bannerbanner
От этногенеза к этнофутуризму. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока
От этногенеза к этнофутуризму. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

Полная версия

От этногенеза к этнофутуризму. Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

– от чукотско-корякского слова «аляв-вытэ» – «те, у кого на голове обод»

– от чукотского «алиат» – «остров» (алиут – островитяне).


Алеуты в охотничьих костюмах, о. Умнак. Фото В. И. Иохельсона, 1910 г., МАЭ №2826—53


Мифологические сюжеты Алеутов имеют общие черты с циклом легенд Эскимосов-юпик и северных Атапасков. Например существует сюжет о происхождении людей от собаки и создании всего живого духом-вороном.

Алеуты верили, что есть три света:

– Первый свет – акадан Кюудак (высший свет)

– Второй свет – наш мир

– Третий свет – ситхугик Куюдак (подземный)

И пять миров (сфер): подземный, подводный, земной, воздушный над облаками, воздушный, где находились солнце, луна и звезды.

Считалось, что духи-хранители шаманов свободно перемещаются между всеми мирами и помогают шаману в борьбе с враждебными духами, например, такими помощниками были водоплавающие птицы.


Погремушка-трещотка 1804—1805 гг. Аляска. Погремушки-трещотки являлись принадлежностью шаманских камланий и использовались для вызова духов. Пять обручей погремушки символизируют пять сфер, или миров, в которых обитали духи.


Охотники в байдарке. Умнак. Фото В. И. Иохельсона, 1910 г. МАЭ №2826—109


Модели однолючной и двухлючной байдарки. Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН


Зимний шатёр в посёлке Имтук // Экспедиция этнографа Александра Форштейна. Быт и уклад Эскимосов на Чукотке. 1927—1929 гг.


Бараборы – полуподземное жилище Алеутов. Селение Никольское, Умнак. Фото В. И. Иохельсона, 1909 г.



Валькар (чук. – валкаран, эск. – нынлю) – древнее жилище на каркасе из китовых костей, покрытом дёрном и землёй (у Чукчей) или шкурами (у Эскимосов).

Чукотско-Камчатская культура

В первую очередь выделим общие элементы во всём многообразии уникальных культур и традиций палеоазиатских народов:

1. Общественный и бытовой уклад, в основном, это охотники и рыболовы.

2. Отсутствие письменности.

3. Космогоническая концепция деления мира на верхний, средний и нижний.

4. Шаманизм.

5. Жизнь в гармонии с природой.

6. Схожесть мифологических сюжетов (например о Вороне творце).

Далее проследим складывание Чукотско-камчатской культуры, зародившейся более четырёх тысячелетий назад, когда возникли две главные морские культуры Арктики: в Северной Пацифике – эскимосская, в Северной Атлантике – скандинаво-поморская. Эскимосская культура распространилась на восток, охватив все арктические районы Северной Америки и Гренландию. Скандинаво-поморская своей скандинавской ветвью ушла на запад до Исландии и Гренландии, а поморской – и на восток вдоль арктического побережья Евразии, смешавшись там с береговыми культурами Сибири и Северо-востока Азии. Таким образом возникла морская зверобойная культура Чукотско-камчатского региона.

Чукотско-камчатская традиционная культура – это культура зимних рыболовов (нымыланы – «обитатели оседлых селений») и тундровых оленеводов (чавчувены – «оленные люди»).

Для первых характерно:

· Преобладающее значение рыболовства

· Оседлый образ жизни

· Собаководство

· Постоянное проживание в домах-землянках с входным отверстием на крыше

Для вторых характерно:

· Разведение оленей

· Кочевой образ жизни

· Проживание в стойбищах в переносных жилищах.


Летняя стоянка XVIII век. 1. Жир парят из рыбы калёным каменьем в лодках. 2. Рыбу пластают и чистят. 3. Рыбу вывешивают. 4. Ходят в лодках вверх по рекам и вниз плавают. 5. Собакам и себе есть варят. 6. Зимняя юрта. 7. Балаганы // Крашенинников С. П. Описание земли Камчатки. Том 2.


К общим элементам чукотско-камчатской культуры относятся следующие составляющие традиционного уклада:


· Кухня

В основном, это блюда из рыбы и мяса, часто в сыро-замороженном виде, вспомним самые экзотические:

– Юкола – вяленое мясо рыб или оленей, разделанное на несколько частей и высушенное.

– Нувкурак — консервированное мясо кита.

– Мактак – блюдо, состоящее из китовой кожи и жира.

– Моняло – полупереваренный мох, который извлекается из желудка оленя для приготовления консервов и свежих блюд.

– Каныга с ягодой — полупереваренное содержимое желудка северного оленя, которое едят ложками, смешивая с северными ягодами.

– Вильмулимуль – замороженный желудок оленя набитый его частями тела (почками, печенью, ушами, копытами, губами) и ягодами.

– Консервированная оленина – оленье мясо и кости набитые в мешок из шкуры нерпы и несколько месяцев консервированные в леднике.

– Копальхен и кивиак – пожалуй, самые известные из самых необычных блюд. Летом тушу животного (моржа или тюленя) на полгода закапывают в землю (кивиак фаршируют мёртвыми неощипанными чайками), зимой, откопав, употребляют в пищу. За это время мясо начинает разлагаться, выделяются трупные яды, поэтому неподготовленному человеку ни в коем случае нельзя это пробовать.


Сушка юколы // Джесуповская Северо-Тихоокеанская этнографическая экспедиция 1900 – 1903 гг.


Сушка мяса в поселке Наукан // Экспедиция этнографа Александра Форштейна. Быт и уклад Эскимосов на Чукотке. 1927—1929 гг.


· Одежда

Одежда народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным условиям.



– Кухлянка – глухая одежда. Нижняя кухлянка и нижние штаны делаются из шкуры неблюя (молодого оленя) и надеваются мехом к телу. Верхняя кухлянка – мехом наружу.

– Камлейка – лёгкая верхняя одежда с капюшоном, закрывающая верхнюю кухлянку от промокания.

– Пахэл – меховые шапки-капоры, интересный факт, что головные уборы на Чукотке получили большое распространение лишь в XX веке.

– Кокколо – рукавицы из камуса (прочная шкура с ног копытных животных) неблюя.

– Торбаза – непромокаемые сапоги из атымпата (шкура нерпы) или оленьего камуса, подошва – из кожи лахтака (морского зайца), внутрь, на подошву, укладывается сухая трава. Для большего тепла на ноги одевают меховые носки – чижи из оленьего камуса.


· Транспорт.

Давайте, более подробно остановимся на видах традиционного транспорта, т к схожесть этих видов объединяет все народы крайнего северо-востока, которые и в наши дни, наряду с современным, используют некоторые виды традиционного:

Водный транспорт:

Каяк – «мужская» охотничья лодка, традиционный транспорт Эскимосов, для преследования морского зверя. Каркас делали из тонких деревянных или костяных планок и обтягивали моржовой кожей, сверху оставляли люк для охотника, который с краями люка наглухо скреплял свой тувилик (водонепроницаемый костюм с капюшоном из нерпичьих шкур), получалось, что охотник и каяк представляли собой единое целое. Каяки были трёх видов:

Однолючные – основной вид охотничьей лодки.

Двухлючные – использовались для обучения охоте.

Трёхлючные – использовались для перевозки пассажиров.

Умиак – «женская» лодка, летний транспорт для перевозки людей и имущества. Каркас делался из плавника по традиции, сшитого китовым усом, обтягивался кожей лахтака, моржа или крупных тюленей, сшиваемой жилами. Покрытие коптилось и смазывалось жиром. При ветре ставили парус. Умиаки были маленькие, большие и средние (аньяпик или байдара).



Байдара, чук. – лыгъытвъэт, коряк. – култаытвыыт


Искусство построения байдары-аньяпик почти исчезло к 1970—90м годам, но в некоторых прибрежных посёлках этим традиционным транспортом пользуются до сих пор.


Строительство байдары в прибрежном селе Мейныпильгыно Беринговского района 2008 г.


Вельбот – «китовая лодка», быстроходная узкая шлюпка с острыми образованиями носа и кормы, заимствованная у европейцев и американцев, появилась у коренных жителей Чукотки во второй половине XIX века, в связи с возникновением коммерческого китобойного промысла.

Долблёнка – лодка, сделанная из цельного куска дерева. Долблёнки бывают двух видов:

– Стружок – лодка с тонкими бортами и днищем, выдолбленная из тополя или осины.

– Бат – удэгейская колодообразная лодка из ивы или тополя.

Наземный транспорт:

Для перемещения по снегу использовались три типа нарт:

1. Ручная нарты

2. Собачьи нарты

3. Оленные нарты

Типология ручных нарт:

– В виде салазок

– Шкура моржа, оленя или лося

– Две связанные между собой лыжи

– Доска с загнутыми концами

– Финская долблёнка


Ручная нарта для перевозки туши морского

зверя (Чукчи; колл. МАЭ, №4211—34) // Советская этнография. 1946. №4.


Типология собачьих нарт:

1. Восточносибирская нарта с прямыми копыльями, полозьями, загнутыми только спереди.

2. Амурская нарта с прямыми копыльями, с двусторонне загнутыми полозьями.

3. Эскимосская бескопыльная нарта.

Для собачьих нарт использовали разные способы упряжки:

– Упряжка веером (американская).

– Упряжка цугом (восточноазиатская), которая делится на два типа по способу прикрепления собак к центральному ремню-потягу:

1) Восточно-сибирский тип (попарно с двух сторон)

2) Амуро-сахалинский тип (чередованием)


Схема типов собачьих упряжек, приведённая А. П. Самар в его научной работе «Традиционное собаководство нанайцев» 2010 г.


Восточно-сибирский и амурский типы нарт // Самар А. П. Традиционное собаководство нанайцев 2010 г.


Эскимосская нарта (по Mason‘y) // Советская этнография. 1946. №4


Также у каждого народа существует свой тип собачьей сбруи:


Типы собачьей сбруи // Советская этнография. 1946. №4


1. Вентральная сбруя характерна для западносибирского собаководства.

2. Цервикальная сбруя характерна для народов Амура.

3. Дорзальная сбруя характерна для народов Камчатки и Чукотки.

4. Скапулярная сбруя характерна для Эскимосов.

5. Цервико – скапулярная сбруя характерна для Ительменов.

Типология оленных нарт:

1. Чукотско-корякский тип нарт с дугообразными копыльями.

2. Тунгусо-якутский тип нарт с вертикальными копыльями.

3. Западносибирский (самоедский) тип – массивные нарты с косопоставленными копыльями.

4. Орокские охсо – широкие низкие нарты с наклонными копыльями.

5. Саамские кережки – однополозные лодкообразные нарты.


Чукотская оленная нарта (колл. МАЭ, №20—24) // Советская этнография. 1946. №4


· Духовная культура.

Ещё одним важным аспектом, объединяющим чукотско-камчатские народы является схожесть их духовной культуры.

Дети Ворона. В чукотско-камчатской мифологии Ворон Кутх (у Кереков – Кукки, у Чукчей – Куркыль у Коряков – Куткынняку, у Эскимосов – Кушкли или Кукылын) является создателем земли, прародителем человечества, могущественным шаманом и одновременно трикстером. Подобные легенды, связанные с образом Ворона встречаются у индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Часто в легендах и сказках чёрный цвет Кутх приобретает по случаю своей неосторожности – опаляется на солнце или обливается чёрной краской, а его действия больше вредят обитателям Камчатки, чем приносят пользу, но иногда он мудрый старый дедушка – дустехтич (прародитель).


Знаменитая детская книжка сказок «Ворон Кутха». Иллюстрации Евгения Рачева. Изданная в 1974 году и переизданная в 2017.


Чукотские сказки. «Ворон и лиса Нутэнэут». Иллюстрации Ирины Павлишиной. 1991 г.


Священные места. В представлении каждого народа есть место, где обитают духи, для них – это священное место, для нас – объект историко-культурного наследия.

– Кекуры (эск. Югыгыт) – это скалы и естественные камни, напоминающие людей, которые образовались в результате долгого выветривания породы. По местным поверьям, злая ведьма Кэле превращает человека в камень, поэтому ей делают различные подношения. Известные кекуры стоят на мысе Чукотский и на мысе Кригуйгун, также загадочное сооружение находится у заброшенного селения Сингак – это обширное поле сложных выкладок из небольших камней, огороженное невысокой каменной стенкой.

– Горы-охранители – Эльвель (по легенде – девушка, превращённая злым шаманом Канна в вулкан), Майн-Аичгинай (Шаман-гора), гора Неюю, Ледяная гора, небольшие сопки – Аппана, Чимитка, Аппапиль (дедушка), по местным поверьям, в горах обитает добрый дух Валгыргын (дух Верхнего человека), оберегающий местность от зла, с ним делятся мясом оленя или табаком. У Коряков существует поверье, что священные горы, когда их обижают, переходят в другое место.

– Озеро Потатгытгын. В этих местах обитает добрый дух старика Паттат, шамана, который следит за порядком, если человек делает зло, он берет свой мощный бубен, выходит из озера и начинается землетрясение.

– Петроглифы на реке Пегтымель (чук. – Сломанный полоз нарты) – единственное заполярное местонахождение в Евразии, обнаруженное в 1965м году. Пегтымельские петроглифы относятся к позднему неолиту (I тыс. до н э), на 12 скалах сохранились 104 группы силуэтных изображений оленей и быта обитателей тундры, а также различные виды морского промысла.

– Паляваам I – чукотское ритуальное захоронение в виде колец, выложенных из камня и оленьих рогов, расположено на правом берегу реки Паляваам.

Традиционные обряды. В настоящее время традиционные обряды хозяйственно-бытового цикла встречаются редко, а многие из них трансформировались в массовые праздники. Не смотря на их тундровое или береговое происхождение в праздниках принимают участие жители всех селений, между которыми с давних времён происходил постоянный обмен – аки гакук (эск. – едет в южную сторону для обмена с Чукчами-оленеводами). Главные герои традиционных обрядов большинства праздников – умирающие во время охоты и воскрешающие при примирении с охотниками звери. «Великий гость, – говорили люди, бросая кусочки мяса, – ты пришёл к нам погостить, спасибо. Отпускаем тебя обратно, и в следующий раз приходи во множестве».

– Пэгытти (чук. – пёстрое скопление) – чукотский Новый год (зимнее солнцестояние), празднуется 21—22 декабря, когда по чукотским поверьям в созвездии Орла восходила звезда Пэгытти (Альтаир).

– Кильвей – праздник молодого телёнка, посвящённый прибавлению в стаде. По древней чукотской традиции отмечать его можно, когда важенки (самки оленей) сбросят рога. Пастухи пригоняли стадо к ярангам, а женщины разводили священный костёр. Оленей встречали громкими приветствиями, используя бубны-ярары, чтобы отпугнуть злых духов.

– Ульвэв – праздник яранги и нового стойбища, куда после весны переезжали оленеводы. Во время праздника проводился аноатт – обряд прощания с оленями, направляющимися на летние пастбища и обряд ваамкаанмат, посвящённый реке или озеру, где обосновалось новое стойбище.

– Обряд «Первой рыбы» – символическое действие для заманивания рыбы в реку, по которой против течения тянули косичку с вплетёнными в неё головой и жабрами первой пойманной рыбы.

– Инауэт – подношение от людей божествам, чтобы защититься от несчастий.

– Праздник Кэрэткуна – хозяина морских зверей, изображаемого в виде деревянной фигуры, проводился поздней осенью, в конце праздника фигуру сжигали.

– Вылгыкаанмат (Вылгыкоранмат) – итоговый и самый главный праздник оленеводов. В это время проводился осенний забой оленей с проведением обряда благодарения.

– Праздник «Моржовых голов» (конец лета или осень) и праздник «Белого медведя» (зима или ранняя весна), оба праздника символизировали окончание сезона охоты на этих животных.


Праздник моржевых голов. Общественное угощение. // Экспедиция этнографа Александра Форштейна. Быт и уклад Эскимосов на Чукотке. 1927—1929 гг.


– В настоящее время для возрождения традиционного морзверобойного промысла, а также мастерства по изготовлению байдары с 1992го года проводятся ежегодные окружные парусно-весельные регаты «Берингия», заменившие традиционные эскимосские праздники «Спуск байдары на воду» и «Польа».

– С 1990го года проводится окружной фольклорный фестиваль «Эргав».

Декоротивно-прикладное искусство. В начале 1930х годов был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП), который в содружестве с народными мастерами разработал специальную программу сохранения и развития древних традиций самобытного искусства народов Чукотки. Основную продукцию составляли скульптурные изображения животных, клыки с гравированными рисунками и рельефной резьбой, также, на протяжении всего времени были составлены альбомы, показывающие наиболее интересные археологические материалы чукотского и эскимосского искусства.

Сегодня декоративно-прикладное искусство представлено следующими общественными объединениями:

– «Эйн’эв», целью деятельности фонда является возрождение традиционного искусства и поддержка народных мастеров.

– Уэленская мастерская – самый узнаваемый и популярный бренд Чукотки.

– Товарищество «Кит» в посёлке Эгвекинот – уникальный центр косторезного промысла.

– Мастерская «Уйирит» в селе Ковран Камчатского края положила начало возрождению старинных технологий изготовления одежды и предметов быта.


Художник Константин Добриев. Скульптурки из оленьего рога и скелетной кости. Чукотка


Художник Лидия Воловик. Эскимосский мяч. Наукан



Косторезное искусство Уэленских мастеров



Косторезное искусство Уэленских мастеров



Косторезное искусство Уэленских мастеров



Выставка-ярмарка «Сокровища Севера», Москва, 2020 г.


Выставка-ярмарка «Сокровища Севера», Москва, 2020 г.



Выставка-ярмарка «Сокровища Севера», Москва, 2020 г.


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009го года вся территория Камчатского края отнесена к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. Здесь проживает около десяти различных этносов, мы с вами рассмотрим народы, относящиеся к чукотско-камчатской языковой группе. Это большая изолированная семья, состоящая из пяти языков, распространённых на обширной территории от Берингова пролива до устья реки Индигирка, от побережья Ледовитого океана до средней части полуострова Камчатка. Генетически она имеет много общего с североамериканскими индейцами и делится на южную (ительменскую) и северную (чукотско-корякскую) ветви.

Давайте познакомимся с народами, представляющими обе ветви:


Ительмены – первые жители Камчатки.

Это один из древнейших коренных народов, населяющих юго-западную часть полуострова Камчатка, именно Ительмены первыми поселились на Камчатке, их предки появились в этом регионе 15 тысяч лет назад. Буквально термин означает «тот, кто существует», «местный житель». Основным занятием Ительменов всегда было традиционное речное рыболовство, в основном, лосося. Промысловыми угодьями владели территориально-соседские общины – остожки (от 15 до 100 человек). Сегодня Ительмены проживают в Тигильском и Мильковском районах Камчатского края, Петропавловске-Камчатском и в Магаданской области.

Представлением ительменской культуры и фольклорных традиций с древних времён является ежегодный осенний праздник «Алхалалалай», знаменующий завершение хозяйственного цикла, где воспроизводятся элементы мифов о сотворении мира и традиционные ритуалы, связанные с благодарением природы. Ительменское искусство ярко представлено художественным коллективом «Эльвель» села Ковран Тигильского района и созданной ими мастерской «Уйирит», с созданием которой началось возрождение почти утраченного промысла и народных традиций.


Корнеев Е. М. Ламини И. Гравюра «Народы России. Камчадальская собачья почта». 1812 г.


Камчадалы – потомки русских переселенцев.

Этническая группа метисного происхождения, язык Камчадалов русский, вера православная, а традиционный бытовой уклад близок к ительменскому. Основное занятие – промысел лосося. Первоначально Русские называли Камчадалами коренных жителей Камчатки – Ительменов. Однако позже, Камчадалами стали называть смешанное русско-ительменское население. Сегодня это крупный этнос, который бережёт, всячески поддерживает и развивает свою культуру, имеет собственный музей, фольклорные ансамбли и общественные объединения.

На страницу:
2 из 3