Полная версия
Загадки Столетней войны
Главным героем последовавшей трагедии оказался последний Великий магистр Ордена Жак де Молэ. Он родился в наследном владении Молэ во Франции в 1243 году, и в возрасте двадцати двух лет стал братом Ордена Храма Соломона. Последующие почти тридцать лет были заполнены войной: отчаянной и безнадёжной попыткой защитить последние остатки христианского Утремера от натиска Египта, которым правили воинственные мамелюки. Читателю, может быть, любопытно, что по происхождению эти воины, сумевшие даже остановить в сражении до того непобедимых монголов, были рабами с Северного Кавказа и причерноморских степей (более того, официальным языком администрации государства мамелюков был кыпчакский язык – язык половцев, знакомых читателю из курса отечественной средневековой истории). С малых лет их готовили к боям и походам, и всю жизнь они совершенствовались в воинском искусстве. После того, как провалились две попытки европейских крестоносцев нанести удар в сердце Египта, чтобы обеспечить безопасность Иерусалимского королевства и его вассалов, мемалюки взяли курс на ликвидацию самого существования государств крестоносцев на восточном берегу Средиземного моря. Логика была элементарна: если не будет этих христианских плацдармов под боком у Египта, то не будет и новых попыток их обезопасить со стороны христианской Европы, плюс джихад против неверных сам по себе дело в высшей степени похвальное в глазах Аллаха.
Жак де Молэ четверть века сражался с сарацинами в Сирии, защищая остатки крестоносных завоеваний. Сражался отважно, но не пал в бою, как многие бартья-рыцари, а после падения Акры сумел отплыть на Кипр. Там в 1293 году его избрали Великим Магистром Ордена тамплиеров. Несмотря на потерю Палестины, католическая церковь не оставляла надежды на то, что с Божией помощью новый крестовый поход сможет вернуть Гроб Господень снова в руки христиан. Планирование этого нового похода, базой для которого должен был стать Кипр, началось вскоре после падения Акры. Получив поддержку Папы Римского и английского короля, де Молэ попытался со своими рыцарями захватить плацдарм в Сирии, но попытка провалилась, стоив жизни 120 рыцарям.
В 1306 году Великий магистр поддержал уже упоминавшийся государственный переворот на Кипре, сместивший короля Генриха ІІ в пользу его брата. Это не прошло незамеченным в Европе, и многие государи, в чьих владениях присутствие тамплиеров было значительным, заволновались. Желание Ордена создать собственное государство, по примеру тевтонских рыцарей в Пруссии или госпитальеров на острове Родос, было давно известно. То ли в том же году, то ли годом позже Великий магист Жак де Молэ был вызван ко двору своего непосредственного начальника Папы Римского Климента V с целью обсудить как подготовку к новому крестовому походу, так и вопрос стримлайнинга и рационализации. В 1305 году де Молэ получил письмо от Климента, в котором тот высказывал планы слить его Орден с госпитальерами. Будучи яростным противником предложенного слияния конкурирующих фирм, де Молэ задался целью раз и навсегда поставить крест на подобных планах. Однако Великий магистр госпитальеров на встречу не прибыл. Тем временем как раз пошли слухи о якобы совершаемых Орденом преступлениях. Де Молэ попросил Климента пресечь клевету, и 24 августа 1307 года Папа написал письмо Филиппу с просьбой прекратить расследование, поскольку он сам не верит в обвинения.
Тем не менее 13 октября того же года королевские солдаты окружили все без исключения владения Ордена по всей Франции и арестовали всех тамплиеров. Великий магистр был арестован в Париже с шестьюдесятью орденскими братьями на следующий день после того, как был одним из тех, кто нёс на плечах гроб упокоившейся золовки короля Филиппа. В течение следующих недель 138 рыцарей Ордена было подвергнуто допросу с пристрастием. 123 из них, включая самого Великого магистра (24 октября 1307 года, через полторы недели после ареста), сознались в тех или иных обвинениях, выдвинутых против них. А всего в королевских застенках оказалось пятнадцать тысяч тамплиеров, огромное большинство которых не было ни братьями Ордена, ни даже дворянами, а просто работавшими на Орден крестьянами, ремесленниками, пастухами и слугами.
Уже само тюремное заключение было достаточной пыткой. Арестованных держали в тесных, холодных, тёмных, зловонных, душных и мокрых камерах. Из камер их выводили лишь, чтобы вновь и вновь подвергнуть истязательствам на дыбе, пытках огнём и плетью, сдиранию кожи, избиениям и издевательствам. Тех, кто не выдерживал мучений и умирал, тайно хоронили. Один из очевидцев позже писал:
Язык человеческий не в силах выразить те наказания, муки, несчастья, издевательства и ужасные пытки, которым были подвергнуты эти невинные в протяжение трёх месяцев, со дня их ареста, так что день и ночь постоянные стенания и вздохи не уходили из их камер, как не иссякали крики и скрежет зубовный во время их мучений… Правда убивает их, а ложь освобождает от смерти.
Де Молэ сознался в части выдвинутых против него обвинений, но категорически отрицал обвинение в содомии. Он подписал обращение к рыцарям Ордена во Франции, в котором просил их покаяться в совершенных преступлениях. Однако когда расследованием занялись представители Папской администрации (Папа Римский пожелал получить подтверждение прегрешений тамплиеров не из вторых рук), Великий магистр и многие из братьев отказались от своих признаний, заявив, что следствие вырвало их под пыткой. В ноябре 1309 года и в марте следующего года де Молэ обратился напрямую к Папе Римскому, умоляя того лично рассмотреть обвинения против Ордена. Он пожаловался на то, что не в состоянии адекватно отвечать на крючкотворство королевских прокуроров, так как является «простым неграмотным рыцарем». Однако двое братьев, получивших университетское юридическое образование, смогли подготовить сильную защиту от предъявленных обвинений и даже показали, что Орден оказался мишенью широкого заговора против него.
На какой-то миг показалось, что план Филиппа может не сработать. Король удвоил усилия. По всему королевству звучали проповеди об ужасных грехах рыцарей Ордена, король направил 72 покаявшихся тамплиера к Папе Римскому, чтобы они лично засвидетельствовали всю бездну грехопадения Ордена. Король объявил Папе (находившемуся фактически под домашним арестом в Пуатье, на территории королевства), что если тот не выступит решительно против Ордена и в защиту церкви (Филипп явно примеривал на себя одежды своего деда, святого Людовика), то можно ведь поднять вопрос о том, отвечает ли нынешний Папа строгим требованиям его высокой должности. Уговоры были подкреплены действием. Судебный процесс против Ордена начался 11 апреля 1310 года. Пятьдесят четыре тамплиера, которые ранее отказались от своих признаний в грехах, 12 мая 1310 года были сожжены на костре как еретики, вновь впавшие в ересь. Что же до двоих тамплиеров-юристов, то они просто исчезли из королевской темницы. Де Молэ, раздавленный такой жестокостью, отказался от своего предыдущего отказа и подтвердил правдивость обвинений.
Уступив давлению со стороны короля Филиппа, и просто желая поскорее закончить всю эту затянувшуюся кровавую кашу, Папа Римский Климент в марте 1312 года издал эдикт, в котором приказал распустить Орден Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона. Эдикт, однако, ничего не говорил о вине рыцарей Ордена. Кроме того, к большому негодованию французского монарха, следующий эдикт Папы передавал имущество тамплиеров Ордену госпитальеров. Наконец, папская булла Considerantes Dudum («Учитывая недавнее») указывала, что каждая провинция католической церкви имеет право поступать с тамплиерами так, как считает необходимым. Де Молэ и трое других высших руководителей Ордена тамплиеров оставались в заключении, ожидая решения церкви о своей судьбе.
Через два года, 18 или 19 марта 1314 года, комиссия из трёх кардиналов католической церкви приговорила де Молэ и других высших руководителей Ордена тамплиеров к пожизненному заключению. Обвиняемые выслушали его, стоя на возвышении перед собором Парижской Богоматери. Все четверо были пожилыми людьми (Великому магистру было за 70, остальные были на шестом или седьмом десятке лет), сломленными длительным тяжёлым заключением. Услышав приговор, бывший Великий магистр, дважды опозоривший свой Орден, которому была посвящена вся его жизнь, наконец нашёл в себе смелость встать на его защиту. Он прекрасно сознавал, что делает это ценой своей жизни. Зная, что он вскоре предстанет перед Господом, он и его верный префект Нормандии Жоффруа де Шарней во всеуслышанье, к ужасу кардиналов, королевских чиновников и собравшейся толпы парижан, заявили, что Орден чист и невиновен ни в чём, а признания были вырваны жестокими пытками. Кардиналы были растеряны и не знали, что же делать дальше. Но Филипп не утратил решительности. По его приказу де Молэ и де Шарнея в тот же день сожгли на маленьком островке посреди Сены (рядом с островом Ситэ, на котором стоит собор, стены которого утром услышали слова де Молэ) как еретиков, снова впавших в заблуждение. Оба рыцаря встретили смерть мужественно и с достоинством. С наступлением темноты обугленные кости казнённых собрали монахи монастыря августинцев, для почитания их как мучеников, в которых отвага превратила их в один миг в глазах многих.
Поскольку папский запрет Ордена тамплиеров распространялся на всю католическую Европу, а владения Ордена находились во многих странах, другие монархи и владетели тоже наложили арест на собственность Ордена и организовали судебные разбирательства над его братьями. В королевстве Арагон (на востоке Испании, включая Каталонию и Балеарские острова) король Иаков ІІ 6 января 1308 года приказал арестовать всех тамплиеров, но для этого пришлось осаждать их замки. Рыцари Ордена не получили никакой поддержки извне, и в итоге сдались королевскому правосудию. На судебном процессе братья не сознались ни в каких преступлениях, и поскольку пытки к ним не применялись, никто не был осуждён к смерти как еретик.
Король Португалии Денис попытался в судебном порядке отобрать у Ордена земли, пожалованные тому его предшественниками, но судебный процесс не затрагивал вообще вопрос о ереси. Новосозданный под покровительством короля Дениса Орден Христа получил часть активов португальских тамплиеров, и часть бывших тамплиеров получила позволение вступить в новый орден.
Архиепископ Равеннский (на севере Италии, во владениях, напрямую подчинённых Папе Римскому) запретил пытать обвиняемых тамплиеров, и неудивительно, что тоже не было получено никаких признаний в ереси, богохульстве, идолопоклонничестве и прочих ужасных грехах. В Ломбардии Орден получил серьёзную поддержку, и половина арестованных рыцарей утверждала, что все, кто обвинил Орден во всех смертных грехах, просто лжецы. Во Флоренции к тамплиерам были применены пытки в ходе допросов, но и в этом случае лишь шесть из тринадцати тамплиеров сознались в каких-либо проступках.
На Кипре как братья Ордена, так и их ближайшее окружение, дали показания суду, которые заключались в утверждении, что на тамплиерах нет никакой вины. Король Амори, получивший трон благодаря Ордену, не спешил его преследовать. Однако вскоре он был убит, престол вернулся к врагу тамплиеров Генриху ІІ, после чего немедленно начались пытки тамплиеров, многие из которых погибли при допросах, продолжая заявлять о своей невиновности.
Достаточно серьёзным был процесс против Ордена тамплиеров в Англии. В конце концов, король Эдуард ІІ был зятем французского короля, затеявшего эту вендетту против Ордена. Король Филипп послал письма соседним монархам с рекомендацией последовать его примеру, и когда рекомендация французского короля была поддержана письмом от Папы Римского, Эдуард отбросил колебания. 9 января 1308 года был арестован глава английских тамплиеров, а вскоре и все братья Ордена на территории Англии были арестованы. Пока к ним не применялись пытки, они отпирались, но как только за дело взялись папские инквизиторы, появились и признания. Но в отличие от Франции, никто не пошёл на костёр. Признавшимся всего лишь пришлось принести публичное покаяние. Тем же, кто продолжал утверждать, что невиновен, досталось пожизненное заключение.
Но стояла ли за обвинениями против Ордена хоть капля правды? В 2001 году тамплиеры внезапно оказались в фокусе внимания средств массовой информации. В архивах Ватикана был обнаружен так называемый «шинонский пергамент», протокол встречи посланцев Папы Римского, кардиналов католической церкви, с Жаком де Молэ в августе 1308 года, когда он находился в заключении в Шато де Шинон, в Шинонском замке. Этот документ подтвердил, что брат Жак де Молэ действительно был принуждён к признанию своей вины под пытками. Тем не менее, он добровольно признался кардиналам в некоторых ересях, включая отрицание Христа как Спасителя. Кардиналы выслушали его исповедь и отпустили ему его грехи. Документ пролежал почти семьсот лет в архивах папской канцелярии. Хотя во многих средствах массовой информации его называли доказательством невиновности тамплиеров, похоже, в реальности дело обстояло сложнее.
Стоит напомнить, что обвинения в отрицании Христа, содомии и идолопоклонстве были на тот момент стандартными обвинениями, выдвигавшимися в отношении еретиков в течение столетий. Незадолго до дела тамплиеров подобные же обвинения выдвигались против катаров-альбигойцев и вальденсов. Отсюда следовало, что выдвижение обвинений в таких преступлениях тем самым приводило к обвинению в ереси, и нередко использовалось как оружие в политической борьбе. В середине ХІІ века Папа Римский выдвигал такие обвинения против императора Священной Римской империи, позже тот же король Филипп ІV обвинял в том же предшественника Климента Папу Римского Бонифация, а также ряд других церковных сановников.
Обвинение в идолопоклонстве звучало так: «они окружали, либо касались головы этих идолов тонкими нитями, которые потом носили на теле или на рубахах». Девять тамплиеров из парижской прецептории сознались в этом идолопоклонничестве. Однако показания о том, что же за идолов (якобы именуемых «Бафометом», в чём иногда видят искажённое «Магомет») почитали тамплиеры, радикально отличались. В одной из версий, идол был покрыт старой кожей, с драгоценными камнями вместо глаз. В другой был сделан из серебра, либо из золота. Обвиняемые утверждали, что у идола было то ли три, то ли четыре ноги, в одних показаниях голова идола была украшена рогами. Такие расхождения наводят на мысль, что под пытками братья старались придумать что-то, что бы понравилось следователям и избавило их от мучений хотя бы на время.
Тем не менее возможно также, что слухи о почитании «головы идола» имели в основе поклонение мощам христианских святых. Точно известно, что в храмах Ордена имелось несколько голов святых, например, святой Евфимии Халкедонской, которые были обычными объектами сакрального поклонения.
Что до обвинений в содомии, то лишь трое рыцарей на следствии в Париже сознались в этом грехе – такое обвинение было популярно в качестве политического оружия, и его было очень трудно опровергнуть, и тем не менее несмотря на пытки, большинство допрашиваемых, в том числе сам Великий магистр (сознавшийся, напомним, в отрицании Христа), стойко отрицали его. Грех этот считался слишком позорным, и Великий магистр напоминал, что устав Ордена строжайше запрещал подобное поведение под угрозой сурового наказания и изгнания из рядов Ордена. Но именно позорность греха могла помочь виновным в нём отрицать свою вину даже под пыткой.
Надо сказать, что многие рыцари созналось в нарушении обета целомудрия, тем самым подтвердив широко распространённые подозрения в распущенности нравов монахов-рыцарей. Надо отметить, что в рыцарской традиции того времени за тамплиерами закрепилась репутация если не героев-любовников, то во всяком случае друзей романтически увлечённых героев.
Что до попирания распятия и плевания на него, то это обвинение, похоже, имело основания. Не только многие тамплиеры признались в этом грехе, но его подтвердили также и многочисленные агенты короля Филиппа, проникшие в Орден по его заданию. Надо сказать, что Великий магистр Жак де Молэ в своей исповеди объяснял, что такая практика имела целью вовсе не богохульство и отторжение Господа Христа и учения церкви. Наоборот, согласно его утверждениям, это было необходимо, чтобы укрепить братьев в твёрдости в вере на случай если они попадут в плен к сарацинам и будут вынуждаемы к отречению от христианской веры.
Несомненно, Орден и орденские братья не были совсем уж невинными агнцами. Их, как и других рыцарей-монахов, часто обвиняли в грехе гордыни (вспомним Бриана де Буагильбера из «Айвенго»). Их гордостью и упрямством во время крестовых походов нередко объясняли неудачи христиан в войне против сарацин – и в этом бывала немалая толика правды. Их обвиняли, и нередко вполне справедливо, в бесцеремонном стремлении к богатству и власти, стяжательстве, в подчас бесчестных попытках отобрать чужие владения. Но многие рыцарские Ордена имели похожую репутацию. Причём слухов о преступлениях, в которых французское правосудие обвинило Орден, не замечено в исторических источниках до 1300 года. А вот Тевтонский орден его противники – венгерские короли и польские князья, озабоченные ростом его силы и влияния, как раз обвиняли в чём-то вполне схожем с теми обвинениями, с которыми обрушился на тамплиеров Филипп ІV. Но ни венгерская, ни польская корона не имели такого влияния на Папство, как король Франции, и эти обвинения остались без внимания. Хотя, если читатели когда-то читали весьма неплохой исторический роман лауреата Нобелевской премии по литературе Генрика Сенкевича «Крестоносцы», то там как раз вполне можно найти отголоски таких обвинений:
– Во имя Духа Света! Какая зловещая ночь! – сказал старый крестоносец.
– Ночь злых духов, – заметил Ротгер. – Но скажите, почему вы говорите не «во имя Бога», а «во имя Духа Света»?
– Дух Света – это Бог, – ответил старик и затем, как бы желая переменить разговор, спросил, – А у гроба Данфельда есть священники?
Говорили, что в свои последние минуты, охваченный пламенем Жак де Молэ предсказал, что Папа Римский Климент и король Филипп предстанут пред судом Божьим ещё до конца нынешнего года, и проклял королевский род на тринадцать поколений. Было ли так в действительности, или же молва приписала пророчество Великому магистру позже, когда Климент умер чуть больше чем через месяц после него, а 29 ноября того же года казалось бы полный силы сорокашестилетний король Филипп свалился замертво от апоплексического удара во время охоты – сказать сложно.
Но ореол таинственности, уже прочно окруживший Орден, эти смерти существенно усилили, учитывая, что возглавлявший следствие и преследование тамплиеров Хранитель королевской печати Гийом де Ногарэ отправился к праотцам ещё до Великого магистра. Вокруг Ордена сложился целый венок легенд.
Наиболее знаменитой, конечно же, была легенда о Святом Граале – чаше, из которой пил Христос во время Тайной Вечери. Тамплиеров связывают с этим мистическим объектом, начиная со средневекового рыцарского романа о Парсифале до «Кода Да Винчи» и фильмов об Индиане Джонсе. Кстати, любопытно, что именно во французском Труа, где был создан Орден тамплиеров, был написан самый первый роман о Граале. Эта тема стала популярной в ХІІ—ХІІІ веках, когда тамплиеры были на вершине своего могущества. После уничтожения Ордена возникла легенда, что двенадцать рыцарей скрылись от своих гонителей, взяв с собой священную чашу. Легенда получила вторую жизнь, когда в крипте церкви Св. Андрея в городке Лю в предгорьях Пиренеев был найден тайник с двенадцатью черепами. Церковь, правда, была построена госпитальерами, но у местных жителей прижилось название «тамплиерской», да к тому же, действительно, многие бывшие тамплиеры были приняты в Орден госпитальеров.
С тамплиерами связывают и знаменитую Туринскую Плащаницу. Один из допрашиваемых рыцарей, Арно Саббатье, утверждал, что во время посвящения в братья Ордена ему было показано длинное льняное полотно с изображением человека, с указанием поклониться ему и трижды поцеловать отпечатки ног. Некоторые исследователи считают, что именно Туринская Плащаница и была тем «идолом», в поклонении которому обвиняли тамплиеров. Косвеным подтверждением этому является тот факт, что в истории она появляется впервые в роду Жоффруа де Шарнея, прецептора Нормандии, сожжённого вместе с Жаком де Молэ. То, что проведенные радиоуглеродные исследования фрагмента плащаницы датировали его рубежом ХІІІ и XIV веков, вызвало предположение, что она хранит отпечаток не Иисуса Христа, а Жака де Молэ.
Сложно сказать, является ли рассказ о том, что тамплиеры были первыми, кто открыл Америку – если верить одной венецианской рукописи конца XVI века – более или менее экстравагантным, чем вышеизложенные легенды. А вот рассказ о том, что рыцари Ордена способствовали победе шотландцев над войском английского короля Эдуарда ІІ под Баннокбурном, в том же году, когда был сожжён де Молэ, может быть правдой: действительно дошли слухи о том, что на стороне шотландского короля Роберта Брюса отважно сражалась какая-то таинственная группа воинов. Если это правда, то Эдуард только получил по заслугам за свое участие в преследовании тамплиеров.
Орден прекратил своё существование, но на протяжении столетий многие организации пытались использовать окружавшую его ауру мистики для придания себе большей притягательности – от христианских благотворительных организаций, вольных каменщиков-масонов вплоть до разнообразных обществ неофашистов и мексиканского наркокартеля «Лос Кабальерос Темплариос». Слухи о том, что Орден выжил в подполье и продолжал вести подрывную работу против французской монархии, увенчавшуюся Французской революцией 1789 года, были подкреплены тем, что когда был казнён король Людовик ХVІ, на эшафот из толпы вскочил неизвестный и с криком «Жак де Молэ, теперь ты отмщён!» окунул ладонь в лужу королевской крови. Кто знает, может, действительно тогда и исполнилось проклятие королевского рода до тринадцатого колена.
Пресечение династии Капетингов
Итак, умирая на костре, Великий магистр Ордена Бедных рыцарей Христа и Храма Соломона брат Жан де Молэ, по легенде, проклял своих гонителей и предсказал, что не пройдёт и года, как они умрут. Проклял он и потомство алчного короля Филиппа. Через восемь месяцев, как уже упоминалось, Филипп погиб на охоте от несчастного случая, но беды стали преследовать его род задолго до этого.
Собственно, каша начала завариваться в 1313 году, когда к Филиппу приехала его дочь Изабелла с зятем, английским королём Эдуардом ІІ (как читатель, несомненно, помнит, именно для её свадьбы с королём Англии Эдуардом ІІ отец Изабеллы брал взаймы огромную сумму у тамплиеров). О судьбе Эдуарда речь ещё пойдёт, а пока отметим, что во время пребывания в гостях в Париже Изабелла подарила жёнам своих братьев элегантные расшитые золотом и жемчугами сумочки-кошельки.
Старший брат Изабеллы, Луи (будущий король Франции Людовик Х) был женат на Маргарите, дочери герцога Бургундии Робера. Луи унаследовал титул короля Наварры после смерти его матери королевы Иоанны в 1305 году. Брак не был особенно счастливым, а прозвище, под которым Людовик Х вошёл в историю (Сварливый), проливает некоторый свет на причины супружеских проблем. Не помогало и то, что Луи предпочитал проведению времени с молодой, красивой и энергичной женой играм в теннис с друзьями.
Средний брат, Филипп (будущий король Филипп V), состоял в браке с Жанной, дочерью графа Бургундского Оттона. Дорогой читатель, не перепутай: герцогство Бургундия входило во владения короля Франции, тогда как Свободное графство Бургундия находилось по другую сторону границы во владениях Священной Римской империи. Впрочем, где-то в середине промежутка, отделяющего нас от описываемых событий, графство Бургундия тоже стало частью Франции, и сейчас этот регион называется Франш-Конте (то есть «свободное графство»). Но мы ушли в сторону. Возвращаясь к делам семейным французских принцев, отметим, что брак среднего королевича был, казалось бы, более успешным. Молодая пара быстро произвела на свет четверых детей, а до историков дошли полные страсти письма принца Филиппа к Жанне.
Младший принц, Шарль (будущий король Карл ІV) был женат на сестре Жанны Бланке. Насколько мы знаем, и он сам был довольно скучной личностью, и его брак тоже не отличался страстью.
Когда королева Изабелла, уже будучи в Англии, на банкете в честь возвращения королевской четы из поездки к родственникам заметила, что её подарки невесткам носят на поясах два молодых рыцаря из Франции, братья Готье и Филипп д’Онэ, у неё зародились подозрения, которыми она поделилась со своим венценосным отцом. Тот приказал установить слежку за братьями д’Онэ. Когда королю Филиппу доложили о результатах слежки, тот был вне себя от гнева. Братья были арестованы и под пыткой признались в связи с принцессами (что само по себе было актом государственной измены). Оба были казнены жесточайшим и мучительнейшим образом, тогда как Маргарита и Бланка были осуждены на пожизненное заключение. Жанна тоже предстала перед судом, но была оправдана. Изабелла, у которой только недавно родился сын, будущий король Эдуард ІІІ, наверняка была рада такой удаче: двое из её братьев фактически лишились жён, а значит, и возможности обеспечить потомство. Шансы сына Изабеллы на то, что он может унаследовать трон своего деда по матери, существенно повысились.