bannerbanner
Стержень. 150-дневный челлендж
Стержень. 150-дневный челлендж

Полная версия

Стержень. 150-дневный челлендж

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Стержень

150-дневный челлендж


Шамиль Арсланов

© Шамиль Арсланов, 2021


ISBN 978-5-0051-2276-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вместо введения

Успех – понятие размытое, абстрактное. Для кого-то это вилла в Лос-Анджелесе, жена из числа красивейших моделей, огромный доход и подтянутое тело; в то же время, для другого это спокойная и тленная жизнь в храме или монастыре без беспокойств и тревог. Многообразие подходов к понятию успеха сложно переоценить, но их объединяет одна невероятно важная черта – соответствие желаний, поступков и результата.

Если вы желаете стать монахом, но работаете, пускай и за большие деньги, в офисе, то вы неуспешны и несчастливы. Другое дело, когда человек желает быть богатым, и богатым становится – в нем более остальных проявился инстинкт доминации, а бизнес всецело этот инстинкт покрыл. Такой человек будет весьма успешным и счастливым в сравнении с остальными.

Становясь взрослее, мы все более отчетливо видим собственные жизненные ориентиры и ценности, потому проблем с выбором вектора пути возникать не должно. У нас есть карта от точки A до точки B, но родились мы инвалидами без ног и без рук. Какие средства будем использовать, чтобы добраться до цели?

На электрической коляске с голосовым управлением, в принципе, можно прокатиться, если это путь от вашего дома до ближайшего супермаркета. Если это путь от дома до дачи – можно попросить родственника вас довезти. Но что если это путь на противоположную точку земли, другой планеты, вселенной? Вектор жизни и является этой самой точкой. Ни на машине, ни, тем более, пешком, до этой точки мы не доберемся. Нужен реактивный самолет либо космическая ракета.

Мы слышали множество историй успеха, где люди дают эти самые «космические ракеты». Большинство говорит о стартовом капитале, харизме, физическом устройстве или связях во власти. Но мы солжем, если скажем, что люди со связями, харизмой, капиталом не банкротились и не совершали самоубийства, имея прежние инструменты в избытке. Тут нужно нечто иное, ведь все эти методы – эмуляция, картонный самолет. Он развалится либо на земле, либо где-то в воздухе. Желателен, естественно, первый исход. Понять, что наши средства не работают лучше на земле, не взлетая.

В таком случае, спросит читатель, есть ли вообще хоть какой-то универсальный метод, что будет гарантировать успех в жизни? На его вопрос я отвечу утвердительно: да, есть, об этом «гене», об этом «навыке» и пойдет речь в данной книге. Он настолько велик и незаметен, что многие попросту забыли о нем, поставили в самый отдаленный угол собственной интеллектуальной кладовки (или сортира, у кого как…).

Этот «ген» имеет каждый человек, у кого-то он развит менее явно, у кого-то – более. Однако каждый может увеличить его ресурс в несколько десятков раз; говорю без преувеличений, основываясь на личном опыте. Имя этому великому качеству нашего мозга – сила воли!

Я всегда удивлялся ресурсом нашего тела, мозга; восхищался тем, как далеко мы ушли от животных, птиц, насекомых в эволюционном развитии. Только представьте: вся жизнедеятельность куриц, кошек, собак, черепах и тд, и тп, основана на примитивных инстинктах, заложенных в их лимбическую систему. Абсолютно все действия, что они совершают, диктуются им только лишь их инстинктами!

Человек в процессе миллиардов лет эволюции получил великий подарок судьбы – возможность мыслить вне инстинктов, преодолевать порывы своего животного начала и основываться на сугубо рациональном, человеческом в противопоставление инстинктивному. Самураи, что проделывают сэппуку; участники ВОВ, что бросались под танки и закрывали своими телами амбразуры ДОТов; ультрамарафонцы, что пробегают 200—300 километров в день – все эти люди в высшей степени научились преодолевать собственные инстинкты своей рациональной сущностью.

Наша воля велика. Вспомним спартанцев. Вместе с природным отсутствием страха, эти люди проходили серьезную подготовку, значительно увеличивая ресурс воли. После 7 лет их отдавали в казармы, без одежды и почти без еды. Они тренировались с утра до ночи, а все конфликты поощрялось решать в ходе драк. Они спали на твердом полу, а ели черную похлебку из свиных ног, чечевицы и воды. К 17 годам они проходили финальное испытание: их били мокрыми розгами в храме артемиды и они не должны были издать ни звука, если не желали позора для всей своей семьи.

Спартанцы проходили самые серьезные испытания еще до начала войны, потому война для них представлялась блаженным раем. Пройдя прежние испытания воли, на войне они чувствовали себя как дома. Это уже не было для них зоной дискомфорта. Они были готовы ко всему.

Дело было в 480 году до нашей эры. Царь Леонид на собрании греческих независимых государств объявил, что приведет свое войско для сражений с персами. К несчастью, совет старейшин Спарты запретил Леониду брать на войну регулярную армию. Несмотря на отказ, Леонид не повернул назад, он сказал: «Я дал слово грекам привести войско. Но я не говорил о его численности!». С дружиной в 300 человек, он пошел против армии Ксеркса, что насчитывала более 100 тысяч!

До места сражения Спартанцы шли два дня и две ночи, зная, что никто из них не останется в живых. Они победили смерть еще тогда, улыбаясь и смеясь. Леонид острил: «Друзья, кушайте как можно больше. В следующий раз будем ужинать уже в царстве мертвых». Ночью они построили каменное убежище. На следующее утро началось первое сражение: с одной стороны было 20-ти тысячное войско Персии, с другой – войско Спарты из 300 человек! Вопреки всему, Спартанцы перехватили инициативу. Войско персов отступало!

Леонид отказался от переговоров о сдаче, и взбешенный Ксеркс направил свою элитную гвардию «бессмертных», чтобы сломить спартанцев. Но ими была одержана новая победа, которая еще сильнее укрепила их дух. Только предательство предрешило смерть этих бесстрашных людей. Местный житель из страха показал Персам обходной путь, и те совершили неожиданный удар, полностью уничтожив не сдавшихся и не сломленных спартанцев.

Инстинкт самосохранения, страх перед смертью – разве не это первично? Разве не об этом мы слышали на уроках биологии, как о том, чего нельзя преодолеть? Как оказалось, можно и даже нужно. Воля или, изъясняясь наукой, префронтальная кора имеет неограниченные ресурсы, предел которых не достиг ни один великий человек за всю историю нашей планеты, а мы – подавно. Развивая нашу префронтальную кору, мы подавляем импульсы нашего животного, лимбического отдела мозга. Мы не будем поддаваться эмоциям, инстинктам, деструктивным желаниям, если наша воля будет развита хотя бы в несколько раз лучше, чем у среднего человека.

Почему я мгновенно отмел связи, подкаченное тело, деньги, как образующий фактор успеха в жизни человека? Потому что все это не ведет к непосредственному факту успеха, а является лишь следствием в некоторых исключительных случаях. Имея капитал, связи, тело, люди также кончали жизнь самоубийством, загнанные в серьезные и непроходимые ловушки бытия.

Но что есть воля? Воля есть то, что образует наше умение добиваться цель. Развитая воля = развитый аппарат мышления, ведь проистекает все из префронтальной коры, из подавление животного человеческим, нерационального рациональным, эмоционального осмысленным.

Человек, имеющий волю, добьется успеха в любом случае. Любые трудности он преодолеет, любые проблемы – решит. У него есть цель, и он знает о неограниченности собственных ресурсов, потому он и будет идти до конца, добиваясь достижения своей цели любыми методами! Никакие сложности не станут для него причиной отступления, ведь он знает, что это лишь жизненные испытания, что сделают его еще сильней и самоотверженней.

Воля позволяет человеку без сторонней помощи прийти к стоицизму: к признанию испытаний – высшим благом для развития в человеке его истинно-рациональных качеств. Воля позволяет человеку забыть о переносе ответственности: если я чего-то хочу, но не достигаю этого – это сугубо моя личная проблема. Воля позволяет человеку совершенствоваться, не оглядываясь на примитивные животные удовольствия. Наконец, воля позволяет поставить верную цель и найти действия, что будут способствовать её достижению. Если бы меня попросили вынести самое важное качество человека – я бы без раздумий указал на волю. Это книга – ода нашему мозгу, нашим неограниченным способностям. Я не перестану восхищаться им, не перестану его лелеять.

К сожалению, в последние две тысячи лет, вместе с развитием технологий и «однозначно-трактуемым» прогрессом, появилось множество деструктивных факторов воздействия.

Телевизоры, газеты, СМИ всецело удовлетворяют нашу потребность в информации о мире вокруг, нам не нужно вставать и идти к соседям в попытке узнать что-то новое, мы просто открываем гугл и получаем такую дозу информации, что нашим предкам даже и не снилась.

Огромное количество продуктов с высоким содержанием быстрых углеводов (батончики с сахаром и какао, бургеры и тд, и тп) вытеснило нашу потребность в еде, и, как следствие, искоренило развитие важных и полезных навыков, что мы вырабатывали в охоте и собирательстве.

Наконец, половая потребность полностью удовлетворяется порнографией, ввиду того, что наш мозг не видит никакой разницы между реальным актом совокупления и виртуальным.

Что получаем? Важнейшие инстинкты выживания и размножения уходят в небытие, ведь все наши первичные потребности удовлетворяются без особых усилий. Все это порождает элемент дофаминовых дыр, ям. Между нейронами создаются важнейшие связующие – синапсы. Связь между нейронами закрепляется за счет нейромедиаторов, что передают к шипикам синапса ту или иную информацию. Закрепление действия с удовольствием порождается непосредственно серотонином и дофамином. Для более полного объяснения прибегну к визуальной демонстрации. Ниже приведен рисунок дофамина у человека, что освоил методы волевого контроля. Он здоров.



Как видим по рисунку, его среднее настроение – позитивно и все итерации направлены лишь увеличивают уже имеющийся уровня счастья. Он получает различные удовольствия, но все они привязаны к действиям и потому не обособляются дофаминовыми ямами. Но что происходит с теми, кто эксплуатирует легко вызываемое удовольствие? Давайте вновь обратимся к иллюстрации.



Для примера представим в роли подобной деструкции сахар. Человек начинает обжираться им и в какой-то момент понимает, что настроение без сахара – значительно ниже нормы. Он связывает на уровне нейронов, что удовольствие=сахар, начиная употреблять сахар в еще больших количествах. Чувствительность рецепторов снижается еще сильнее и теперь доза сахара приносит еще меньше удовольствия.

Через некоторое время, человек станет употреблять сахар не ради удовольствия, а ради нейтрального состояния жизни. Еще через время, человек станет употреблять сахар, чтобы из негативного состояния войти в чуть менее негативное. Так и возникают дофаминовые дыры, а вслед за ними – не только низкий уровень воли, но и неуспешность во всех остальных сферах жизни. Организм регулирует политику тела. В древности, несколько миллиардов лет назад, сахар ценился весьма высоко ввиду своей высокой калорийности, но теперь мы не испытываем большой потребности в выживании и организм снижает чувствительность при постоянном поступлении элемента удовольствия без какой-либо подпитки действием.

Древние люди могли съесть разом несколько сладких фруктов, но, во-первых, сладость тех фруктов была более естественной ввиду отсутствия селекции, во-вторых древние люди делали столь много физической работы, что все калории сжигались моментально, в-третьих, подобные фрукты были редкостью и, вследствие этого, не провоцировали негативные последствия, связанные с понижением чувствительности.

С этого момента, обозначу свое личное определение воли. Воля – умение отказываться от желанного, но вредного; умение делать нежеланное, но полезное. У воли есть собственные философские течения, что формализуют ее в сотнях категорий и критериев. Нам будет достаточно самого основного.

Следствием преобладания воли над животным станет здоровая система подкрепления и победа человека над рептилией. Инстинкты должны контролироваться сознанием, мозгом, не иначе. В противном случае мы перестанем отличаться от животных, ведь наше главное преимущество пред ними – развитая префронтальная кора. Увлекательное путешествие в мир воли мы начнем с теоретической части, а закончим практической.

1. Воля и методы ее развития у индивида

Великое благо воли проявляется лишь в случае ее осознанного развития. Индивид должен понимать все великие преимущества аппарата воли, который даровала ему природа; индивид должен осознавать, что он вправе властвовать над инстинктами и управлять собой и собственными решениями; что он выше животных хотя бы лишь в этом умении. К несчастью, волю нельзя развить раз и навсегда. Она должна тренироваться и улучшаться всю сознательную жизнь, пускай и с допущением периодических этапов отдыха, разгрузки. Развитие воли бывает четырех форматов: осознанное, стихийное, принудительное и смешанное. Остановимся и разберем подробно каждый.

1.1 Стихийное развитие воли

Первое, что мы с вами разберем – стихийное развитие воли. Это самый примитивный и первичный подход, что был у наших с вами предков – homo habilis. В древнейшем мире такой подход безусловно преобладал над остальными. Человек был вынужден встать с земли и охотиться, рыбачить, собирать. Он не мог отдыхать, потому что в таком случае он бы банально умер.

Стихийное развитие воли – развитие, которое не требует должных усилий и размышлений. Ты идешь и делаешь это, потому что нет иных вариантов. Отключили электричество и интернет – прекрасно, остается лишь почитать книгу при свете свечи. Чем сильнее к нам подбирается прогресс, тем меньше стихийного развития в нашей жизни.

Корпорации стремятся полностью обесточить ресурс стихийности воли, она не выгодна им. Безвольное стадо значительно более платежеспособно. В предыдущей книге я демонстрировал ярчайший пример этого – для систематизации наших мыслей нам позарез нужен период «скуки» и «ничегонеделания», но ныне – скуку не испытывает почти никто…

В большой очереди мы достаем телефон и играем таймкиллеры, смотрим видео на ютубе, звоним друзьям – делаем все, что угодно, лишь бы не остаться наедине с собственными мыслями. Мы патологически убиваем собственный мозг, нагружая его мусором. Он не успевает восстановиться и отфильтровать по уровню важности поток информации, уничтожая все больше и больше и ослабляя ресурсы долговременной памяти.

Стихийное развитие воли более характеризуется бытом 15—20 века в центральной Европе. Большинство имело возможность получить достойное образование, отсутствие информационного мусора и развитость книгопечатания влекли за собой повышение грамотности. Все это было стихийным и не осознанным развитием воли, ровно как и быт древних людей. Чтобы прочесть труд популярного философа, они прилагали не слишком много усилий, это было для них простым и интересным занятием. Рецепторы были в норме, а волю развивали еще с детства.

Стихийный подход не имеет под собой никакой базы размышлений и, как правило, возникает случайным образом. Потому в случае серьезных жизненных передряг и проблем, а также наличии большого ассортимента деструкций – развитие воли прекращается и начинается ее постепенная деградация.

Этот подход стоит применять только при осознанном изменении места дислокации, но делать его опорным – большая ошибка.

1.2 Принудительное развитие воли

Принудительное развитие воли характеризуется поздним периодом эволюции человека, последними 3—4 тысячами лет. Принудительным он является ввиду ложной дихотомии между развитием воли и наказанием.

Когда мама запрещает ребенку есть больше одной конфеты в день – она развивает его волю принудительным образом. Когда спартанцев забирают в казармы после 7 лет и заставляют спать на твердом полу, искать пищу на охоте – их волю также принудительно развивают. Нет никакой действительной необходимости в охоте и запрете конфет, но она исходит из ложной дихотомии, давая воле не менее серьезный импульс развития.

Призыв индивида в армию является также принудительным методом развития воли. Можно привести множество примеров этого метода развития, но стоит отметить его главный минус – наиболее нестабильную из всех организацию, отсутствие базы размышлений и, как следствие, лишь временное улучшение результатов, при деградации в дальнейшем. После того, как человек возвращается из армии – он забрасывает ежедневные пробежки и здоровое питание, уверен, это подтвердит каждый. Точно также, школьник, которого заставляли учиться на отлично и читать по 2 часа в день, после того, как покинет родительский дом – станет невероятно быстро деградировать, в виду полной вседозволенности.

Стихийная развитость воли, например, имеет небольшие рычаги закрепления, ведь зиждется она на работающем принципе: необходимость-действие-результат. Homo habilis желает есть – он убивает оленя и покрывает инстинкт выживания. Но что происходит в ходе принуждения? Результат либо отсутствует вовсе, либо связывается с тем, что индивиду абсолютно не нужно.

Ребенок, по принуждении родителей, читает книги два часа в день, развивая грамотность и интеллект. Но нуждается ли он в свои 8—9 лет в интеллекте и грамотности? Если он коммуницирует с дворовыми разгильдяями, то напротив! Они убедят его в том, что он станет ботаником и не будет способен дать сдачи на улице. Таким образом, ребенок будет читать книги, в голове представляя негативные следствия этого занятия.

Развивается ли у него воля? Безусловно, притом, вероятно, быстрее и стабильнее чем у других. Но что случится, когда ему исполнится 18 лет? Он поступит в университет и постарается как можно быстрее съехать от родителей. Тогда и начнется то, от чего они его так оберегали.

Если все сложится неплохо, то он просто пристрастится к тленному и не совсем вредному – начнет пить пиво, играть компьютерные игры, смотреть инстаграм часами. Иногда все складывается плохо и человек подсаживается на сильнодействующие наркотики, скатываясь на дно общества. Как бы то ни было – если на стихийном методе развития воли можно основывать свою жизнь, то на методе принуждения этого делать не стоит ни при каких обстоятельствах!

1.3 Осознанное развитие воли

Вот мы и подошли к тому, чего так долго ждали! Вишенка на торте – осознанное развитие воли – представляет собой полностью контролируемый внутренним сознанием ряд действий по улучшению собственного волевого аппарата. Осознанное развитие воли исключает любое внешнее принуждение и любую стихийную вариабельность.

Наш осознанный отказ от курения, сахара, алкоголя, хлеба из пшеничной муки. Наши попытки закрепить полезные привычки в жизни, наши волевые марш-броски, недели без еды и марафоны, челленджи и прочее – все это представляет собой метод осознанного развития воли.

Осознанное развитие воли весьма шатко на первичных этапах введения и эксплуатации. Оно нуждается в серьезных наработках опыта и размышлении о смысле отказа/действия. Мы должны плотно разобраться в вопросе и дать ответ на все то, что у нас спрашивает наше сознание. Только так мы сможем добиться закрепления в действии осознанного метода развития воли.

Несмотря на шаткость метода на первичных этапах, при наличии внешних раздражителей он единственный, кто сможет ответить на вопрос – почему «нет» и почему «да». Люди, что практиковали лишь стихийный и принудительный метод развития воли при виде сахара съедят его не думая. У них нет никаких вопросов и нет никаких ответов. Их воля развита, но она не знает, когда ей стоит работать.

Люди с осознанием собственного подхода к воле с легкостью смогут давать ответы на внутренние вопросы. При виде сахара, они напомнят себе еще раз о его вреде для системы подкрепления и инсулиновых рецепторов. На приглашение друга на алко-пати – они дадут строгий отказ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу