bannerbanner
Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая
Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая

Полная версия

Ангола: Путешествие во времени. Часть восьмая

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 11

Многие кинотеатры потом использовались не по назначению, превратились в склады, магазины и пр.

Настоящий бум строительства в Анголе начался только после 2010 года. Появились суперсовременные кинозалы, оснащенные новейшими технологиями – 2D, 3D, IMAX, но они не имеют ничего общего с ангольской идентичностью. В них продумано все – от вентиляции, освещения до развлечений, потому что рассчитаны исключительно на получение прибыли, но нет главного – души, ангольской изюминки архитектурного наследия.

Вот почему возникла обеспокоенность и признание социальной, культурной и политической важности старых кинотеатров, возрождения этих исторических и архитектурных памятников к жизни.

«Cine «Tombwa»59 (бывший Cinema «Alexandreuse») закрылся, как и многие кинотеатры…

А в завершение этой темы приведу слова директора провинциального управление культуры в Намибе Euracema Major Lopes: «Мы намерены активизировать сектор кинематографии и театра, построить или восстановить всю его инфраструктуру.

В городе в настоящее время есть три кинотеатра, из которых работает только один – Cine «Namibe». Два других – «Cine «Impala» и «Cine «Tоmbwa» – долгое время стояли и требуют серьезной реабилитации. Работа по их восстановлению включена в правительственный план, хотя дата начала и завершения реставрационных работ пока не известна».

И вот тут я опять вспомнил поговорку про воз….


«Cine «Impala» (г. Мосамедиш, бывший Намибе)


Красавец «Cine «Impala» в свое время был гордостью не только Мосамедиша (Намибе), но и всей Анголы. Здесь проводились массовые культурные мероприятия не провинциального, а даже национального масштаба, например, конкурсы красоты, музыкальные фестивали и пр.

За три года до получения независимости в Намибе (нынешний Мосамедиш) появился этот красавец-кинотеатр-esplanda – очередное гениальное творение Ботейло Перейра (он спроектировал также кинотеатр в Намибе), который был вдохновлен движением антилопы импала, спланировал открытые воздушные пространства в футуристическом стиле.

Глядя на него, создавалось впечатление, что гигантская океанская волна, накрыв зал, застыла, образовав огромную дугу, выходящую из передней части киосков к задней части проекционного экрана. Но архитектор объяснил это по-своему – прыжком импалы60.



Те, кто хоть раз видел в естественной природе эти изящные создания на тоненьких ножках, способные на невероятные балетные пируэты и гигантские прыжки над землёй, согласятся с создателями проекта.

«Cine «Impala», с залом на 600 человек, спроектированный архитектором Botelho Pereira, получил название от африканской антилопы, которая является символом города Намибе.

Справка.

Намибе (ныне Мосамедиш) – прибрежный город южной части Анголы. Население составляет около 130 000 человек.

Первоначально город назывался Мосамедиш, в честь человека, который послал двух исследователей Фуртадо и Мендеса, исследовавших залив в 1785 году. Однако город был основан только в 1840 году. Этот район был в основном колонизирован португальскими поселенцами из Мадейры и Бразилии. В течение 1850-х годов португальское правительство также предоставило морской проход и финансовую помощь большому количеству немецких колонистов. С 1966 года в Кассинге эксплуатировался железный рудник, из которого продукция экспортировалась в порт Мосамедиш.

Во время гражданской войны (после ухода португальцев) шахта Кассинга находилась под контролем УНИТА, тогда как побережье находилось под контролем правительства А. Нето, а затем Ж.Э. душ Сантуша, что делало невозможным любой экспорт. Портовые сооружения не использовались, но были надежно защищены.

В 1985 году город Мосамедиш изменил свое название и вернул прежнее, историческое – Намибе, чтобы потом все начать сначала. Такой вот ангольский вариант наших качелей: «туда-сюда-обратно».

5. Кинотеатры провинции Уила

«Cinema «Infante Sagres» (г. Лубанго)

(кинотеатр «Инфанте Сагреш»)



Судьба этого очередного гениального архитектурного творения португальских зодчих полностью схожа с судьбой «Cine «Estudio» в Мосамедишe – полностью законченный и даже оборудованный он был готов к сдаче в эксплуатации, но в стране случилась революция, и все было заброшено.

Спроектировал его архитектор Луис Такелим (Luís Taquelim)

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Приблуда (устар., разг.) – кто-либо приблудившийся, присоседившийся, навязчиво, либо при молчаливом попустительстве присоединившийся; бродяга, постоянно или на время осевший у кого-либо.

Жарг. – вещь, приспособление, как правило, нештатное (не входящее в комплект базовой поставки чего либо), аксессуар или предмет комплектации к основному аппарату или устройству.

2

А многие их так и называют: «Ну и гад же ты!», и они абсолютно правы – мы стали заложниками, рабами этих гаджетов.

3

Наберите в поисковике эту фразу и вы увидите тот самый баннер.

4

Теперь я понимаю, почему в конце книг многих авторов появляются даты с дефисами – с разницей в несколько (или несколько десятков) лет. Это – на человеческий манер – дата «зачатия» и дата «рождения» книги!

5

Анна несколько лет проживала в Анголе, затем в Мьянме, после чего переехала жить и работать в Папуа Новая Гвинея. Ее ангольская серия фотографий, рассказывающая о мавзолее А. Нето, вошла в мою книгу.

6

Союз ветеранов Анголы имеет представительства в различных регионах страны.

7

.«Телепроект Дом-2 сводит людей с ума!» – такой вывод сделали психологи Торонтского университета (University of Toronto), которые не рекомендуют смотреть это реалити-шоу.. Ученые заинтересовались скандальным телепроектом.. Группа психологов под руководством профессора Альберта Ларсона решила исследовать феномен этого проекта, который за время своего существования превратился в настоящий культ. Как оказалось, телепроект оказывает колоссальное влияние на психику тех, кто регулярно его смотрит.. Исследователи подчеркивают, что шоу «Дом-2» по своей сути очень напоминает секту.. Он «оснащен» всеми необходимыми атрибутами – у них есть гимн, есть своя символика, свои правила жизни, лозунг «Построй свою любовь» и уж совсем зомбирующее «Мы счастливы!», которое звучит в конце каждого выпуска как «аминь» в конце молитвы.. Тут хотелось бы добавить, что поселение участников это такая себе мормонская община наоборот.. Несмотря на то, что проект пропагандирует любовь, ничего кроме скрытого секса, скандалов, интриг, обвинений в «неверности» там не показывают.. Не раз телепроект пытались закрыть, но он выжил, и даже продолжает набирать обороты.. И всю эту нехитрую телевизионную продукцию изо дня в день продолжают смотреть миллионы людей. Почему?.. Психологи из Торонтского университета утверждают – телепроект зомбирует людей. Причем страдает психика как телезрителей, так и участников проекта. Некоторые жители «Дома-2» находятся на проекте чуть ли не со дня его основания.. «Психика людей, которые долгое время живут в ограниченном пространстве, да еще и по определенным правилам, начинает меняться. Они уже не могут адекватно воспринимать себя и события. Вернувшись в общество, они чувствуют себя некомфортно, им трудно вновь жить по правилам социума. Их можно сравнить с заключенными, которые отсидели долгий срок, пускай и в хорошей, но тюрьме», – отмечает Альберт Ларсон.. Кроме того, проект влияет на психику телезрителей, отмечают психологи. Ведь те, кто его смотрят, сопереживая с участниками все события и осознавая, что все происходящее на экране, реально, перенимают поведенческие модели. Думают, что так происходит в реальной жизни.. «А что на самом деле происходит на экране – массовый психоз и одни скандалы», – отмечает Ларсон.. Этот проект формирует поведенческие стереотипы: неподготовленные молодые люди строят свое поведение, опираясь на увиденное.. В рамках своего исследования ученые установили, что у 60% телезрителей, регулярно смотрящих шоу, не удовлетворены своей личной жизнью, взаимоотношениями с партнером. При этом 35% из этих 60% суицидально настроенные личности.. Кроме того, 30% фанатов «Дома-2» страдают психическими расстройствами, а 20% подвержены депрессии.. Психологи уверенны, что человек, у которого все в порядке с психикой, у которого все ладится в личной жизни, не будет смотреть подобные телепроекты.. Кроме того, полноценная личность всегда найдет себе дела поважнее, чем пялиться в телевизор и поглощать ненужную информацию.. Вот почему психологи Торонтского университета не рекомендуют смотреть реалити-шоу «Дом-2».. Источник: «Дом-2 разрушает мозг. http://www.ofigennoe.ru/blogs/0/27/post3535.html.

8

.Фа́ду (порт. fado [fadu]) – португальский музыкальный (исторически – также танцевальный) жанр.. Буквально слово «фаду» означает «фатум», «судьба», доминантной эмоцией в произведениях является принятие горькой судьбы. Основные разновидности – лиссабонское и коимбрское фаду..

Изначально словом фаду называли бразильский танец под аккомпанемент пятиструнной гитары, однако современный фаду испытал влияние вышеперечисленных жанров, а пятиструнная гитара была вытеснена португальской гитарой (порт. guitarra portuguesa – струнный щипковый музыкальный инструмент из семейства цистр, а не гитар, как можно было бы предположить по названию. Содержит 10—12 стальных струн, объединённых в двухструнные хоры)..

Фаду исполняется сольно, мужчиной или женщиной, под аккомпанемент португальской или классической гитары (иногда двух гитар), также иногда басовой гитары; аудитория также активно участвует в исполнении, выражая свои эмоции от происходящего..

Исполнение должно происходить в тишине, нарушителей выдворяют из помещения; плохого певца могут освистать, а хорошего награждают бурными аплодисментами.. Живое исполнение происходит в домах фаду (порт. casa de fado или casa do fado), а также в некоторых туристических ресторанах, театрах-ревю, кабаках, кафе и так далее.. Иногда в подобных местах собираются поклонники этого жанра, исполняющие непрофессиональное, любительское фаду (порт. fado vadio)..

Хороший исполнитель фаду – «фадишта» (порт. fadista) – обязательно должен выражать саудади (порт. saudade), сложную эмоцию, аналогичную светлой печали… Выдающиеся фадишта, виртуозно владеющие импровизацией, именуются «эштилишта» (порт. Estilista).

9

По данным Мирового атласа данных Knoema.. https:// knoema.ru/atlas/Ангола/topics/Демография/Прогноз-численности-населения/Ожидаемая-продолжительность-жизни

10

.Клептокра́тия (от др.-греч. κλέπτειν «воровать» + κράτος «господство, власть»; буквально «власть воров») – правительство, контролируемое мошенниками, использующими преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния, с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу..

Для клептократии характерна вертикально интегрированная коррупция.

11

.Cine-esplanada (open-air cinemas) – кинотеатр под открытым небом.. Эспланада (фр. esplanade от лат. explanare «выравнивать») – широкое открытое пространство перед крепостью. Чтобы затруднить нападение на крепость, пространство перед ней оставляли открытым, вырубая все деревья и запрещая строить дома. Из-за этого войска противника не могли приблизиться к крепости незамеченными или укрыться от обстрела.. В настоящее время имеет следующий смысл:. 1. Незастроенное пространство между крепостными или городскими стенами и ближайшими городскими строениями.. 2. Открытое место, площадь перед большим зданием.. 3. Широкая улица с аллеями посредине.

12

.PIDE («Polícia Internacional e de Defesa do Estado or PIDE» – Международная и Государственная полиция обороны; позже переименованная «Direcção-Geral de Segurança» – Главное управление безопасности), политическая тайная полиция во время авторитарного португальского режима Estado Novo

13

.Марисоль (исп. Marisol; настоящее имя Хосефа (уменьшит. Пепа) Флорес Гонсалес, исп. Josefa Flores; род. 4 февраля 1948) – испанская певица и актриса..

В 1960-е годы, будучи ребёнком и подростком, играла главную роль девочки Марисоль в большом количестве музыкальных кинофильмов..

Эти фильмы имели оглушительный успех. Когда выросла, перешла на «взрослые» роли, снимаясь у таких режиссёров, как Марио Камус, Хуан Антонио Бардем, Карлос Саура, сначала как Марисоль, потом начав использовать своё настоящее имя Пепа Флорес.. Будучи коммунисткой, была активна в политике, хотя в Коммунистическую партию Испании не вступила..

В середине 80-х годов отошла от артистической деятельности.. В настоящее время живёт вдали от публичной жизни в своём родном городе Малаге и редко общается с прессой.

14

.Фрэнк Ллойд Райт (8 июня 1867 – 9 апреля 1959) (англ. Frank Lloyd Wright) – американский архитектор, который создал «органическую архитектуру» и пропагандировал открытый план.. По заключению Американского института архитекторов, Райт – самый влиятельный из всех архитекторов США. Британская энциклопедия называет его «наиболее креативным гением американской архитектуры».

15

.Виллем Маринус Дудок (6 июля 1884 – 6 апреля 1974) был голландским архитектором-модернистом. Родился в Амстердаме. Стал городским архитектором для города Хилверсюм в 1928 году, где он в 1931 году построил кирпичную ратушу. Причем Дудок проектировал не только здание, но и интерьер, включая ковры, мебель..

Спроектировал и построил около 75 домов, общественных зданий и целых кварталов. Он также проектировал здания в Париже, College néerlandais в Университете Сите, культурный центр в Багдаде, кинотеатр в Калькутте, универмаг в Роттердаме, университетский колледж в Париже, городской театр в г. Утрехт (Нидерланды), и пр.

16

.Видимо, здесь в историю вкралась ошибка..

На самом деле премьера комедии, мюзикла «Моя прекрасная леди» в США состоялась 21 октября 1964, а в Португалии – 4 декабря 1964, а кинотеатр Cine «Imperio» был открыт спустя два года после этих дат..

Вполне возможно, что на самом деле в этом кинотеатре фильм впервые был показан на территории Анголы.

17

.О́скар Рибе́йру ди Алме́йда ди Ниме́йер Суа́рис Фи́лью (порт. Oscar Ribeiro de Almeida de Niemeyer Soares Filho; 15.12.1907—5.12.2012) – латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры, пионер и экспериментатор в области железобетонной архитектуры.

18

.Под лузофонами понимают как носителей португальского языка как родного, так и людей, владеющих и пользующихся им в той или иной степени – например, местные народы африканских стран, в которых португальский является государственным языком, коренные жители Анголы, Тимора, Макао и других регионов мира, а также иммигранты из других стран в Бразилии и Португалии.

19

.В рамках процесса реорганизации и возобновления деятельности кинотеатров по всей стране, в соответствии с планами, утвержденными Министерством культуры, компания «Edecine» установила контакты с зарубежными дистрибьюторами, чтобы возобновить партнерство по замене системы распространения и показа фильмов в Анголе, согласно Закону №7/12 от 18 февраля «Кино и аудиовизуальное право».. «Edecine» является публичной компанией Министерства культуры (Указ №35/79 от 15 февраля) по распространению и показу кино.

20

.Ар-деко́ (фр. art déco, букв. – «декоративное искусство», от фр. Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes – Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств) – стилевое течение в изобразительном и декоративном искусстве стран Западной Европы и Америки второй четверти XX века. Получило название от Международной выставки декоративного искусства и промышленности (Париж, 1925).. Впервые появилось в основном в архитектуре, моде и живописи во Франции в 1920-х годах и стало популярным в 1930—1940-е годы в международном масштабе.. Этот эклектичный стиль представляет собой синтез модернизма и неоклассицизма.. На стиль ар-деко также значительное влияние оказали такие художественные направления, как кубизм, конструктивизм и футуризм, сплетавшиеся с восточными, африканскими и другими экзотическими мотивами.. Для стиля характерны строгая закономерность, смелые геометрические линии, этнические геометрические узоры, оформление в полутонах, отсутствие ярких цветов в оформлении, при этом – пёстрые орнаменты, роскошь, шик, дорогие современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро).. В США, Нидерландах, Франции и некоторых других странах ар-деко постепенно эволюционировал в сторону функционализма.. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры.. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается], что эта роскошь – психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.. Ар-деко незаметно исчез после подъёма массового производства, когда к нему стали относиться как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному.. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны.. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воро. тами к модернизму и не исчезал до 1960-х годов.. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х годах было связано с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 1930-ми годами привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.

21

.Os Lusíadas (португальское произношение: [uʒ luízi. ððɐʃ]), обычно переводимый как «Лусиада», представляет собой общепризнанный шедевр мировой литературы – национальную эпическую поэму, написанную португальским поэтом, крупнейшим представителем португальской литературы эпохи Возрождения XVI века, одним из основоположников современного португальского языка Луиже Важ де Камо́йншем (1524/5 – 1580), и впервые опубликованную в 1572 году..

Она широко рассматривается как наиболее важное произведение португальской литературы и часто сравнивается с Энеидой Вергилия (1-й век до н. э.)..

Работа посвящена открытию морского пути в Индию португальским исследователем Васко да Гамой (1469—1524). Десять песней поэмы находятся в ottava rima и в общей сложности 11102 строфы.. Написанная в гомеровской манере, поэма фокусируется главным образом на фантастической интерпретации португальских путешествий открытия в течение 15-го и 16-го веков..

Os Lusíadas часто рассматривается как национальный эпос Португалии, так же, как Вергилия «Энеида» была для древних римлян, или Гомера «Илиада и Одиссея» для древних греков.. Она была написана, когда Камоэнс был изгнан в Макао, и впервые была напечатана в 1572 году, через три года после возвращения автора из Индии.

22

.1. N’gola – город и коммуна в провинции Уила.. 2. Свое название Ангола получила от слова «N’gola», что означает король».

23

.Виана – город и один из семи муниципальных образований, входящих в состав провинции Луанда, согласно новому административному делению провинции (в т. ч. Белаш, Cazenga, Какуако, Icolo е Bengo и Quiçama)..

Виана находится в 15—30 километрах к востоку от пригорода столицы Луанды и насчитывает 68 000 жителей, в том числе около 6 000 беженцев (в основном из провинции Катанга в Демократической Республике Конго)..

Виана находится примерно в 90 минутах езды от центра города Луанда..

Город был основан 13 декабря 1963 года. Прежде Виана была поселком на окраине Луанды и входила в ее административные границы..

Из-за близости к столичному городу Виана пережила в последние годы очень большой рост населения и промышленности..

Муниципалитет Вианы состоит из четырех коммун: Виана, Zango, Calumbo, и Mbaia.

24

Источник: Angop, 15 сентября 2009, http://www.angop.ao/angola/pt_pt/noticias/lazer-e-cultura/2009/8/38/Ministerio-Cultura-trabalha-para-capacitar-Edicine,fa1c3154-9458-44fb-98da-5d91808d4019.html

25

.Артур Пестана (порт. Pepetela, Artur Carlos Maurício Pestana dos Santos, 29 октября 1941, Бенгела) – ангольский писатель португальского происхождения.. Псевдоним, в переводе на кимбунду, означает «ресницы». Полное имя, данное при рождении, – Artur Carlos Maurício Pestana dos Santos.. После завоевания Анголой независимости Пепетела был назначен заместителем министра образования (1975—1982) в правительстве Агоштиньо Нето.. Начал публиковать романы и пьесы, после 1982 практически целиком занялся литературой, хотя параллельно преподавал социологию в Ангольском университете.. В 1990-е годы, в связи с ухудшением политической обстановки в Анголе, подолгу жил в Португалии и Бразилии.. В 1997 ему была присуждена высшая награда португалоязычных литератур – премия Камоэнша. Активный член Союза писателей Анголы.. Живет в Луанде, преподает социологию в университете.

26

.Термин «мусейон» (др.-греч. μουσεῖον) в изначальном употреблении обозначал один из традиционных типов греческого святилища и использовался в одном ряду с Герайоном (др.-греч. Ἡραῖον) – храмом Геры, Серапеумом (др.-греч. Σεραπείον) и прочими..

Однако в древнегреческом языке «мусейон» был тесно связан с «собранием» в широком смысле; этим термином могли обозначать хоровод муз, однако Платон в «Федре» (267b) именует так «собрание [умных] речей» (др.-греч. μουσεῖα λόγων)..

Алкимадант Элейский пользовался термином «Мусей природы», в этом качестве его цитировал Аристотель («Риторика», 1406a, 25)..

У Афинея (V, 187d) термин приобретает более современное значение: «Мусеем Эллады» образно именуются Афины, в которых накопилось огромное количество статуй, картин, книг и прочих культовых и исторических памятников..

Применительно к Александрии у Афинея (I, 22d) появляется ироническое сравнение учёных и литераторов, содержавшихся Птолемеевским двором, с «откармливаемыми редкими птицами в вольере» (др.-греч. πολυτιμότατοι ὄρνιθες).. Со временем термин «мусейон» сделался наименованием музыкально-художественной и научно-исследовательской деятельности, поскольку в Элладе классической эпохи она разворачивалась при храмах муз..

Празднества и творческие соревнования также организовывались при святилищах, их материальные воплощения – в том числе тексты произведений и призы – посвящались музам и хранились в храме..

Культ муз отправлялся во всех философских школах классической Античности, начиная с пифагорейской. Платон в «Федоне» (61a) прямо причислил философию к мусическим искусствам; перипатетики включили в этот ряд естествознание и медицину. Достижения каждого вида деятельности отражались в коллекциях, с сакральным целями собираемых при каждом мусее..

На страницу:
9 из 11