Полная версия
Загляни в себя, или Мировоззренческая позиция одного счастливого человека
В действительности случается и так, что энергетическая защита в связи с повышенным уровнем эмоциональности, проявляемой в творчестве, сексуальности или потребности в достижении цели, недостаточна. И человек начинает жить на сверхусилии, выключив или заглушив защитный механизм, достигая многого за короткий срок, но так же быстро он и сгорает, интенсивно расходуя запас этой невосполнимой энергии. Его жизнь проносится как комета – стремительно, но ярко. И мы с сожалением говорим о раннем уходе, порой не думая о том, что человек «успел» за эти годы гораздо больше, чем среднестатистический долгожитель.
У каждого из нас свой «энергетический капитал», и мы, слава Богу, ничего не знаем о его характеристиках: сколько на счету, насколько нам этого хватит и на что именно. И то, что мы не знаем истинных границ своего энергетического достатка – замечательная «новость». Было бы самой большой трагедией знать, сколько осталось до финальной точки. Предопределенность лишает жизнь самого главного – свободы, азарта, вдохновения. Потому что в неведении человек живет, имея возможность питать себя надеждой, строить планы, совершать выбор, не определяемый всеми условиями, свободно творить, быть смелым и неуемным, дерзким и целеустремленным. Осознание конца – это уже конец, занавес в постановке жизни. Что мы сделаем со своей жизнью? Проживем ее как трагедию? Или жизнеутверждающий роман со своей судьбой. Все – в наших собственных мыслях, ведь они и определяют сам результат.
Давление, как нам известно из классической физики, может сохраняться только в идеальной, совершенно замкнутой системе. Но такая система не имеет возможности развития. В жизни всегда присутствует неопределенность, или даже лучше сказать – незавершенность. Этот факт не мешает нам четко осознавать, что наши ресурсы ограничены, а наша система открыта, по крайней мере, на уровне обозримого нами контура, и тогда законы классической физики становятся не так очевидны. Человек как открытая система гораздо сложнее самого навороченного механизма, потому что он подчиняется уже не земным, а каким-то иным законам, создан по образу и подобию своего Создателя и получил нечто, что должно ему помочь в его личном земном путешествии, у каждого есть свой личный стартовый капитал, никто не знает, насколько он весом, но каждый может сам им распорядиться по собственному усмотрению и разумению. Поэтому напрашивается вопрос: «А как распорядиться своим капиталом?». Чтобы ответить на него, нужно спросить себя: «Зачем мне это всё? Зачем я пришел в этот мир? И с чем я должен из него уйти?».
Еще в те времена, когда люди изобрели правила общения и обмена, когда появились еще даже не государства, а первые общины, возникли лидеры, а также зависимость и подчиненность одних людей другим. Далее сформировалось государство и появились деньги как мерило всех жизненных материальных ценностей. В общем-то, такое простое и понятное мироустройство всех устраивало и потому просуществовало тысячи лет и в той или иной модификации дошло до наших дней. И большинство бед человечество переживает и переживало всегда только потому, что еще в период становления этого миропорядка ее земные вершины – Власть, Деньги, Ум – были отделены от Высшего разума, от духовной целостности, от Духа, и душа, как Его проявление в нас, утратила состояние счастья. Люди быстро забыли, что жизнь состоит не только из социальной составляющей, что есть еще физическая и духовная стороны жизни, и есть разум как наш канал связи с Создателем, бездуховное состояние ума приводит к горю и несчастьям, и это такая простая формула, но мы, зная ее, не хотим замечать.
Деньги пока еще никого не сделали счастливым, как и власть сама по себе, развитие ума и порождение им «нового» без связи с высшими целями и замыслом Создателя ведет к великим бедам. Все эти ресурсы не помогают решать внутренние проблемы и противоречия. Они не дают возможности человеку ответить на вопросы мировоззренческого порядка «Кто я (кем я сам считаю себя и во что верю)?», «Что я делаю (ради какой цели живу, кому или чему посвящено мое служение)?» и «Зачем я здесь (что останется, когда все закончится)?». Деньги, власть и ум вне духовности скорее будут создавать условия, чтобы никогда человек не задавался такого рода вопросами, потому иначе они потеряют свою значимость и вес в ценностной шкале человека.
Чтобы ответить на эти важнейшие вопросы, человеку приходится осуществить целую ревизию своей жизни, понять, как он тратил свои ресурсы, которые даны ему от рождения, и что он в результате своих действий приобрел к данному моменту жизни. Иными словами – что же у него осталось, и к чему он готов стремиться дальше, что он готов предпринять и чего достичь. Есть ли у него энергия взять новую волну и не сгинуть в пучине, бороться и достигать, наполняться эмоциями и совершать новые открытия, познавая себя. Вот вопрос, на который необходимо иногда отвечать без стеснения и лукавства.
Что такое ограничение энергии в конкретное время? Возможно, это защитный механизм. Или же его корень – в природе лени, которая, по сути, тоже является защитным механизмом, но все происходит «в меру» и «по мере…». В любом движении должен постоянно соблюдаться баланс, равновесие. Сделав слишком широкий шаг – упадешь, будешь семенить – запнешься. Результат – тот же.
Мы так устроены, что с самого рождения стремимся удовлетворить наши потребности. Изначально ребенок делает это любым доступным ему способом, а человек взрослый уже умеет определять цену и приоритеты. Но часто случается так, что удовлетворение потребностей материального, физического плана становится единственной целью жизни, и это приводит к утрате ориентиров в жизни. Человек увлекается и забывает о главном – о цели своего великого путешествия. Однако удовлетворение любым уровнем материального достатка не может длиться вечно. Это иллюзия, которая искушает нас тем, что, достигнув какого-то определенного уровня, мы можем успокоиться «в раю». Но как только мы успокаиваемся – нас неминуемо ждет банкротство, штиль, небытие, потому что весь мир – это волна, и остановить движение в этой волне – все равно, что пойти ко дну или вернуться на исходную точку, не только не умножив, а попросту утратив свой заряд. Иллюзия того, что материальная сторона жизни приносит счастье тем, кто финансово благополучен, вызывает разочарование: у человека есть всё, а вот счастья – нет. Часто человек всю жизнь верит, что когда он станет богатым, состоятельным и властным, он автоматически станет счастливым… Как бы не так. Это еще одно величайшее заблуждение, рано или поздно приводящее к глубочайшему разочарованию. Так не бывает. И значит ли это тогда, что всё было напрасным? Такие моменты помогают понять, что счастье не может измеряться ни денежными знаками, ни их количеством, ни властью и не социальным успехом. Все это приятно, полезно и временами отрадно, но дело в другом…
Никто не может сделать другого счастливым. Счастье нельзя подарить. Необходимо самому прожить и пережить его, достигнув глубинного знания. Это может только тот, для кого именно это – значимая цель, и он готов приложить усилия и потратить на постижение свою энергию. Никто и нигде не учит, как стать счастливым. Об этом не говорят, если хотят помочь. О том, как пережить счастье, не написаны учебники. Нас учат, как быть хорошим работником, хорошим супругом и хорошим ребенком, учат, как быть хорошим родителем, «правильным человеком», человеком системы. Но никто не говорит о том, как стать счастливым. Важно понимать, что это знание не тиражируется привычными нам средствами. Оно открывается как «откровение» за самостоятельно проделанный труд. Поэтому мудрецы во все времена рассказывали истины притчами, намекая на вехи Пути, но никогда не давая конкретных рекомендаций. Ведь это совсем другая система восприятия и познания. А те, кто пишет и говорит, что, выполняя механистически некую последовательность действий, человек может стать счастливым, лукавят, заблуждаются или откровенно манипулируют другими людьми.
Учения, пришедшие к нам из глубины веков, в большинстве своем гласят: «Терпи и страдай, и тогда через страдания придет тебе по заслугам твоим». Но что значит «страдать»? Страда – это период тяжелого труда, необходимого для сбора урожая. Страда – это время песен и взаимопомощи, а вовсе не уныния и тоски, смирения с безысходностью положения. И когда ты смотришь на все происходящее с твоей же жизнью с другой высоты, ты вдруг задумываешься и понимаешь, что твоя страда не ведет к урожаю, в твоей жизни не остается ресурсов, потому что ты этим просто не занимаешься, ты ничего не возделываешь. Ты не занимаешься самым главным, а просто сеешь пустоту, удовлетворяя растущие потребности, чтобы они становились еще больше и заполняли все смысловое пространство твоей жизни.
Получается, что, придя в мир для того, чтобы духовно взрастить себя, ты сперва потратил энергию на получение все большего числа банальных удовольствий, чтобы затем снова потратить энергию еще и на собственное восстановление от пресыщения ими. И у тебя совершенно не остается энергии. Круг замыкается, и, вероятно, поэтому за тысячи лет человечество так мало успело пройти в собственном духовном развитии. Ведь каждый раз приходя в мир одинокими, мы так же в одиночку проходим свой путь, взращивая себя или прожигая жизнь. Кто-то добивается успеха, прозревая свой путь и постигая себя, но чаще всего мы видим истории разочарования, «путь в никуда». Срок человеческой жизни невероятно мал, и после периода полного расцвета сил – проживание, незрелого человека, превращается в «доживание». Для воспитания в себе внутренней духовной зрелости времени, то есть энергии, практически не остается.
Если бы я тебя попросил посмотреть перед собой, а потом отвести взгляд, чтобы ты запомнил? Смог бы ты описать картину, которая была перед твоими глазами пять секунд назад? Ведь даже на картинках «Найди 10 отличий» мы не сразу догадываемся, где кроется подвох. Такова степень нашей адекватности в восприятии жизни. Мы устроены так, что всегда концентрируемся на главном для себя, если мы, конечно, сами выбираем это «главное». Когда ты сконцентрировался на вещи или на представлении, то даже через полгода и год ты вспомнишь мельчайшие детали, нюансы объекта или контекст события. Это и есть осмысленное восприятие действительности. Когда человек живет в потоке, он утрачивает себя, его контур сливается с фоном по линии наименьшего сопротивления. Его дни, как говорят, похожи один на другой, ему трудно вспомнить, что было вчера или позавчера. Его судьбу пасут слабости и пороки, и он постоянно идет на компромиссы в пользу своего комфорта, постепенно снижая и нравственный порог, и порог своих достижений. Он помнит только, что он каждый день просыпается, чистит зубы, идет на работу, а вечером возвращается туда, где можно поспать. Утром все повторяется. Жизнь таким образом выхолащивается настолько, что он, вообще, не замечает действительности. Он просто перестает обращать внимание на нее. Все кажется бесконечным и бесцветным. Человек движется в одной плоскости в треугольнике власти, денег и ума, не обращая внимание на то, что только разум может позволить подняться и выйти за рамки этого треугольника. Вспомните пирамиду на долларовой купюре: она полна смысла, и это еще одна подсказка, которая послана нам в напоминание о важности истинного стремления. Кирпич за кирпичом. «Эмблема свободных каменщиков», – возразит кто-то. Но что появилось раньше? Я не стал бы на этом факте концентрироваться. Ведь сама мысль, выраженная в этом образе, куда важнее даже имени ее создателя, а не только того, кто эту символику использует или как трактует.
У многих людей восприятие действительности очень неглубокое, урезанное, и вопрос в том, как мы распорядимся своей энергией, можно переформулировать в то, как мы сами понимаем окружающую действительность, насколько глубоко, насколько внимательно к деталям. Это касается не только деталей внешней среды, но и нашего внутреннего мира. Насколько человек способен, вернее, насколько он воспитывает в себе готовность расширять границы внешней и внутренней гармонии, настолько он сбалансирован, настолько же гармонична его жизнь.
Другими словами, твоя жизнь полна ровно настолько, насколько ты ее делаешь полной. Каждый день может быть как абсолютно пустым, так и безгранично наполненным. Именно осознанность дает человеку эту наполненность – не в смысле материальной обеспеченности, а наполненность всей гаммой происходящего вокруг в текущий момент. В таком состоянии ты иначе чувствуешь воздух, распознавая его вкус и свежесть, ты иначе ступаешь по земле, по-другому чувствуешь предметы, слышишь звуки, воспринимаешь краски и цвета. Но главное – ты чувствуешь и сознаешь себя живым. И только в этом состоянии появляется смысл за пределами личного существования, за рамками выживания, комфорта или «доживания». Другое отношение к действительности определяет и принципиально другое отношение к собственным мыслям: наполненность заставляет человека тратить свой личный капитал не просто «на свое существование» в мире – за крышу над головой и место под солнцем. Человек в буквальном смысле – «вкладывает свою душу» в то, что считает важным. Он больше не оправдывается перед жизнью, а сам оправдывает ее. Его поступки осознанны, и они вплетаются в ткань бытия.
Наше счастье объективно не зависит от событий нашей жизни. Можно быть счастливым, невзирая на то, что тебя окружает. Можно быть счастливым даже в совершенно абсурдной, парадоксальной и драматической ситуации. Если научиться управлять эмоциями, научиться управлять своими мыслями, можно научиться управлять и своим миром. Отрицательные эмоции – быстрые и импульсивные. Они легко возникают и в нормальном состоянии быстро проходят. Положительные эмоции получить труднее, но они более продолжительны и дают импульс к действию. Отрицательные эмоции разряжают наши аккумуляторы. Положительные, напротив, создают заряд. Поэтому истории любых болезней начинаются «с головы», с отрицательных переживаний, имеющих разрушительную силу. Позитивный заряд лечит и укрепляет наш духовный мир.
Если допустить, что когда-нибудь человечество выйдет за пределы трехмерного пространства, наш способ осмысления действительности и реакции, вероятно, изменятся кардинально и навсегда. Но пока для нас есть хорошая новость, заключающаяся в том, что, по большому счету, особенных ограничений в развитии у человека нет, кроме естественной дозированной жизненной энергии. Мы живем столько, сколько живем. Цель каждого человека – в течение жизни взрастить и укрепить свою душу. Не погубить ее. Неслучайно в русском языке о человеке, совершившем тяжкое преступление, говорят «душегуб» или «бездушный», то есть погубивший душу, лишившийся ее. Это лишь подчеркивает ценность почти неощутимого средоточия и смысла нашей жизни.
У нас есть чувство времени, но нет воспоминаний о своем Пути: в этих условиях с главными неизвестными трудно искать дорогу, прокладывать свой маршрут. У нас есть наши мысли, и мы выбираем, как с ними быть. Изменив свои мысли, управляя эмоциями, мы изменим себя. Изменив себя – мы изменим весь мир.
«В начале было слово»
Современный человек подвержен искушению отвержения Бога во имя собственных, человеческих интересов. Это искушение особенно глубоко и особенно опасно с «антропологической» точки зрения, если принять во внимание то, что у человека есть смысл именно как у образа и подобия Бога.
Папа Иоанн Павел II. Молитвенные размышления
Человек триедин. Его сущность – пересечение трех векторов:
• физического, который, помимо того, чтобы мы подчиняемся физическим законам и занимаем определенное пространство, подразумевает и все биохимические и физиологические процессы в нашем организме;
• социального, относящегося ко всем нашим проявлениям во взаимодействии со средой – к общению, научению, творчеству, к тому, что мы отдаем этому миру;
• духовного – тому, что мы берем для себя из этого мира, средоточие смысла и цели нашего существования.
А над всем этим стоит разум, как связь с единым высшим началом, с создателем, с космосом. Ты можешь подобрать любое слово в качестве синонима, любое понятие, которое тебе ближе и комфортнее.
На каждом уровне мы можем видеть определенный «смысловой» пласт. Физический уровень определяет смысл и назначение организма в поддержании жизни и продолжении ее в потомстве. Это база нашей физической полноценности, здоровья и комфортного существования, регулируемого инстинктами, в том числе и инстинктом самосохранения. Социальный – в реализации себя в социальных ролях – как семьянина, гражданина, труженика, активного члена социума. Здесь «смысл» полагается в признании себя частью группы, социальной системы. Духовный уровень наиболее сложен и наиболее важен. Именно он определяет человека как носителя человечности: поколеблен смысл на физическом уровне – и человек, буквально, звереет от голода или страха; ущербен смысл на социальном уровне – и преступник отторгается из общества как бездушный, асоциальный элемент, утрачивая связи в связи с «бесчеловечным» поведением или же попадая в ситуацию полной изоляции, дичает, переставая быть человеком. И только духовное является постоянным хранителем человечности: эта та квинтэссенция, которая позволяет человеку быть всегда, даже в «нечеловеческих условиях и обстоятельствах», она и есть тот самый локомотив развития и памяти нашей цивилизации. Развитие духовного начала невозможно без наличия разума и стремления к любви как проявлению высшего начала.
Высокий уровень развития духовности достижим только для тех, кто стремится к нему. Невозможно продвинуться на этом пути только потому, что кто-то рядом это уже сделал. Это не навык, который можно передать. Это – сущность, которую ты отдаешь через свои дела, переживания, через делание, то есть через какую-то активность. Кроме тебя этого сделать никто не может. Также и за тебя заниматься твоим духовным ростом никто не сможет. Если ты сам не ставишь перед собой задачу подняться до истинно человеческого, если у тебя нет такой внутренней цели, то, соответственно, никто в тебя не сможет это вложить. Ты всегда будешь только около того, чтобы быть духовным, человечным, и твой Путь будет в лучшем случае – окольным.
Единственное, что можно сделать извне, – подсказать и направить. Мы все начинаем с подсказок, которые даются самой жизнью, это самая простая интерпретация того, что кто-то признает как Высший разум, а кто-то как провидение или счастливый случай. Ведь признать Божественное начало, признать Высший разум, который реализует через нас, через нашу жизнь свой высший замысел, достаточно тяжело, особенно – для людей далеких от религиозной практики. Но! Ничего не происходит и не возникает из ниоткуда, не исчезает просто так, и этот материалистический посыл только подтверждает истинность вышеприведенного знания – наличие высшего знания и Высших сил, которые реализовывают нашей жизнью свой величайший проект сотворения и развития мира. Ведь мир – это большая и обманчивая реальность, которую мы признаем как некую истину и константу, не принимая зачастую во внимание наше субъективное и уникальное как восприятие, так и само отношение к творимой реальности нашего бытия, а также голографическую природу мироздания, в каждой частице которой есть вся информация о всей системе мироустройства вплоть до мельчайших деталей. Такой голографический принцип позволяет Вселенной сохраняться вечно вне нашего участия, независимо от наших способностей, чувств и зрелости. И невозможно представить себе, что все это возникло само по себе, просто так, без чьей-то твердой и безмерно талантливой руки и Его Высшего замысла. Его Высший разум, разум Отца небесного, соединен с нашим сознанием, и это позволяет некоторым из нас создавать гениальные мыслеформы, ведущие к развитию цивилизации, культуры и техники, искусства и образования, веры и знания.
Людей, не подготовленных с точки зрения духовного развития, достаточно тяжело убедить в том, что они не могут объяснить. При этом ведь любой понимает, что если есть нечто, что я не могу ощутить или описать, это совсем не значит, что этого нет вообще. Просто это недоступно моей конкретной системе восприятия. Высший разум периодически посылает нам искры знания, но далеко не все из них достигают цели, разгораются в костер. Многие знания сгорают и утрачиваются. Многие так и гаснут в состоянии искры, потому что не получают должного внимания и поддержки. Мы просто их не осознаем, не фиксируем, не пытаемся осмыслить и воспринять. Это и есть наша главная и краеугольная проблема. И всего лишь изменение отношения к ней, ее осмысление и осознание даст тот новый и для кого-то великий, для кого-то – волшебный, а для кого-то – абсолютно уникальный результат. По большому счету, нам много раз даются подсказки: нам постоянно создаются условия, ситуации, моменты, которые подталкивают нас в правильную сторону, но мы так устроены, что все время сопротивляемся этому. Мы выбираем между злом и добром, которые обозначены в былинах: «Направо пойдешь – коня потеряешь»… Мы часто даже не пытаемся увидеть в происходящем подсказку, выбирая самый простой и безопасный путь, ведущий в никуда. Ведь что значит быть осознанным и осмысленным? Это означает во многом научиться в происходящем вокруг видеть эти подсказки и, учитывая их, двигаться вперед. Потому что мы опять же так устроены, что от многих вещей просто отмахиваемся. Нам лень рефлексировать по этому поводу, или же мы ищем обоснования для них на физическом и социальных уровнях, или, если мы можем не заметить – то просто не замечаем. Понятно, что если происходят какие-то события, которые непосредственно тебя касаются, то ты их замечаешь и начинаешь реагировать. И то только потому, что уже не можешь обойти, объехать, не заметить. Но, в целом, большинство живет по «окольному пути» – по принципу минимальной достаточности. Это очень хорошо заметно, если понаблюдать за мотивацией людей. Если человек вынужден выживать, зарабатывать на кусок хлеба или глоток воды, он проявляет чудеса трудолюбия, усердия, упорности, чтобы этого добиться. Но как только он удовлетворил свои инстинкты, рвение исчезает. По большому счету, тех, кто способен после «насыщения» быть эффективными и двигаться вперед – единицы. Потому что большинство останавливается на уровне минимальной достаточности.
Мы неизменно сталкиваемся с парадоксом: что первично – духовность или выживание? Потому что для того, чтобы идти по пути духовного развития, необходимо, с одной стороны, удовлетворить заложенные природой потребности, а с другой – чтобы управлять своими инстинктами и понимать меру достаточности, необходимо иметь определенный уровень духовного развития. Но есть другая интерпретация этого парадокса: человек – лишь яйцо, в котором есть зачаток духовной сущности, но вырастет ли из него духовная сущность, другой Человек, зависит только от него. Не из каждого яйца вылупится цыпленок, как и не из каждого человека вырастет тот, кто достигнет духовного совершенства. Единственным критерием и одновременно стимулом такого превращения является Высший разум. Он – и только он – позволяет нам жить и творить нечто, создавать уникальность, которая затем тиражируется в другом масштабе и становится реальностью. Это окно прогресса, окно новых знаний и новых достижений, приходящих к нам через систему парадоксов, ошибок и просто «случайных» совпадений.
Все больше я понимаю, что все самое важное и самое главное для духовного развития нам дается с детства через речь, через слова. Объективное восприятие появляется только на основе субъективного. Потому что любое слово – это всегда описание чего-то, о чем мы условно договорились. Например, стол. Мы все понимаем, что такое стол. Но все равно этот стол в представлении для каждого свой. Это всегда конкретный субъективный образ стола. Многие называют эту вещь столом, и уже само слово является ключом к ассоциациям, но эти ассоциации субъективны. И гораздо сложнее с ассоциациями, которым нельзя найти объективных аналогов в материальном мире. Когда мы говорим об ассоциациях применительно к духовному, то они могут быть лишь проживаемыми и переживаемыми. Их нельзя эмпирически потрогать, провести какой-нибудь опыт (хотя такие попытки есть), сделать упражнение, исследование… И поэтому они субъективны более чем физическое, и даже чем социальное.
Почему мы говорим, что все начинается со слова? Потому что слово выражает и содержит наше представление о чем-то. Перед тем как появилось слово, появилось наше представление, субъективное видение. И дальше есть нечто, что мы понимаем в одном ключе, но при этом есть много того, что остается в рамках субъективного. Именно из-за наложений разных представлений возникают конфликты, противоречия, потому что наши представления об одном и том же часто не совпадают. Поэтому, с одной стороны, мы понимаем друг друга через речь, мы чувствуем и принимаем через него нашу общность. Но с другой, речь разобщает, словом можно убить, даже просто проговорив его про себя, подумав. Словом, можно предопределить свое будущее и повлиять на него. И уж тем более это можно легко сделать, высказав вслух.