bannerbanner
Тхэквондо. Осознанный выбор
Тхэквондо. Осознанный выбор

Полная версия

Тхэквондо. Осознанный выбор

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

В Японии, Китае, Корее и странах Юго-Восточной Азии на систему морально-нравственных ценностей в разное время влияли разные религиозно-философские системы: индуизм, буддизм, даосизм, конфуцианство, ислам и их причудливые коктейли. Вплоть до середины XX века Корея всё еще оставалась государством по сути конфуцианским. На тхэквондо, основанном в 1950-е годы людьми, воспитанными на старых корейских традициях, безусловно, лежит тень прошлого. Тем не менее тхэквондо как спортивная дисциплина, система фитнеса и даже рукопашного боя – очень молодо. Даже если кто-то из тренеров и захотел бы поиграть в «восточную философию», то за полтора часа занятий в детских и подростковых группах он вряд ли бы нашел на это время. Спортивный зал – не место для чтения книг, а люди, пришедшие заниматься тхэквондо, – не студенты филфака.

Но конечно, в определённом смысле мы занимаемся «восточной философией», и происходит это через традиционный для восточных единоборств этикет поведения. Этот этикет является с одной стороны некоей игрой, а с другой – призван решать абсолютно практические вопросы поведения и профилактики случайного травматизма.

Конфуцианство строго регламентирует отношение человека к себе, родителям, учителю, коллегам, государству и его главе. В старых корейских семьях положение мужа и отца семейства было возведено в абсолют, а интересы других членов семьи отходили на второй план. Но разве для того, чтобы сегодня увидеть дискриминацию и насилие в обществе или семье, нужно ехать далеко, или пускаться в путешествие во времени?

Тренерам единоборств, желающим следовать традиционному подходу, необходимо выстроить строгую дисциплину и субординацию внутри группы, где младший обязан подчиняться старшему, а менее опытный более опытному. В таком обществе занимающийся должен молчать и слушать, когда говорит инструктор, и беспрекословно выполнять его команды. В таком обществе царит дедовщина и нет места дружбе. Более того, я неоднократно встречал «тренеров», буквально воспринимавших понятие «палочная дисциплина» и практиковавших ее.

В середине XXI века такой подход к педагогике вряд ли можно назвать эффективным в деле воспитания полноценной личности, грамотного специалиста и просто интересного собеседника. По моему глубокому убеждению, в результате такого подхода из учеников можно лишь многократно копировать себе подобных, а не воспитывать людей, способных думать и двигаться вперёд. Я предпочитаю, чтобы люди хотели и могли думать, а не только выполнять приказы. Чтобы они были открыты и свободны, а не только молчали и слушали. Чтобы они думали о своих интересах, а не только обслуживали интересы других людей.

«Энциклопедия тхэквондо» была написана в середине XXI века человеком «старой закалки» и генералом южнокорейской армии – армии авторитарного государства. Если мы будем беспрекословно следовать заповедям энциклопедии тхэквондо и стараться соответствовать званию «идеальный ученик», мы должны:

1. Никогда не уставать учиться, так как хороший ученик может учиться везде и в любое время. В этом секрет успеха в учебе.

2. Хороший ученик готов на жертвы ради своего боевого искусства и инструктора. Некоторые ученики рассматривают обучение как товар, купленный за ежемесячную плату, и не желают участвовать в выступлениях, обучении или работе в спортзале. Инструктор может позволить себе избавиться от таких учеников.

3. Всегда быть хорошим примером для младших учеников. Вполне естественно, что они захотят соревноваться со старшими.

4. Всегда быть преданными, никогда не критиковать инструктора, применяемые способы обучения и само тхэквондо.

5. Изучать и стараться использовать показанный инструктором прием.

6. Помнить, что поведение ученика за пределами спортзала отражается на боевом искусстве и на инструкторе.

7. Если ученик освоил новые приемы из другой школы, а инструктор возражает против их применения – ученик должен отказаться от них либо заниматься там, где он выучил эти приемы.

8. Никогда не проявлять неуважение к инструктору. Хотя ученику позволительно не соглашаться с инструктором, он должен сначала выполнять задание, а обсуждать все вопросы позже.

9. Всегда быть активным, не стесняясь задавать вопросы.

10. Никогда не предавать инструктора.

© «Энциклопедия тхэквондо»


Лично у меня возникают вопросы к каждому пункту этого текста, а особенно к 2, 4, 7-му и 10-му.

Когда же мы смотрим на обязанности «благородного мужа» (учителя) через призму «восточной философии», то видим, что тот должен вести себя соответственно! Не опускаться до истерики, не мараться подношениями, не упиваться лестью и собственным примером являть то, что он хочет видеть от своих учеников.

В «Энциклопедии тхэквондо» сказано, как именно должен вести себя «идеальный учитель»:

1. Никогда не уставать учить. Хороший инструктор может учить везде, в любое время. Он всегда должен быть готов отвечать на вопросы.

2. Инструктор должен стремиться, чтобы ученик превзошел его. Такой результат служит величайшей похвалой инструктору. Ученика никогда нельзя удерживать позади. Если инструктор понял, что ученик превзошел его возможности, ученика надо передать инструктору более высокой квалификации.

3. Инструктор всегда должен служить примером для учеников и никогда не пытаться обманывать их.

4. Воспитание ученика должно быть выше материальной заинтересованности. Как только инструктор станет озабочен материальными аспектами обучения, он сразу же потеряет уважение учеников.

5. Инструктор должен учить, основываясь на научной базе, чтобы экономить силы и время.

6. Инструктор должен помогать ученикам устанавливать хорошие отношения за пределами спортивного зала. Обязанность инструктора – заниматься воспитанием учеников как в зале, так и за его пределами.

7. Необходимо поощрять посещение других спортзалов, изучение опыта других школ. Ученики, которым запрещено посещать другие школы, могут стать непослушными. Целесообразность посещения других школ обусловлена тем, что ученик не только сможет подобрать школу, которая ему подходит наилучшим образом, но и многому научиться, сравнивая разные школы.

8. Ко всем ученикам следует относиться одинаково. Любимчиков быть не должно. Ругать ученика можно только наедине с ним и никогда не делать этого на глазах других.

9. Если инструктор не знает ответа на вопрос, ему не следует придумывать ответ. Надо признать свою неосведомленность и попытаться найти ответ как можно быстрее.

10. Инструктор не должен искать у учеников такого рода помощи, как уборка кабинетов, ремонт и т. п.

11. Инструктор не должен использовать своих учеников для личных целей. Единственная цель инструктора – воспитать физически и духовно совершенных учеников.

12. Инструктор должен всегда быть честным с учениками, не терять их доверия.

© «Энциклопедия тхэквондо»


По сути всё верно, но форма этих тезисов выглядит утопичной и далека от понятной структурированной речи, лишь имитирующей восточную мудрость. А пункты 7-й и 10-й вообще противоречат заповедям, предписанным «идеальному ученику».

Игры в «восточную философию», как и в другую подобную «дичь» безопасны до той степени, до которой доходит изощрённость одних и доверчивость других. В 90-е годы прошлого столетия эти игры часто ставили знак равенства между секцией и сектой, а жертвами таких сект становились как люди из внешнего мира (например, отказывавшийся платить кооператор), так и из мира внутреннего. Кто-то из вас может помнить актёра, каскадёра и первого советского каратиста Талгата Нигматуллина, известного по фильму «Пираты XX века», и его смерть от рук «коллег».

Заниматься восточной философией можно, читая «Искусство Войны», «Сокрытое в листве» или «Книгу Перемен», сидя, скрестив ноги, подражая чайной церемонии. А можно взять из этой философии лишь лучшее и неизменно-ценное в любом времени:

– в обмане чести нет;

– делай что должен, и будь что будет.

И да – пять принципов тхэквондо, хоть и не полностью, отражают мой взгляд на «добро и зло», но никак ему не противоречат.

Жизнь – борьба

Мы часто говорим, что жизнь есть борьба, не вкладывая в эту фразу того смысла, что так знаком последователям Пути Война. Именно Борьба, со своими правилами и судьями, которые нас непременно осудят. Может, не сразу, а по прошествии лет, сделай мы что-либо не так, не по правилам, вопреки человеческим нормам во благо своих низменных потребностей. Жизнь по правилам (нравственным, религиозным, законным) делает нас людьми. Вот список правил, определяющих человека, идущего по пути воина, по пути тхэквондо:

– я никогда без необходимости не буду применять навыки тхэквондо,

– я буду справедлив, искренен и честен в отношении с другими,

я буду стоять на стороне справедливости, защищая тех, чьи права попираются,

– я буду уважительно относиться к старшим по поясу и по возрасту,

я буду соблюдать все ритуалы тхэквондо.


(из клятвы тхэквондиста)


И может быть, ваш ребёнок не станет великим спортсменом, чемпионом мира, или мастером спорта, но наука, которую он получит в наших стенах, будет определять его поступки на многие годы. И обязательно передастся его детям, как передалась нам от наших первых тренеров.

Многообразие тхэквондо

Малая часть крупных международных федераций тхэквондо


Сегодня принято говорить, что тхэквондо это вид спортивного единоборства или физической культуры, успешно развиваемый в России с конца 1980-х годов. Тхэквондо было создано генералом Вооруженных сил Южной Кореи Чоем Хон Хи. Впервые название Тхэ Квон До прозвучало в 1955 году, борясь за право именовать собой новое корейское боевое искусство. В переводе с корейского языка слово Тхэ Квон До означает «Искусство ударов руками и ногами». Дословно перевести можно так:

– Тхэ – пинок, удар ногой, выполненный в прыжке;

– Квон – удар рукой, кулак;

– До – Путь, искусство.

В нашей стране по-разному пишется это название. Причиной тому служит наличие фонем, несвойственных русскому написанию. В России существует много организаций, развивающих тхэквондо, с некоторыми различиями.

– Тхэквондо WTF – World Taekwondo Federation, олимпийский вид спорта, штаб-квартира в Южной Корее, full-контактный вид единоборств, где отсутствуют удары руками в голову. Олимпийское тхэквондо часто показывают по телевизору. Спортсмены одеты в защитные жилеты и шлем. Удары руками в голову запрещены, и от этого создаётся впечатление, что в тхэквондо просто пинают одними ногами.

– Тхэквондо ITF – International Taekwondo Federation, неолимпийский вид спорта, штаб-квартира в Северной Корее. Light-контактный вид единоборства, где руками наносятся удары как в голову, так и корпус.

– Тхэквондо ITF2 – International Taekwondo Federation (с недавних пор в России – МФТ), неолимпийский вид спорта, штаб-квартира в Испании. Light-контактный вид единоборства, где руками наносятся удары как в голову, так и корпус. Федерация образовалась в связи со смертью основателя тхэквондо генерала Чоя Хон Хи, после чего часть инструкторов отделилась от первоначальной организации.

– Тхэквондо ITF3 – International Taekwondo Federation, неолимпийский вид спорта, штаб-квартира в Лондоне. Light-контактный вид единоборства, где руками наносятся удары как в голову, так и корпус. Федерация образовалась в связи со смертью основателя тхэквон-до генерала Чоя Хон Хи. После этого часть инструкторов отделилась от первоначальной организации под руководством сына генерала – Чоя Джун Хва.

– Тхэквондо GTF – Global Taekwondo Federation, неолимпийский вид спорта, штаб-квартира в Канаде. Light-контактный вид единоборства, где руками наносятся удары как в голову, так и корпус. Федерация образовалась при жизни основателя тхэквондо генерала Чоя Хон Хи, но от первоначальной организации отделилась часть инструкторов под руководством грандмастера Пака Джун Тэ.

– Тхэквондо Джуна Ри – организация, которая никогда не относилась ни к ITF, ни к WTF. Основатель направления грандмастер Джун Ри – один из «пионеров» тхэквондо. Он начал развивать своё собственное направление в Соединённых Штатах Америки, открыл множество школ, тренировал знаменитостей, конгрессменов, киноактёров, чем и завоевал популярность. Долгое время его направление тхэквондо именовалось «Корейское каратэ». Спарринги в этом виде проводятся по правилам «стоп-очко», а формальные комплексы – произвольные, выполняемые под музыку.

– Чой Кван До – это вид физической культуры и, как говорят сами последователи, боевое искусство, основанное «пионером» тхэквондо – грандмастером Кваном Джо Чоем. Спортивные соревнования по этому виду не проводятся. Люди на тренировках и семинарах учат технику ударов, блоков и уходов, сдают на пояса – чем удовлетворяют свою потребность в подвижном образе жизни. Штаб-квартира находится в США.

– Традиционное тхэквондо грандмастера Квона Джа Хва. Это вид физической культуры и боевое искусство. Спортивные соревнования по нему не проводятся. Люди учат традиционные формальные комплексы Хъёнги, технику ударов, блоков и уходов, много занимаются растяжкой, освобождением от захватов, учат модельный спарринг. Штаб-квартира также находится в США.

Кроме этого существуют многие другие виды, разновидности, ответвления и интерпретации тхэквондо.

В английском языке также существует разница в написании. Так, слово «Taekwon-Do» пишут, когда имеют в виду неолимпийскую версию, например, ITF. А слово «Taekwondo» – тогда, когда говорят об олимпийской версии WTF. Таким образом, люди отделяют чистый спорт, от боевого искусства, где есть «DO» (Путь).

Ранее, при регистрации новой организации, запрещалось повторять её название. Из за этого новые версии нарочно вводили различия в написании. Таким образом разные версии получили разное написание. Например:

– ITF – Таеквон-до;

– WTF – Тхэквондо;

– GTF – Таэквон-до;

– WATF – Тэквон-до.

Позже, «Русским орфографическим словарем» было установлено единственное корректное написание слова тхэквондо на русском языке.

После смерти генерала Чойя Хон Хи усилилась тенденция «деления» федераций и создания новых по всему миру под руководством разных грандмастеров. К тому времени, как вы будете читать этот текст, возможно, уже будет гораздо больше новых разновидностей, стилей и направлений, чем здесь перечислено.

Этикет поведения


Итак, придя в секцию тхэквондо, вы увидите людей в белой форме. Она называется «добок», состоит из рубахи, брюк и пояса. Глядя на добок, можно много сказать о человеке, который его носит. Например, к какой версии тхэквондо относится этот спортсмен, к какому клубу, какой у него пояс и ранг. По цвету, отметкам и надписям на поясе также можно кое-что узнать. Пояса в тхэквондо бывают шести цветов: белого, жёлтого, зелёного, синего, красного и чёрного. Цветом пояса обозначается уровень мастерства спортсмена (квалификация). Квалификация определяется на специальном экзамене – «аттестации». Место для занятий тхэквондо называется «додъянг». Поведение человека на месте занятий тхэквондо, подчинено этикету. Этикет в зале призван создать необходимые условия для эффективной работы. Вот некоторые из этих правил:

– Никогда не опаздывать на тренировку;

– Перед тренировкой следует построиться в шеренгу;

– Вначале стоят чёрные пояса, потом красные и далее – по принципу убывания уровня квалификации;

– Спортсмены должны поклоном поприветствовать тренера, а затем – старшего ученика;

– Опоздавшие на тренировку входят в зал, подходят к тренеру с поклоном, объясняют причину опоздания, и после разрешения встают в строй в конце шеренги;

– Если в течение тренировочного процесса занимающемуся необходимо отлучиться, или посидеть, нужно также с поклоном подойти к тренеру, спросить разрешения, получить его и с поклоном отойти;

– После тренировки также нужно построиться в шеренгу и поблагодарить друг друга поклоном;

– Если по какой-либо причине тренер отсутствует на тренировке, то занятие проводит старший по уровню квалификации ученик;

– На тренировке каждый старший ученик несёт ответственность за тех, кто младше его по возрасту и по поясу;

– Старшие по поясу могут делать замечания и даже прибегать к наказаниям (отжимания, приседания), а младшие по поясу обязаны подчиняться;

– Однако, старшие ученики обязаны помогать младшим, подсказывать и поправлять неверную технику;

– Перед спаррингом следует поклониться друг другу в знак уважения;

– После спарринга – также поклониться;

– Проигравший, кланяясь, имеет в виду – «спасибо, что научил меня», а выигравший – «спасибо, что дал себя победить». И в то же время – «спасибо, что не было травм и всё было под контролем»;

– На соревнованиях принято поклоном благодарить тренера своего соперника.

Пятый элемент


Физическая культура, спорт и единоборства могут тренировать либо только тело, но при желании тренера и в определенных условиях – закалять дух и морально-нравственные качества. Тренер вправе сам расставлять акценты в своей работе и делать ударение на определенные аспекты развития человека. Именно этим отличается понятие «тренер» от понятия «учитель». Одни тренеры по своей сути – мудрые учителя, а другие учителя всего лишь тренеры, натаскивающие на скорость, силу, реакцию и не работающие над внутренним миром человека. Восточные единоборства и боевые искусства испокон веков носили большое количество смыслов. Сегодня некоторые смыслы утратили актуальность и заменились новыми. Но для начала давайте разберём, что такое «восточные единоборства» и «боевые искусства», чем эти понятия отличаются друг от друга.

Есть такое современное понятие – «спортивные единоборства». Сюда входят: самбо, дзюдо, английский бокс, французский бокс сават, вольная борьба, карате и тхэквондо. Среди перечисленного можно выделить «не восточные», то есть те, которые НЕ берут своё начало в воинской традиции Дальнего Востока и которые не являются частью традиций Японии, Кореи, Таиланда, Индии, Китая. Более того, в семье восточных боевых искусств существуют такие виды, которые НЕ являются единоборствами вообще. В них нет состязаний, спаррингов и соревнований. Это айкидо (искусство воздействия на нападающего при помощи его собственной энергии), иай-до (искусство быстрого вынимания традиционного японского меча), кю-до (искусство стрельбы из традиционного японского лука) и многие другие.

Таким образом, тхэквондо, являясь и боевым искусством, и спортивным единоборством, имеет несколько смысловых граней и несколько определений:

1 – тхэквондо как современный вид спорта (цель – соревнования);

2 – тхэквондо как традиционное корейское боевое искусство (цель – сохранение традиции);

3 – тхэквондо как система физической культуры и фитнеса (цель – сохранение здоровья и поддержание физической формы);

4 – тхэквондо как система самообороны и рукопашного боя (цель – самооборона и ведение боя без оружия);

5 – тхэквондо как система морально-нравственного воспитания (цель – воспитание целостной разносторонней личности с высокими морально-нравственными идеалами).

Каждый тренер для себя решает сам – «что такое ЕГО тхэквондо», на что делать упор, а что просто игнорировать. В нашей школе мы стараемся уделять пристальное внимание и вырабатывать системный подход к всестороннему развитию по всем пяти элементам. Особо концентрируемся на пятом элементе – морально-нравственном воспитании. Неспроста слово Тхэ Квон До состоит из трёх частей. Тхэ – удар ногой, пинок, Квон – кулак, удар рукой и самая важная, на наш взгляд, часть: До – Путь. Это путь от новичка до мастера, от белого пояса до чёрного, от рождения до смерти, от Ученика до Учителя. Путь, который каждый тхэквондист должен пройти в соответствии с нормами Идеального Ученика. Особенность восточной философии заключается в том, что традиция воспитания мужчины, достойного занимать высокий общественный пост, лежит через воспитание его как Воина. Не без причины самый искусный и доблестный воин имел возможность сделать себе головокружительную карьеру, а дети аристократов должны были овладевать воинскими искусствами. Таким образом, дзен-буддизм Японии формировал свой собственный образ поведения идеального воина, а конфуцианство Кореи – свой. Вплоть до середины XX века Корея провозглашала образ идеального гражданина (доблестного мужа) через сотни принципов, описанных Конфуцием в его труде «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Я не буду тратить ваше время на пересказ цитат Конфуция, но замечу, что нам, людям, живущим в Евразии, как никому другому близки и понятны эти воззрения. В течение всей истории Кореи, от древности до наших дней, возникали одни воинские институты и пропадали другие. В VI веке нашей эры, во время правления Чин Хеукга, 24-го короля Силлы, молодыми аристократами и воинами был сформирован элитный офицерский корпус под названием Хваранг (Цветущая Молодёжь). Помимо традиционных тренировок с булавами, луками, мечами и крюками, воины корпуса тренировали духовную и физическую дисциплину, разнообразные формы борьбы руками и ногами. Для укрепления тела они взбирались на крутые горы, плавали в бурных реках в холодные месяцы года и беспрестанно готовили себя к защите своей родины. Для самоуправления и духовного объединения членов братства по оружию под руководством видного буддийского монаха страны Вон Канга был разработан следующий кодекс правил поведения:

– Иль са кун е чун – Верность государю;

– Е са чинь е хё – Почтительность к родителям;

– Сам кёуе синь – Искренность с друзьями;

– Са им жун му тхэ – Храбрость перед врагом;

– О саль сан у так – Разборчивость при убийстве.

Воины корпуса Хваранг стали известны на всем полуострове своей храбростью и мастерством, приобрели уважение даже среди злейших врагов. Силы, которые черпали воины из своего уважения к кодексу правил поведения, позволили им достичь высот героизма, стать легендарными. Многие из этих воинов погибли на поле брани на пороге своей юности в возрасте 14—15 лет.

Спустя много лет, опираясь на традиции своих предков, генерал Чой Хон Хи сформулировал пять принципов тхэквондо, призванных сформировать идеального бойца тхэквондо:

– учтивость;

– честность;

– настойчивость;

– самообладание;

– непоколебимость духа.

Я процитирую пояснения, данные генералом этим принципам в энциклопедии тхэквондо.


Из энциклопедии тхэквондо:

«…нет необходимости говорить о том, что успех или неудача в тхэквондо во многом зависят от того, как занимающиеся понимают и применяют на практике принципы тхэквондо, служащие руководством для всех серьезно занимающихся этим видом боевых искусств.


Учтивость

Можно сказать, что учтивость, или почтительность является неписаным законом, рекомендованным античным учителем философии в качестве средства очищения человечества в процессе построения гармоничного общества. Со временем почтительность стала необходимым качеством для человечества.

Формируя свой характер, занимающиеся тхэквондо должны практиковать следующие проявления почтительности, включая их как обязательные элементы в тренировочный процесс:

– развивать дух взаимоуважения;

– стыдиться своих дурных привычек и мириться с дурными привычками других;

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2