Полная версия
Из практики работы учителя
Учитель просит обобщить и прокомментировать этот материал.
Ученики: Современная Россия представляется Чаадаеву страной, в которой нет никакого прогресса, она живет одним днем, все в состоянии застоя.
Учитель: Мы знаем, что Чаадаев был за границей, и отводит в своем письме много места для сравнения России с Западной Европой. Давайте попробуем озвучить его мысли по истории и современности Западной Европы.
Ученики предлагают следующие выдержки из письма Чаадаева: "Народы Европы имеют общее лицо. Помимо общего… каждый имеет свои особые черты…все это коренится в истории и традициях и составляет наследственное достояние этих народов". "Идеи долга, справедливости, права, порядка – это больше чем история или психология, это физиономия европейца. А что взамен этого поставите у нас?"."…Христианство величественно шествовало по пути, указанному божественным его основателем, и увлекало за собой поколения людей, мы не трогались с места"."…Прогресс Европы, совершившийся и притом под влиянием одной нравственной силой"."…В течение 15 веков в один день, в один час в тех же выражениях они возносили свой голос Верховному существу". "Все там таинственно подчинено силе, безраздельно царившей в ряде веков. Пример. Народ, личность которого ярче всех обозначилась, учреждения которого все более отражают новый дух – …не имеют истории, помимо церковной". "И поэтому, невзирая на все незаконченное, порочное и преступное в европейском обществе, как оно сейчас сложилось, все же Царство Божее в известном смысле в нем действительно осуществлено, потому что общество это содержит в себе начало бесконечного прогресса и обладает в зародыше… всем необходимым для его окончательного водворения на земле".
Учитель: Прошу вас сделать выводы по этим высказываниям.
Ученики говорят о несомненных симпатиях и предпочтении автора к истории и современности Западной Европы, о большой роли церкви в достижениях западноевропейцев.
Учитель: Давайте обратимся к тем строкам, где Чаадаев рассуждает о роли России в мировой истории.
Ученики предлагают следующие цитаты: "…Мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого… Мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах и даже у народов, в некоторых отношениях более отсталых".
"Мы… исключение из народов. Мы принадлежим к тем из них, которые… не входят составной частью в человечество, а существуют лишь для того, чтобы преподать великий урок миру".
"Одинокие в миру, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили. Начиная с самых первых мгновений… нашего существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды".
"По воле роковой среды мы обратились за нравственным учением. Которое должно было нас воспитать, к растленной Византии. И когда мы освободились от чужеземного ига, мы могли бы воспользоваться идеями… наших братьев на Западе, если бы только не были отторгнуты от общей семьи, мы подпали рабству, еще более тяжелому".
Учитель: Прошу вас обобщить слова нашего соотечественника и определить его взгляды на роль России в мировой истории. В чем вы видите влияние Византии, т. е. православия, на судьбу страны? Что понимается под рабством?
Ученики: Наш народ, по мнению Чаадаева, ничего не привнес в мировую культуру, вклад в мировую историю ничтожен, он ничему не научился, история наша – как плохой пример для других народов. Православие – главная причина отсталости России. Под рабством понимается крепостничество.
Учитель: Каждый философ не только констатирует ситуацию, но и предлагает свой вариант ее развития. Как Чаадаев видит выход для России, и есть ли он вообще.
Ученики: "Если мы хотим, подобно другим народам, иметь свое лицо, мы должны сначала как-то переиначить у себя все воспитание… К нашим услугам история народов, итоги движения веков". "Я вас спрашиваю: не нелепость ли господствующее у нас предположение, будто этот прогресс народов Европы, столь медленно совершившийся и притом под прямым и явным воздействием одной нравственной силой, мы можем сразу усвоить, да и еще не дав себе ясного отчета в том, как он свершился".
"Да, мы, без всякого сомнения, христиане, но не христиане ли абиссинцы? Но разве… христианство абиссинцев… водворяет тот строй, который составляет конечное назначение человеческого рода? Неужели вы думаете, что эти нелепые отступления от божеских и человеческих истин низведут небо на землю?".
"…хотя мы и христиане – не для нас созрели плоды христианства".
Учитель: Мне хотелось бы знать, что скрывается за рассуждениями автора о роли воспитания, христианства.
Ученики говорят о том, что этому придается решающее значение. Это главное условие для развития России по пути прогресса.
Учитель дает информацию об увлечении Чаадаева католицизмом, что он считал возможным привнесение католицизма как носителя прогресса в Россию путем интервенции. При этом он указывает на строки письма, где воздается хвала западному направлению христианства как истинной веры. Что, кстати, и послужило основанием назвать его "больным".
Далее учитель говорит о письме Чаадаева Пушкину с просьбой оценить его письмо, высказать свое мнение. Для Чаадаева было важно услышать правду от друга. Что же отвечает ему Пушкин?
Ученики приводят следующие цитаты из письма Пушкина: "Что касается мыслей, то вы знаете, что я не во всем согласен с вами… у нас было свое особое предназначение. – Татары не посмели перейти наши западные границы, оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. – …А Петр великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел нас в Париж?… Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя;…ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков…".
Учитель: Прошу сравнить взгляды Пушкина и Чаадаева на историю России, в чем расхождения.
Ученики отмечают несомненную гордость Пушкина за отечественную историю, конкретную аргументацию. Он схож с Чаадаевым в оценке современной ситуации России, о чем говорилось в начале занятия, но полон оптимизма, веры в блестящее будущее своей Родины.
Учитель напоминает, что А. С. Пушкин в это время активно изучал российскую историю, он собирал материалы по "пугачевскому бунту", уже написаны "Борис Годунов", «Полтава», "Капитанская дочка". В России напечатана и широко известна "История…" Карамзина.
Он ставит следующие вопросы: согласны ли вы с мнением Чаадаева о России, изложенным в "Философическом письме"? Патриот ли Чаадаев? Как рассматривать это письмо – акт отчаяния или вызов? Действительно ли Чаадаев не знает истории России? Тогда зачем он применяет столь оскорбительные выражения? Вопросы ставятся последовательно, организуется дискуссия, обмен мнениями. Учитель считает, что письмо скорее вызов, чем акт отчаяния, свидетельства чему – другие "Философические письма" и дальнейшая переписка автора. Но он заявляет это не как окончательно верный ответ, а как один из сформировавшихся в ходе дискуссии.
После этого учитель обращает внимание учеников к современности России и спрашивает: как вы думаете, насколько некоторые цитаты о современной ему России Чаадаев мог бы привести сегодня? Может ли сегодня появиться произведение, подобное «письму» Чаадаева? Что в нем может содержаться? Насколько прав будет автор?
И может ли появиться ответ, подобный ответу А. С. Пушкина? А может, уже есть такие произведения?
Здесь нужно будет зафиксировать возникшие противоречия, не выделяя какое-то из них как верное, постараться добиться понимания, что Россия перенесла столько судьбоносных периодов в своей истории, когда решалось, быть ей или не быть? Но как бы тяжелым и безвыходным ни казалось настоящее – всегда находила достойный выход, появлялись прекрасные идеи, решительные герои вместе со всем народом выводили страну на путь прогресса и развития.
ПримечаниеСценарий урока является примерным. Семинар не может проводиться по жесткому сценарию. Дети не всегда находят цитаты, не всегда приводят их к месту, путаются. Учитель помогает им найти нужное, а если это пропущено, то приводит цитату сам. В сценарии ответы даются в идеальном варианте, как они должны прозвучать, а на уроке может быть всякое, тогда вступает учитель, расставляя все на места, но обязательно оставляя за учениками комментарии к цитатам, обобщения по вопросам.
ПриложенияВопросы семинара:
Биография Чаадаева.
Чем вызвано написание письма.
Отношение автора:
1. К народу России.
2. К истории России.
3. К современному положению России.
Отношение Чаадаева:
1. К истории Западной Европы.
2. К современности Западной Европы.
Роль России в мировой истории.
В чем причины отсталости России и расцвета Европы?
Какой выход предлагается?
Пушкин о письме Чаадаева.
Ваше отношение к взглядам Чаадаева. Доводы «за» и "против".
Насколько актуальны вопросы, поднятые Чаадаевым и Пушкиным, применительно к сегодняшней России.
Опубликовано в «Учительская газета», приложении приложение «Сто друзей» № 3, 2001 г.Киндер-шоу
Выставка, посвященная Дню учителя
Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. Осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся действовать в незнакомых ситуациях. Позиция взрослого здесь должна состоять в роли «заразителя», который запускает процесс игры, создает мотивацию для ребят, а дальше становится одним из участников процесса. Желательно, чтобы это была роль лидера (но не учителя-начальника), признанного специалиста по спорному вопросу, но при этом следует помнить, что здесь все решается сообща. Кроме того, на учителе держится вся конструкция мероприятия: установление контакта с другими учителями и ребятами для просмотра выставки, поиск необходимых материалов для оформления, сроки составления композиций и др. «Взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим»[2].
В предлагаемом сценарии мы старались избежать превращения игры в «заорганизованное» мероприятие, где ребенку как творцу нет места, где за него все продумано и срежиссировано. Напротив, учитель не знает, на чем остановится детская фантазия, какая сюжетная линия будет окончательной, да и сам учитель становится создателем сюжета по какой-либо теме, его идею тоже обсуждают, ему советуют и помогают. В игре и в выдумке дети – непревзойденные специалисты. Только они точно знают, чем можно заинтересовать своих сверстников – ведь им это интересно самим.
Младшие ребята быстро утомляются, однообразие им надоедает, но при подготовке данной выставки (за 7 дней) можно поиграть во все сюжеты – и в свой, и в соседский, причем их можно менять. Здесь есть опасность заиграться, но учитель своим примером (оформив собственную композицию) должен напомнить о сроках – выставка приурочена к определенной дате – не успеем! Здесь нет соревнования (кто лучше), все на равных, в каждой композиции есть часть работы, мысли или сопереживания всех ее участников, они – команда, они сообща сделали выставку. Наверное, элемент соперничества все-таки возникает, но это не мешает, так как оценивается вся выставка в целом.
Итак, учитель играет различные роли, это диктуют обстоятельства. но он – полноправный участник только в своей группе. Его задача – выстроить отношения так, чтобы ребята давали советы, а члены группы их принимали, обсуждали и сообща решали вопрос о целесообразности их применения. Это нетрудно сделать, если сам, например, попросишь ребят выбрать то или иное оформление или способ его изготовления для своей композиции – что лучше. Последующее обсуждение положит начало открытому общению всех участников этой работы и в дальнейшем.
В конечном счете важна не форма мероприятия, не его содержание и название, не возраст и состав участников – это вторично важны принципы организации и проведения, место и роль учителя.
Выставка, посвященная Дню учителяЦели: а) поздравить коллег с праздником; б) создать условия для развития творчества и фантазии детей; в) пробудить у ребят желание подарить другим радость и хорошее настроение; г) формировать умения строить свои взаимоотношения с товарищем по труду; д) показать пример придумывания игры.
Оснащение: игрушки из «Киндер-сюрприза», футлярчики от них, бумага, фломастеры, краски, природный материал и т. п.
Подготовка, оформление и проведение выставки. Учитель-организатор выставки определяет круг ребят, у которых есть коллекции игрушек от «Киндер-сюрприза» (9–10 человек), приглашает учащихся III–VI классов. Во время занятий учитель предлагает детям создать выставку, для которой они сами все придумают, чтобы всем было интересно. К тому же выставка будет приурочена к празднику.
Затем в течение двух недель учащиеся ежедневно собираются во внеурочное время и проводят следующую работу:
1-й день – приносят игрушки и думают, как распределить их по темам. Примерно решают, как это будет выглядеть и что надо изготовить дополнительно. В этот же день разбиваемся на группы по интересам (по два человека если не получается, то по жребию).
2–8 дни – оформляют интерьер композиции по группам, помогая друг другу. При этом рисуют, клеят, думают и спорят, а главное – играют, переживая сюжет композиции.
9-й день – пишут объявление с приглашением на выставку, вешают его около учительской. Учитель, работающий с ребятами, извещает классных руководителей, особенно младших классов, договаривается о времени их посещения выставки. Изготавливаются таблички с названием композиции и указанием авторов (таблички вставляются в разрезанные сверху половинки футлярчиков от игрушек). Вместе с учителем дети репетируют, как будут проводить выставку, распределяют обязанности. Один из авторов обязан следить за целостностью композиции, другой станет экскурсоводом, способным комментировать композицию. В течение выставки они будут меняться ролями. Пропуск посетителей и порядок на входе осуществляет сам учитель или кто-то из старшеклассников.
10-й день – проводят выставку, фотографируются на память. В этот день приказом администрации ученики – организаторы выставки поощряются и каждый награждается «Киндер-сюрпризом» (возможны варианты), грамотами или дипломами.
Темы возможных композиций:
Киндер-пляж: лист бумаги с нарисованным морем, здесь же корабли, морские животные, рыбы. Берег песчаный (натуральный или рисованный), фигурки отдыхающих.
Киндер-гонки: зеленый стадион с черно-белыми дорожками (рисованный гуашью, мелом), на дорожках размещены разные виды транспорта от черепах до авто, возможны сюжеты с аварийными ситуациями. Таблички «Старт» и «Финиш». На одной стороне – трибуны (футляры от красок, шашек т. д.) со зрителями.
Киндер-ресторан: оформляется «летний» или «закрытый» (но тогда без потолка) ресторан, делаются столики (пластилин и картон), стойка бара. Каждая группа располагает посетителей по какому-либо принципу.
Киндер-ферма (ранчо): строится дом (бумага, картон, клей, краски), хозяйственный двор, где располагаются животные, ковбои.
Миллион лет до нашей эры: композиция с динозаврами, скалами из камней, мха и листьями петрушки вместо папоротника. Необходима подсветка.
Опубликовано в журнале «Начальная школа», 2002 г № 10, с. 90–91Интерактивный урок: авторское видение
В эпоху информационного общества, пронизывающего все сферы человеческой деятельности, информатика активно внедряется в педагогику, методику и обогащает набор средств учителя и ученика в овладении теорией и практикой учебных дисциплин. Некоторые элементы нового могут быть использованы в традиционной практике без использования компьютерной техники. Мы имеем в виду интерактивную форму урока. Сегодня эта форма активно обсуждается, предполагаются разные ее понимания и представления. В данной статье хотелось бы выявить некоторые общие моменты интерактивной деятельности на уроках права и предложить собственное видение, в том числе и сценарий проведенного подобного занятия.
Под интерактивным уроком мы понимаем активное участие обучаемых в уроке, где они самостоятельно выбирают себе роли, манеру поведения, здесь много импровизации, все носит живой, динамичный характер. Этот урок напоминает детскую раскраску, где контуры есть, а все остальное – на вкус художников. Может создаться иллюзия, что это инсценировка, чтение по ролям созданной учителем (или иным автором) пьесы, или это игра с привлечением сказочных (мультяшных) героев – данная практика известна и успешно применяется в начальной школе, потому что близка к ведущему типу деятельности младших школьников – игре.
По мере взросления школьников эти методики становятся менее применимы из-за некоторого отторжения их самими учащимися – они хотят более походить на взрослых, да и усложнение материала требует иных способов его преподавания. Применение игровых методик имеет огромный потенциал и в средних классах, что подтверждается практикой факультативов, предметных и иных кружков.
Интерактивный урок близок и к такой форме урока, как «моделирование ситуации». Но здесь также имеются некоторые особенности. Моделирование ситуации требует большей жесткости и заданности от участников урока. Здесь исключена вариативность, не вообще, а в динамике проведения. Отсутствует эмоциональная составляющая. Это та же инсценировка, только чем-то напоминающая иллюстрацию к учебнику. Нам кажется важным подчеркнуть, что моделирование ситуации не предполагает, а занижает элемент общения, проявления личностного фактора. Интерактивный урок более непредсказуем, рискован, более вариативен, экспрессивен и даже агрессивен.
Нужно признать, что присутствует параллелизм понятий «игра», «моделирование ситуации» и «интерактивный урок». Данные различия очень тонки, но, тем не менее, нам кажется, что отличия, особенности каждого метода проявятся более рельефно при достаточно широком использовании интерактивных форм в разных курсах старшей школы.
Попробуем вычленить некоторые общие параметры и условия, свойственные в своем единстве только интерактивному уроку.
Подготовка урока.
• Учащиеся должны предварительно «пройти» тему.
• На предшествующем занятии должна быть создана мотивация участия всех в уроке, акцент делается на то, что то, что получится, то и хорошо, что испортить урок невозможно, можно только сделать его еще интереснее, что все участники получат оценки и только положительные.
Здесь же коротко описывается сюжет и действующие лица, чтобы каждый выбрал себе роль.
Содержание урока.
Учитель и ученики пытаются на практике применить полученные знания путем разрешения выдуманной ситуации. Жесткими рамками урока является тема, набор ситуаций, ролей, финал. Реализация же является полнейшей импровизацией, возможны тупики, открытия. Учитель один знает, как будет развиваться сюжет, он знает эпилог, он автор сюжета, но сюжет открыт для творчества учащихся и их остроумия, находчивости, артистизма. Здесь учителя поджидают удивительные непредсказуемые ходы и ситуации, где он должен направить действие в сюжетное русло так, чтобы это было принято всеми как само собой разумеющееся. Учитель является комментатором и ведущим, подсказывающим и спрашивающим. Урок держится на учителе, он является примером для всех, мобилизующим началом.
Задачи, решаемые уроком.
1. Коллективное предъявление полученных знаний.
2. Использование знаний на практике.
3. Выработка алгоритма действий в аналогичных ситуациях.
4. Умение выстраивать и отстаивать свою позицию.
5. Коммуникативные умения.
6. Проявление артистических способностей.
7. Реализация себя как успешного ученика в составе групповой роли или индивидуально, при минимуме знаний.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения/Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии (1861). – М.: Изд-во Академии наук РСФСР, 1945. – С. 475
2
Иванова Н. П. Кто, с кем и во что играет?//Начальная школа.1998.№ 7