Полная версия
Обзор гениальности
Но скажем ещё о роли вождя. Вождь – это характерный пример способности выделиться, быть особенным, побеждать. Это характеризует сильную, волевую, способную личность. Появление такого человека требует характеристик воли.
Существует градация гениальности по Ковалевскому, психиатру и исследователю гениальности. И он пишет, что существует три вида гениев:
1.Сильные волей гении – военноначальники, вожди.
2.Сильные творчески, но с ослабленной волей – философы, учёные.
3.Слабые волей, но гениальные – поэты, писатели.
И гений в архаичном обществе – это вождь. Ф. Гиренок9 пишет, что гениальность в древности в первую очередь определяется наскальной живописью и рисунками. Поэтому мы вправе сказать, что творческие гении существуют в тот период.
Также существуют поэты и писатели, потому что нам известно, что письменность на пергаменте и папирусе имеет место в традиционных обществах, а значит она вполне могла быть и раньше. Одним из экзаменов на место педагога, учителя на Востоке в Индии была проверка на умение писать стихи и красиво говорить (риторика). Потом это стало особенно популярно у Конфуция, в его политической деятельности.
Важно отметить, что гениальность является в архаических обществах не какой-то другой гениальностью, а реализуется в разных формах. Она реализуется в том обществе, которое существует в ту эпоху.
Гений является выдающимся человеком. Нам не известны имена гениев, которые создали число «ноль», колесо, лопату, дамбы, проекты пирамид, стоухендж, создали орудия труда, придумали водопровод, который через много лет воспроизведут в Римской империи, придумали ту же письменность и грамматику, языки и многие другие вещи, авторства которых мы не знаем.
Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно гениальности в архаическом обществе:
1.Гении существовали в период архаических обществ.
2.Особенно ярок эта гениальность была выражена в лице вождя.
3.Период архаики обозначает период не религиозного (инициатического), но и не биологического инстинктивного общества.
4.Гениальность имеет разные формы выражэения, но одинакова в создании нового.
Аналог понятия «гений» в традиционных обществах
Для традиционных обществ характерно нивелирование понятия «гений» в том смысле, что гений здесь не понимается в классическом новоевропейском смысле. Возможна только одна гениальность – гениальность святости.
Дело в том, что традиционные общества принято считать обществами религиозными, такова терминологическая дефиниция А. Дугина в его работе «Философия традиционализма». Условимся считать её правильной10.
Традиционное общество – это общество передачи опыта святости. Следовательно аналог понятия гений здесь – это святой, который обычно один и тот же, святость одна, она либо есть, либо её нет. Существуют следующие категории этой единой святости в зависимости от образа жизни святого – святители, преподобные, мученики, страстотерпцы, праведные и другие, которые описывают специфику личности при жизни, могут быть новые, в зависимости от обстоятельств, «страстотерпцы» – новое молодое понятие, в XX веке возникшее в связи с расстрелом царской семьи в России и означавшее не отречение от веры, а страдание за веру без призыва к отречению.
Гений в традиционном обществе может являться и интеллектуально развитым человеком, но одновременно святым или хотя бы относящимся к религии.
Если же возникает прецедент философского характера, когда гений по интеллекту призывает по иному взглянуть на мир, как это сделал Джордано Бруно, то это вызывает общественное порицание, борьбу и отторжение гениальной личности, потому что это вносит новое, а не сохраняет традицию.
В эпоху традиционных обществах особенно характерная власть – это власть религии, она вызывает в гениальном человеке реакцию отторжения, переоценки ценностей и борьбы с устоявшимся порядком, потому что традиционное общество не даёт развития, не даёт перспективы нового и другого.
Тем не менее, философы-традиционалситы, такие как Ю. Эвола и Р. Генон утверждают, что как раз общество не традиционное – это общество «профанное», потому что любые новшества и отход от религии приносят дисгармонию и не упорядоченность в мышлении11. Такая точка зрения имеет право на существование, но она отражает идею традиции как чего-то данного изначально, на самом же деле традиция – это когда-то новое знание и новое учение это то, что противостоит традиции.
Аналог понятия «гений» в традиционных обществах также связывают с абсолютным гением Богом, или, если это политеизм, а не монотеизм – с богами. Это указывает на то, что гениальность в пределе вещь не достижимая, что существует гениальность Бога и только такая гениальность, как абсолютный интеллект и любовь. Сейчас особенно популярные лекции о гениальности Трехлебова, который утверждает, что гениальность – это дар богов, с его точки зрения человек может стать богом при жизни.12 Хотя деятельность данного автора – это пример деятельности неоязычника в XXI веке.
Гениальности в истории традиционных обществ была эквивалентна мораль и этика. Человек, который хорошо себя ведёт, добрый, отзывчивый, который имеет любовь и сострадание, милосердие и прощение к людям – это пример полноценного человека. Об интеллекте речь не идёт.
Но есть один существенный момент: в буддистской философии этика основывается на интеллекте, и при развитии интеллекта достигается существенная доля развития всего человека и любви в человеке в том числе. Это требует отдельного и большого разговора.
Таким образом, в традиционных обществах аналогом понятия гений, которого в лингвистическом смысле ещё не существует в общеупотребительной форме, является понятие поведения в виде святости. Главный гений – это абсолютный Бог или боги.
Понятие «гений» в обществе модерна
О гениальности в эпоху Модерна можно говорить с периода возникновения пострелигиозного развития. Когда произошла реформация Лютера и Кальвина, когда появились свободные мыслители, такие как Н. Кузанский, Л. Да Винчи и М. Фичино, многие люди, которых ещё по инерции преследовали, Н. Коперник и другие люди после эпохи Средних веков, мир переходит в состояние оценки интеллектуальных способностей человека.
Интеллект человека высвобождается для деятельности, информации становится много. Французские просветители Ламерти, Гольбах, Кондильяк и другие начинают критиковать церковь. Создаются университеты. Надо сказать, что эпоха модерна не является точным образом эпохи не традиционного типа. В каждой эпохе свои особенности, и сосуществование других форм мировоззрения. Даже в эпоху Постмодерна традиция во многих странах превалирует над наукой.
Но гений в эпоху модерна оказывается реальным свободным творцом. Французские просветители и в частности Вольтер в XVIII веке говорит о том, что И. Ньютон – пример гения нового времени, модерна, что Ньютон – это образец жизни человека нового типа13.
Само слово «гений» и слово «гениальность» становится ходовым в кругах интеллектуальной элиты.
В период модерна возникают три массовых политических идеологии – либерализм, коммунизм (социализм) и национал-социализм (фашизм), которые являются продуктом деятельности ума человека, продуктом гениального творчества и нацеленностью на изменение существующего мира и устоявшегося порядка дел.
Идеологии имеют основателей и очень много людей, которые сделали вклад в развитие этих политических течений.
Либерализм обычно ассоциируют с личностью многих людей, но классически – с Т. Гоббсом и Д. Локком, коммунизм с личностью К. Маркса и Ф. Энгельса, а фашизм с личностью А. Гитлера и Б. Муссолини.
Эпоха модерна создаёт гениальность как форму научного развития. Возникает философская триада: позитивизм, постпозитивизм и неопозитивиз: это периоды, в которые создаются предпосылки научного знания. Личность О. Конта центральная в данном научном контексте. Также Э. Мах и Аввенариус создают учение о знании, данном только в ближайшем опыте органов чувств, и В. Ленин с теорией первичности бытия по отношению к сознанию. Но организатором науки современного типа считается Г. Лейбниц, который создал методологию научного знания. И. Ньютон классик математики, а А. Эйнштейн классик физики.
Мы видим, что гениальность переносится в разные сферы жизни. Появляются писатели-реалисты во Франции XIX века, которые по мысли Х. Гадамера в его работе «Актуальность прекрасного» отвлекают внимание от философии, это книги О. де Бальзака и Стендаля в частности. Также литература становится формой интеллектуального обогащения во всём мире, люди много читают.
А. Веспуччи и Х. Колумб открывают новые земли в мире, географические открытия становятся также признаком гения.
Н. Басовская пишет, что гений в античной Греции считался только военноначальником, а в эпоху модерна – это кто угодно, кто может показать свои выдающиеся открытия и достижения в области интеллектуального творчества14.
В эпоху модерна создаются и философские концепции, ходовым становится выражение: «жизнь до знакомства со Спинозой и жизнь после знакомства со Спинозой – это разные жизни», Бенедикт Спиноза с его философией бога, разлитого в природе и геометризацией знания становится фигурой, которая влияет на умы людей и отталкивает людей от церкви. Спиноза популярен.
Возникает философия И. Канта, философии Р. Декарта, они оказывают существенное влияние на развитие мира.
Появляется теория эволюции живых видов. Ч. Дарвин становится человеком, который объясняет происхождение людей не от Бога, а от животных. Палеонтология и палеоневрология получают своё развитие.
Возникновение психоанализа З. Фрейда – ещё одна существенная и интересная черта модерна, в современном США услугами психоаналитиков пользуются до сих пор. Идея бессознательного является центральной идеей. З. Фрейд оценивается как гений. Возникают наука психология.
Кардинально сильно развивается медицина. Особенно хирургия. И всему этому способствует развитие научного знания, чтение, накопление информации, увеличение коммуникации между учёными, открытие границ для обмена опытом, нивелирвоание религий альтернативой познания.
За это короткий период модерна развивается техническое знание, информатика, кибернетика, создаётся автомобилестроение, вообще мир переходит в совершенно иную фазу развития, мир становится комфортным и важна каждая жизнь, теперь это гуманитарный приоритет.
Ещё одной формой выражения гениальности становится сфера экономики. Ссудный процент в банках стал возможен с приходом протестантизма, развитие кредитно-денежных отношений становится невероятным прогрессом в области экономики.
Кейнс и кейнсианская реформа в экономике XX века создаёт мир, в котором доллар становится международной валютой, по инициативе американца Кейнса создаётся международный валютный фонд (МВФ), кредитно-денежные отношения становятся ещё более ярко выраженными, формируется понятие «мировая экономика» и «мировое хозяйство».
По словам В. Ленина: «Экономика – концентрированное выражение политики».15 И получается, что действительно так и происходит. Хотя в период СССР создаётся попытка реализации «плановой экономики». В XXI веке всемирный экономический кризис создаёт запрос на создание новой модели экономического развития в рамках либеральной доктрины.
Всё перечисленное раз за разом отражает гениальность, которая в разных формах проявляется в мире. Показывает существенную значимость интеллектуальной свободы для реализации огромного числа идей.
Мировым гегемоном в XX веке после распада СССР становится США, английский язык – признанный международный язык общения, важно знать, что 90% процентов всей информации хранится на английском языке.
Гений в эпоху модерна – это человек, который способен на очень многие нестандартные вещи.
Существует несколько подходов к пониманию сущности Нового Времени.
Первый подход говорит о том, что Новое время (модерн) даёт возможность развиваться гению и достигать общественного признания за счёт того, что он попадает в исторический период, в котором впервые для мира открывается какой-то социальный институт, и гений нужен для того, чтобы начать интеллектуальную традицию. Автор этого подхода И. Л. Викентьев.16
Согласно этому воззрению гениальный человек может быть признан только в эпоху первых и базовых открытий. Поэтому эпоха Нового Времени дала столько гениев, в этот период очень большое число социальных институтов в виде образования, политики и так далее и очень большое число доктрин, таких как научные идеи особого качества, философия и прочее стали востребованы.
Это происходило потому, что история является формой выражения жизни и в любой период времени возможна реализация уже имеющегося плана действий для каждой эпохи. Поэтому умирают и возникают цивилизации, поэтому расцвет античной мудрости напоминает расцвет науки и культуры Нового Времени.
Существует также подход Г. С. Альтшуллера, согласно которому Новое Время – это период ослабления религиозности и за счёт этого развития всех остальных не религиозных областей знания.17 По сути Г. С. Альтшуллер указывает на то, что чем больше человечество освобождается от религии, тем больше оно создаёт нового и интересного во всех возможных областях познания. Поэтому Новое Время – это секулярный этап.
Согласно этой точке зрения Новое Время является эпохой, которая готовит эпоху следующую за модерном – постмодерна. И как мы можем сейчас видеть, в этой эпохе жить можно как угодно, и даже без религии.
Относительно роли гения, Альтшуллер пишет, что гений уже становится типом личности, которая не верит в Бога, или отчасти сохраняет веру, но сомнения и скептицизм в первую очередь рождаются у гениальных людей как источников ума и высших способностей разума.
Существует подход согласно которому эпоха модерна – это эпоха плагиата. Что ничего особенного в этот период не происходит, а имеет место заимствование из восточной науки. Этот подход озвучивает С. В. Савельев18, согласно ему это краткий эволюционный период, и с точки зрения эволюции мозг здесь продолжает уменьшаться. Не происходит ничего особенного, создаётся ситуация качественно выраженного плагиата. Данная точка зрения спорная, так как имеет мало доказательств.
Последний подход, о котором важно сказать, может быть подходом на основании трудов К. Ясперса. С его точки зрения Осевое Время, как зарождение духовности, является ключевым в истории мира этапом. 8—2 вв до н. э. Но у Ясперса есть понятие второго Осевого Времени, которое характеризует уже близкое к нам время. И развитие интеллекта приобретает такую значимость в эпоху модерна19.
Философ А. М. Пятигорский вообще полагал, что Восточная философия более глубокая и сложная и потому сомнительно думать, что есть большая разница в культурах, поэтому модерн касается также Востока, но в другом выражении, хотя об этом не принято писать в исторической научной литературе Запада.20
Понятие «гений» в обществе постмодерна
Вопрос о роли гения и понимании гениальности в эпоху Постмодерна представляется актуальным и интересным. С одной стороны, в условиях массового общества личность, индивидуальность нивелируются, масса поглощает все, создавая эффект имплозии (Ж. Бодрийяр). С другой стороны, для культуры Постмодерна характерно «объявление» человека гением при жизни; гениальность легко приписывается произведениям искусства, технологическим изобретениям, политическим решениям.
Постмодернизм, как мы знаем, идет на смену Модерну и, в отличие от него, признает относительность любого знания, ценности в условиях разнообразия и неопределенности жизни. Французский философ Ж-Ф. Лиотар дает такое определение постмодернизма: «Постмодернизм – общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса» – «постмодернистская чувствительность»21
Возникает вопрос о том, кого мы можем считать гением в эпоху Постмодерна? Есть ли у него [гения] какие-то исключительные характеристики? Или определенные черты гения специфически воспроизводятся в любую эпоху? А, может, понятия «гений», «гениальность» не адекватны Постмодерну? В самом общем смысле слова, гений – это человек с определенными врожденными особенностями, который создает нечто принципиально новое, выдающееся. Но, очевидно, что оценка значимости результатов деятельности гения и конкретного содержания его достижений будет меняться. Так, в эпоху Постмодерна имеет значение перформанс, способность привлечь внимание, талант игры и манипуляции. Получается, что гений – это как бы не настоящий, а «ложный» гений. Это, в первую очередь, мастер симуляции и создания симулякров, а не личность, обладающая выдающимися способностями и достижениями в той или иной сфере деятельности.
В роли гениев также выступают такие фигуры, как М. Цукерберг, основатель Facebook,22 С. Джобс, основатель Apple, Б. Гейтс, основатель Windows, и др. Они оказываются не способными выдвигать кардинально новые идеи, и находить технологии реализации фундаментальных научных идей. То есть на первый план выходит локальное технологическое решение. Еще одной важной особенностью оказывается то, что реализация новых проектов приносит огромные богатства; тема денег, зарабатываемых неординарными и рекламными способами, становится едва ли не ключевым моментом.
«Классический» гений не имеет значения, потребность в нем отпадает, общество, кажется, может обойтись и без него, без поисков глубин мудрости, смысла и его [смысла] оснований. Но это, действительно, только кажется. Ценности Просвещения и даже традиционных обществ не исчезли, они сместились на периферию общества Постмодерна. Это, во-первых. А, во-вторых, не случайно растет внимание к вопросам творчества, формирования и развития творческой личности, объективным и субъективным условиям творчества.
Например, Г. С. Альтшуллер в своей работе, написанной в 1984 году, развивает тезис о возможности гениальности каждого человека. Он пишет о том, что способности человека могут раскрываться или не быть раскрытыми, и это зависит от умения не делать типичных ошибок в творчестве. В частности, он изобрёл систему творческой деятельности ТРИЗ, благодаря ознакомлению с которой, по его словам, любой человек может овладеть навыками изобретательства и творчества.23 ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – является концепцией развития личности, достижения человеком состояния, близкого к гениальности, максимального раскрытия творческого потенциала конкретного человека.
Суть программы ТРИЗ очень сложная, её надо долго изучать, чтобы овладеть ей в совершенстве. Но, в общем и целом, можно сказать, что это система выявления стандартных ошибок в творчестве, система решения задач с помощью оценки условий среды и выведения результата на основании всех возможных факторов, которые или мешают творчески решать задачу или могут помочь в этом решении.
Таким образом, интерес к гениальности не исчезает, а меняется направление и содержание данного интереса. И, как нам представляется, гений и гениальность, по своей сути, для каждой исторической эпохи тождественны, их форма сохраняется; гений – это определенный уровень и тип развития человеческого интеллекта, имеющий врожденные предпосылки, которые могут быть развиты в разной степени. С. В. Савельев, в частности, отмечает, что гениальность связана с врождённой формой организации головного мозга, проявляется после пубертатного периода и у всех людей по-разному, в зависимости от наличия полей и подполей. Важность упомянутых полей и подполей в развитии творческих способностей была своеобразно доказана в ходе Первой и Второй Мировых войн, когда нарушение какой-либо части головного мозга влекло искажение или полную атрофию тех или иных функций мышления человека.
С. В. Савельев пишет, что гениальность не связана с травмами полушарий головного мозга, что гениальность является врождённой формой развития личности. Он рассматривает последствия повреждения головного мозга, частей, которые ответственны за те или иные поведенческие формы жизни, как подтверждение идей Ф. И. Галля о том, что способности локализованы в мозге. Каждому полю соответствует способность, либо какая-то форма поведения, более выраженная у одних людей и менее выраженная у других людей.24
Назовем некоторые подходы к исследованию гениальности в эпоху Постмодерна.
Один из подходов исходит из того, что в ситуации Постмодерна гений и гениальность не ценятся, не понимаются. Гениальные люди не исчезли, как может показаться, они создают интересные работы, выдвигают новые идеи, но реального общественного признания не получают: традиционные институты коммуникации и распространения идей их не поддерживают. Ценятся пиар и реклама. Почему? Одно из возможных объяснений – определенные социальные группы заинтересованы в сохранении status-quo, в активности в форме «выпускания пара», а не ведущей к реальным переменам в обществе и решению его проблем. Представителями данного подхода являются С. Кургиняни А. Дугин.
Другой подход рассматривает гениев как устаревшую, архаичную форму представления личности и индивидуальности; сейчас ценится легкое отношение к жизни, юмор, материальная обеспеченность, а образ ученого, подобного И. Ньютону, квалифицируется как нечто, отжившие свой век. Об этом пишет М. Каку в своей работе «Физика невозможного» и ряде интервью.25 Он говорит о том, что Ньютон был учёным, который демонстрировал исследователя аутистического типа, который никак не характерен для современного либерального и демократического мира.
Объективность Нобелевских премий также ставится под сомнение, потому что очень часто премия Мира выдаётся из целей политической конъюнктуры (в XX веке даже Гитлер был номинирован на Нобелевскую премию); кроме того, история показывает, что реальные, революционные открытия делают люди, которых не награждают при жизни.
Третий подход обращает внимание на то, что гений может восприниматься как что-то нежелательное, более того, имеет место социальный отбор по негативному признаку. Люди с выдающимися способностями выявляются, но их развитие прерывается или используется в узкокорыстных целях. С. Савельев, который пишет об этом, отмечает, что гений уже примерно 200 тысяч лет подвергается социальному отбору, он не нужен, со времён кроманьонцев и неандертальцев идёт отбор по мозгу, «церебральный сортинг».26 Но С. Савельев пишет, что это отбор, осуществляемый не какими-то тайными обществами, которые нацелены на уничтожение умных особей, а это спонтанный и самопроизвольный отбор, как некое историческое движение.
Наконец, четвертый подход связывает гениальность со способностью овладения IT технологиями, созданием компьютерных программ и работой с ними. Об этом пишет С. Савельев в работе «Церебральный сортинг», также историк А. Фурсов в ряде работ и лекций.27 Их мысль заключается в том, что у каждой эпохи есть свои приоритеты. В XIX веке ценились инженеры, а сейчас IT-специалисты.
Важно рассмотреть проблему, касающуюся создания самой эпохи Постмодерна и постмодернизма как направления в культуре, искусстве и философии. Очевидно, что гении создают интеллектуальный дискурс. И постмодернизм также был создан как дискурс.
Принято считать, что постмодернизм появляется в дискуссии с модернизмом, как его альтернатива и антитеза. Классические модели эпохи Модерна считаются неправильными, ложными, слишком идеальными для того, чтобы осуществиться в реальности.
Появление таких философов, как Ж. Деррида, М. Фуко, Ж. Делёз, Ф. Гваттари и многих других, характеризует общую тенденцию эпохи. С точки зрения М. Фуко, среди всех философов-постмодернистов наибольшего уважения заслуживает Ж. Делёз, потому что он в отличие от остальных единственный занимался только философией и мышлением.28
У Ж. Делёза нам известны такие произведения, как «Капитализм и Шизофрения», «Лекции о Лейбнице», «Спиноза» и другие. Ж. Делёз является выдающимся философом эпохи Постмодерна, одним из самых цитируемых философов-постмодернистов, он создаёт новые формы мышления, новые философские понятия. Это: «шизоанализ», «ризома», «машина желаний» и другие, которые имеют очень сложный смысл. Также Ж. Делёз критикует любые типы классических философских подходов к экзистенциальным проблемам, для него неправильным и не нужным является дискурс о смысле жизни, об истине или о счастье.
Особенность интеллекта Ж Делёза имеет значение ещё и потому, что он анализирует философию классиков Модерна, и способен на их языке понять их же желания и мотивации в философии.
Постмодернизм заслуживает внимания, как эпоха, в которую проявляется другой тип гениальности. Но в XX – XXI веках остаётся ясным то, что гений в научном понимании, гений в классическом понимании Модерна сохраняет свою актуальность.
Но назревает необходимость нового типа гения, нового образа эпохи. И, по мнению некоторых философов, таких как М. Фуко, этот тип будет заключаться уже в телесности.29