Полная версия
Женщины в искусстве. Перформансы, картины и события, изменившие мир вокруг нас
На протяжении большей части девятнадцатого века многие американские студентки-художницы стремились к художественному миру Европы, чему помогала PAFA, которая в 1891 году ввела стипендию в размере 800 долларов для путешествий. Тысячи женщин каждый год приезжали в Париж, чтобы заняться искусством. К концу столетия их число было таково, что был основан американский женский художественный клуб. Расположенный в Латинском квартале города, он предоставил женщинам возможность встречаться, общаться и принимать участие в танцах, концертах, скетч-клубах и выставках.
Мария Башкирцева. В Академии Жюлиана в Париже. 1881
Основанная в 1868 году, Академия Жюлиана принимала женщин, которые обучались отдельно от мужчин и без рисования с живой натуры. Мария Башкирцева начала учебу в 1877 году и упивалась самостоятельностью художественно-студенческой жизни, написав следующее: «чувствуешь себя такой счастливой, такой свободной, такой гордой». Она организовала для себя уроки анатомии, а позже успешно лоббировала для женщин право обучаться, рисуя с живой натуры. Ее оживленная сцена, изображающая такой класс, тем не менее, включает юношу-натурщика, частично задрапированного, а не полностью обнаженного.
«Люди часто говорят, что, за исключением одной-двух, ни одна женщина не создала себе имя в искусстве; но ни у одной из них не было таких возможностей, какие каждый художник-мужчина считает своими по праву».
Рудольф Жюлиан, основатель Академии Жюлиана, интервью для The Sketch Magazine, 1893В Соединенном Королевстве открытие Лондонской школы изящных искусств Слейда в 1871 году, наконец, представило серьезную альтернативу школам Королевской академии, которые неохотно открыли свои двери для студенток лишь в 1860-х годах. Школа Слейда предлагала образование на равных условиях с мужчинами, и в число ее выпускников входили некоторые из самых успешных британских художниц того периода: Кейт Гринуэй, Хелен Аллингем, Эвелин де Морган, Констанс Маркевич, Гвен Джон и Уинифред Найтс. Женщины и мужчины учились вместе, за исключением классов с живой натурой, где женщины должны были довольствоваться скромно задрапированной моделью – компромисс, но по крайней мере он был лучше классической скульптуры.
Академия Жюлиана в Париже, которая открылась в 1868 году, предложила великолепную альтернативу Академии изящных искусств (которая не допускала женщин до 1897 года) и обучала как мужчин, так и женщин, хотя классы были разделены. Обучение в академии было интенсивным. Фигурные классы проходили в заполненных людьми комнатах с 8 часов утра, с короткими перерывами до обеда. Те, кто был особенно увлечен, а таких было много, могли заниматься на дополнительных уроках до 10 часов вечера. Другие парижские школы, Академия Коларосси и Академия де ла Гранд Шомьер, также обучали мужчин и женщин, хотя все еще присутствовало системное неравенство – женщинам приходилось платить за обучение на 30 % больше, чем мужчинам. В Германии академии Берлина, Дюссельдорфа и Мюнхена не принимали женщин до двадцатого века. Хотя выбор и возможности для женщин в области художественного образования значительно расширились, в некоторых кругах сохранялись глубоко укоренившиеся предрассудки.
Харриет Гудхью Хосмер. Зенобия в цепях. 1859, Калифорния
Хосмер выбрала Зенобию в качестве объекта своей самой знаменитой скульптуры за «женскую скромность, мужественность и интеллектуальные вкусы». Мраморная фигура высотой 6,5 футов (2 м), красноречиво передающая достоинство плененной царицы, была выставлена на международной выставке в Лондоне в 1862 году, где привлекла толпы. Но два британских издания, The Queen и The Crayon, предположили, что основную часть работы выполнил мужчина-ассистент Харриет в Риме. Возмущенная таким обвинением, Хосмер наняла адвокатов, которые заставили журналы принести извинения.
Принцесса Луиза, герцогиня Аргайл. Королева Виктория. Статуя в Кенсингтонском дворце, Лондон. 1890—1893
Принцесса Луиза, герцогиня Аргайл, была шестым ребенком королевы Виктории, самым артистичным и самым нетрадиционным. Она поступила в Кенсингтонскую национальную художественную школу в 1863 году и изучала скульптуру под руководством Мэри Торникрофт, хотя обязанности личного секретаря ее матери не позволяли посещать занятия регулярно. Позже, обучаясь у Джозефа Бема, она наняла прогрессивного архитектора Эдварда Годвина, чтобы спроектировать свою студию в Кенсингтонском дворце. Луиза проявляла живой интерес к правам женщин и их избирательному праву, несмотря на строгие взгляды королевы Виктории на противоположные ей мнения.
Эдмония Льюис. Старуха, делающая стрелы. 1872
Карьера Эдмонии Льюис, дочери женщины из народа чиппева [8] и черного мужчины, примечательна тем, что складывалась в атмосфере расовых, а также гендерных предрассудков. Она училась в Оберлинском колледже в Огайо, первом американском колледже, который принял женщин всех рас, а затем переехала в Рим в 1865 году, присоединившись к группе американских скульпторов-экспатриантов, базирующихся там. Ряд работ ссылается на ее этническое наследие, как, например, эта мраморная композиция.
Первые женщины-фотографы
Занятие искусством фотографии в 1850-х годах требовало немало усилий. Часто это было чередой проб, ошибок, терпения и упорства; видение художника очень мало значило без знаний технической стороны фотографии.
Первые женщины-фотографы не страшились сложностей, которые их поджидали, и их фотографии, сознательно или нет, представляют замечательные работы, которые зачастую стремятся к территории экспериментов и воображения. Большая часть фотографий этого периода сделана любителями и предназначалась для распространения среди друзей и родственников. Не зависящие от вкусов и ожиданий патронов и публики (которая часто определяла предмет работы женщин-художниц), они переосмыслили предопределенное видение женственности начала двадцатого века. Женщины-фотографы часто использовали в качестве моделей своих сестер, подруг или дочерей и снимали их у себя дома – оба этих фактора помогли создать интимную и свободную природу изображений.
Фотография требовала пространства для работы, денег на покупку оборудования и времени на практику. Соответственно, в первые годы ею занимались преимущественно обеспеченные люди, что делает занятие Сары Луизы Джадд, школьной учительницы из Миннесоты, еще более примечательным. В архиве округа сохранились записи о том, что она в 1848 году в Стиллуотере начала работать над производством дагерротипов профессионального качества, хотя ни одна из ее фотографий не сохранилась.
В Великобритании леди Клементина Гаварден, мать десятерых детей, дама из высшего общества, превратила первый этаж своего лондонского дома в просторную студию, где в начале 1860-х годов снимала своих дочерей-подростков в серии загадочных этюдов. Используя свободно стоящее зеркало, чтобы играть со светом и отражением, она создавала композиции с вызывающей элегантностью. В ее скромной студии натурщицы в экстравагантных модных нарядах позировали на фоне мебели, драпировок и обоев со звездным узором. Она получила признание при жизни и дважды была награждена серебряной медалью, когда выставлялась в фотографическом обществе в 1863 и 1864 годах.
Еще одна британка, Джулия Маргарет Кэмерон, начала заниматься фотографией сравнительно поздно, когда в 48 лет дочь подарила ей фотокамеру. Вот как Кэмерон описывала свои первые попытки: «Я не знала, куда поставить эту темную коробку, как фокусироваться на модели, а свою первую фотографию я, к своему ужасу, стерла, проведя рукой по стороне стекла с пленкой». Это было незадолго до того, как она стала профессионалом, использовав первоначальные ошибки для создания намеренно размытого фокуса, который стал визитной карточкой ее работ. Имея знакомства в звездных кругах, она снимала некоторых самых выдающихся деятелей эпохи на пике славы, в том числе Джона Гершеля и шотландского философа Томаса Карлейля. Почти все ее известные модели были мужчинами, а ее изображения женщин отсылают нас к истории, литературе и мифологии и показывают заметное влияние эстетического и более позднего прерафаэлитского движений. Ее работы пользовались громким успехом и при ее жизни, и после смерти, отчасти из-за круга ее знакомств.
И Кэмерон, и Гаварден обнаруживали своеобразный талант к творческим экспериментам в то время, когда фотография только зарождалась. Они приручили и трансформировали новый художественный инструмент и пользовались им, создавая свежий, более сложный образ женщины, переосмысленный с помощью женского взгляда. Они проложили путь следующему поколению женщин-фотографов.
Последние годы XIX века также увидели, как ряд женщин-фотографов получили известность в Соединенных Штатах. Кловер Адамс, жена писателя Генри Адамса, занялась фотографией в 1883 году и инстинктивно стремилась к запечатлению жизни женщин. Кэтрин Уид Барнс начала фотографировать примерно в то же время и к 1890 году стала редактором журнала American Amateur Photographer magazine, который служил ей платформой для защиты других женщин-фотографов. Фрэнсис Бенджамин Джонстон, одна из первых женщин-фотожурналистов Америки, была энергичной сторонницей женщин-фотографов. Она путешествовала по всей стране с широким кругом заданий, главным образом для Bain News Service, и в 1900 году организовала выставку художественных фотографий, сделанных женщинами, для Международного конгресса фотографии, проходившего в Париже, во время Международной выставки. Среди тех, чьи фотографии участвовали в выставке, была Сара Чоуэйт Сирс, известная бостонская меценатка, которая училась в художественной школе города Каулс в 1870-х годах и занялась фотографией около 1890 года. Интерес и участие таких женщин, как Сирс, и подруги Бенджамин Джонстон, Гертруды Кезебир, которая была членом движения Photo-Secession, помогли развить фотографию как вид искусства. Энн Бригман, также член Photo-Secession, продвинула эту концепцию дальше, производя провокационные, контркультурные образы, наводящие на мысль о язычестве и женском освобождении. К концу XIX века стало ясно, что фотография – это искусство, в котором женщины могут преуспеть и конкурировать на равных с мужчинами.
От мечтательных экспериментов Клементины Гаварден (вверху слева и в центре) и Джулии Маргарет Кэмерон (вверху справа) до художественного остроумия Фрэнсис Бенджамин Джонстон (внизу), работы первых женщин-фотографов находятся где-то между искусством и реальностью. Результаты их исследований зачастую оказываются интимными, притягательными и обезоруживающими изображениями частной жизни.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Гендерфлюид – гендерная идентичность, при которой человек не отождествляет себя с мужским либо женским полом, а периодически ощущает себя то мужчиной, то женщиной, либо лицом без пола, либо обоих полов сразу. Сексологи и психологи часто спорят о точности определений различных нетрадиционных сексуальных ориентаций. – Примеч. ред.
2
Синестези́я – явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. – Примеч. ред.
3
Нет-арт, или Интернет-арт (англ. net.art), – вид медиаискусства, которое пользуется в качестве основного средства выражения средой глобальной сети Интернет. – Примеч. ред.
4
В 1980–1990 гг. 20 в. на смену централизованной модели (социального государства) пришло постиндустриальное или «сетевое» общество. В его основе поиск максимизации капиталистического получения прибыли и распределения своих сетей по разным концам света. Корпорации образуют сетевые структуры, выходя за пределы национальных государств. – Примеч. ред.
5
Зажигательный тенец индийских крестьян Пенджаба. – Примеч. ред.
6
Обоснованием для ношения брюк она так же называла удобство работы с лошадьми и другими животными.
7
В 1901 году в Филадельфии, штат Пенсильвания, три девушки решили жить вместе. Это желание было смелым по тем временам, но соответствовало идеалам американских феминисток конца XIX в. Вайолет Окли, Джесси Уиллкокс Смит, Элизабет Шиппен Грин называли себя Red Rose Girls (Девушки красной розы). – Примеч. ред.
8
Оджибве, иначе оджибва, или чиппева, самоназвание – анишинаабе – индейский народ алгонкинской языковой семьи. Численность – около 360 000 человек. Один из самых крупных индейских народов в Северной Америке, по численности примерно равен кри и уступает чероки и навахо. – Примеч. ред.