bannerbanner
Ключевые идеи книги: Нельзя, но можно. История «АндерСон» в смыслах, рецептах и цифрах. Евгения Пищикова, Дмитрий Соколов-Митрич, Анастасия Татулова
Ключевые идеи книги: Нельзя, но можно. История «АндерСон» в смыслах, рецептах и цифрах. Евгения Пищикова, Дмитрий Соколов-Митрич, Анастасия Татулова

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Краткое содержание книги: Нельзя, но можно. История «АндерСон» в смыслах, рецептах и цифрах. Евгения Пищикова, Дмитрий Соколов-Митрич, Анастасия Татулова

www.smartreading.ru

Мечта о сказке

До того как открыть первое собственное кафе, Анастасия Татулова была наемным сотрудником, потом восемь лет руководила собственным рекламным агентством, а потом вновь работала по найму. Из всего этого она вынесла ценный опыт – поняла не то, как и где хотелось бы работать, а то, как и в какой компании работать бы не хотелось.

Анастасия Татулова: «Я окончательно поняла: есть то, что я никогда в жизни не буду делать. Я никогда не буду строить компанию как маленькую модель государства. Не мой путь».

Уволившись с последнего места работы, Анастасия Татулова уехала на месяц с детьми в Норвегию, решала накопившиеся личные дела, посетила кондитерские курсы, научилась варить бульон… А потом начала складываться картинка (предприниматель говорит о себе, что мыслит картинками и образами, именно так принимаются основные решения: сначала – картинка и только потом – ее словесное описание). Это была картинка первого семейного кафе «АндерСон». Сначала стало понятно, что это «что-то про хлеб и выпечку» и вместе с тем – «про дом, про район, про семью» (кафе размещаются не в центре города, а в спальных районах).

Но прежде кафе появился производственный цех (в бизнес-центре «Навигатор» на «Калужской», Москва). Вообще, это исключение на рынке общепита: обычно сначала открывают несколько кафе, и только потом, когда налажен сбыт, производство готовых изделий (например, десертов) и полуфабрикатов (например, котлет) становится централизованным, то есть вынесенным на отдельную площадку.

Но в случае с «АндерСоном» такой ход не стал ошибкой по двум причинам: во-первых, предприниматель изначально была нацелена на масштабирование бизнеса и ей нужна была площадка для отработки рецептов, а во-вторых, цех сдавался в аренду при условии, что арендатор продолжит кормить сотрудников и посетителей бизнес-центра в местной столовой: то есть канал сбыта, хоть и небольшой и совсем не в концепции будущего «АндерСона», все же был с самого начала.

Чтобы победить в тендере, пришлось блефовать: сказать, что опыт в ресторанном бизнесе есть, и даже провести для арендодателя экскурсию по кухне чужого ресторана. Сама Татулова, кстати, не считает слово «блеф» правильным: «Это был поиск решений, а не блеф. То, что я говорю, – уже правда, только будущая». В том же 2009 году открылось и первое кафе «АндерСон» на улице Островитянова (150 кв. м).

Анастасия Татулова: «У нас в первый день выручка была 27 000 рублей. Я себя чувствовала миллионером. Никаких сложностей в тот день не было, только праздник. Никто не понимал, что все только начинается».

После открытия первого кафе компания бралась за любую возможность заработать, в том числе на выездном кейтеринге (обслуживание мероприятий). По мере роста сети становилось очевидным: производственных мощностей на «Калужской» не хватает. В 2013 году «АндерСон» прекратил обслуживание столовой, а цех переехал в новое помещение на Большой Семеновской и занял уже 3 тысячи кв. м (вместо прежних 100 кв. м). «Фабрика счастья» – так сегодня называется производство «АндерСон».

К концу 2018 года сеть насчитывала 50 точек, сегодня – 48 (38 в Москве и области, по одной в Воронеже, Нижнем Новгороде, Ярославле, Тюмени, Краснодаре, Баку, Минске и три в Алматы). Все кафе в регионах франчайзинговые.

Только в московских кафе «АндерСон» сегодня проходит 250 детских праздников в неделю (180 из них – в выходные).

Что такое «АндерСон»? Как коротко, но емко описать концепцию сети? Прежде всего, это – измененная территория. Как Диснейленд, как отель Marriott. Закрывая за собой дверь кафе, посетитель оказывается в определенном мире, где у ребенка есть право на собственную «светскую» жизнь, а родители не испытывают чувства вины: мол, кто-то другой, а не он занимается ребенком. «АндерСон» – это театр, это продажа определенной атмосферы и впечатлений.

Как же рождается ощущение «правильного» места, где комфортно и детям, и родителям, где их понимают и ждут снова и снова?

Во всех кафе сети по-домашнему уютный, продуманный до мелочей интерьер. Но дело не только и столько во внешних атрибутах, «измененная территория» – это свод правил и стандартов обслуживания, это сформированные данными стандартами ожидания клиента.

На многое, что касается сервиса, Анастасию Татулову вдохновляют лучшие мировые отели. Например, ее любимый – Four Seasons.

Анастасия Татулова: «Фантастический уровень сервиса и чутья гостя (не знаю, как они это делают, но каждый раз для меня это волшебство): в отеле все, от клининга до официанта, знают, как тебя зовут… Чайнички с чаем, одетые в чехол, чтобы не остыли; устройство отеля от вида из окна каждого номера до удобства каждого лежака на пляже настолько продумано, что… В общем, впечатление рулит».

За годы существования компании в «АндерСоне» тоже продумали все: от туалетной комнаты до игровой, от закупок сырья до маршрута официанта из кухни в зал, от… Впрочем, давайте по порядку.

Компания с женским лицом

Весь топ-менеджмент «АндерСона» – женщины. Не то чтобы здесь действует гендерная дискриминация – нет, но такая картина закономерна.

Анастасия Татулова: «Девочки отличаются от мальчиков тем, что они не заняты завоеванием рабочего пространства. Они не тратят время на то, чтобы доказать друг другу, что они умнее, выше, сильнее и лучше всех остальных».

Кто они, основные соратницы Анастасии Татуловой?

Лолита Хайдарова, генеральный директор. Присоединилась к команде «АндерСона» почти в самом начале, в 2009 году, когда у Татуловой были производство и два кафе. Сначала отвечала за кейтеринг для первого корпоративного клиента, а еще у нее была задача ходить по пятам за сторонним менеджером, под руководством которого открывались новые кафе. Через некоторое время кафе стали открываться уже под руководством Хайдаровой, также она контролировала закупку продуктов для производства, проводила собеседования, отвечала за меню. В 2012 году Лолита Хайдарова возглавила компанию. Как-то раз Анастасия Татулова сказала про Лолиту Хайдарову, что она «как гирька на ногах». Что бы ни придумали предприниматель или другие члены команды, реализовать задуманное предстоит именно Лолите Хайдаровой.

Лолита Хайдарова: «Есть волшебник, а есть мастер. Вот я – мастер. Я делаю руками. Я, возможно, какие-то вещи не могу придумать, они мне просто не приходят в голову, но зато я человек, который методично идет и делает».

Екатерина Гамова, креативный директор. Екатерина Гамова – младшая сестра Анастасии Татуловой. До того как присоединиться к команде «АндерСона», продвигала в России водку «Мягков», а также продукцию московского винно-коньячного завода «КиН». Автор фирменной таблички «Дети, оставленные без присмотра, будут съедены или проданы в рабство» и всего корпоративного фольклора в «АндерСоне». «Разговаривающие» туалеты, полотенца, посуда – это все придумала Гамова.

На тарелках в «АндерСоне» написано: «Ложечку за маму, ложечку за папу. Так и ем за троих».

Табличка о детях, которые «будут съедены», появилась после того, как один ребенок провел в «АндерСоне» четыре часа, захотел к маме, но найти ее не удалось. Мама в итоге появилась, после шопинга, но прежде появился наряд полиции, вызванный сотрудниками кафе.

Предупреждение сработало, родители стали следить за детьми (во всех кафе есть мониторы, на которые выводится изображение из игровых). Но стоило это компании немало нервов. Точнее, не самой компании, а ее ярославскому франчайзи. Увидев табличку в кафе, одна из посетительниц обратилась с письмом к уполномоченному по правам человека по Ярославской области. Уполномоченный вынес постановление таблички снять. Несмотря на то что табличку сняли, дело было передано в прокуратуру и доведено до суда. И только мировой судья положила конец этому абсурду.

Вернемся к Екатерине Гамовой. Еще одна ее идея (совместная с руководителем творческого направления Мариной Михалевой) – это домовой, поселившийся в сети. Это реальный человек, который появлялся то в одном, то в другом кафе. Он мог усесться рядом с гостем, начать вязать носок, рассуждать о погоде, жаловаться на спину… Поначалу посетители слегка пугались его, но потом привыкли и даже стали интересоваться: в каком кафе домовой сегодня?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу