность человеческой личности, как сугубо индивидуального сплава внутренних качеств и энергий страстей и добродетелей.

Наличие столь большого числа страстей и добродетелей убедительно говорит о том, что без чёткой системы и методологии работать с таким большим числом качеств практически невозможно. Как сказал об этом преподобный Варсонофий Оптинский – «Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно – задушат.» (Преп. Варсонофий Оптинский, Беседы).

Для решения этой задачи в согласном учении отцов существуют соответствующие психологические системы (модели) последовательной работы со страстями. Данные системы представляют собой аскетические методики системной работы со страстями тела, души и духа из которых наиболее известной является методология преподобного Иоанна Лествичника, более известная как «Лествица духовная».

Лествица духовная представляет собой чёткую последовательность из 30 шагов (во возрасту Христа), которая предусматривает последовательную проработку 8 основных страстей тела (чревоугодие, похоть), души (сребролюбие, гнев, печаль, уныние) и духа (тщеславие, гордость), включая также промежуточные и подготовительные стадии.

Особенностью Лествицы духовной является то, что она рассчитана не на мирян, практикующих упрощённую веру в душе, а на совершенно верующих и монашествующих, которые идёт более трудным духовно-аскетическим путём, требующим полного отречения от мира. Лествица духовная выполняет для них роль практического пособия по работе со страстями или хрестоматией святоотеческой психологии.

«По малому разуму, данному мне, как неискусный архитектор, соорудил я Лествицу для восхождения. Каждый сам да рассмотрит себя, на какой он стоит степени» (Преп. Иоанн Лествичник, Слово 27, п. 30).

Структура Лествицы такова, что в ней отражены все три этапа духовного подвижничества – новоначалие (с 1-й по 10-ю ступень), продвинутость (с 11-й по 20-ю ступень) и совершенство (с 21-й по 30-ю ступень). Эти же этапы соответствуют и 4-м ступеням «тетраморфа» – «Человек» – «Вол» – «Лев» – «Орёл»..


Ступени Лествицы духовной:


1. Отречение от мира

2. Беспристрастие

3. Странничество

4. Послушание

5. Покаяние

6. Память о смерти

7. Радостотворный плач

8. Безгневие

9. Незлопамятность

10. Незлословие и неклевещение

11. Немногословие и молчание

12. Праведность

13. Неунывание

14. Нечревоугодие

15. Целомудрие

16. Борьба со сребролюбием

17. Нестяжание (бескорыстие)

18. Внимание (неомертвение души)

19. Контроль сна (ночное бдение)

20. Трезвение (телесное бдение

21. Бесстрашие (небоязливость)

22. Нетщеславность

23. Негорделивость

24. Кротость

25. Смиренномудрие

26. Рассуждение духовное

27. Безмолвие

28. Священная молитва

29. Бесстрастие

30. Союз веры, надежды и любви


Вершиной Лествицы духовной выступает ступень веры, надежды и любви, а предшествующей ступенью выступает ступень бесстрастия, символизирующая полное освобождение от наследия «ветхого» человека.

«Никто сразу не делается бесстрастным. Один поступает гордым, другой – блудником, если не чувственным, то мысленным, третий так зол, что мимо него проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь: зачем же он в монастырь шел? Пятый – чревоугодник, ему все есть хочется. И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них, но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он – новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постником, из блудника – целомудренным, из гордого – смиренным и т.д.» (Преп. Варсонофий Оптинский, Беседы)

Лествица Иоанна – не единственная методология работы со страстями и добродетелями. Кроме неё известны и другие, включая методологию Аввы Дорофея (VI век от РХ), который в своих «Душеполезных поучениях» описывает 21 ступень восхождения к совершенству.

Если же обращаться к истории, то одну из первых наиболее целостных методологических схем духовно-аскетического характера в виде последовательности шагов изложил преподобный Макарий Египетский. Данная модель отражена в первом томе Добротолюбия, его составителями, которые выделили по тесту следующие 8 ступеней:

1. Светлое состояние первого человека.

2. Мрачное состояние падшего.

3. Единственное спасение наше – Господь Иисус Христос.

4. Образование твердой решимости последовать Господу.

5. Состояние трудничества.

6. Состояние принявших ощущение благодати.

7. Возможное христианское совершенство на земле.

8. Будущее состояние по смерти и воскресении (Добротолюбие, Т. 1. Наставления святого Макария Великого о христианской жизни, выбранные из его бесед)

Изложенная в более развёрнутом виде данная схема является методологическим базисом согласного учения и святоотеческой православной психологии.


1. Светлое первобытное состояние

– Высшая цель и благо человека в Богообщении.

– Человек был приспособлен к этой цели в самом сотворении.

– Первые люди были в Боге и обладали великими преимуществами и благами.

– Человек был свободен быть с Богом или отделиться. Он отделился и пал, как пали и духи.


2. Мрачное состояние падшего


– Адам продал себя лукавому, а тот, завладев им, наполнил его всяким злом.

– Сожаление Бога и Ангелов о падшем.

– Состояние падшего – оставленность запустелого дома.

– Вследствие падения вся тварь и весь род человеческий подвергся действию страстей.

– Следствие падения – всюду в мире царствующее смятение.

– Все испытывали это, считая падшее состояние естественным.

– Зло не совсем умертвило человека, остались в нем проявления духовной жизни.


3. Господь устроитель спасения


– Умилосердился Господь и пришел воплощением для спасения нашего.

– Господь хочет, чтобы желающие спастись – спасались, но никого не принуждает.


4. Образование твёрдой решимости спасаться в Господе


– Пробуждение от Бога.

– Борьба с собой для склонения воли на призыв Господа.

– Представления и убеждения, действующие на склонение воли.

– Обретение душой готовности склониться на призвание последовать Господу.

– Последние искушения перед обретением решимости спасаться.

– Образование крепкой решимости работать Господу для совершения своего спасения.

– Крепкая решимость подобна жертве всесожжения.

– Все неудачи на пути спасения от отсутствия крепкой и твёрдой решимости.


5. Состояние трудничества


– Цель спасения в том, чтобы достигнуть обновления естества благодатью Святого Духа.

– Обращение к Богу в покаянии, – залог начальной благодати по принятии таинства. Но не во всех она одинаково обнаруживается и проявляется.

– Постепенность проявления благодати Святого Духа в душе.

– Трудничество – это понуждение себя на всякое дело доброе и сдерживание себя от всего не одобряемого совестью.

– Вторая сторона трудничества – противиться себе в злом. Это есть брань духовная.

– Рассудительность, внимание и осмотрительность – необходимые составляющие трудничества.

– Надежда и непоколебимая уверенность, что Господь увидит, сколь усерден труд, удостоверится в верности души, и даст ей Духа Святого и Сам сочетается с нею.

– Пост, бдение, уединение, телесный труд, послушание, взаимопомощь, терпение – обязательные элементы трудничества.

– Не ограничивание себя одной только внешней стороной трудничества.

– Не застревание в теории спасения и голом знании, лишённом деятельностной практики.

– Забота о стяжании Духа благодати.


6. Состояние принявших действенность духа


– У добросовестно, без саможаления ведущего труды подвижничества, наконец открывается сила и действенность благодати.

– Опасность принятия первой благодати Духа за совершенство духовное.

– Вкусившие благодати непрестанно больше и больше жаждут вкушать ее.

– Смирение и нищета духа – строго необходимые условие и всякого дальнейшего преуспеяния.

– Самомнение, превозношение, осуждение – главные опасности на этом отрезке пути, ибо за них отступает благодать, а без благодати – тотчас падение.

– С радостью обретения духовного сокровища, нужно иметь и страх его потери, чтобы не оскорбить Духа благодати, и Он не отошел.

– Хранение ума в Господе и трезвое руководство на пути спасения.

– Непрекращаемая борьба с помыслами и утончёнными движениями сердца.

– Усиление по мере обнаружения благодати Духа внешней брани от других людей.

– Увеличение действия благодати Святого Духа в душе в виде озарений ума по мере борьбы с врагом.


7. Высшая степень совершенства христиан


– Совершенное просвещение души с созерцанием Господа в Его Славе.


8. Жизнь будущего века…


Говоря об изучении согласного учения о страстях и добродетелях по оригинальным творениям отцов следует сразу подчеркнуть, что понимание сути страстей и добродетелей, как и Лествицы духовной, сознанием современного человека крайне затруднительно в силу специфического языка святоотеческого наследия. Кроме того, по многим частным вопросам учения о душе, включая перечень базовых страстей и добродетелей, последовательности работы со страстями, понимания происхождения души и др. вопросам у отцов имеются расхождения.

Именно поэтому для лучшего понимания учения сегодня настоятельно требуется его психологическая адаптация и данное пособие в известной мере предпринимает попытку решения данной задачи.

Учение отцов о покаянии (метанойе)

Как и учение о страстях и добродетелях, учение отцов о покаянии или метанойе также является одним из базовых во всём согласном учении о душе, как святоотеческой православной психологии. Учение о покаянии можно условно сравнить с кардинальным изменением вектора направленности всей когнитивной сферы (сферы сознания), которая от познания и расширения вовне обращается к самопознанию и расширению внутрь самой себя.

Учение отцов о покаянии по своей силе и глубине воздействия на душу не имеет себе равных, а потому представляет собой такое же фундаментальное духовное знание о самом глубоком изменении (преображении) сил души, как и Лествица духовная. С известной долей допущения правомерно говорить о том, что сама Лествица духовная преподобного Иоанна Лествичника является лестницей ступеней покаяния, которая возводит душу на самую высокую ступень духовного совершенства, именуемую христоподобием.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
9 из 9