bannerbanner
Загадки истории. Франкская империя Карла Великого
Загадки истории. Франкская империя Карла Великого

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 9

Выстраивание подобной системы наследования власти после смерти отца несколькими сыновьями одновременно можно проследить на хорошо известном отечественному читателю примере системы престолонаследия в Киевской Руси после смерти князя Ярослава Мудрого. Показательно, что в итоге эта система оказалась нежизнеспособной. Русь пришла к дроблению на государственные образования, которые принято называть удельными княжествами.

Впрочем, при всей схожести терминов «долевое королевство» (Teilreich) и «удельное княжество» (для перевода этого понятия подходит скорее немецкое слово Fürstentum), между ними существуют очевидные и принципиальные различия. Состояли они, прежде всего, в том, что территориальное владение монарха из дома Меровингов не обязательно должно было быть компактным, составляющим определенную целостность с четкими границами. «Долевое королевство» вполне могло быть набором разобщенных земель, располагавшихся в разных частях единой страны, и его фрагменты могли быть отделены друг от друга владениями других «частичных» монархов.

Кроме того, «частичное королевство» не осуществляло какой-либо самостоятельной внешней политики и в значительной степени было ограничено в реализации внутреннего управления традиционными правовыми обычаями франков. По крайней мере, общим законодательством для всех «долевых королевств» выступало обычное право, зафиксированное в «Салической правде» (в качестве сравнения можно вспомнить «Правду Ярослава» и ее дальнейшую судьбу). Вносимые в Lex Salica в виде капитуляриев, эдиктов и декретов изменения и дополнения, производившиеся как несколькими правителями по общему согласию, так и во время единоличного правления кого-либо из них надо всем королевством, также, судя по всему, должны были применяться в качестве обязательных норм во всех «долевых королевствах». Показателен в этом плане Капитулярий IV к «Салической правде» «Договор о соблюдении мира (Pactus pro tenore pacis) государей Хильдеберта и Хлотаря – королей франков», состоящий из двух последовательно объединенных декретов этих двух правителей. Обращает на себя внимание, в частности, такой фрагмент этого документа: «§ 16. В целях соблюдения мира повелеваем, чтобы во главе отрядов ставились выборные сотники (centenarii) и чтобы их верностью и тщанием охранялся вышеназванный мир. И дабы помощью Божией между нами, родными братьями, была нерушимая дружба, (постановили), чтобы сотники имели право преследовать воров и идти по следам в провинциях и того, и другого государства (выделено нами – прим. автора). И в сотне, в которой что-нибудь пропало, пусть ведется дело с тем, чтобы неукоснительно давалось возмещение тому, кто потерпел, и велось преследование вора. Если потерпевший поймает вора, преследуя его с отрядом, тогда ему следует из имущества вора, когда таковое будет, половина пени и возмещение убытков».

Как видно из приведенной цитаты, правовые нормы уложенного совместно двумя королями памятника должны были в одинаковой степени иметь правовое применение в пределах их «долевых королевств». Более того, выборные должностные лица (сотники-центенарии) из одного королевства имели право выполнять свои обязанности (преследовать воров) в одинаковой мере в пределах территориальных владений обоих королей. Тем самым документ способствовал не только сохранению всеобщего мира, установлению и поддержанию общих для обоих «долевых королевств» правовых норм, но и при определенных условиях утверждению правомочности действий на территории каждого из них лиц, получивших свои полномочия в соседнем королевстве.

Крайне выразительное свидетельство о подвергнувшемся значительной романизации франкском обществе VI в., и в частности, также о характере отношений «долевых королей» из династии Меровингов сохранил в своем историческом сочинении Агафий Миринейский: «…франки не номады, как многие из варваров, но в большинстве случаев пользуются римскими гражданскими порядками и теми же законами, равным образом одинаково мыслят о договорах, браке и божественной службе. Все они христиане и придерживаются вполне православного символа веры (Агафий использует выражение «православно окрашенной веры» – прим. автора). [Франки] имеют в городах и правителей, и священников. Праздники совершают так же, как и мы, и для варварского племени [они] представляются мне очень благопристойными и культурными, ничем от нас не отличаясь, кроме варварской одежды и особенностей языка. Я поражаюсь другим свойственным им добрым качествам, в особенности справедливому отношению друг к другу и согласию. Много раз и раньше, и в мое время власть у них делилась то между тремя правителями, то между большим числом, но никогда, как известно, они не начинали войны между собой и не оскверняли отечество кровью сограждан. Когда сталкиваются крупные равные или почти равные силы, тогда естественно возникают жестокие и высокомерные помыслы, соперничество, стремление к первенству и прочие бесчисленные страсти, рождающие смуты и волнения. Однако у них, если они и бывают разделены между многочисленными правителями, не случается ничего подобного. А если у властителей возникает какой-нибудь конфликт, все выстраиваются, как для сражения вооруженные, и затем собираются в одном место. Обе стороны лишь увидят друг друга, тотчас прекращают вражду, приходят к соглашению и требуют от вождей разрешить спор, основываясь больше на праве, чем на силе. Если же те отказываются, требуют, чтобы они сами сражались и подвергались опасности (речь идет, по всей видимости, о личном поединке королей между собой, который должен был решить исход противостояния – прим. автора). Ибо не пристойно и не соответствует отеческим установлениям, чтобы ради частной их вражды получало бы ущерб и потрясалось дело общественное. Тотчас же они [рядовые франки] выходят из военных рядов, складывают оружие, и восстанавливаются мир и дружба, безопасные посещения друг друга и сношения, и, таким образом, исчезают опасности. [Вот как] у них подданные склонны к справедливости и любят родину. Вожди же в нужных случаях благожелательны и доступны убеждениям. Поэтому и живут они, сохраняя прочное могущество, и пользуются теми же законами, ничего не теряя из своего и приобретая очень многое. Там, где внедрены справедливость и согласие, там государство счастливо и неуязвимо для врагов. Так франки, живя наилучшим образом, управляют собой и повелевают соседями, причем дети наследуют власть отцов».

Как видим, Агафий приводит восторженную характеристику благоразумного коллективного правления франкских королей, которое византийский историк объясняет добрыми качествами, христианской православной верой, благопристойностью и высокой культурой этого варварского для него народа. Представляется, однако, очевидным, что сложившаяся в VI в. во Франкском государстве форма коллективного правления державой была обусловлена не только и даже не столько положительными характеристиками отдельных правителей либо же явно завышенной Агафием степенью романизации и христианизации франков в целом. Достаточно сказать, что старший его современник Прокопий Кесарийский в произведении «О войне с готами» оставил иную, противоположную характеристику франков: «Эти варвары, будучи христианами, сохранили многое из своих прежних верований: они приносят человеческие жертвы и совершают другие религиозные обряды, далекие от истинного благочестия, в том числе прибегают и к гаданиям».

На самом деле политика франкских королей определялась целым комплексом факторов, среди которых: уровень развития франкского общества исподволь, с разной скоростью в различных областях страны, трансформирующегося из позднепервобытного в раннеклассовое; представления о природе королевской власти и механизмах ее реализации по отношению к подвластному ей населению; мощное культурное романское наследие, сохраняемое и культивируемое галло-римскими подданными королей франков; не только духовная, но также институциональная роль Церкви, по мере возможности цементировавшей рыхлую в институциональном и управленческом отношении ткань франкской государственности. Наконец, не последнюю роль играло отсутствие у франкских правителей накопленного предыдущими поколениями опыта государственного строительства и управления. Вследствие этого они неизбежно вынуждены были идти путем проб и ошибок, комбинируя германские обычаи и римские правовые нормы, разделяя собственных подданных по этническому и культурному признаку и властвуя над ними согласно принятым в их среде правовым нормам и обычаям.

Нам, привыкшим к понятию регулярного государства, показалась бы дикой та система правления и управления, которая сложилась и бытовала во Франкском государстве. Однако и франкским королям VI–VII вв. была бы чужда и не вполне понятна обычная для нас держава, являющаяся порождением Нового и Новейшего времени, то есть уже XVI–XX вв.

Страна франков была не более, но и не менее чем раннесредневековым варварским королевством со всеми характерными для него особенностями, признаками и проблемами общественно-политических трансформаций, к тому же существенно ограниченных уровнем сугубо материальных, производственно-технических и коммуникационных параметров эпохи Раннего средневековья. Даже не скрывающий своего восхищения франками Агафий Миринейский признает, что правителям этого народа приходилось не единожды прибегать к демонстрации военной силы и готовности ее применить против своих единокровных сородичей. И лишь относительный паритет возможностей каждого из «долевых королевств», кровнородственные соображения, апелляция к обычаям предков и, видимо, также не в последнюю очередь христианское вероучение и авторитет Церкви удерживали их от того, чтобы пустить этот последний довод королей (ultima ratio regum) в дело. Как знать, сколько раз в течение веков правления правителей Меровингской династии войска соседних владений франков стояли в полушаге от того, чтобы последний королевский аргумент решил судьбу того или иного спорного вопроса.

Как бы то ни было, после смерти Хлодвига ему наследовали сразу четыре его сына, распределившие между собой (попытаемся не использовать слово «разделение» и производные от него) различные части обширных владений своего отца. Уместно будет процитировать здесь главного бытописателя истории франков того времени Григория Турского: «Итак, после смерти короля Хлодвига его королевство перешло к четырем его сыновьям: Теудериху[6], Хлодомеру, Хильдеберту и Хлотарю, которые разделили его между собой на равные части. Уже тогда у Теудериха был сын по имени Теудеберт[7], статный и деятельный. Так как братья отличались большой храбростью и у них было сильное, многочисленное войско, Амаларих, сын Алариха (короля вестготов, побежденного Хлодвигом – прим. автора), король Испании, попросил у них в жены сестру. Они охотно удовлетворили его просьбу и сами отправили сестру в Испанию со множеством украшений и драгоценностей». Не названную в этом отрывке дочь Хлодвига звали Хлотхильдой, и о ее несчастливом браке с вестготским королем, послужившем впоследствии одной из причин очередной войны франков с вестготами, епископ Тура поведал далее в своем повествовании.

Теудерих I (511–534) (Теодорих или Тьерри, как его принято называть во французской историографии) был старшим сыном Хлодвига, рожденным неизвестной из источников женщиной еще до свадьбы короля франков с бургундской принцессой Хродехильдой. Ему к 511 г., когда умер отец, было уже более 25 или даже около 30 лет, и по меркам эпохи не удивительно, что он сам уже имел совершеннолетнего в представлении салических франков сына, которого «Хроника» Фредегара называет «умелым и проворным». Показательно, что незаконнорожденный по более поздним средневековым меркам сын получил те же права на наследование равной части отцовских владений, что и три других сына, рожденные уже в законном браке с Хродехильдой. Видимо, в королевском роду он не воспринимался как бастард, да и возраст явно был на его стороне. Если три других брата действительно были погодками, то им исполнилось самое большее шестнадцать, пятнадцать и четырнадцать лет соответственно, и хотя зрелость наступала у салических франков уже с 12 лет, все трое были менее подготовлены к управлению государством, чем почти вдвое старший каждого из них брат.

Распределение владений Хлодвига было произведено, судя по всему, преимущественно, исходя из сугубо материалистических соображений. Сыновья делили между собой не столько территории, сколько доходы, получаемые от той или иной области и проживающего в ней населения. По крайней мере, об этом свидетельствует приблизительная оценка экономического потенциала каждого из «долевых королевств», а также свидетельства как Григория Турского о разделении королевства «на равные части» и «Хроники» Фредегара («поровну»), так и следующие слова Агафия: «Были братья Хильдиберт, Хлотар, Теудерих и Хлодомер. По смерти отца Хлодоэя они разделили царство на четыре части, равным образом города и народы, так я думаю, чтобы каждый из них получил одинаковую часть».

Видимо, именно стремлением осуществить равноценный дележ имущества в значительной степени объясняется общая конфигурация владений каждого из братьев. Во время разделов земель между братьями-соправителями не столько разграничивались территории, сколько разделялись земли фиска и разнообразные налоги, в том числе и не только поземельные. Отчасти разделы были обусловлены также старым административным делением, существовавшим еще с римского времени.

Так, Теудерих получил северо-восточные земли: обе бывшие римские провинции Верхняя Германия и Нижняя Германия, Бельгию Первую, а также юго-восточную часть Бельгии Второй и земли по среднему течению Рейна – регион, где некогда находилось королевство погубленного Хлодвигом Сигиберта. На землях Теудериха располагались такие важные центры, как Трир, Майнц, Кельн, Верден, Туль, Базель, Шалон и Реймс.

Земли каждого из троих младших братьев были не менее значимы по своему потенциалу, нежели прикрывавшие все их с северо-востока от бурлившей там варварской германской стихии владения Теудериха. Хлодомер (511–524) получил в свое владение земли обширного бассейна Луары, а именно области Труа, Санс, Оксер, Мелен, Орлеан, Шартр и Нант, и, вполне возможно, пределы его «долевого королевства» простирались вплоть до Анжера включительно. На юге к его землям примыкали Тур, Бурж, Пуатье и Лимож. Хильдеберт І (511–558) получил территории на севере и северо-востоке Галлии между Соммой, Маасом и морем, включающие города Амьен, Париж, Руан, Лизье, Байе, Авранш, Ренн и Ле-Ман. В целом это приблизительно совпадает с римской Арморикой и отдаленно напоминает будущую Нормандию, дополненную рукавами, протянувшимися по направлению к Парижу и Мену. Наконец, Хлотарь I (511–561) получил старые франкские владения на севере за Сомой от устья Рейна, приморской низменности и Угольного леса до Суассона. Помимо этого значимого города в этой области располагались такие важные центры, как Турне, Булонь, Аррас, Камбрэ, Нуайон и Лан.

Отдельно между братьями была разделена завоеванная Хлодвигом у вестготов Аквитания. Здесь франкское население было на тот момент представлено незначительно, преимущественно в виде военных гарнизонов контролировавших регион крепостей. Теудерих получил прилегающую к Бургундии восточную часть Аквитании с центром в Оверни – те земли, которые некогда завоевал сам еще во время кампании против вестготов в 508 или 510 гг., кратко упоминаемой у Григория Турского: «Хлодвиг же послал своего сына Теудериха через Альби и Родез в Клермон. В этом походе тот завоевал отцу эти города – от владений готов до границы владений бургундов».

Таким образом, земли Теудериха опоясывали Бургундское королевство с севера и запада, а также отчасти выходили на правый, восточный берег Рейна. Определить пределы аквитанских владений трех других братьев сложнее. Хлодомеру, как уже указывалось, достались Бурж, Пуатье и Лимож на севере региона. Хильдеберт I ограничился областью вокруг городов Бордо и Сента, выходившей к побережью Бискайского залива. Хлотарь же получил надел между владениями Теудериха на востоке, Хильдеберта на западе и Хлодомера на севере, включавший область в среднем течении реки Дордонь, города Базас и Ажен и выходивший на юге к Септимании.

Отдельно стоит обратить внимание на расположение главных резиденций братьев-королей. «Хроника» Фредегара сообщает по этому поводу: «По жребию Теодерику местом пребывания достался Мец, Хлодомеру – Орлеан, Хильдеберту – Париж, а Хлотарю – Суассон». При этом изначальной столицей Теудериха был гораздо более близкий к Парижу Реймс, и лишь позже резиденция была перенесена в находившийся восточнее Мец. Не сложно заметить, что все четыре города расположены в непосредственной близости друг от друга в пределах компактного расселения салических фраков и практически в центре Парижского региона. Ради такого расположения резиденций Теудериху пришлось отказаться от отдаленного к северо-востоку Кельна, Хлотарю – от столь же относительно далекого Турне, давнего центра салиев на севере, а Хлодомеру – от находившегося юго-западнее Орлеана Тура.

Как представляется, концентрация королевских ставок вокруг Парижа была далеко не случайной: браться стремились находиться в непосредственной близости друг от друга, чтобы иметь возможность быстро собраться для выработки общих решений по тем или иным важным для всего Франкского королевства вопросам. Париж как столица их отца Хлодвига и ныне резиденция Хильдеберта подходил для таких целей как нельзя лучше. Так, даже потеряв статус если не единственной, то несомненно главной королевской резиденции, этот в будущем главный город Франции сохранял свое не только символическое, но и коммуникационно-стратегическое значение. Впоследствии оно еще сыграет свою решающую роль в момент установления и укрепления власти королей династии Капетингов в конце Х–XI вв.

Подтвердив и укрепив в первые годы своего правления свою власть в собственных «долевых королевствах», сыновья Хлодвига вернулись к завоевательной политике отца, стремясь объединить в своих руках всю Галлию. Естественными противниками для них были при этом остготы, вестготы, но, прежде всего, бургунды. Именно против Бургундского королевства было направлено острие первого удара королей из династии Меровингов в середине 520-х гг., когда власть остготского короля Теодориха Великого в регионе пошатнулась вследствие нараставшего противостояния с Византийской империей. Видимо, франкские правители чутко уловили суть менявшейся внешнеполитической обстановки, в которой правителю Италии было уже не до вмешательства в дела бургундов и франков к северу от его владений. Именно этим, а не только династическими распрями и местью за отца королевы Хродехильды, как это представлено у Григория Турского и в «Хронике» Фредагара, объясняется агрессия франкских правителей против Бургундского королевства.

Поначалу удача сопутствовала франкам, развязавшим боевые действия в 523–524 гг. Им удалось захватить в плен и казнить бургундского короля Сигимунда. Однако затем в битве при Везеронсе агрессоры потерпели сокрушительное поражение от ставшего новым бургундским королем брата Сигимунда по имени Годомар. Видимо, в значительной степени поражение было предопределено тем, что самый старший из братьев Теудерих, женатый на дочери Сигимунда – бургундской принцессе по имени Свавеготта, не явился к месту сражения со своими отрядами, хотя и обещал прийти, «не осознавая того, – по словам Григория Турского, – что он оскорбит память своего тестя». «Хроника» Фредагара же более определенно объясняет поражение франков отсутствием помощи со стороны женатого на Свавеготте Теудериха.

В битве при Везеронсе погиб один из братьев Меровингов Хлодомер, описание смерти которого приводят как Григорий Турский, так и Агафий Миринейский. Причем оба они передают интересные подробности сражения, противореча друг другу по поводу его исхода. «Соединившись в местечке Везеронс, что в окрестностях города Вьенна, – пишет более тенденциозный в данном случае Григорий Турский, – они (трое братьев Меровингов без Теудериха – прим. автора) сразились с Годомаром. И когда Годомар со своим войском обратился в бегство, а Хлодомер, преследуя его, удалился от своих на порядочное расстояние, враги [Хлодомера], подражая его условному знаку, подавая ему голос, закричали: «Сюда, сюда! Ведь это мы, твои люди». Он им поверил, пошел на их зов в гущу врагов. Они отрубили ему голову, насадили на шест и подняли ее вверх. Когда франки увидели это и поняли, что Хлодомер убит, они собрались с силами, обратили в бегство Годомара, разбили бургундов и подчинили страну своей власти».

Агафий Миринейский более беспристрастен и потому реалистичен в подведении итогов сражения: «Немного спустя Хлодомер повел войско против бургундов(это готское племя, живущее своими трудами и отличное в военном деле) и погиб в сражении, пораженный копьем в грудь. Когда он лежал на земле, бургунды, увидев его длинные развивающиеся волосы, простирающиеся до спины, тотчас поняли, что убили неприятельского правителя… бургунды, отрезав голову Хлодомера, когда показали ее войскам, бывшим с ним, тотчас внушили им великое смятение и отчаяние, и дух тех упал от боязни так, что они отказались от продолжения в дальнейшем войны. Война была прекращена, и победители по своему усмотрению, как им показалось лучше, установили условия мира. Уцелевшие же из франкского ополчения с радостью возвратились домой». «Годомар же вновь получил свое королевство», – подытоживает Григорий Турский, противореча самому себе и также признавая, что бургундскому королю удалось отстоять существование своего государства. Правда, под давлением враждебных соседей, оно утратило часть территорий, поскольку бургундам пришлось уступить франкам часть территорий между левыми притоками Роны Изером на севере (или Дромом, потекающим южнее) и Дюрансом на юге.

Смерть Хлодомера положила конец относительно безоблачному правлению тетрархов и начало не только переделам «долевых королевств», но и кровной вражды между членами дома Меровингов.

Поначалу казалось, что все может пойти как прежде, и лишь четверовластие сменится триумвиратом. «Когда Хлодомер погиб, – свидетельствует Агафий, – тотчас его братья (он не имел детей) разделили между собой его удел». Византийский историк, отдаленный от события не только пространством, но и временем, ошибается лишь отчасти. Сыновья у Хлодомера были, и об их судьбе после смерти отца сообщает Григорий Турский: «Сыновей же его взяла после траура королева Хродехильда (вдова Хлодвига – прим. автора) и держала их при себе; из них одного звали Теодовальдом, второго – Гунтаром, третьего – Хлодовальдом». Именно в обход этих прямых наследников Хлодомера братья Меровинги разделили между собой его королевство. Теудериху достались области Труа, Санс, Оксер и Лимож; Хильдеберту – Шартр, Орлеан, Бурж и земли к северу от Луары; Хлотарь же получил области в нижнем течении Луары, а также земли Тура и Пуатье. Кроме того, этот самый младший из сыновей Хлодвига взял в жены вдову своего брата Гунтевку.

Судьба сыновей покойного Хлодомера оказалась печальной. Их дядья поспешили предпринять все возможное, чтобы ликвидировать исходившую от них потенциальную угрозу нового передела владений. Ведь каждый из них, как отпрыск королевского рода, имел право претендовать на королевский трон. Зачинщиком, по свидетельству Григория Турского, выступил Хильдеберт, к которому незамедлительно примкнул Хлотарь. Под предлогом проведения коронации братья забрали детей у их бабушки Хродехильды и предложили ей выбор: либо мальчики будут немедленно убиты, либо же будут острижены, что лишит их права королевского наследования. Приведенный епископом Тура ответ вдовствующей королевы, правдиво это свидетельство или нет, поражает своей жестокостью: «Если они не будут коронованы, то для меня лучше видеть их мертвыми, чем остриженными». Понимала ли Хродехильда, что от ее слов уже ничего не зависит, отвечала ли так, как более пристало королеве дома Меровингов, чем любящей бабушке или же предание, на которое опирался Григорий Турский в своем рассказе, полностью является вымыслом, нам неизвестно. В изложении источника слова королевы истолковываются как согласие и чуть ли не разрешение убить ее собственных внуков. Григорий Турский передает слова посланного к Хродехильде и вернувшегося с ее ответом посланца, знатного клермонского сенатора Аркадия: «С согласия королевы выполняйте задуманное, ведь она сама желает, чтобы вы осуществили ваше решение».

С уверенностью можно сказать лишь, что двое из троих сыновей Хлодомера были убиты собственноручно Хлотарем, хотя Хильдеберт, ужаснувшийся содеянному после смерти старшего из мальчиков Теодовальда, попытался было спасти припавшего к его ногам Гунтара, воскликнув: «Прошу тебя, любезнейший брат, будь милосерден и подари мне жизнь этого мальчика. За его жизнь я тебя вознагражу всем, чем ты ни пожелаешь, только не убивай его».

Распаленный первым убийством Хлотарь якобы ответил на это брату: «Или ты оттолкнешь его от себя, или сам вместо него умрешь. Ведь ты зачинщик этого дела, а теперь ты так быстро отступаешься от данного слова». После этого Хильдеберт отбросил от себя Гунтаря навстречу убийце, и кровавая расправа была завершена. В живых остался лишь укрывшийся у сторонников покойного Хлодомера третий, самый младший из его сыновей: «Третьего же брата, по имени Хлодовальд, они не смогли схватить, так как его спасли храбрые люди. Пренебрегая земным царством, он посвятил себя служению господу и, обрезав собственноручно волосы, сделался клириком. Усердно совершая добрые дела, он покинул этот мир пресвитером. А Хлотарь и Хильдеберт поделили поровну королевство Хлодомера», – заключает Григорий Турский. Является ли эта жестокая кровавая история вымыслом полностью или в отдельных деталях не столь важно, ведь несомненным остается одно – ветвь рода Хлодомера прервалась и уже никто из его потомков не мог претендовать на получение своего «долевого королевства». Так была нарушена (чтобы больше уже никогда не вернуться) та идиллия общего согласия франкских правителей, которая была, как мы видели, весьма трогательно описана Агафием Миринейским, явно симпатизировавшим этому варварскому для всякого византийца народу вследствие того, что франки придерживались канонического ортодоксального христианства.

На страницу:
8 из 9