Полная версия
Иран. Самый полный путеводитель
Перечислим еще некототорые праздники / траурные даты, являющиеся официальными выходными в Иране.
1 апреля (12 фарвардина) – День образования Исламской Республики Иран.
4 июня (14 хордада) – день смерти Аятоллы Хомейни.
5 июня (15 хордада) – годовщина восстания, последовавшего за арестом Аятоллы Хомейни.
11 февраля (22 бахмана) – день победы Исламской революции.
20 марта (29 эсфанда) – день национализации нефтяной промышленности.
Траурные дни
21 рамазана – убийство имама Али;
28 сафара – смерть пророка Мухаммада и мученическая гибель имама Хасана;
29 сафара – мученическая гибель имама Резы;
3 джумада-аль-тания – смерть святой Фатимы
Религиозные праздники
23 рамазана – ночь ниспослания священного Корана;
17 раби-аль-авваля – день рождения пророка Мухаммада и имама Джафара Садыка;
13 раджаба – день рождения имама Али;
27 раджаба (Мабас) – объявление пророка Мухаммада посланником Аллаха;
15 шабана – день рождения имама Махди и день свадьбы имама Али и святой Фатимы;
18 зу-аль-хаджа (эйде-гадир) – пророк Мухаммад объявляет имама Али своим преемником
Иран и Россия
Когда речь заходит об истории отношения Ирана с Россией, наши соотечественники припоминаю писателя и дипламата Александра Грибоедова, погибшего во время захвата русского посольства в Тегеране разъяренной толпой черни. Иранцы тоже вспоминают не лучшие моменты: захват русскими Тебриза, историю первой советской республики на севере Ирана во главе с Кучек-ханом (разрыв с большевиками, оставившими его в самый неподходящий момент, в итоге стоил Кучек-хану головы) и др.
История взаимоотношений Ирана и России
В настоящее время российское посольство в Тегеране обладаем самой большой территорией и самым маштабным комплексом зданий из всех иностранных представительств.
Персия (Иран) издавна являлась для России торгово-экономическим партнером на Востоке. Регулярные дипломатические отношения России и Ирана были налажены при Аббасе I, в 1592 г. (в России в это время правили Рюриковичи). Обе страны в основном думали о взаимной торговле, но были и попытки устаовления военно-политического альянса. Например, Россия стремилась заключить союз, направленный против Турции (XVI-XVII вв.). И даже Персидский поход Петра I (1722) формально совершался с целью помочь правящей династии в Иране справиться с внутренними мятежами.
Однако в начале XIX в. обострился «восточный вопрос», связанный с борьбой за сферы влияния и рынки сбыта европейских держав. Увы, это вызвало значительное ухудшение российско-иранских отношений (причем тут не последнюю роль сыграла политика Великобритании и Франции). Что в итоге? Две русско-иранские войны 1804-1813 и 1826-1828 гг. – страница истории, достойная сожаления.
Далее последовал краткий период союзнических отношений двух государств: Иран своими двумя походами на Герат (1838, 1856) отвлекал внимание Великобритании от продвижения в Среднюю Азию, помогая России.
Октябрьская революция 1917 г. сыграла на руку Ирану. Согласно советско-иранскому равноправному договору 1921 г. Советская Россия отказывалась от всей собственности, принадлежавшей в Иране царской России. Соглашение также предусматривало общее равноправное использование вод Каспия для двух государств. Однако 6-я статья договора говорила о возможности ввода Красной армии в Иран для недопущения использования Ирана прочими государствами как военной базы для выступления против России.
В дальнейшем экономическое сотрудничество Ирана и СССР продолжало развиваться. СССР оказал Ирану немалую помощь в проведении индустриализации, а также в период кризиса 1929-1933 гг., когда торговые отношения Ирана и России развивались на бартерной основе. Западные державы опасались распространения советского влияния на Востоке и всячески препятствовали развитию этих отношений.
В конце 1930-х гг. заметно усилились позиции Германии в Иране. В период Второй мировой войны Гитлер планировал использовать территорию Ирана в качестве базы для экспансии против СССР и английских владений на Ближнем Востоке и в Индии. Союзники не могли допустить включения Ирана в войну. В результате туда в сентябре 1941 г. были введены английские и советские войска. На основе договоренности между Ираном, Англией и СССР Иран предоставлял свою территорию для транзитных перевозок стран антигитлеровской коалиции.
Прозападный курс Ирана особенно четко определился после присоединения страны к Багдадскому пакту в 1955 г., куда вошли также Ирак, Великобритания, Турция и Пакистан, и в 1959 г. – США (после военного соглашения с Ираном, оно давало возможность использования американских вооруженных сил на территории Ирана). Однако экономическое сотрудничество с СССР продолжало довольно успешно развиваться. Взять хотя бы помощь Советского Союза Ирану в строительстве металлургического и машиностроительного заводов, прокладке газопровода в 1966 г.
После Исламской революции 1979 г. и провозглашения Ирана Исламской Республикой отношения Ирана и Советского Союза официально не прерывались. Аятолла Хомейни относился к СССР достаточно прагматично, и обе стороны старались избегать обострений в отношениях и разногласий.
Можно вспомнить знаменитое письмо Аятоллы Хомейни М.С. Горбачеву, написанное в 1986 г. Сам по себе факт обращения верховного лидера Ирана к главе СССР говорил о желании руководителя страны наладить взаимоотношения. К тому же в середине 1980-х гг., когда обозначились потребности Ирана в современном вооружении (импорт из США был приостановлен), началось сотрудничество с СССР именно в этой области.
Перестройка и распад СССР обозначили очередной рубеж в отношениях с Ираном. С 1990-х гг. начался новый этап контактов и партнерства, включающих участие нашей страны в столь важных иранских проектах, как строительство атомной электростанции в Бушере.
Экономические связи
1990-е гг. можно, без сомнения, считать новым этапом в истории российско-иранского сотрудничества. Оно касалось прежде всего атомной энергетики (с помощью российской стороны успешно завершилось начатое в 1998 г. строительство Бушерской АЭС). В 1999 г. была достигнута договоренность относительно организации в Иране лицензированного производства самолетов. Возобновлены и поставки российского вооружения в Иран. Для Ирана, находящегося под давлением международных санкций, это особенно важно.
Успешно развиваются торговые отношения: в 1990-е гг. товарооборот достигал 500-600 млн. долларов в год, а в 2000 г. только экспорт из России в Иран составил 7000 млн. долларов. Но обе страны считают, что товарооборот можно значительно увеличить.
Для Ирана и Росси сейчас особенно остро стоит вопрос привлечения иностранных инвестиций в проекты, связанные с нефтехимической промышленностью. Нефть – важнейшая часть экономике обеих стран, и сотрудничество в этой области открывает много перспектив. Не стоит забывать, что именно российский «Газпром» стал первой компанией, отказавшейся от использования антииранских санкций в этой области (совместно с «Тотал» (Франция) и «Петронас» (Малайзия)), начав работу на месторождении «Южный Парс». Уже потом стали «подтягиваться» другие страны… В настоящее время «Газпром» планирует участие и в других проектах.
Начиная с 1990-х гг. все сильнее активизируется и диверсифицируется сотрудничество между регионами России и Ирана. Это и торгово-промышленные выставки, и обмен делегациями, и заключение соглашений и контрактов, и проведение совместных конференций и семинаров. В 1999 г. были подписаны Меморандум и Соглашение о сотрудничестве между Исфаханом и Санкт-Петербургом. Особенно активную заинтересованность в сотрудничестве с регионами России проявляют прикаспийские провинции Ирана. Так, в Гиляне была проведена выставка Астраханской области. Астрахань активно сотрудничает и с Мазендераном. Достигнут ряд договоренностей о сотрудничестве между Кировской областью и Восточным Азербайджаном. Установлены деловые контакты между Хорасаном и Свердловской областью, Республикой Коми и останами Гилян и Мазендаран. Особую роль в развитии экономических связей играет российский Татарстан, культурно близкий мусульманскому Ирану. Располагаясь на Волжском пути, Татарстан заинтересован в активизации этого маршрута. Казань всегда играла значительную роль в развитии экономических связей с Ираном, и в настоящее время имеет все возможности стать регионом, использующим их по максимуму. Важной вехой стал образовательно-экономический форум «Иран и Северный Кавказ: история и перспективы сотрудничества», прошедший во Владикавказе в 2017 г.
Возможно, экономические отношения России с южным соседом не столь интенсивны, сколь хотелось бы, но все впереди, ведь возможности для сотрудничества велики.
Культурные связи
И Россия, и Иран издавна гордятся своей культурой и историей. Неудивительно, что культурные связи между двумя странами особенно плодотворны.
В последние годы проведен ряд совместных научных и научно-практических конференций, олимпиад, посвященных персидскому языку в России и русскому языку в Иране. Издаются совместные сборники научных работ, на русском языке долгое время выходили такие журналы, как «Иран сегодня» и «Иранославика», а в Иране на русском языке издается журнал «Аму-Дарья». Министерство образования России на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российские вузы. Многие иранцы едут учиться в Россию за свой счет (особенно популярна медицина, в частности – стоматология).
Московская консерватория регулярно проводит концерты иранской классической музыки. Россия и Иран раз в несколько лет устраивают (по обмену) Недели культуры друг друга, включающие крупные выставки, кинопоказы, театральные представления и концерты. Москва является городом-побратимом Тегерана, а Санкт-Петербург – побратимом Исфахана. В последнее время обе наши страны обращают особое внимание на развитие культурных связей и туризма. Иран даже обещает в перспективе введение безвизового режима для российских граждан.
Фарси (персидский язык) преподают крупнейшие вузы России, а русский язык признан столь же важным в Иране. В России вне вузовской программы фарси можно изучать в крупных городах (в частности, в Москве с 2015 г. работает Центр персидского языка при Культурном представительстве Ирана, а до того велось его регулярное преподавание для всех желающих на вечерних курсах Института востоковедения РАН). Санкт-Петербургский государственный университет разработал платформу для изучения фарси онлайн, дистанционно.
Русские туристы и иранское гостеприимство
Первым русским, который побывал в Иране (1468-1474) и о котором повествуют письменные источники, стал Афанасий Никитин. Через Дербент и Баку он попал в Персию и пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива. Весну 1468 г. русский купец встретил в Мазендеране, а затем отправился дальше на юг, минуя Рей (недалеко от современного Тегерана), Кашан, Йезд, Керман, Тарун и Бендер. На обратном пути из Индии до Черного моря Афанасий Никитин также добирался через Иран и Турцию. О своем путешествии в Персию в «Хождении за три моря» он, правда, написал достаточно скупо – страна тогда была разорена войной.
В наше время чудеса ждут туристов на каждом шагу. Российских особенно, поскольку иранцы относятся к жителям Росси очень доброжелательно. Сказывается и природное гостеприимство персов, и то, что русский турист – птица редкая, а значит, поговорить с ним особенно интересно. И подвезут иранцы, и угостят, и какую-нибудь достопримечательность в неурочный час бесплатно покажут… Прохожие будут постоянно пытаться заговорить – на ломаном, а то и очень хорошем английском языке. При этом с вами будут подчеркнуты вежливы. Никто не станет приставать с целью что-нибудь продать (исключение составляют лишь зазывалы ковровых магазинов на площади Имама в Исфахане) или куда-нибудь отвезти за деньги (могут предложить это сделать совершенно бескорыстно, оплатой в этом случае послужит ваше общение), никто не будет вас пытаться обмануть в цене (исключение составляют лишь некоторые таксисты).
Не упустите случай заглянуть к иранцу в дом на чай. Многим интересно не только пообщаться с вами, но и познакомить с иностранцем семью (к тому же иранцы придают большое значение личным связям – кто знает, вдруг в будущем пригодится знакомство с иностранным гостем). Вас накормят фруктами и фисташками, расспросят обо всем на свете, особенно о том, что вы думаете об Иране и иранцах, а под конец могут еще и небольшой подарок на память преподнести.
Постарайтесь и вы в долгу не остаться: за свои услуги персы деньги брать отказываются. Но вот презентам в виде матрешек, русского шоколада или других сувениров здесь будут рады.
Правила поведения: «да» и «нет» для туриста
Россия – страна светская, и потому в Исламской Республике Иран нашим туристам порой бывает сложно: культурные запреты, само собой разумеющиеся для хозяев, ставят гостей в тупик. К странным для нас исламским законам присоединяются и жесткие требования персидского этикета. В Персии хитросплетениям общественных отношений придается огромное значение. По незнанию вы рискуете оскорбить радушных хозяев – конечно, иностранцам все готовы простить, но осадок останется… Постарайтесь поддержать репутацию жителей России как людей культурных и образованных: правила поведения несложны, но персов ваша деликатность приятно удивит.
Начнем с наиболее жестких запретов, прописанных в законодательстве страны.
Дресс-код
И иранцы, и иностранцы (с того момента, как сойдут на иранскую землю с борта самолета) обязаны соблюдать мусульманскую форму одежды (хиджаб). Основные ограничения касаются женщин: как бы ни было жарко, они обязаны носить длинные брюки (юбку до пят), необлегающее одеяние – куртку / пончо длиной как минимум до колен – и платок, закрывающий шею и волосы. Вопреки расхожему мнению, лицо в Иране скрывать не принято. Одежда должна быть свободной и желательно неброской. Хотя макияж теоретически считается «неисламской» вольностью, на деле иранки активно пользуются пудрой, тушью и помадой, так что никто не запрещает вам сделать то же самое. Мужчинам легче, чем женщинам, но и им, например, нельзя носить шорты, разрешены только длинные брюки. Рубашки и майки с коротким рукавом распространены среди городской молодежи.
Появление на улице без хиджаба очень быстро закончится беседой с полицией. Помните, что намеренный отказ соблюдать хиджаб с точки зрения законодательства Исламской Республики Иран является преступлением и карается штрафом, а то и тюремным заключением (туристку в этом случае попросту досрочно вышлют на родину). Впрочем, некоторая небрежность или ненамеренная забывчивость ничем вам не грозит. В крупных городах можно позволить себе определенные вольности в одежде, но вот в провинции лучше носить что-то подлиннее и потемнее (иначе на вас будут глазеть все вокруг). Если замечания иранок на улице по поводу упавшего на плечи платка или расстегнутой куртки начнут вас раздражать, помните: они вовсе не жаждут обратить вас в мусульманство, просто опасаются, что у вас возникнут проблемы с полицией, и хотят вам помочь.
По понятным причинам обзавестись хиджабом в Росси непросто. Лучше всего соорудить что-то на скорую руку, а по прибытии в Иран сразу же забежать в магазин, где ту самую длинную курточку (называемую «манто») и красивый платок («русари») можно приобрести весьма дешево. Шьется подобная одежда из легких, пропускающих воздух материалов, так что даже летом вы в таком манто не перегреетесь.
В мечети и мавзолеи святых женщин без чадры не пускают (кое-где туристкам ее выдают у входа напрокат). Иранская чадра – длинная полукруглая простыня, которую надо накинуть на голову и придерживать изнутри руками. Одеяние крайне неудобное, но, к счастью, больше оно вам нигде не понадобится.
Половая сегрегация
В Иране особое внимание уделяется «разделению» женщин и мужчин. Школы для мальчиков и девочек раздельные, во многие аэропорты и госучреждения женщины и мужчины входя через разные двери. В автобусах мужчины сидят в передней части, женщины – в задней. Два вагона метро отведены исключительно для женщин, не желающих ездить вместе с мужчинами (но им открыт вход и в мужскую часть). Для туристов все это скорее местная экзотика и проблем не создает. Разве что не рекомендуется проводить в Иране свой медовый месяц: всякого рода поцелуи и объятия на публике вне закона. За гомосексуализм в законодательстве прописана смертная казнь (хотя на практике необходимы четыре свидетеля, хм, преступления, так что по факту этот закон не применяется).
Семейным статусом иностранной пары интересоваться не станут и в один номер поселят: достаточно вашего устного заверения в том, что вы – муж и жена. А вот нерасписанным иранцам о таком не стоит и мечтать. Кроме того, мужчинам и женщинам в общественных местах запрещается…танцевать. И уж тем более совместно. Именно по этой причине всякое подобие дискотек и ночных клубов в Иране – вне закона. Приглашение на такие «закрытые вечеринки» лучше не принимать: стать жертвой ночного полицейского рейда – это совсем невесело.
Алкоголь
В Иране царит абсолютный сухой закон. Отношение к алкоголю в обществе двоякое: с одой стороны, кто хочет – тот всегда и все достанет, с другой – наказания за контрабанду и хранение грозят суровые. На время поездки лучше стать трезвенником: зачем вам проблемы с полицией? Даже если выпить предлагают сами иранцы, десять раз подумайте, прежде чем соглашаться.
Хранение и распространение наркотиков в Иране карается смертью – и это тот редкий случай, когда статус иностранца вас не защитит.
Фото- и видеосъемка
Официально запрещено снимать всякого рода военные и полицейские объекты. К сожалению, они далеко не всегда обозначены какими-либо надписями и знаками – увлекшись, можно попасть в весьма неприятную ситуацию. Если к вам с вопросами подойдут люди в форме, извинитесь, продемонстрируйте кадры на фотоаппарате, и, если потребуется, сотрите. Даже если дело дойдет до задержания, не надо паниковать. Ведите себя вежливо и сдержанно. Как правило, все решается мирным путем (главное, чтобы нашелся переводчик) и заканчивается извинениями стражей порядка.
Определенные ограничения на фотосъемку присутствуют в мечетях и медресе. В Иране не принято нарушать покой верующих, которым, возможно, совершенно не хочется красоваться на чьей-либо фотографии. Заранее узнайте, разрешена ли фотосъемка в пределах того или иного религиозного памятника.
В Иране также настоятельно не рекомендуется снимать разного рода митинги и демонстрации. Если вас примут за иностранного корреспондента, работающего над репортажем, ждите серьезных проблем.
Теперь поговорим о правилах неписаных: за их нарушение вас не арестуют, но тем не менее стоит уделить им внимание.
Приветствие
Иранцы при встрече расцеловываются и обмениваются рукопожатиями – но только с лицами своего пола. Именно поэтому не стоит протягивать руку лицу противоположного пола, если вы точно не знаете, как он / она на это отреагирует: религиозному мусульманину не пристало прикасаться к женщине (а мусульманке – к мужчине), с которой его не связывают родственные отношения. Однако иранцы страшно боятся кого-либо обидеть – и желание вести себя вежливо в таком случае вступает в противоречие с религиозными убеждениями. Вы рискуете поставить человека в крайне неловкое положение, да еще и на глазах у других.
Та'руф (иранский этикет)
Особая система иранского этикета предписывает относиться к людям с предупредительностью, граничащей с абсурдом. Разумеется, сами иранцы знают, как и на что реагировать, а вот иностранцу далеко не все следует воспринимать буквально. Помните, что в определенных случаях предложения ваших собеседников – это не более чем ритуальная вежливость, и вам следует не менее вежливо от них отказаться:
если незнакомец собирается поесть / попить чаю и предлагает вам разделить трапезу, хотя он явно на это не рассчитывал;
если таксист / продавец в магазине отказывается принять плату под видом того, что он и так счастлив от общения с вашей персоной;
если вас приглашают в гости, предлагают остаться на ночь, куда-либо подвезти и т.д., а вы видите, что приглашающему это неудобно по времени, из-за нехватки денег и др.;
если за вас настойчиво предлагают заплатить в магазине / ресторане;
если в ответ на ваше восхищение украшением, предметом обстановки и т.д. хозяин вручает вам его со словами «это подарок».
Всех вариантов та'руфа не перечислить, поэтому совет один: будьте не менее предупредительны, чем иранцы. Хороший способ – отказываться от каждого щедрого предложения не менее трех раз (ведь предлагающий будет настойчив). Если он повторит его в четвертый раз, значит говорит искренне, и его на деле не затруднит сделать для вас то или другое.
Именно из-за та'руфа не стоит верить всему, что вам говорят. Этикет требует от иранцев наобещать вам золотые горы, но суровая правда жизни, увы, нередко не позволяет эти обещания выполнить. Не ждите от персов больше того, что они в состоянии дать вам в реальности. Тогда вам не придется по возвращении жаловаться на «хитрых азиатов, которые никогда не держат слова». Помните также, что та'руф запрещает напрямую отвечать «нет» на чужие просьбы. Иранцы умеют отличать настоящее «да» от ненастоящего, а вот иностранцу приходится нелегко. Но все решаемо, если проявить чуткость и думать о других больше, чем о себе.
В заключение два случая из жизни, напоминающие о ловушках та'руфа.
Один канадец как-то решил купить шляпу в иранской лавочке. Выбрал, подошел к прилавку, протянул деньги. Торговец радостно ответил: «Габель надаре!» (буквально «Я не достоин вашего подарка»). Канадец предложил деньги еще раз, но хозяин магазина вновь отказался. Радостный канадец вышел на улицу в новой шляпе, полученной даром. А хозяин магазина… бросился звонить в полицию, чтобы сообщить о краже. Ведь он ждал предложения денег в третий раз, чтобы тогда уже согласиться их принять…
Корейский студент поселился в иранском общежитии, на первом этаже которого жил смотритель. Как-то студент вернулся в общежитие в обеденное время, когда смотритель как раз собирался пообедать прямо в своей комнатушке. Как того требует этикет, он попросил проходящего мимо студента разделить с ним трапезу. Кореец, польщенный таким вниманием пожилого человека к своей персоне, немедленно согласился и с радостью отобедал. Смотритель, оставшийся без обеда, был крайне разочарован и к студентам больше та'руф не применял…
Вежливость
Без нее в Иране никуда. Таксист будет извиняться за то, что сидит к вам спиной, уборщик – за то, что вынужден вас попросить стать в стороне, пока он моет пол. Перед каждой дверью образуется коротенькая очередь: иранцы решают, кому пройти первым, и все стремятся уступить дорогу. Любой разговор начинается с расспросов: «Как твое здоровье? А как твой муж / жена? А как родители? А братья и сестры? А дети?», после чего ответив на все и не забыв поблагодарить собеседника за внимательность к благополучию всей семьи, уже вторая сторона задает все те же самые вопросы… Постарайтесь также проявлять максимум внимания к иранским знакомым и расспрашивать их о родных – они это оценят. Если вас пригласят в дом, обязательно снимите обувь – еще за порогом квартиры. Поблагодарите хозяйку за угощение, даже если оно состояло лишь из стакана чая с фисташками. Женщине, приглашенной в традиционную или явно религиозную семью, лучше не снимать платка даже в квартире, хотя в семьях, где принят более западный образ жизни, девушки дома зачастую щеголяют в мини-юбках.
Женщины в Иране
Первое, что приходит в голову при слове «иранская женщина» – некое забитое существо в чадре, склонившееся над кухонной плитой. О, как далека эта картина от реальности! Иранские мужчины шутят, что им давно пора заявить в ООН о защите собственных прав. Конечно, для иранок действуют неприятные законодательные ограничения (например, обязанность носить хиджаб). Но в сравнении с другими странами мусульманского Ближнего Востока они пользуются прямо-таки европейскими свободами.
Иранки учатся в университетах, работают, занимают высокие должности наравне с мужчинами. Они голосуют на выборах и принимают участие в политической жизни страны. В Иране много художниц, архитекторов, скульпторов и деятелей искусства, принадлежащих к слабому полу. Иран, конечно, пока не видел женщин-президентов, но в правительстве работают женщины-министры. Жительницы городов (традиционно менее консервативные) занимаются спортом, порой и экстремальным: от парашютизма и паркура до автогонок. Если у предыдущих поколений было принято, чтобы женщина брала на себя роль домохозяйки и растила детей, если средства мужа позволяют ей не работать, современные иранки с этим категорически не согласны.