bannerbanner
Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры
Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Полная версия

Подмосковье. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 7

Федоскинская шкатулка


В 3 км от станции Луговая находится село Федоскино – центр лаковой миниатюрной живописи. Шкатулки, ларцы, броши, расписные яйца заслужили всемирное признание. Слава эта пришла к Федоскино относительно недавно, а до этого на протяжении нескольких столетий жители села занимались только земледелием и огородничеством. С середины XIX в. под воздействием фабричной промышленности здесь и в окрестных селах стали распространяться ремесла. Наибольшее развитие у местных жителей получил редчайший тогда вид художественного ремесла – изготовление лакированных изделий из папье-маше и металла с росписью. Начало промыслу было положено в 1795 г., когда купец П.И. Коробов наладил кустарное производство лакированных армейских козырьков. Затем в сельце Данилково, расположенном рядом с Федоскином, в 1798 г. он основал первую в России фабрику лакированных изделий из папье-маше, выпускавшую главным образом табакерки для нюхательного табака. Коробов грамотно подошел к организации дела. Он съездил в Германию, в город Брауншвейг на табакерочную фабрику И.Г. Штобвассера и пригласил оттуда мастеров на свою фабрику, где у них появились ученики и последователи. Русские мастера стали украшать изделия изображениями отечественных сюжетов. К 1819 г. фабрика перешла в собственность зятя Коробова – П.В. Лукутина. С 1828 г. на изделиях фабрики начали ставить клеймо, они стали известны как «лукутинские». В 1904 г. последний из рода Лукутиных умер и фабрика закрылась. Часть потерявших работу мастеров нанялись на фабрики Вишняковых, работавших в Жостове и Осташкове. Однако работой и условиями труда на новом месте они остались недовольны. Тогда они решили организовать свою коллективную мастерскую, именуемую артелью. Мастера обратились за помощью к учительнице сельской школы села Федоскино Л.Д. Державиной, которая узнала, что в 1909 г. фабрикант С.Т. Морозов выделил Московскому губернскому земству крупную денежную ссуду для поддержки кустарей. В 1910 г. была образована артель мастеров-живописцев, и слава лукутинской миниатюры стала возрождаться. Их изделия получали золотые и серебряные медали на выставках в 1910–1913 гг. в Петербурге, Киеве, Казани, их с успехом продавали в России и за границей. Традиции миниатюрной живописи сохраняются у местных умельцев и в наши дни. Со временем был открыт работающий и сейчас Музей федоскинской артели. В Федоскине не только производят художественные изделия, но и готовят новых мастеров – еще в 1931 г. была открыта профтехшкола миниатюрной живописи.


Усадьба Марфино


Марфино. Вид на мост


В Федоскине родился А.Г. Железняков (1895–1919) – участник штурма Зимнего дворца в Петрограде в 1917 г., известная личность в годы Гражданской войны в России, анархист, примкнувший к большевикам, матрос Балтийского флота.

К северу от Федоскино находится бывшая подмосковная усадьба Марфино. До наших дней усадьба сохранилась в относительно хорошем состоянии главным образом потому, что в советский период в ней разместили элитарный санаторий. Усадьба существует более 430 лет. Как свидетельствуют письменные источники, она известна с 1585 г.: в то время она называлась Шибрино и принадлежала видному деятелю XVI в. дьяку В.Я. Щелкалову. Современное название усадьба Марфино получила в конце XVII в., когда принадлежала воспитателю Петра I князю Борису Алексеевичу Голицыну (1654–1714). При нем была построена и сохранилась до наших дней церковь Рождества Богородицы (1701–1707), созданная крепостным архитектором В.И. Белозеровым. Судьба талантливого зодчего оказалась трагической. Князь Б.А. Голицын заметил его дарования в черчении и рисовании и послал за границу для обучения разным наукам, где он их осваивал 5 лет. Знания и опыт, приобретенные в Париже, Белозеров хотел использовать у себя на Родине. Князь приказал ему построить в Марфине вместо деревянной церкви каменную. Утвердив созданный архитектором проект, князь уехал. Проверив расчеты, Белозеров решил изнутри укрепить тяжелый купол церкви пилонами и получил на то разрешение барыни. Когда князь узнал, что без его личного разрешения несколько изменили проект и построили пилоны, он велел высечь Белозерова розгами за самовольство. Ошеломленного мастера отвели на конюшню, где после первых ударов он умер от разрыва сердца (1707). Позже новые хозяева этой усадьбы – ими стали с 1728 г. графы Салтыковы – оформили могилу В.И. Белозерова, распорядились поставить на ней надгробный камень и высечь надпись.


Парковая беседка в усадьбе Марфино


При новом владельце усадьбы – московском генерал-губернаторе, победителе, казалось, непобедимого Фридриха II под Кунерсдорфом, фельдмаршале Петре Семеновиче Салтыкове (1698–1772) – усадьбу перепланировали и отстроили. Был создан дворцовый ансамбль, в котором устраивались пышные празднества и грандиозные охоты. Здесь ставились любительские спектакли, в которых принимали участие В.Л. Пушкин (сам поэт и дядя великого русского поэта), Н.М. Карамзин (он даже написал водевиль «Только для Марфина»), баснописец И.И. Дмитриев и сам хозяин усадьбы. Во многие нелучшие моменты жизни П.С. Салтыков для восстановления душевных и физических сил уезжал именно в Марфино. Так произошло в 1771 г., когда в Москве началась эпидемия чумы и произошел Чумной бунт. После того как императрица Екатерина II отправила его в отставку, П.С. Салтыков поселился в Марфине, где прожил до своей смерти.

В 1812 г. французы сожгли и разрушили эту великолепную усадьбу. В 1820-х гг. при новом владельце усадьбы В.Г. Орлове (брате фаворита императрицы Екатерины II Г.Г. Орлова) под руководством его крепостного архитектора Ф. Тугарова главный дом и флигели были восстановлены в прежнем виде. В 1837–1839 гг. при графах Паниных произвели капитальную реконструкцию усадьбы. При графине С.В. Паниной к работам в усадьбе был привлечен архитектор М.Д. Быковский (1801–1885). Он создал в 1837–1838 гг. единственный в своем роде ансамбль в формах псевдоготики николаевского времени, которым мы сейчас можем любоваться. Сохранились усадебный дом и два флигеля, в комплексе имеющие облик таинственного средневекового замка (флигели в 1940 г. разобрали из-за ветхости, а затем в точности восстановили), въездные ворота (1837–1839), два жилых здания для псарей (псарни в стиле классицизма, вторая половина XVIII в.), конный двор (XVIII в.), каретный сарай в стиле классицизма (XVIII в.), церковь Рождества Богородицы (1701–1707 гг., арх. В.И. Белозеров), Петропавловская церковь в стиле классицизма (1770-е гг.), парк с регулярной и пейзажной частями. В парке сохранились две беседки – одна полуротонда (раньше – музыкальный павильон) и другая двухъярусная, двухарочный кирпичный мост (1770-е гг., 1837–1839 гг.) в стиле поздней псевдоготики, красивые лестницы, фонтан, у пруда белокаменная пристань с уникальными парными фигурами великолепных грифонов (фантастическое животное с туловищем льва, орлиными крыльями и головой орла или льва). И.И. Левитан запечатлел окрестности Марфина на картине «Вечер». В наши дни в Марфине находится Центральный военно-клинический госпиталь.


А.В. Суворов


К северо-востоку от Марфина и Федоскина находится санаторий «Николо-Прозоровское». Здесь на базе деревень Шипилово и Николо-Прозорово в конце XVIII в. сложилась как архитектурный ансамбль усадьба Никольское-Прозоровское. Она принадлежала генерал-фельдмаршалу князю Александру Александровичу Прозоровскому (1732–1809), отличившемуся в Семилетней войне с Пруссией в 1756–1763 гг. Князья Прозоровские владели этими землями в XVI–XVIII вв. С тех времен сохранились кирпичная оштукатуренная с белокаменными деталями Никольская церковь (1792) в стиле классицизма и парк из регулярной и пейзажной частей с двумя прудами, а также двумя садовыми павильонами. Наибольший интерес из парковых сооружений представляет грот XVIII в. В середине XIX в. при новых владельцах усадьбы Трубецких был создан интересный архитектурный ансамбль. От усадьбы Трубецких сохранились кирпичный оштукатуренный двухэтажный жилой дом и два флигеля XIX в. в стилизованных формах растреллиевского барокко. Главный корпус пришел в полный упадок в 1930-х гг., в 1950-х гг. его восстановили, изменив планировку. В советский период в бывшей усадьбе организовали школу, затем дом отдыха. Однажды здесь снимали фильм «Лес» по пьесе А.Н. Островского.

Недалеко от пристани «Рождественка» на Пестовском водохранилище находится село Рождествено-Суворово. Здесь на рубеже XVII–XVIII вв. в вотчине князей Барятинских была сооружена и сохранилась до наших дней кирпичная церковь Рождества Богородицы с трапезной и двухъярусной шатровой колокольней, декоративное убранство которой выполнено в стиле московского барокко. Усадьбу Рождествено-Суворово приобрел в 1773 г. генерал-аншеф В.И. Суворов – отец великого русского полководца А.В. Суворова, который сам владел усадьбой более 25 лет и неоднократно бывал в Рождествено. В 1775 г. под Рождественской церковью в склепе похоронили отца полководца. Роду Суворовых эта усадьба принадлежала с 1773 по 1853 г. Усадебный дом сгорел во время Отечественной войны 1812 г. В советский период на его месте на холме построили сельскую школу.


Александр Васильевич Суворов (1730–1800) был необычным владельцем поместий и крепостных (к концу жизни их было у него около 5 тысяч человек). В своих имениях он заботился о благосостоянии крестьян («иначе не пойдут с них доходы»); пострадавшим и неимущим выдавал небольшие пособия и содействовал помощи им от «мира» – общины; не допускал безбрачия крестьян (невест велел привозить из других вотчин или покупал, если не хватало своих), приказывал заботиться о детях, принимал меры для снижения детской смертности, за детолюбие и многоплодие выдавал небольшие награды, не разрешал использовать труд детей и подростков. Рекрутов в армию из своих имений поставлять не разрешал, предпочитал купить их на стороне, а деньги распоряжался собирать с крестьян. Приходил на крестьянские праздники, водил хороводы и играл в горелки или бабки с крестьянскими девушками и детьми, пел в церковном хоре, был примерным прихожанином, скрупулезно соблюдал все православные обряды (кроме того, см. текст о нем в сюжете про г. Истра в секторе № 9).

В 2000 г. название этого поселения попало на страницы газет чуть ли не всех стран мира. В Рождествено похоронили известного хирурга-офтальмолога академика Святослава Николаевича Федорова (1927–2000). Он погиб в вертолетной катастрофе: французский вертолет «Газель» SA-341 разбился в черте Москвы. Федоров был одним из известнейших людей в России. Родился он в городе Хмельницком на Украине, в 1960 г. первым в стране сделал уникальную операцию по вживлению в глаз человека искусственного хрусталика, в 1973 г. впервые в мире разработал операцию по лечению глаукомы на ранней стадии, в 1980 г. организовал Институт микрохирургии глаза (позже – МНТК «Микрохирургия глаза») и стал его генеральным директором. В середине 1980-х гг. Федоров занялся политикой. В 1991 г. он отказался занять пост премьер-министра России. В 1995 г. создал свою партию самоуправления трудящихся. Он был талантливым исследователем, врачом, администратором, политиком и очень крупным бизнесменом. Федоров строил (по последнему слову западной техники) элитарные подмосковные поселки, создавал многочисленные филиалы своего института, реабилитационные центры, содержал конюшни и летние парки. В построенном им близлежащем подмосковном поселке Протасово он поселился с семьей. В поселке Славино по его инициативе был создан санаторий МНТК «Микрохирургия глаза». В Рождествено Федоров отреставрировал церковь на свои средства и завещал похоронить себя именно здесь, что было выполнено.


В 45 км от Москвы в 1939 г. создали поселок городского типа Икша, образованный в связи со строительством канала им. Москвы и добычей здесь песка и гравия. Первоначальный поселок, получивший название от реки Икша, оказался в зоне затопления, его здания были частично снесены, а поселок возродили на новом месте. Основное промышленное предприятие Икши – комбинат по производству строительных деталей и материалов. Вблизи расположен Икшинский гидроузел. Рядом с Икшей находится могильник эпохи фатьяновской культуры.

В 3 км от станции Икша, в селе Спас-Каменка, сохранилась каменная, в стиле раннего классицизма Преображенская церковь с трапезной и колокольней (1764), а в селе Сурмино – кирпичная Вознесенская церковь (1766 г., перестроена в 1837 г.).

В 55 км от Москвы находится станция Турист, окрестности которой давно привлекают горнолыжников. Фактически это главный горнолыжный центр Подмосковья. В прошлом эта станция называлась Влахернская по названию женского Спасо-Влахернского монастыря, основанного здесь в середине XIX в. Строения монастыря частично сохранились.


М.Н. Волконская


В 6 км от станции Турист находится село Парамоново, получившее известность благодаря живописному Парамоновскому оврагу, облюбованному горнолыжниками. В этом овраге можно увидеть интересные геологические обнажения – пески мелового возраста и юрские глины, а также остатки ископаемой фауны. Высота геологического обнажения Парамоновского оврага достигает 25 м. Это крупнейший в Московской области овраг, его длина 4 км.

В 2 км от станции Турист лежит древнее село Шуколово, известное по писцовым книгам с XVII в. С 1627 г. оно принадлежало боярину Даниилу Шокурову. На средства стольника И.Ф. Шокурова построена сохранившаяся до наших дней кирпичная Успенская церковь (1701) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1763). В середине XIX в. владельцем села был Д.В. Молчанов – зять декабриста С.Г. Волконского.


Сергей Григорьевич Волконский (1788–1865) в 1825 г. был приговорен к смертной казни, замененной 20 годами каторги на Нерчинских рудниках. Вслед за ним только по чувству долга, но не любви туда поехала его молодая жена Мария Николаевна Волконская (Раевская, 1806–1863 гг., по возрасту он годился ей в отцы), которую воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины». С.Г. Волконский в 1856 г. вернулся из ссылки и подолгу гостил у дочери и зятя в Шуколове. Здесь жил и друг их семьи Александр Викторович Поджио (1798–1873 гг., был истинной любовью Волконской и настоящим отцом ее двух детей, родившихся в Сибири и признанных Волконским его детьми). А.В. Поджио вначале приговорили к смертной казни, потом заменили ее на вечную каторгу, прерванную амнистией. Поджио поселился в Шуколове и управлял имением Молчанова.


В деревне Свистуха сохранился дом, где жил и умер художник-реалист, передвижник Сергей Васильевич Иванов (1864–1910). Он купил небольшой участок земли в этой деревне в 1903 г. и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, в основном посвящены жизни русского крестьянства и революционным событиям в России в 1905–1907 гг. Среди картин наиболее известны «Переселенцы», «Больная крестьянка», «Усмирение» и др. С.В. Иванов умер у себя на даче во время работы над картиной в 1910 г. Его похоронили на кладбище соседнего тогда села Деденёво. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по рисунку А.М. Васнецова, были перенесены на территорию его дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская С.В. Иванова.

В поселке Деденёво находится действующий Спасо-Влахернский женский монастырь, созданный при поддержке митрополита Филарета (Дроздов В.М., 1783–1867 гг., канонизирован) в 1861 г. на основе созданного владелицей села Новоспасское (Деденёво) вдовой А.Г. Головиной женского общежития (1854). После 1917 г. монастырь закрыли, в 1928 г. в монастырских строениях разместили Дом инвалидов, в 1935 г. закрыли Спасский собор, в Смоленском храме устроили электростанцию, затем гараж и склад. В 2001 г. монастырь возродился. В нем действуют два храма, пребывают святые мощи его бывшей насельницы Параскевы (Матишина, умерла в 1938 г., канонизирована). Причислена к лику святых еще одна бывшая насельница монастыря Рафаила (Вишнякова, умерла в 1953 г.).

В 14 км от станции Турист расположена деревня Ваньково. В 1901 г. здесь приобрел небольшую усадьбу с деревянным двухэтажным домом, парком с аллеями художник Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). Он любил деревенскую жизнь, вспоминал свое родное село Рябово в Вятской губернии и поэтому свою подмосковную дачу-усадьбу также назвал Рябово. Однако новое название не прижилось. В.М. Васнецов жил в Ванькове только в летние месяцы.

Рядом с Ваньковом находится село Костино. Оно упоминается в документах XIV–XVI вв. Знаменитым село стало с XVIII в., когда в нем и в окрестных селениях зародился «камушинный» промысел – изготовление бус, пуговиц и т. п. В соседнем селе Ильинском местные крестьяне занимались гранением стекла и камней. В 1852 г. в Костине уже работала стекольная мануфактура, на которой изготовлялись бусы разных расцветок. В XIX в. «камушинным» промыслом занимались многие жители окрестных селений, но все они находились в зависимости от фабриканта Грибкова, основавшего здесь в 1890 г. стекольно-плавильный завод. В 1922 г. в Костине образовали артель, а в 1932 г. – промколхоз, где из цветного стекла делали пуговицы и бусы. Это были удивительной красоты бусы, которые нельзя сравнить с современными стеклянными бусами из Чехии, Германии или Польши, а пуговицы были произведениями искусства. В конце XX – начале XXI в. чуть ли не единственный человек, который верил в возрождение «камушинного» дела в Подмосковье, – художница-энтузиаст Людмила Ульянова, в начале 1990-х гг. работавшая главным художником Костинского отделения ПО «Химстеклопласт». Л. Ульянова начала возрождать этот промысел уже на Калужской земле, используя старинные технологии. Еще в Костине придумала она уникальную технологию многоцветной росписи стеклом по металлу, разработала новую рецептуру цветного стекла – под топаз, нефрит, уральский малахит, знает она и тайны старых рецептов производства стеклянных бус, но ее начинания вовремя не поддержали. Единственный в России такого рода бусный «камушинный» промысел успешно прожил на Дмитровской земле более 200 лет, а в 1990-е гг. его окончательно загубили.

В 18 км от Яхромы находится село Подъячево (ранее Никольское, Обольяново), в котором в конце XVIII – начале XIX в. П.Х. Обольянов создал усадьбу Никольское-Обольяново. В усадьбу приезжали многие крупнейшие деятели русской культуры и науки, неоднократно здесь бывали Л.Н. Толстой и Д.И. Менделеев. Само село Обольяново является родиной яркого крестьянского писателя С.П. Подъячева (1866–1934), в честь которого переименовали усадьбу. На могиле С.П. Подъячева установлен памятник. Сохранились деревянный двухэтажный господский дом в стиле классицизма (первое десятилетие XIX в.), кирпичные флигели, кирпичная Никольская церковь (1794), а также трапезная, двухъярусная колокольня и пейзажный парк (его регулярная часть – один из лучших в Подмосковье образцов садово-паркового искусства рубежа XVIII–XIX вв.).

Севернее Подъячева находится бывшая усадьба Ольгово. Село Ольгово принадлежало воеводе города Дмитрова Ф.В. Чаплину, затем – П.А. Соймоновой и Апраксиным (1740–1917). Сохранившиеся здания были возведены в середине XVIII в. при знатном вельможе, участнике Семилетней войны фельдмаршале Степане Федоровиче Апраксине (1702–1758) – хорошем хозяине и по тем временам гуманном владельце крепостных. По его приглашению художественное оформление усадьбы завершил Франческо Кампорези в конце XVIII в. Сохранились кирпичный дом в стиле раннего классицизма (XVIII в., 1786 г. – реконструкция арх. Ф. Кампорези), флигели, жилые корпуса, башня ворот, хозяйственный комплекс, Введенская церковь (1751) с двухъярусной колокольней (1828), большой парк с прудами, парные обелиски при въезде в усадьбу. Усадьба Ольгово славилась своим крепостным театром. В XIX в. сюда нередко приезжали поэт, князь П.А. Вяземский, поэт В.Л. Пушкин (дядя великого поэта), сам участвовавший в спектаклях. Приезжал в усадьбу и Л.Н. Толстой.


Яхрома. Вознесенская церковь


В советский период в Ольгове организовали музей, затем – санаторий, потом отдали постройки усадьбы местному совхозу. В главном усадебном доме представляет наибольший интерес парадный зал с коринфскими колоннами, поддерживающими хоры. Зал отделан деревом, искусно раскрашенным под мрамор.

К северу от села Ольгово находится большой испытательный автомобильный полигон.

На подъездах к Дмитрову находится город Яхрома, центр текстильной промышленности. Первая суконная фабрика, принадлежавшая дворянину Пономареву, была открыта здесь в 1841 г., при ее другом владельце – Каулине – на ней начали выпускать хлопчатобумажную пряжу. В 1861 г. была построена большая бумагопрядильная ткацкая фабрика. В 1864 г. образовалось «Товарищество Покровской мануфактуры»; производство было значительно расширено. В 1928 г. поселение получило статус рабочего поселка. Когда прокладывали канал им. Москвы, построили пристань Яхрома, и рядом раскинулось Яхромское водохранилище. У Яхромы находится гидроузел, состоящий из шлюза № 3 (с башнями, украшенными бронзовыми моделями каравелл Х. Колумба, в том числе шхуны «Санта Мария»), насосной станции и водосброса. В 1940 г. Яхрома стала городом. В ноябре – декабре 1941 г. здесь шли ожесточенные бои с гитлеровцами. 8 декабря 1941 г. части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова освободили Яхрому от фашистов. Рядом с городом установлен памятник героям Великой Отечественной войны, сражавшимся на Перемиловской высоте, где проходили особенно упорные бои. Из памятников архитектуры в Яхроме наиболее ценными являются Троицкая церковь (1892–1895 гг., арх. С.К. Родионов) с колокольней (1908) в бывшем селе Круглине и Вознесенская церковь (конец XIX в., арх. Ф. Кампорези) в бывшем селе С.С. Апраксина – Перемилове.


Герб Дмитрова


В 65 км от Москвы расположен город Дмитров, основанный князем Юрием Долгоруким во время сбора дани в 1154 г. По желанию князя город был назван в честь его младшего сына Всеволода (будущего владимирского князя Всеволода Большое Гнездо), нареченного при крещении Дмитрием.


Юрий Владимирович Долгорукий (1090-е гг. – 1157) был князем суздальским и великим князем киевским, сыном Владимира Мономаха. В истории он главным образом известен как якобы основатель Москвы, что не соответствует истине (ибо только в существующий и надежно укрепленный пункт он мог позвать на встречу в 1147 г. князя Святослава Ольговича, таким пунктом было поселение Москов). В любом случае именно при нем впервые в летописи упомянута под 1147 г. Москва (тогда Москов), которую по его распоряжению укрепили в 1156 г. У Юрия Владимировича были непреоолимые страсти: стремление увеличивать свои территориальные владения, богатства, иметь единоличную власть, а также тяга к веселию, винопитию, обжорству, красивым молодым женщинам. Ради власти и обогащения он неутомимо скандалил и воевал, поэтому получил прозвище Долгорукий. Красавцем и силачом он не был, был небольшого роста (около 160 см), толстый, плешивый (установленный в Москве на Тверской улице в 1954 г. памятник Юрию Долгорукому внешне абсолютно на него не похож, памятник олицетворяет большие дела князя, напоминает об основании и развитии им городов Юрьева Польского, Переславля-Залесского, Дмитрова, Владимира, Москвы и др.). У Юрия Долгорукого были 3 жены, он стал отцом 14 детей, всю жизнь оставался по натуре диктатором и любвеобильным человеком, прожил 61 или 67 лет. Он был отравлен киевскими боярами. До сих пор в Киеве нет точной идентификации его останков и, по сути, по-христиански не создана его могила.


В 1214 г. Дмитров был уже хорошо укрепленной крепостью и в XIII–XIV вв. охранял путь на Суздаль по рекам Яхрома и Дубна; в нем в 1301 г. происходил съезд четырех князей: московского, владимирского, тверского и переяславского, на котором был решен вопрос о владениях и заключен договор. В память об этом событии на гербе Дмитрова стали изображать четыре княжеские короны. В 1363 г. Дмитров присоединили к Московскому княжеству. В XV–XVI вв. он стал городом-посредником в торговле хлебом с русским Севером и Западной Европой. В XVII в. Дмитров сильно пострадал от польско-литовских войск.

На страницу:
2 из 7