Полная версия
Самба. Путь к паркету
Со временем город Ифе стал религиозным центром всей Африки, что приводило к тому, что в той или иной мере религия Йоруба возникала среди большинства народностей, но с изменениями. Государство Догмея, находившееся вблизи Ойо, с ним воевало, но со временем так же переняло религию Йоруба в своей трактовке. Религия с огромным множеством божеств, у каждого из которых были свои мифы, была многим интереснее и более обоснованной, чем простое верование в безликих духов, поэтому религия йоруба распространилась по территории Африки с огромной скоростью, и до сих пор является одной из самых распространенных в мире после христианства, мусульманства и восточных верований.
Также Ойо была могущественной воинской державой. В ее основе стояло самое крупное в Африке конное войско.
Банту
Южнее находились народы Банту. Самым крупным древним государством считалось королевство Конго, в котором и проживал упомянутый народ. Это государство было воинственным и захватывало все новые территории. Так оно присоединило к себе мелкие племенные государства Нгойо, Лоанго, Ндонго и Каконго.
Присоединенные государства хотели независимости. Войны и междоусобицы постоянно шли в этом государстве. Во многом именно поэтому сейчас есть два государства Конго – Республика и Демократическая республика.
Посредством гражданских войн от королевства Конго отсоединяется Лоанго в XIV веке. Это привело к тому, что королевство Конго потеряло большую часть своих владений, что в свою очередь очень ослабило государство.
К этому моменту прибывают португальские колонизаторы. Как мы понимаем, основной миссией было получение максимального количества ресурсов. Первое время португальцы занимались товарным обменом рабов на оружие, параллельно выведывая обстановку для определения дальнейших действий.
Высаживались они в основном на западном берегу (территория Анголы), где проживало племя Ндонго, которое принадлежало Конго и платило ему дань.
В лице колонизаторов Ндонго находят поддержку и выступают против королевства. Ндонго обменивается ресурсами на огнестрельное оружие и дает отпор Конго. В 1518 году племя совместно с португальцами вступают в войну за свободу.
Как только племя получает свою независимость правительницей назначается Зинга Мбанди Нгола— дочь Мбанди, предыдущего вождя. Она принимает решение принять католичество в благодарность освободителям.
Позднее на территорию прибывают иезуиты и предлагают всем принять католичество. Зинга Нголо крестится под именем Анна в 1491 году. Часть населения, так же, принимает новую религию.
Иезуиты по стандартной схеме ведут просветительскую работу, навязывая католицизм, не согласившихся обращают в рабство, что вызывает протест всего населения. Во главе с Зингой долгие годы идет война с оккупантами. Ндонго проигрывает, окончательно укрепляясь как колония в 1599 году. Позднее, в честь королевы Ндонго и назовут государство Ангола. Столицей стал город Сан—Паулу—ди—Луанда (современная Луанда) основанный в 1575 году.
Так Королевство Конго теряет еще половину владений и ослабляет свои позиции. Тем временем португальцы, объединившись с племенем Яга, с разных сторон устраивают нападение в 1570 году, что окончательно делает Конго колонией Португалии.
Порабощенные народы из Африки кораблями отправляются в Южную Америку для дальнейших работ по производству на землях Нового света.
Все междоусобицы, интервенции и порабощения в дальнейшем сформируют у африканского населения свою ментальность, что без сомнений повлияет на формирование идей, которые изменят всё мировое искусство и культуру.
Религия Африки
Значение и разночтения
Формирование национальных танцев и традиций во многом зависит от мировоззрения и религии. История латиноамериканских, уличных танцев и современных направлений классического танца связана с религией йоруба. Эта религия зародилась у одноименного племени, которое обитало на территории нынешних Бенин, Анголы и Конго. В свою очередь религия взаимодействовала с близ лежащими религиозными течениями, перенимая и дополняя мировоззрения других племен. Много пересечений можно обнаружить у племен бенин, дагомей, того и игб.
Религии Африки очень сложно поддаются изучению из—за многих факторов.
Первый фактор – это языковая разница. Многие племена разговаривают на языках, которые не исследованы в достаточной мере. Для изучения необходимо войти в среду обитания племен и провести не один год, осваивая и анализируя информацию. Ученых, готовых посвятить себя с головой изучению языка и традиций, единицы.
Во—вторых, внутри любого племени существуют уровни посвященности к знаниям, и не каждый внутри племени имеет право владеть сакральной информацией, не говоря о чужаках— исследователях.
Вдобавок у многих племен отсутствует письменность, а знания передаются устно. Вечером у костра один из старейшин пересказывает истории предков и религиозные верования. Это в свою очередь создает новую сложность. Каждый новый рассказчик может привносить многое от себя, пополняя религию новыми догматами. Отсутствие священных книг позволяет рассказчикам трактовать всё по—разному, а в результате рождаются новые мифы и божества, а потом переносятся из племени в племя.
В частности, в связи с поглощением религии догмеи йорубой, во второй появились божества, отвечающие за одно и тоже, например, Нана и Йамая – обе богини океана.
Богов в разных племенах называли на свой манер, что опять же приводило к удвоению богов в пантеоне. К примеру, Ошун и Осун в некоторых вариантах йорубы присутствуют одновременно, хотя изначально это имя одной той же богини на разных диалектах, при этом первая девушка, а второй парень.
В религии есть абстрактные состояния – это те силы, которые человек получает от молитвы. Но в некоторых племенах эти состояния в свой черед считаются отдельными божествами, у которых существует своя мифология.
Некоторые божества по одной версии мужского пола, а по другой – женского, что произошло с божеством Обатала.
Существуют разночтенья в родственных связях – в разных вариантах Ошун замужем за разными божествами. Имеются также временные ошибки.
В современных городах Африки религия соответственно претерпевает изменения под влиянием христианства и культурного развития. Есть версия, что верховный бог был один – Олодумаре, но католики привнесли концепцию триединства бога. Так появились Олокун и Олофи, которые предположительно были дополнительными именами единого бога.
Под влиянием католиков появились ответвления от йорубы – сантерия и кандомбле. Эти культы распространены по всему миру на Кубе, в Венесуэле, Пуэрто—Рико, в Доминиканской Республике, Панаме, Бразилии, Мексике, Колумбии и в местах с большим испанским населением в Соединенных Штатах. Они также присутствует в Испании, Италии, Франции, Англии, Нидерландах и Германии.
Взаимодействие племен и передача информации искажает истории, создавая все новые религиозные течения.
Таким образом внутри каждой религии в Африке среди различных племен и стран есть различия в трактовках. Опять же отличаются имена богов – количество имен одного божества может исчисляться десятками. А рассказать одну и ту же религиозную историю можно в различных интерпретациях.
Я попробую апеллировать наиболее распространёнными историями и мифами, которые существуют, так или иначе, у всех племен, хотя детали могут отличаться…
Йоруба
Религия йоруба очень отлична от европейского представления. В ней содержится несколько уровней божественных существ.
Есть высший состав божеств. Они создали все и занимаются глобальным развитием вселенной. Эти божества являются создателями и их относят к разряду пожилых (взрослых) богов. Самые почитаемые Olodumare, Oduduwa, Olokun, Nana.
Ниже находятся более мелкие боги, из называют Ориши. Они занимаются конкретной специализацией и помогают людям. Люди, которые изменили мир к лучшему или помогли своему племени в решении каких—либо проблем, по преданию, также становятся бессмертными ориши и к ним тоже обращаются в молитвах и ритуалах. Ориши в свою очередь делятся на главных, воинов и малых.
Главные: Obbatalá, Oxun, Yemaya, Obba.
Войны: Elegguá, Oggún, Shango, Oshosi, Oya.
Младшие: Abita, Aroni, Ayaó, Ibeyis, Irunmoles, Korikoto, Obañeñe, Oggue, Oke, Oranmiyan, Ori, Oroiña, Orungan, Oshumare, Yembó.
Младшие божества очень узконаправленные божества, часть из них являются просто амулетами на удачу.
Исключение – Babaly Aye, это отдельный культ божества—врачевателя.
Ниже всех богов находятся люди, которые обращаются к ориши для того, чтобы они дали сил или иные блага на осуществление задуманного, или решению проблем. Если ориши не справляются, то люди обращаются к высшим богам.
Обращение ко всем богам происходит через молитву, танец или ритуал. Часто используются маски или костюмы. Согласно одним верованиям ритуальная атрибутика позволяет богам увидеть человека, принимая за своего. А согласно другим, костюм и маска потворствуют тому, что в тело ряженого вселился дух божества для общения.
Танец также является приманкой для духа, чтобы тот вселился в тело исполнителя. Некоторые танцы исполнялись для того, чтобы перенять силу животного, движениям которого они подражали в танце. Такой ритуал часто совершали непосредственно перед охотой или боем. Танцы исполняются на праздниках, в ритуалах и перед охотой. Во всех танцах, кроме свадебных, могут участвовать все смотрящие.
Следует отметить, что в религии Йоруба присутствуют абстрактные состояния, которые являются показателями взаимодействия (единении) с божеством. Они схожи с христианским понятием «благодать», но численности их гораздо больше. Эти состояния приобретаются в процессе танца, ритуала или молитвы.
Мифы и Боги Йоруба
В религии Йоруба очень сложно найти первопричину всего. В разных племенах своя трактовка происхождения. Но так или иначе все сводится к одной единственной богине. У нее много имен, но чаще всего встречается Nana (Nana Buluku).
Нана встречается во многих верованиях Африканских народов. Она представляет собой высшее существо, а в некоторых трактовках – абстрактное понятие. Согласно религии йоруба, эта богиня является матерью всего. Она создала пространство, Землю, Луну (Маву) и Солнце (Лизу). В некоторых племенах поклоняются богине Нана, а в других считают, что ее не заботят дела людей, так как он занята делами более высокого порядка. В таких племенах почитают божеств, в соответствии со сферой их влияния.
В некоторых трактовках Нана – это абстрактное понятие. Согласно этому воззрению она предстает как безграничное пространство, то есть материнское лоно всех богов.
Изображают Нану как Пожилую Женщину, которая существовала до сотворения мира. Нана является матерью высших богов – Олодумаре, Олокуен и Олофи.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.