bannerbanner
Были ли Владислав Крапивин и Михаил Ахманов членами тайного общества Диск
Были ли Владислав Крапивин и Михаил Ахманов членами тайного общества Диск

Полная версия

Были ли Владислав Крапивин и Михаил Ахманов членами тайного общества Диск

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 4

Особо, помню, врезались в память повесть «Оруженосец Кашка» и рассказ «Болтик».


Когда я прочёл «Голубятню…», то понял, что у Крапивина есть собственная модель вселенной, и она очень глубоко проработана. И именно эта модель, можно сказать, космогония Крапивина, меня очень заинтересовала. Я сразу заметил в ней общие черты с космогонией моего любимого писателя – Ивана Ефремова.


Понятно, я дальше прочёл массу книг Крапивина, и детально изучил его модель вселенной, или как он её назвал «Великий Кристалл», или, можно сказать «Вселенную Великого Кристалла», вернее, множество таких вселенных. Именно об этой модели я и хочу поговорить, и дать сравнительный анализ вселенной В. Крапивина, с вселенной И. Ефремова, вернее, Роберта Бартини. Если получится, конечно, я понимаю насколько это сложная задача.


Я всё больше склоняюсь к тому, что творчество В. Крапивина конспирологическое, но окончательный вывод ещё не сделал. И, надеюсь, цикл отзывов о «Великом Кристалле» поможет мне сделать этот вывод.


И, думаю, понятно, почему я начинаю данный цикл отзывов именно с повести «Я иду встречать брата». Наверное, именно эту повесть и нужно считать первой повестью о «Великом Кристалле». Хотя в ней он ещё и не особенно останавливается на своей модели вселенной, но начинать, наверное, нужно всё же с начала.


Эту повесть Владислав Крапивин написал, когда меня ещё на свете не было, в 1961 г., году полёта Гагарина, опубликовал в 1962 г. И это повесть о любви, но не о любви мужчины и женщины, а о любви человека к людям и людей к человеку.


Именно певцом такой любви смело можно назвать Владислава Крапивина, и именно поэтому он, видимо, и пишет только о детях, в детском возрасте чувство любви ещё не имеет сексуальной окраски.


Сюжет, для 1961 г., ещё довольно новый.


Действие происходит в далёком будущем, в 2305 г., и уже улавливается то, что это будущее не нашего мира. Описанная им Земля будущего, безусловно, очень похожа на нашу, но чувствуется, что, как говорится, что-то не то. Впрочем, с этим давно уже никто и не спорит, и повесть, та же «Лаборатория Фантастики» относит к «Книгам, примыкающим к циклу «Великий Кристалл»».


Главный герой маленький мальчик – Нааль Снег, у которого погибли родители и он живёт в интернате. И самое главное желание мальчика, горячо любившего родителей, вполне понятно, он хочет найти опять хотя бы одного родного человека. Но больше родственников у него нет.


И вдруг выясняется, что один родственник, оказывается, таки, есть.


300 лет назад в дальний космос улетел релятивистский звездолёт «Магеллан», и командиром этого звездолёта был предок мальчика Александр Снег. Звездолёт должен был вернуться через 120 лет, но он не вернулся, и все считают, что он погиб. Но у мальчика возникает удивительное чувство, что это не так, и он скоро встретится, с единственным родным для него человеком.


И чудо происходит, скоро Земля получает сообщение, что «Магеллан» возвращается. Понятно, что из-за релятивистского замедления времени командир звездолёта даже не годится мальчику в отцы, по возрасту, он годится ему в старшие братья. И Земля сообщает звездолёту, что Александра Снега очень ждёт на Земле его единственный родственник.


Но есть одна вещь, которую ещё не знает, ни Земля, ни мальчик.


Я не могу рассказать, что это, так как раскрою сюжет, но именно это и создаёт условия, в которых люди могут проявить удивительную любовь к человеку, маленькому человеку, двенадцатилетнему мальчику. Люди, это экипаж звездолёта «Магеллан».


И видимо эта любовь и есть самая настоящая.


Безусловно, рекомендую повесть к прочтению.



Первый отзыв на книгу цикла «Ричард Блейд»:

4. Д. Лорд, «Бронзовый топор» (отзыв на книгу)


Просматривается элемент богоборчества.


Книга «Бронзовый топор» первая в межавторском цикле о приключениях Ричарда Блейда, и она увидела свет в 1969 г. Автором книги был американский писатель Манинг Лий Стоукс. Если верить «Лаборатории фантастики» он написал о Блейде восемь произведений, семь из которых переведены на русский язык. Кстати, сам М. Нахмансон пишет, что под псевдонимом Джеффри Лорд скрывался американский писатель и издатель Л. К. Ингел. Честно говоря, не знаю, как это понимать, да и, во всяком случае, пока, не хочу знать. Уже отметил, что меня сейчас интересуют только русские переводы данного цикла, и интересуют на предмет конспирологии.


А в этом плане «Бронзовый топор» очень интересен. Не знаю, интересен ли на этот предмет англоязычный подлинник произведения, но перевод М. Нахмансона крайне интересен. Настолько интересен, что я перечитал эту повесть два раза, прежде чем начать работать над отзывом.


В «Бронзовом топоре» Ричард впервые попадает в параллельную вселенную и попадает случайно. Лорд Лейтон, изобретатель компьютера который переносит Ричарда в параллельные вселенные, понятия не имел, что его компьютер будет обладать таким свойством. Компьютер был создан с целью, временно соединить мозг человека с компьютером, и, используя это, «закачивать» человеку информацию непосредственно в мозг – давать человеку знания, без обучения. Кто видел кино-эпопею «Матрица» Вачовски, тот помнит, как там Нео мгновенно изучил джиу-джитсу, а Тринити мгновенно научилась управлять вертолётом, поскольку компьютер просто внёс в их мозг информацию об этом. Именно в этом была цель работы английского лорда и профессора Лейтона. А то, что Ричард в результате такого эксперимента, вдруг, оказался в параллельной вселенной, просто побочный эффект в работе компьютера.


Это, кстати, очень интересно само по себе, и в других отзывах, думаю, мы поговорим об этом.



Но самое интересное в этой повести другое, в ходе данного эксперимента Ричард попадает в такой – мир Альбы, и это единственный мир в который ему пришлось попасть дважды, точнее, вроде бы дважды.


Действие повести происходит в июне 1968 г., тогда Ричард попал в Альбу в первый раз. Второй раз Ричард попадает в Альбу в июле 1994 г. в повести «Кровавые луны Альбы». Кто авторы этой повести неизвестно, у неё два автора, если верить псевдонимам, мужчина и женщина, М. Нахмансон, на своём сайте написал, что он не вправе разглашать кто авторы.



Понятно, перед тем как начать работать над данным отзывом я перечитал и «Кровавые луны Альбы».


Самое интересное в «Кровавых лунах Альбы» то, что это откровенно богоборческое произведение. В 1994 г., в Альбе, главными врагами Ричарда были не люди, а боги – боги в прямом смысле слова, потусторонние сущности, между которыми идёт борьба за власть над миром Альбы. И Ричарду, в прямом смысле слова, пришлось вступить в борьбу «с самими богами», не больше и не меньше.


Но есть одна оговорка, в 1994 г. Ричард попал не в ту Альбу. Эта Альба находится не на объёме, а на плоскости времени, но на плоскости времени, не относительно нашего мира, а относительно мира первой Альбы, в которую Ричард попал в 1968 г. А поэтому вопрос: Кто противостоял Ричарду во время его первого «опыта попаданца», только люди, или ещё и потусторонние сущности? остаётся открытым. Должен признаться, я так же не нашёл на него ответ. Наверное, что-то станет яснее в ходе дальнейшей работы.


Впрочем, даже уже сам тот факт, что «Кровавые луны Альбы» откровенно богоборческое произведение, весьма весомое подтверждение моей гипотезы, что, скажем так, русский цикл о Ричарде Блейде конспирологический.


Но есть одна деталь, которая, пусть косвенно, но очень весомо подтверждает, что и в его первый визит в Альбу Ричарду противостояли не только люди.


В «Бронзовом топоре» есть один психологически недостоверный момент, а М. Нахматсон этим не грешит, не смотря на всю фантасмагоричность описываемого им его произведения всегда психологически достоверны. И он меня очень заинтересовал ещё в 90-е годы, когда я прочёл повесть в самый первый раз. Правда, я пытался себя убедить, что Нахмансон просто перенёс этот момент из англоязычного оригинала, но, похоже, убедить так и не смог.


Психологически недостоверный момент следующий.


Я уже сказал, что Ричард всегда «весь по горло в борьбе и любви», здесь, понятно, это так же проявляется в полной мере. Конкретно в Альбе за Ричарда соперничают четыре женщины, и, понятно, женщины далеко не простые: две королевы, принцесса и верховная жрица невероятно могущественного религиозного культа. Причём, успешнее всех за него соперничает жрица, очень молодая, немыслимо красивая, очень умная, и на очень высоком уровне владеющая магией женщина.


Кстати, по поводу магии в мире Альбы. Магия не вымышленная, это те самые «Способности Прямого Луча» о которых говорил Иван Ефремов.


Собственно наиболее ожесточённое и наиболее реальное соперничество идёт между этой жрицей, её зовут Канаки, и принцессой Талин. Причины просты и прозаичны, одна из королев уже слишком стара, у второй в детстве было изуродовано лицо.


При этом принцесса Талин ещё ребёнок, и взбалмошный и капризный ребёнок, и она, всего лишь нравится Ричарду. Канаки же, да, тоже ещё очень молодая женщина, но она намного умнее, красивее и коварнее Талин, и она добилась своего – Ричард влюбился в неё без памяти. И, тем не менее, в соперничестве побеждает Талин, и побеждает далеко не на любовном фронте, Ричард её так и не полюбил. Юная, наивная, взбалмошная и капризная Талин, вдруг, оказывается более искусной интриганкой, чем Канаки.


Понятно, что это ахинея полная.


В «Кровавых лунах Альбы» объясняется как такое могло произойти. Соперничество за Ричарда было соперничеством не смертных женщин, а богинь, в женщин воплотившихся.


Боги мира Альбы, точнее обеих Альб, элементали, два мужчины, и две женщины: бог огня, бог воздуха, богиня земли и богиня воды, и между ними идёт соперничество.


Богиня земли давно предсказала, что в их мир придёт Ричард и решила использовать это для того, что бы захватить власть над Альбой. Её культ – культ друсов, и так самый могущественный в этом мире, и ей уже вполне по силам одолеть остальных соперников. И Ричард может стать той самой последней каплей, которая раз и навсегда утвердит её власть. И тогда она окажется в положении нашего христианского, точнее авраамического «Господа Бога», станет самым могущественным божеством в Альбе.


Здесь, думаю, будет уместно пояснить, с позиций концепции «Диска» мир по ту сторону смерти существует, уже говорил, его космогония построена на концепции реинкарнации, но там нет никаких богов. Точнее, эта концепция исходит из двух принципов Гермеса Трисмегиста: «Что на Небе, то и на Земле» и «Люди смертные боги, боги бессмертные люди, счастлив будет тот, кто поймёт это». То есть, та сущность, которая в нашем мире прикидывается «Господом Богом» и сумела убедить в этом представителей авраамических религий, никакой не «Господь Бог», а обманщик. То же, что он получил такую власть в нашем мире, очень плохо, это породило эволюционный перекос в нашей реальности – инферно, который наносит чудовищный вред всему живому.


Так же теория «Диска» исходит из того, что власть «Господа Бога» в нашем мире дело временное, у людей свой путь, и нам с «Господом Богом» не по пути. Собственно, именно поэтому «Диск» и исходит из необходимости богоборчества.


В «Кровавых лунах Альбы» эта мысль тоже выражена в полной мере. Только там людям не по пути не с «Господом Богом» и его соперником Люцифером – Несущим Свет, а с элементалями.



Суть происходившего с Ричардом, точнее с Ричардом – 2, так сказать, когда он попал в Альбу в первый раз.


Богиня воды слишком поздно поняла, что богиня земли вот-вот переиграет её, используя Блейда, который, кстати, в мир Альбы попал, похоже, не случайно, его туда, похоже, переместила богиня земли. (Это объясняет почему, в нашем мире перемещаться в другие реальности получается только у Ричарда, богиня, была вынуждена дать ему такую возможность). И начала судорожное соперничество с ней за Ричарда. Она поочерёдно воплощалась в тела обеих королев, и когда номер не прошёл, воплотилась в тело Талин, и именно поэтому Талин и оказалась более искусной интриганкой, чем Канаки, это была уже не она.


Было ли это в Альбе – 1?


Могу привести только факты, они таковы:


1. Друсы давно предсказали, что в их мир придёт Ричард, и ждали его прихода.


2. Верховной жрицей друсов была очень старая и непривлекательная женщина, но, прямо перед приходом Ричарда, её на этом посту, вдруг, сменила сногсшибательная красавица. Ричард не мог припомнить что бы встречал женщину красивее её.


3. Талин, будучи ещё совсем ребёнком, не могла быть более опытной и умелой интриганкой, чем Канаки.


И это только, так сказать, факты которые жгут глаза, есть и ещё, но на них я не буду останавливаться.



Думаю, каждый, зная описанное мною, может сам попытаться ответить на этот вопрос. Мне же, думаю, будет более целесообразным продолжить проверку фактов в следующих произведениях цикла.


Второй отзыв на книгу В. Крапивина:

5. В. Крапивин, «Имени погибших» (отзыв на книгу)


Мы, за 58 лет, успели забыть, что произведение «Я иду встречать брата» дилогия.


Недавно прочёл маленький, ранний рассказ В. Крапивина «Имени погибших». Раньше я не читал его, и упоминание об этом рассказе нашёл в книге В. Талалаева «Топологии Миров Крапивина». Самое интересное, что Талалаев считает повесть «Я иду встречать брата» дилогией, состоящей собственно из этой повести, и этого рассказа. И, да, для этого есть веские основания.


Вторая интересная деталь В. Талалаев считает данный рассказ второй частью дилогии.


Почему интересная?


Рассказ написан раньше повести «Я иду искать брата» на год, в 1960 г. Кроме того, события в этом рассказе, вроде бы, происходят до событий, описанных в указанной повести.


Суть.



Александр Снег вот-вот улетит в космос, и прощается с братом – Наалем, они проводят вместе прощальный вечер на природе, в лесу.


То есть, это, вроде бы, начало, а не конец.


Но о том, что у Александра Снега был родной младший брат, по имени Нааль Снег, в указанной повести, ни слова. И есть ещё одна деталь, звездолёт Александра называется не «Магеллан», а «Прометей». Впрочем, таких странных деталей в рассказе несколько.


Пожалуй, я сразу расскажу об интриге рассказа.


Мир, описанный в рассказе «Имени погибших» отличается от мира, описанного в повести «Я иду встречать брата», не только этим. В мире рассказа опасность угрожает космонавтам не только в космосе, но и на Земле. На планете есть силы, и достаточно могущественные силы, которые считают, что межзвёздные полёты надо запретить, и ради того, что бы добиться этого не останавливаются не перед чем.


Незадолго до прощальной ночи погиб звездолёт «Колумб», по официальной версии он взорвался из-за технических неполадок, но на самом деле он взорван, вместе с экипажем, в результате диверсии. И прощающиеся братья не знают, что Александру уже вынесен приговор – этой ночью его должны убить.


Понятно, я не могу рассказывать, что было дальше, но события разворачиваются по-настоящему страшно. Самое же главное, люди и в этом мире Великого Кристалла, тоже умеют любить человека.


Но меня заинтересовало здесь ещё одно.


Дело в том, что конспирологическая теория шестимерной вселенной Роберта Бартини построена на концепции реинкарнации. У В. Крапивина же, я, пока, не нашёл убедительных намёков на то, что в мире Великого Кристалла жизнь строится на перевоплощении. Впрочем, я ещё и не прорабатывал творчество Крапивина в этом ракурсе, уже сказал, я только начал такую работу.


Здесь же похоже намёк на реикарнацию есть. Да, на очень сложную реинкарнацию, не в одном мире, а в разных. Но из теории Бартини, в котором время имеет не только длину, или, как говорил Бартини «стрелу времени», но и два других измерения, которые и рождают параллельные вселенные, подобная реинкарнация закономерна. И, похоже, только это и объясняет все странности данной дилогии.


Есть ведь и ещё одна. Почему повесть называется «Я иду встречать брата»?!


Ведь Александр Снег, в данной повести, Наалю Снегу всё-таки не брат, а предок. А вот если они действительно были братьями, пусть и в другой жизни, на другой грани Кристалла, то это всё ставит на свои места. Впрочем, повторяю, я только начал указанную работу.


Думаю, что это очень плохо, что мы, за 58 лет успели забыть, что произведение «Я иду встречать брата» дилогия, и об этом пора вспомнить. И это, похоже, имеет не только культурное значение, но и мировоззренческое.


Безусловно, рекомендую к прочтению и данный рассказ, и всё произведение целиком.


Второй отзыв на книгу цикла «Ричард Блейд»:

6. Д. Лорд, «Нефритовая страна» (отзыв на книгу)


Интересная и захватывающая интрига, но конспирологии маловато.


Повесть «Нефритовая страна» второе произведение о Ричарде Блейде. Свет оно увидело в 1969 г., автор Мэннинг Ли Стоукс, писал под псевдонимом Джеффри Лорд. На русский язык повесть, скажем так, вольно переведена в 1992 г. С. Нахмансоном и А. Курмаковой. Действие повести происходит в 1968 г. Понятно, начинается в старой, доброй Англии, а затем продолжается в некоем параллельном мире.


Должен сразу сказать, что в плане конспирологии мне выловить из повести удалось немного. Интересные детали следующие. В первое пребывание в параллельном мире Альбы у Ричарда начались проблемы с памятью. В Альбе он прочти всё забыл о своём прошлом, а по возвращению из Альбы почти всё забыл о своём пребывании в этом мире.


Лорд Лейтон счёл, что это побочные эффекты работы компьютера, но если Ричард действительно был переброшен в Альбу её божеством – богиней земли, то это вряд ли. Он ей там нужен был навсегда, поэтому естественно, что она захотела, что бы он почти забыл свою прошлую жизнь. Что бы полностью забыл, сделать было нельзя, ей нужны были его опыт, знания и навыки, прежде всего, боевые навыки. Равно как понятно, что когда ситуация вышла из под её контроля, богиня не захотела, что бы о её мире слишком много знали в реальности Земли.


Лорд Лейтон занялся вопросом памяти Ричарда, поскольку он имел ключевое значение для проекта, и сумел усовершенствовать компьютер так, что тот усиливал его память, кроме того, применил регрессивный гипноз. И больше такой проблемы не возникало, но об Альбе Ричард забыл слишком многое, что, хочешь, не хочешь, но наводит на размышления. Тем более, что регрессивный гипноз способен пробудить память практически обо всём, и то, что даже он здесь в полной мере не помог, выглядит, как минимум, странно.


Есть ещё одна интересная деталь, в конце повести лорд Лейтон делает вывод, что наша вселенная не четырёхмерна. Впрочем, он не уточняет, сколько в ней измерений.


О самой повести.


Интрига повести выше всех похвал, и я с удовольствием её перечитал.


После перемещения в другое измерение Ричард оказывается почти на поле боя. Но, к счастью, именно почти. И, понятно, он опять оказывается в другом мире, в чём мать родила. Это тоже важная деталь, из другого мира он может перемещать в наш материальные предметы, он возвращается в одежде которой там обзавёлся и, более того, если на момент перемещения какой-либо предмет оказывается в его руках, то он тоже перемещается вместе с ним. Но туда он перемещается голый и босой в прямом смысле слова.


Суть боя в следующем, некие кочевники, скажем так, похожие на монголов, атакуют некую огромную стену, похожую на Великую Китайскую Стену, в ходе атаки защитники стены совершают вылазку и, в свою очередь, атакуют кочевников. В ходе боя обе стороны несут большие потери. Ночью Ричард пробирается на оставленное поле боя, что бы подобрать себе хотя бы какую-то одежду, и обнаруживает, что среди погибших атакующих защитников стены, был человек в очень богатых доспехах и одеждах, и, не мудрствуя лукаво, облачается в его одежды и доспехи. Он не знал, что надел на себя облачение императора великой империи Кат.


Но труп императора нельзя оставить валятся в поле, его нужно доставить во дворец, что бы лично императрица могла похоронить его со всеми причитающимися почестями. Когда Ричард видит, что к нему приближается команда воинов, он решает притвориться мёртвым, в надежде, что труп не тронут. Но его в темноте принимают за труп императора, не обнаруживают, что он лишь прикидывается мёртвым, и доставляют лично к самой императрице. И дальше, по обычаю, оставляют императрицу с телом мужа наедине, что позволяет Ричарду «воскреснуть» когда этого никто, кроме императрицы, не видит.


Дальше Ричард, как всегда, оказывается «по горло в борьбе и любви». Императрица оказалась молодой красавицей, которая ненавидела своего погибшего мужа. Кроме того, Ричардом сильно заинтересовалась принцесса атакующих Кат кочевников, они себя называют монги, Садда Великолепная. Садда, правда, не красавица, но тоже очень привлекательная женщина. Кстати, императрицу зовут Лали Мей. И, понятно, Садда и Лали ненавидят друг друга, и соперничают во всём уже давно.


К этому нужно добавить, что, что Садда, что Лали сволочи хорошие, и кто из них большая тварь ещё разобраться нужно. Но, пожалуй, Лали всё же немного лучше, и Ричард, таки, в неё влюбился.


Приключений Ричарду пришлось испытать невероятное количество, и побывать даже рабом, и испить чашу рабства до дна. Рабство, в рабовладельческом мире, понятно, страшное по настоящему. Боёв и поединков на его долю тоже, понятно, пришлось великое множество.


Если говорить о магии в этом мире, то её почти нет. Единственный кто, скажем так, немного тянет на мага – это шут Садды, карлик Морфо, кстати, тоже более, чем незаурядный человек, сыгравший большую роль в судьбе Ричарда в этой реальности.

Морфо сумел почувствовать, что Ричард не из их мира, и сумел почувствовать, когда пришло время, что Ричарду вот-вот придётся вернуться в свой мир. Вот, собственно, и вся магия.


Нужно, думаю, так же отметить, что хотя в империи Кат очень много общего с Китаем, внешность у катайцев не китайская. Кожа у них, правда, имеет желтоватый оттенок, но не сильный, и разрез глаз у них не узкий. Вот у монгов почти азиатская внешность, почти, потому, что они низкорослы. Впрочем, небольшой рост не мешает им быть хорошими воинами.



Интересная отличительная черта этого мира – невероятное количество нефрита, почему и нефритовая страна. Здесь из нефрита есть даже целые горные хребты, и на Земле нет нефрита настолько высокого качества. И образец этого нефрита Ричард доставил в наш мир. Но я не припомню, что бы этот нефрит всплывал где-то дальше, в других произведениях о его приключениях. Впрочем, я читал их первый раз больше двадцати лет назад.



Вот, пожалуй, и всё, безусловно, рекомендую повесть к прочтению.


Третий отзыв на книгу В. Крапивина:

7. В. Крапивин, «Далёкие горнисты» (отзыв на книгу)


И. Ефремов назвал бы происходящее в повести пробуждением способностей Прямого Луча.


Маленькую повесть «Далёкие горнисты» В. Крапивина, я прочёл в молодости, лет в 27, уже после того, как прочёл «Голубятню на жёлтой поляне». Прочёл сразу в составе всей трилогии «В ночь большого прилива». И может быть и хорошо, что я не прочёл её в детстве. Думаю, в детстве она бы мне не понравилась. Если не сказать хуже, боюсь, в детстве она бы показалась мне бредом.


Она бы вызвала у меня, думаю, тоже чувство, что и, тогда ещё повесть братьев Стругацких «Улитка на склоне». Она в детстве показалась мне бредом, но запала в душу, и я разбирался с ней много лет. В 25 лет прочёл полную версию, потом узнал о повести «Беспокойство» и о гностических мотивах у Стругацких, и понял, почему там напущено столько тумана. Дело было в богоборческом мотиве, который Стругацкие, в СССР, были вынуждены тщательно скрывать. Да и то, в атеистической стране заявить открытом текстом, что Бог, пусть и страшный преступник, с властью которого нужно бороться, но реально существует, означало, в лучшем случае, конец писательской карьеры. У Крапивина, очень похоже, парадигма как минимум очень близка к указанной парадигме Стругацких, о чём я уже писал, точнее, к парадигме Роберта Бартини.


Уже сказал, что хочу написать цикл отзывов о «Вселенной Великого Кристалла» В. Крапивина, опираясь на очередность этих книг, предложенную В. Талалаевым. Что я сейчас, собственно, и делаю, с одной оговоркой. В. Талалаев считает первой книгой в этом цикле киносценарий, изданный В. Крапивиным в 1986 г., «Жили-были барабанщики», но мне не удалось найти его. Поэтому вынужден начать, вернее, теперь уже, получается, продолжить, с указанной книги. Тем более, что книга достаточно откровенная, что особенно интересно, поскольку В. Крапивин издал её в 1970 г., в самый разгар «научного атеизма».

На страницу:
2 из 4