bannerbanner
Психика на гарантии. Самое простое руководство по устройству, уходу и применению
Психика на гарантии. Самое простое руководство по устройству, уходу и применению

Полная версия

Психика на гарантии. Самое простое руководство по устройству, уходу и применению

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

Какого бы уровня сложности не была ситуация – в любом случае, пока она существует, она требует решения. Если не решить маленькую проблему, в душе останется чувство дискомфорта, а если не решить большую – там останется травма.

Правда, далеко не всегда можно изменить внешние обстоятельства. Но в наше время, наверное, даже самые невежественные люди слышали, что кроме внешних обстоятельств существует внутреннее отношение к ним, которым можно как угодно манипулировать.

То, как человек решает свои психологические проблемы, во многом зависит от мировоззрения, врожденных и приобретенных способностей психики, темперамента, типа личности и уровня психического самоуправления.

Тем, у кого психика работают сбалансированно, в соответствии с грамотными алгоритмами, удается быстро и без ненужных потерь восстанавливать душевный комфорт. Такие люди без особого труда находят новую работу, мирятся с друзьями, приспосабливаются к условиям любого государства и живут в свое удовольствие, даря радость себе и окружающим.

Но люди, у которых восстановительные механизмы барахлят, могут затягивать процесс решения проблемы надолго, постепенно превращая его в психологическое расстройство: например – в невроз.

Вы наверняка знакомы с теми, кто находятся в состоянии постоянного конфликта с кем-нибудь. Они вечно негодуют, ворчат, кого-то обвиняют, жаждут справедливости, и считают своим долгом непременно довести дело до конца, чего бы это им не стоило. Они часто так и поступают, и тогда это «доведение дел до конца» стоит им колоссальных потерь здоровья – порой доходит даже до инфаркта и инсульта.

Помните историю о царе Пирре, победившем римлян, но положившем при этом все свое войско? Именно так безрассудно поступает тот, кто добивается справедливости любой ценой. Как по-вашему, оправдана ли такая пиррова победа? Разумно ли, когда человек, пусть даже по объективным причинам утративший жизненный комфорт, собственными усилиями делает свою жизнь еще менее приятной? Его душа и без того пострадала, а он эти страдания только усугубляет. Добровольно и осознанно!

Что-то тут не так. Вам не кажется? Разве природа создала человеческую психику для того, чтобы приносить ее в жертву? Нет, она служит другой цели – защитной. Она способна учиться, проявлять смекалку, умеет делать жизнь лучше и получать от нее удовлетворение. Как вы помните, об этом позаботилась эволюция.

Более того, в конечном счете, психика и сама является ценностью и мерилом человеческой жизни. Правильное ее использование делает человека счастливым и успешным. Но человек, не осознающий ее значения и не имеющий навыков ухода за ней, способен безжалостно ее угробить.

Я ни в коем случае не говорю, что в сложных ситуациях надо промолчать, перетерпеть, переждать и ценой уступки сберечь нервы. Отступление – далеко не единственная альтернатива победе любой ценой. И человек, изменивший взгляд на отношения с людьми, научившийся контролировать свою психику и освоивший правила эффективного поведения, хорошо это понимает.

Вместо того, чтобы биться лбом о стену, надо учиться искусству самоуправления. «Успокойся и подумай» – это элементарная истина, но многие люди – заложники собственного мировоззрения, которое запрещает им уступать, быть излишне вежливыми, демонстрировать слабость и нерасторопность, проявлять гибкость. Их принцип – «на меня где сядешь – там и слезешь» или что-то близкое к этому. А в конечном итоге – ишемическая болезнь сердца со всеми вытекающими последствиями. Вопрос: уважает себя отчаянный поборник справедливости или нет? Да нет же, и более того – он лишает себя естественного права на душевный комфорт. В итоге вся его жизнь – сплошная психологическая проблема.

Как люди попадают в эту ловушку?

Чаще всего негибкое, вредоносное мировоззрение, необдуманно бросающее психику в бой, – результат неправильного воспитания. Так научили родители, улица, школа, телевизор, низкокачественная литература. Это вопрос менталитета. Есть, например, такие сообщества, где душевный комфорт и вежливость ценится очень высоко, и для того, чтобы разрешить проблемные ситуации, не требуется лихорадочно убивать собственные нервные клетки. И, если вы захотите и предпримете конструктивные действия, таким здоровым сообществом может стать ваша семья или офис, где вы работаете.

Подробнее об этом и о том, как оздоровить мировоззрение и превратить его из вредного в полезное, мы поговорим в главе, которая так и называется «Здоровое мировоззрение». А сейчас я предлагаю вам запомнить следующее правило: в жизни человека немало проблем, и, чтобы их решать, нужна здоровая психика; но запасы прочности психики ограничены, поэтому к своему главному инструменту приспособления к среде надо научиться относиться бережно.


– Запасы прочности психики ограничены, поэтому к своему главному инструменту приспособления к среде надо относиться крайне бережно. Берегите психику, как зеницу ока.

Диагноз – психологическая запущенность

Именно так можно назвать то состояние, в котором находятся люди, долгое время пренебрежительно относившиеся к своей психике.

Износ и деформация психики, ее замусоривание вредными привычками и разрушающими социальными программами у каждого человека имеет разные причины, форму и степень выраженности. Как сказал писатель Алекс Михаэлидес в своей книге «Безмолвный пациент», «все мы чокнутые, только каждый по-своему».

Тем не менее, всех людей, страдающих психологической запущенностью объединяет схожее отношение к проблеме – неумение и какое-то странное, прямо мистическое нежелание ее решить.

Психологическая запущенность встречается среди людей разного возраста, пола, социальных групп. Например, ею может страдать как школьник из неблагополучной и неполной семьи, где его воспитанием занимается мать-алкоголичка (в этом случае обычно говорят о педагогической запущенности), так и взрослый, внешне, казалось бы, социально адаптированный человек: скажем, успешный бизнесмен или служащий высокого ранга.

Все эти разные люди могут испытывать эмоциональную неуравновешенность и переменчивость настроения, вести себя непредсказуемо даже для самих себя, проявлять неадекватные реакции на слова и действия других людей. И само собой, их объединяет отсутствие полезной привычки соблюдать психогигиену.

Может, кто-то из вас удивится, но проблему психологической запущенности может иметь даже практикующий психолог, страдающий от незаживших детских травм и на этом фоне имеющий трудности с уравновешиванием эмоционального состояния и санацией мышления. Он работает с клиентами, помогает им разобраться с их проблемами, при этом сам не владеет способами эффективного избавления от перенапряжения психики и техниками уравновешивания эмоций.

Я знаю немало таких психологов – их часто выводят из себя клиенты: некоторых из них они считают недалекими и эгоистичными. Негатив, накапливающийся в душе таких психологов, с годами приводит к профессиональному выгоранию.

Всему виной плохие привычки. Освоив в детстве малоэффективные (иногда прямо несуразные) способы психологической защиты и неверные алгоритмы управления эмоциями, люди, не задумываясь, пользуются ими на протяжении многих лет. К таким способам относятся, например, агрессия, истерическое поведение, игра в молчанку, самоедство, в результате которых люди либо наказывают ближних за собственный психический дискомфорт, либо занимаются методичным саморазрушением.

Все эти неправильные, порочные алгоритмы в малейшей мере не улучшают состояние психики, а лишь ведут к ее постепенному разрушению. Избавиться от них нелегко. Даже зная о правильных, научно обоснованных, действенных способах ухода за психикой, люди пренебрегают ими, как чем-то несущественным, и живут так, как привыкли.

В итоге с годами психика человека, страдающего психологической запущенностью, изнашивается настолько, что он теряет способность к позитивным эмоциям – они притупляются. В конце концов, такой человек устает даже по-настоящему злиться: он превращается в вялого невротика-брюзгу, застывшего в состоянии этакого вечного полураздражения, работающего в фоновом режиме.

Человек с изношенной, деформированной психикой перестает верить в осмысленность жизни, разучивается радоваться мелочам. Он досрочно превращается в разочарованного, ленивого и апатичного старика, и теперь ему уже не помочь никакими силами и никакими убеждениями.

Но до тех пор, пока человек испытывает боль, пока он ссорится с окружающими и самим собой, пока сопротивляется неосознаваемому злу, у него еще есть шанс измениться. Для того, чтобы воспользоваться этим шансом, он должен среди множества привычных раздражителей, эмоций и состояний распознать голос собственной души.

Страх – голос души?

«Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры» – так говорил Шекспир об обществе и душе. Это глубокое высказывание: надевая на себя маску личности, люди превращаются в персонажей игры. Среда их обитания – сложная многоуровневая пьеса, в которой участвуют миллиарды игроков, и здесь нет и не может быть окончательного победителя.

Странно, неуютно порой становится человеку среди множества ролей и сюжетов. Непросто ему живется в искусственной сфере, которую за века истории люди наполнили предрассудками, суевериями и заблуждениями. Противоречивые ценности, необходимость следовать нелепым правилам, неэффективные модели поведения… Что за жизнь? Как стать собой – здоровым, счастливым, удовлетворенным человеком – в этом безумном хаосе стереотипов?

Бесспорно, общество многому учит. Оно мотивирует и помогает совершенствоваться. Но оно не дает ясных ответов на вопросы, которые задает душа. Слишком много заблуждений и несуразностей в его морали, и весь этот абсурд вызывает сомнение, недоверие и бессознательный страх. Страх рождается в душе и становится привычным состоянием, которое приходится скрыть от окружающих, хоть это и непросто. Он вот-вот готов просочиться наружу, но общество всякий раз повелевает: «Возьми себя в руки. Страх – твой позор. Спрячь его».

И человек пытается замаскировать это естественное чувство. Он глотает обиды, терпит несправедливость и подавляет в себе ужас. Он предает собственные мечты и ограничивает себя той фальшивой реальностью, в которой ему позволяют жить его собственные комплексы.

Стесняясь показывать свои чувства окружающим, он скрывает их за фальшивой веселостью, показной брутальностью или эмоциональным оцепенением. Так он и живет, внушая себе, что все в порядке, бояться нечего.

И каково же ему теперь, когда он научился себя так ловко обманывать? Может, надежно упрятав страх под маской самоуверенности, он и впрямь стал неуязвимым, эффективным, довольным собой игроком?

Часто встречаются люди, которые именно таковыми себя и считают. Они пытаются казаться активными, уверенными, успешными, но если к ним внимательно присмотреться, то в глазах можно обнаружить тревогу и печаль.

Подойдите к зеркалу и посмотрите себе в глаза. А теперь улыбнитесь и продолжайте всматриваться? Что стало с вашим взглядом?

Видите там беспокойство, сомнение, неуверенность? Если да, то знайте: так наружу сквозь маску личности пробивается страх, который живет в душе. Он рвется наружу всякий раз, когда вы пытаетесь о нем забыть. До тех пор, пока есть серьезная психологическая проблема и пока психика не в состоянии ее решить, он не иссякнет, а будет лишь накапливаться.

Осознать этот страх – значит сделать первый шаг к пониманию себя, своих истинных желаний. Природа была дальновидна, когда подарила человеку это неприятное чувство. Страх – сигнал, спутник инстинкта самосохранения и одновременно – компас. «Твоя душа в опасности, – предупреждает страх. – Пожалуйста, позаботься о ней, прошу тебя».

И, сколько бы человек не притворялся бесстрашным, самодостаточным и сильным, он не разучится чувствовать страх. Пока он двоедушничает, весь его организм будет изо всех сил сопротивляться фальши и лицемерию, посылая все новые и новые уколы адреналинового холода в область живота.

Потому что бояться – так же естественно, как дышать. Бояться – значит стремиться к жизни, хвататься за нее изо всех сил. Даже могучий лев не стыдится своего страха – это важная эмоция, помогающая ему выжить. Разве человек глупее льва?

Если однажды, наплевав на ложный стыд, человек преодолеет табу, он сможет, наконец, внимательно прислушаться к голосу страха, к другим негативным эмоциям и осознать, что необходимо предпринять, чтобы избавиться от неудовлетворенности, разочарования, тошноты, предрассудков и прочих помех.

Не надо копаться в мыслях о будущем, изобретая способы предотвратить несуществующую опасность. Надо идти навстречу нынешнему, реальному страху. Не стесняйтесь его, не отворачивайтесь. Внимательно прислушивайтесь к тревожным сигналам, которые посылает душа. Если надо – признайтесь близким и друзьям, что вы боитесь. Идите навстречу внутренним сигналам – это самый эффективный способ избавиться от дискомфорта, который они причиняют.

Только когда вы как следует осознаете свои скрытые страхи, вы поймете, что ваша психика нуждается в оздоровлении и постоянном уходе.


– Бессознательный страх – спутник инстинкта самосохранения. Это сигнал о том, что душа в опасности. Всякий раз, почувствовав его, не игнорируйте, а идите ему навстречу.


– *


Психическое самоуправление и адаптация


А теперь представьте себе, какой была бы жизнь, если бы не было общества – того самого театра, осмеянного поэтами, которое создает столько проблем для человеческой души, заставляя ее лицедействовать, притворяться, изловчаться, приспосабливаться, терпеть несправедливость, болеть душой…

Вспомните, например, знаменитый фильм-антиутопию Джорджа Миллера «Безумный Макс»: разрушенный мир будущего и в нем – борющиеся за выживание одичавшие люди. Это история о том, как человечество пожертвовало тем, что создавало многие тысячелетия – общественным устройством и гражданским правом, и снова вернулось в те опасные времена, где царит борьба за выживание, насилие и жестокость, а жизнь человека ничего не стоит. Такая жертва привела не к свободе, а к полной разрухе. По окончании фильма невольно задумываешься: как же все-таки здорово, что мы живем не в таком жутком будущем.

Общество – не соперник человека, а его величайшее изобретение. Оно – не просто важный элемент комфорта. Общество надежно защищает от дикой природы, кормит, одевает, предоставляет кров, обеспечивает транспортом, спасает от опасных болезней, дает образование и даже развлекает, когда нам скучно. Без общества мы не могли бы получить и тысячной доли того, что имеем.

Между тем, все блага мы получаем не просто так, а лишь в том случае, если являемся достаточно хорошими членами этого общества. Хороший член общества – не тот, кто знает, что он – умница, и что его обожает родная мама, а тот, кто принимает общественные правила и со всей ответственностью готов им следовать.

Находясь среди себе подобных, люди обязаны подавлять свои внутренние импульсы, тайные желания, сопротивляться искушениям, предпринимать трудные и порой неприятные действия, изгонять нежелательные и навязчивые мысли, постоянно контролировать эмоции и совершенствоваться. В противном случае их сочтут маргиналами.

Для некоторых непросто соблюдать все эти правила, ведь приходится то и дело ограничивать себя, подчиняться, прогибаться и делать кучу неинтересных дел. Дошкольнику, например, надо собирать игрушки, обедать и ложиться спать в дневное время. Школьнику – рано вставать и идти на учебу, а там целый урок прилежно сидеть за партой. Взрослому – ходить на работу и выполнять нудные задания, которые коварный начальник нарочно придумывает для того, чтобы превратить жизнь в рутину.

Разве каждый из них не мечтает, чтобы все было по-другому? Еще как мечтает, однако – что поделать, приходится терпеть.

Поэтому между самостью-душой и обществом всегда есть противоречие: что приятно для индивидуума, то часто не одобряется группой. Нельзя на официальном приеме вести себя так же, как у себя в спальне. Впрочем, человек способен привыкнуть ко многим требованиям общества. Такое насилие над собой возможно благодаря встроенной программе самоуправления. Именно оно помогают преодолеть эту проблему.

Психическое самоуправление17 – это волевое воздействие на свое психоэмоциональное состояние. Благодаря ему, человек в еще совсем невинном возрасте, как только начинает формироваться личности, приучается подавлять желания самости-души и регулировать свое поведение в среде. Он говорит себе: «Ладно уж, сделаю, как хотят эти взрослые. Может, и для меня от этого будет какая-то польза».

Со своей стороны, общество взрослых всегда радо поощрить такую жертву похвалой (а то и пряником), чтобы правильное поведение получше закрепилось в памяти. Так возникает мотивация.


– Психическое самоуправление – это осознанное волевое воздействие на свое психоэмоциональное состояние. В процессе приспособления к обществу ему помогает разумная мотивация.


Дети, у которых психика от рождения гибкая и которые получают правильное, гармоничное воспитание, умеют себя прекрасно контролировать, поэтому быстро выстраивают достаточно функциональную личность. Такие дети легко приспосабливаются в среде. Оказавшись в группе себе подобных (детский сад), они активно вступают во взаимодействие с ее членами, перенимают эффективные модели поведения и с живым интересом осваивают общественное пространство (играют с другими детьми, выполняют задания воспитателей и т.д.).

Когда такие дети осознают, что их действия каким-то образом нарушают групповые стандарты, и другие оценивают это отрицательно, включается «зеркало» психики. Дети реагируют следующим образом. Сначала они задумываются о том, как исправить ситуацию, чтобы восстановить хорошие отношения с другими членами группы (включается личность и «компьютерный процессор»). Разобравшись с этим в силу своих индивидуальных психофизиологических способностей, они принимают решение поступить определенным образом. Для этого они используют исполнительные аспекты психики и в первую очередь – волю («пусковой механизм»). В соответствии с ситуацией они меняют не только внешнее поведение, но и мысли с эмоциями. В этом и заключается гибкость психики.

Но есть и такие дети, которые не хотят, не могут или не умеют жертвовать привычками своего субъективного «я» (самость-душа). Ломать и переделывать себя – не для них. У них есть собственная мотивационная система: им дороже и приятнее те состояния, что достались от матери-природы, и те милые привычки, что они приобрели сами, чем те замысловатые, чуждые им ценности, что актуальны в том маленьком сообществе, куда они попали.

Я помню одного мальчика, который в садике вел себя как типичный аутист. Когда к нему обращались, он никак не реагировал – словно не слышал. Он не отвечал ни на одну просьбу воспитателя, не смотрел в глаза, а когда его брали за руку, проявлял раздражение или плакал. На самом деле таким образом малыш активно бунтовал против попыток взрослых приучить его к законам общества. Тем не менее, он был психически здоров, но для преодоления трудностей адаптационного периода мальчик нуждался в участии психолога.

Такие дети не спешат в сад, чтобы похвастаться там новой игрушкой или поиграть с друзьями в веселые игры, а предпочитают сидеть дома и рисовать красками или заниматься другим любимым делом. Они, хоть и способны общаться со сверстниками, но оказавшись в большой, шумной группе, ведут себя скованно, впадают в ступор или упрямо плачут. В новом обществе для них чересчур много правил и ограничений, и это им не по душе. Такие дети часто становятся изгоями, что неизбежно ведет к психологическим травмам, влияющим на всю последующую жизнь.

Неумение эффективно управлять психикой – одна из главных причин того, что человеку трудно приспособиться к обществу. Такие люди, даже будучи взрослыми, не способны наблюдать за собой со стороны, хорошо улавливать и быстро анализировать внешние сигналы, адекватно оценивать ситуацию, предугадывать ее возможные исходы и быстро приспосабливать к ней свое поведение.

Почему так бывает?

Причины разные. Неумение управлять психикой может быть связано с неправильным воспитанием или психической травмой, а может быть врожденным свойством, обусловленным, например, несогласованностью процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.

Что делать, если вы взрослый человек, а по-прежнему испытываете проблемы с самоуправлением и адаптацией? В этом случае вам надо учиться правильно пользоваться психикой – быть уравновешенным, адекватно воспринимать внешние сигналы, рационально мыслить, эффективно действовать. И то, как это делать, мы детально обсудим в следующих главах.

С другой стороны, должен вас предупредить, что развитого умения управлять психикой и способности быстро адаптироваться к среде еще недостаточно для счастливой жизни. Ведь прогибаться под мир – это всегда в определенной степени жертва, и жизнь с годами непременно вскроет ее темную сторону.

Те, у кого система самоуправления развита лучше, действительно способны быстрее адаптироваться в коллективе, глубже погружаться в общественную жизнь, регулярно открывать для себя новые горизонты и чаще добиваться успеха. Сначала подобная активность помогает им, но со временем, годам к 40—50, многие люди из этой категории очень часто оказываются перед угрозой жизненного кризиса18. На смену ощущению азарта приходит чувство опустошения и депрессия: жизнь насыщена событиями и она неумолимо пролетает, но где же в ней я?

Другие же (то есть те, у кого психическое самоуправление развито хуже) нередко так и остаются плохо приспособленными к среде, поэтому не добиваются высоких результатов в социальном рейтинге. Зато у этих людей больше шансов избежать психических проблем, связанных с кризисом среднего возраста, так как они привыкли больше доверять своей природе. Тем не менее они тоже от него не застрахованы, ведь в жизни у них достаточно много риска заразиться социальными программами-вирусами (хочу большую зарплату, квартиру, машину и т.д.), которые будут им постоянно напоминать, что они лентяи и неудачники. В итоге их начинает одолевать тревога или разочарование: жизнь проходит, а я в ней так ничего и не добился.

Выходит, встроенная система психического самоуправления – это палка о двух концах. Изменяя свои внутренние состояния и контролируя поведение ради того, чтобы нравиться обществу, можно недоиграть, а можно и переиграть. В обоих случаях есть риск стать несчастливым.

Присмотритесь к людям, которых вы знаете. Разочарование, апатия, депрессии, неврастении, психосоматические заболевания, алкоголизм, ожирение, ишемическая болезнь сердца и все прочие неприятные плоды дисгармоничной жизни с одинаковым успехом настигают и тех, кто неплохо приспособлен к обществу, и тех кто его всеми силами сторонится.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Первичный бульон – так называют взвесь органических соединений (белки, аминокислоты, сахара и т.д.), заполнявшую водоемы древней Земли, из которой, по мнению некоторых ученых, возникли первые организмы.

2

Первая макромолекула, научившаяся воспроизводить саму себя. Содержится в клетках всех живых организмов.

3

Прокариоты – примитивные одноклеточные живые организмы, не имеющие ядра.

4

Кстати, не напоминает ли вам эта история сюжет какой-нибудь фантастической антиутопии на тему экологического кризиса? Мне кажется, она достаточно поучительна для всех нас.

5

Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. – М.: Эксмо, 2018

6

Ю. Б. Гиппенрейтер. Введение в общую психологию. – М.: ЧеРо, 2001.

7

А вам, читатель, приходилось утрачивать привычный комфорт и затем благополучно приспосабливаться к изменившимся обстоятельствам? Что, по-вашему, обеспечило вам эту адаптацию?

8

Под словом «бытийствование» я подразумеваю способность животных и человека ощущать свое физическое присутствие в бытии, в настоящем. Подробнее об этом я пишу в книге «Жизнь в кайф. Инструкция, которую вы должны были получить при рождении».

9

Александр Марков. Эволюция человека: обезьяны, нейроны и душа. – М.: Астрель, Corpus, 2011

10

Кстати, эту мысль не помешало бы взять на заметку футурологам.

На страницу:
4 из 5