Полная версия
Шарой – история Чечни. XV-XXI век
ф. 11, оп. 5, д. 476. 1894 год.
Начальник Грозненского округа Терской области. 30 сентября 1897 года, г. Грозный, №16720. Лист 53.
Рапорт. Начальник 7-го участка вверенного мне округа, рапортами за №№791 и 846, доносит, что Старшина Шароевского общества Изи Алханов совершенно не соответствует своему назначению, будучи крайне нерадив и неисполнителен; с жителями Алханов обращается очень несправедливо и своевольно, и на его действия постоянно поступают жалобы. В прошлом году Алханов самовольно захватил землю, принадлежащую односельчанке его Патимат Маутаевой, на основании будто бы имеющегося у него духовного завещания отца Маутаевой; по расследованию оказалось, что завещания никакого не имеется. Два месяца тому назад Алханов сам, без согласия общества, назначил себе в помощники своего племянника Ауда Успанова и не смотря на приказание начальника участка на первом же сходе предложить обществу выбрать другого помощника, до сего времени этого не исполнил. В конце мая месяца сего года жители сел. Шароя заявили начальнику участка, что в их общественном стаде находится много скота, хозяева которого не известны, почему Алханову было приказано арестовать этот скот и доставить его в ставку начальника участка. Алханов этого приказания не исполнил и весь арестованный скот возвратил пришедшим за ним лицам, не справляясь имеются ли у них на этот скот документы; за это Алханов был арестован на гауптвахте на 5 суток. Дороги, пролегающие через Шароевское старшинство совершенно запущены и к исправлению их Алханов не принимает мер, за что был арестован на 7 суток. На происшествия Алханов никогда не уезжает, посылая вместо себя помощника; все распоряжения начальника участка или вовсе не исполняет, или исполняет крайне медленно, и вообще все обязанности старшины не исполняет, отговариваясь болезнью и тем, что общество его не слушает. Ввиду изложенного и так как наказания не достигают цели, прошу разрешения Вашего Превосходительства об удалении Изи Алханова от должности старшины Шароевского старшинства. Подполковник Степанов.
Лист 60 …От Областного правления 21 октября 1897 года, Начальнику Грозненского округа.
Первое отделение Областного правления сообщает Вашему Высокоблагородию, что начальник области и Наказный Атаман удалил от должности старшины Шароевского старшинства Изи Алханова за бездействие по службе.
Рукопись хранится в Государственном архиве Северной Осетии
ф. 11, оп. 5, д. 476.
Начальник Грозненского округа Терской области. 4 ноября 1897 года, №19093 г. Грозный.
Рапорт. Старшина сел. Нихалой, 5-го участка вверенного мне округа, Магомад Алиев, уроженец сел. Химой, просит о перемещении его на такую же должность в одно из селений 7-го участка, чтобы быть поближе к своему хозяйству, которое приходит в упадок, без ближайшего его надзора. Признавая эту просьбу заслуживающею уважения и чтобы дать Алиеву возможность меньше отвлекаться от исполнения прямых его обязанностей, ходатайствую перед Вашим Превосходительством о перемещении Магомада Алиева, в виду пользы службы, на вакантную должность Старшины Шароевского Старшинства. Подполковник Степанов.
Лист 77 … Начальник Грозненского округа Терской области. 15 ноября 1897 года, г. Грозный, №19968.
Рапорт. По изменившимся служебным обстоятельствам, прошу Ваше Превосходительство рапорт мой, от 4-го сего ноября за №19093, о перемещении Нихалоевского старшины Магомада Алиева на такую же должность в Шароевкое старшинство, оставить без последствий. Вместе с этим ходатайствую о назначении на должность старшины Шароевского старшинства кадия 7-го участка Али Магомаева. Подполковник Степанов.
Земельный договор Шаройцев и Сандухойцев
Рукопись хранится в Государственном архиве Северной Осетии ф. 11, оп. 6, д. 127.
Дело об споре обществ селений Сандухой, Шарой, Сарчхи и Массарай Грозненского округа из-за пастбищ. 1898 год.
Стр. 2 …Чеченское областное правление. 29 ноября 1898 года, №38785, г. Грозный.
Представляя в Областное Правление Терской области переписку по анонимной жалобе жителей сел. Сандухой о том, что Шароевское общество захватило давно принадлежащие Сандухоевцам пастбищные горы, доношу, что расследованием по этой жалобе выяснено, как это видно из представляемой в копии маслахатной подписки, составленной 26 июня 1887 года, Сандухоевцы имеют право пользоваться опорными тремя пастбищными горами с начала весны до 25 июня, Шароевское же общество вправе пользоваться спорными пастбищными круглый год. Начальник Грозненского округа подполковник (подпись неразб.)
Стр. 3 …26 июня 1887 года, собравшиеся доверенные от Шароевского и Сандухоевского обществ в присутствии участкового пристава 3 участка и участкового кадия Эски Хасаева, выборные Шароевского общества: Нуцалхан-Магомадов, Магома Метиев, Эльдабий Лабазанов, Муты Хаджиев, Бетыр Магатев, Магома Хаджиев, Ебичи Сурхаев, Киеша Магомаев, Боциляу Абеков, Ахматхан Авдаев, Магомад Ингучев, Орзи Матаев, Хаджиов Амаев, Мусалау Лабазанов, Мепома Изиев и старшина Умар Алханов; выборные Сандухоевского общества Маха Руджуев, Мюрод Тагиров, Куша Магаев, Бага Муртазалиев, Али Исал-Алиев и Старшина Лабазан Кушаев и приглашенные посторонние лица: Шикароевский Старшина Маха Муциев, Киринский Старшина Ахматхан Андумов, Шароевский Кадии Шаид Муртазалиев.
Постановили маслагат в следующем: Сандухоевское общество должно пользоваться спорными тремя горами для пастьбы всякого своего скота с начала года до 25 июня; после этого они не имеют права держать на этих горах скот, несмотря на то, что будет или не будет еще пригнать скот Шароевским обществом, а должны согнать скот на свои пастбищные горы.
Шароевское общество имеют право пасти на спорных горах свой скот, какой бы то ни было сначала весны и во все время пастбища. Если Шароевское общество пригонит свой скот на одну или на все спорные горы до 25 июня, то скот Шароевский должен выпасываться вместе с Сандухоевским под присмотром табунщиков. 23 июня Сандухоевцы должны взять свой скот в свои горы, а Шароевское же общество может пользоваться горами до конца года. На этих условиях и постановлено окончательное маслахатное решение. Переводили Окружной Прапорщик Абдул Кадыров и Младший Делопроизводитель Щербаков. С подлинным верно: Старший Делопроизводитель (подпись неразб.) Сверял: Младший Делопроизводитель Щербаков.
Стр. 4 …Протокол №2229. 1898 года октября 18 дня Я, начальник 7-го участка Грозненского округа составил настоящий протокол на основании надписи Управления Грозненского округа от 4 октября за №18863 в нижеследующем.
Сандухоевский старшина Умар Кушаев по поводу изложенного в письме к Его Превосходительства начальнику Терской области показал, что все общество сел. Сандухой претендуют на пастбищные горы «Сарчхи лам», «Кечи лам» и на «Кобу лам» каковые горы находятся в общем владении с Шароевским обществом уже в продолжении 30 лет и на это последовало добровольное соглашение Сандухоевского общества и каждый год до настоящего времени пользование между Шароевцами и Сандухоевцами этими горами было общее. Гор этих никто от них не отбирал. В настоящее же время Сандухоевцы в виду увеличения численности скота не хотят чтобы Шароевцы пользовались половинной частью этих гор.
Доверенные от общества сел. Сандухой по общественному приговору, при этом прилагаемому Маха Хажиев и Хитина Абакаров подтвердили вполне показание своего старшины и заявили желание чтобы Шароевское общество вовсе не пользовалось этими горами на половинной части как-то решили по маслагату Шатоевский горский словесный суд несколько лет тому назад при председательствующем суде Надворном Советники Грозман.
Стр. 4 об. Доверенные от Шароевского общества Абдул-Кадыр Магомаев, Мути Магомаханов и Алдум Умаров выбранные по общественному приговору показали по делу, что горами «Сарчхи лам», «Кечи лам» и «Кобу лам» Шароевское общество уже 16 лет пользуется вместе наровне с Сандухоевским обществом раньше они пользовались этими горами исключительно одни и между этими обществами состоялось маслагатное решение, которое при сем прилагается. Постановил настоящий протокол с перепиской представить Его Высокоблагородию Начальнику Грозненского округа на зависящее распоряжение. Начальник 7-го участка Грозненского округа, капитан (подпись неразб.)
Стр 5. об. Что настоящий приговор составлен Сандухоевским обществом 7-го участка Грозненского округа о выборе доверенных односельцев: Маха Хажиева и Хитина Абакарова, своею подпискою и приложением казенной печати удостоверяю Октября 22 дня 1898 года. Начальник 7-го участка Грозненского округа, капитан (подпись неразб.)
Описание Шароя. 1901 ГОД
«Экскурсия в нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года». К. Ф. Ган.
Местоположение маленькой крепости Шатоевской довольно красиво. На юге за зелеными холмами возвышаются снежные вершины Майтис-Тави и исполина Тебулоса. По тому-же направлению в густо населенной долине Аргуни дорога ведет в бывшее укрепление Евдокимовское. Мы же, пересев на верховых лошадей, направились к востоку, следуя вдоль хребта, отделяющего Шато (Чанты) -Аргунь от Шаро-Аргуни. Хребет этот достигает своего высшего подъема на горе Ямбе-Этте (около 6100). Многочисленные чеченские аулы, окруженные хлебными и маисовыми полями, приятно поражают глаз. Домики внутри и снаружи весьма чисто выбелены. Местный белый известняк, в сыром и жженном виде, дает прекрасный строительный материал. Всюду поля заботливо огорожены плетнями и на многих местах устроены террассы для того, чтобы увеличить площадь культурной почвы. Все эти аулы выстроены недавно: чеченцы (в данной местности живут общества Чаберлой) прежде жили на маленьких хуторах, но в интересах большей безопасности и для удобства правления поселили их в аулах. Самый большой из этих аулов – Ханкале – на протяжении почти версты расстилается у подножия хребта. Миновав его, мы по крутому спуску скоро спустились в глубокую узкую долину Шаро-Аргуни, вырезавшей себе ложе среди отвесных известняков; потом, так-же круто, переехав маленький мост, поднялись к ставке Шаро – Аргунь, резиденции пристава. В доме самостоятельного хаджи, недавно вернувшегося из Мекки и Медины для ночлега, и радушный хозяин угостил нас всем чем мог.
…Устройством искусственных террас чеченцы стараются хоть немного увеличить площадь пашен. Во многих местах в горах чеченцы живут очень бедно, в тесных помещениях. Так, напр., в ауле Шикарой на Шаро-Аргуни в трехэтажной башне, основание которой равно 40—50 кв. фут., живет целых 12 семейств. Странным может показаться тот факт, что во всей Чечне нет ремесленников: дома строят лезгины (называемые тут татарами); бывает, что отдельные общества выписывают себе слесарей и кузнецов из Дагестана и содержат их на общий счет. Поэтому часто в чеченских обществах лезгинские ремесленники и муллы получают жалованье. Вообще чеченец весьма ленив и всю почти работу предоставляет женщинам. На равнине, правда, мужчины также принимают участие в полевых работах; в горах же они проводят время в тунеядстве. Объясняют это тем, что они в прежние времена постоянно находились на войне, так что все хозяйство лежало на женщине. Но и теперь, в мирную пору, последние до того завалены разными работами, что у них не остается времени для изготовления сукон, ковров и т. д. Единственное занятие мужчин состоит в том, что они отвозят продукты земледелия и скотоводства на рынки в Грозный, Воздвиженская и большой аул Шали.
Горные чеченцы. Иваненков Н. Е.
Терский Сборник. Литературно-научное приложение к «Терскому Календарю» 1911 г. Издание Терского Областного Статистического Комитета, под редакцией Секретаря Комитета. Подъесаула М. А. Караулова 2-го. Выпуск 7. Владикавказ. 1910.
В селениях 4-го участка Грозненского округа, расположенных на р. Шаро-Аргуне, рассказывают историю проихождения от двух братьев: Шаро-хана и Хакмадоя, выселившихся сюда также из Сирии. От первого последовательно произошли: 1) Шауло-хан и 2) Цоган (лисица), у Цогана было шесть сыновей: Перела, Лур-Магомат, Коса, Хунчи, Ганош и Мешел, от которых пошли шесть родов шароевцев, например, от Мешела последовательно были: Башта, Айты, Айтемур, Бер (государственная недомка), Кур-Магмат, Омар, Алхан и Изн. В восьмом поколении происходит Изи Алхан и Изи. В восьмом поколении происходит от абу-Муселима-шейха, первого распространителя ислама в Дагестане. По записям, ведущимся по-арабски пятидесяти двух летним Магоматом Алиевым прямым потомком шейха, он пришел в Дагестан в 111 году Магометанского или 693 г. христианского летоисчисления. Священный для магометан прах его покоится в Джаи, Аварского округа. Восемь поколений насчитывает Магомат Алиев со времени прихода его предка из с. Хакароя, того же округа, в с. Химой. Сначала пришел Ибрагим, от него произошли последовательно: Ражабилло (июльский сын), Амир, Ражабилло. Али, Рожаб, Али и Магома.
По арабским писателям, Абу-Муселим был полководец в арабском войске, покоривший в конце VIII века страну Лакзов ил Дагестан.
Большое Макажоевское общество, 5-го участка Веденского округа, ведет свой род от Турача, выходца из Нашхоя. От него были: Чермахо, Чожир, Масхут, Сурхо, Амахи, Иса, Али, Рожаб, Амет-хан и наконец Або, ныне живущий старик 90 лет.
Смежно с группой с. с. Макажоевского общества есть небольшое (27 семейств) селение Тондухой. В нем здоровый и бодрый старик 75 лет, Дарго Ильясов, ведет свой род в 10-м поколении от Сурак-хана, происходящего из рода Грузинского царя Ираклия. Джайлинский князь хотел наложить дань и воевал с ним, но потомки Ираклия не подчинились, говоря: «Мы царского рода Ираклия»!
Вот его предки: Сурак-хан, Сарка, Хольчи, Ашил, Мирза, Магомет, Тел, Хунул и Ильяс. Шамиль казнил отца и брата Дарго и 13 человек других за их знатное происхождение.
Характерен рассказ о родоначальнике Бугороевцев, составляющих часть общего рода «Дзумсой». Ведут они свой род от того же рода, из которого происходил Пророк Магомет. Первого пришельца сюда звали Шамиль-ханом; от него последовательно произошли: 2) Цогуль-хан, (строитель башни Цогуль Баилишки), 3) Баташ (значит рот), 4) Дока (ива), 5) Гоур (лошадь), 6) Эльдар-хан, 7) Чутар (поместился), 8) опять Чутар, – есть предание, что этого Чутара хотел покорить под свое подданство Джайлинский князь и наложить дань по 1 барану со двора, но Чутар не покорился, сказав, что он сам князь, – дальше идут: 9) Муртавали, 10) Джемасаг, 11) Арсан-Гирей и 11) Джант, рассказчик 45 лет, служащий в местной милиции.
Переселение из Шаами, т. е. Сирии, совершили пять братьев, по случаю присеснения их там каким-то царем. Из них, пришли на Кавказ только два брата. Один их них Шаухал-хан поселился на р. Тереке – от него произошли Тарковцы, а другой – Шамиль-хан, пришел для поселения в ущелье р. Дзумсой.
В большом Шароевском обществе, где особенно развита магометанская ученость вообще (религия, право и проч.); главная мечеть в Шарое имеет 60 загонов, т.е. около 10 дес. И 80 овец. Второстепенные в с. Нижнем Хашелдое 5 заг. И 10 баранов, в сел. Чехалдоне 12 загонов и 60 баранов. Мулла получает по договору по 1 мере (чеченской) зерна, – кукурузы, жита, ячменя и проч. что есть, но одного чего-либо, 3 руб. за погребение с чтением 3 дня корана. – За омовение покойника мулла получает особо 1 р.; за венчанье 25 к. В смежном Хакмадоевском обществе, произшедшим из одного корня в сел. Шарой, главная мечеть в Хакмадое имеет 25 загонов 260 овец, второстепенные в сел. Мелхисты 13 загонов, 200 овец и в с. Верхний Хашелдон 7 заг. И 50 овец. Мулла с таким же обеспечением, как и в Шарое. Чистый доход с загонов делится на три части: 1/3 идет на освещение и ремонт мечети, а две трети в пищу говельщикам, на помен душ умерших жертвователей; овец режут по 4-му году и как раз в пору, так как стадо (капитал) не уменьшается и не увеличивается. Учащихся в обоих обществах 60 мальчиков и 6 девочек, что на население в 2933 душ оставляет 2,3%. Мулла за обучение механическому чтению коран», но без понимания его смысла, получает 3 руб. с каждого обучающегося. Обучение продолжается от 6 до 12 месяцев, смотря по способностям мальчиков. А чтобы понимать смысл 9-ти употребленных арабских книг, надо изучить их с муллою, на что требуется 3 года.
«Три имама»
МАГОМЕД-ТАГИР ИЗ КАРАХА. «Сборник материалов для описания местностей племен Кавказа». Вып. 45, 1926 год
Из Бояны они пошли в Ойданы. Оставив здесь свою семью, Шамиль с товарищами отправился в поиски подходящего места для своего окончательного поселения. Место это было найдено. Это был аул Шароит, недалеко от Шатая. Здесь Шамиль остановился у своего верного кунака. Этот последний отправился в Ойданы за семейством имама, привез и его туда. Здесь Шамиль распустил свою партию, оставив при себе только 8 человек: Юнуса, Самада, Худаинатиль, Мухаммеда из Гопатля, Балада и Гимбета из Гарадарика, Муртузали и Мусу из Балахуны. Кроме того, при нем остались 2 местных жителя, присоединившихся к нему во время пребывания его в Ойданы и Бояны. Это были известные во всем округе своим мужеством Шуайб из Цонтари и Джават-хан из Дарго. Джават-хан при первой встрече сказал Шамилю:
– «Я очень и очень скорблю, что ты лишился в славных боях своих славных товарищей. Но даю тебе слово, что найду взамен их для тебя более тысячи таких же самоотверженных бойцов. Сам же я с этого времени твой послушный и готовый ко всем услугам раб».
Имам тут же назначил их обоих наибами: одного в Цамутори, другого в Дарго (Ведено), при этом он строго приказал им обоим обирать всякого пришельца аварца, явившегося в Чечню за чем бы то ни было. Если он окажется из ученых, то лишить его и жизни. Согласно этому приказанию у увсех выходцев из Аварии, Анди и Гумбета, являвшихся в Чечню за кукурузою, отбирались вьючные лошади, ослы и оружие.
По Горной Чечне 1896 год
«Путешествие по Центральной части Горной Чечни»
Записки КО РГО. Книжка XVIII, Тифлис. 1896. А. Е. Россиков.
I. Бурное историческое прошлое Чечни в связи с индивидуальными особенностями самих чеченцев, которыми резко отличается это племя от других народностей Кавказа, давно утративших свою определенную физиономию, с давних лет поселили недоверие со стороны русского человека к Чечне и чеченцам. Русский человек вообще заглядывает в Чечню неохотно, разве по службе, по обязанности, а в такие глухие и отдаленные уголки, как Чаберлой и истоки Шаро-Аргуна, избегает заглядывать даже по службе. Для большинства русских людей чеченец не больше, не меньше, как разбойник, а Чечня – притон разбойничьих шаек. Вследствие этого сведения наши о Чечне и чеченцах небольшие, в высшей степени сбивчивы, не точны, и при том в большинстве случаев ограничиваются селениями, лежащими вблизи больших проезжих дорог, да и те не идут дальше формальных, официальных, доставляемых местной администрацией. Кто этот своевольный, страстный, порывистый и беспокойный обитатель Северного Кавказа – чеченец? Где его первоначальная родина? Кто его предки? Нам до сих пор достоверно почти ничего не известно. Сами чеченцы по преданиям считают себя выходцами из Ичкерии, одной из составных частей Горной Чечни, где в седой древности по народным сказаниям обитало двенадцать чеченских фамилий. Каждая фамилия имела свои фамильные предания о происхождении. Одна фамилия производила себя от греков, другая от грузин, третья от франческов (европейцев), наконец четвертая от русских (чаберлоевцы). В языке чеченцев существуют искаженные слова кумыкские, грузинские, немецкие и даже русские. Последнее обстоятельство, в связи с фамильными преданиями, вероятно, и послужило основанием предположению, что предками чеченцев были славяне, даже русские, но предположение это единичное, никем не проверенное существует, как отдельное мнение, и только. Однако каково-бы не было происхождение чеченцев мы знаем, что все они имеют одинаковые нравы, обычаи, характер, говорят на одном языке, который распадается на несколько весьма близких друг к другу наречий. По лингвистическим данным, разработанным Усларом и Загурским, язык чеченский весьма близок к языку лезгинскому и на этом основании чеченское племя относят к восточно-горской группе кавказских народов. Это последнее кажется все, наиболее точное, что мы знаем о чеченцах. В определении личности, характера чеченца, его индивидуальных сил и способностей такая же путаница. По сведениям одних жестокость, корыстолюбие, мстительность являются преобладающими чертами его характера, другие напротив считают чеченца мечтателем, даже, до некоторой, степени, поэтом, но далеко не материалистом. Одни признают в чеченце ум бойкий, но легкий и низменный, которому не свойственна точность, определенность, идейность и отвлеченность, характеризующая ум рассудочный; одни почти не признают за ним способности к усвоению глубоких культурных знаний; другие все чеченское племя считают способным, восприимчивым, со всеми данными для будущей культурной жизни. Одни называют чеченцев мятежниками, зачинщиками всех смут и волнений, другие (например Пассек) говорят, что зачинщиками всех событий даже в самой Чечне были аварцы (лезгины). Определить насколько все эти мнения о чеченцах верны нет решительно никаких данных, так как не смотря на существование устных преданий, множества памятников древности – христианских церквей, башен, могильников, курганов, – древняя история Чечни совершенно не разработана, а материалы исторических событий новейшего времени до наших дней составляют неприкосновенное достояние архивов. Мы знаем, что в начале нынешнего века все чеченцы были свободным народом без всяких сословных подразделений, народом, не признающим над собой никакой верховной власти. «Мы все уздени!» говорит чеченец и в наше время, т. е. люди, зависящие только от самих себя; знаем, что они в высшей степени своевольны, своенравны и что этот дух своеволия и своеволия, несмотря на всевозможные репсалии со стороны русского правительства, жив и по ныне и плохо мирится с новым строем жизни. Что же касается наклонности чеченцев к хищничеству, к грабежам, за которую особенно часто порицается все чеченское племя, то у Рамановского в его «Кавказ и Кавказская война», приводятся два факта, в высшей степени любопытных для характеристики чеченцев и нас русских, во время войны. В самом начале войны на Кавказе Императором Александром 1-м был сделан строгий выговор командующему войсками генералу Ртищеву за то, что он иногда разрешал русским войскам делать набеги на земли ближайших горцев, «не будучи вызываем к тому неизбежной необходимостью». Император прямо высказался, что командующие войсками на Линии, только тогда заслужат его благоволение, когда «будут снискивать дружество горских народов ласковым обхождением и выведут из употребления набеги и нападения»… Тот же генерал Ртищев, проникнутый мирной политикой, в высшей степени ласково принимает чеченских депутатов, заключает с ними дружеский договор и одарив подарками, отпускает. Когда же ему случилось поехать в Тифлис, между Моздоком и Владикавказом те же самые чеченцы-депутаты напали на него и ограбили…
Таковы наши сведения об обитателях Чечни. Если же коснуться территории занимаемой чеченцами, то окажется, что сведения наши еще беднее, еще сбивчивее. До сих пор, например, нет ни одного полного географического описания Чечни. На картах селения зачастую нанесены неверно и на столько неверно, что без проводника можно вместо одного селения попасть в другое и т. д. Между тем эта в сущности ничтожная горсть людей в свое время заставляла говорить о себе почти всю Европу, а нас русских тревожиться, браться за оружие и не покидать его многие десятки лет подряд.
При такой неполноте и даже скудости сведений о Чечне и чеченцах, нам думается, не будет излишним поделиться впечатлениями и наблюдениями, добытыми путем личного знакомства с страной и народом в его обыденной обстановке. На этот раз местом наших странствований была центральная часть горной Чечни, тот самый уголок обширного Кавказа, который и по ныне считается рассадником смут, очагом мятежей и всевозможных волнений. Мы прошли его пешком из конца в конец и кроме услуг и самого сердечного внимания со стороны чеченцев – ничего другого не видали. Маршрут наш был следующий: из укрепления Ведено по Веденскому плато, Хорочоевскому ущелью мы расчитывали проехать на дрогах до озера Кезеной-амъ; от озера Кезеной-амъ начать путешествие пешком по верхнему Чаберлою через селения: Кезеной, Макажой, Буни, Босхой, и перевал Хиндой-лам в селение Кери; из Кери по Шаро-Аргуну через селения: Химой, Шарой, Киселой и по ущелью Харгабе-ахк к ледникам горы Дыклос-мта (по чеченски – Харгабе-лам); от истоков реки Харгабе-ахк через селения Холундой и Киселой к истокам реки Шаро-Аргун в селение Сантухой; из Сантухоя в истоки речки Хорочой-ахк и ущельям речки Чанты-Аргун в укрепление Евдокимовское, которым собственно и закончилось наше пешее путешествие по горной Чечне.