bannerbanner
Исповедник веры протоиерей Григорий Пономарев. 1914-1997 гг. Жизнь, поучения, труды. Том 2
Исповедник веры протоиерей Григорий Пономарев. 1914-1997 гг. Жизнь, поучения, труды. Том 2

Полная версия

Исповедник веры протоиерей Григорий Пономарев. 1914-1997 гг. Жизнь, поучения, труды. Том 2

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

(Читал: 21/IV-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Какую нужно иметь громадную личную ответственность за исполнение намеченных правил (режима): внутренне восчувствовать их святость, высоту, необходимость исполнения. Забыть думать, что это мое личностное, келейное дело. Нет, это сугубо общественное служение. Помни».

(Читал: 21/IV-88г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Надо оберегать себя от внутренней раздражительности, какими бы справедливыми причинами не оправдывалось последнее.

Всякое осуждение приносит внутреннее раздражение, возмущение. Берегись, чтобы этот грязный поток не залил бы душевной храмины, не заполнил бы ее противным духом равнодушия, беспечности, забвения духовных правил».

(Читал: ХI-1978г.; 14/V-86г.; 21/IV-88г.; 5/Х-88г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.; 20/V-96г.)

* * *

«Больших грехов мы боимся (сразу их делать), а когда они входят постепенно: по мелочам, по частям, – мы свыкаемся и не страшимся входить в общение со страшной бесовской силой».

* * *

«Не забывай, что тысячи злобных глаз устремлены на тебя. Это заставит тебя бодрствовать и понудит к внутренней защите и частому сердечному прошению о Божественной помощи. Призови с верою, и помощь придет».

* * *

«Как хорошо сохранять в тайнике души своей сердечное обращение ко Господу. Тогда так спокойно, тихо бывает, и вливается много светлой силы, энергии к духовному деланию».

* * *

«Враг делает свое дело – валит все, что попадется. Цель одна – заглушить, потушить только бы огонь ревности о страхе Божием и через то лишить духовной радости».

(Читал: 30/IХ-87г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/ХI-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.; 20/V-96г.)

* * *

«Каждый день приносит сражение, все не проходит бесследно. Насколько нужно быть осторожным!»

* * *

«О любви к ближнему спрашивай себя каждый день-час. Это главное – воспитать в себе любовь».

* * *

«Борьба с плотию – великая борьба. Требуется большая наблюдательность».

* * *

«Борьба: с плотью, миром и диаволом.

Жизнь свою представляй непрестанным сражением.

Смотри, когда, какие были битвы и какие понесены поражения. Будь наблюдателен за собой: над поступками, мыслями, над всей своей жизнью».

* * *

«Какая может посещать пустота душевная, какие возникают разные планы: появляется обидчивость, злопамятство, мщение (чем можно) за уязвленное самолюбие. Вот какая картина внутреннего состояния».

* * *

«Начинай наблюдать с мыслей своих – это особенно важно. Ведь малая порошинка, а выводит из строя глаз. Так и малое движение (внутреннее, с прослойкой самолюбия и превосходства) – мгновенно убивает духовное настроение.

А с маленького дойдешь и до большого. Замечай, как начнешь после этого (кажущегося маловажным) поступать и решать с встретившимся с тобой. Заметишь – был немилостивый, раздражительный, вспыльчивый, осудительный, многоречивый. Все это ярко бросается в глаза. А что еще глубже содержится, то и сам не видишь того…

Спаси и помилуй, Господи, от такого состояния. Страшно попадать в духовные штормы».

(Читал: 14/V-86г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

«Внутренняя смешливость… Исход – уныние, опустошенность душевная; нет молитвы, и нет желания и позыва к молитве».

* * *

«Бывает и так, что чувствуешь очень даже сильно душевную тяжесть, а помощи не требуешь, – все как мглой какой покрывается…»

(Читал: ХI-78г.; 19/III-90г.; 17/II-91г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Малейшие проблески мыслей должны быть взвешены, предусмотрены – к чему они могут привести».

* * *

«Постепенно создается духовный внутренний склад человека, который, прежде чем укрепиться, терпит большие неприятности».

* * *

«Часто печалимся, потерявши материальное нечто, а о большем, несравнимо ценнейшем, о том не печалимся».

* * *

«Празднословие, не имеющее ни конца, ни края…»

* * *

«Каждый день несет свой запас дел. Все уходит в вечность! Страшись быть немилосердным, немилостивым!

Если допущены были какие немилости, торопись покрыть их большими милостынями, чтобы просители там (в горнем мире – ред.) еще не успели подтвердить наше немилосердие. Страшно ведь! Нет мелочей в духовной жизни».

* * *

«Не гневайся ни на свои, ни на чужие промахи. И они нужны – смирить нашу гордыню».

* * *

«Слезно проси о выполнении намеченного; научись просить душевно и сосредоточенно. Требуется большая твердость, настойчивость – как крепость брать. Помни всегда о трудности».

* * *

«Убеждаюсь явно, как надо охранять плод молитвы. Помни, что после её совершения лукавый не потерпит всхода от духовного сеяния, воздвигнет большое гонение изнутри и от внешних. После молитвы всегда ожидай принять большое или малое духовное сражение в зависимости от горячности молитвы, от высоты горняго полета».

(Читал: 14/V-86г.; 19/III-90г. ; 17/II-91г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Учись молиться с верою – обретешь быстро плод молитвы».

* * *

«Всемерно держаться за установленный молитвенный порядок. Будешь, как в корыте: выпрыгнуть-то нельзя из него – правила держат (опыт).

А выпрыгнул, выбился из колеи… и пошел гулять. Такая гулянка дорого обходится. Тут и немощь телесная, и просто лень, уныние, полная апатия, все-все, что только может быть худого. Все, как репей, прильнет и так быстро и цепко ухватится, что не скоро отцепишься от него.

А внутреннее сознание своего непостоянства, нанесенного большого оскорбления, что променял духовную беседу-разговор! На что?

На пустословие, еду, на сон…

И что это все потом тебе принесло?

Одно только уныние и томление духа.

Но помни: чтобы восстать и войти обратно в колею, надо опять крепко-крепко от глубины души возопить:

«Боже, милостив буди мне, грешному!».

(Читал: 25/IV-90г.; 17/II-91г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Соблазны и дела плоти: прелюбодеяние, блуд, нечистота, идолослужение, вражда, ссоры, зависть, гнев, клевета, гордость».

* * *

«Твердо помни, что от Господа все исходит».

* * *

«Бойся гордости во всех ее проявлениях».

* * *

«Чтобы любить ближнего, надо изыскивать все средства и способы мягкого обращения с ним. Господи, помоги!».

* * *

«Приступая в молитве к обитателям горних обителей, надо с глубоким смирением сознавать свои слабости, немощи, и в то же время твердо понимать, что там – совершенная любовь, святость. Оттуда несомненно получишь поддержку-помощь».

* * *

«Всегда неизменно помышляй, что ты временный здесь посетитель. Туда перейдет весь твой внутренний облик, какой он был на сегодняшний день. Хорош ли?»

* * *

«Любовь – это соль, без которой не вкусны, не привлекательны и теряют всякую цену многие доброделания. Любовь – это основание, на котором строится духовное здание.

Дело сделанное, слово, сказанное по любви, оставляет большой аромат на многие часы, а может быть, и дни. Без любви не будет духовного делания».

* * *

«Когда, как говорится, и в двери, и в окна души лезут эти враги – помыслы, что надо делать?

Молиться душевно, сердечно, сосредоточенно, довести до точки живого общения с Господом. Предать себя всецело Господу.

“Да будет воля Твоя!” – внутренно пусть эти слова скажутся».

(Читал: 25/IV-90г.; 19/II-90г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Как осязательно чувствуешь последствия, бываемые от внутренней раздражительности, недовольства, душевной нерасположенности, своего якобы превосходства; ближняго же как бы глупости, неразумия… Все это, я говорю, ведет к полному уничтожению молитвенного строя (опыт).

Сам почувствуешь тогда после всего этого, куда девалась душевная теплота… – исчезла. Подобно тому, как холод и тепло вместе находиться не могут – одно должно вытеснить другое.

Вот как надо бережно относиться к своему внутреннему состоянию. Как только заметил внутреннее охлаждение к ближнему, проявленное в раздражительности или в чем другом, лишенном любви, быстро, немедля начинай воссылать из глубин душевных молитву о здравии и спасении тех, против которых восстал, хотя бы мысленно.

Мысленное умаление ближняго заменяй изысканием великих и славных дел его, даже тебе известных. Великая от этого польза».

(Читал: 19/III-90г.; 25/IV-90г.; 17/II-94г.; 18/ХI-94г.)

* * *

«Каждое знакомство, встреча – все должно быть направлено к духовным целям».

* * *

«О, эта льготность! Как она обманчива – скрытый опасный враг; под личиной дружества вонзает нож, отнимая все лучшее, дорогое, ценное!»

* * *

«Бойся, страшись льготности!

Страшно остаться у потухшего духовного костра! Сам замерзнешь и приходящих к тебе не согреешь добрым, ласковым словом, словом одобрения, словом жизни».

* * *

«Требуется много питать себя духовно, просто, можно сказать, ежечасно пополнять духовную сокровищницу. Большая работа!»

* * *

«Когда нет духа любви, тогда очень тяжело, душно-тесно. А когда луч хоть малой любви осветит, тогда не видно границ для доброделания – чувствуется легкость, возвышенность, горение духа».

* * *

«Привыкай наступающий день считать последним в своей жизни, а также каждую встречу, дело, разговор считай последним».

(Читал: 10/III-75г.; 10/Х-94г.; 18/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Как надо бояться погасить в себе искорку любви, страшиться малой раздражительности и даже внутреннего неудовольствия, потому что это вестники большой разрушительной силы. Они несут утрату душевного покоя и радости».

(Читал: 29/IV-90г.; 19/II-90г.; 18/ХI-94г.)

* * *

«Тело наше – бренная тяжелая одежда. Как мы холим эту одежду, которая разрушится! А часто при жизни не бережем ее – опять делаем ошибку. При здоровом теле много можно сделать добра».

* * *

«Как немного надо для того, чтобы нарушить в себе мирное настроение. Немного сказанного (одно слово с прослойкой смешливости) способно бывает нарушить доселе строгое, приподнятое духовное настроение.

Допущенная словесная болтливость служит причиной к душевной опустошенности, к потере духовного мира.

Как надо быть осторожным, – с простотой, доступностью сердечной сохранять большую строгость к себе.

Скуп на слова – внимателен к окружающим».

* * *

«Вот наука: как молиться?

Это отдать себя целиком и полностью со всеми своими мыслями-желаниями. Не должно быть двойственности. Молиться надо настойчиво, с благоговением и сердечным устремлением, полной отдачей себя, а не просто бы только с рук столкать».

* * *

«Воспитывай в себе чувство ничтожества, особенно при начале молитвы (опыт)».

* * *

«Льготность – очень большой и опасный враг. Допущение телесного покоя много повредит духовности. Ласково берет, но жестоко бьет. Очень опасный, ежечасно подстерегающий враг. Трезвись и бодрствуй!»

* * *

«Очень опасно питать и малые чувства неприязни к ближним. Они быстро вырастают и угнетают прежде всего самого себя».

* * *

«Одна духовная дочь поведала: “Помолилась «Богородице Дево», прочитала 500 раз, и ребенок (больной, расслабленный) стал здоровым”. Дивная сила молитвы».

* * *

«При больших душевных переживаниях происходит упадок телесных, а наипаче душевных сил. Необходима краткая, но проникновенная просьба молитвенная о помощи. Не случайно посещение таких ужасных душевных провалов! – дабы сочувствие, понимание иметь во всем к другим пловцам бурного жизненного океана, испытывающим эти состояния».

* * *

«Не нужно много открывать своих душевных тайников (в смысле – духовных советов). Это тоже неполезно. Говоришь на ветер, а себя через это обкрадываешь».

* * *

«Очень опасно заниматься осуждением когда-либо. Это грозит личным душевным опустошением. Вот и выбирай: полноту душевную или пустоту (опыт)».

(Читал: 10/Х-84г.; 21/ХI-94г.; 24/ХII-94г.)

* * *

«Не презирай человека, каков бы он ни был. Достаточно это допустить, как все пойдет вверх дном (опыт).

Большая сложность в этом – поднять на высоту уроненные авторитеты».

* * *

«Малейший изгиб, поворот душевный в сторону озлобления, в чем бы он ни совершался: словесно или мысленно, – приводит к разрушению и обнищанию духовному.

Малейшая немилость, нелюбовность сразу же скажется – почувствуется усталость: душевная и даже физическая. Все это приносит не радость и покой, а наоборот – тягость и раздражительность».

* * *

«Надо просто физически заставить себя молиться. Пусть вначале несвязно, запинаясь, даже падая. Невзирая на все это, веди свой разговор, свою беседу с горним миром».

* * *

«Лучше меньше посвящать других в личные приемы духовной работы. Больше развивать в себе молчание – дорогое (качество – ред.), подготавливающее к сосредоточенной молитве – отдаче себя».

* * *

«Надо быть очень крепким духом, несмотря на свои промахи-неудачи. Не падать духом, а молиться и просить; уметь просить с верой, не формально».

* * *

«Любовь все покрывает, не помнит зла».

* * *

«Очень важное наблюдение одной души-христианки: при крайнем телесном расслаблении, нежелании встать на молитву надо совершать истовое крестное знамение, да не один раз. После этого вливается большая духовная энергия, загорается желание молиться (христианский опыт наших дней)».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Молитва отредактирована по благословению Преосвященного Михаила, епископа Курганского и Шадринского.

2

Автор стихотворения И. С. Никитин

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6