Полная версия
Красное индийское солнце
Ни мои родители, ни подруги не знали о моих планах уехать в Индию к виртуальному знакомому. Я не знала, как об этом сказать. Мне было неловко.
Познакомились мы с Тенардье в октябре 2015 года, а в начале мая 2016-го я подала документы на визу в индийском визовом центре в Москве и через три дня получила туристическую визу. Мой будущий жених купил мне авиабилет на конец мая, и мы планировали свадьбу и свадебное путешествие в Шимлу на начало июня.
Я постоянно чувствовала, что меня обманывают. Причем я чувствовала сердцем, что этот обман настолько большой, настолько опасный для моей жизни, что с момента получения визы не находила себе покоя. Совершенно очевидно, что передо мной был брачный аферист, который потратил много времени, чтобы влюбить в себя.
Он ломал судьбы невинных женщин и девочек и не считал себя виновным, потому что не считал женщин за людей, их судьбы для него не были судьбами людей. Он не задумывался о том, что станет с их утраченными, опустевшими душами, с их обманутыми сердцами, что станет с их матерями и отцами, которые лелеяли своих детей, как нежные цветы, защищая от малейшего холода.
За две недели до моего отъезда в Индию Тенардье сообщил мне следующее:
– Сегодня мы с моим другом были в Хисаре. Я увидел красивую девушку и влюбился и тут же пошел к ее отцу вместе с моим другом и попросил ее руки. Мы почти два часа разговаривали с ее отцом, и мне уже дали согласие. Но мой друг взял и сказал ее отцу: «Спасибо, но у него уже есть невеста. Она прилетает скоро из Москвы на свадьбу». Отец девушки был шокирован, а я убежал.
В итоге в тот же вечер я с облегчением сказала молодому человеку, что никуда не поеду, а ему желаю жениться на той, кого он выбрал:
– Ну хорошо. Я желаю вам пожениться и жить сто лет вместе. До свидания.
– Нет, не бросай меня! Пожалуйста! Прости меня, пожалуйста, приезжай. Я не смогу без тебя. Я больше никогда не встречу такую девушку, как ты, – говорил мне по телефону Тенардье.
И я согласилась приехать в Индию.
– Что ты делал всю неделю, пока мы не общались?
– Сидел в своей комнате один и все время плакал, – дрожащим голосом ответил он.
Когда мы помирились, молодой человек все время спрашивал меня:
– А что ты мне привезешь из Москвы?
– А что привезти?
– Привези подарки всей моей семье, мне водку, и у меня есть маленькая племянница, ей платье купи.
– Водку?
– Да.
– Какие подарки твоей семье купить?
– Маме украшения, папе кожаное портмоне или дорогие часы.
У нас в стране так мужчина бы не сказал, это считается неприличным, к тому же просить привезти спиртное. Но я списала все на особенности индийского менталитета и поэтому решила купить подарки, которые он просил.
Помню, как перед отъездом ходила по магазинам в центре Москвы и покупала подарки его семье, которые он заказал. Каждому выбрала что-то красивое: племяннице заказала итальянское платье, отцу – часы, матери – браслеты и т. д.
Мой будущий муж не давал мне покоя и названивал каждые пять минут. Сначала я вежливо отвечала, что занята, потом сбрасывала звонки, а затем отключила телефон.
Я миллион раз повторила ему:
– Давай отменим все. Пожалуйста, объясни родителям, что я приболела и пропустила рейс.
– Да я уверен во всем. Не бойся ничего. Приезжай. Если ты не приедешь, мой отец покончит с собой. Он так сказал. И учти, его смерть будет на твоей совести. Просто поверь мне и не бойся!!! Ты можешь мне поверить?
– Я поверю тебе. Но если ты меня обманешь, тебе будет стыдно.
И вот настал день, указанный в авиабилете авиакомпании «Аэрофлот». Я сидела в московском аэропорту Шереметьево и ждала приглашения на посадку в самолет. Тенардье без конца звонил мне, при этом требовал показать мне по камере аэропорт. Но так как я сидела в переполненном зале, я не стала этого делать, а только сфотографировала себя на фоне указателей и магазинов аэропорта. В общем, он не поверил мне, что я действительно в аэропорту, и решил, что я его обманываю.
* * *Из самолета я не видела, где проходит граница между обычным миром и Индией.
Индия, волшебная Индия подарила мне массу незабываемых приятных впечатлений, много доброго и хорошего внимания, много интересных встреч, и в самые опасные моменты жизни откуда ни возьмись ко мне на помощь приходили хорошие люди, и возникали абсолютно странные спасительные обстоятельства.
Человек, который пригласил меня в свою страну, принес мне много бед и страданий, пока я жила там. Он один на всю страну заставил меня пролить реки слез. Остальная часть населения Индии принесла только добро и счастье. Поэтому в моей памяти эта волшебная страна осталась светлой и чистой.
Может быть, я уже никогда не смогу вновь побывать в Индии, но это не столь важно, потому что Индия осталась жить в моем сердце как нечто живое, разумное и волшебное. Как невидимая подруга, которая спасла меня от злого демона, заслонила своей грудью, провела через мрак к свету.
Когда-то, будучи маленькой девочкой, я посмотрела сказку «Волшебная лампа Аладдина» вместе с родителями, после чего они стали называть меня принцессой.
В Индии я чувствовала себя принцессой из сказки, когда моя неграмотная свекровь учила меня доить корову, стряпать лепешки роти и заставляла надевать на голову дупатту.
* * *Все семь часов, пока я летела к нему в самолете, он сидел дома у себя в деревне и проверял мой мессенджер в надежде увидеть меня онлайн. Что явилось бы доказательством того, что я никуда не улетела из Москвы. Он решил никуда не ехать.
В самолете со мной сидела супружеская пара из Индии. Мое сиденье находилось у окна, я смотрела в иллюминатор и представляла, что, может быть, он ждет меня уже в аэропорту с букетом цветов.
Тем временем мой будущий жених сидел у себя в деревне и даже не собирался никуда ехать, уставившись в мессенджер «Фейсбука», поджидая меня с разоблачением. Он хотел убедиться в том, что я осталась в Москве. И он бы сказал: «Ну вот, я же говорил, она до сих пор в Москве».
Родители говорили ему: «Поезжай в аэропорт, встреть ее – а вдруг она летит в Индию?» Отец сердился, он вообще-то планировал выехать за десять часов до моего прилета, но мой жених сказал, что не нужно – не страшно приехать с опозданием. Он отчего-то решил, что я обманщица и наверняка не поеду к нему после стольких его подлостей, фокусом со второй невестой и новыми онлайн-подружками.
В какой-то момент самолет начало качать из стороны в сторону, и вдруг мы начали падать! О господи, я ничего не сказала родным, я даже не попрощалась ни с кем из них. Мне было очень страшно и одиноко, я даже не могла ни с кем поговорить, мы просто все молились и кричали. Я пережила такой страх, что просто не могла успокоиться от волнения. Но вскоре все нормализовалось, и авиапассажиры успокоились, в том числе и я.
Что больше всего запомнилось, когда мы приземлились в Дели – стюардесса сообщила, что в Дели погода хорошая. Всего-то +30 °C.
Итак, Индия встретила хорошей погодой. На улице было плюс тридцать градусов тепла, по вайшнавскому календарю шел месяц Тривикрама. Кругом ходили люди в чалмах, пестрых сари. Влажный теплый воздух отдавал сладкой гнилью. У людей в глазах умиротворение и счастье ребенка, любимого матерью.
Во всем чувствуется контраст с Москвой. В Дели – абсолютно все другое. Другая скорость жизни, другие эмоции.
Сладко-гнилой запах висел в воздухе, бил прямо в нос. Мне казалось, что я попала в четвертое измерение. Здесь все вокруг выглядело нереально. Вам когда-нибудь приходилось смотреть на кого-то сквозь раскаленный воздух рядом с костром? Именно так выглядел аэропорт Дели и его обитатели, когда я вышла с чемоданом в зал встречающих.
По залу вперемежку шли важные дипломаты, таксисты, бизнесмены, туристы, встречающие стояли полукругом у стеклянных сенсорных дверей.
Так как я немного задержалась, вышла в зал для встречающих позднее других пассажиров. Но нигде моего жениха не было видно. Уже все разъехались по домам и отелям, а я сидела на скамейке со своим чемоданом и сумкой. Я была разбита. Ко мне стали подходить мужчины-индийцы с вопросами. Я не знала, что отвечать. Глухим шепотом отчаянье и страх скрутили мою шею и стали душить меня с обеих сторон. Зал пустел. От тоски и печали я поудобнее устроилась на скамейке, положила ноги на чемодан и злобно напевала про себя песню «Где же ты где, моя недотрога… Милая, мне появись».
Потом ко мне подошел мужчина-индиец и сказал:
– Если бы такая девушка приехала ко мне, я был бы в аэропорту за пять часов до ее прилета и не заставил бы себя ждать. У вас есть номер телефона этого человека? Разрешите, я позвоню ему?
В эту же минуту я увидела своего будущего мужа, который не спеша плелся по аэропорту без цветов, шаркая по полу синими спортивными кроссовками, даже не особо куда-то торопясь.
Тот парень, который хотел мне помочь, увидел моего будущего мужа и скорчил мне гримасу со словами: «Этот, что ли?». Я тоже скорчила гримасу, засмеялась и кивнула головой. Но ответить не успела. Я оглянулась, куда бы мне сбежать, но увы.
Это был темнокожий парень, на вид около двадцати пяти лет. Лицо его было хитрым, но сияющим от радости. Он был худой и сутулый, с глубокой седловинкой, среднего роста.
Глаза его были огромными, черными, с длинными, завитыми вверх кокетливыми, живыми ресничками, настолько сильно контрастировавшими с почти что мертвой, страшной бездной глаз. На голове была детсадовская прическа «филиппок» с прилизанной ко лбу длинной челкой. На костлявых плечах висела черная футболка. Обтягивающие джинсы выдавали острые коленки. Весь образ довершали оттопыренные в стороны большие уши, несколько несоразмерные маленькой голове. Кисти рук и стопы ног также выглядели слишком большими по отношению к рукам и ногам.
Мы поздоровались, поцеловались в щечку и пошли к выходу. Навстречу нам шли его отец, сестра с ребенком и мужем. Я протянула руку отцу, чтобы пожать ее, но он просто ласково обнял меня, как родную дочь. В отличие от своего двадцатипятилетнего спиногрыза, будущий свекор виделся мне хорошим человеком.
У меня на душе стало так спокойно, что я уже перестала волноваться обо всем.
Мы еще какое-то время ждали машину на улице возле аэропорта. В черной вышине звезды и облака танцевали вальс-бостон. Мы с моим будущим мужем стояли рядом, а его родственники немного подальше от нас. Дул теплый ночной ветер.
Потом подъехал белый джип, мы погрузились и поехали в деревню. Я сильно устала от перелета и постоянно проваливалась в сон. Дорога в деревню заняла шесть часов. По пути мы останавливались в кафе, молча пили чай. Я чувствовала на себе их взгляды, а сама смотрела в сторону, куда-то на кроны деревьев, пряча лицо от смущения. Помню зеленые деревья на фоне черного неба, знойный воздух, несмотря на темное время суток, прохлада не наступала.
* * *Харьяна находится на севере Индии, и ее название означает «обитель Бога». Самостоятельным штат Харьяна стал в 1966 году, а до этого был частью штата Пенджаб. Столица обоих штатов – город Чандигарх. Численность населения Харьяны более 25 миллионов человек.
В штате сильно развиты машиностроение и сельское хозяйство. Именно в Харьяне происходит больше всего преступлений против женщин.
В древности около 3000–1300 гг. до н. э. Харьяна была частью харрапской цивилизации, наравне с египетской и шумерской.
Уже в то время в Харьяне существовали канализация и дренажные системы. Цивилизация пришла в упадок, а затем и вовсе исчезла с приходом ариев. Считается, что с этого места началось создание Вселенной, поэтому в Харьяну съезжаются паломники со всей Индии, в частности к священному пруду Брахма Саровар.
Именно на территории Харьяны произошли события, описанные в древнеиндийском эпосе «Махабхарата».
* * *Деревня моего будущего мужа называлась Сэмэн, она находилась недалеко от города Тохана, в округе Фатехабад, штат Харьяна. В ней проживало около десяти тысяч представителей десяти разных каст. Брамины, джаты и банья относились к высшим кастам. К низшим кастам относились кхати, кумхары, лохары, наи, чхипи. К зарегистрированным, то есть неприкасаемым кастам – чамары, балмики. Половина населения деревни была занята в сельском хозяйстве, почти 40 процентов населения не заняты ничем.
Мой будущий муж и его семья происходили из низшей касты кхати, члены которой занимались плотницким делом и сельским хозяйством. Отец моего будущего мужа был плотником, как и положено кхати, также у семьи имелось небольшое хлопковое поле, а сам мой будущий муж имел профессию сварщика. Он стеснялся принадлежности к низшей касте и впоследствии нашим новым знакомым из других штатов Индии говорил, что он из высшей касты брахманов.
Касты возникли с приходом арийских племен в Индию. Арийцы были кочевниками. Существует множество теорий относительно первоначальной страны их происхождения. Они пришли в Индию в древние времена. Развлечения ариев делились на две группы – азартные игры и музыкально-танцевальное творчество. Арии принесли свои взгляды и обычаи, в том числе и разделение общества на четыре касты, или класса общества. Высшими из них были священники и ученые – каста брахманов. Ступенью ниже были войны и дворяне, предпоследний класс общества состоял из ремесленников и купцов. Низший состоял из сельскохозяйственных рабочих, а также рабочих других профессий.
Представители разных каст не имели права жениться между собой, и нельзя было переходить из одной касты в другую.
Вспомнилась еще одна особенность их жизни в индийской деревне. По традиции, жителям одной и той же деревни запрещается заключать браки между собой. Ближайшая деревня, с представителями которой разрешено жениться, должна быть в радиусе не менее десяти километров. Зачастую родители девушки начинают искать ей пару, как только она достигает совершеннолетия. Иногда случается так, что, живя в одной деревне, молодые люди влюбляются друг в друга и, не получив согласия родителей, сговариваются и убегают из родного края. Чтобы предотвратить подобное развитие событий, родители стараются не тянуть с замужеством дочери. По рассказам местных жителей, из-за этого многие молодые люди закончили жизнь самоубийством, не справившись с потерей любимой.
В настоящее время перед заключением брака по договоренности невесту и жениха сначала выбирают по фотографии. Если понравились, то их знакомят друг с другом, они общаются по телефону, как все возлюбленные, ведут беседы вечера напролет, а бывает, что совсем не общаются и даже не интересуются.
У моих знакомых был случай, когда жених передумал жениться на своей невесте уже в разгар подготовки свадьбы, когда уже были куплены золото и приданое, приглашены гости. Произошло это так. Девушка была слегка полновата и не понравилась жениху. Жених, однако, в первую встречу согласился на свадьбу, потом что-то пошло не так. Родственники говорили, будто у него появилась девушка на работе. Он несколько месяцев мучился, одолеваемый сомнениями, но не решался отменить свадьбу. Все ходил несчастный, но не раскрывал своего горя перед родными. В это время семья невесты, весьма уважаемая в городе, закупила технику, мебель, золотые украшения. До свадьбы оставались считанные недели. Однажды брат спросил жениха, о чем тот переживает. Жених признался, что на самом деле не желает жениться, потому что ему не нравится невеста. Но он все равно женится, потому что уже поздно отменять свадьбу и расстраивать родителей. Брат жениха был человек импульсивный. Он просто тут же взял в руки телефон, набрал номер отца невесты и сказал, что свадьбы не будет. Несостоявшийся жених получил облегчение, но его семья потеряла авторитет. В Индии самое страшное для человека, для семьи – потерять уважение общества.
А вот другой случай из жизни деревни, в которой я жила. В деревне мужа была молодая семья. Отец семейства торговал алкоголем, и отношение к семье было соответствующее. Молодой человек, сын торговца, был парнем красивым, добрым и веселым, около двух метров ростом. Но из-за прошлого его отца к нему никто не сватался. В Индии к родителям жениха сватаются родители невесты. В конце концов, когда парню было уже за тридцать, к нему посваталась семья деревенской девушки, божественно красивой, юной и очень высокой, как модель. Они поженились и через некоторое время беззаветно полюбили друг друга, у них родилась дочь. А потом у девушки начались приступы, во время которых у нее изо рта шла кровь. Ее муж сходил с ума от переживаний и боялся потерять ее навсегда.
Также я знаю случай, когда молодая девушка из богатой деревенской семьи, получившая образование в Дели, вышла замуж по договоренности родителей, но любовь не пришла во время совместной жизни, и она подала на развод. Потом она вышла замуж повторно за того, кого сама выбрала, и была счастлива с мужем. В ее оправдание жители деревни всегда говорили, что поскольку она богатая, то ей можно.
Бывает, что сильная любовь приходит к супругам после свадьбы. А бывает, что всю жизнь под одной крышей живут два одиночества. Тяжелее всего приходится девушкам. Потому что они живут в чужой семье, где часто свекровь издевается над своей невесткой, а муж, если не сложились отношения, за жену не заступается, родителей рядом нет, да и не нажалуешься много по телефону.
Неспроста жену своему сыну подбирают родители. В Индии часто так складывается жизнь, что муж работает пять дней в неделю в другом городе, домой в деревню приезжает на выходные. Поэтому основную часть времени невестка проводит с родителями мужа, а не с ним самим.
В Индии мало разводов, семьи строятся на всю жизнь, индийцы прекрасные семьянины. Это действительно так. Но, как мне рассказали, разводов там мало, потому что в случае развода семье мужа придется возвращать приданое невесты, а это иногда целое состояние и не всем по карману. Поэтому разводов практически нет. Просто иногда с женами происходят несчастные случаи, после которых вдовец без проблем женится вновь. Я очень хорошо помнила, как в начале знакомства мой будущий муж говорил мне о подобном, не видя ничего предосудительного в убийстве. В Индии другое отношение к человеческой жизни. Там она практически ничего не стоит.
* * *В пути я снова заснула. Наконец мы приехали и остановились у двухэтажного дома с красивой деревянной резьбой на фасаде. Там были еще зеркала на дверцах и всякие завитушки из дерева. Мой дорогой будущий свекор талантливо сделал их своими руками.
На наружной стене дома я увидела свастику. Потом я заметила, что на соседних домах тоже нарисованы свастики.
Потом я прочитала, что свастика – это слово на языке санскрит, которое означает благополучие. Он заключает в себе идею четырех сторон света и четырех сезонов, слияние мужского и женского начал. Свастика – это символ солнца.
Существует важная маленькая деталь – положение свастики. Вертикальная свастика – это знак добра, солнца, благополучия. А вот свастика, расположенная под углом 45°, – это символ зла, перечеркивания и уничтожения. Нацистами использовалась именно такая свастика.
Дома в индийской деревне совсем не такие, как в России. Вообще принцип построения деревни другой. Они двухэтажные, соединенные общей стеной с соседними домами, внутри дома между комнатами – открытое небо, можно поставить шезлонг в коридор и смотреть на звезды, а также на любопытных соседей, а они могут смотреть на тебя. Часто бывает, что в стене есть отверстие, чтобы передавать друг другу еду. В каждом доме стоят плетеные кровати чарпой, они жесткие с непривычки. Но в жару очень хорошо то, что основание кровати плетеное: воздух циркулирует. Это был дом плотника. Все в доме было сделано своими руками. Даже деревянные диваны и кровати.
Когда мы приехали из аэропорта, было раннее утро, мне заботливо принесли чай, после чая я прилегла вздремнуть, мухи не давали мне покоя, и я накрылась одеялом по самую макушку. Я слышала, как приходили какие-то люди и комната наполнилась народом. Кто-то сдернул одеяло с головы и заглянул мне в сонное лицо, посмотрел на меня и обратно накрыл одеялом. Какая-то женщина.
Меня не покидало ощущение нереальности происходящего, какой-то волшебности, доброты природы ко мне.
Потом я проснулась, приняла душ и пообедала.
Вечером молодой человек, мой милый будущий муж, светился от счастья.
– Я очень рад, что ты приехала. И мой папа рад, – сказал он с нежностью в голосе.
– Я тоже рада, солнышко.
– Скажи, а я тебе понравился? – спросил он заглядывая мне в глаза.
– Да, а я тебе?
– Да милая моя, очень понравилась, – сказал он и поцеловал меня в первый раз.
Во время нашего диалога я заметила, что он ни слова не сказал про маму.
«Наверное, мама против», – подумала я и заснула.
На следующий день утром я сидела на кровати, и в комнату вошло много народу. Это были жители деревни. Я была сонная и очень стеснялась вошедших людей. В основном это были местные женщины, бабушки и дети, все они, кроме детишек и девочек, были одеты в пенджаби-сьюты и дупатты, на руках у них были многочисленные браслеты, а в ушах, на шее, пальцах сверкало добротное индийское золото. Они выстроились у стены так, чтобы всем хватило места в комнате, и молча смотрели на меня, не улыбаясь и не моргая, как мне показалось, некоторые сверлили меня взглядом. Я так стеснялась и не знала, куда спрятаться от такого внимания, что смущенно отворачивалась в стороны. Они стояли молча и не уходили. Потом я улыбнулась им, и они улыбнулись мне в ответ. На этом их визит закончился, они развернулись и вышли из комнаты. Когда они пришли в следующий раз, по совету моей будущей свекрови, самым старшим из них я потрогала ноги в знак уважения. В ответ они потрогали мою голову в знак благословения.
Потом мы с молодым человеком, его братом, его сестрой и ее дочкой отправились в Тохану по магазинам и купили мне красивую индийскую одежду – я выбрала шальвар-камиз цвета морской волны и шаль на голову. На обратном пути его сестра, приятная девушка, вышла из автобуса, а мы поехали дальше в деревню. С этого времени я ходила в индийской национальной одежде. В европейской одежде в деревне никто из женщин не ходил.
Раньше я не интересовалась индийской культурой. Поэтому мне не было известно, что сари – это не единственный традиционный наряд. В Харьяне редко можно увидеть женщин в сари в будний день. Скорее это праздничная одежда. В повседневной жизни я видела только женщин в шальвар-камизе и дупатте. Шальвар-камиз в переводе означает «штаны и рубаха». На деле рубаха камиз чаще всего – это красивое платье чуть выше колена, с разными видами горловин и длиной рукавов, украшенное вышивкой и золотыми нитями. Его носят со штанами шальвар, которые бывают под цвет верха, а бывают и разного цвета, бывают облегающие, а бывают в виде шаровар – все зависит от дизайна. В магазинах шальвар-камиз продаются в одном комплекте с дупаттой гармонирующей с нарядом расцветки.
Самое волшебное в индийской женской одежде – это дупатта. Она создает таинственный образ женщины, скрывает недостатки, защищает от назойливых взглядов и от солнца.
Дупатта – это длинный шарф из тончайшей ткани. Замужние женщины покрывают голову дупаттой, незамужние девушки по-модному обязывают шарф вокруг шеи и на груди.
Я заметила, что когда замужняя женщина видит мужчину старше нее, то закрывает лицо дупаттой. В частности, моя свекровь закрывала свое лицо, как только входили в дом какие-нибудь дедушки. В такие моменты она выглядела очень женственной и кроткой.
Ткани в Индии всегда хорошего качества. Производство тканей там исчисляется уже тысячелетиями, хлопок используется с третьего тысячелетия до нашей эры. В древности люди, проживавшие на территории современной Индии, открыли особенные свойства растений, которые дают различную окраску тканям. С тех пор краска стала применяться в производстве тканей. Таким образом, Индия стала первой страной на планете, где появились разноцветные ткани. Также известно, что в Индии мужчины красили бороды в самые неожиданные цвета.
Шальвар-камиз, или пенджаби сьют, который мне купили на второй день приезда в Индию, я выбирала сама. Он был цвета морской волны, из атласа, шифона и с нашитыми на ткань позолоченными узорами. Дупатта была того же цвета, из шифона.
Пока я жила в Индии, заметила одну милую особенность у индийцев: многие любят одежду черного цвета и считают себя в ней неотразимыми.
В деревне мужчины разного возраста носят ансамбль из длинной рубахи и штанов белого цвета.
В холодное время в Индии я видела много мужчин, которые ходили, завернувшись в плед.
Городская молодежь чаще всего одевается так же, как и на Западе.
В магазинах Тоханы продаются все виды одежды: национальные наряды и модные платья, топы и джинсы. По сравнению с другими странами одежда в Индии стоит копейки, а качество на высоте.
Обувь в Индии также бывает национальной и обычной. В деревне люди ходят в сланцах, на торжественные мероприятия носят расшитую камнями и стразами национальную обувь или европейские туфли.