bannerbanner
Запрещенное советское кино. Альманах, выпуск третий
Запрещенное советское кино. Альманах, выпуск третий

Полная версия

Запрещенное советское кино. Альманах, выпуск третий

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Запрещенное советское кино

Альманах, выпуск третий


Владимир Кучин

© Владимир Кучин, 2020


ISBN 978-5-0051-6035-5 (т. 3)

ISBN 978-5-0051-3134-8

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

60 дней. 1940 год

Эта статья – дань памяти выдающемуся актеру театра и кино Николаю Черкасову.


Сегодня мы будем виртуально смотреть фильм «60 дней» Ленинградской ордена Ленина киностудии Ленфильм. Фильм был снят летом 1939 года, должен был в 1940 году выйти во всесоюзный прокат, но был запрещен, и увидел свет в 1943 году в ограниченном числе демонстраций для зрителей. А затем уверенно лег «на полку» навсегда.


Чем же удивительно это событие? Дело в том, что заглавную роль в фильме исполнял 36-летний ленинградский актер Николай Черкасов, дважды орденоносец, народный артист РСФСР, депутат Верховного Совета РСФСР. Однако это обстоятельство не спасло фильм «60 дней» от запрета.


Официальным поводом для запрета к прокату фильма «60 дней» стали называться его якобы слабость и серость. Но так ли это? Это мы обсудим в итоговом комментарии.


Начнем обсуждение мы с большой цитаты из книги о Николае Черкасове, в которой изложена хроника его жизни. Нас интересует период с 1934 по 1941 год – в эти годы малоизвестный актер Черкасов шагнул из небытия на страницы истории советского театра и кино.


Из книги Герасимов Ю., Скверчинская Ж. «Черкасов», М.: «Молодая Гвардия», 1977:

«1934 – Исполняет роль Сенечки Перчаткина в «Чужом ребенке», Айка Ауэрбаха в «Вершинах счастья».

Лето – Снимается в первой крупной роли в звуковом кино – Кольки Лошака в фильме «Горячие денечки».

13 ноября – Премьера «Бориса Годунова. Первое исполнение роли Варлаама.


1935—1936 – Играет Мориса Массубра в «Мольбе о жизни», Крогстада в «Норе», Осипа в «Ревизоре», Буланова в «Лесе». Начало работы над ролью царевича Алексея в фильме «Петр I».


1936, Лето – осень – Работа над ролью профессора Полежаева в фильме «Депутат Балтики». Снимается в фильмах «Дети капитана Гранта» (Паганель), «Остров сокровищ» (Билли Бонс).


1937 – Присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. «Депутат Балтики» удостоен «Гран-при» на международной выставке в Париже.

Март – Исполняет роль Бесштанько в комедии «Банкир».

Лето – Снимается в фильме «Друзья» в роли Беты.

Осень – зима – Играет роль Буранова в спектакле «На берегу Невы». Продолжая сниматься в роли царевича Алексея, в театре готовит роль Петра I в одноименном спектакле по пьесе А. Толстого.


1938, 23 марта – Награжден орденом Трудового Красного Знамени за участие в создании фильма «Петр I» (1-я серия).

Апрель – Исполняет главную роль в спектакле «Петр I».

Май – Подает заявление о приеме в члены ВКП (б).

26 июня – Избран депутатом Верховного Совета РСФСР.

Лето – Снимается в заглавной роли в фильме «Александр Невский».

Осень – Снимается в роли М. Горького в фильме «Ленин в 1918 году».


1939, 1 февраля – Награжден орденом Ленина за исполнение ролей в фильмах «Петр I», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году».

11 марта – Присвоено звание народного артиста РСФСР.

Лето – Поездка на дальний Восток в район озера Хасан с шефскими концертами.


Снимается в роли профессора Антонова в фильме «Шестьдесят дней».


Осень – Поездка в Западную Белоруссию во главе бригады ленинградских артистов. Исполняет роль М. Горького в спектакле «Ленин».


1940 – Исполняет главную роль (Лелио) в комедии К. Гольдоне «Лгун».


1941 – Присуждение Государственной премии I степени за фильм «Александр Невский».

Обсуждение фильма «60 дней» мы будем традиционно вести с помощью раскадровки.

ГОРЯЧИЕ ДЕНЕЧКИ

Первый кадр раскадровки показывает Николая Черкасова в его первой роли деревенского парня Коли Лошака в звуковом кино в фильме «Горячие денечки». Трудно представить себе, что этот улыбающийся долговязый шалопай через 4 года исполнит эпохальную роль Александра Невского. Но актер Николай Черкасов совершил это удивительное и великое восхождение, которое оборвалось именно на фильме «60 дней».


Перейдем непосредственно к обсуждению фильма «60 дней».


ТИТРЫ

Ленинградская ордена Ленина киностудия Ленфильм 1940.«60 дней»Сценарий С. Кананыкин

Режиссер Михаил Шапиро (самостоятельных работ мало, стал известен как сорежиссер фильма «Горячие денечки» 1934 года)


2-й режиссер К. Гаккель


Операторы: А. Гинцбург, С. Иванов


В ролях:


Профессор Антонов, Евгений Антонович – Нар. арт. РСФСР Н. Черкасов


Доктор Пугачев, Петр Петрович – Засл. арт. РСФСР В. Янцат (ленинградский театральный актер)


Директор института – Засл. арт. РСФСР Б. Жуковский (ленинградский театральный актер)


Люсенька, лаборантка – З. Федорова (получила всесоюзную известность после главной роли в фильме «Подруги», 1935 года)


Майор Давыдов – Г. Любимов


Батальонный комиссар Булат – А. Янкевский (ленинградский театральный актер)


Капитан Глазатов – И. Назаров

КАДР 01

В медицинском институте опоздавший на работу (видимо проспал после ночных прогулок) хирург Пугачев готовится к операции. Его ассистенты заводят разговор о том, что ему бы надо жениться, и как возможного кандидата называют лаборантку Люсеньку. Пугачев этим заинтересовался.


В палате института директор обнаружил, что операция, которую должны выполнить комиссару Булату, задерживается. Булат в жесткой форме высказывает свои претензии директору.


Директор (в кадре слева) врывается к Пугачеву (в кадре справа):


Директор: «Петр Петрович, на каком основании вы задержали операцию батальонному комиссару Булату?»


Пугачев, опоздавший по личным причинам, объясняет директору, что в клинике неверно размещены операционные. И именно это приводит к сложностям в работе хирургов. В том числе в институте отведено слишком много рабочего пространства под лабораторию Антонова, научные усилия которого по поиску возбудителей рака не дают результата.


Пугачев говорит об Антонове: «Четыре тысячи бесполезных опытов!» – и уходит в операционную.


Директор не находит, что же ему ответить.

КАДР 02

Лаборатория профессора Антонова.


Антонов беседует со своей юной лаборанткой Люсенькой, почтительно называя ее «Людмила Ивановна». Вроде бы профессор говорит о работе, но явно хочет поведать Люсеньке о своих чувствах, однако не знает, как начать этот разговор.


Входит директор. Его цель – расширить помещение операционной за счет лаборатории Антонова. Для вида, расспросив Антонова о ходе исследований, он неожиданно сообщает о своем решении перенести лабораторию на 4-й этаж, который пока еще строиться. А нынешние помещения лаборатории будут присоединены к помещениям хирургической клиники.


Антонову нечем возразить, он грустно говорит: «Будем работать дома!»


Довольный директор уходит.


В лабораторию Антонова после операции приходит Пугачев. Он делает комплимент Люсеньке (на кадре слева) и приглашает ее поехать на водную станцию. Возражения Антонова (на кадре в центре) не принимаются.


Профессор Антонов окончательно раздавлен – его лаборатория по исследованию рака закрывается на неопределенный период, а его тайный предмет обожания – лаборантка Люсенька в рабочее время решила самовольно уехать с хирургом Пугачевым на водную станцию.


Люсенька уходит переодеваться, а профессор Антонов продолжает общаться со своим якобы другом хирургом Пугачевым.

КАДР 03

Пока Люсенька отсутствует в лаборатории, хитрый Пугачев заводит с Антоновым о ней разговор. Наивный Антонов отрицает свои возможные «отношения» с лаборанткой.


Антонов: «Неужели ты думаешь, что у меня с ней может что-нибудь быть!»


Пугачев: «А почему нет?»


В разгар разговора вошла Люсенька, которая услышала последние фразы профессора, и за сказанные слова на него обиделась. Люсенька говорит (в кадре):


«Понимаете, я не хочу больше слушать о злокачественных опухолях. Не хочу!»


Пугачев и Люсенька уходят. Антонов остается один в лаборатории.


Поздним вечером Антонов приходит к своему дому, дворник отпирает ему дверь в парадное. Антонов печально говорит дворнику:


Антонов: «Вот была дружба – и не стало!»


Дворник: «Бывает».

КАДР 04

Антонов в своей холостяцкой квартире. Еды нет, чайник пустой. Антонов снимает со стены фотопортрет хирурга Пугачева и бросает его за тумбочку. Затем Антонов сидит на кресле качалке и разговаривает с фотографией Люсеньки, вставленной в рамку. Настроение у профессора упадочное. Чтобы себя как-то подбодрить он садиться за фортепиано и глубокой ночью играет нечто громкое и бравурное. Разбуженные музыкой соседи с верхнего этажа начинают стучать Антонову в потолок (в кадре), поэтому он вынужден прекратить свои музыкальные упражнения.


После некоторого размышления профессор Антонов приходит к неожиданному выводу:


«Человек не имеет права губить свой талант близостью со вздором»

1-й КОММЕНТАРИЙ

Фильм «60 дней» был заявлен как комедия. И вот прошло 15 минут экранного времени. Сюжет вырисовывается – НАИВНЫЙ и умный профессор ПЫТАЕТСЯ РАБОТАТЬ! Однако его окружают странные люди. Его друг Пугачев врет директору института, ловчит и пытается ухаживать за лаборанткой Люсенькой. Директор, получив выволочку от комиссара Булата, угождает хирургу Пугачеву, в ущерб профессору Антонову. Лаборантке Люсеньке надоела ее скучная работа. Но все трое вроде бы ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ – или нет? И что делать работящему профессору Антонову – может быть пить горькую? Проблема поставлена, но как же ее решать?

КАДР 05

Пока профессор Антонов работал допоздна, шел по Ленинграду с разведенными мостами (а, значит, трамваи уже не ходили) до своего дома, беседовал с фотокарточками и играл на фортепиано – хирург Пугачев гулял с лаборанткой Люсенькой. И вот Пугачев провожает Люсеньку домой – они стоят в полутемном парадном ее дома на лестнице у дверей люсенькиной квартиры (в кадре). Разговор зашел и о профессоре.


Пугачев: «Ну, ничего, я сделаю из него человека! Завтра же! Нет, завтра я уезжаю!»


Удивленная таким поворотом событий Люсенька: «Куда?»


Пугачев: «В армию на два месяца, а приеду – и сделаю!»


Люсенька и Пугачев прощаются.


Следующие кадры с КАДРА 06 по КАДР 13 и составляют те самые 60 ДНЕЙ, которые послужили основой для названия фильма – в экранном времени это около 50 минут.

КАДР 06

Лаборатория временно закрыта, и профессор Антонов реализует свой план – он работает дома. Раздается звонок в дверь – это почтальон. Профессору Антонову вручается письмо из военкомата – он призван на военные сборы на 2 месяца (те самые 60 дней!). Новость для профессора очень неожиданна.


Профессор собирает чемоданы (он планирует даже на военных сборах продолжать свою исследовательскую работу – и берет с собой много научных книг!) и спешит на вокзал. На нужный поезд он немного опоздал и строгая вокзальная дежурная его не пускает на посадку, и ему приходится ехать на следующем поезде, но все-таки он добирается до войсковой части.

2-й КОММЕНТАРИЙ

Почему опоздал профессор? Видимо ему почтальон никак не могла ЛИЧНО вручить письмо из военкомата – все из-за того, что Антонов все время работал и домой приходил за полночь. А почему ему не сказал о сборах Пугачев или директор – ОНИ ЖЕ ВСЕ ЗНАЛИ? Видимо, для того чтобы он ОПОЗДАЛ – и этим еще раз подтвердилось, что он недотепа, не приученный К ОБЫЧНОЙ СОВЕТСКОЙ ЖИЗНИ. Да и что это за работа у профессора АНТОНОВА – какая-то непонятная БОРЬБА С ВОЗБУДИТЕЛЯМИ РАКА. Кому это нужно? Вот военные сборы – совсем другое дело!


Антонов опоздал, поэтому был вынужден явиться пред светлые очи начальника сборов майора Давыдова, и тот сразу начинает снимать с недисциплинированного профессора «стружку».


Давыдов: «Почему опоздали?»


Антонов: «Я был перегружен!»


Давыдов: «Чем?»


Антонов: «Чемоданами с книгами!»


Майор продолжает разговор в жестком приказном тоне:


Давыдов: «Подтяните ремень!»


Давыдов: «ВСЕ НЕ ТАК!»


Антонов: «Хорошо!»


Давыдов: «Не ХОРОШО, а ЕСТЬ!»


Антонов приведен майором Давыдовым в необходимое «армейское состояние» и отпущен в расположение своей роты, и там он встречает своего бывшего друга Пугачева в ладно сидящей военной форме с хорошо подтянутым ремнем. Ловкий проныра Пугачев уже назначен старшим в роте будущих командиров запаса. Это катастрофа! Пугачев наносит Антонову (в кадре слева) разящий удар (в кадре справа).


Пугачев: «Мы сделаем из вас командира!»


Антонов: «Кто это мы? Много на себя берете, ГРАЖДАНИН Пугачев!»


Возмездие следует незамедлительно!


Пугачев: «Командир Антонов – СМИРНО! Пойдете очередным дежурным!»


Начались военные будни. Группой командиров командует Пугачев, и вот Антонов, который выгрузил из чемоданов книги в прикроватную тумбочку, зачитался и опоздал на построение. В это время приходит майор Давыдов, он обнаруживает Антонова и делает ему очередное замечание.


Группа командиров пришла на обед, но Антонову, как опоздавшему, не отведено место за общими столами рядового состава, и он вынужден сидеть за командирским столом с Пугачевым. За командирским столом Антонову не ДОСТАЕТСЯ порции супа – но его начальник Пугачев только смеется! СТРАННОЕ ОТНОШЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА К ПОДЧИНЕННОМУ!


Появляется и еще один начальник бедного профессора – капитан Глазанов. Буквально все офицеры в учебном центре командиров запаса озабочены «перековкой» слишком умного профессора Антонова из НЕПРАВИЛЬНОГО человека в ПРАВИЛЬНОГО человека.


Майор Давыдов спрашивает у Пугачева: «Что это ваш профессор?»


Пугачев презрительно: «ТАЛАНТ!»


Давыдов понял, кто такой Антонов (для майора Давыдова – ТАЛАНТ – это ругательное слово), и дает жесткое указание относительно Антонова капитану Глазанову:


Давыдов: «Обратите СЕРЬЕЗНОЕ внимание на него, СДЕЛАЙТЕ из него КОМАНДИРА!»


Глазанов: «Будем стараться!»

КАДР 07

Начались занятия. Учит командиров запаса капитан Глазанов – коротышка в очечках. По сравнению с ним профессор Антонов выглядит гигантом. Четко следуя приказу майора Давыдова, Глазанов главное внимание уделяет именно Антонову.


Глазанов вызывает Антонова к макету боевой позиции и предлагает профессору решить тактическую задачу управления ротой по его вводным условиям, Антонов пытается думать. Глазанов торопит Антонова, и не получив от него быстрого правильного ответа объявляет, что рота командира Антонова погибла. Командование условной ротой на макете поручено другому командиру запаса. Антонов садится на свое место, но капитан Глазанов упорно и вдохновенно ДЕЛАЕТ из него командира.


Глазанов: «Я не разрешал вам садиться! Объявляю вам предупреждение за недисциплинированность!»


Поручено решить тактическую задачу и самому дисциплинированному – командиру Пугачеву, и он ТОЖЕ НЕ СПРАВИЛСЯ.

3-й КОММЕНТАРИЙ

Так хотя бы одного командира запаса научил капитан Глазанов правильному управлению пехотной ротой? Вопрос повисает в воздухе. А подтягивать ремень он профессора Антонова научил – но достаточно ли этого для победы в бою?

КАДР 08

ТИТРЫ

ПРОШЛО 30 ДНЕЙ СБОРА


Профессор Антонов «тянет» всю группу командиров запаса по показателям назад. Вместо того, чтобы брать пример с своих командиров – старшего группы Пугачева, капитана Глазанова, майора Давыдова, то есть следить за своим обмундированием, и четко выполнять распоряжения и команды – профессор все свое свободное личное время посвящает чтению различных книг.


Товарищи перед отбоем решают «вправить мозги» профессору Антонову (в кадре).


Командир запаса Зверев (в центре): «Профессор, вы не понимаете своего долга!»


Профессор не слушает своих товарищей, а они никак не могут понять профессора.


Один из товарищей (на кадре слева) берет книжку, отложенную профессором на тумбочку, и с удивлением обнаруживает – ПРОФЕССОР ИЗУЧАЕТ «БОЕВОЙ УСТАВ ПЕХОТЫ РККА». Профессор говорит товарищам в свое оправдание такую фразу:


«Я просто не умею приказывать. ПОКА».

4-й КОММЕНТАРИЙ

Сценарий фильма «60 дней» удивительным образом перекликается с великими киноролями, которые уже сыграл к 1939 году актер Николай Черкасов. Одна из таких ролей – Максим Горький в фильме «Ленин в 1918 году». И поведение Антонова четко укладывается в парадигму самообразования писателя Горького, который сказал о себе такую общеизвестную фразу «Всем лучшим в себе я обязан книгам». Это выражение Горького в 40-годы 20-го века было, как слоган, начертано на стенах всех библиотек СССР. И именно совету Горького следует Антонов – капитан Глазанов и майор Давыдов ничему НАСТОЯЩЕМУ не учат профессора, поэтому он сам начал изучать «Боевой устав» – и этот путь приведет его к успеху.

КАДР 09

До сих пор в фильме «60 дней» отсутствовала руководящая роль партии большевиков, а фильм уже пересек свой экватор. И вот, наконец, из клиники выписался дивизионный комиссар Булат, тот самый кто послужил косвенной причиной для всех неприятностей, свалившихся на работе на голову профессора Антонова.


Напоминаю, как это было (КАДРЫ 01 – 04):


– Булат пожаловался директору института на задержку операции, которую должен был выполнить хирург Пугачев;

– Директор прибежал к Пугачеву и потребовал объяснений;

– Пугачев обманул директора – он опоздал на работу по личным «амурным» причинам, а сослался на неудобство расположения операционной, и перевел стрелки на якобы бестолкового профессора Антонова, занимающего лишние площади;

– Директор пришел к Антонову, и объявил ему о закрытии его лаборатории по исследованию проблем рака до постройки 4-го этажа в институте;

– Антонов заявил, что будет в этом случае работать дома;

– А утром ему почтальон, который застал таки его дома, вручил письмо из военкомата о военных сборах;

– Так Антонов оказался на сборах и начался основной сюжет фильма «60 дней».


В КАДРЕ 09 комиссар Булат прибыл на сборы командиров запаса и обнаружил, что самым отстающим в учебе является профессор Антонов. Булат беседует с Антоновым:


«Вы человек науки, ученый, а у нас никак себя не проявили!»


Для поддержания «реноме» советских ученых комиссар Булат предлагает Антонову прочитать командирам популярную лекцию по своей профессии. Антонов сомневается в успехе такой лекции, но признает:


«Это, в самом деле, актуально».


Лекция прочитана и удалась. Капитан Глазанов (в кадре справа), ведущий себя как чеховский полицейский надзиратель Очумелов из рассказа «Хамелеон», понимает, что Антонов выполнял распоряжение комиссара Булата, поэтому он горячо благодарит профессора, которого до этого целый месяц непрерывно прессовал:


«Ну вот, так бы и воевали!»


Лекция прочитана, но работа по «переделке» слишком умного Антонова в настоящего человека продолжается. На очередных занятиях по тактике капитан Глазанов вызывает к макету Антонова – очередная тактическая задача не решена – а конфликт Антонова и Глазанова разрешается обычным армейским способом – профессор получает три наряда и отправляется с занятий на кухню – получать обед перед заступлением в наряд.


На кухне Антонов требует накормить его перед несением службы. Командир Зверев (в КАДРЕ 08 он назидательно беседует с Антоновым) отказывает ему в обеде и предлагает ждать, когда с занятий придет вся группа командиров.


Антонов возмущен:


«Устава НЕ ЗНАЕТЕ! Немедленно давайте обед!»


Профессор взбешен неуважением к себе и очень изменился – видимо он уже изучил основы суворовской «науки побеждать» и готов командовать.

КАДР 10

Начинается подготовка к реальным учениям на местности. Неожиданно (тут сценарист пошел проторенной за 2000 лет до него дорогой греческих драматургов) по указанию комиссара Булата (роль партии!) майор Давыдов назначает командиром обороняющейся роты командира Пугачева, а командиром атакующей роты командира Антонова.


Пугачев (в кадре слева) перед строем своих подчиненных зачитывает приказ майора Давыдова, и сам удивлен не меньше других. Антонов (на кадре он как самый высокий стоит правофланговым в шеренге командиров) тоже удивлен – но он уже готов к новому вызову судьбы.

КАДР 11

Перед будущими маневрами ночью командир Антонов нарушает дисциплину и незаконно проникает в учебный класс (на кадре в центре). На песочном макете местности он разрабатывает тактику своей завтрашней боевой операции по атаке на поселок, который будет оборонять рота Пугачева. Дежурный по сборам обнаружил нарушителя Антонова в учебном классе (на кадре в глубине) и сообщил об этом комиссару Булату. Но Булат предлагает не задерживать нарушителя:


«Хватит с него нарядов! Не будем мешать человеку работать!»

КАДР 12

Начался день реальных учений. Антонов, который накануне назначил Зверева командиром взвода, поставил ему самую важную задачу – выдвинуться на опушку леса в предполье позиции роты Пугачева (с юга см. карту в кадре), и широким фронтом своего взвода имитировать расположение всей роты Антонова.


Пугачев в это время расположил свою роту фронтом на южной окраине поселка и стал ожидать атаку со стороны роты Антонова. Пугачев говорит своему офицеру – посреднику:


«Антонов – это святая простота в военном деле!»


Тем временем Антонов показывает на карте (в кадре) своему офицеру – посреднику план предстоящей операции:


– взвод Зверева занимает опушку леса, из леса не выходит, чтобы не открыть противнику свою малочисленность, и в определенный момент начинает интенсивный обстрел позиции Пугачева – завязывает отвлекающий бой;

– за несколько часов до ложной атаки силами взвода Зверева основные силы роты Антонова начинают строить гать по лесному болоту в направлении на восток, проходят этой гатью вместе с артиллерийской батареей, выходят по крутой спирали в тыл роте Пугачева, и атакуют поселок с севера.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу