Полная версия
Иосиф и Иов. Сквозь боль и тьму
Во все века среди иудеев сильна была «бизнес-жилка». Вот и здесь возможность нажиться быстро взяла верх над жаждой крови. Пройдут столетия и Мессию, которого прообразовал Иосиф, продадут уже за тридцать серебряников. Наверное, инфляция существовала и в те далекие времена…
Двадцать серебряников. По два на каждого из братьев. Они приняли вырученные за Иосифа деньги, хотя это была «цена крови» их брата. Много позднее в подобной ситуации Иуда раскаялся и отдал «деньги за кровь». В отличие от Иуды, братья Иосифа потратили деньги на свои нужды. Разве это не говорит об их моральном облике? Фактически, они согрешили не меньше, чем согрешил Иуда Искариот, но раскаяние пришло к ним много позднее. Насколько велика милость Бога, что их судьба была лучшей, чем судьба Иуды. Милость Господа велика, тем более, что нам посчастливилось жить в Новом Завете!
Интересно, что позднее по закону Моисея за продажу брата в рабство была назначена смертная казнь (Исх. 21:16). Таким образом, все братья, кроме Рувима, совершили смертный грех. Впрочем, и Рувим за то, что переспал с женой отца своего также по закону Моисея должен был бы умереть (Вт. 22:22).
Сегодня часто бывает, что люди уходят из церкви, потому что с кем-то возник конфликт, или просто натянулись отношения. Давайте вспомним, что ветхозаветная церковь во времена Иосифа состояла только из его семьи. Представьте себе ситуацию, когда вся церковь (кроме пастора) восстает на вас и собирается вас убить, а потом продает вас в рабство и делит деньги между собой. Вы все это видите и слышите. Каким будет ваше дальнейшее отношение к «братьям»? Скорее всего, вы порвете с такими негодяями всякие отношения.
Иосиф же нашел в себе духовные силы, чтобы простить. Значит, каждый из нас тоже способен на прощение своих обидчиков, которые уж точно, согрешили против нас не больше, чем братья Иосифа. Прощение всегда возможно, ведь Тот, Кого прообразовал Иосиф, так молился за Своих убийц: «…Отче! прости им, ибо не знают, что делают…» (Лук.23:34).
Как же юноша, живя в окружении таких братьев, достиг величайших нравственных высот? Сегодня считается, что среда, окружающая ребенка, формирует его личность. Это не так! Если человек твердо делает правильный выбор, он в состоянии не поддаться на негативное влияние окружающих. Мы сами своим выбором творим свою судьбу. Иосиф доказал это.
«И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью; и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет. Он узнал ее и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф. И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни» (Быт.37:31-34).
Здесь уместно вспомнить другого козла, шкурой которого Иаков обложил свои руки, чтобы обмануть своего отца и получить благословение. Теперь с помощью крови козла жестоко обманывают уже самого Иакова. Что посеет человек, то и пожнет. Закон сеяния и жатвы – один из важнейших, который действует как в духовном мире, так и в материальном.
«И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его» (Быт.37:35).
Какое лукавство! Братья только что продали Иосифа и вот они уже «утешают» своего отца. Если бы они хотели его утешить, им надо было бы сказать правду, но здесь сплошное лукавство, причем длилось оно много лет, пока горевал Иаков.
Заметим, что горе патриарха было совершенно искренним, но на самом деле, необоснованным. Так бывает и в нашей жизни. Довольно часто мы страшимся и переживаем на основании предположений или просто ложной информации. Если бы Израиль знал, что произошло на самом деле, у него не было бы оснований так печалиться. Не спешите переживать и вы, когда получаете непроверенные плохие новости. Не позволяйте себе бояться того, что еще не произошло. Этому учит нас Библия.
Далее рассказ об Иосифе прерывается историей Иуды. Мы здесь не будем ее разбирать. Отметим только, что Господь действовал в жизни всех братьев, а не только Иосифа. Как это ни странно, но не герою этой книги, а именно Иуде была оказана величайшая честь войти в генеалогию Мессии. Несмотря на то, что Иосиф является наиярчайшим прообразом Христа в Ветхом Завете, Мессия пришел через потомков Иуды.
В тридцать восьмой главе книги Бытия мы читаем, как Иуда приговорил к смерти свою невестку, которая зачала вне брака. Приговор был отменен, потому что выяснилось, что отцом двух еще не рожденных близнецов является сам Иуда! История очень некрасивая. Она подтверждает высказанный ранее тезис, что моральное состояние братьев Иосифа было, мягко говоря, плохим, что не помешало Иосифу сохранить свою, сверкающую на их фоне, целостность характера.
«Иосиф же отведен был в Египет, и купил его из рук Измаильтян, приведших его туда, Египтянин Потифар, царедворец фараонов, начальник телохранителей. И был Господь с Иосифом: он был успешен в делах и жил в доме господина своего, Египтянина» (Быт.39:1,2).
Здесь лаконично сказано две важнейшие вещи: с Иосифом был Господь и поэтому он имел успех во всех делах. Эта связь понятна и логична. Давайте спросим себя: кто в эпоху Нового Завета имеет столь высокую честь, чтобы Господь был с ним?
Господь ответил нам на этот вопрос в самом конце первого Евангелия: «… И знайте: Я с вами всегда, до конца мира» (Матф.28:20 РБО). Также эту истину провозгласил автор послания к Евреям: «… Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5). Да и как Господь может оставить Свой храм, в котором Он живет?
Таким образом, каждый, кто живет сегодня во Христе, живет не один. С ним всегда и везде пребывает Господь! Слышу возражения: «А почему тогда я не вижу успеха в моей жизни?» Ответ будет такой: «Либо ты не во Христе, либо ты не веришь тому, что сказал Господь и не действуешь на основании веры».
Действительно, если мы верим Слову Божьему и пребываем в Господе, Библия утверждает: Господь с нами всегда до конца мира, Он никогда не оставит и не покинет нас. Значит, мы, подобно Иосифу, должны быть успешными в том, к чему нас призвал Господь!
Мне доводилось слышать много молитв такого типа: «Господь, оставайся с нами, когда мы уйдем из этого благословенного места!» Или: «Приди к нам, мы приглашаем Тебя!» Несмотря на вид благочестия, в основании таких молитв лежит банальное неверие. Если бы мы верили в то, что Бог никогда нас не покидает, таким молитвам не было бы места.
История Иосифа не только утешает нас в трудные времена, но и бросает нам вызов. Я считаю, что самый сильный вызов звучит именно в этом месте – благословенны ли мы подобно Иосифу? Многие верующие, к сожалению, живут очень жалкой жизнью – перебиваются, занижают себя, вечно недовольны и пессимистичны. Почему? Разве Господь не с нами? Нет, Божье Слово утверждает, что Он не оставит и не покинет нас. Значит, причина в другом – в неверии. Мы не верим, что Господь с нами, поэтому и не действуем соответственно. А без веры получить благословения из духовного мира невозможно.
Примите сегодня «вызов Иосифа»: Господь с тобой, поэтому ты можешь быть благословенным во всех областях жизни, ведь Господь уже «…благословил нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Ефс.1:3). Апостол Петр также утверждает: «Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания – через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью» (2Пет.1:3 РБО). Будем познавать Господа и будем служить Богу, ожидая явления благодати Божьей!
Настоящий успех
Итак, Господь был с Иосифом и поэтому он был успешен. Как же проявлялся этот успех? На первый взгляд, никак. Иосиф стоял на рынке рабов, где в то время покупали и продавали людей. Он не имел ничего – братья лишили его даже одежды. Юноша был никем по меркам общества, но Библия говорит, что он был успешен! Причем богачи, ходившие по рынку рабов с большими деньгами и в богатых одеждах, успешными не названы. Как это можно понять?
Очевидно, что понятие успеха у Духа Святого, вдохновившего Моисея написать книгу Бытия, и у нас сильно отличаются. Бог называет успешным того, с кем пребывает Он Сам, а мы связываем с успехом прежде всего определенные достижения и приобретения в этом материальном мире.
Сегодня в церкви бытует целое учение о преуспевании, в котором люди подменяют библейское понимание успеха мирским. В мире успех – это деньги, цифры, рейтинги. В Св. Писании успех – это исполнение открытой человеку воли Божьей любой ценой.
Вот еще один библейский текст, который очень нетрадиционно говорит о преуспевании. Давайте почитаем как молился апостол Павел: «Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам» (Рим.1:9,10). Слово «благопоспешить» сегодня мы не используем. На современный язык последний стих лучше перевести так: «Всегда прошу в моих молитвах, чтобы по воле Божьей у меня было успешное путешествие к вам». Очень понятная молитва. Когда нам приходится путешествовать, то мы тоже молимся примерно также. Просим об успешной дороге.
Отвечал ли Господь на молитвы апостола? Нет сомнений. А теперь давайте вспомним, каким образом он попал в Рим. Он плыл туда на корабле, но не в каюте первого класса, а в трюме вместе со многими другими заключенными. Но это еще не все. Начался страшный шторм, дней пятнадцать корабль так мотало по морю, что люди потеряли надежду спасения и даже перестали есть. Как бы вы назвали такое путешествие? Кошмарным, ужасным, самым плохим? Или успешным?
Конечно, Господь ответил на молитву апостола. Во-первых, послав ангела и сохранив жизни всем плывшим на корабле. Во-вторых, на острове, куда их выбросило, Господь через Павла исцелил многих людей и позднее там образовалась церковь. Так что с точки зрения Господа, путешествие великого апостола было очень даже успешным, а то, что ему при этом пришлось две недели поголодать, недосыпать и мотаться по огромным волнам – это мелкие издержки и не более того.
Итак, понятие успеха у нас и у Господа существенно отличаются. Иосиф был успешен, хотя на социальной лестнице стоял ниже некуда, а в материальном плане не имел ровно ничего. Недавно еще он был любимым сыном богатого человека, а теперь не имел даже одежды.
Как же юноша реагировал на столь страшное предательство? Наполнился горечью? Жаждал мщения? Роптал на несправедливость жизни? Обиделся на Бога и на братьев? Всего этого можно было бы ожидать, но Иосиф имел высокий дух и, вопреки ожиданиям, горький корень не вырос в его сердце.
Дядя Иосифа, Исав имел совсем другое сердце. Когда Иаков обманом получил первородство, Исав решил убить брата. Ненависть пустила в нем глубокие и горькие корни. Иосиф, конечно, знал эту историю и умел даже в молодом возрасте учиться на ошибках других людей, а не только на своих собственных.
Еще не было в Библии такого наставления: «…да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь» (Втр.29:18), но Иосиф уже прекрасно знал его и не позволил горечи и обиде свить ядовитое гнездо внутри себя.
«И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его» (Быт.39:3,4).
Здесь сказано очень много! Один из важнейших секретов Иосифа тоже указан в этом тексте. Юноша не просто верил в свое предназначение и не просто знал, что Господь с ним, но он служил Потифару. Его вера была проявлена в повседневных делах, которые он верно исполнял для своего хозяина.
Иосиф мог бы жить по принципу: «солдат спит, а служба идет», мог бы поступать как большинство рабов – отлынивать от работы, роптать, быть недовольным своим униженным положением, злословить хозяина. Многие люди в те далекие времена теряли свою свободу в войнах, а некоторые уже рождались в рабстве, но Иосиф стал рабом совершенно несправедливо. Он знал, что если бы только его отец узнал, где он находится, Иаков обязательно выкупил бы его.
За многие годы рабства у первенца Рахили было много возможностей послать отцу весточку о себе. Почему он этого не сделал, зная, что Иаков любил его больше, чем себя? По всей вероятности, Иосиф считал себя умершим и заново рожденным. Его жизнь до предательства братьев, в котором и он был несколько виноват, умерла, и теперь он жил совершенно новой в его глазах жизнью. Очевидно, что к такому отношению расположил его сердце Сам Господь.
Итак, Иосиф не пустил рабство в свое сердце. Он не стремился поменьше работать и побольше отдыхать. Наоборот, юноша делал все возможное, чтобы по совести служить своему хозяину. Зачем? Ведь все, что окружало Иосифа, ему не принадлежало, все было чужое. Что же помогло ему начать искренно и самозабвенно служить хозяину?
Скорее всего, Иаков подробно рассказывал любимому сыну все то, чему он научился в жизни. Иаков много лет жил на чужбине. Там он глубоко полюбил Рахиль и семь лет служил Лавану, чтобы жениться на ней. В Слове Божьем есть такой удивительный текст: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт.29:20). Иаков умел жить не для себя, он умел служить, хотя его служение и не было бескорыстным. Заметим интересную деталь: семь лет ожидания прошли для него так быстро как несколько дней. Не странно ли это? Когда я ставлю себя на место Иакова, для меня время тянулось бы очень медленно – ведь я же влюблен и мне надо побыстрее получить эту женщину, которая, кстати, и сама хотела того же.
Почему же для Иакова семь лет просто пролетели? Ответ тоже указан в Писании – дело в том, что он любил Рахиль. Любил не в нашем плотском понимании. Он не хотел за счет нее восполнить свои мужские потребности, он думал только о ее благе и благополучии. Поскольку Рахиль находилась на содержании своего отца, Иаков с удовольствием работал на него. Настоящая любовь совсем не ищет своего (см. 1Кор. 13). Знакома ли вам, дорогой читатель, такая любовь?
Иаков служил Лавану не семь лет, а двадцать, потому что тесть сначала обманул его, вынудив жениться также и на Лие, потом пытался обмануть, чтобы награда за труд Иакова была как можно меньше. При всем этом отношение будущего патриарха к тестю было в высшей степени неэгоистичным: «Если, бывало, скотину задерут звери, я не приносил ее тебе, но сам возмещал убыток. Днем ли было дело, ночью ли – ты спрашивал с меня за пропажу» (Быт.31:39 РБО). Иаков брал личную ответственность за свое служение Лавану, хотя был только лишь его пастухом и мог этого не делать.
Иосиф, как и его отец, умел жить в соответствии с важным духовным принципом, о котором много столетий спустя так сказал Спаситель: «Кто верен в ничтожном, тот и в великом верен. Кто в ничтожном нечестен, тот и в великом нечестен. И если вам нельзя доверить земное богатство, кто доверит вам истинное? И если вам нельзя доверить чужое, кто вам даст ваше?» (Лук.16:10-12 РБО).
Иосиф по доброму примеру Иакова, был верен в малом и был верен в чужом, при этом не преследуя корыстных целей. Потифар не мог не увидеть, что у него появился совсем необычный раб. Раб, чье отношение радикально отличалось от всех других рабов. Раб, в руках которого все спорилось, и которому всегда сопутствовал успех.
«И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел» (Быт.39:5,6).
Представьте себе очень богатого чиновника, у которого много не только слуг, но и рабов, который может нанять себе на работу любого специалиста. Как может такой человек решить доверить все свое хозяйство, все денежные дела рабу и к тому же еще юноше? Потифар даже не проверял Иосифа – настолько он ему доверял! Это потрясающе для государственного чиновника могущественного тогда Египта!
Объяснить это можно только тем, что Иосиф имел необычайно высокий дух. Потифар не только видел его дела, но и отношение к делу. Он видел его абсолютную честность и бескорыстность, проверил ее на деле и потом доверил ему все свое имущество. Могут ли нам так доверять наши работодатели? Ведь они оценивают не только компетентность и работоспособность, но и внутреннее отношение к работе.
Теоретически, таким доверием должен пользоваться каждый рожденный свыше верующий, потому что Библия утверждает – наш новый дух уже подобен Христу: «Любовь достигла среди нас совершенства, так что мы смело встретим День Суда, потому что мы в этом мире таковы, каков Он» (1Иоан.4:17 РБО).
Однако, к сожалению, на практике мы намного больше живем по плоти, чем по духу. Пусть же пример Иосифа вдохновит нас. Мы тоже можем являть на этой грешной земле яркий свет святости и праведности нашего Господа!
Посмотрите к чему призывает рабов Новый Завет: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам» (Ефс.6:5-7).
Вот отношение, которое имел Иосиф и которое столь редко сегодня. Сегодня работники думают не о благе своей фирмы, а только о том, сколько они получают и что будут иметь. Думают о том, как бы пораньше уйти домой, побыстрее поехать в отпуск и т.п., а потом удивляются – а где же благословения, которые должны быть? Те, кто работает на государственных должностях, еще реже думают о благе государства, потому что оно и так богатое и если что-то можно «прихватизировать», то почему бы и нет? До тех пор пока в центре внимания мы, а не наша работа и благо работодателя, о благословениях Иосифа можно забыть. Это часть того вызова, который я называю «вызов Иосифа».
Библейский учитель Эндрю Уоммак в одной проповеди поделился яркой историей. К нему пришел один брат, с жалобой на своего босса. Работодатель не любил его, из-за открытой веры во Христа и в компании его зарплата была самой низкой, хотя он был старейшим работником. Брат был очень недоволен и хотел, чтобы Эндрю поддержал его в такой несправедливости. Однако, совет учителя был неожиданным: «Твое отношение к боссу совершенно неправильное и он его чувствует. Тебе надо покаяться в этом и начать любить и служить ему».
Брат принял совет и через две недели уже свидетельствовал: «Я смог выработать настоящую любовь к моему работодателю. Господь в молитве показал мне, что у него большие семейные проблемы и ему сейчас тяжело. Однажды босс попытался сорвать на мне зло.
– Я вас прощаю – ответил я.
– Прощаешь за что? – удивился начальник.
– Вы знаете, я был неправ перед вами. Я осуждал вас за то, что в этом месте моя зарплата самая низкая, тогда как я работаю у вас дольше всех остальных. Но я недавно понял, что вы так себя ведете из-за серьезных семейных проблем, поэтому я вас прощаю.
Босс ничего не ответил и вышел, гневно хлопнув дверью. Он вернулся через час и признался, что у него на самом деле все плохо дома, попросил у меня прощения, серьезно повысил мой оклад и еще оплатил мне двухнедельный внеурочный отпуск!»
Вот хороший пример того, как благословения высвобождаются на тех, кто начинают не просто работать, а служить своим работодателям. А вы, дорогой читатель, поступаете так?
Искушение похотью
«… Иосиф же был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною» (Быт.39:6,7).
Для молодого, физически здорового юноши такая ситуация должна была быть нереально сильным плотским искушением. Прежде всего, физиология давала о себе знать. Далее, Иосиф де-юре был бесправным рабом. Он прекрасно понимал, что хозяйка дома имеет над ним большую власть. Большей обладал только сам Потифар. Она могла бы очень сильно испортить его жизнь, даже уничтожить его, если бы он ей отказал, что и произошло.
Кроме того, если бы Иосиф согласился с предложением, никто бы об этом не узнал. Зелика9 бы не сказала, а найти укромное место и время, чтобы не узнали другие рабы и слуги, они бы конечно смогли. Наконец, для молодого раба это был бы некоторый «бонус». Ведь рабы бесправны и удовольствий в их жизни почти нет, а удовлетворение похоти – очень сильная плотская «радость».
Наконец, могло быть и более тонкое и коварное искушение духовного свойства. Господь, несомненно, благословлял юношу и являл ему Свою любовь. Может быть, через любовь красивой и влиятельной Зелики Сам Всевышний хотел вознаградить угодного Ему сына Иакова?
Однако, у Иосифа нашлись совершенно другие аргументы: «Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:8,9).
Почему же, вопреки многочисленным плотским доводам, он твердо отказал? Во-первых, он ценил оказанное ему Потифаром доверие и не допускал даже мысли, чтобы воздать ему злом за добро. Многие на его месте не обратили бы на такой фактор большого внимания. Ведь Потифар, хоть и хороший, но рабовладелец, который просто пользовался способностями Иосифа, оставляя его при этом рабом.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Аббревиатура РБО означает перевод Российского Библейского Общества 2011 года
2
Другой возможный перевод – испытанный, закаленный в трудностях характер
3
Из книги Филипа Янси «Почему? Вопрос, который остается всегда»
4
В таких интернатах находятся дети с отставанием умственного развития.
5
Манн Томас, Иосиф и его братья, книга 3
6
Манн Томас, Иосиф и его братья, книга 1
7
Здесь можно отметить, что Рувим к тому времени уже потерял свое право на первородство из-за греха с наложницей Иакова и поэтому оснований для зависти у него было меньше, чем у других братьев. Кроме того, он мог иметь желание вернуть Иосифа отцу, чтобы последний простил ему блуд с Валлой и восстановил право первородства.
8
Лопухин Александр Павлович, автор Толковой Библии или комментария на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Заветов.
9
По преданию жену Потифара звали Зелика или Зулейка.