Полная версия
Зачем женщине секс? Что мешает нам заниматься любовью с наслаждением
Карен Гурни
Зачем женщине секс? Что мешает нам заниматься любовью с наслаждением
Dr Karen Gurney
MIND THE GAP
Copyright © 2020 Dr Karen Gurney
© Иоффе Л., перевод на русский язык, 2020
© ООО «Издательство «Эксмо», 2020
Предисловие
Как вы отреагируете, если я скажу вам, что все, чему вы привыкли верить относительно вашей сексуальности – неправда? Что те стандарты, на которые вы равняетесь в вашей сексуальной жизни и которым, как вам часто кажется, вы не соответствуете, являются совершенно нереальными и недостижимыми для большинства из нас? Что вполне возможно редко испытывать спонтанное сексуальное желание или даже не испытывать его вовсе и при этом в течение долгого времени вести счастливую сексуальную жизнь с взаимным удовлетворением?
Да, в это нелегко поверить. На свете не так много областей знания, в которых настолько глубокие заблуждения преобладали в течение столь долгого времени, что ложные идеи проникли в коллективное сознание, и одна из таких областей – это секс. Бо́льшая часть наших представлений о сексе базируется на культуре, фольклоре, религии, слухах и журнальных публикациях, но при этом мы совсем забываем о фактах. Мы ослеплены общепринятыми культурными и социальными понятиями, вездесущими и всепроникающими, и за ними не видим реальности.
На протяжении всей моей карьеры клинического психолога и психосексолога мне приходилось учиться заново, выдавливая из себя ложные представления о сексе – иначе я не могла бы проводить терапию с людьми, которые обращались ко мне за помощью. Я провела множество сеансов с женщинами и их партнерами, работая с проблемой неудовлетворенности сексуальной жизнью, которая не отвечала требованиям самих женщин или их «половинок». Речь шла о том, что сексуальное желание, которое они испытывают друг к другу, совсем не такое, каким они хотели бы его видеть, и это несоответствие являлось серьезной угрозой для их совместной жизни.
Дело, однако, в том, что им (а также вам и нам) лгали. В последние несколько десятилетий в сексологии совершили огромное количество удивительных открытий. Наука ушла далеко вперед от первоначальных понятий о том, как работают человеческие желания, – тех понятий, которые преобладали в обществе и сформировали наши представления о сексуальной жизни. Появились новые идеи и концепции, которые совершили переворот в сексотерапии, но эти знания пока остаются уделом исследователей и медиков и еще не дошли до широкой публики, поэтому старые идеи по-прежнему доминируют и нависают над нашей сексуальной жизнью как дамоклов меч недостижимых стандартов.
Почему так происходит? Ведь если это так важно, то люди должны говорить об этом, верно? К сожалению, из истории мы знаем, что подлинным фактам из области секса и сексуальности зачастую приходится пробиваться сквозь густой туман устоявшихся моральных, социальных и культурных установок. То же происходит и в других областях сексологии. Так, в кабинетах сексологов до сих пор встречаются пациенты, убежденные в том, что от мастурбации можно ослепнуть – мнение, распространенное в начале XIX века. Постулат об «эффективности» моногамии, которая для многих является непосильным испытанием, базируется скорее на институтах культуры и религии, а не на научных доказательствах того, что люди созданы, чтобы прожить всю жизнь с одним партнером. И, наконец (возможно, для вас это наиболее важный пункт), еще живо убеждение, что сексуальное желание к вашему долговременному половому партнеру обязано возникать у вас часто и произвольно, что хороший секс должен просто «случаться» и что желание должно инициировать секс при любой возможности.
Давайте-ка поразмыслим над этим. Вот сейчас, в этот момент, вы действительно верите во все эти идеи? Например, в то, что желание секса со своим партнером должно возникать у вас произвольно и часто? Я бы удивилась, узнав, что вы в этом не вполне уверены (даже если в вашей сексуальной жизни так не бывает). Весь наш культурный опыт подводит нас к этой мысли. Ее утверждают кинофильмы, телевидение, музыка. Люди обеспокоены объемом секса в их жизни (причем его всегда недостаточно); заветная и недостижимая мечта большинства – построить отношения, которые выдержат испытание временем и останутся такими же страстными, как в начале. Парадоксально, что с этим представлением соседствует другая теория, сопровождаемая множеством шуток и намеков (особенно это касается брака), а именно: в условиях долговременного партнерства счастливая сексуальная жизнь невозможна. Партнеры, которые решили сохранять верность друг другу, вынуждены отказаться от надежды на хороший секс в долговременной перспективе, но сама длительность таких отношений должна каким-то образом компенсировать этот недостаток.
Так чего же нам ожидать: страсть длиною в жизнь или секс только в день рождения (после того как медовый месяц прошел)?
В обеих концепциях есть внутренняя ошибка. Первая рисует недостижимый идеал вечной страсти, которая волшебным образом, без видимых усилий, будет преодолевать возникающее порой недовольство друг другом, жизненные трудности, а также происходящие с нами в течение жизни физические и психологические изменения. Вторая с чувством безнадежной неизбежности сообщает нам, что наш секс обречен и от этого не уйти, как ни старайся – нашу страсть все равно поглотит черная дыра.
Дело в том, что хороший секс надо «выращивать», а чтобы его «вырастить», нам следует понять, как работает желание и какие навыки для этого нужны. А как же те выразительные образы, которые присутствуют в обеих концепциях: вечная и непоколебимая страсть, длящаяся без особых усилий, или длительные отношения, неизбежно ведущие к полному отсутствию секса? Ни то, ни другое не имеет отношения к делу.
Основная тема этой книги – разрыв между представлениями о том, какой должна быть наша сексуальная жизнь (они часто основаны на некорректных сравнениях), и тем, какова она в действительности. Кроме того, речь в книге пойдет еще об одном несоответствии: между тем, что нам необходимо знать о сексе и желании получить хороший секс, и нашими реальными знаниями. Существуют и иные различия между нашими понятиями и реальностью, которые негативно влияют на нашу сексуальную жизнь, и о них мы тоже поговорим. С некоторыми из этих понятий вы, вероятно, уже знакомы: это представления о (не) равенстве полов (да, неравенство тоже влияет на нашу сексуальную жизнь), о разнице в оргазме (женщины, особенно гетеросексуальные, часто получают меньше удовольствия от полового акта, чем мужчины, с которыми у них происходит секс). Я очень надеюсь, что моя книга поможет вам устранить эти несоответствия.
Пары, которые приходят ко мне на прием с проблемой желания, зачастую на первой же встрече дают понять, что готовы к долгой и тяжелой работе для решения проблемы. Однако, как вы скоро увидите, реальность далека от их ожиданий: порой достаточно всего одного сеанса (или одной страницы) или нескольких (нескольких глав). По-настоящему сложная работа потребуется там, где придется преодолевать жесткие установки, сформированные у людей. Ими тоже нужно заниматься, чтобы они не мешали видеть вещи по-новому. В конце каждой главы, посвященной тому или иному паттерну, я предложу вам выполнить несколько упражнений, которые помогут справиться с соответствующей проблемой.
Я надеюсь, что вы выбрали эту книгу, потому что ищете возможность улучшить свою сексуальную жизнь. На самом деле мы все можем и должны, мне кажется, стремиться к тому, чтобы наш секс со временем становился все лучше. Если вам трудно в это поверить, это значит, что вы просто находитесь во власти уже упомянутого мифа: «в длительных отношениях секс неизбежно становится хуже».
Книга написана для всех женщин (или для всех, кто считает себя женщиной) любого возраста. Это вовсе не значит, что информация, изложенная на этих страницах, не подойдет тем, кто считает себя мужчинами, или людям с небинарной идентичностью – большая часть материала универсальна. Однако мы сосредоточимся на огромном влиянии гендера на сексуальность, и в этом плане книга в большей степени обращена к женщинам. Когда я здесь пишу о них, то имею в виду всех женщин – независимо от того, с какой гендерной принадлежностью они родились. При этом есть существенные различия между сексуальным опытом у трансгендеров и небинарных людей, которые обусловлены обществом, культурой, сменой внешних половых признаков, гормонотерапией или операцией по смене пола – но их я оставляю за скобками.
Если вы состоите в отношениях с женщиной, то эта книга адресована и вам: информация о сексуальном влечении вашей партнерши поможет вам лучше понять вашу собственную сексуальность. Книга рассчитана на женщин различной ориентации: здесь вы найдете информацию о том, как гендерная идентичность вашего партнера (партнеров) может влиять на вашу сексуальную жизнь. В жизни женщин, которые живут с женщинами, и женщин, живущих с мужчинами, много общего, но есть и важные отличия, проанализировав которые, мы сможем лучше понять нашу собственную сексуальность.
Когда я пишу о сексе, то имею в виду не узкое определение одного полового акта – такого, как проникающий вагинальный секс (ведь под «сексом» в нашем обществе часто подразумевают именно это). Я не пытаюсь строить предположения о том, что секс означает именно для вас. Приглашаю вас в путешествие, чтобы понять, что такое секс, этот непрерывный жизненный процесс, и затем соотнести нашу сексуальную жизнь с этим пониманием, а не строить ее по чужим лекалам. Я также не считаю, что «хороший секс» – это просто отсутствие сексуальных проблем. Давайте будем стремиться к чему-то большему, договорились?
Надеюсь, что эта книга даст вам новое представление о том, что есть «норма». Тогда, вероятно, вы придете к выводу, что в любых длительных отношениях, которые были в вашей жизни до сих пор, вы ожидали от себя и от своей сексуальной жизни невозможного. Но при этом вы поймете, как на самом деле работает желание, и научитесь им управлять, чтобы улучшить качество вашей сексуальной жизни в дальнейшем. Вы перестанете быть пассивным получателем и превратитесь в рулевого, который сам задает направление и конечную цель путешествия.
Первая часть этой книги содержит краткий обзор социальных, культурных и политических условий, в которых мы живем. В первой главе я расскажу, как наука, религия, психология, психиатрия, средства массовой информации создавали различные фрагменты этой «окружающей среды», причем каждая сфера преследовала свои цели и привносила туда свои нюансы. Это важно для правильного понимания следующих глав. Из второй главы мы узнаем о том, что происходит в сексуальной жизни населения Великобритании и всего мира: сколько секса бывает в жизни людей на самом деле? Какой он? Сколько из этих людей недовольны своим желанием или испытывают беспокойство по его поводу? Затем в третьей главе мы поговорим об анатомии, оргазмах, половом воспитании и о том, каковы ваши личные «условия хорошего секса». Таким образом, первая часть книги призвана помочь читателю понять причины, которые привели к его нынешнему представлению о своей сексуальной жизни.
Во второй части мы обсудим некоторые важнейшие аспекты секса и желания. Мы посмотрим, как общество влияет на наше сексуальное поведение, каким образом контекст наших отношений помогает сексуальной жизни или препятствует ей, как наш мозг обрабатывает информацию и связывает секс с желанием. Я познакомлю вас с новейшими сведениями о том, как оно работает на самом деле. Благодаря этому у вас появится более четкое представление о том, как можно изменить ваши собственные отношения, чтобы добиться качественного секса и развивать желание.
В последней, третьей, части мы продолжим работу, опираясь на полученные знания. Как нам применить на практике все, что мы узнали, и внести те изменения, которые, как мы теперь понимаем, нам необходимы в отношениях с партнером? Над какими другими аспектами отношений мы должны работать, если хотим поддерживать секс на должном уровне? Как продолжать сексуальную жизнь, противодействуя внезапному натиску жизненных проблем или просто течению времени? Проще говоря, как нам гарантировать секс на протяжении всей своей жизни?
Я написала эту книгу по двум причинам.
Во-первых, я считала нужным поделиться информацией о сексе, которую, как я полагаю, должны знать все женщины.
Во-вторых, я воочию убедилась в том, что этот подход может положительно повлиять на сексуальную жизнь людей и их удовлетворенность отношениями. Хочу верить, что это именно те изменения, к которым вы стремитесь.
Готовы? Что ж, начнем революцию!
Часть первая
Распространенные заблуждения и их сдерживающее влияние
Глава 1
Краткая история секса, науки и гендерной политики
Как мы дошли до жизни такой?
Было бы невозможно написать книгу о женской сексуальности и желании, обойдя вниманием важнейшие социальные, политические и научные факторы, которые привели нас к нынешней ситуации. Читая эту книгу, вы обнаружите, что желание существует в сдерживающих рамках гендерной политики и что на современные представления о желании повлияли важнейшие достижения (а также заблуждения) из области науки, феминизма, психологии и сексологии.
Первая глава не претендует на то, чтобы дать полный и всесторонний исторический обзор – этот «подвиг» был бы за пределами моей компетенции, а кроме того, вы ведь взялись за мою книгу не ради исторических очерков. Однако с моей стороны было бы огромным упущением оставить историческое наследие за скобками: оно по-прежнему оказывает колоссальное влияние на современную сексуальную жизнь.
В этой главе я предлагаю краткий, нелинейный, выборочный исторический обзор, который поможет вам разобраться в последующих главах и взглянуть на укорененную в вашем сознании «правду о сексе» по-новому. Я хочу показать, что наши взгляды на секс почти полностью зависят от преобладающих в данное время культуры, языковых средств и политики, и поэтому отношение к сексу сильно различается на разных континентах, в различных сообществах и странах.
Я остановлюсь на некоторых важнейших институтах, которые доминировали в британском обществе и в западной науке в последние несколько столетий. Это не означает, что раньше не было других влияний и других сообществ с иными взглядами и опытом – разумеется, были. Веками доминировавшие институты и концепции – такие, как христианство и моногамия – сформировали наши взгляды на секс и женскую сексуальность. Аналогичным образом культурные сдвиги, например, женское движение, существенно повлияли на права женщин, на их сексуальность и независимость. Развитие современной науки в ХХ веке, а также появление психотерапии и сексологии сыграли существенную и даже преобладающую роль в том, как общество стало рассматривать женщин и секс. Все это заложило основы нашего сегодняшнего представления о сексе.
То, как мы видим секс, то, что считаем «нормальным» и какого отношения к сексу ожидаем от женщин – это переменная, которая зависит от культурного контекста и доминирующих взглядов своего времени. Хоть и сперва может показаться, что это не так, но ключевые моменты истории продолжают оказывать огромное влияние на нашу сегодняшнюю сексуальную жизнь.
Секс и грех
Начнем нашу хронологию с XVII века (нам же нужно с чего-то начать, а рассмотрение всей истории от первобытных времен до наших дней заняло бы слишком много времени). В то время во многих регионах западного мира моногамия была нормой, главным образом – из-за влияния религии и значения, придаваемого институту брака. Он играл большую роль, поскольку был связан с собственностью на землю и, следовательно, с финансами, но супругов для большинства девушек выбирали их отцы, а не сами невесты. Христианство оказало решающее влияние на формирование моральных ценностей. С приходом протестантской Реформации понятие о браке стало постепенно меняться, все больше подразумевая личный выбор и желание и уже не ограничиваясь исключительно деторождением. Любопытно, что до этого момента женщин было принято считать более похотливыми существами, но вскоре на смену этому убеждению пришла мысль о том, что мужская сексуальность сильнее, а женщины по своей природе менее сексуальны. Секс вне брака и с любой иной целью, кроме продолжения рода, считался грехом. Это видно из законодательства того времени: прелюбодеяние и гомосексуализм были вне закона и даже карались смертью.
В XVIII и XIX веках отношение к сексу изменилось. Секс вне брака перестал быть незаконным (хотя по-прежнему осуждался). При этом женская сексуальность считалась слабее, чем мужская, и женщины позиционировались в отношении секса как «хранительницы», а мужчинам вменялось в обязанность контролировать свои желания. Особое значение придавалось женскому оргазму, так как считалось, что он (точнее, одновременный оргазм) имеет решающее значение для наступления беременности. Секс рассматривался как важная часть брака. Мастурбация считалась опасной для физического и психологического здоровья, поэтому изобретали и распространяли устройства для предотвращения «самоприкосновения». Кроме того, люди прилагали много усилий к тому, чтобы ослабить сексуальные импульсы, особенно у женщин, для которых, при их «природном», как было принято полагать, низком интересе к сексу, любое свидетельство их сексуальности становилось проблемой.
Вы могли бы подумать, что некоторые из этих негативных представлений о сексе были просто типичны для той эпохи во всем мире, а с тех пор мы ушли далеко вперед. Но это не так. Многие из этих взглядов на секс сильно контрастируют с более либеральным отношением к сексу в Великобритании до этого периода, а также с ситуацией в остальных частях света. Секс-позитивность характерна для многочисленных исторических текстов, таких как древняя индийская «Камасутра» (составленная между 400 г. до н. э. и 200 г. н. э.) или «Энциклопедия удовольствия» (Багдад, X век н. э.). В двух этих книгах секс представлен прежде всего как удовольствие; там нет стыда, зато есть спокойное отношение к гендеру и к сексуальному разнообразию. Именно британская колонизация принесла во многие страны мира консервативные взгляды и ограничения сексуальных ценностей.
Мы также знаем, что доктрина «секс = стыд» отсутствует (и отсутствовала) во многих незападных культурах. Женщины некоторых матриархальных сообществ (например, коренные жители Папуа – Новой Гвинеи) могут свободно наслаждаться сексуальным самовыражением с разными мужчинами. Из этого можно сделать вывод, что здесь, в Великобритании, как и в других странах Запада, наше недавнее сексуальное прошлое связано с консервативными взглядами на секс, обусловленными религией, гендерным неравенством, одержимостью моногамией и – в качестве фона – явным страхом перед сексуальными потребностями.
Секс и безумие
В дальнейшем секс перешел от контроля со стороны религии («ваши желания – это грех») к контролю со стороны медицины (в частности, психиатрии): «ваши желания являются признаком безумия». «Истерия» определялась как болезнь, связанная с сексуальностью у женщин, причем мастурбация рассматривалась как один из ее симптомов. Термин «нимфомания», который был придуман в XVIII веке и быстро завоевал популярность, использовался для характеристики женщин, которые мастурбировали и хотели секса больше, чем их мужья, грезили о сексе, а также занимались им с другими женщинами.
Использование этих терминов в качестве объяснения женских переживаний четко увязывало их сексуальные побуждения с безумием. Интересно, что на рубеже XIX столетия женщин гораздо чаще, чем мужчин, отправляли в психиатрические лечебные заведения в связи с «отклонениями» в их сексуальном поведении. Да-да, в те годы женская сексуальность вызывала больше опасений, чем мужская. Женщин запирали в психиатрических лечебницах, их подвергали гистерэктомии[1] или лоботомии[2], ставили пиявки на гениталии, морозили в ледяных ваннах, удаляли клиторы, вводили во влагалище едкие химические вещества. Можно предположить, что подобные методы «лечения» являлись формой социального контроля над женщинами, причем во главе угла стояло подавление их сексуального желания.
Секс и подчинение
В 1914 году Британия вступила в мировую войну. Какой бы разрушительной ни была та война, она принесла с собой новые возможности и значительное изменение положения женщин в обществе. Женщины впервые взяли на себя задачи, которые в нашей патриархальной культуре традиционно выполнялись мужчинами. Изменилось представление о том, на что женщины способны. К концу Первой мировой войны количество работающих женщин увеличилось до невероятных прежде масштабов. Вдохновленные этим опытом, женщины продолжали настаивать (и вполне справедливо) на осуществлении своих прав. В 1918 году благодаря усилиям женского движения некоторые категории женщин все же получили право голоса. Однако этот небольшой, но существенный прогресс на пути к гендерному равенству вызвал в обществе негативную реакцию, поскольку рассматривался как потенциальная угроза институту брака, «семейным ценностям» и, следовательно, обществу в целом.
В то же время, это был период бурного развития науки, возникали новые методы проведения научных исследований, в том числе и в области медицины. В XVIII и XIX веках доминирующее религиозное мировоззрение постепенно начало уступать свои позиции мировоззрению научному. Сторонники этих двух противоположных систем стали бороться за признание своей правоты. Прежде было опасно придерживаться взглядов, которые хоть сколько-нибудь отличались от главенствующего мнения церкви. Довольно скоро, однако, наука получила перевес, и ее голос стал не менее авторитетным, чем религия и общественный договор; тем самым наука обрела право регулировать вопросы секса, медицины и женской сексуальности.
Создание сексуальных дисфункций
Можно утверждать, что творцом сексуальных дисфункций явилась именно психиатрия. В 1952 году Американская психиатрическая ассоциация выпустила «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам». Предполагалось, что оно содержит полный список всех возможных диагнозов, касающихся психической сферы. Однако получалось, что если какого-либо диагноза в списке нет, то его и не существует. И наоборот: включение расстройства в перечень означало его признание. В третьем издании, вышедшем в 1980 году, секс был впервые упомянут как возможная область психического расстройства. Разумеется, у людей и прежде бывали сложности с сексом, но в третьем издании впервые появились особые термины для обозначения сексуальных проблем (например, «подавленное сексуальное желание»). Это было историческое решение, последствия которого и сейчас влияют на нашу сексуальную жизнь. До этого момента у «сексуальных дисфункций» не было ярлыков, их не рассматривали как заболевание; решения о том, какие аспекты секса следует считать «дисфункциями», не принимались на основе существовавшего тогда понятия о «нормальном сексе».
Секс и неврозы
В конце XIX – начале XX столетия стали звучать решительные голоса, которые утверждали, что религия и наука ошибались относительно сексуального самовыражения. Сексологов тогда было немного, но те, кто был, такие как Хэвлок Эллис[3], выдвигали очень непопулярные идеи, например, что гомосексуализм – на самом деле не болезнь, а нормальное выражение сексуальных предпочтений, которое может встречаться у людей. Однако в Великобритании секс между мужчинами был декриминализован лишь в 1967 году (и даже тогда не во всех случаях), и только в 1973 году «гомосексуализм» был исключен из «Диагностического руководства» (соответственно, с него был снят гриф «психического расстройства»). Секс между людьми одного пола существовал во все времена – по крайней мере, на протяжении всей документированной истории человечества. Он не всегда рассматривался как проблема в различных культурах и сообществах. И все же негативные мнения о представителях ЛГБТ по-прежнему проявляются сегодня весьма болезненно: возьмите хотя бы недавние протесты британских родителей против включения в школьную программу сведений об ЛГБТ-идентичности.
Когда в конце XIX века свою деятельность начал австрийский невролог и психиатр Зигмунд Фрейд, которого впоследствии назвали отцом психоанализа, он охотно заговорил о сексе. Причем настолько охотно, что все так или иначе оказалось связано с сексом. Терапевтический метод Фрейда появился еще до того, как в психотерапии стали применять научный подход; его личные наблюдения и размышления над случаями, которые он изучал, были приняты как аксиомы, которые доминировали в сфере психотерапии на протяжении всего следующего столетия. Многие из предположений Фрейда о сексе и сексуальности оказались неверными; например, идея о том, что клиторальный оргазм является «незрелой» версией вагинального оргазма или что гомосексуализм – это незрелая версия гетеросексуальности. Несмотря на то, что Фрейд неосознанно и безосновательно патологизировал целые группы людей, он, по крайней мере, продвигал понятие о сексе как о приятном занятии и рассматривал его как естественное человеческое желание – в отличие от прежнего взгляда на секс только как на способ продолжения рода (а все остальное – от лукавого).