bannerbannerbanner
Ключевые идеи книги: Смысл существования человека. Эдвард Осборн Уилсон
Ключевые идеи книги: Смысл существования человека. Эдвард Осборн Уилсон

Полная версия

Ключевые идеи книги: Смысл существования человека. Эдвард Осборн Уилсон

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Краткое содержание книги: Смысл существования человека. Эдвард Осборн Уилсон

Оригинальное название:

The Meaning of Human Existence


Автор:

Edward O. Wilson


Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw www.allmedialaw.ru

Человечество в космической перспективе

Эдвард Осборн Уилсон – выдающийся ученый, труды которого неизменно производят большое впечатление и на людей науки, и на широкую публику. Небольшую работу под звучным названием «Смысл существования человечества» он написал в возрасте 84 лет, уже отойдя от научной деятельности и полностью сосредоточившись на создании книг. В ней Уилсон суммировал свои философские позиции, выработанные за десятилетия активного интеллектуального поиска и блестящей научной карьеры.

Эдвард Уилсон стал специалистом по поведению муравьев в результате несчастного случая: повредив глаз и подвергнувшись тяжелой операции в возрасте восьми лет, мальчик вынужденно сосредоточил свое внимание на мелких объектах – и «проводил в наблюдении за муравьями и бабочками больше времени, чем любой другой ребенок». Человечество обязано этой случайности ценными открытиями: посвятив себя изучению муравьев, Уилсон не только открыл более 300 новых видов насекомых, но и заложил основы социобиологии, а увлекшись проблемой биоразнообразия Земли, создал теорию островной биогеографии, которая трактует закономерности исчезновения растений и животных на архипелагах и отдельных островах.

В своей самой философской работе «Смысл существования человечества» Уилсон как биолог и мыслитель осмысливает наш вид в контексте бесконечно разнообразного континуума, в котором человечество «выиграло в генетической лотерее». Человек предстает здесь как продукт биологической и социальной эволюции, пороки и слабости цивилизации получают генетическое объяснение, история познания себя и окружающего мира описана как цельный процесс, в котором сегодня наступает (должен наступить) еще один плодотворный этап – Новое Просвещение. Удивительная оптика этой книги заставляет посмотреть на человечество с двух очень разных ракурсов: с одной стороны, мы – всего лишь физически несовершенные, мелкие существа, населяющие периферийную планету в одной из галактик. С другой – самый могущественный на родной планете вид, который сумел построить цивилизацию и теперь должен нести ответственность не только за себя, но и за другие виды, населяющие Землю. Уилсон анализирует соотношение гуманитарного и естественнонаучного знания, рассказывает о биологических основах идеологии и объясняет, как и почему люди заняли уникальное место на планете. Условие нашего успеха как вида и надежда на светлое будущее заключается в способности действовать сообща и прогнозировать результаты своих усилий.

Эта блестящая, вдохновляющая книга поможет вам немного приподняться над обыденностью и с новым интересом и большей ответственностью взглянуть на родную планету – источник силы, радости и самой жизни.

Вглубь эволюции, вперед в будущее

Историю невозможно понять без доисторического периода, а его, в свою очередь, – без биологии. Стремительный рост этой науки сегодня ставит в центр внимания вопрос смысла существования человечества – и позволяет ответить на него с позиций науки XXI века.

Наш маршрут пройдет от возникновения человека как вида к месту, которое он занимает сегодня во Вселенной. Попутно мы затронем вопросы религии, социальной организации и попробуем понять, кто мы такие и куда идем – точнее, куда должны идти с точки зрения развития нашего вида и планеты.

Пользуясь словами Ницше, сегодня мы уже видим, «как начинают бледнеть радужные краски на крайних пределах человеческого познания и воображения», что означает закат искусства. Сегодня наука должна стать той базой, на которой художники и поэты заново обоснуют смысл существования человечества.

В обыденном языке «смысл» обозначает цель, цель предполагает наличие замысла, а значит, и создателя. Все религии убеждены, что и человечество в целом, и каждая личность существуют не просто так – у них есть цель. Наука, с другой стороны, находит смысл в самом существовании человека, в сумме причин и следствий, которые породили наш вид и определяют его существование.

Так же как отдельное действие человека осмыслено в обыденном значении, наша способность мыслить и принимать решения – это оправдание и смысл существования человечества как вида.

Человек умеет воображать сценарии будущего и сознательно выбирать свои действия, ведущие к тому или иному развитию событий. Как именно мы распорядимся этим тонким инструментом, зависит от того, насколько хорошо мы понимаем свою природу.

Уже сегодня перед нами стоит невероятно важный вопрос – о пределе вмешательства в человеческий геном. Технология дает человеку возможность взять на себя роль творца. Мы можем отказаться от естественного отбора и изменить самих себя по собственной прихоти: обзавестись большим объемом памяти, лучшим зрением, выдающимися атлетическими данными, способностью жить гораздо дольше, чем сегодня. Возможности выбора бесконечны – но что же нужно выбирать? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны понять философский смысл существования человечества. Ведь нам дана только одна планета, и выбор, который мы сделаем, отразится не только на нас самих, но и на всех обитателях Земли.

Загадка существования человечества

Современное состояние человека – продукт не только исторического периода (порядка шести тысячелетий цивилизации), но и гораздо более протяженного доисторического времени, когда наш вид обособился от других приматов и начал развиваться самостоятельно.

Биологи знают, что возникновение сложного социального поведения у людей происходило по тому же сценарию, что и у других эусоциальных видов – то есть тех, у которых существует разделение труда и репродуктивных функций, перекрывание поколений и совместная забота о потомстве.

Эусоциальность – чрезвычайно редкое явление: оно свойственно всего двадцати из сотен тысяч видов, населявших Землю в течение последних четырехсот тысяч лет. Эусоциальность встречается у четырнадцати разновидностей насекомых, трех видов обитающих в коралловых рифах креветок и лишь у трех видов млекопитающих – двух видов грызунов и собственно человека. С точки зрения эволюции эусоциальность возникла очень поздно: ее не было ни в палеозое (350–250 млн лет назад), ни в эру мезозоя (200–150 млн лет назад). Наши предки тоже миллионы лет развивались как одна из веток приматов, без признаков эусоциальности.

Очевидно, что эта продвинутая форма общественного поведения дает серьезные преимущества для выживания вида.

Суммарная биомасса всего двадцати родов эусоциальных муравьев превышает 50 % веса всех насекомых Земли (хотя их насчитывается около миллиона видов).

Необходимым этапом перед возникновением эусоциальности является обустройство гнезда для выращивания потомства и выделения особей, которые занимаются добычей пищи.

Около 2 млн лет назад далекие предки современных людей, травоядные австралопитеки, начали включать в рацион высокоэнергетическую животную пищу. Чтобы добыть этот широко рассеянный по территориям ресурс, из всех членов племени пришлось выделить охотников, которые могли охотиться далеко от дома, пока в стойбище в безопасности подрастало их потомство.

Организация первых стоянок первобытных людей дала мощный толчок развитию интеллекта, поскольку требовала возникновения сразу двух механизмов взаимодействия: соревнования и сотрудничества. Это напоминало непрекращающуюся игру в шахматы: люди учились вступать в альянсы, соперничать, оказывать услуги, предавать и обманывать, тренируя память, используя полученный опыт и прогнозируя последствия своих поступков. В современном мире механизмы взаимодействия приняли форму политики, творчества и других высокоинтеллектуальных видов деятельности, которые получили название «гуманитарного знания».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1

Другие книги автора