Полная версия
О становлении Арзамаса
Евгений Парадеев
О становлении Арзамаса
Предисловие
Арзамас – старинный город с богатой историей, расположенный в ста с небольшим километрах к югу от Нижнего Новгорода на правом берегу реки Теши; в прошлом – центр существовавшего вокруг города Арзамасского уезда. Здесь исторически располагалась территория расселения мордовского народа, преимущественно субэтноса мордвы – эрзян. В конце XV – первой половины XVI вв. эти земли относились к так называемой «Казанской украине», то есть окраинным землям Русского государства вблизи границ Казанского ханства. После победоносного третьего Казанского похода царя Иоанна Грозного и взятия им Казани в 1552 году началось активное освоение региона русскими. Тем не менее письменных свидетельств об истории местности вокруг Арзамаса до 1580-х гг. сохранилось крайне мало, в связи с чем нет единого мнения о времени основания города и появления уезда.
В данной работе представлены результаты моих исследований архивных документов, позволяющих уточнить дату основания Арзамаса, а также расширить круг сведений, касающихся его ранней истории.
Толчком к изучению этой темы стало увлечение генеалогией. Несколько лет назад я загорелся идеей восстановить свою родословную по отцовской линии, известной мне на тот момент лишь до моего прадеда. Узнал, что предки были из эрзян и проживали в селе Корино Шатковского района, расположенном недалеко от Арзамаса. Обычные поиски в Интернете быстро застопорились из-за недостатка информации, и я погрузился в изучение архивов. Взаимодействие с архивами проходило методом проб и ошибок, но дорогу, как известно, осилит идущий…
С азартом охотника я искал любые сведения о своих корнях в сохранившихся рукописных текстах, и для этого пришлось самому научиться читать прихотливую вязь архивных документов. В своих поисках я уходил все глубже в прошлое, пока, наконец, в одном из Арзамасских поместных актов не отыскал имя своего дальнего предка. Он также был коринским мордвином и жил на рубеже XVI–XVII вв.
Далее мой интерес к истории рода перерос в серьезный интерес к истории края. За несколько лет плотных поисков и работы в архивах я изучил большинство значимых работ по истории мордовского народа и Арзамасского уезда, поднял и перевел в электронный стандарт архивные документы, которые до сих пор не издавались. В том числе – одну из ранее не издававшихся писцовых книг по мордовским деревням Арзамасского уезда XVII века. Мой следующий исследовательский проект – реконструкция древнего пути, по которому Иоанн Грозный в 1552 году совершил свой победоносный поход на Казань, – возник из предположения о том, что на основе писцовых и межевых книг и неизменности границ во времени можно делать точную привязку существовавших в прошлом объектов на местности. В итоге удалось восстановить маршрут царского войска в границах Арзамасского уезда. Обе эти работы и другие материалы доступны для изучения на сайте www.paradeev.com.
В ходе архивных исследований я не мог не обратить внимание на относительную условность даты основания города Арзамаса. Версий встречалось несколько, но ни одна из них не была подтверждена первоисточниками. Между тем существуют архивные документы, которые, на мой взгляд, позволяют обоснованно ответить на вопрос, когда же все-таки был основан Арзамас. Представляю свою версию на суд читателя.
Евгений Парадеев
Основание Арзамаса: версии
Согласно официальной версии город Арзамас был основан в 1578 году. Эту информацию можно найти в справочных изданиях, от нее идет отсчет лет, к ней подстраиваются юбилейные мероприятия и городские праздники. Однако 1578 год был принят условно – к этому времени относятся письменные свидетельства о назначении воеводой города Ивана Матвеевича Хохлова.
Сведения об этом воеводе известны в печатных источниках уже с конца XVIII века. В 1790 году в XIV томе издания «Древняя российская вивлиофика» была опубликована одна из разрядных книг, в которой под 7086 (1577/78) годом сказано: «В Арзамасе Иван Хохлов» (ДРВ, 1790, стр. 347). Но в тех же разрядах записан и более ранний глава города – Григорий Дмитриевич Шетнев, упоминания о котором относятся к 7084 (1575/76) году (там же, стр. 314). Николай Михайлович Карамзин, сославшись на этот источник, в примечаниях к IX тому «Истории государства российского», вышедшему в 1821 году, напишет: «О Веневе, Епифани, Черни, Тетюшах, Алаторе, Арзамасе, Донкове упоминается в Розрядах 1578 года» (Карамзин, 1821, стр. 283); чуть ранее в другом месте приведено и упоминание Г. Д. Шетнева из той же разрядной книги: «В Арзамасе – Г. Шетнев» (там же, стр. 166).
Первое примечание относится к упоминанию Арзамаса в основном тексте, а второе – к упоминанию юго-восточных и западных крепостей без указания конкретных названий. То есть читатель обратит внимание на первое с большей вероятностью, чем на второе. Заметим, что в труде знаменитого историка ничего не говорится о дате основания города, здесь Арзамас просто перечислен среди прочих укрепленных поселений южной и восточной окраин Русского государства. Тем не менее если опираться строго на первое примечание, то можно сделать ошибочный вывод: наиболее ранние сведения об Арзамасе относятся к 1578 году. Любопытно, что история города Тетюши, упомянутого в примечании вместе с Арзамасом, также официально начинается с этого года. В тексте ниже я покажу, что Тетюши, как и Арзамас, появился несколькими годами раньше.
Версия о том, что Арзамас был основан в 1578 году, высказана в предисловии к собранию актов из архива князя В. И. Баюшева, подготовленном Николаем Павловичем Загоскиным (Загоскин, 1882, стр. II):
Еще во второй половине XVI века (им[енно] в 1578 г.) возникают города Арзамас и Алатырь, которые и становятся оплотом дальнейшаго развития русскаго влияния в этой местности.
Здесь автор уверенно называет год основания сразу двух городов, хотя и без указания источника информации. Но можно обратить внимание, что в представленном выше примечании к труду Н. М. Карамзина эти города упомянуты в одном перечне. Позже эту же версию об Арзамасе и Алатыре со ссылкой на Н. П. Загоскина воспроизведет и Иван Михайлович Покровский в книге «Русские епархии в XVI–XIX вв., их открытие, состав и пределы. Опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования» (см. Покровский, 1897, стр. 130).
Свою роль в дальнейшем закреплении 1578 года в «свидетельстве о рождении» Арзамаса, сыграло, вероятно, и то, что в сборнике Арзамасских поместных актов (далее – АПА) С. Б. Веселовского первые документы относятся именно к этому году. Этот сборник был издан в 1915 году и является основным источником информации о ранней истории города и уезда XVI–XVII вв. Самый ранний акт в нем датирован 5 мая 1578 года (АПА № 1), но есть и документ (АПА № 4), изданный в 7086 (1577/78) году при воеводе Григории Дмитриевиче Шетневе без указания конкретного дня и месяца, поэтому он вполне мог предшествовать АПА № 1.
Именно в АПА № 4 впервые упоминается название Арземас (Орземас) – речь там идет об «Орземасском» поместье Суморока Исупова, а в АПА № 5 от 3 июля 1579 года сказано о дороге, «что ездят в город в Орземас», и об «Орземаском» уезде. В сборнике приведены и более ранние документы – выписи из Арзамасских писцовых книг Никиты Яхонтова 7082 (1573/74) и 7083 (1574/75) годов. Тем не менее точно установить дату основания города только по материалам Арзамасских поместных актов не является возможным.
Альтернативных версий об основании Арзамаса существует несколько, но они, как правило, не подкреплены надежными документальными свидетельствами.
В своей работе «Дорожные записки на пути из Тамбовской губернии в Сибирь», опубликованной в 1839 году, Павел Иванович Мельников-Печерский, посетив город и побеседовав с арзамасцами, напишет (Мельников-Печерский, 1839, стр. 72):
Арзамас старинный город – это заметно при первом на него взгляде. В новом городе вы не встретите такого множества церквей. Местное предание говорит, что на месте Арзамаса жили два мордовские князя: на горе Арза, а под горой Маза; но когда это было, Арзамазцы не припомнят, хотя и готовы горой стать за истину этого предания, напоминающаго сказание о Мосохе и Кве.
И далее (там же):
Основание Арзамаса относят к началу XV века. При царе Иоанне Васильевиче в нем была деревянная крепость, устроенная на валу, и особенный воевода (Шетнев).
В более поздней работе «Очерки мордвы», вышедшей в свет в 1867 году, Павел Иванович приводит и другие сведения из ранней истории города (Мельников-Печерский, 1867, стр. 505):
Но как бы то ни было, во время похода Иоанна Грозного на Казань, в 1552 году, Арзамас был мордовский город, в котором сидели не татарские, но собственные мордовские князьки, управлявшие окрестною Мордвой. До половины XVI столетия Арзамас писался «Мордовским Арземасовым городищем».
При этом автор не дает никаких ссылок на первоисточники, которые позволили бы подтвердить сообщаемые им сведения. Ниже будет представлена Наказная память князю Т. И. Долгорукову, датируемая началом 1572 года, в которой действительно упомянуто Арземасово городище, но это совершенно иной период времени – конец третьей четверти XVI столетия.
В обеих работах П. И. Мельникова-Печерского упоминаются мордовские князья – очевидно, автор знал популярную легенду, согласно которой царь Иоанн Грозный во время третьего Казанского похода 1552 года посетил то место, где впоследствии появился Арзамас, встретил там мордовских братьев-старейшин Арзая и Масая, крестил их и указал строить в землях мордвы город. Эту легенду об основании города приводит Н. М. Щегольков в книге «Исторические сведения о городе Арзамасе», изданной в 1911 году. Затем в книге анализируется, могли ли в этом сказании отразиться реальные события прошлого, и указан следующий вывод (Щегольков, 1911, стр. 15):
Сводя в одно все эти повествования, мы приходим к тому заключению, что действительно царь Иван Васильевич Грозный, идя в Казань, был на том месте, где теперь стоит Арзамас, ибо согласно всех сказаний он шел по речке Акше, текущей прямо к Арзамасу с юга, а потом очутился на озере (по-мордовски, вазьяне), не доходя р. Пьяны на востоке от Арзамаса, следовательно и не мог миновать этого места.
Затем в виду того, что до сего времени имя г. Арзамаса не встречалось ни в каких письменных памятниках, а потом чрез немного лет о нем стало уже известно, как о русском городе, следует полагать, что действительно город этот или основан во время похода Иоанном Грозным или существовал и прежде, как мордовское поселение, а им превращен в русский город.
При анализе текста в первую очередь настораживает фольклорный характер информации: братья-старейшины с подходящими случаю именами, речевой оборот «согласно всех сказаний», который больше подходит для сборников народных преданий, чем для исторического исследования. Наконец, пространное умозаключение, что сведений о городе до определенного времени не было, а потом они появились и это может служить веским основанием для определения года основания Арзамаса, также не выдерживает критики.
Легенда об основании города царем Иоанном Грозным была настолько популярна в XIX веке, что вошла в исторические сведения об Арзамасе, приведенные в справочнике «Городские поселения в Российской Империи» 1863 года (см. том III, стр. 288–292). В справочник она была заимствована из работы «Заметки об Арзамасе» Александра Власьевича Терещенко, опубликованной в журнале «Москвитянин» в 1852 году. Можно видеть, что Н. М. Щегольков также использовал труд А. В. Терещенко:: в своей книге он пишет, что им «были сделаны <…> выписки из этих “Заметок”» (Щегольков, 1911, стр. 9). Да и при прочтении обоих текстов видно, что многие детали в изложении легенды совпадают. Например, утверждение, что «вазьян» по-мордовски означает «озеро» (Терещенко, 1852, стр. 67).
А. В. Терещенко, в свою очередь, канву легенды об Арзамасе позаимствовал из летописи некоего Мерлушкина, о котором он сообщает, что это был мещанин, проживавший в Арзамасе в конце XVIII века. В «Заметках» также упомянуто, что Мерлушкин при составлении текста опирался на рассказы купцов и окрестных крестьян, «но более всего на старую рукописную историю Арзамаскаго купца Шлейникова, писавшаго по сказаниям» (Терещенко, 1852, стр. 63).
Таким образом, широко распространенное мнение о том, что царь Иоанн Грозный посетил Арзамас в 1552 году во время похода, – не более чем народный миф, попавший в различные исторические труды и укрепившийся там до состояния факта. Я провел реконструкцию пути царя в границах Арзамасского уезда на основе межевых книг и прочих письменных свидетельств XVI–XVII вв. и обнаружил, что дорога, по которой двигался царь, – Царская сакма, – проходила вдали от места расположения Арзамаса. Так, пятая остановка царя на речке Акше была около деревни Исупово Арзамасского района в ее восточной части (координаты: N55.285197, E43.819569), далее войско ушло в сторону села Красный Бор (бывшее Собакино), где исторически находилась переправа через Тешу и начинался проход через Собакинский лес (Парадеев, 2019а).
Слово «вазьян», упоминаемое Н. М. Щегольковым, относится к названию населенного пункта Вазьян (село в Вадском районе Нижегородской области), который находится восточнее леса, но значительно севернее маршрута царя. На эрзянском языке слово «озеро» звучит совсем иначе – «эрьке». По-видимому, ассоциация с озером возникла у А. В. Терещенко из-за неверного толкования одной из легенд об урочище Веденев куст, которое якобы находилось рядом с селом Вазьян и на месте которого был в стародавние времена водоем, где остановился царь. Об этом сказании писал И. А. Милотворский в 1912 году, анализируя путь Иоанна Грозного (см. Милотворский, 1912). Но проблема в самой легенде; правда в ней состоит лишь в том, что Веденов куст (от эрз. «ведень» – водный) находился возле дороги в сторону Казани, но в 15 километрах к юго-востоку от села Вазьян (см. Парадеев, 2019а, стр. 38). Я подробно разобрал этот пример, чтобы было понятно, с каким материалом работали А. В. Терещенко и Н. М. Щегольков и насколько можно доверять выводам, сделанным на его основе.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.