bannerbannerbanner
Честью гордые. Пушкин, декабристы и сказочная Сибирь
Честью гордые. Пушкин, декабристы и сказочная Сибирь

Полная версия

Честью гордые. Пушкин, декабристы и сказочная Сибирь

текст

0

0
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 6

Честью гордые

Пушкин, декабристы и сказочная Сибирь


Татьяна Муратова

© Татьяна Муратова, 2020


ISBN 978-5-0051-4590-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Об авторе

Инженер-строитель, эколог по собственной инициативе, экономист электросвязи, преподаватель экологии на английском языке, фанатик декабризма и пушкинист, организатор митинга в Северобайкальске за отнесение нефтепровода из водосборной зоны Байкала, активный участник теле проектов «7 чудес России», «Имя Россия. Исторический выбор 2008», «100 чудес Байкала».

Лауреат международного конкурса лиги писателей Евразии «Золотой Диплом имени Александра Сергеевича Пушкина» 2010 год.

От автора

Выражаю сердечную благодарность моему мужу Петру

Пантелеймоновичу Муратову за поддержку и помощь в поездках по пушкинским местам, а также по местам ссылки декабристов.


В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация


Портрет Александра Сергеевича Пушкина. Художник В. В. Матэ

Государственный Эрмитаж Санкт-Петербурга

Я иду сквозь года, гонясь за миражем

Дочери Лидии и молодому поколению

конца 20 века, неимоверной силой волиобивающим себе дорогу в новое

тысячелетие, посвящаю

Автор

Отбросив в сторону сомненья,Вновь на вокзале я толкусь.Какую станцию спасеньяТы приготовила мне, Русь?Вновь обращаюсь я к основамИ зерентуйским рудникам.Вот ввысь взлетаю я, и сноваСпускаюсь к невским берегам.Там камень Финского заливаХранит покой друзей моих.Над ним склоняюсь я учтивоИ с грустью вспоминаю их.Потом, оставив камень скорбный,Я устремляюсь в небеса,Туда, где Сфинкс, слуга покорный,Хранит Египта чудеса.От Сфинкса путь лежит далече.Бегу по призрачной волнеНайти покой, приют и вечность,Сгореть на жертвенном огне…30.01.2003

1. Не «погасло дневное светило…»

Пушкин, декабристы и сказочная Сибирь


1.Пророк в своем отечестве.

2.Северобайкалье и сказки Пушкина.

3.Знак Трех Звезд.

4.Тайна музея Волконских.

5.Казнь декабристов.

6.Двуглавый орел России.

7.Дуб Пушкина.


1.Что такое солнце для планеты? Ответ прост – источник жизни. Кем является Пушкин для России? Отвечу словами самого поэта, которые он написал в письме к В. Ф. Вяземской в 1824 году: «Я – пророк в своем отечестве».

Спросите любого россиянина, кого из русских поэтов и писателей он знает, и вы услышите в ответ: «Пушкина». Для европейцев Пушкин остается за пределом досягаемости из-за непереводимости превосходного русского языка. Автор известнейшего путеводителя по творчеству Пушкина, англичанин Джон Бейли пишет, что «одни только русские говорят, что Пушкин выше Достоевского, Тургенева и Толстого, а европейскому читателю это непонятно».

А в России все начинается с Пушкина. Когда ребенок едва начинает лепетать, он уже знает и о мертвой царевне, и о золотом петушке. Ученик старательно списывает стихи о любви для своей одноклассницы. Студент достает билет на галерку, чтобы своими глазами увидеть Евгения Онегина. Историк перечитывает «Капитанскую дочку» и пушкинскую историю пугачевского бунта и ищет ответы на свои вопросы. Творчество Пушкина неиссякаемо. Но разве только этим ограничивается влияние поэта на нашу жизнь?

6 июня 1999 года Александру Сергеевичу исполнилось двести лет.

«Двухсотлетие Пушкина – та заветная дверь, через которую нам суждено войти в третье тысячелетие», – считает Николай Доризо.

Все известные советские писатели в один голос подтверждают эту мысль поэта в своих статьях, написанных в 1987 году на день 150-летия со дня гибели Пушкина. В статье «Пророк» В. Непомнящий пишет: «Мир подошел к порогу; возникла экология – уже не внутренняя отрасль биологии, а наука выживания, притом не только биологического, а и духовного, – событие это необычайно значительно: ведь современная экология есть, в сущности, попытка средствами науки осмыслить мир как целостную и ценностную структуру, попытка научно отразить факт существования высших и простых истин, существования Правды как объективной реальности, не подотчетной „точкам зрения“, не зависимой от „позиций“. Но эту задачу уже решили, этот факт уже отразили Пушкин и русская классика – вот почему началось у нас более двух десятилетий назад, опережая всякую науку, возрождение классики. Так, может быть, сегодня смутная сердечная потребность во „всей истине“, в высшей правде, жгущей сердца, и впрямь начинает оборачиваться духовной жаждой? Ведь означает же что-то поворот к великой нашей культуре, к традициям „святой“ нашей литературы, к Пушкину с его вселенским масштабом, с его чисто русской и вместе с тем общечеловеческой простой правдой – поворот, совершающийся в эпоху, когда только простая правда и может достойно противостоять вселенской смерти». Без солнца нет жизни на земле, без Пушкина нет жизни в России. И поэтому сегодня мы считаем поэта своим современником, человеком, у которого мы ищем ответы на разрешение современных проблем, подтверждая слова Н. В. Гоголя: «Пушкин – русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». И мы не можем допустить затмения его творчества, пытаемся все глубже проникнуть в тайны поэта, расшифровать, узнать, осмыслить оставленные нам в наследство труды.


2.Экологическая тропа вывела меня на изучение творчества Пушкина. Познакомившись с публикациями таганрогского журнала «Миг» об Архиве Пушкина, я задалась вопросом: «Где находится Сибирский Архив поэта?» Сочинение сказки «Красавица Ангара» в новом экологическом стиле привело к расшифровкам пушкинских сказок. В результате появилась первая статья «Сказка- ложь, да в ней намек…», где я открыла, что действие «Сказки о мертвой царевне…» и «Сказки о царе Салтане…» связано с Северным Байкалом, Северобайкальском и БАМом. Связав сказки с современными событиями, я нашла прочную связь Пушкина с декабристами, отбывающими ссылку в наших местах, в первую очередь, в Нерчинске, Горном Зерентуе и Баргузине. Так однажды найденная ниточка повела за собой к новым открытиям.

Изучение архива Северобайкальского музея о Пушкине и декабристах, новейших публикаций в Интернете на заданную тему, фотографий Северобайкальской природы и фотографий из музея Волконских в Иркутске помогло мне сделать несколько открытий, которые составляют основу второй работы «Куда упала стрела Байкала?» Обе работы неразрывно связали Пушкина, декабристов и сказочную Сибирь.

В ходе исследования в Северобайкалье открылись информационные энергетические места, прежде всего это Слюдянские озера и побережье Байкала у стелы Северобайкальск, между Мысовыми туннелями.

А началось все с предположения о том, что действие пушкинских сказок разворачивается на берегу Байкала, чему я нашла свои доказательства. Огромную роль при этом сыграло изучение труда Аркадия Захарова «На неведомых дорожках… (Пушкин и сказочная Сибирь)». Работа ученого помогла мне осмыслить свои открытия.

3.Сказки, статьи о Пушкине и декабристах привели к пониманию и видению «блестящей дороги», по которой пойдет Россия. Цифры (тройка, семерка, туз) указали правильность пути. «Новая Страна пойдет навстречу Семи Звездам под знаком Трех Звезд».

Созвездие семи звезд – Большая Медведица. В легендах разных народов Большую Медведицу называют часто колесницей, повозкой или просто семью быками. Большая Медведица – созвездие северных народов, созвездие России.


Знак Трех Звезд – это три водопада, отражение небесных созвездий на Земле. Сегодня я знаю, что это водопад Царевны-Лебеди в Адлере, водопад Лебеди на севере, возможно, это на Кодаре (север Читинской области по БАМу) и водопад Волосы Вероники в Баргузине. Открытие пушкинских Архивов начнется с получения информации с водопадов, при этом откроется сначала водопад в Адлере, затем на Кодаре, и только потом водопад в Баргузине, так как «пара лебедей в золото волос моих ныряют…»


4. Дорога исследования, минуя музеи декабристов в других местах, привела в музей Волконских в Иркутске. Именно этот музей хранит ключи к разгадке Тайны Пушкина. Это рисунок Пушкина о жизни каторжников в Сибири, где я прочитала послание: «Внуку в дар о БАМе доска. Тот год 1850». На рисунке указаны святые места Пушкина. Это и Адлер, и Байкал, и Петербург. Здесь же зашифрована тайна казни декабристов. На этом же рисунке жены декабристов и сам Пушкин указывают на место казни. Другой рисунок Пушкина дает указания, как найти могилу казненных декабристов на берегу Финского залива. Я думаю, что в музее находится и подлинник Сибирского Архива Пушкина – доска, указанная в послании.


5.Казнь декабристов 13 июля 1826 года в Петербурге происходила по особому сценарию, придуманному или одобренному Николаем I. Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин и Каховский были повешены на кронверке Петропавловской крепости. Рылеев и Пестель во время казни через повешенье были заменены солдатами, которые были повешены вместо декабристов. Осужденные же Рылеев и Пестель как зачинщики и самые опасные преступники были вывезены в усадьбу братьев Гоноропуло и там четвертованы. Затем все пятеро казненных декабристов захоронены на скалистом берегу Финского залива на островах Вольный и Гребенка. На острове Гоноропуло похоронены два палача и три солдата-могильщика декабристов. Поэтому правду о казни и могиле знал только один человек – обер-полицмейстер Княжнин. Знал это и Пушкин, так как он – Пророк. Пушкин в своих рисунках дал четкое направление поиска как места казни, так и места захоронения.


6.В ходе исследования я пришла к выводу, что энергетическая сила царя Кащея Бессмертного – Николая I, находится в двуглавом орле герба царской России. Декабристы видели в свержении символа императорской власти открытие дороги новой России. Я уверена, что Пушкин предложил заменить двуглавый орел на герб Москвы, изображающий Георгия – Победоносца как защитника от всяких бед и сделать этот герб государственным гербом России.


7.И завершится все открытием полного Архива Пушкина, который содержит научные труды Пророка. Архив неразрывно связан с дубом Пушкина, который растет на псковской земле предков поэта. Именно там находится основной Архив поэта. В своих записках Пушкин указал это место, надеясь, что потомки смогут усмирить его язык, получить бесценный дар, воспользоваться им на благо России. При этом сам поэт из разряда человека обыкновенного перейдет в разряд Пророка, Человека-Бога, каким и останется в грядущих тысячелетиях.


Без всякого сомнения, на этом пути предстоит большая работа. Объединение декабристского движения, создание общей базы данных по декабристам, декабристскому движению и наследию декабристов – это лишь маленькая толика огромной работы по изучению наследия Пушкина и декабристов.

Остается только добавить:

«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух. И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг. И случай, бог изобретатель…»

А. С. Пушкин

Северобайкальск, 20 сентября 2000 года

2. «Сказка – ложь, да в ней намек…»

1.Неизвестный Пушкин

«Двухсотлетие Пушкина – та

заветная дверь, через которую нам

суждено войти в третье тысячелетие»


Николай Доризо

Зачем людям нужны выборы? Одним хочется быть избранным и получить власть, другим сделать свой выбор, а потом либо гордиться собой за правильное решение, либо мучиться за неверный выбор, увидев своего кумира в дневном свете и оказавшегося при этом голым королем с портфелем. Мне же выборы понадобились для того, чтобы открыть для себя неизвестного ученого, философа, пророка – поэта Александра Сергеевича Пушкина, чьими стихами, песнями, романсами и сказками были заполнены все дни моей жизни, с детских лет до настоящего времени. Невозможность внедрения в жизнь своих экологических проектов в существующих условиях привела меня к мысли попробовать стать депутатом местного самоуправления, чтобы на новом уровне развивать свою деятельность. «Я родилась „во глубине сибирских руд“, в селе Горный Зерентуй Читинской области, которое знаменито тюрьмой и рудниками, послужившими каторгой для декабристов» – так появились первые строчки автобиографии для предвыборной агитации. И тут же в голове зазвучала строчка из стихотворения А. С. Пушкина: «Паситесь, мирные народы!». Она не давала покоя, поэтому пришлось отыскать ту книжку, откуда она взялась. Ею оказалась повесть Н. Соломко «Белая лошадь- горе не мое», где воспроизведено все стихотворение. Для меня смысл его заключался в том, что усилия мои будут напрасны, и в выборах можно не участвовать. Но стихотворение задело за живое и немедленно перекочевало из тайников подсознания на стену в моем рабочем кабинете. Появилось оно там за несколько дней до того, как однажды ко мне пришел один из кандидатов на главу местного самоуправления, Бардеев В. В., чтобы заключить договор на установку телефона для предвыборного штаба Бато Семенова. Кандидат ознакомился с содержимым на моих стенах, пока я занималась оформлением документации, дошел до стихотворения и задал мне вопрос: «А вы верите, что Пушкин действительно является пророком в нашем отечестве? Ведь вы читали публикации на эту тему в таганрогском журнале „Миг“?» Мой отрицательный ответ поразил его не меньше моего изумления по поводу неизвестной мне работы. «А откуда? – спросил Виктор Викторович, показывая на стену, – а, впрочем, это неважно. Я принесу вам журнал». И вот спустя нескольких часов передо мной лежали ксерокопии журнала «Миг», изданного в 1993 году в Таганроге. Работа, выбившая меня из колеи будничной жизни, заставившая перечитать множество литературных и публицистических произведений Пушкина и о Пушкине, переосмыслить все накопленные мною знания.

Я оставлю специалистам решать вопрос о достоверности, правильности и значимости опубликованных материалов. Со своей стороны я только попытаюсь рассказать и объяснить произошедшие изменения в моем сознании после усвоения прочитанных публикаций.

2. О загадочной русской душе или почему народ в России заслуживает своих правителей

«Пушкин даже гибелью своей высказал нам

истину, а мы? Поняли его? Услышали?

Вняли? И не запоздаем ли его понять?»


Сергей Залыгин

Философская научная теория Пушкина о смысле бытия, его математические модели, которые содержат знания о Космосе, человеке, человечестве, поражают своей простотой. После посещения Швейцарии меня часто мучили вопросы о загадочной русской душе и почему в Европе, где нет русских православных христианских отношений между людьми в семье и обществе, такие правители. Чем западный народ лучше нашего? Почему мы, такие «умные», даем миру очередной приток квалифицированных кадров во всех сферах деятельности в очередную волну эмиграции, а у себя дома окружены на всех уровнях чиновниками без человеческих достоинств? Почему нами правят правители, которым нет дела ни до Отчизны, ни до многострадального русского (советского) народа? Ответ дает Пушкин. Жизненный цикл народа по Пушкину равен 628 годам. За это время он проживает две цивилизации: общественную и частную – в ритме 314 лет каждая. Эти цивилизации равны между собой и противоположны. До 1998 года в Европе действовала частная цивилизация со сложившимся (зрелым) управлением, частным настроением народа, развитой экономикой. И только просвещение было устремлено к общественной цивилизации. С 1998 года положено начало и общественному настроению народа. В России начало общественной цивилизации приходится на 1920 год. К этому времени все в России становится общественным: и настроение народа со времени революции Пугачева, и просвещение с времен Пушкина и декабристов и экономика с 1920 года. Кроме управления. Последний переход наша общественная цивилизация совершила в 1998 году, после чего Россия вступила в свой золотой век, когда все общественное. И продлится он 78,5 лет. Не упустить бы…

3. Фантазии Байкала

«Пушкин умер в полном развитии

своих сил и бесспорно унес с собою

в гроб некоторую великую тайну. И

вот мы теперь без него эту тайну

разгадываем»


Ф. М. Достоевский

Год двухсотлетия Пушкина для меня оказался тесно связанным с теми или иными событиями, посвященными поэту, хотя специально я к этому не стремилась. Рози Фэллер в Женеве долго расспрашивала меня о моем любимом русском поэте и писателе и была поражена моим рассказом о Пушкине. Для них он, так же как и для автора известнейшего путеводителя по творчеству Пушкина англичанина Джона Бейли, остается за пределом досягаемости из-за непереводимости превосходного русского языка. «Одни только русские говорят, что Пушкин выше Достоевского, Тургенева и Толстого, а европейскому читателю это непонятно» – пишет он. По приезду в Москву мне посчастливилось посмотреть спектакль молодых актеров из «Русского Реалистического Театра», рискнувших поставить главы из романа «Евгений Онегин». Спектакль проходил в Центральном Доме Литераторов на Большой Никитской, где Пушкин проезжал два раза в день, чтобы увидеть Наталью Гончарову. Вдвойне приятно было увидеть родную племянницу, выросшую в Северобайкальске и окончившую Московский Институт Искусств, в роли Татьяны Лариной. Я не ожидала ничего хорошего от спектакля, так как роман Пушкина – вещь чрезвычайно сложная, и выразить что-то особенное за 2 часа спектакля невозможно. Но ребята справились с задачей довольно на высоком уровне, начиная с режиссуры и заканчивая игрой актеров. А дома меня ожидал еще один сюрприз. На фотографиях, высланных мне Жюльеном Пинье из Женевы для выставки к 25-летию БАМа, оказались две тайны. На одном снимке в левом углу на фоне льдин четко просматривается нерукотворный памятник Пушкину с тропой, протоптанной народом. На другом снимке – фигура дядьки Черномора. На этот раз она сделана природой из ледяных глыб. Объяснить фотографии, снятые моим мужем во время экологической олимпиады в марте 1998 года, я не смогла. Разве что они напоминают рисунки Пушкина на полях его рукописей или работы Нади Рушевой, оставившей в наследство более десяти тысяч рисунков, посвященных пушкинскому времени и унесшей с собой тайну своего таланта, умерши в семнадцать лет.

В январе 2000 года приятной неожиданностью стало для меня выступление команды ДГУ в очередную встречу КВН. Я очень пожалела, что не записала выступление театра о классике и современности. Но как они были правы, выразив то, что классика и мафия бессмертны!

4. Архив Пушкина

«Когда мы думаем о красоте жизни, о судьбах

планеты, о высших ценностях цивилизации,

мы неизменно обращаемся мыслями также и

к бессмертному творчеству Пушкина»


Олесь Гончар

Слава Оскирко, победитель экологический олимпиады, посетивший Женеву летом 1998 года вместе с Леной Трифоновой из Северобайкальска, и Лидочка Лунева, получившая третье место на олимпиаде – теперь студенты из Иркутска, приехали в Северобайкальск на зимние каникулы по приглашению Тани и Васи Бондаренко. Так как мне было очень трудно ответить на их первый вопрос о том, почему экологическое движение, так блестяще начатое нами в 1998 году, не имеет продолжения, я с удовольствием рассказала им о том, какими исследованиями я занимаюсь в настоящий момент. Рассказ настолько заинтересовал ребят, что они попросили написать об этом. Почему нет? Ведь именно они – представители того нового поколения, кому предстоят большие свершения как в жизни каждого, так и в жизни страны. На последний вопрос ребят, почему от экологии я перешла к творчеству Пушкина, ответ я нашла в статье В. Непомнящего, посвященной памяти Пушкина на 150 лет со дня смерти поэта. Действительно, мой творческий путь, начатый в 1989 году изучением английского, продолженный в 1993 году изучением экологии и завершаемый на данном этапе с 1999 года изучением творчества Пушкина, может показаться странным. Но ничего странного в этом нет. Америка принесла угрозу нашей природе, в первую очередь лесу, с ее технологиями чистой вырубки, в результате которой в США осталось не более 5% древних лесов, но также принесла и противоядие – знания общества об охране окружающей среды. Отсюда сначала английский, потом экология на английском, чтобы глубже понять проблемы и методы их разрешения. А почему Пушкин? Обратимся к статье Непомнящего «Пророк».

«Мир подошел к порогу; возникла экология – уже не внутренняя отрасль биологии, а наука выживания, притом не только биологического, а и духовного, – событие это необычайно значительно: ведь современная экология есть, в сущности, попытка средствами науки осмыслить мир как целостную и ценностную структуру, попытка научно отразить факт существования высших и простых истин, существования Правды как объективной реальности, не подотчетной „точкам зрения“, не зависимой от „позиций“. Но эту задачу уже решили, этот факт уже отразили Пушкин и русская классика – вот почему началось у нас более двух десятилетий назад, опережая всякую науку, возрождение классики. Так, может быть, сегодня смутная сердечная потребность во „всей истине“, в высшей правде, жгущей сердца, и впрямь начинает оборачиваться духовной жаждой? Ведь означает же что-то поворот к великой нашей культуре, к традициям „святой“ нашей литературы, к Пушкину с его вселенским масштабом, с его чисто русской и вместе общечеловеческой простой правдой – поворот, совершающийся в эпоху, когда только простая правда и может достойно противостоять вселенской смерти».

Научные работы Пушкина были завершены в 1829 году, и Архив был передан на хранение Д. Е. Кутейникову и завещан городу Таганрогу. По словам хранителей, информация об Архиве была зашифрована Пушкиным в прологе к поэме «Руслан и Людмила». Эту расшифровку дает хранитель Архива И. М. Рыбкин в журнале «Миг». Архив существовал реально, с ним работали многие писатели и ученые, включая Гоголя, Достоевского и многих русских и советских писателей. Видимо, без работы в Архиве писатель Владимир Чивилихин не смог бы написать свой роман-эссе «Память», который так поразил меня много лет назад. Но передача Архива народу, завещанная Пушкиным с 27 января 1979 года по 1998 год, так и не состоялась. Насколько я поняла из публикаций журнала «Миг», подлинники Архива утеряны. «По словам хранителей, первоначально Архив Пушкина представлял собой кожаную папку, в которой находились отдельные свитки. На некоторых из них рукой Пушкина помечены даты обнародования свитков. Это и была основа Архива Пушкина: около двухсот абстрактных математических моделей с их описанием на французском языке. Встречаются слова и на немецком, английском, персидском и некоторых других языках. Еще особенности: ни на одной рукописи нет ни одного автографа. Все рукописи сделаны на бумаге отличного качества с водяными знаками владельца бумажной фабрики. Есть еще одна версия: такую же папку Пушкину удалось „пристроить“ в Сибири. Сибирский Архив никак пока не отозвался» – читаем мы в журнале «Миг».

5. Омулевая бочка, мертвая царевна и Шамаханская девица…

«Пушкин – русский человек в его развитии,

в каком он, может быть, явится через двести лет»


Н. В. Гоголь

Следуя рассказам хранителей Архива, Пушкин завершил свой научный труд, свои философические таблицы, в 1829 году. Начиная с 1830 года, он пишет свои сказки, в которых дублирует Архив. Его Архив предназначен для нас с вами, так как он завещал закончить обнародование работ к 1998 году. Двести лет со дня рождения поэта прошло…

А теперь помечтаем, тем более, что «Лукоморье» в Таганроге перекликается с «Подлеморьем» на Байкале. И Байкал на карте не что иное, как лук. Все мы немножко Остапы Бендеры, когда представляем свой край в роли Нью- Васюков. Предположим, что Архив находится где-то в наших местах. Попробуем разгадать намеки поэта.

Я связываю «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о медведихе» с политикой. Поэтому они мне неинтересны. Но призадумаясь, вы легко узнаете в попе международный валютный фонд, в Балде – Российское правительство, в чертях – многострадальный русский народ или регионы. А сравнивать оброк в сказке с долгами России и не надо – и так все ясно. Если вы хотите со стороны посмотреть на первые заседания Государственной Думы в новом составе, прочитайте «Сказку о медведихе» – там вы найдете все, что пожелаете, все действующие лица.

На страницу:
1 из 6