Полная версия
Позвольте себе петь!
Кукла, биоробот.
На самом деле, это не два образа, а один. Обычно девочкам и женщинам лучше подходит «куколка, кукла», а мальчикам, мужчинам – «биоробот». Эти образы необходимы, чтобы отказаться на время от личности, образа себя, который мешает отпустить ограничения ума, не дающие зазвучать. Ученик перестает отождествлять себя с «безголосым», «без слуха» и т.д. Мы учимся представлять, как наше сознание учит некую куколку (тело) звучать, сохраняя при этом полную отрешенность от результата.
Кукла – это же не «Я»! А значит мне все равно, как там она спела: хорошо или плохо. Это не значит, что ученик не будет стараться спеть лучше, но это будет происходить не от ума и старых понятий, как надо и не надо петь, а путем включения уровней сознания «душа-дух», которые регулируют этот процесс наилучшим образом. Это значит, что ученик отпускает себя и позволяет себе петь в полном смысле слова.
Когда это случается (это видно и слышно), я сразу спрашиваю: что Вы чувствуете, что произошло? Необходимо зафиксировать внимание ученика на том, как он добился результата (звучания), что почувствовал. Это трудно объяснить словами, но мы все же пытаемся. Вместе с учеником подбираем слова. Я помогаю, направляю, но не подсказываю, чтобы человек сам отыскал и зафиксировал свои ощущения от процесса открытия звукового канала. Это обычно всегда вызывает бурный поток эмоций, приятных и мне, и ученику. Ученик немного в шоке… Необычные ощущения, нечто совершенно новое открыл он в себе. Как это удержать? От урока к уроку мы будем возвращаться к этому приему, чтобы такое ощущение себя и своего голоса вошло в привычку.
В действительности в основе этого открытия лежит полное расслабление какой-то зоны тела, которая сковывала человека и не давала его «трубе» открыться. Сознание высшего уровня дает в мозг команду, и мозг расслабляет что-то в теле. С помощью занятий йогой этого добиться проще. Только в йоге мы не о пении думаем, а о концепции целостности человека. Целостный человек может всё!
Качества преподавателя пения
Начнем с того, кто такой учитель. Кто может учить, а кто нет и почему?
Во-первых, стоит сказать, что не все люди одинаковы (равны) по своему развитию. К сожалению, этот постулат не всеми осознается в достаточной степени, а он как раз и объясняет, почему кто-то может быть учителем, а кто-то нет. Кто-то поет, «как бог», а кто-то – «как кухарка». Развитие человека проходит несколько ступеней, этапов. Это условно называется кастовым делением. Но поскольку у нас в обществе к слову «каста» отношение негативное, то можно применить термин «психотип» – душевная организация человека.
Его можно привести в виде четырех основных ступеней:
Ремесленник
Торговец
Воин
Учитель (маг или правитель)
Он в основном не меняется на протяжении жизни. Однако если человек серьезно занят своим духовным ростом, то возможно он откроет (а чаще всего так и происходит) в себе учителя – откроет качества носителя знаний.
Такой человек (настоящий учитель) не просто умен и может хорошо запоминать и передавать информацию, но и обладает некоей харизмой – то есть качествами лидера, внутренней силой, стержнем, так что люди воспринимают его иначе, чем себе подобных, и у них возникает желание тянуться к учителю, следовать за ним. Это объясняется потоком вдохновения, которым окружен такой человек. Он излучает вдохновение, а поэтому уверен в себе, полон новых идей и стимулов к жизни.
Конечно, понятно сразу, что таких людей очень мало. Да, такова иерархия духа – пирамида. Чем выше, тем меньше народу.
Преподаватель обязан уметь петь и передавать свое умение с помощью потока личной силы, вдохновляя и стимулируя ученика на каждом занятии.
Я была неприятно удивлена, когда, просматривая книги по вокалу, увидела в нескольких из них такие рассуждения, что, мол, учитель вокала может сам и не петь, но передать словами методику… Это же полный бред!
Как можно научить тому, чего сам не умеешь? Это симуляция.
Да, возможно что-то подправить, дать рекомендации. Но научить с нуля – невозможно. А сейчас именно с нуля приходится учить. И это необходимо.
Обучение – это в лучшем смысле давление личного потока силы учителя на ученика. Это давление будет воспринято и принято как должное, если ученик и учитель сонастроены друг на друга, понимают, чего хочет каждый их них. Тот, кто ищет учителя (не самоучка), нуждается в дополнительном намерении (энергоинформационном импульсе) со стороны учителя, т.к. собственного намерения не достаточно. Самоучка понимает, где взять информацию и энергию, и сам формирует намерение научиться и достичь результата. Я люблю самоучек, потому что сама самоучка.
Если учитель владеет только информацией, как надо петь, но сам не поет (голосовой канал закрыт или открыт не полностью), то получается однобокий процесс продавливания только информационного канала. Такой процесс не естественен, поскольку информация без энергии двигаться не может. Это мы с вами увидим в главе о чакральной структуре человека. Например, чтобы ухватить аспекты моей методики по данной книге, вы должны обладать незаурядным энергопотенциалом сознания, т.к. информация, представленная здесь, достаточно необычна. Однако когда я пишу, то вкладываю в нее своё намерение – силу, которая поможет продавить ее, донести до читателя. Поэтому книги мастеров называют книгами силы. Вот мы и подошли к понятию «Мастер».
Кто же такой Мастер? Я думаю, что мастер – это человек, который открыл свое сознание до момента установления прочной связи (канала) с сознанием (сознаниями) более высокого (божественного) уровня. Мастер самодостаточен (не зависит от людей), владеет самоисцелением, самообучением, создает собственные программы и методики обучения и исцеления для людей, постоянно повышая свой уровень, и тем самым получая доступ к новым информационным каналам.
Если ваш учитель – мастер, вам очень повезло!
––
Дорогой читатель! Если вам понравилась моя методика, вы можете обратиться по поводу проведения консультаций, индивидуальных занятий фортепиано, вокалом и речью (выбрать нужное) лично со мной в студии или дистанционно, написав на почту pismenskaya75@list.ru или Вацап +7-900-132-88-10. Елена Владимировна. До связи!
-–
Открытие голосового канала
По каким причинам человек не может петь? Каковы критерии оценки этой способности?
Начнем со второго вопроса. Поющий человек звучит достаточно сильно и ровно. Мы говорим, что его голосовой канал открыт. Звук голоса приятный и насыщенный всеми частотами – высокие ноты звучат не пискляво, а нижние без хрипа и т.д.
Обычно в певцы идут те, у кого этот канал открыт достаточно хорошо от рождения, от природы. Они лишь дорабатывают недостатки. А мне приходится иметь дело с теми, у кого голосовой канал забит, там присутствуют один или несколько блоков, сжимающих тело и не дающих звучать. Моя задача – открыть канал, т.е. найти, где сидит блок и помочь человеку расслабить эту зону. Это делается при помощи развития и анализа ощущений в теле, а также анализа ментальных блоков, не дающих расслабиться. Мы работаем с образом себя и убираем стереотипы, мешающие звучанию.
Я своим энергопотоком открываю голосовой канал практически всем, кто хоть как-то поддается воздействию. Тот, кто сопротивляется, или тот, у кого слишком низкая энергетика, больной человек – этого сделать не смогут. С женщинами проще, чем с мужчинами. Мужчины более зажаты, а так же у низ огромная сила предубеждения. Их трудно перестроить на новый лад. С детьми, подростками, молодежью – проще, чем со взрослыми. У них больше энергии, хотя и не всегда. Часто нынешняя молодежь уже обесточена. Здесь может помочь йога.
Итак, мы ставили вопрос так: причины, по которым человек не может петь.
Зажимы на одном или нескольких уровнях звукового канала (челюсти, гортань, грудной отдел, живот, голова и т.д.)
Отсутствие самоконтроля (музыкальный слух, дикция, потеря энергии на эмоциональном плане)
Неправильное дыхание (хотя это может быть именно причиной или следствием зажима)
Низкий уровень энергии, при котором человеку невозможно или очень трудно перемещать внимание в разные части тела. Такой человек как бы не чувствует ног или даже рук, а тем более других частей тела. Это поправимо йогой либо энергетичеким вливанием экстрасенса (коим я и являюсь).
Так что мы утверждаем, что почти любого человека, желающего петь, можно избавить от этих проблем с помощью нашей методики.
Настройка на пение
Позвольте себе звучать, отпустить все ограничения, зажимы, стереотипы, самокритику до тех пор, пока не проявится максимально сильный (свободный) голос. Образ «космическая Труба». Труба идет из космоса через тело и уходит в землю на неограниченную глубину. Вот в трубу начинает течь поток, вода… это и есть голос. Позволяем входить этому потоку, открываем кран шире и шире. Голос – это поток энергии, проходящий по трубе.
Образ «кукла, биоробот», которого надо научить петь. Пусть ученик думает: «Мне все равно, что и как эта «кукла» поет».
Учиться петь – это значит учиться быть отрешенным от ума и его ограниченности, управлять вниманием и переносить его в разные зоны тела. Быть расслабленным и одновременно сконцентрированным. За счет такого сочетания навыков приходит контроль слуха, голосовых навыков, исполнительских тонкостей.
Условия правильного звучания:
Дыхание животом. Вдох – живот надувается. Выдох – уходит внутрь и диафрагма давит на легкие. Плечи расслаблены.
Поем не за счет напряжения связок, а наоборот – расслабляя мышцы гортани, ключиц и груди. Живот подбираем на выдохе и надавливаем диафрагмой на ребра снизу. Ребра расходятся, образуя широкую грудную клетку, в которой будет больше звука.
Вниманием постепенно подключаем к звучанию все отделы тела: грудь, живот, руки, ноги, голову.
Работаем с пространством звука вокруг себя. Поем, обращая внимание на акустику комнаты (зала), создавая пространство звука руками.
Спешка недопустима.
Настраиваешься на личность ученика с ее проблемами и специфической красотой индивидуальности. На талант особенно настраиваешься…
Моя энергетика – залог успеха ученика. Надо постоянно пополнять расход энергии. Благо, что у меня есть йога. Иначе, истощение неизбежно. Я делюсь своей энергией, вдохновением, чувством меры и многим другим. Я должна постоянно излучать вдохновение, тогда ученик это чувствует и начинает петь лучше. Устаю, конечно. Но удовлетворение от такой работы огромное! Когда ученик что-то преодолел с моей помощью и уходит счастливый, я чувствую себя волшебником.
Пока льется мой голос (образ такой: «Кран открыли – вода потекла»), голос ученика тоже звучит сильно и легко. Когда я внезапно замолкаю, чтобы лучше слышать ученика, то ученик словно проваливается куда-то и перестает петь. Значит, он пел на моей энергии? Но со временем надо наработать свою. А как? Постоянной практикой.
Образ себя и стереотипы, мешающие звучать
Образ себя – это то, каким человек привык себя видеть со стороны, какими качествами он себя наградил, как оценивает себя. «Я такой-то и такой-то», «мне свойственно то-то…», «мне не подходит то-то и то-то» и т.д. И с этим конечно связана привычка думать, как надо петь и как петь нельзя. Хотя человек не признается себе в этом, но он сам не дает себе петь. Это мы выясняем на занятиях и работаем с ментальными шаблонами.
Это страх. Страхи мы учимся выслеживать, как охотник выслеживает добычу. Этого бывает достаточно, чтобы страх постепенно начал уходить.
Спросите себя: В каких-то регистрах (1) звук идет хорошо, но при повышении или понижении тона вдруг проваливается, звучит сипло. Это включилась паразитическая программа блокировки голосового канала. Происходит так потому, что на высоких и низких частотах тело тратит больше энергии, чем на средних. Предстоящий перерасход энергии воспринимается как угроза и включается блокировка. Ученику предстоит понять и почувствовать, что угрозы уже нет – мы наладили процесс дыхания и пробили канал – значит энергии теперь будет достаточно. Если это доходит до сознания, то блок постепенно снимается. Он становится наблюдаемым, и включается все реже, а затем пропадает совсем.
Ментальная блокировка – приём, которым пользуется наше сознание для самозащиты в часто повторяющихся ситуациях. Она защищает как от физической опасности, так и от опасности, угрожающей образу себя, привычкам и стереотипам. Иногда это необходимо. Но очень часто именно эта способность сознания (его ментального уровня) блокирует способность обучаться, принимать и усваивать новое. Ведь новое всегда влечет перемены. Ментальная блокировка, если до нее докопаться и вытащить на свет, выглядит именно как мысль, незаметно проскакивающая в голове при достижении некоторого порогового состояния (например, повышения голоса до определенной ноты).
Наши занятия – в некотором роде психоаналитика. Ученик должен проследить, когда возникает блокировка, а я помогаю раскрыть, какая мысль стоит за ней. Например, «я звучу на этих нотах плохо, поэтому должен петь тише» или «здесь опасно, можно сорвать связки». Предлагаю ученику на выбор несколько подобных мыслей и по его реакции видно, где произошло попадание в точку. Сам человек может и не признать открыто, что именно эта мысль сидит в его голове в виде ментальной блокировки.
Далее ученику предстоит проконтролировать, как при обнаружении ментальной блокировки она все меньше и меньше оказывает влияние, и тело постепенно расслабляется и пропускает звук. Это очень приятное открытие. Когда ученик делает это сам, то навык закрепляется и становится собственной способностью ученика.
Это настоящее освобождение сознания от оков неосознанности. Настоящая духовная практика!
– регистры – частотные интервалы, где голос звучит по-разному, и используются разные приемы пения. Обычно весь голосовой диапазон (от самого низкого до самого высокого звука для данного голоса) делится на 3 регистра: верхний – горло и голова, средний – грудь, нижний – живот, ноги.
Дыхание, осанка, ощущения
Проблемы пения – это неполное дыхание, плохая осанка, низкая энергетика тела, отсутствие достаточных ощущений. На первых уроках я тестирую ученика: как он дышит, как развиты ощущения в руках ногах, животе, как он стоит и как сидит. Опыт показывает, что устранив нарушения в этих сферах, мы получаем в результате полноценное звучание.
Дыхание – это основа пения. Если у человека неровное, поверхностное дыхание, то петь он не сможет.
Пение предполагает, как мы уже выяснили, полноценное звучание всего голосового столба. А этот столб энергетически пронизывает все тело. Поэтому всем, кто начинает учиться петь, необходимо протестировать себя и понять, чем человек дышит, задействован ли живот в процессе дыхания. Большинство людей дышат грудью и совсем не дышат животом. А ведь именно живот является двигателем диафрагмы, сила и эластичность которой определяют хорошее звучание.
Вот почему нам важно переучиться дышать правильно – живот на вдохе надувается, а на выдохе сдувается. Грудная клетка, отзываясь на импульсы живота, идет вслед. В йоге это называется полным йоговским дыханием. Так дышат все младенцы.
При таком типе дыхания плечи расслаблены и объем энергетического поля, задействованного в процессе дыхания, в 2 раза больше, чем у того, кто животом не дышит. Выходя на вдохе вперед, брюшная стенка отпускает и расслабляет диафрагму. Диафрагма тренируется, растягивается. Если добавить к этому упражнения на втягивание живота, то диафрагма укрепится, и ее сила позволит нам удерживать долгие и ровные вокальные звуки.
Вталкивание живота внутрь при пении на уроках помогает добавить силу звука в голос, увеличить длительность музыкальной фразы. Это же тренирует диафрагму. Постепенно петь становится всё легче.
Осанка – ровный и сильный позвоночник – определяет высоту и прямое положение голосового столба. Поэтому советую еще раз заниматься йогой, укрепляя свой позвоночник, а также практиками работы с эфирным телом (вид медитации), когда с помощью внимания мы начинаем управлять энергией позвоночника.
На уроках вокала учитель должен выпрямить спину ученика в стоячем положении, устойчиво поставить его ноги, освободить от напряжения плечевой пояс, правильно расположить руки, чтобы они не мешали раскрытию ребер.
Также учитель должен показать начинающему певцу, как правильно сидеть на стуле – ягодицы зацеплены за передний край стула, спина при этом выпрямляется, ребра приподнимаются и расходятся в стороны, дыхание свободное.
Ощущения – показатель энергетики – развивается йогой и тренировкой эфирного тела. Это возможность почувствовать тепло, мурашки, кровоток, сердцебиение и другие процессы, протекающие в теле человека. Обычный человек их почти не чувствует, а значит его энергетика ослаблена. Тренировки эфирного тела (проводятся без движений физического тела, с помощью одного только перемещения внимания) помогают стать здоровым и омолаживают. Такой человек может легко включить в работу весь голосовой столб, направить звук в живот или ноги, в голову и любые ее части. Это важно с точки зрения вокального мастерства, т.к. все неприятные призвуки голоса связаны с непроходимостью тех или иных зон тела, а, следовательно, отсутствия там ощущений.
Итак, подводя итог, можно сказать, что полноценно петь может только человек с хорошей энергетикой, сильным позвоночником и крепкой психикой. Однако всё это можно в себе развить и необходимо поддерживать на протяжении всей жизни. Тогда и певческие способности не покинут вас долгие годы. Регулярное пение в свою очередь является тренировкой тела и сознания. Но с возрастом этого уже недостаточно и без физических и медитативных практик не обойтись, если вы хотите оставаться в голосе.
Где взять энергию? Немного о йоге
Современное общество существует в условиях жесткого дефицита энергии. Как это понять и почему это происходит?
Во-первых, людям навязали жесткую модель поведения, где внушается, что для счастья человеку нужен стандартный набор: семья, дети, квартира, машина, карьерный рост, стабильный доход и пр. Деньги также рекомендуется тратить стандартно: внешний вид, развитие тела и ума (образование), ипотека, путешествия. Стремясь заполучить этот набор благ, человек включается в гонку и, не помня себя, мчится к обещанному счастью. Но на этом пути он тратит все свои силы и в итоге часто не получает ничего. Далее – проблемы со здоровьем, постоянное недовольство, поиск виноватых.
Во-вторых, социум не дает ответов на вопрос как стать здоровым, восполнить запасы утраченной энергии, развить именно свои таланты, своё предназначение, а не те «потребности», что нам навязываются.
В этих условиях человек редко может понять, что ему на самом деле будет приносить желанную радость жизни, вдохновение и удовольствие. Конечно сейчас в интернете – изобилие информации об альтернативных путях развития. Но многие ли могут ее найти, отфильтровать ненужный мусор (где немало опасных ловушек!), задаться целью, пробить барьеры сопротивления окружающих.
Вот почему на своих уроках я разъясняю ученикам это положение вещей и даю понять, что необходимо заниматься поиском себя и энергетикой тела, без которой мы просто будем болеть и преждевременно стареть, так и не успев понять, кто мы и зачем сюда пришли.
Кроме того, когда человек занят не своим делом, то его энергия уходит на подавления внутреннего неосознанного сопротивления этому. У него не остается сил, чтобы заниматься творчеством, а пение-таки требует большого энергетического ресурса.
Раскрытие потенциала души и энергию для его реализации дают психоэнергетические практики, наиболее известными из которых являются цигун и йога.
Я занимаюсь йогой уже более 10 лет. Уже на первом году занятий у меня ушли проблемы с носовым звучанием голоса, повысился тонус, я стала меньше уставать после концертов. Раскрылся нижний регистр, я стала чувствовать, как и чем я пою. И в общем-то сама методика, описанная здесь родилась благодаря йоге. Я осознала, что могу помогать людям научиться петь, потому что стала чувствовать свое предназначение. После нескольких удачных попыток появилась уверенность в себе.
Практика хатха-йоги приносит расслабление в тело, уходят зажимы, мешающие прохождению звука, повышается чувствительность органов восприятия: в частности, слуховой канал, осязание…
Далее (лучше под руководством реализовавшего себя наставника) происходит перестройка образа принятия мира и себя, приходит понимание своего места в этом мире, принятие своих недостатков и понимание, как их устранить. Это тяжелый многолетний труд и не у всех это получается. Но другого пути я не знаю.
На уроках вокала, говоря о йоге, я могу произнести все эти слова, но вряд ли ученик поймет, как это происходит, пока не попробует эффекты йоги на себе. Некоторые соглашаются и приходят на тренировки. Вокальные и прочие показатели быстро дают рывок. Но человек может не успеть увязать эти изменения в своей голове. Вот в чем загвоздка! Мало кого хватает и на йогу, и на вокал: финансовые трудности, время… Поэтому полученный эффект исчезает со временем.
Мне, наверное, очень повезло, что я нашла и настоящую йогу, и настоящего учителя. А произошло это благодаря тому, что бросив однажды свое частное ателье (хотя шить люблю до сих пор и преподаю свои курсы кройки и шитья), я поехала в Ростов и стала петь в ресторанах. Я в полной мере почувствовала себя певицей, реализовав свою давнюю мечту. На тот момент мне было 38 лет. И хотя там я столкнулась с массой неприятных откровений и хитросплетений в сфере «шоу-бизнеса», что-то главное изменилось и во мне и в мире, который я создавала в тот момент.
Поэтому могу сказать с полной уверенностью: идите к своей цели, к своей мечте, несмотря ни на что! Вас ожидает возможно и не то, что вы думаете. Но это будет лучшее, что может быть!
Йога дала мне исцеление от болезней, и это произошло очень быстро. Я открыла мир, полный чудес и написала об этом книгу. Йога дала понимание процессов бытия и ощущение единства себя и мира… Не бойтесь этого, друзья! Включите Разум, Волю и вперед! У вас всё получится!
Вокальные данные
Разберем основные параметры работы с вокальным звуком. Безусловно, одаренный от природы человек (с хорошими вокальными данными) будет легко обучаться пению или даже «знать» все это сам.
Так случилось и в моей жизни. Никто специально не учил меня петь. Однако мои способности к пению и огромное желание петь были со временем замечены и оценены. Поэтому, я беру на себя смелость утверждать, что данная система вышла откуда-то из памяти моих прошлых жизней. Кто знает, сколько их было, каких и где?…
Итак, составляющие хорошего пения, или вокальные данные, могут быть систематизированы так:
Музыкальный слух – голова (слуховой нерв) аджна
Дикция и артикуляция – рот (аджна и вишутха)
Открытость и гибкость гортани – горло (вишутха)
Включенность резонаторов по телу – сердце (анахата)
Сила и подвижность диафрагмы – желудок (манипура)
Эмоциональная окраска – свадхистхана
Сценические движения и культура – подвижность тела (мулатхара) и голова (сахасрара-подключка).
Рис. 1
Слуховой контроль
Его называют обычно музыкальный слух. Без него мы не сможем воспринять пение, понять мелодию. И конечно, его отсутствие – первое, что вызывает у слушателя негативную реакцию. И родители говорят: «Тебе медведь на ухо наступил!» или «Ты лучше не пой, голубчик!», закладывая в ребенка комплекс неполноценности, который потом приходится убирать на занятиях. Хотя я наблюдала у моей внучки постепенное развитие слухового контроля. Это, как и развитие речи, постепенно и само происходит. Надо просто петь с ребенком.
Однако, отсутствие слухового контроля – самый легкий в исправлении дефект. Другие вокальные проблемы связаны с физикой гораздо крепче (мышцы гортани, связки, диафрагма труднее поддаются перестройке, чем область приложения внимания – слух), поэтому исправить их сложнее. При отсутствии больших нервных проблем человек быстро научается следить за звуком, который издает. Поэтому я называю это не музыкальным слухом, а слуховым контролем.