bannerbanner
Новейшее исследование сновидений. Инструменты и практикумы раскрытия мудрости души
Новейшее исследование сновидений. Инструменты и практикумы раскрытия мудрости души

Полная версия

Новейшее исследование сновидений. Инструменты и практикумы раскрытия мудрости души

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Поступая так, я получаю возможность использовать способ, удовлетворяющий различные потребности и учитывающий особенности разных людей. Каждый сон по-разному раскрывает секреты, поэтому я считаю, что важно иметь максимально полный арсенал способов их толкования. По этой причине мы также исследуем образы, метафоры, характер и историю сновидений. Изучим их с точки зрения шамана, который распознает сновидения как в периоды бодрствования, так и во время сна. В главе 4 вы найдете полное руководство о том, как «видеть сны наяву».

Профессиональный опыт склоняет меня к интеграции различных методов. Занимаясь обучением специалистов работе с травмами различной этиологии, неврологией, энергетической психологией, телесно-ориентированной психотерапией и практикой осознанной медитации, я совершенствуюсь в социальной и клинической практике. Изучение каббалы, шаманских и религиозных учений значительно расширяет мой профессиональный кругозор. Я считаю, что все люди – это существа, состоящие из обычных клеток и звездной пыли, и хочу дать возможность клиентам и ученикам получить доступ к обеим составляющим знания – как к традиционной его части, так и к клинически обоснованной.

2. Метод «PARDES»: слово «pardes» переводится с иврита как «фруктовый сад». Также это аббревиатура и каббалистический подход к пониманию множества уровней смысла в священной книге иудаизма Торе. Я использую его с целью определить и исследовать многочисленные слои сновидений. Глава 5 посвящена самому методу и тому, как я его формулирую.

3. «GAIA», или «метод контролируемого активного воображения», основан на работе Карла Юнга. Он особенно полезен при работе с ночными кошмарами. Я создала этот метод работы со сновидениями в качестве путеводной нити, которая поможет безопасно пройти сквозь темные леса пугающих фантасмагорий и провести с ними необходимую работу. Глава 11 подробно описывает этот метод.

Язык снов не только очень символичен, но и весьма остроумен. Например, моя клиентка Мэрилин описывает сон, в котором гуляет по лесу и видит набор столовых приборов из серебра – ложку, нож и две вилки (салатную и столовую). «Интересно, – думает она, – что они здесь делают?»

В ходе работы над сновидением Мэрилин понимает игру слов и вспоминает, как обдумывала несколько «развилок» на своем пути – в личной и в профессиональной жизни. Для меня это одна из самых приятных сторон работы со сновидениями – отыскивать подобные каламбуры и наслаждаться творческим процессом, разгадывая метафоры, созданные нашими видящими сны умами.

Чего ожидать

В главе 1 вы познакомитесь с общей концепцией ориентации на мир сновидений, а в главе 2 узнаете, как улучшить способности запоминать сны. Третья глава посвящена подробному изучению процесса порождения сновидений (так называемые «целенаправленные» сновидения используются для получения ответов на судьбоносные вопросы, как в случае с моей дочерью). В главе 4 рассказывается о снах в бодрствующем состоянии и снах наяву с характерными для этих явлений состояниями синхроничности и интуиции. Метод PARDES, основанный на идеях каббалы и служащий для раскрытия значений разных слоев сновидений, описывается в главе 5. Окружающая действительность внутри сновидения анализируется в главе 6.

В последующих главах мы углубимся в рассмотрение важнейшего аспекта – роли образов в сновидениях. Мы разберем, чем полезны сны для повышения креативности и самоисцеления. Люди и животные – частые гости в сновидениях, поэтому мы научимся разгадывать их послания, в том числе с помощью шаманских представлений о тотемных животных и общении с духами умерших близких людей. В двух последних главах книги дано множество методов работы со снами. Здесь представлены инструменты для понимания значения хороших и плохих сновидений, а также способы безопасного и творческого подхода к работе с ними. С помощью метода GAIA вы научитесь сдерживать, смягчать и изменять в лучшую сторону свои ночные кошмары.

Эта книга может служить путеводителем в последовательной работе со сновидениями, глава за главой. Каждая из них содержит компоненты идей, подробно рассматриваемых далее. Двигаясь по этой «тропе из желтого кирпича», вы получите четкое руководство, которое поможет понять собственные сновидения. Книгу можно использовать и другим способом – как справочник по конкретным темам. Если вы четко сформулировали вопрос относительно какого-либо сновидения, то можете читать только ту главу, которая лучше всего раскрывает интересующую тему. В любом случае к концу книги вы овладеете разнообразными навыками и научитесь применять инструменты, необходимые в путешествии по сновидениям.

Автор книги «Забота о душе» и духовный учитель Томас Мур говорит о сновидениях как о доме. Мур получил докторскую степень в области религиоведения и работает психотерапевтом после того, как более десяти лет прослужил католическим священником. В интервью Опре Уинфри в ее подкасте «Super Soul Sunday» он проводит параллели между сновидениями и домом:

– Ваше духовное «я» родилось во сне, и когда вы спите, то возвращаетесь домой, к самим себе. Ваше естественное «я» находится дома на земле, где все является и реальностью, и поэтической метафорой. Во сне вы возвращаетесь в дом, в самое чрево своего духа, в мир, говорящий на языке вашей души.

Позже он объясняет свое высказывание: это похоже на то, что «бодрствуя, мы живем в реальности, которая представляет собой лишь верхний слой, а под ним, в глубине, таится огромный мир сновидений с его толкованиями, намеками и тайнами».

Мур напоминает о распространенном феномене, когда человек может одновременно пребывать во сне и наблюдать себя со стороны. Это похоже на просмотр фильма, но не совсем, поскольку нередко мы одновременно принимаем в нем участие. Когда его спросили, имеет ли он в виду, что жизнь во сне так же реальна, как и настоящая, Мур ответил:

– Возможно, в них она гораздо более реальна.


Упражнение

На этапе подготовки к путешествию не забудьте приобрести дневник сновидений. Это может быть простая тетрадь на спирали или красивая, искусно переплетенная книга. Потратьте немного времени, чтобы определиться, что именно придаст больше вдохновения для регулярной записи снов. Держите по ночам дневник и письменные принадлежности возле кровати. Начните записывать сновидения, не забывая проставлять даты. Если вы помните сны, которые видели раньше, запишите их в специальном разделе. Не игнорируйте подробности и тоже укажите даты. Сны, которые мы долго помним, имеют особое значение. Давние воспоминания из прошлого часто по-прежнему очень важны и по-особенному в нас откликаются. Кроме того, подумайте, с кем из людей, присутствующих в вашей жизни, вы бы хотели поделиться и рассказать о сновидениях. Предложите им тоже начать «ловить» сны.

Глава 1. Путь в мир сновидений

Сны – это иллюстрации из книги, которую ваша душа пишет о вас.

Марша Норманн

Многие из нас хорошо помнят фильм «Волшебник страны Оз» и часто проводят ассоциации с ним в различных жизненных ситуациях. Это один из основных современных мифов. В детстве я смотрела фильм бессчетное количество раз. «Волшебник страны Оз» стоит в одном ряду с такими древними и современными мифами о путешествиях, как «Илиада» и «Одиссея», «Эпос о Гильгамеше», «Где живут чудовища», «Звездные войны», «Гарри Поттер» и многими другими. Как и все перечисленные истории, «Волшебник страны Оз» – это рассказ о путешествии героя и его возвращении домой.

Страна Оз предстает перед нами миром грез или по крайней мере порталом в мир грез. Мы безоговорочно принимаем этот «сдвиг» в сознании в момент, когда Дороти шагает за порог дома, и жизнь на ферме в Канзасе перестает быть «жизнью в Канзасе». В эту секунду картина внезапно перестает быть черно-белой и обретает живые цвета. В момент упомянутого «сдвига» мы, зрители, вместе с Дороти переступаем некий порог. Я помню времена, когда черно-белые экраны телевизоров были единственным развлечением в городе, поэтому внезапное появление ярких цветов было чем-то невероятным. К концу фильма изображение размывается, вновь цвета переходят в черно-белую гамму – это момент ритуального возвращения Дороти домой в Канзас по окончании ее приключений в стране Оз. Раз, два, три. Щелк – и все закончилось.

Путешествие этой девочки – правда или вымысел? Игра воображения или настоящее мистическое странствие во сне в места, более реальные, чем окружающая реальность? Во сне или наяву путешествует Дороти по стране Оз? Автор намеренно оставляет за читателями право решать самим, чтобы позволить быть не просто зрителями, но и полноценными участниками этого увлекательного действа.

В конечном итоге этот путь приводит Дороти обратно домой. Ее цель, разыскиваемый ею святой Грааль – то же самое, что ищем все мы: возвращение домой. Она рассказывает о желании снова и снова, встречая каждого из попутчиков: Страшилу, Железного Дровосека, Трусливого Льва и, наконец, самого Волшебника. Каждый из них обладает необходимыми качествами, чтобы помочь ей достичь желаемого: умом, сердцем, смелостью и мудростью. С их помощью Дороти сможет победить страхи и найти правильный путь в этой волшебной стране, иногда пугающей, но в основном такой прекрасной! История тем самым превращается в метафорический поиск пути домой в форме исследования мечтаний и страхов. Что объясняет, почему эта книга имеет столь сильный и глубокий резонанс: она обращается к дому, живущему в каждой душе.

Страна Оз в сновидениях

Главные герои истории о стране Оз стали узнаваемыми современными архетипами (универсальными символами), как добрые и злые ведьмы и собственно дорога из желтого кирпича. Явления и характеры персонажей страны Оз можно обнаружить и в снах. Например, у Карен, участницы одного из моих «кругов», был сон, в котором дипломы получили все, кроме нее. Вместо этого преподаватель бросил ей подушку, покрытую семенами. Она спросила его, почему все остальные получили дипломы, а ей досталась только эта подушка.

Поработав над сновидением, Карен поняла, что семена на подушке символизируют ее собственные многочисленные творческие таланты, ни один из которых она не признавала и не использовала в полной мере. Как и Страшила, Карен умна и талантлива, но ей хочется, чтобы этот факт был подтвержден документально. Всем известно, зачем нужны подушки – их подкладывают под голову. Таким образом, подушка стала символом, означающим во сне диплом. Именно эта подушка и содержала семена всего самого лучшего и творческого, чем богато внутреннее «я» Карен. Страшила не стал умнее от того, что получил диплом из рук Волшебника, но именно обладание им подарило ему веру в себя. Этот диплом-подушка обратил внимание Карен на то, что истоки ее творческих начинаний часто находятся в сновидениях.

Сны уносят нас, как и Дороти, в ночные скитания по местам, которые кажутся нам, пока мы спим, не менее реальными, чем любые другие, где мы бываем, когда бодрствуем. Их населяют необычные волшебные существа, знакомые и незнакомые люди, реальные и мифические животные. Они берут нас с собой в невероятные приключения, спускаясь в адские глубины и возвращаясь обратно. Сновидения живут в мире тьмы в совершенно реальных условиях, которые я называю ландшафтом ночи. Как Дороти нужно было преодолеть дорогу из желтого кирпича, чтобы исполнилось ее самое сильное желание – вернуться домой, так и мы можем освоить путеводитель по сновидениям, ведущим нас домой.

Путь домой через сновидения

Сократ говорил: «Познай самого себя» и «Не стоит жить, если не исследовать жизнь». «Работа со сновидениями» – термин, введенный Стивеном Айзенштатом в его одноименной книге, позволяет нам лучше узнать себя. Это понимание сущности является началом возвращения домой – к самим себе. Сны позволяют нам раскрыть свои темные стороны, или «тени» по терминологии Юнга, и признать их как составляющую целостной личности. Тень не может быть хорошей или плохой, она просто часть сущности каждого из нас. Эта часть может быть совершенно неизвестна или неприемлема, может смущать или пугать. Юнг говорит, что теневая сторона – та часть нас, которая живет глубоко в бессознательном, поэтому мы не воспринимаем ее как свою.

Ниже приведены примеры того, как тень проявляется во сне.

• Мне снится, что я смотрю в зеркало и вижу отражение пожилой женщины, которую с трудом узнаю. Это я сама в старости.

• Мне снится человек в темном плаще, который прячется в тени. От него исходит угроза.

• Мне снится, что большой носорог преграждает мне путь.

Кларисса Пинкола Эстес, автор книги «Бегущая с волками: женский архетип в мифах и сказаниях», говорит, что фигура, скрытая тенью, возникающая в снах, может означать некое послание о внешней или внутренней стороне жизни. Также она может указывать на необходимость собраться с силами и выработать способ противостояния внешним угрозам. Встреча во сне со своей тенью может быть призывом к оружию. Позже мы рассмотрим, как работать с теневой стороной своего «я». Объединение темных и светлых сторон с помощью работы над сновидениями возвращает личность к целостности, подобно тому как единство символов инь и ян достигается слиянием противоположных элементов. Необходимо осознать и признать, что любая составляющая личности должна быть целостной сама по себе. Юнг утверждал, что человек становится просветленным не тогда, когда представляет яркие образы, а когда способен видеть в темноте.

Специалист по работе со сновидениями Джереми Тейлор считает, что сны приходят не для того, чтобы сообщить что-то уже нам известное. Имеет смысл подходить к работе со снами, заранее предполагая обнаружить в них что-то незнакомое, даже если сон кажется на первый взгляд вполне «очевидным». Скрытая информация всегда находится чуть ниже порога того, что мы готовы охватить сознанием, и ждет, пока мы его обнаружим.

Моя коллега Элли, работая однажды со своим сновидением, составила список из двадцати двух жизненных проблем, к которым, как ей казалось, этот сон может иметь отношение. Пока она выполняла упражнение, то еще не совсем понимала, какие из перечисленных проблем были наиболее значимыми. Она просто записала все, что пришло в голову. Два года спустя она случайно обнаружила этот список в папке со старыми файлами. Совершенно неожиданно для Элли они оказались именно тем, над чем она как раз работала в ходе курса терапии. Все эти вопросы постоянно бередили ее душу; просто нужно было «вытащить их на белый свет», как это сделала Дороти, предварительно дождавшись, пока они созреют и наступит правильный момент, чтобы ими заняться. Не стоит торопить работу души, на все требуется время.

Что такое «дом»?

Сновидения помогают вернуться домой, поэтому спросите себя, а что для вас «дом». Две тысячи лет назад римский философ Плиний Старший сказал: «Дом там, где твое сердце». Спустя тысячу девятьсот лет в своем стихотворении «Смерть батрака» Роберт Фрост написал: «Дом – это место, где вас всегда примут, когда вы в этом нуждаетесь». Глинда тоже говорила подобное: «Дом – это место, которое каждый из нас должен найти, дитя мое. Это не просто жилище, где ты ешь или спишь. Дом – это осознание своего ума, сердца и смелости. Если ты знаешь себя, где бы ты ни находилась, ты всегда дома». Аналитик трудов Юнга Майкл Конфорти говорит, что дом – это «духовное пространство, в котором живет человек». Различными способами все эти высказывания пытаются донести мысль, что дом – это то, что находится внутри нас, или то, что неразрывно с нами связано. Я недавно бронировала отпуск через компанию «Везде как дома». Их маркетологи попали прямо в точку. Даже когда мы уезжаем в дальние края, нам необходимо ощущение «дома вдали от дома».

Дом. Здесь мы восполняем силы, чувствуем себя в безопасности и ощущаем принадлежность определенному месту. Цель многих игр, в которые мы играем в детстве, вернуться «в домик». Идея возвращения домой закладывается в очень раннем возрасте. Играя в «пятнашки», вы оказываетесь в безопасности, когда добираетесь до «домика». То же самое относится к игре «Захват флага» и множеству настольных игр. В нардах необходимо привести все шашки в свой «дом», прежде чем можно будет начать убирать их с доски. То же касается и бейсбола. Мы бежим от базы к базе в направлении «домашней базы», и нет ничего лучше, чем попасть туда!

Черепаха и улитка всегда дома, где бы ни находились: они в буквальном смысле несут дома на спине. Мы тоже можем извлечь пользу из способности в любой момент почувствовать себя дома. Однако множество людей постоянно находится в поисках пристанища, принадлежности, и эта цель кажется им недостижимой. Возможно, самое главное заключается в том, что глубоко в душе нам необходимо чувствовать себя как дома. Целью большинства духовных дисциплин является способность обрести умение познать самого себя – свое сердце, ум, смелость, чтобы с гордостью сказать, что в рамках своего тела человек чувствует себя дома. Работа со сновидениями приводит нас к соприкосновению с самой глубокой и целостной версией своего «я». Возможно, именно это воплощение находится ближе всего к сущности нас самих, нашему истинному дому.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2