Полная версия
НЛП. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами
Надежда Владиславова
НЛП. Энергия счастья. Психотехнологии для управления нейрогормонами
© Владиславова Н., 2020
© ООО «Издательство АСТ», 2020
Благодарности
Благодарю мою любимую семью – мужа Володю, детей – Настю, Георгия, Дмитрия и Александра, маму – Анику, брата Алешу и отца Славу – за вдохновение и основное счастье моей жизни.
Благодарю замечательного психолога и человека Елену Лопухину – за ее психодраматическую школу и статью «Фабрика счастья».
Благодарю моих ближайших друзей – Ингу и Алдиса за то, что они есть в нашей жизни.
Благодарю мою верную команду сотрудников – Шавката, Акмала, Уктама и Шоисту, чьи семьи и страна тоже фигурируют в моей книге.
И конечно, благодарю моего любимого и постоянного редактора Анну Чижову, с которой у нас целиком схожие ценности, – видимо, поэтому нам с ней так легко и приятно работать! Без ее профессионализма, интеллигентности и постоянной готовности поддержать любую мою творческую идею, немедленно выслав договор, без ее постоянного напоминания о сроках и необходимости в них вписаться, без ее внимания к малейшей неточности или неясности в тексте большинство моих книг просто не появилось бы на свет!
Вступление
Счастье есть смысл и назначение жизни, единственная цель человеческого существования.
АристотельБолезнь нашего века – ангедония, или потеря вкуса к жизни.
Есть одна современная притча.
Приходит человек в магазин, чтобы сдать назад товар – елочные игрушки. Продавец искренне хочет понять причину возврата. Он спрашивает того человека: «Возможно, вас не устраивает качество игрушек?» «Да нет, – отвечает человек, – качество превосходное, сам выбирал». Продавец продолжает: «Тогда, возможно, вас не устраивает цветовая гамма? Мы подберем вам другую». «Да нет, – отвечает покупатель, – цветовая гамма отличная, – сам выбирал». Продавец не унимается: «Тогда, возможно, вы, по каким-то соображениям, предпочитаете другого производителя?» «Да нет, и с производителем все в порядке», – грустно говорит покупатель. Продавец в полном недоумении: «Простите, но в чем же тогда причина возврата, поделитесь, пожалуйста! Нам это важно знать!» Покупатель безнадежно смотрит на продавца и говорит: «Понимаете, они меня НЕ РА-ДУ-ЮТ!!!»
Действительно, игрушек у человека в жизни может быть много – самых дорогих и самых модных, но, если они нас не радуют, смысла в них нет…
Или вот еще одна притча. Встречаются два бизнесмена и спрашивают друг у друга, как дела. Один говорит: «У меня все хорошо. Оборот – один миллион и есть еще кое-что. А как у тебя?» Другой отвечает: «У меня тоже все хорошо. Доход – два миллиона и есть еще кое-что. Слушай, а как дела у Роберта?» «Ой, у Роберта – совсем все плохо. У него доход – сто миллионов, и, представляешь себе, больше – НИ-ЧЕ-ГО!!!»
Сейчас во всем мире, за исключением самых неблагополучных стран, уровень жизни людей вырос. То, что еще в 90-х было диковинкой и небывалой роскошью, например мобильный телефон или ноутбук, теперь – всего лишь необходимая составляющая жизни работающего человека. Но радости у людей стало меньше!
И это вполне объяснимо. «Уровень жизни» и «качество жизни» – разные понятия. Первое покупается за деньги, второе – нет. И если раньше во главу угла ставился успех – «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» – то теперь понятно, что успех без счастья не особо нужен. Игрушки не радуют, и «Богатые тоже плачут»!
Что же с этим делать? На тему счастья «навалилась» наука! Один из основных современных трендов – это «научный подход к счастью». Раньше о нем говорили только философы и литераторы, а теперь говорят и психологи, и медики, и нейробиологи. Словосочетание «химия счастья» уже никого не удивляет. Счастьем уже занимается квантовая физика, и, возможно и математика скоро «пожалует в наш клуб».
И в этом есть серьезная опасность. В чем она? В том, чтобы состояние счастья не попытались поставить на службу зарабатывания денег: ведь в жизнерадостном состоянии человек более успешен!
Нельзя отводить счастью вспомогательную роль: оно не может служить ни богатству, ни карьере, ни достижению целей. Иначе оно уйдет и не вернется. Оно не может быть для чего-то, потому что счастье само по себе – это величайшая ценность.
Но не надо думать, что перед нами стоит выбор: либо быть богатым, либо счастливым. Эти понятия – целиком и полностью совместимы. Здесь не идет речь о выборе «или/или», а скорее об интеграции – «и/и».
Мудрая пословица гласит, что «не в деньгах счастье», но никто не сказал, что человек не может быть и счастливым, и успешным.
Заметьте, состояние счастья я поставила на первое место. Потому что счастье возможно и без денег: если они человеку не нужны в принципе, как Франциску Ассизскому или Матери Терезе Авильской, то он все равно будет счастлив, и это состояние у него не отнимется. А вот успех без «чего-то еще» счастья не дает.
Я не собираюсь писать в этой книге о том, как стать богатым: другие авторы делали и делают это во много раз лучше.
В моем мире есть все, о чем я мечтала: любимая семья, четверо детей, шесть лошадей, десять собак, семь из которых подобраны на улице. Мы живем в нашем просторном доме на опушке дикого леса, соседей у нас нет, кроме оленей, лосей и прочих лесных обитателей. Тишина, уединение и возможность бродить вокруг дома босиком – для меня это настоящее счастье, точно так же как была счастьем и возможность обучать мощным технологиям воздействия на убеждения других людей ведущих сотрудников Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) и Международного Фонда Защиты Животных (IFAU) двадцать лет назад. В десяти минутах ходьбы от нашего дома – берег Рижского залива, а я всегда любила дальние заплывы. В пятнадцати минутах езды на машине находится наш центр «Берег Силы», дело моей жизни, куда приезжают учиться люди на сегодняшний день из восьми стран Европы.
Но было и по-другому. Коммунальная квартира с одним санузлом на пять семей, крысы, мыши и тараканы – их невозможно было вывести, – пьяные драки соседей, которые мне пришлось научиться останавливать лет с пятнадцати, детство и отрочество, проведенные в бедности. Нужный и важный жизненный опыт.
А состояние счастья у меня было всегда. Я так любила нашу коммунальную квартиру в Большом Могильцевском переулке! Это был дом начала двадцатого века, с красивой лепниной на высоченных потолках, и из его окон был виден огромный дуб, который, наверное, был лично знаком с А. П. Чеховым, описавшим в своем рассказе «Страшная ночь» наш переулок как одно из самых мрачных и неприятных мест Москвы. В комнате, где мы жили с мамой и братом, стояло старое немецкое пианино, наполнявшее дом и улицу своим благородным звучанием. Соседи наши были своеобразные и интересные люди: в трезвом виде – так вообще просто чудо! Моя французская спецшкола имени В. Д. Поленова находилась в десяти минутах. И я была счастлива.
Занимаясь психологической реабилитацией мирного населения на первой Чеченской войне, я тоже была счастлива, потому что у меня было ясное осознание, что я нахожусь именно там, где должна быть. Несмотря на то что приходилось работать сутками, я не испытывала ни ощущения выгорания, ни усталости: потраченная энергия моментально восполнялась от осознания результатов работы с людьми.
Было много событий и жизненных контекстов, где мне на собственном опыте удалось понять, что состояние внутренней наполненности и радости жизни может присутствовать в самых разных ситуациях.
У каждого из нас счастье – свое.
Возможно, мое счастье на сосново-песчаном Берегу Силы совсем не близко многим из читателей. Например, энергичным экстравертам для ощущения полноты жизни необходимы города с их ярким ночным освещением и бешеным ритмом, многочисленные контакты с людьми. И это прекрасно, что мы – такие разные.
Нет единого рецепта счастья, как нет и формулы любви.
Но, разобравшись в том, какие виды счастья существуют и какие из них вам наиболее созвучны, вы сможете сами, прочитав эту книгу, создать для себя свою индивидуальную стратегию достижения состояния счастья и нахождения в нем.
Я хочу поделиться своими личными наработками и опытом, а также профессиональным опытом своих коллег на тему счастья.
Мне хочется, чтобы «рецепт» разных видов счастья – а их имеется целых восемь, – был доступен каждому человеку, независимо от его профессии, и моя задача – показать каждому из вас пути повышения уровня счастья в своей жизни.
И теперь несколько слов о структуре книги, чтобы вам легче было в ней ориентироваться.
В первой части я обозначу «трех китов», на которых мы будем опираться. Во второй части речь пойдет о «химическом уровне» наших состояний счастья. В третьей части будет дано поочередное описание восьми видов счастья, и в четвертой, наконец, я покажу, как прийти к каждому из видов счастья и, конечно, осознанно удерживать себя в них.
Был когда-то старый фильм С. Микаэляна с Олегом Янковским «Влюблен по собственному желанию», и это название всегда меня немного смущало. Как вам кажется, можно быть влюбленным по собственному желанию? Мне кажется – нет. Можно, конечно, накрутить себя и «дорисовать» реального человека своими проекциями, подключив свое творчество и креативность, но такое нафантазированное чувство не может быть долгим. А вот быть счастливым по собственному желанию – вполне возможно, но для этого необходимо осознавание своих действий и приложение некоторых усилий.
Счастье – это не только состояние, но и труд, правда, приятный. Прежде всего это понимание и принятие того, где я сейчас нахожусь относительно моего счастья. Это и осознание, какие именно шаги мне следует предпринять, чтобы ощутить себя в полной мере счастливым. «Счастье по собственному желанию» требует внутренней работы и честных ответов самому себе на многие вопросы.
Давайте, пока мы еще не перешли к следующей главе, проведем небольшой тест.
УПРАЖНЕНИЕ 1Начертите, пожалуйста, три отрезка – три шкалы измерения – и разделите каждый из них на десять равных частей (рис. 1).
Первый отрезок – это шкала моего состояния счастья на сегодняшний день. Точка «О» означает, что в моей жизни вообще нет счастья («шкалу несчастья» мы сейчас не трогаем), а точка «10» означает, что состояние счастья во мне буквально зашкаливает, как у президента во время инаугурации. Поставьте крестик там, где вы находитесь в ваш текущий период жизни.
Второй отрезок – это шкала моего понимания, что должен делать «среднестатистический» человек, чтобы стать счастливым. Если я понятия об этом не имею, то ставлю «0», если я знаю об этом буквально всё, ставлю «10». Либо, что более вероятно, вы поставите крестик где-то между этими точками.
Третий отрезок – это шкала вашего понимания, что можете сделать конкретно вы, чтобы быть счастливым человеком и удерживать себя в этом состоянии. Вы, конечно, заметили, что третья шкала похожа на вторую, но имеется существенное отличие. Как правило, нам более понятно, что́ нужно делать в той или иной ситуации другому человеку, чем нам самим. Помните пословицу «Чужую беду – руками разведу»? На втором отрезке мы оценивали по десятибалльной школе наше понимание того, что нужно делать «вообще» для своего счастья. А третья шкала – это оценка того, насколько я понимаю, что нужно делать конкретно мне. И, как и раньше, цифра «0» означает, что я вообще – ни сном ни духом – не ведаю, чем я могу себе – любимому помочь стать счастливым. А цифра «10», как вы уже поняли, означает, что «я точно знаю конкретные шаги, которые мне следует сделать на пути к своему счастью».
Этот тест важно сделать до того, как мы перейдем непосредственно к содержанию книги. Если вы выполнили это упражнение, вам будет особенно интересно повторно проделать его, закончив чтение, чтобы понять, как изменилось ваше местоположение на всех трех шкалах после прочтения книги.
Рис. 1
1. «Дзеновская» притча о персиках
На самом деле, это реальная история, и я люблю ее рассказывать время от времени, в том числе и самой себе, потому что она, несмотря на то что произошла еще в далекие советские времена, никогда не перестанет быть живым примером для каждого из нас.
Еще лет тридцать назад персики нельзя было купить в супермаркете. Их можно было добыть либо на столичных рынках либо на юге. А потом нужно было везти их домой в ящике с просверленными дырочками под нижней спальной полкой в поезде дальнего следования.
Так вот, один Добрый Человек купил ящик персиков и, бережно переложив их бумагой, вез на поезде к себе домой в Сибирь. Добрый Человек очень хотел доставить персики своей семье красивыми и душистыми, поэтому он периодически выдвигал ящик и проверял их состояние.
Спустя несколько дней Добрый Человек с печалью обнаружил, что некоторые из персиков начали подгнивать.
Что в таких случаях надо делать? Ну конечно, обрезать гнилые части и съесть! Именно так наш герой и поступил. Он убрал то, что было уже несъедобно, и съел то, что съесть было еще можно: вкус, конечно, не такой, как у свежего неповрежденного персика, кондиция не совсем та, но есть вполне можно.
На следующий день Добрый Человек заметил, что еще несколько персиков были подпорчены, и он снова их съел. И так – до самой Сибири.
Что же случилось в конце пути? А случилось вот что. Когда Добрый Человек уже подъезжал к своему родному городу, он вдруг осознал два факта.
Первый факт – что все персики закончились. Но второй факт был намного печальнее: до нашего героя вдруг дошло, что за всю дорогу он ни разу не попробовал ни одного свежего персика!
Признаемся, эта история хотя бы в какой-то степени касается каждого из нас.
Мы часто откладываем счастье на потом, и это – ошибка: счастье откладывать нельзя.
Почему-то у людей есть странная привычка – связывать счастье с каким-то результатом, которого непременно нужно достигнуть, прямо как у героя притчи, откладывавшего счастье наслаждения персиками до приезда в родной город. «Вот сброшу я десять кило – и будет мне счастье». «Вот найду я мужчину свой мечты – и будет мне счастье». «Вот поеду я в отпуск – и будет мне счастье!» «Вот построю я дом – и будет мне счастье!» Уверена, что каждый из вас с легкостью может привести свои примеры.
А счастья – как не было, так и нет! Потому что это – обманка. Нельзя сдать экзамен и стать после этого счастливым человеком, потому что немедленно наваливаются новые обязательства. Помним, наверное, со студенческих времен этих бедных тревожных отличников, которые, едва выйдя из экзаменационной аудитории, начинают думать: «Ой, уже через две недели надо следующий сдавать, а я не уверен, что знаю все так, как надо…»
Знакомая ситуация?
А вы пробовали хотя бы один раз в жизни сдавать экзамен в счастливом состоянии? Даже если не пробовали, притворитесь на минутку, что прямо сейчас вы направляетесь к экзаменатору. Возможно, в своих знаниях по его предмету вы не вполне уверены, зато пребываете в самом блаженном и радостном состоянии. Как вы думаете, в каком из состояний у вас больше шансов хорошо сдать экзамен: в том, которое я только что описала, или в несчастном состоянии – грустном и подавленном? Кто-то, возможно, захочет мне возразить, что «несчастненького» пропустят из жалости. Да, возможно. Но едва ли тот «несчастненький» получит оценку выше «удовлетворительно»: великодушие экзаменатора будет напоминать чувства человека, подающего милостыню нищему на паперти.
А если вспомнить, что экзаменатор, точно так же, как и вы, – всего лишь человек и ему не хватает энергии? А если вы, будучи переполненным энергией счастья, буквально светитесь им, то экзаменатор напротив вас тоже попадает в это поле, начинает вам искренне симпатизировать и хотеть, чтобы вы сдали. Ученым – и физикам, и физикохимикам, и психологам – давно известно, что ни одна система не может существовать без наблюдателя и к тому же зависит от его ожиданий. Если экзаменатор настроен по отношению к вам позитивно, он невольно будет вас поддерживать, и в этом поле поддержки вы сможете легче проявить сообразительность, соединить в голове разрозненные факты, вспомнить примеры и уверенно все это изложить. Конечно, в счастливом состоянии экзамен сдавать в разы проще. Поэтому самые мудрые преподаватели всегда нам давали бесценный совет: «Главное перед экзаменом – это хорошо выспаться!» О том, как связан сон и состояние счастья, мы обязательно поговорим позднее.
А как вы думаете, в каком состоянии лучше сбрасывать лишний вес – в счастливом или в несчастном? Ну конечно в счастливом! Даже понятие такое есть: эмоции стройности. Очень часто мы много едим не потому, что действительно голодны, а потому, что нам не хватает энергии и положительных эмоций. А энергия берется далеко не только из еды: есть море способов наполнить себя ею! Когда мы по-настоящему счастливы, нам есть особо и не хочется. Вспомните период «острой влюбленности»: думалось вам тогда о еде?
А человека своей мечты в каком состоянии лучше искать – в счастливом или в несчастном? Ну конечно в счастливом! Знаете, какое основное правило леди на вечеринке, где она ни с кем не знакома? Быть красивой и всем своим видом транслировать послание: «Я пришла прекрасно провести время, и именно этим я и занимаюсь!» И что самое главное, она при этом должна на самом деле прекрасно проводить время! Будьте уверены, описанная леди не останется без внимания.
Есть между девушками интересное поверье, что, если произошел болезненный разрыв отношений, надо «клин клином вышибать», то есть нужно как можно скорее завести новые отношения. А на самом деле это как раз то, чего делать категорически нельзя. Почему? Потому, что подобное притягивает подобное! С большой долей вероятности в качестве «вышибающего клина» в вашу жизнь придет такой же несчастный и надломленный человек, как и вы в свой непростой период утраченной любви. Хорошо еще, если тот, кто пришел в вашу жизнь, окажется лишь временно надломленным, как и вы. А вдруг он такой «по жизни»? Тогда неизбежно новое разочарование и новое расставание.
Если вы намерены по-настоящему восстановиться и через какой-то период построить полноценные отношения с полноценным человеком, лучше сделать паузу между историей закончившейся и историей, которая должна начаться. Нужно честно отгоревать, отболеть, научиться любить себя и быть счастливой самой с собой и уж только потом пускаться на поиски своей второй половинки – прямо как в книге Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби». Я ни в коей мере не хочу сказать, что надо в этот период запереться в монастырь и там тихо плакать, пока не станет легче. Возможно, вам как раз захочется отправиться попутешествовать или заняться танцами – зажигательной латиной или бочатой. Вот такие «клинья» вполне приветствуются! Более того, вполне уместен флирт или даже легкое увлечение. Но не закладывайтесь на эти отношения серьезно – по крайней мере, на ближайшие полгода, если прекращение предыдущей истории проходило для вас болезненно.
В общем, формируем счастливые гармоничные отношения только на внутреннем позитиве.
А к своей мечте идти лучше в несчастном или счастливом состоянии? Ответ на этот вопрос очевиден. Если клиент приходит к терапевту в полуразрушенном состоянии, то было бы большой ошибкой сразу же предлагать ему формировать свою мечту, поскольку из нересурсного состояния он ничего хорошего не наформирует. Для начала нужно установить с ним глубокий человеческий контакт, помочь ему сформулировать свою жалобу, а затем запрос. Но психотерапевтический запрос и формирование своей цели-мечты – это совершенно разные понятия. Только удовлетворив терапевтический запрос, заключающийся в приведении в гармонию и равновесие внутреннего мира человека, можно приступать, если на то есть его воля, к формированию его цели или мечты. На это нужна позитивная жизненная энергия! А если человек буквально обесточен своими проблемами, не получится качественной мечты, увы. Поэтому правило всегда одно: из внутреннего мира – к внешнему. Сначала помогаем себе, а потом уже преображаем внешнюю реальность!
2. Наши «три кита»
Теперь самое время обозначить три мои основные опоры, которые помогут придать четкую структуру и предельную ясность нашему разговору о счастье.
Первый «кит» – это последние исследования нейробиологов. Таких исследований много: я уже упоминала, что тема сейчас популярна среди ученых, и выводы, которые они делают, порой несколько не сходятся между собой, и даже терминология не всегда совпадает. Именно поэтому я выбрала как основной источник нейробиологической информации труды моего любимого профессора Иоахима Бауэра, известного немецкого ученого и медика, автора замечательной книги под названием «Принцип человечности». Еще в 1996 году Иоахим Бауэр был удостоен престижной премии Немецкого общества по биологической психиатрии за свои исследования в области нейробиологии. Благодаря тому, что доктор Иоахим Бауэр – еще и практикующий психотерапевт, он может говорить о нейробиологии простым человеческим языком, в отличие от многих своих коллег.
Второй наш «кит» – это так называемый архетип сезонности. Данное понятие пришло к нам из юнгианской психологии, но не пугайтесь, я сейчас объясню, что это такое, и вы поймете, что давно знакомы с архетипом сезонности и даже применяете его на практике. Архетип сезонности – это универсальная модель процесса развития, как в природе, так и в отдельной человеческой жизни или даже в целом сообществе.
Давайте вместе вспомним, сколько сезонов у нас существует? Четыре, не так ли? Зима, весна, лето и осень. А сколько у нас времен суток? Тоже четыре: ночь, утро, день, вечер. Заметили нечто общее в делении на четыре этапа целого года и одного дня? Конечно! Зиму мы можем соотнести с ночью, утро – с весной, день – с летом, вечер – с осенью. А сколько основных периодов жизни у человека? Детство, юность, зрелость, старость. И здесь тоже, как мы видим, есть возможность соотнести каждый из жизненных этапов с определенным годовым сезоном.
Вот вам и весь архетип сезонности – архетип, который организует восприятие нами процессов развития, или, говоря иными словами – это неосознанное структурирование нами времени по четырем периодам.
Что такое весна в контексте архетипа сезонности? Весна – это всегда некое зарождение процесса, его начало. Что такое лето? Лето символизирует период расцвета и жизни в полную силу. Что такое осень? Осень – это время сбора плодов. Что такое зима? Зима – это спад внешней активности и неизбежное завершение процесса… Грустно? Грустно. Но не все так печально. Плохая новость в том, что все неизменно заканчивается зимой, но хорошая новость в том, что архетип сезонности цикличен: весь процесс перезапускается заново! Сама зима уже несет в себе зарождение весны.
Об архетипе сезонности и о его связи со счастьем мы будем подробно говорить во второй части книги.
И теперь – третья опорная точка! И это – практическая психология с ее наработками и технологиями и, конечно, нейролингвистическое программирование с его универсальным языком описания, его подходами и методами.
Не буду долго рассказывать о том, что такое нейролингвистическое программирование, поскольку много говорила об этом в моих предыдущих книгах. Суть НЛП состоит в том, что, во-первых, в нем найдены ключи доступа к бессознательному человека и, соответственно, умение разговаривать с ним на одном языке. Во-вторых, нейролингвистическое программирование представляет собой некий универсальный язык описания, чрезвычайно удобный в использовании и дающий возможность смоделировать и позаимствовать из любой области все, что работает и имеет практическую ценность.
Перед тем как двинуться дальше, давайте еще раз назовем по именам наших «трех китов»: это последние исследования в области нейробиологии, это архетип сезонности и современная практическая психология.
3. Что такое счастье?
Следующий шаг – это расшифровать для себя, что такое счастье. В нейролинвистическом программировании есть такое понятие, как «номинализация». Номинализация – это имя существительное, которое несет в себе некое обобщение. Понятие, выраженное номинализацией, нельзя потрогать, положить в багажник машины и перевезти в другой город. Слово «счастье» как раз и является ярким примером номинализации в нашей речи.
Чтобы было понятнее, приведу примеры других номинализаций. Например, это такие слова, как «любовь», «свобода», «равенство», «демократия», «согласие» и т. д. В одних контекстах номинализации нам не мешают и даже помогают, делая нашу речь более выразительной и придавая языку глубину и поэтичность: ведь каждый человек вкладывает в емкое слово «свобода» свой мотивирующий смысл. Но есть контексты, когда номинализации во внутренней и внешней речи человека мешают ему выбрать нужное направление развития, да вообще хоть какое-то. Используя номинализации, нас зомбируют в предвыборных кампаниях, провоцируя на нужные кандидатам действия при помощи таких понятий, как «демократия», «благосостояние», «безопасность» и «забота». Мы голосуем за «демократию», понимая под этим что-то свое и даже не подозревая, что кандидат подразумевал под тем же самым словом нечто совсем иное.