bannerbanner
Ратная палата. Исторический очерк
Ратная палата. Исторический очерк

Полная версия

Ратная палата. Исторический очерк

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Ратная палата

Исторический очерк


Людмила Лапина

© Людмила Лапина, 2020


ISBN 978-5-0051-3891-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

РАТНАЯ ПАЛАТА – МУЗЕЙ-ПАМЯТНИК ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Исторический очерк

В августе 2014 года, к столетию начала Первой мировой войны (1914—1918) в Царском Селе под Санкт-Петербургом открылся музей, целиком посвященный ее началу, развитию и завершению [4]. Идея создания музея, посвященного ратной славе России, возникла в преддверии празднования трехсотлетия правления в нашей стране династии Романовых (1613—1917) [5], [6], с.1. Царское Село – одна из любимейших резиденций этого рода, фактически – летняя столица Российской империи. Летом 1911 года здесь состоялась выставка, повествующая о двухсотлетней истории резиденции российских императоров. Интересную выставку охотно посещали горожане, царскоселы, и петербуржцы, любители отечественной истории.


Царское Село. Ратная палата


Была среди них и москвичка Елена Андреевна Третьякова (1846-?), урожденная Матвеева, к тому времени уже вдова известного коллекционера, мецената Сергея Михайловича Третьякова (1834—1892). Его старший брат Павел Михайлович (1832—1898) так же известен как собиратель живописи и покровитель искусств [6], с.1.

Елена Андреевна, побывав на популярной выставке в Царском Селе, сделала щедрое подношение из семейной коллекции императору Николаю II [5] – предметы, посвященные войнам, которые когда-либо вела наша страна. Первоначально дары Третьяковой: иконы, картины, акварели, гравюры, литографии, лубки, карты боевых действий, а также оружие, фарфор, исторические документы, особо ценные литературные произведения передали в императорскую библиотеку и в Царскосельское дворцовое управление [6], с.1. Летом 1912 года император созвал особое совещание, определившее дальнейшую судьбу дара Третьяковой. Решили создать музей истории русских войн в специально построенном здании. Триста тысяч рублей на строительство и содержание Палаты-Хранилища для собрания «Войны России» пожертвовала Елена Андреевна Третьякова. По ее замыслу, новое выставочное здание надо было строить по образцам новгородского зодчества времен боярской республики Господин Государь Великий Новгород (1136—1478) [3], с.48, с.597. Ведь тогда земля, где стоит Царское Село, входила в Водскую (Вотскую) пятину новгородского государства.

Император поддержал предложение Третьяковой и выразил надежду, что новая постройка составит гармоничный ансамбль со зданиями, расположенными неподалеку: Федоровским Государевым собором, фасады которого исполнены в традициях древнерусской архитектуры: новгородской, псковской, ярославской, московской.


Царское Село. Федоровский собор


На тот момент продолжалась отделка внутреннего пространства этого собора, ассоциирующегося с интерьером собора в Пскове, и с лучшими образцами готических храмов, созданных в период Высокого Средневековья в Западной Европе. Архитектор Федоровского собора – В.А.Покровский. Он же спроектировал здание Офицерского собрания Собственного Его Императорского Величества Конвоя, Императорский павильон железной дороги, построенный в начале ХХ века [6], с.2. Вспомним, что железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село – первая в России.

Гражданский инженер С.Ю.Сидорчук спроектировал здание нового музея, учитывая пожелания заказчиков – Николая II и Е.А.Третьяковой [6], с.2.

В сентябре 1912 года учрежден Строительный совет, состоявший из председателя – управляющего Кабинетом Его Императорского Величества генерал-майора Е.Н.Волкова, его заместителя – заведующего Канцелярией императрицы Александры Федоровны и ее личного секретаря графа Я.Н.Ростовцева, а так же начальника Царскосельского дворцового управления князя М.С.Путятина, его помощника – полковника С.Н.Вильчковского, архитектора Высочайшего двора А.И. фон Гогена, директора института Гражданских инженеров архитектора В.А.Косякова, архитекторов-художников В.Н.Максимова и Е.С.Павлова, инженера путей сообщения К.Л.Пентковского и других.

Прототипы Ратной палаты нашлись в Новгороде и в Пскове. Это сооружения середины ХV века: Грановитая палата, круглые башни – Митрополичья и Федоровская, восьмигранная Часозвоня [6].с.3. Архитектура Пскова ХIV – ХV веков продиктовала разные по величине объемы частей тела здания, многоскатные кровли. Вход в здание по крупному крыльцу на массивных столбах восходит к зданиям ХVII века в Пскове. Это Поганкины палаты, Приказная палата, Солодежня.

Ратная палата в Царском Селе поражает суровой красотой и двумя цветами здания: белые стены, зеленая кровля. По размерам постройки, декоративности некоторых ее частей (детинец, окна, бойницы) видно, что перед нами умелая стилизация под произведения русского зодчества, выполненная в модном тогда неорусском стиле [6], с.4.

Пример подобной удачной стилизации находится неподалеку от Ратной палаты.


Белая башня


Это Белая башня (арх. А. Менелас) построенная в 1818 году в расположенном рядом с Ратной палатой в Александровском парке. Башня возведена в традициях Высокого Средневековья в пору увлечения просвещенного европейского общества неоготикой. Она похожа на донжон замка – жилище рыцарей Западной Европы [4], с.488—489. Вспомним, что и детинец и донжон – центры русских крепостей и западноевропейских замков.

Государь Николай Александрович (1868—1918) сам определил дату и место закладки нового музея: 3 мая 1913 года. Памятные закладную доску, лопатку, молоток, шайку изготовили на московской фабрике церковной утвари «П.И.Оловянишникова сыновья» [6].с.5. Строительство Ратной палаты началось летом 1913 года, руководил им сам архитектор С.Ю.Сидорчук. Студент института гражданских инженеров В. Ходов исполнил в 1913—1917 годах почти все подготовительные чертежи Ратной палаты [6], с.6.

В конце того же года внутри здания начались «Лепные и скульптурные работы», в начале следующего года уже составляли предварительные сметы на изготовление дверей, окон, решеток и внутреннюю отделку помещений будущего музея [6], с.6.

Князь М. С. Путятин, начальник Царскосельского дворцового Управления в январе 1914 года обратился к художнику В.М.Васнецову, приглашая его участвовать в художественном оформлении Ратной палаты в древнерусском стиле. Василий Михайлович консультировал отделку Федоровского Государева собора и городка при нем [6], с.6—7. Эти постройки сохранились до сих пор.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу