bannerbanner
Жизнь как она есть
Жизнь как она есть

Полная версия

Жизнь как она есть

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Антропологи утверждают: коренные отличия человека разумного были сделаны в каменном веке путём умышленного подчинению в свою выгоду свойств природы, сделанные собственными наблюдениями. Такими как, разведения огня из искр кремния, выделка шкур, охота, рыбный промысел и заготовка продуктов впрок, изготовление каменных орудий. Всё это предполагает появлению первых технологий. И самое главное строительство жилищ, и оседлый образ жизни. То есть привязка к конкретному месту. Здесь с играло и материальная выгода, можно было обрабатывать землю и получать от этого преимущество, в много кратном увеличении сельскохозяйственных культур. И эмоциональное состояние, такое как привязанность – любовь, к месту проживания. Человек начинал, я сказал бы, ощущать «сердцем», что в сравнении с приматами, этого не происходило. Затем были одомашнивание скота, гончарное дело, первые плавильни. Переход от меди к железу, аграрная революция.


Глава 2

Как наши чувства и пороки создали мир.

1.

Религия.

Впервые человек задумался, когда у него появились способности к реализации своих возможностей. Мы эти способности архаичных людей оценили, как прогрессирующие, возможность к самоадаптации. И назвали людей сапиенсами (разумными), исходя из этих возможностей. В самом начале, людей волновало изменения в окружающей среде. И основной их проблемой было выявление причин в изменении климатических условий. И эти первые желания наших предков объяснить всё, привело к появлению религии. Но эта были не привычные для нас понятия о вере. Скорей всего ритуальные действия мистического толка. А зародышем для этих размышлений и выводом из них, были первые эмоциональные потрясения. Первые переживания, которые происходили в человеке, были связаны с потерей родственника или близкого человека. Как самка животных бережно заботиться о своих потомках, так и человеческий род был одарён природой, геном материнства. И при внезапной смерти, может по причине болезни или полученной травмы, несовместимой с жизнью, возникали неприятные чувства для человека. И чтобы утешить себя, хомо сапиенс, каким-то образом приобрёл особый для себя навык, хоронить мертвеца. Но не просто засыпать листвой, а делать это аккуратно, с почтением и церемониально. В этот процесс, вкладывалась, как сейчас сказали бы, душа. Погребальные обряды имели огромное значение для культуры наших предков. Можно только догадываться, как долго проходил этот процесс, возможно пока не проголодается всё племя. Но успокоение в упокоении, несомненно они приобретали. Поэтому, наверное, позже и появились жертвоприношения, чтобы удовлетворить свою физиологическую потребность, как бы это аморально не звучало, в развлечении. Психологи понимают это явление, как боль и страдание жертвы не передающая боль и страдание к не вольному свидетелю, но передаёт иные ощущения. Которые в тебе не вызывают дискомфорт нервной системы, зато затрагивают по переживаниям также интенсивно. Как бы то ни было, после погребения, человек переживал по-другому. А далёким от чувств близких, это церемония была как причина для создания традиции. Важное значение в данном действии, я вижу развитие культуры и мыслительного процесса. Чувства – чувствами, но о чем думал человек при ингумации, какие мысли его посещали? Что поразительно, в разных культурах не зависимо друг от друга, все верили в иной мир после смерти. Где бы не находили древние захоронения, везде рядом с трупом были предметы, которые как считалось, могли пригодиться в загробной жизни. Никто не хотел думать, что смерть – это безвозвратное окончание жизни. Отсюда и пошли верования и одушевление явлений.

До начала времён, так называют эпоху до нашей эры, важной задачей было объяснение неудач и природных катаклизм. Сверкающие молнии и раскаты грома, вряд ли сильно интересовали людей, хоть и пугали. И находились те, кто видел в этом мистическое проявление. Но это явление было частым, кратковременным и уже, я думаю, привычным. Зато затяжные дожди или засушливое лето, могли принести не урожай, голод, даже смерть. Незнание законов природы, подталкивало все больше к разным действиям. Как в законе Ньютона, «на каждое действие, есть своё противодействие». Люди на эмоциях выходили с поднятыми руками к небу, и чего-то бормотали себе под нос, так как если они обращались к чему-то живому. При этом успокаивали свой стресс. И как это в жизни бывает, спустя время происходит то, чего ты возжелал. Конечно, это всего-навсего были совпадения, но люди в это поверили и часто начали прибегать к не трудным манипуляциям. Иногда для реализации своих желаний нужны были другие методы. Предположим это были танцы при полной луне. А иногда объектом воодушевления становились какие-нибудь предметы или места где, когда было сделано послание, которое сбылось. Эти случайности вселяли в наших предков веру. Укоренялось мнение, что есть всемогущие невидимые силы, которые могут, когда их попросят уберечь от недуга. С тех времён пошло идолопоклонство – одушевление предметов. Люди искали связь происходящего вокруг с этими предметами. Но, когда ритуальный объект не отвечал, люди создавали новые образы, невидимые глазу. Ответом на молитвы, которых было прецедентом к появлению многобожия. Везде, где мы (я употреблю это местоимение, потому что, есть кровная связь между ними и нами) находили отклик на молитвы (пожелания), было обожествление. Бог солнца дарил комфорт и благополучие. Бог луны подсказывал, когда надо сеять и собирать урожай. Бог неба, благословил и даровал силу. На удивление эти преобразования в поведении людей произошли в одно и то же время по всей территории расселении современного человека. Эту отправную точку можно принять для предпосылок к зарождению религий.

Ещё одной, немало важной, причиной к образованию мистификаций, было предания, легенды, сказки. Люди по природе своей любят болтовню и особенно, завораживающие душу, истории. Это нас расслабляет, повышает уровень гормона тестостерона. Досуг для нас становиться, более приятным и душещипательным. Представите охотника собирателя, который устал после охоты. Он целый день провёл в засаде, при ловле кабанов, что появилось, нестерпимое желание расслабится. А придя в любимую пещеру, где самый старый соплеменник, уже заготовил очередную, придуманную им сказку. Возможно, это был пересказ сна, вперемешку с выдумкой. И из поколения в поколение, эта басня обрастала новыми, ещё более захватывающими подробностями. Где существует то, что в реальной жизни не увидишь. И слушая все это, древние люди, как под гипнозом, представляли себя в легендах. Весь этот процесс и являлся основой для убеждений в верованиях. Это и была первая школа с самовнушениями, послужившими к безоговорочному принятию веры.

Бывало, случались осечки при ритуалах и мольбах, и нам боги ничем не помогали. В основном при затяжных кризисах, мы пытались их умолить. Сделать все возможное, чтобы они услышали наши просьбы. Племена ацтеков и майя, а также их современники на территории нынешней Европы, племена древних кельтов, прибегали к крайней мере – жертву приношению. В то время вид крови, истерзанного тела не вызывал тех эмоциональных переживаний, что вызвали бы это сейчас. Суровая действительность была привычным делом, но убийство считалось крайней мерой. Только за проступки, которое взволновало бы все сообщество, люди могли прийти в неистовство. Страх перед смертью уникальная особенность для животного. Оно зародилась в генах как инстинкт самосохранения. Поэтому, люди знали, что такое смерть, её боялись и в ней видели особый смысл. Так вот, умерщвление своих соплеменников, был акт некой признательности. Некая благодарность частичкой себя, служила своего рода меновой монетой в торге с богами. Так в умах рождались принципы рынка – «ты мне, я тебе» (условие значение которого, что за все надо платить). Бытует мнение, людей не просто приносили в жертву, а убивали с целью передать информацию богам в тот невиданный мир, куда отправляются после смерти. Но это лишь подтверждение в эгоцентризме тех начальных пониманий окружающего мира. В укоренении веры – в богобоязни.

В каждом обществе, что в наше время, что и тогда, находились люди, которые были более смекалистее, более внимательные. Как сейчас, сказали бы: с высоким интеллектом. Учёные даже выявили наличие интеллекта у некоторых видов животных, и даже растений. Так, вот эти одарённые, задавались вопросами, почему так, а не иначе. Почему так много предубеждений. Почему мы должны молиться при луне, а не днём, и т.д. В удобный момент, по волю случая им удалось поставить ситуацию в свою выгоду. Пример: община делит тушку недавно убитого оленёнка. Видя, что мяса на всех не хватит, один из таких одарённых интеллектом, предлагает это тело не трогать, а принести в жертву богам. И что он единственный знает верный ритуал. Все расходятся спать голодными, а хитрецу уловка удалась. Он насытиться втихаря, ещё и про запас оставит. В данной ситуации сыграл его природный инстинкт на выживание, а также такая черта качества как эгоизм. В будущем человечество часто будет выстраивать миропорядок, прибегая к эгоизму, и я скажу не без пользы как для выгодоприобретателя, так и для всего сообщества. Ричард Докинз в «эгоистичном гене», уже с зарождения клетки придал такую предрасположенность генам для лучшей адаптации в окружающей среде. И когда, на следующий день жители общины пришли к алтарю и увидели, что от животного ничего не осталась, все решат, что жертва прията богами. И что вы думаете, когда после очередной охоты им удаётся поймать ещё двух зайцев, завалить большого лося, да и в ловушку угодит кабаниха с поросятами. После этого наш пройдоха, возноситься в ранг приближенного к богам, и становиться верховным правителем. Мораль все этой истории: бери, пока дают; разум – это верный путь к власти. Но не надо забывать, что наш антигерой сыграл на чувствах верующих, где было очевидное проявление лжи.

Люди испокон веков знали условия тяжёлого физического труда. Не думаю, что в те времена происходил всплеск тестостерона, когда человек тратил уйму калорий на монотонные движения тяпкой или тяжеленой мотыгой. Учитывая их скудное питание. И наверняка возникало желание получать большее, за меньшие затраты. Первые правители могли себе подчинить народ не только силой, но и манипулирую религией. Первые просветители были выходцы из племени. С увеличением значимости в вероисповедовании, увеличивалась дистанция от простых верующих. Священнослужители уже предписывали себе божью природу. Фараоны в древнем Египте были не только верховными правителями, но и жрецами. Выстроенные в те времена пирамиды, предназначались усыпальнями для них. Показывая могущество, они те самым демонстрировали своё ненасытное эго. В глазах народа это выглядело иначе. Простой люд видел красоту жизни святых избранников, что только беспрекословная вера и преданность приведёт их к вратам рая. Именно с тех пор богословы заговорили о некой награде за веру и службу, и предрекали на вечные мучения того, кто ослушается, тем самым укореняя их в сознании людей.

Не могу отметить ещё одну особенность проявления психоэмоционального состояния, повлиявшего на верования. Это ностальгия, чувства и переживания по давно прошедшим временам, связанных с сильным эмоциональным всплеском. Представьте такую картину, два племени между собой враждуют. Идёт кровопролитная битва, жестокости которой нет предела. В итоги все погибают, остаются только горстка детей, которым повезло спрятаться в расщелине. Каким-то чудом эти дети выживают, и спустя полжизни, они рассказывают уже своим детям историю своего детства. А придя на место побоища, и показывая ту скалу, за которой они прятались, у них наворачиваются слезы. Так вот их дети, будут считать это место святым, так как большой камень смог уберечь их родителей от гибели. Возможно и другая трактовка у верования к необычным способностям места. Предположим, племя переселенцев голодает, нет ни живности, не съедобной растительности. Вот уже и первые жертвы. Естественно люди молят богов спасти их от беды. Они дают себе зарок, что не куда больше не уйдут, если им повезёт с пропитанием. И естественно найдя эту вожделенную долину с фруктовыми садами, они посчитают её святой. Это что касается глубоких переживаний, ставшей основой для нового явления. Святость обычно прививалось, в воспитательных целях, в виде запретов, указывая на особую значимость этого места или предмета. Во всех религия данных парадигм очень много, на пример – запретный плод в райском саду. Святое – это значит, высшая ценность человечества, за грань которой нельзя переступать. В совокупности с божественным даром людям, для ознакомления святости, и её почитания.

В средиземноморье, с развитием технологий и с усовершенствованием товарообмена с появлением разменной монеты и увеличением численности населения народов, не отменило вероисповедования. Это время наоборот модернизировало внутренние ощущения, эпоха постаралось преподнести религию уже более простой к пониманию. Так появились религиозно-философские учения – теософия, и склонность к единобожию. Людей начало смущать большое количество покровителей. И значимость их стала принижаться, так как верование в одного автоматически преуменьшала значимость остальных. В античной Греции, мыслители тех лет, к примеру, такие как Пифагор, Платон и Аристотель представили свою доктрину миро уклада. Отсюда и пошло названия учения – Пифагореизм и Платонизм. Они связывали духовные просвещения со своими наблюдениями и выводами. Пытались объяснить в то, что другие просто верили. Наука не была распространена как отдельная дисциплина, поэтому она шла в разрез учениям религий, и на долгое время стала камнем преткновения. Народы Месопотамии и Индостана тоже усовершенствовали свои предпочтения к вере, дав почву тем самым для зарождения зороастризма. Это религия была основана при Правлении Династии Ахеменидов в Персидском царстве, пророком Заратустрой. И оставалась ещё долгое время, даже при оккупации греками- македонцами в 330 году до нашей эры. Основой верования было в разделении двух изначальных духа – доброго и злого (Спента и Ангра). Она явилась основоположником нравственного развития людей. Предавало особое значение как предметам, так и явлениям, людям и животным. Впервые было применено понятия «рай и ад», добра и зла. Добрый бог Ахура-Мазда, противостоял злому Друдж. Все течения, связанные с учением пророка Заратустры, имели географически стабильный характер. То есть данная религия не была широко распространена. Это было связано с бесконечными войнами между разными этническими группами на территории Месопотамии, но она сильно повлияла на другие верования. И до сих пор, мы видим отголоски учения Заратустры во всех последующих исповедованиях.

Прорывной вехой в истории религий стала зарождение монотеизма (один бог) в сознании большинства людей. Иудаизм одна из древнейших религий человечества и самая древняя из существующих в настоящее время. Это мировоззрение, сформировавшееся у еврейского народа во времена, когда Моисею было послание от бога, на горе Синай. Учение раввинов, глашатых Торы и Танахе, говориться о сотворении человека Богом по своему образу и подобию – следствием чего является любовь Бога к человеку. И стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра. В каждом человеке они видели ценность его бытия, и что они все равны, как сыновья великого творца. Вера должна распространяться, на других не просвещённых.

Буддизм – учение, которое дословно переводится как «Просветление». Характерной особенностью этого учения есть абсолютная ценность человека, человеческой жизни (как индивидуума, так и народов, и также всего человечества в целом) – как бессмертного духовного существа. И что наслаждение, получаемое от жизни, и есть её смысл. Зародилась она на территории современной Индии, около 1000 лет до н.э. В то время люди хотели видеть реальную выгоду от вероисповедования, поэтому и создали легенду о реальном человеке, который принёс в их умы озарение. В чем оно заключалось, ведает как раз история об этом пророке, который и заменил бога, в их понимании. Этот само названный пророк, который нарёк себя Будой, что значит просветлённый. История его появления прозаична. Принц Гаутама, который жил безбедно в своём королевстве, и никогда не покидал его стен. Случайно он оказался в старых трущобах, где проживали свою жизнь нищие и убогие люди, но вполне умиротворённые. Его душу, эта сцена, очень сильно задело. И он, в свои 30 лет покинул родной дом, и стал отшельником. Поразмыслив в одиночестве несколько лет, и набравшись знаний, он начал проповедовать. Путь к вечной гармонии с реальностью, лежал через принятие жизни, такой, какая она есть. И нирвана, откроется для тех, кто это учение постигнет через медитации. (Нирвана, переводиться как Угасание). История, конечно, много приписывает ему сверх человеческих возможностей и силу воли, но мораль всей такова, что в приоритет ставилось человеческие чувства и нравственность.

Самой большое и глобальное влияние оказало учение и смерть Христа. Учитывая, что Иисус Христос родился в Иудеи, очевидно, что он попал под влияние иудаизма. Ему пришлась не по душе эта религия, и он перенял предсказание из Танаха о пришествии Помазанника, создав своё учение. Так и появилось Христианство. Здесь видится совсем иной подход к мировоззрению. Проявление альтруизма, как никогда, кстати, пришёлся на то время, когда оно требовалось. Но и породило, фанатичных последователей, готовых убивать за веру. Жить и умереть не во благо себя, а в нравоучениях и в угоду большинству – были наставления Иисуса из Назарета. Древнее религиозное учение приобрело новый смысл. Оно оказало такое сильное влияние на другие народы, что даже могучая Римская империя отказалась от многобожия и приняла христианство. Влияние того эмоционального состояния, в котором пребывали народы Израиля, сильно отобразилось на чувствах властителей. И под влиянием этих чувств, император Константин издал указ о принятии христианской веры как основной. С момента, когда первые люди обратись за помощью к богам и до начало нового летоисчисления, религиозное течение приобрело нравственный характер. Ортодоксия начало представлять иное смысловое определение вере. Все больше появлялся разрыв от манипуляций ею, хотя и не помешало это преобразование использовать правителям в своих корыстных целях. Священнослужители не зависели от воли изъявления королей, царей и императоров. По сути они стали властью, не зависимой не от кого. Поэтому религия от социального устоя получила чёткую границу в своих предназначениях. Священнослужители начали читать проповеди. Миссионерская служба заключалась в распространении данного учения среди других народов. Чётко описывались границы разрешённого и запретного. И наказание за грехи были вполне реальными. Библия раскрывала вопросы мироздания с точки зрения философов древности. Поэтому, неудивительна некая параллель с мифами Древней Греции, но уже без идолопоклонства и с одним единственным творцом. Все же писания Древнего завета, были сделаны до рождения Христа. На что и опирались церковные служители в первое время. Появилось понятие греха и искупления. Возникла возможность и покаяния. Символы сатаны, демона и дьявола отнесли к аду, ангелов и святых к раю. Описание природных, климатических стихий, приписывали также, как и ранее гневу богов. Религиозная догма о науке, в отличие от более древних преданий, представляло нашу планету уже круглой, а не плоской, стоящей на трёх слонах. И это уже было прогрессом. Но остальные изыскания в астрономии и остальных науках, были под запретом. Любое отклонение от христианской доктрины, считалось ересью, и каралось. Только благодаря просвещению элиты, можно было отметить прогресс в науке.

В 610-630 гг. н. э. в противовес Христианству, Иудаизму, Индуизму и Будде, образовалось новое учение – Ислам. Этакая, перебродившие дисциплина из Христианства и Иудаизма. Слово божье, внести в умы людей выпала на торговца из Мекки. Мухаммад ибн Абдуллах, так его звали, часами проводил за молитвами на горе Джабаль ан-Нур. И ему пришло послание свыше, что ему выпала честь донести истину, которую так никто и не понял. Так и стал Мухаммед, пророк исламской культуры и посланником Аллаха. Ему было велено привнести в умы непросвещенных истинную веру, заключённую в Коране. А она заключалась в следующем: «Люди неверно истолковали учения Христа и заветы Моисея. Что бог один, и это Аллах, и нет больше могущественнее его самого». Далее идут нравоучения, схожими с ранее употреблявших христианами и иудеями. Объяснение можно найти в иной культуре араба язычных народов Аравийской пустыни. Произошло смешение двух соседствующих в то время культур и трансформацию в одну в последнюю, но не по значимости религию, именно для усиления её ценности. Очевидные сходства учения, тот же хронологический порядок зарождения мира, как и в писаниях ветхого завета, но интерпретированы под начало Аллаха. Культурные традиции народов Аравии повлияли на написание Корана в более консервативной форме, в отличии, ну хотя бы Иудаизма. Были описаны более 70 запретов (грехов), которые не должен нарушать истинный мусульманин.

В наше время мы можем проанализировать историю религий. Что способствовало их зарождению, мы разобрались. А вот эволюцию вероисповедования надо рассматривать с нескольких точек зрения. Первое: когнитивная революция – это человеческий прогресс в мышлении. Наша уникальная способность к анализу накопленных данных. Этот, некогда запушённый мыслительный процесс, давал людям, не только технологические знания, но пищу для размышления бытия. Что это значит. Пример – когда охотник собиратель или ремесленник, проводя часами за работой, погружался во все возможные размышления. Это происходило из того что, существовала какая – ни будь профессиональная проблема. Капкан надо сделать, чтоб не сломался и чтоб мог выдержать натиск зверя. Или как сделать себе обувь, чтоб не сносилась так быстро. Это все увеличивало за действенные в головном мозге нейроны. Что, в свою очередь, способствовало к расширению мыслительных возможностей. Великие древние Греческие философы были в основном набожными людьми. Они пытались сопоставить факты с тем мировоззрением, который был присущ на то время. Эмпирическим методом, путём проб и ошибок, они сходились во мнении, что должен быть Создатель. Но не все разделяли эту теорию, вполне возможно, из-за собственного состояния. При котором, собственное мнение должно было быть верным, в отличие от остальных. Вопросы как устроен мир, нас волновал всегда, и сейчас, кстати тоже. Второе: это психоэмоциональное состояние – один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками. Проще говоря, наши ответные реакции на внешние раздражители. Мольба о помощи, прощении, нисхождении есть проявлении эмоции. В разделении радости своими успехами, находками, достижениями путём благодарения всевышнего. Обычно этот ритуал подразумевает вечную покорность своей вере. В состоянии покоя, мы вряд ли вспоминаем бога. А при всплеске адреналина, христианин перекреститься, мусульманин прочтёт цитату из Корана. Даже атеист, после каких – ни будь трагических обстоятельств, при которых случилось чудо, как ему показалось. С головой уходит в веру. Ещё есть такая уникальная особенность у человека, сегодня психологи охарактеризовали бы её как, кризис среднего возраста. Чаще всего это отклонение в поведении проявляется у мужчин (редко у женщин) к 30 годам и позже. Она характеризуется эмоциональной подавленностью, без веских причин. С возрастом меняется тело, биохимические процессы начинают протекать медленней. В организме скапливаются микроэлементы тяжёлых металлов. Обостряются проблемы со здоровьем. Человек всерьёз начинает осознавать, что смертен. Ещё Зигмунд Фрейд полагал, что именно в среднем возрасте человеком овладевает страх смерти. А инстинкт самосохранения не даёт нам отнестись к этому равнодушно. И только, по мнению отчаявшегося, чтение Корана или Святое причастие даст необходимую микстуру, чтоб победить этот недуг. Как мы видим, те или иные химические процессы, отвечающие за эмоциональное равновесие, могли спровоцировать наш мозг на удовлетворение потребностей, путём душевного очищения. Как раз с момента с зарождения учений, вероисповедование предлагала отпущения грехов. Описанный Блаженным Августином Первородный грех, ещё больше дал повод усомниться своей святости простых смертных. И ещё больше появлялось желание искупить как свои грехи, так и грех Адам и Евы.

Тот факт, что в то время существовали твёрдые приверженцы законов природы – атеисты, а не всемогущих, по ту сторонних сил. Доказывают упоминания в древних манускриптах Лукреция. Философа и мыслителя все той же Древней Греции. Который видел мир более совершенный и не изученный, нежели краснословы старых преданий. Можно объяснить только тем, что наш мир не однополярен. Это обязательное условие для эволюции всего. Нам необходим стимул, преодолеть противоречия. Мы не можем развиваться, где все согласны со всеми. Где миром правит идиллия всеобщего согласия. Нас просто не существовало, если бы не появлялись факторы, которые нас модернизировали. А происки истины и есть фактор развития. Не один Лукреций внёс предпосылки для иных умозаключений, но и многие другие, такие как Эпикур, Демокрит, Ксенофан, Эмпедокл, Сунь Цзы. Это противостояние продолжается, и по сей день. Хоть сейчас иное понимание в вероисповедовании, все же те внутренние убеждения сильнее логики. Вот что писал Сократ: существует лишь одно зло – невежество, и есть только одно благо – знание. Не важно, что скрывается под слово «невежество», простое незнание или бескультурье. Смысл от этих разных значений не меняется. Атеист восклицает, что не боги делают мир современней. Все что мы имеем заслуга рынка и капитализма. Только тяга к удовольствиям сделает нас счастливее. И он будет прав, но только отчасти. Тут надо хорошо разбираться в психологии людей, о чем я расскажу позже. Невежество – корень зла, но духовное развитие, в какой-то степени, есть знание. – «О сколько нам открытий чудных, готовит просвещения дух». Эти слова великого поэта, доказывают присутствие некого духа, который показывает, что может сосуществовать вера в познании и просвещении. Ведь что сделало религию такой, какая она есть. Это эмоциональное состояние её создателей, со всевозможными запретами, из некоторых конечно надо было сделать исключения тяги к знаниям. Большое было упущение, не принять науку в свои ряды.

На страницу:
2 из 3