bannerbanner
Вина и ответственность в гражданском праве
Вина и ответственность в гражданском праве

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Анализ психики личности начинается с анализа «Я». Далее происходит анализ «Сверх-Я» и «Оно». «Бедному Я приходится нелегко, оно служит трем строгим властелинам, стараясь привести их притязания и требования в согласие между собой. Эти притязания все время расходятся, часто кажутся несовместимыми: неудивительно, что Я часто не справляется со своей задачей. Тремя тиранами являются: внешний мир, Сверх-Я и Оно. Если понаблюдать за усилиями Я, направленными на то, чтобы служить им одновременно, а точнее, подчиняться им одновременно, вряд ли мы станем сожалеть о том, что представили это Я в персонифицированном виде как некое существо. Оно чувствует себя стесненным с трех сторон, ему грозят три опасности, на которые оно, будучи в стесненном положении, реагирует появлением страха» 69.

Такие ученые психологии, как Пайерс и Сингер, разработали интересные положения развития вины и стыда согласно психоанализу. Если описать вкратце, то суть их исследований состоит в том, что вина возникает из-за столкновения «Ида» («Оно») и «Супер-Эго» («Сверх-Я»), о чем было указано выше. Стыд, по их мнению, возникает, когда личность осознает, что не может достичь нужных ей результатов, в виде поставленных для себя задач и целей, и ей (личности) приходится жить, так и не реализовав свое «Я» идеальное. Бессознательная, иррациональная угроза, то есть угроза «Оно» («Ид»), которая действует при стыде, – это угроза стать изгоем.

С другой стороны, вина возникает при пренебрежении признанными ценностями, стандартами поведения 70, так сказать при нарушении внутренней моральной конституции, носителем которой является «Супер-Эго». При этом побочным явлением выступает страх, как источник «Ид».


Философская трактовка вины и ответственности


В философии понятию вины свойственно абстрагирование и в большей степени вина в философии рассматривается в контексте ответственности. И вот с чем это связано. Во-первых, и вина, и ответственность в философии выступают как равнозначные категории, присущие личности. Другими словами, в схеме «вина – ответственность» в фокусе внимания находится именно понятие «ответственность», нежели в психологии, где категории вины уделяется первостепенное значение в силу известных причин, установленных выше. Во-вторых, ответственность в философии не представляется возможной в отрыве от виновности человека и наоборот, вина всегда «ответственна» (человек ответственен перед самим собой, перед другими людьми, перед Богом). И, наконец, в-третьих, и ответственность, и вина опосредуются соотношением свободы и необходимости.

Первые системные представления об ответственности как явлении, оказывающем свое известное влияние на жизнь человека в обществе, на межличностное взаимодействие, сложились еще в период Древней Греции. В античности человек рассматривался как существо (дитя) природы и космоса, и соответственно философия была космоцентрична. Для древнегреческих мыслителей основным этическим и правовым понятием в этот период выступала справедливость. Также немаловажное значение, по мнению философов, в характеристике поведения человека, имели такие понятия как: вина, причина, обязанность, долг, грех, проступок, кара, наказание. Родоначальник первой философской системы Анаксимандр объясняет даже движение и развитие материи «необходимостью и справедливостью» 71. В связи с этим философ делает акцент на следующем утверждении: «…от начала все вещи получают рождение и, согласно необходимости, уничтожение либо определенное время они претерпевают наказание и несут возмездие за взаимную несправедливость» 72.

Согласно мировоззрению другого греческого философа – Пифагора «самое мудрое – число». Вся вселенная по Пифагору строилась на числовых началах и их отношениях (сообразно матрице). Числа обладают особыми свойствами. Свойством некоторых чисел выступала также и справедливость.

Демокрит считал, что в людях надо воспитывать чувство долга и совесть. Долг для философа был высшим критерием нравственности. Демокрит высказывал мнение, что не из страха, а из чувства долга человек должен воздерживаться от дурных поступков. И по сей день, очень актуальны и полезны его советы: «дурного и не говори, и не делай, даже если ты один; научись стыдиться себя намного больше, чем других».

Впоследствии, в период средневековья взамен космоцентризма в философии утвердился теоцентризм, который установил «концепцию о предопределенности хода общественной жизни и человеческих поступков богом» 73. В это время утвердилась позиция, что «Бог был началом и концом всего». Вина и ответственность, и наложение их на человека предполагали божью кару за неугодные институтам религии действия и поступки, которые считались греховными. Только покаянием и смирением, путем обращения к Богу о прощении и искуплении грехов, по мнению церкви, можно было очиститься и заслужить божественную милость.

Новое время обозначило свои приоритеты в философии вообще, и в подходах к ответственности, в частности. Человек теперь стал центром и предметом изучения в философии и в науках. Философия стала антропоцентричной. В это время складывается классическая концепция ответственности. Субъект действия, проступка несет ответственность перед обществом за его негативные последствия (см. рис. 6).




Рис. 6. Ответственность индивида перед социумом

(источник фото: https://www.piqsels.com/ru/public-domain-photo-jqfzd с последующей переработкой автора)


Именно субъект, вступая в отношения, должен предвидеть последствия своих действий, а это приемлемо при полной его независимости и свободе. В новое время ответственность понимают светским образом в соответствии с юридическим мировоззрением 74.




Рис. 7. Общественная реакция на негативные последствия действий индивида

(источник фото: https://pixabay.com/ru/illustrations/включение-группа-2731343/ с последующей переработкой автора)


Позже некоторые позиции и положения этой концепции пересматриваются, и появляется неклассическая концепция ответственности, которая «ставит вопрос так: сумейте выделить ответственность всякого отдельного человека и подсчитайте ее. По результатам подсчета станет ясно, следует ли и в какой степени вознаграждать или же наказывать человека» 75.

В новое время появляется также и течение – индетермизм, которое отрицало причинную обусловленность человеческих действий исходя из концепций абсолютной человеческой свободы 76.

В западной психологии эти положения выразились в психоаналитической, бихевиористской и экзистенциально-гуманистических концепциях личности.

Согласно бихевиористскому подходу поведение человека определяется своими последствиями. Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от нее зависим; можно предположить, что вина является побочным фактором такого социального действия. Каждой ситуации, продолжают бихевиористы, соответствует определенное поведение, отсюда можно сделать вывод, что виновной ситуации человека будет соответствовать и виновное его поведение. Механизм поведения человека закономерно опосредован действием социальных и биологических факторов. Как справедливо замечают ученые, «биологическое в человеке – всего лишь предпосылка для его социального и духовного развития, то есть для того особого качественного явления, которое возникает лишь в условиях общественной практики» 77.

Экзистенциальные теории предполагают, что каждый неизбежно переживает вину, поскольку не раскрывает всех своих возможностей 78.

Интерес представляет психоаналитическая концепция ответственности и вины. Согласно классической теории психоанализа развитие ответственности и вины возможно лишь при условии сформировавшейся структуры личности (Ид – Оно, Эго – Я, Супер-Эго – Сверх-Я). Основные положения данной концепции нами были рассмотрены в предыдущей части.

Как мы можем видеть, философия не дает однозначного ответа на вопрос: что такое вина и ответственность?

Таким образом, можем предположить, что вина и ответственность в философии понимаются как категории этики и нравственности, отражающие особое негативное отношение общества к результату негуманного поведения человека, вследствие чего он находится в долгу перед Богом и обществом.

Кроме того, вина выступает, как явление психологическое и социоэтическое. Лишь после этого она «приобретает» свою правовую «окраску». Следовательно, приводя дефиниции вины в праве (неважно, в уголовном или гражданском), мы должны исходить из учета психосоциоэтических критериев в ее определении, то есть учета таких моментов в конструкции вины, как: психическое, либо волевое отношение к чему-либо и т. д. Игнорировать данные моменты не представляется возможным.

§ 3. Понятие и соотношение категорий воли, волеизъявления и интереса

Несмотря на психологическое содержание понятий «воля», «волеизъявление» и «интерес», все же, они имеют известное юридическое значение. Точнее, не столько сами эти понятия, а процесс и результат действий субъектов, опосредованных ими, которым дается соответствующая юридическая оценка. Тем не менее, при исследовании указанных категорий будем отталкиваться от их психологической природы, так как их носителем является человек, в первую очередь, как субъект психики, действиям которого впоследствии дается, как указано было выше, соответствующая правовая оценка.

Но прежде, полезно с научной точки зрения будет исследование этимологии данных понятий. При обращении к словарю В. Даля обнаруживаем следующие определения исследуемых понятий: «воля – данный человеку произвол действия; свобода, простор в поступках; отсутствие неволи, насилования, принуждения <…> » 79, а категория «интерес» формулируется как «польза, выгода, прибыль; проценты, рост на деньги <…> » 80. У другого ученого-лингвиста С. И. Ожегова значения этих понятий также приводятся, при том довольно расширительно толкуются. Как считает ученый воля понимается с двух точек зрения: воля как способность индивида реализовывать свои желания, цели 81 и воля как некое качество, характеристика состояния индивида «воля – свобода в проявлении чего-нибудь: дать волю своему чувству, взять-волю (почувствовать свободу в своих поступках, начать поступать своевольно) <…> » 82.

Предполагаем, что приводимая в первом случае формулировка С. И. Ожеговым, относится в большей степени к волеизъявлению, нежели к воле. Касательно же категории «интереса» ученый-лингвист выделял несколько значений этого понятия. Таким образом, понятие воли с этимологической точки зрения коррелирует с понятиями свобода, необходимость, желание.

В ракурсе же рассматриваемой нами проблематики интерес (как бы тавтологично это не звучало) представляет определение «интереса» через «выгоду, корысть (разг.): у него здесь свой интерес; играть на интерес (на деньги; устар.); действовать в интересах дела» 83.

В психологии понятие воли имеет различные аспекты формулирования и представляется неоднозначным, порой противоречивым объектом исследования данной науки, так как она не дает однозначного, общепринятого определения воли. Весьма красноречиво и даже эмоционально высказался о проблеме воли А. Р. Лурия: «Можно с уверенностью сказать, что ни одна из проблем психологии не скрывает в своей истории стольких ошибок, как именно эта проблема. Поистине, история изучения воли является историей заблуждений, а инвентарь современных психологических представлений о воле – грандиозным кладбищем ошибок, неясно поставленных проблем и свидетельством легкомыслия исследователей» 84. Как считал еще Декарт «воля – это духовное начало, способность души формировать желание и определять побуждение к любому действию человека, которое нельзя объяснить на основе рефлекторного принципа» 85. По мнению небезызвестного ученого-психолога С. Л. Рубинштейна волевое действие в «итоге есть действие сознательное, целенаправленное, посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» 86.

По мнению У. Джеймса воля представляет собой некую составляющую души, которой свойственно принимать решения и соответственно им действовать 87. По мнению Л. С. Выготского сущность воли заключается в овладении собой, своей мотивацией и психическими процессами 88. Между тем, Е. П. Ильин отмечает, характеризуя волевые действия, в качестве модификации случайных действий, отличающихся в своей динамике при стремлении к поставленной цели наличием волевого усилия 89. Как считает другой психолог А. Н. Леонтьев: «Волевой акт есть действие в условиях выбора, основанное на принятии решения» 90.





Рис. 8. Воля и выбор решения

(источник изображения: https://pixabay.com/ru/illustrations/решение-выбор-путь-дорога-1697537/)


Таким образом, из вышеуказанных психологических определений можно выделить ряд обобщённых критериев воли: 1) сознательность и целеустремленность; 2) необходимость выбора и принятия решения. И именно данные признаки воли станут основополагающим для последующего юридического анализа в настоящей работе категорий воли, волеизъявления и интереса в их взаимосвязи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Электронный ресурс // СПС «Консультант Плюс». URL: www.consultant. ru (дата обращения: 23.05.2020).

2

 Ст. 222 «Вина как условие ответственности за нарушение обязательств» Гражданского кодекса РСФСР // Электронный ресурс // СПС «Консультант Плюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 23.05.2020).

3

Joseph I. Kelly. Roman Law. The Catholic Encyclopedia, Volume IX, 2003. New York: Robert Appleton Company, 1910. [Online] Available from: URL: http://www.newadvent.org/cathen/09079a.htm (Accessed: 28.06.2020).

4

Римское частное право / под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 1996. С. 349.

5

Медведев С. Н. Римское частное право. Ставрополь, 2004. С. 130.

6

Медведев С. Н. Там же. С. 130.

7

Хвостов В. М. Система римского права. М. 1996. С. 192.

8

Римское частное право / под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 1996. С. 349.

9

Хвостов В. М. Указ. соч. С. 192.

10

Joseph I. Kelly. Roman Law. The Catholic Encyclopedia, Volume IX, 2003. New York: Robert Appleton Company, 1910. [Online] Available from: URL: http://www.newadvent.org/cathen/09079a.htm (Accessed: 28.06.2020).

11

Хвостов В. М. Указ. соч. С. 192-193.

12

Медведев С. Н. Указ. соч. С. 130.

13

Медведев С. Н. Там же. С. 130.

14

Хвостов В. М. Там же. С. 192-193.

15

Joseph I. Kelly. Roman Law. The Catholic Encyclopedia, Volume IX, 2003. New York: Robert Appleton Company, 1910. [Online] Available from: URL: http://www.newadvent.org/cathen/09079a.htm (Accessed: 28.06.2020).

16

Бычкова Г. П. Развитие положений римского частного права о вине в российском гражданском праве // Сибирский юридический вестник. 1992. № 2 (5). С. 35-39.

17

Римское частное право / под ред. И. Б. Новицкого и И. С. Перетерского. М., 1996. С. 349.

18

См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. 1. Общие положения. М: Статут. 2002.

19

Шершеневич Г. Ф. Учебник русского гражданского права. С-Пб., 1907. С. 571-572.

20

Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 572.

21

Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 572-573.

22

Герценберг В. Э., Перетерский И. С. Обязательственное право. Книга IV ГУ. Проект, внесенный 14.10.1913г. в ГД. С-Пб., 1914. С. 19.

23

Герценберг В. Э., Перетерский И. С. Там же. С. 19.

24

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 735.

25

Статья 222 Гражданского кодекса РСФСР от 1964г. // СПС «Консультант Плюс». URL: www.consultant.ru (дата обращения: 23.05.2020).

26

См.: Матвеев Г. К. Вина в советском гражданском праве. Киев, 1955. С. 178.; Иоффе О. С. Обязательственное право. С. 128.

27

См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 739-751.

28

Матвеев Г. К. Основания гражданско-правовой ответственности. С. 182-183.

29

Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 749.

30

Агарков М. М. Обязательство по советскому гражданскому праву. С. 145.

31

Агарков М. М. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2002. С. 252-253.

32

См.: Малеин Н. С. Правонарушение: Понятие, причины, ответственность. М.: Юрид. лит., 1985. – 192 с.

33

Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения / по ред. Н. П. Дубинина, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцева. М., 1989. С. 95.

34

 Шипунова Т. В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социологические исследования. 2004. № 12. С. 109.

35

Шипунова Т. В. Там же. С. 110.

36

Шипунова Т.В. Там же. С. 111.

37

Шипунова Т. В. Там же. С. 111.

38

 Ваничкин Д. Е. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (на материалах Ставропольского края): дисс. … кандид. юрид. наук. Ставрополь, 2004. С. 55, 83.

39

Данные официальной статистики по уровню преступности в РФ // Электронный ресурс // https://www.fedstat.ru/indicator/58923 (дата обращения: 23.05.2020).

40

Прим.: В рамках данных статистических расчетов не принимается во внимание так называемая «латентная преступность», ибо не имеется достоверных данных по числу таких преступлений, совершаемых в год, в связи с чем уровень латентной преступности в рамках данного исследования отнесен к погрешности вычислений.

41

Даль В. Толковый словарь великорусского языка, в 4 томах. Т.1. М., 1995. С. 204-205.

42

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986. С. 71-72.

43

Даль В. Там же. С. 204-205.

44

См.: Рецензия П. С. Дагеля на монографию Б. С. Волкова «Проблема воли и уголовная ответственность // Советское государство и право. 1966. № 8. С. 140-141.

45

Изард К. Эмоции человека. М. 1980. С. 370.

46

Изард К. Там же. С. 371.

47

Цитата Осьюбела в работе Изарда К. Эмоции человека. С. 371.

48

 Трунов Д. Г. Гуманистическая психология и массовое сознание // Электронный ресурс // http://hpsy.ru/public/x035.htm (дата обращения: 23.05.2020).

49

Трунов Д. Г. Гуманистическая психология и массовое сознание // Электронный ресурс // http://hpsy.ru/public/x035.htm (дата обращения: 23.05.2020).

50

Изард К. Там же. С. 373.

51

Цитата Осьюбела в работе Изарда К. Эмоции человека. С. 372-373.

52

Александер. Заметки об отношении комплекса неполноценности к комплексу вины (1938) // Электронный ресурс // http://azps/ru/articles/soc/soc164.html (дата обращения: 20.05.2005).

53

Изард К. Там же. С. 373.

54

Изард К. Там же. С. 373.

55

Изард К. Там же. С. 373.

56

Гантемирова Ф. А. Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей (XVIII в. – первая половина XIX в.): дисс. … кандид. юрид. наук. М., 1972. С. 93.

57

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Т.1. М., 1997.

58

Хорни К. Там же. С. 456.

59

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 353.

60

Mosher D. L. The interaction of fear and guilt in inhibiting unacceptable behavior. – Journal of Consulting Psychology, 1965, 29,161-167, Mosher D. L. The learning of congruent and noncongruent social structures. – Journal of social Psychology, 1967, 73, 285-290, Mosher D. L. & Mosher J. B. Guilt in prisoners. – Journal of social Psychology, 1967, 23, 171-173.

61

Изард К. Указ. соч. С. 395.

62

Столяренко Л. Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону, 2000. С. 60.

63

Freud S. Gesammelte Werke. Bd. 1-17. L. Frankfurt, 1940. P. 268.

64

Freud S. Op. cit. P. 269.

65

Freud S. Op. cit. P. 273.

66

Freud S. Op. cit. P. 268-273.

67

См.: Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. М., 1989. – 456 с.

68

См.: Фрейд З. Там же.

69

Фрейд З. Там же.

70

Изард К. Указ. соч. С. 378.

71

См.: Цитата Анаксимандра в работе: Муздыбаев К. Психология ответственности. Л., 1983. С. 19-20.

72

Муздыбаев К. Там же. С. 20.

73

Муздыбаев К Там же. С. 19.

74

Канке В. А. Основы философии. М., 2000. С. 154-155.

75

Канке В. А. Там же. С. 154-155.

76

Муздыбаев К. Указ. соч. С. 20.

77

Генетика, поведение, ответственность … С. 333-334.

78

Изард К. Эмоции человека. М., 1980. С. 397.

79

Толковый словарь В. Даля. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=3639 (дата обращения: 15.10.2019).

80

Толковый словарь В. Даля. URL: http://slovardalja.net/word.php?wordid=11718 (дата обращения: 15.10.2019).

81

Толковый словарь С.И. Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=3741 (дата обращения: 15.10.2019).

82

Толковый словарь С.И. Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=3742 (дата обращения: 15.10.2019).

83

Толковый словарь Ожегова. URL: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=10008 (дата обращения: 15.10.2019).

84

Лурия А. Р. Природа человеческих конфликтов. М.: Когито-Центр, 2002. С. 476.

85

Цит. по Иванникову В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. CПб.: Питер, 2006. 208 с.

86

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. С. 602.

87

Джеймс У. Воля // Общая психология. Тексты. Т. 2. Субъект деятельности. Кн. 1. / под ред. В. В. Петухова, Ю. Б. Дормашева, С. А. Капустина. М.: УМК «Психология»; Московский психолого-социальный институт, 2002. С. 597 – 614.

88

См.: Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с.

89

Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. С. 47.

90

 Леонтьев А. Н. Психология воли // Электронный ресурс // URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/psihologiya-voli-a.n.-leontev (дата обращения: 16.10.2019).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4