bannerbannerbanner
Курс «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе». Модуль «Вопросы и анкетирование в маркетинге и бизнесе»
Курс «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе». Модуль «Вопросы и анкетирование в маркетинге и бизнесе»

Полная версия

Курс «ТРИЗ в маркетинге и бизнесе». Модуль «Вопросы и анкетирование в маркетинге и бизнесе»

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

154.      Использовать какой-нибудь модный стиль, например, граффити или аниме?

155.      Идеализировать образ?

156.      Огрубить образ?

157.      Сделать богаче?

158.      Сделать беднее?

159.      Облагородить образ?

160.      Поменять время года?

161.      Поменять время суток?

162.      Поменять географию?

163.      Поместить в новую среду?

164.      Использовать недосказанность?

165.      Ввести нарочитые ошибки?

166.      Использовать преувеличение?

167.      Подать объект как заменитель чего-либо?

168.      Изменить форму?

169.      Сделать круглым (шарообразным)?

170.      Сделать квадратным (кубическим)?

171.      Сделать треугольным (пирамидальным)?

172.      Повернуть другой стороной?

173.      Сделать так, чтобы объект был похож на что-нибудь другое?

174.      Перевернуть с ног на голову?

175.      Положить набок?

176.      Скомбинировать несочетаемое?

177.      Придать объекту черты другого объекта?

178.      Заострить, гипертрофировать образ?

179.      Изменить контур?

180.      Заключить образ в рамку?

181.      Упростить?

182.      Очистить?

183.      Усложнить?

184.      Расположить композиционно выше?

185.      Расположить ниже?

186.      Взглянуть на объект сверху?

187.      Взглянуть снизу?

188.      Залезть внутрь объекта?

189.      Сделать ещё что-нибудь?

190.      Использовать в сочетаниях всё вышеупомянутое?


Примеры применения метода контрольных вопросов

Например, среди победителей Red Apple 2007 (наружная и печатная реклама):

•      мотоцикл с зеркалами заднего вида от модницы (увеличение + комбинирование)

•      полотенце-свеча (один объект заменяет собой другой)

•      черепаха в ежовой шкуре (части объектов переставлены)

•      США в центре мира (концентрация)

•      лук, морковки и горох в виде насекомых (оживление неживого)

•      комар на коже (гиперприближение)

Некоторые «Каннские Львы 2007» (outdoor) также иллюстрируют:

•      замену одного другим (душу курильщика – загаженной комнатой)

•      соединение разнородного (велосипед как часть ограды)

•      радикальное омоложение («Строители будущего»)

•      одушевление неодушевлённого или антропоморфизм (море человеческих голов, изображающих структуру ткани)

Вместе с тем, каннская реклама – явление высшего порядка, главное здесь не приём, а свежая мысль. Каннскую рекламу трудно получить «методом», нужна «большая идея».

Повторяемость приёмов в рекламе давно замечена, и повторы стали предметом коллекционирования.


Виды методов контрольных вопросов

Методы контрольных вопросов развиваются и на их основе формируются новые подвиды. В частности, к ним относится метод SCAMPER и метод SUCCESS.


SCAMPER

S = Substitute? – Заменить?

C = Combine? – Комбинировать?

A = Adapt? – Адаптировать?

M = Modify? = Magnify? – Модифицировать? = Увеличить?

P = Put to other uses? – Предложить другое применение?

E = Eliminate or minify? – Устранить или уменьшить?

R = Revers? = Rearrange? – Поменять на противоположное? = Реорганизовать?

SCAMPER («пробежка, быстрый просмотр» – англ.) был предложен Бобом Эберле в основном для инженерных и управенческих задач. Может пригодиться и в рекламе.


SUCCESS

Вопросник SUCCESS – трансформация сообщения «Цепляющие идеи» (Sticky Ideas) Линды Локе (Linda Locke), бывшего креативного директора Leo Barnett Asia Pasific, на международном фестивале рекламы Golden Drum 2007.

S = Simply? – Моя рекламная идея простая?

U = Unexpected? – Неожиданная?

C = Concrete? – Содержит смешанный образ, то есть составленный из других образов?

C = Credible? – Правдоподобная?

E = Emotiomal? – Эмоциональная?

SS = StorieS? – Рассказывает историю?

Если все ответы «нет», значит, рекламе нечем зацепить аудиторию. Напротив, если имеется хотя бы один положительный ответ, можно рассчитывать на SUCCESS, то есть успех (англ.).

Контрольные вопросы рекламиста тоже допускают группировку, однако создателю рекламы, на наш взгляд, удобнее пользоваться общим списком, отражающим мир как целое.

3. Вопросные методы в ТРИЗ

Вопросы темы

Что такое вопрос? Как задавать вопрос? Какие бывают вопросы в свете рассмотрения проблем сложных систем? Как использовать понимание вопросов для постановки проблем в сложных системах? На эти вопросы пытается ответить данный раздел

3.1. Постановка вопросов при решении сложных задач

Проблема и вопрос

Проблема – форма мысли, отражающая и выражающая в виде вопроса (задачи, задания, их системы) наше знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема, таким образом, и форма мысли, и форма организации исследования чего бы то ни было. Она носит стимулирующий исследование характер. Но, по сути, является вопросом.

Проблема – это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретических и практических исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей интеллектуальных усилий для преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы.

Проблема, задача и теория в определенный момент своего развития приобретают специфическую форму вопроса. Это обусловлено процессом развития знания. В свою очередь успешное решение проблемы, выдвинутой в форме вопроса, возможно при условии правильной постановки вопроса.

Проблема возникает обычно, когда встречается какое-то затруднение, когда что-то неясно, и эту неясность необходимо снять, устранить. Если неясность не имеет четкой формулировки, то эта неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение. Со временем эта неопределенность снимается, и проблема формулируется четко и ясно.

Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос, зачастую, – это форма выражения проблемы, а проблема – это такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Вопрос – это форма мысли, отражающая недостаточность исходной информации и своими структурными составляющими ориентирующая человека на ее преодоление. В языковой оболочке вопрос как форма мысли выражается вопросительным предложением.

В структуре проблемы и вопроса обычно выделяют базис (основу), т.е. исходную информацию, затруднение и ориентацию. Базис (основа или предпосылка вопроса) – это накопленное знание, та исходная информация, в которой и обнаруживается некое непреодолимое содержанием базиса затруднение, указывающее, что базис недостаточен, что для преодоления затруднения его необходимо расширить, углубить, дополнить. Неполнота и необходимость преодоления недостаточности исходной информации в вопросе выделяются такими операторами, как "кто", "что", "когда", "почему", "как" и пр. Эти же операторы выступают и ориентирующими элементами.

Основные «вмешательства» вопросов в практику ТРИЗ

•      Перевод на терминологию ТРИЗ

•      Использование вопросно-ответных логических структур

•      Демонстрация различий между желаемым и реальным состоянием объекта

•      Задание матрицы системного восприятия проблемы

•      Организующая роль в постановке проблемы: «Вопрос» – «Гипотеза» – «Ответ» – «Теория»


Метод контрольных вопросов и алгоритмы исследования проблем

По большому счету метод контрольных вопросов (МКВ) является предшественником алгоритмических методов, когда каждый из вопросов, отталкиваясь от уже известного, прокладывает тропинку к неизвестному. Неизвестное может быть найдено при постановке правильного вопроса. Уложенный в заданную последовательность шагов, метод контрольных вопросов превращается в метод контрольных списков и далее с повышением зависимости этих шагов между собой и ужесточением связи между ними уже и в метод. Кстати, слово "контрольные" вопросы в данном случае уже не носит характер некоторой проверки, но в большей степени – это то, как язык управляет направлением и переключением мысли на основе имеющихся предпосылок. Вопросы в большей степени являются "ведущими" или "управляющими". Сами контрольные вопросы строятся на основе вопросов, поставленных при решении схожих задач в прошлом.

Мы знаем множество контрольных списков, применяемых в творческом поиске. Это и метод Осборна, и контрольные списки Эйлоарта и Пирсона, и контрольные вопросы Пойа, и эвристические списки, составляемые для различных предметных областей, например, список для поиска маркетинговых решений и новых модификаций продукта Сколла, и контрольные списки для рекламистов и пр. Они оказывают значительную помощь для мозговой разминки и выявления ранее невидных направлений движения мысли. Однако, как уже многократно упоминалось специалистами ТРИЗ, их применимость ограничивается решениями задач 2-го уровня.

В наивысшей ступени своего развития метод МКВ конкурирует с АРИЗ, как наиболее сильной и жесткой последовательностью шагов, направляющих мышление. Давайте сравним методы МКВ и АРИЗ с точки зрения постановки вопросов в них, табл. 3.1.


Табл. 3.1. Сравнение МКВ И ТРИЗ




В итоге оказывается, что МКВ имеет неудовлетворительную функциональность и системность, но метод является низкозатратным. АРИЗ обладает высокой системность и функциональностью, но требует высоких интеллектуальных затрат.

По сути, хотя и кажется, что методы являются альтернативными, но по способу предложенному О.М. Герасимовым – методу объединения альтернативных систем методы должны стать взаимодополняющими.

Такой метод может быть назван системным МКВ. Его характеристики могут быть представлены как показано ниже:

1. Выбор базовой системы по критерию низкозатратности и экономичности

2. Перенос на нее свойства, обеспечивающего высокую функциональность объекта

3. Формирование новой системы.



Рис. 3.1. Алгоритм системного МКВ


Пример решения при анкетировании:

Задавание вопросов при первоначальном анкетировании на основе функциональных глаголов, создающих возможность проведения более точного системно-функционального анализа и устанавливающие структурные, системные, функциональные и причинно-следственные связи между элементами рассматриваемой системы.


Резюме:

МКВ и АРИЗ для сложных систем:

Их близость: последовательность упорядоченных шагов

Их различие: разность в акцентах на «жесткость» или «мягкость» ответов на вопросы

Общая основа: решение схожих задач в прошлом

Оптимальное применение – в обработке материала на предпроблемной стадии

Из описанных моделей можно предложить и путь развития МКВ, рис. 3.2.



Рис. 3.2. Схема развития метода контрольных вопросов


Ужесточение простых списков вопросов, возникших "опытным" путем, за счет повышения их системности, взаимосвязанности, структурирования, функциональности приводит к достаточно выраженной алгоритмике процесса познания и поиска творческих решений. Тогда МКВ становится подсистемой АРИЗ, рис.3.3.



Рис. 3.3. Схема изменения роли МКВ в процессе развития.


Какую же роль может сыграть метод контрольных вопросов в сегодняшней ТРИЗ? Ведь он по традиции относится к т.н. МПиО (Методу проб и ошибок). Однако не все так просто, когда речь идет о сложных системах, с плохой формализацией или задачами-путанками, где выявить смысл без дополнительной структуризации проблемы невозможно. Сделать это можно при помощи вопросов.

Вопросы должны выявить проблему, показать разницу между желаемым и действительным состоянием. Природа вопроса – это форма выражения процесса перехода от возможно истинного знания к истинному. Каждый акт движения мысли субъекта есть как бы вопрос к объекту. Правильно построенный вопрос – это вопрос, который соответствует своему объекту исследования. Очевидно, что по своей логической структуре вопрос в наибольшей степени соответствует гипотетическому суждению.

Вопрос «запускает» познавательную деятельность, направленную на решение некоторой проблемы, снятие некоторой неопределенности. Но вопрос же способствует и тому, чтобы определить, сформулировать проблему. Вопрос – это инструмент активного получения информации, средство переключения мысли в нужном направлении. Умение ставить вопросы можно рассматривать как вариант, компонент, умение видеть проблему. Вопрос каждый раз выступает как фокус, концентрирующий в себе определенным образом уже имеющееся знание.


Логика задавания вопроса

Сначала давайте узнаем, что такое вопрос с точки зрения логики. Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте, обладающее особой формой и требующее ответа, объяснения. (Д.П. Горский А.А, Ивин, А.Л. Никифоров Краткий словарь по логике. – М.: Просвещение, 1991, 208 стр.).

Логическая структура поискового и исследовательского вопроса – это логика соподчинения понятий, выраженная соподчиненным рядом альтернатив. Они должны быть обязательно ограниченными, иначе вопрос теряет смысл и становится неопределенным суждением. Это означает, что даже при поиске решений в неопределенном "поле" ответов к вопросу должен прилагаться ряд ответов, наиболее целесообразных для этого вопроса. Это хорошо видно в вопросах социологических и маркетинговых исследований, когда к вопросу предлагается серия возможных ответов.

По нашему мнению, хорошо поставленные вопросы строят предварительные скелетные предложения, с помощью которых осуществляется поиск возможных выводов, прежде чем будет предпринята какая-либо попытка верифицировать предложения. Таким образом, верификация откладывается до того момента, пока не будут определены все возможные планы доказательств. На более поздних стадиях работы исследуется переменный поток внутри вывода с целью обнаружения возможных коллизий, а также изучается массив фактов для построения совместимых множеств с вопросом.

Исходя из нашей предпосылки, вопросы могут также интерпретироваться как классы достаточных ответов. Исходя из этого, можно определить следующие понятия: «тождество вопросов», «подвопрос», «объединение вопросов» и т. д., и последовательность вопросов, где каждый новый вопрос опирается на предыдущий. К примеру, каждый определительный ("какой") вопрос задает класс, к которому принадлежит спрашиваемый элемент, и устанавливает свойства этого элемента.


Вопросы для сложных систем

К сложным системам можно отнести многие знакомые нам системы – от криминалистики до маркетинга, где роль вопросов очевидна. В криминалистическом расследовании – это вопросы для установления улик, в маркетинге – для установления потребности. То, что их объединяет – это то, что задающий вопросы является внешним участником по отношению к произошедшим или происходящим процессам, а носители этих процессов (явлений, событий, действий), как правило, не сознают или не высказывают (не выдают) своей информации. В криминалистике это может быть сокрытие информации, в маркетинге – это могут быть невыявленные потребности, которые должны быть подвергнуты обработке вопросами, устанавливающими некоторую релевантную информацию.

В маркетинге главная потребность всегда скрыта. Причина этого может быть весьма проста – человек может только чувствовать, ощущать проблему (обратную сторону потребности), но она может быть еще не высказана и не зафиксирована в языке, в образах и в мыслях. Поэтому движение идет от известного к неизвестному для человека, к поиску уже выявленного смысла, но который является еще новым для человека, попутно избавляя его от штампов, стереотипов и приводя к новому для себя решению и как следствие его – к покупке. Недаром говорят, что вопросы – это оружие продавца.

Простая схема поможет нам понять, как работает вопросный анализ потребности в маркетинге, рис.3.4.



Рис. 3.4. Иерархия восприятия реальности через вопросы


1. На рисунке показано, как воспринимаемые нами изначальные сигналы от реальности формируют сначала слой восприятия реальности, далее становятся слоями образов и представлений, переходят в понятия и термины, и при операциях с ними они восходят к языковым конструкциям и, наконец, в мыслеформы и окончательные конкретные мысли, тексты, предложения.

В контексте творческого поиска нового на каждом слое должны быть совокупности вопросов, отражающих нахождение правильных дорожек в месиве реальности и дающих правильные переходы к последующим слоям. Некоторая группировка вопросов в определенные классы для каждого слоя представлена в левой части рисунка 1.

На первом слое возникают простые вопросы, которые были систематизированы еще Квинтиллианом, и которые могут достаточно точно описать проблему, событие, явление и пр. Это вопросы типа Кто, Что, Где, Когда. Они по нашей классификации относятся в целом к определительным вопросам, которые способны перевести простые и непосредственные представления и образы в значимые опосредствованные образы, регулируемые терминами и имеющими значение для коммуникации. Их можно передать словами.

По сути, они создают первый значимый фильтр, на основе которого происходит отсев всего потока воспринимаемой реальности, создают рамки рассмотрения, позволяют более точно определять происходящее или желаемое. Отталкиваясь от них уже можно говорить о действительных вопросах.

Хотя сам вопрос и не выражает суждения, в основе его всегда лежит суждение или совокупность суждений. Условием осмысленности вопроса является истинность тех суждений, на которые он неявно опирается. Т.е. вопрос возникает на основе некоторого исходного знания, неполноту или неопределенность которого требуется устранить. Именно на эту неполноту или неопределенность указывают вопросительные слова "кто", "что", "где", "когда".

Эти же определительные вопросы, уточняя ситуацию, создают предпосылки для дальнейшей формализации поиска, особенно если мы ориентируемся на решение некоторой совокупности информационно-поисковых задач. В развитой вопросно-ответной форме, полностью формализованной и предназначенной для компьютерных систем, такой вопрос может стать "запросом", для которого будет ответом информация определенного типа. Однако так далеко мы заходить не будем. Наша задача – понять вопрос как семантическую машину, способную генерировать новое знание или решение проблем.

Вопрос как поиск информации и семантизации процесса, т.е. поиска смысла в формирующихся языковых конструкциях, управления естественными образами и перевода их в значимые по семантике поиска нового языковые конструкты – примерно так можно понять ход нашего рассмотрения. В этом нам будут помогать методы организации языкового мышления, схемы перевода образов в слова, предложения и мысли, а вопрос будет рассматриваться нами как способ использования уже имеющихся направленностей творческого мышления для проблематизации, схематизации решения проблемы или выявления нового.

Искусство задавания вопросов будет направляться движением от вопросов на восприятие реальности к проблемным вопросам, раскрывающим противоречия между частями объектов, различными суждениями и далее к аналитическим вопросам.

Аналитические вопросы позволят сравнивать и выявлять целевые установки, невидные доселе проблемные (вопросные) области и, наконец, вопросы, которые позволяют направлять мышление на синтез новой системы, полного или полноценного ответа и пр.

В движении вопросов от слоя к слою также значимо проявляется и диалектика. Сначала формулируются определительные вопросы, являющиеся основой для качественного и количественного определения объекта, выявления его меры. Этому соответствуют вопросы "кто", "что", "где", "когда", "какой". Эти вопросы создают основу для формулирования сложных понятий и терминов, отталкиваясь от которых мы будем приближаться к решению проблемы.

Определению меры соответствуют вопросы по выявлению границ, рамок, ограничений. Узловой мере соответствует т.н. центральный вопрос, на который завязано большинство других проблемных вопросов. В маркетинге и менеджменте его также часто называют "стратегическим вопросом". Созданная база позволяет нам формулировать сущностные суждения и умозаключения и делать в дальнейшем выводы. Противоречия между ними описываются вопросами "почему?", "зачем?" и другими вопросами, позволяющими идти от проблемы одного уровня к другому.

В зависимости от направленности проблемы – вглубь, в детализацию или вширь, – в обобщение, вопросы могут быть разными. Так, хорошо известен способ "5 почему", которые применяет компания Тойота для решения производственных проблем. Он основан на задавании вопросов к каждому полученному ответу, где двигаясь от поверхностного уровня ответов к более глубокому доходят до основной причины. По мнению авторов метода, для этого достаточно задать 5 вопросов "почему".

Соответствующий слой является уже полностью языковым, и к нему могут быть применены методы функционального, структурного анализа текстового или, в более общем смысле, языкового материала. Обработка может вестись соответствующими вопросами. Их мы также, вслед за известными авторами Белнапом и Т. Стилом, можем назвать "вопросными операторами" (см. Н. Белнап, Д. Стил Логика вопросов и ответов. Перевод с английского Г. Е. Крейдлина, Общая редакция, предисловие и примечания редакторов В. А. Смирнова, В. К. Финна. М., Прогресс, 1981).


Резюме:

Сложные системы – маркетинговые, организационные, виртуальные и др.

Слои вопросов формализуют поиск

Типы вопросов

•      – фиксирующие

•      – определительные

•      – процессно-функциональные

•      – проблемные (аналитические, синтетические, гипотетические)

На каждом слое должны быть совокупности вопросов, отражающих нахождение правильных дорожек в месиве реальности и дающих правильные переходы к последующим слоям


Примеры

1. Метод «5 почему?» в методе Тойота

Назначение и область применения метода “Пять почему”

Метод “Пять почему” также известен как диаграмма "почему-почему". Его отличительной чертой является еще большее продвижение вглубь по цепочке причин.

Его основная цель – постоянно задавать вопрос “Почему?”. Когда найдена вероятная причина, таким образом продвигаясь через причины разного уровня к основной причине.

В ходе анализа основной причины, метод “Пять почему” может быть использован для:

– рассмотрения каждой причины на предмет, является ли она симптомом, причиной более высокого уровня или основной причиной.

– Продолжения процесса поиска истинных основных причин, даже после того, как предполагается, что вероятная основная причина найдена.


КОГДА ПРЕКРАТИТЬ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?

Ключевая концепция метода “Пять почему” состоит в том, чтобы постоянно задавать вопрос “Почему?”, после того, как обнаружена очередная причина проблемы. Каждый раз, когда вопрос “Почему?” находит ответ в виде новой причины более низкого уровня в иерархии причин, сразу же опять спрашивайте: “Почему?” Этот непрерывный процесс заставляет работать над проблемой, не расслабляясь ни на минуту, не давая остановиться, пока не будет найдена основная причина.

Однако, в череде причин наступает момент, когда становится очевидно, что следующая причина не может быть найдена. Как вы уже знаете, последняя причина является основной причиной – точкой, где нужно прекратить задавать вопрос “Почему?” Люди религиозные, вероятно, могут сказать, что есть и другой уровень – Бог, за всем, что происходит в мире. Но в рамках анализа основной причины будет разумно остановиться до того, как мы достигли этого уровня.


Этапы при использовании метода “Пять почему”

1. Определите, что будет отправной точкой анализа – проблема или уже определенная причина, которая должна быть более тщательно проанализирована.

2. Используйте мозговой штурм, письменный мозговой штурм или другой инструмент для поиска причин более высокого уровня, чтобы получить отравную точку для начала анализа.

3. Задайте вопрос “Почему возникла эта причина?”, после того, как очередная причина найдена.

4. Изобразите цепочку причин в виде простой диаграммы или записав их последовательно на доске.

На страницу:
2 из 3

Другие книги автора