Полная версия
Большая книга мудрости
Жениться следует не глазами и не пальцами, как это делают некоторые, подсчитывая, сколько за невестой приданого, вместо того чтобы выяснить, какова она будет в совместной жизни.
❖Счастлив тот, кто вдали от забот своими волами обрабатывает отцовскую землю.
Гораций
❖Не на приданое, не на знатность, не на красоту свою следует полагаться жене, а на то, чем по-настоящему можно привязать к себе мужа: на любезность, добронравие и уступчивость, и качества эти проявлять каждодневно не через силу, как бы нехотя, но с готовностью, радостно и охотно.
❖Подобно тому, как ветки и плоды украшают дерево, а густой лес – гору, так мужа украшают его дети и его жена.
❖Избегать столкновений мужу с женой и жене с мужем следует везде и всегда, но больше всего на супружеском ложе. Ссорам, перебранкам и взаимному оскорблению, если они начались на ложе, нелегко положить конец в другое время и в другом месте.
❖Ловля с помощью отравы позволяет легко и быстро добыть рыбу, но портит ее, делая несъедобной; так и жены, которые ворожбою или приворотными зельями стараются удержать при себе мужей, чувственными наслаждениями пленяют их, но живут потом с умалишенными и безумными.
Плутарх
❖Страж жены – добродетель. Добродетельна только та, которую не принуждает страх, а которая верна из боязни, совсем не верна.
Овидий
❖Хорошая жена трудится на тебя, как слуга; дает советы, как советник; прекрасна, как богиня красоты; спокойна и вынослива, как земля; кормит тебя, как мать, и услаждает тебя, как гетера. Хорошая жена – шесть лиц в одном.
❖Супружеский союз, если он основан на взаимной любви, образует единое сросшееся целое; если он заключен ради приданого или продолжения рода, то состоит из сопряженных частей; если же – только затем, чтобы вместе спать, то состоит из частей обособленных, и такой брак правильно считать не совместной жизнью, а проживанием под одной крышей.
❖Любовь слепа, и она способна ослепить человека так, что дорога, которая кажется ему наиболее надежной, оказывается наиболее скользкой.
❖Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Исх. 20, 12
❖Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен в глазах своих врагов. Он подобен дереву, растущему на перекрестке дорог: каждый прохожий рвет его плоды, все звери полевые объедают его.
Ахикар
❖Иисус знал, что думают эти люди. И сказал Он им: «Любое царство, которое раздирают междоусобные войны, будет уничтожено. Так же и семья, в которой все враждуют между собой, разрушается».
Лк. 11:17
❖И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
Мф. 19:5, 6
❖Если бы Бог назначил женщину быть госпожой мужчины, он сотворил бы ее из головы, если бы – рабой, то сотворил бы из ноги; но так как он назначил ей быть подругой и равной мужчине, то сотворил из ребра.
Августин Блаженный
❖Хорошая жена – спасение жизни.
Кей-Кавус
❖Хорошая жена – венец мужу своему и беспечалие, а злая жена – горе лютое. Червь дерево точит, а злая жена дом своего мужа истощает. Злая жена всю жизнь своего мужа погубит.
Даниил Заточник
❖Всякий вступающий в брак должен быть судьей собственных намерений и советоваться только с собой.
Рабле
❖Настоящая любовь не признает никаких приказаний и никаких обетов.
❖В любви и на войне одно и то же: крепость, ведущая переговоры, наполовину взята.
❖Мне столько раз приходилось слышать о людях, которые умирают от любви, но за всю жизнь я не видела, чтобы кто-нибудь из них действительно умер.
❖Самые тяжелые муки – это муки любви.
Маргарита Наваррская
❖То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценности и важности брака.
❖Мне неведомы браки, которые распадались бы с большей легкостью или были бы сопряжены с большими трудностями, нежели заключенные из-за увлечения красотой или по причине влюбленности.
❖Тот был, несомненно, умным человеком, кто сказал, что счастливое супружество может быть только между слепой женой и глухим мужем.
❖Удачный брак отвергает любовь; он старается возместить ее дружбой. Это не что иное, как приятное совместное проживание в течение всей жизни, полное устойчивости, доверия и бесконечного множества весьма осязательных взаимных услуг и обязанностей.
Монтень
❖Семейные интересы почти всегда губят интересы общественные.
❖Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы.
❖Супружеская любовь создает человеческий род, дружеская любовь совершенствует его, а распутная любовь его развращает и унижает.
❖С неправдами отцов нельзя мириться сыну.
Расин
❖Дети делают труд радостным, но неудачи кажутся из-за них более огорчительными; благодаря детям жизнь кажется более приятной, а смерть – менее страшной.
Фрэнсис Бэкон
❖Один отец значит больше, чем сто учителей.
Джордж Герберт
❖Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после.
Мадлен де Скюдери
❖Тот, кто не прививает своему сыну ничего полезного, кормит вора.
Томас Фуллер
❖Брак – то ли одно из семи главных таинств, то ли один из семи смертных грехов.
Джон Драйден
❖От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа.
Джон Локк
❖Несомненно, что люди от природы склонны к ненависти и зависти и что воспитание только усиливает эти качества. Ибо родители обыкновенно поддерживают в детях добродетель только мерами, рассчитанными на их честь или зависть.
Спиноза
❖Большинство браков несчастно потому, что молодые жены плетут сети, в то время как им следовало бы позаботиться о клетках.
Джонатан Свифт
❖Брак отличается той особенностью, что с ним прекращается поклонение идолу. Когда мужчина ближе присмотрится к своей богине, она снова становится простой женщиной.
Джозеф Аддисон
❖Супружество без любви лишено истинного бытия, добра, утешения, не имеет в себе ничего от Божьего установления, ничего, кроме самого убогого и низкого, чем легко может пренебречь любой уважающий себя человек. Плотская жизнь может продолжаться, но она не будет ни святой, ни чистой, ни поддерживающей священные узы брака, а станет в лучшем случае животной функцией… Ибо в человеческих делах душа является действующей силой, а тело в некотором смысле пассивно. И если в таком случае тело действует вопреки тому, чего требует душа, как может человек думать, что это действует он, а не нечто ниже его?
Джон Мильтон
❖Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими.
❖Если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам.
Монтескье
❖Каждый отец семейства должен быть хозяином у себя дома, а не в доме соседа.
❖По моему мнению, брак и его узы или величайшее добро, или величайшее зло; середины нет.
❖Брак – единственное опасное приключение, доступное даже трусам.
Вольтер
❖Второй брак – это триумф надежды над опытом.
❖По любви обычно женятся лишь слабые люди.
❖Брак приносит много огорчений, однако безбрачие не дает никаких радостей.
Самюэл Джонсон
❖Ежели супруги много лет любят друг друга, то влюбленность неприметно переходит в сладострастную привычку и пылкая страсть сменяется нежной дружбой.
❖Жена, домогающаяся власти, становится тираном своего мужа, а господин, сделавшийся рабом, бывает смешным и жалким созданием.
❖Когда мужчина берет жену ниже себя по званию, он не унижает себя, но возвышает свою супругу; и наоборот, заключая брак с особою более высокого звания, он унижает ее и сам не возвышается.
❖Не соединяйте брачными узами людей, кои подходят друг другу лишь в известных условиях жизни и не будут подходить, если эти условия изменятся; но соединяйте людей, которые будут соответствовать друг другу, в каком бы положении они ни очутились, в какой бы стране ни обитали, в каком бы звании ни оказались.
Руссо
❖Родители любят своих детей тревожной и снисходительной любовью, которая портит их. Есть другая любовь, внимательная и спокойная, которая делает их честными. И такова настоящая любовь отца.
Дидро
❖В брачной жизни соединенная пара должна образовывать как бы единую моральную личность.
❖В брачной жизни супруги образовывают как бы одну нравственную личность, движимую и управляемую рассудком мужа и вкусами жены.
Кант
❖Женщины – первые воспитательницы рода человеческого.
❖Всю жизнь я придерживался того мнения, что честный человек, вступивший в брак и воспитавший многочисленное семейство, приносит в тысячу раз больше пользы, чем тот, кто, пожелав остаться холостым, только и знает, что болтать о благе человечества.
Оливер Голдсмит
❖Во всяком возрасте почитай родителей.
❖Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству, как то: брань, клятва, драка, всякая жестокость и тому подобные поступки, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры. Всякое дитя родится неученым. Долг родителей есть дать детям учение.
Екатерина II
❖Немалое благо для семьи – изгнание из нее негодяя.
Бомарше
❖Правда, дети должны – пока они остаются детьми – быть руководимы родительской властью, но в то же время должны быть готовы к тому, чтобы не всегда оставаться детьми.
Кристоф Виланд
❖Брак – слишком совершенное состояние для несовершенного человека.
❖Брак следует за любовью, так же как дым за пламенем.
Никола де Шамфор
❖Брак есть союз, которым мужчина обязывается всю жизнь жаловаться на свою беду.
Теодор фон Гиппель
❖Брак – панихида по любви.
Княжнин
❖Боюсь, как бы наше слишком заботливое воспитание не создало нам племя карликов.
❖Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае – вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой.
Стендаль
❖Воспитание есть особого рода рождение.
Георг Лихтенберг
❖Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.
Шиллер
❖Воспитывай детей своих счастливыми людьми и полезными гражданами.
Николай Новиков
❖Не может быть хорошей женой женщина, которая не является и не способна быть другом своему мужу.
Томас Пейн
❖Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
❖Так как брак заключает в себе момент чувства, то он не абсолютен, а неустойчив и содержит в себе возможность расторжения. Но законодательства должны в высшей степени затруднять осуществление этой возможности и охранять право нравственности против каприза.
Гегель
❖Жениться – это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
Шопенгауэр
❖Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным.
Пушкин
❖Жениться по расчету – значит пресмыкаться перед женой, лизать пятки у ее мамаши, совершать такие мерзости, что свинье противно, тьфу! В таком браке вы будете чувствовать себя трубой для стока нечистот.
❖Супружество должно беспрерывно сражаться со всепожирающим чудовищем: с привычкой.
❖Супружество состоит не только из удовольствий, столь же преходящих в семейной жизни, как и в жизни вообще, – оно предполагает общие склонности, взаимное страстное влечение, сходство характеров – вот что превращает это необходимое обществу установление в извечную проблему.
❖Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.
❖Брак связывает на всю жизнь два существа, которые друг друга не знают.
❖Будущее нации – в руках матерей.
Бальзак
❖Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и, кроме того, неприменима. Семья – это кристалл общества.
Гюго
❖Каждая женщина должна выйти замуж, но ни один мужчина не должен жениться.
Бенджамин Дизраэли
❖Без равенства нет брака. Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, – наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.
❖Сожитие под одной крышей само по себе вещь страшная, на которой рушилась половина браков. Живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность.
Герцен
❖Брак без любви – это пожизненная каторга.
Анри Амиель
❖Брак есть двойственность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…
❖Жена – не любовница, но друг и спутник нашей жизни, и мы заранее должны приучиться к мысли любить ее и тогда, когда она будет пожилою женщиною, и тогда, когда она будет старушкою.
❖По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих – больше никого.
❖Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
❖Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца.
❖Женщина – мать по призванию, по душе и крови. Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
Белинский
❖Брак должен быть бесконечным взаимным воспитанием.
❖Женщина – спасение или гибель семьи.
❖Каждому известно, что если муж и жена живут согласно и счастливо, то взаимная привязанность их усиливается с каждым годом и наконец достигает такого развития, что они буквально не могут жить друг без друга.
❖Смотри на жену, как смотрел на невесту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобой, прочь от меня»; смотри на нее так, и она будет внушать тебе такое же поэтическое чувство, как невеста.
Чернышевский
❖Залог семейного счастья – в доброте, откровенности, отзывчивости.
Эмиль Золя
❖В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
❖Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
Ключевский
❖Брак: так называю я волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его. Брак – это взаимоуважение и почитание этой воли.
❖Брак может казаться впору таким людям, которые не способны ни на любовь, ни на дружбу и охотно стараются ввести себя и других в заблуждение относительно этого недостатка, – которые, не имея никакого опыта ни в любви, ни в дружбе, не могут быть разочарованы и самим браком.
❖Брак – наиболее изолганная форма половой жизни.
Ты молод и мечтаешь о ребенке и браке. Но ответь мне: таков ли уже ты, чтобы иметь право желать ребенка?
Победитель ли ты, преодолел ли самого себя, повелитель ли ты своих чувств, господин ли своих добродетелей? Об этом спрашиваю я тебя.
Или в желании твоем говорит животное и потребность природы твоей? Или одиночество? Или недовольство собой?
Я хочу, чтобы победа и свобода твои страстно желали ребенка. Живые памятники должен ты ставить победе и освобождению.
Ты должен строить превыше и дальше себя. Но прежде построй самого себя, соразмерно в отношении души и тела.
Ницше
❖Я не завидую отдельной супружеской паре, я завидую только всем супружеским парам, а если я и завидую одной супружеской паре, то я, собственно говоря, завидую вообще супружескому счастью во всем его бесконечном многообразии, счастье одной-единственной супружеской пары даже в самом благоприятном случае, наверное, привело бы меня в отчаяние.
Кафка
❖Это такой серьезный шаг – прощание с девичеством, превращение в женщину. Настает день – и в юной девушке просыпается женщина. И тогда появляется какой-нибудь дурак. И неизменно проницательный взор впервые обманывается – и видит дурака в самом розовом свете. Если дурак прочитает стихи – его принимают за поэта. Отдают ему свое сердце – дикий сад, а ему по вкусу только подстриженные газоны. И дурак уводит принцессу в рабство.
Сент-Экзюпери
❖Без жены так же нельзя жить, как нельзя обходиться без еды и питья. Рожденные и вскормленные женщинами, мы в значительной степени живем их жизнью и не имеем никакой возможности отрешиться от них.
Мартин Лютер Кинг
Поучение гераклеополитанского царя своему сыну, царю Мерикара(Древнеегипетское литературное произведение жанра «поучения». Датируется XXII веком до н. э. (ок. 2150–2050 гг. до н. э.), переписан с подлинника в период правления XVIII – ХIX династий. Представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством.)
Следуй отцам твоим, предкам твоим. Создается мудрость знанием. Смотри, слова их остаются записанными. Разворачивай свитки твои, следуй премудрости; тот, кто обучается, станет искусным.
Хорошо творить для будущего. Пусть пройдет время твоей жизни в твоей добродетели. Проходит жизнь на земле, недолга она. Процветает тот, кто оставляет о себе память. Праведный живет вечно, избегает смерти тот, кто идет вместе с Осирисом, подобно свободному.
Справедливость владыки – это праведность сердца.
Твори истину, и ты будешь жить долго на земле. Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову, не прогоняй человека из-за имущества его отца. Не вреди вельможам из-за их мест.
Остерегайся наказывать несправедливо. Не убивай, нехорошо это для тебя. Остаются дела после смерти [человека], кладут их в кучу рядом с ним. Вечность – это пребывание там. Глуп тот, кто пренебрегает этим.
Но тот, кто достиг этого, не делая греха, будет подобен богу, свободно шагающему, как владыка вечности.
Не делай различия между сыном [знатного] человека и простолюдина. Приближай к себе человека за дела его, и да будут творимы все ремесла…
Укрепляй жертвенники, почитай бога. Не говори, что это слабость, не распускай рук, будь в радости.
Не порть памятников, чтобы их восстанавливал другой, который придет после… Не строй гробницу, разрушая сделанное, чтобы соорудить свою.
Смотри – вот царь, владыка радости, будь кротким, и ты будешь спокоен в своем могуществе…
Заботься о людях, пастве бога. Сотворил он для них небо и землю по их желанию, уничтожил он мрак вод, создал он для них воздух. Это подобия его, которые вышли из его тела.
Он сотворил свет по их желанию и объезжает на ладье небо, чтобы видеть их. Воздвиг он для себя святилище позади них и слышит, когда они плачут. Он создал для них владыку, как опору, чтобы поддержать спину слабого.
Не причиняй страданий. Уста мои, дают они законы для царя. Открой лицо свое, чтобы ты возвысился как человек.
О добродетели
Индейская притча о двух волках
Когда-то старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину: «В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь, сомнения… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность, уверенность…» Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
EO BENEFACIENDO
Иду, творя добро
❖
Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость и знание и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это – суета и томление духа!
Еккл. 2:26
❖Малые услуги, оказываемые вовремя, являются величайшими благодеяниями для тех, кто их получает.
Демокрит
❖Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.
Сократ
❖Добро для человека – это активное использование способностей его души в соответствии с высоким достоинством или добродетелью.
Аристотель
❖Для тебя добродетель – слово, а (священная) роща – дрова.
Гораций
❖Доброе имя – как наследство от отца.
❖Кто добр лишь на словах, вдвойне негоден тот.
❖Доброе слово лучше богатства.
❖Недоброе всегда быстрее доброго.
Публий Сир
❖Когда ты сделал кому-нибудь добро и это добро принесло плод, зачем ты, как безрассудный, еще и похвалы за свое доброе дело ожидаешь?
❖Приставлять одно доброе дело к другому так плотно, чтобы между ними не оставалось ни малейшего промежутка, – вот что я называю «наслаждаться жизнью».
Марк Аврелий
❖В себе самом, внутри тебя источник добра. Он не перестанет журчать по мере того, как ты будешь раскапывать его.
❖Истинно богомудрые и боголюбивые любят общение с добром ради самого добра, не ради почестей, уготованных за гробом. Ибо это уже вторая степень похвальной жизни – делать что-либо из награды воздаяния; и третья – избегать зла по страху наказания.
❖Старайся всякому делать добро, а не себе одному.
Григорий Богослов
❖Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того, кто живет добродетельно.
❖Тот, кто добр, – свободен, даже если он раб; тот, кто зол, – раб, даже если он король.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.