Полная версия
От Мечты к Мечте… Путь к Себе… Биографическая проза
Вот что вспоминает Виктор Иванович Косов: «Юре очень запомнилось, что кухня в его квартире была больше нашего деревенского дома, что нас возили на чёрной «Волге». Он также хорошо помнит, что хотя дядя Саша и был большим начальником, но он всем помогал, всегда был очень весёлым, добрым, вежливым, заботливым, у него везде были друзья. Александр Александрович сопроводил нас в лучшую глазную клинику к академику Святославу Фёдорову, с которым, как я понял, он поддерживал деловые отношения.
Святослав Николаевич сказал, что проводит научные исследования и лет через 5—10 начнёт делать операции по восстановлению зрения. Так он вселил в меня надежду!»
Таким образом, в череде длительных вынужденных путешествий Юрия наметился ключевой пункт – Москва.
Именно в силу неутолимой любознательности такие путешествия всегда доставляли Юрию огромное удовольствие. Но эта поездка в Москву оказала, пожалуй, решающее влияние на судьбу и всю дальнейшую жизнь Юрия.
И здесь опять на первый план выступает присущая Юрию любознательность – но уже снова её позитивная составляющая.
Несомненно, «путешествия» уже в столь раннем возрасте, пусть и по жестокой жизненной необходимости, делали своё великое дело в плане формирования мировоззрения и личности Юрия.
Хорошо известно, что путешествия самым непосредственным образом способствуют расширению кругозора, саморазвитию и личностному росту, гармонизации и оздоровлению состояния психики и так далее и тому подобное.
Ещё святой Августин говорил: «Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну страницу». Владимир Маяковский, проехавший 150 000 километров и 9 раз побывавший за границей (что по тем временам для его возраста – очень неплохо), писал: «Мне необходимо ездить. Обращение с живыми вещами почти заменяет мне чтение книг…»3
Путешествия формируют человека «вне повседневности», позволяют ему формировать и реализовать своё стремление к чему-то новому, неизведанному и заманчивому в нашей жизни.
Человек наблюдательный и склонный к познанию, благодаря опыту, накопленному в путешествиях, может многое привнести в свою жизнь. В спектр приобретаемых при этом качеств входят и «перефокусировка» точки зрения на окружающую жизнь и открытость миру, изменение отношения к опасным ситуациям и умение терпеть, становление адекватной самооценки и лучшее понимание других людей, неформальное восприятие духовных и нравственных ценностей и многое, многое другое.
Думается, что Юрию в его путешествиях в то время удалось в столь юном возрасте «собрать семена» для проращивания в дальнейшем отмеченных качеств. Но ему ещё предстояло убедиться в том, что всходы из этих семян, меняющие образ человека и делающие его «человеком мира», получить очень непросто. Нужна была очень благодатная почва, создаваемая исключительно трудом и умом своим.
А трудиться пришлось упорно, и прежде всего для того, чтобы продолжить борьбу за дальнейшее восстановление зрения.
Через некоторое время после первой операции у Виктора Ивановича состоялся разговор с его новым знакомым, который сказал, что операция будет стоить очень дорого, и порекомендовал откладывать хотя бы по 5% заработка. Виктор Иванович стал откладывать все свободные средства на сберкнижку, чтобы накопить на операцию сыну. Вот что по этому поводу вспоминает он сам: «Когда мы вернулись домой, я обсудил с супругой возможности накопления средств на операцию. Несмотря на то, что старались не вовлекать сына в этот деловой оборот, он каким-то образом узнал о проблеме.
Однажды за завтраком очень серьёзно, по-взрослому, предложил свою помощь и проявил готовность пойти работать. То, что сын проникся ответственностью за своё здоровье, меня очень порадовало. Я, конечно же, не поверил в то, что он всерьёз реализует своё намерение. Но он устроился в колхозную бригаду на прополку овощей и научился зарабатывать…»
Но у Юрия уже была Мечта, и он думал не только о продолжении лечения, – его манила к себе Москва…
Заработок на воплощение Мечты – это понятно и вполне вписывается в формулу «трудом и умом своим», но уроки жизни шли своим чередом.
Отец Юрия придавал особое значение борьбе со спекуляцией проблемами со здоровьем и использованием всевозможных льгот по этой линии. Тем не менее Юрий иногда использовал свои проблемы для получения преимуществ. Например, мог пройти без очереди там, где другим приходилось ждать.
Такое «особенное положение» нередко «затягивает» людей в хроническое состояние публичной демонстрации своей немощности для приобретения всевозможных привилегий… А это уже совсем другая жизнь, можно даже сказать, «своеобразная болезнь», которая на основе самовнушения и систематической гиперболизации существующей проблемы может развиваться стремительно и дать очень опасные «осложнения».
К наиболее сложным и трудноизлечимым «осложнениям» такого рода относится полная потеря способности к самореализации в реальной социальной среде, деморализация с дальнейшим «плавным» переходом к иждивенческому миропониманию и существованию по принципу «все должны мне, мне, мне…».
При этом в самом начале дороги к «хроническому иждивенчеству» всё выглядит, конечно, не так: всё вполне логично и убедительно, всё объясняется сложившимися обстоятельствами и кажется временной мерой… В этом и таится самая большая опасность: как известно, «нет ничего более постоянного, чем временные меры…».
Думается, что Виктор Иванович очень хорошо понимал опасность сворачивания сына на эту «скользкую дорогу», именуемую спекуляцией проблемами со здоровьем, потому он сразу и начал непримиримую борьбу с любыми проявлениями подобной «болезни».
Это может показаться удивительным, но по воле судьбы окончательную точку в этой «воспитательной линии» опять поставил Святослав Фёдоров: именно он блистательно провёл ещё одну операцию по исцелению Юрия раз и навсегда и от этой «болезни».
Следует отметить, что встречи с такими выдающимися людьми, как Святослав Фёдоров, могут быть в буквальном смысле судьбоносными. И это полностью подтверждается на примере формирования мировоззрения и личности Юрия.
Святослав Николаевич Фёдоров
Святослав Николаевич Фёдоров, несомненно, занимает совершенно особое место в ряду выдающихся новаторов в области отечественной офтальмологии, создавших медицинские учреждения новой формации. Даже простое, очень краткое перечисление его заслуг вызывает восхищение и заслуженное уважение: глазной микрохирург, один из участников внедрения радиальной кератотомии, заслуженный изобретатель СССР, профессор, академик РАМН и РАЕН, член-корреспондент АН СССР, народный депутат СССР (1989—1991).
Талант Святослава Фёдорова удивительно многогранен. Как врач-офтальмолог, новатор, он становится широко известным в мировой офтальмологии уже с 1962 года, когда вместе с офтальмохирургом Валерием Захаровым создаёт линзу Фёдорова – Захарова, один из лучших жёстких искусственных хрусталиков в мире. В 1973 году он произвёл разработку и первым в мире провёл операцию по лечению необычайно широко распространённой и опасной для зрения болезни – глаукомы – на ранних стадиях. Его метод глубокой склерэктомии нашёл признание на международном уровне и стал применяться для лечения глаукомы во всём мире. Но это только одна грань его таланта, ярко вписанная в его профессиональную деятельность врача-офтальмолога.
Сейчас уже не так много людей знает о его выдающихся способностях организатора и реформатора в области отечественной медицины.
В 1979 году Святослав Фёдоров создал Московский научно-исследовательский институт микрохирургии глаза, который и возглавлял. В 1986 году этот институт был реорганизован в Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» (МНТК).
Как руководителю и талантливому менеджеру ему удаётся добиться беспрецедентных для того времени прав для МНТК. Чтобы это понять, достаточно сказать, что МНТК имел валютный счёт, мог обслуживать зарубежных клиентов, самостоятельно устанавливать численность сотрудников и размеры их зарплаты, а также заниматься хозяйственной деятельностью вне медицины (например, сельским хозяйством). Фёдоров активно вёл создание филиалов МНТК по всей стране – их было открыто 11, появились филиалы и за рубежом (в Италии, Польше, Германии, Испании, Йемене, ОАЭ).
Офтальмологическая клиника впервые в мире была оборудована на морском судне «Пётр Первый» (плавучая клиника Фёдорова), которое курсировало по Средиземному морю и Индийскому океану.
Естественно, деятельность Святослава Фёдорова как медика, а также организатора и реформатора в медицине была отмечена многочисленными наградами, среди которых Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова АН СССР, целый ряд орденов, а в 1987 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он удостоен и многих премий: Государственной премии Российской Федерации, премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, премии имени М. И. Авербаха и премии имени В. П. Филатова Академии медицинских наук, премии Палеолога (США) и премии Перикла (Италия). В апреле 2002 года на Международном конгрессе офтальмологов в Лос-Анджелесе (США) Святослав Фёдоров был назван «величайшим офтальмологом XIX—XX веков».
Очень жаль, что в настоящее время совсем немногие люди знают и об удивительной судьбе, и о невероятной силе воли Святослава Фёдорова, которой он обладал и благодаря которой состоялся как выдающаяся личность не только в своей профессиональной деятельности, но и в «человеческом плане», показывая пример стойкости в преодолении тяжёлых жизненных трагедий и испытаний. А их в его жизни, увы, было немало.
Святослав с детства страстно мечтал стать лётчиком и неустанно, упорно готовился, чтобы посвятить себя этой профессии. Он принадлежал к поколению ребят, буквально помешанных на авиации, которая в те годы переживала небывалый подъём. У всех на слуху были героические полёты Чкалова, Байдукова, спасение челюскинцев… Лётчики были кумирами, про них снимали фильмы, ими восхищались, о них сочиняли стихи и песни. В этом устремлении к профессии Святослава всячески поддерживал его отец – комбриг Николай Фёдоров. Отцом, профессиональным военным, прошедшим фронты Первой мировой и Гражданской войн, Святослав восхищался и был очень к нему привязан.
К несчастью, первая жизненная драма Святослава была связана с трагической судьбой отца. В конце 1938 года комбрига арестовали и приговорили к 17 годам лагерей как врага народа. Даже трудно представить, каким тяжёлым ударом это было для его сына. Пережить такую трагедию было необычайно трудно ещё и потому, что в то время Святослав сразу попал в изоляцию: дружба и общение с сыном врага народа абсолютно не приветствовалась. Тем не менее Святослав не сдавался – жил своей мечтой о небе…
И он все-таки добивается своего – поступает в спецшколу ВВС в Ростове. Но в это время судьба наносит ему ещё один чудовищный удар: неудачно спрыгнув с подножки трамвая, он упал, нога попала под колесо, и он лишился ступни… Небо закрыто…
Святослав делает выбор относительно своего дальнейшего жизненного пути и избирает профессию, связанную со спасением жизни людей, – профессию врача…
Успешно окончив Ростовский медицинский институт, он становится хирургом в больнице станицы Вешенской Ростовской области, а затем едет на Урал, в Лысьву, где также занимается хирургической практикой. Через шесть лет после окончания института он защищает кандидатскую диссертацию, а уже в 1960 году, работая в Чебоксарах, проводит революционную операцию для отечественной офтальмологии по замене хрусталика глаза на искусственный.
Однако в результате вместо признания – новое испытание: именно за это выдающееся достижение Фёдорова увольняют с работы. Всё объясняется, увы, банально просто: хотя подобные операции в мире уже проводились, в то время в СССР они считались шарлатанством…
И здесь опять проявляются личность и характер Святослава Фёдорова: он переезжает в Архангельск и снова идёт своей дорогой новатора – создаёт команду единомышленников, возглавив кафедру глазных болезней в мединституте. Принято считать, что это и есть точка отсчёта начала «эпохи Фёдорова» и создания «империи Фёдорова» в отечественной офтальмологии: люди со всей страны, имеющие проблемы со зрением, устремились к нему на лечение в Архангельск, и они буквально «прозревали».
Наконец Фёдоров получает заслуженное признание и вместе со всей своей командой переезжает в Москву, где в полной мере реализует свой талант и накопленный профессиональный потенциал. Он делает по тем временам совершенно фантастические вещи в отечественной офтальмологии: проводит коррекцию зрения при помощи насечек на роговице, пересаживает донорскую роговицу, разрабатывает новый метод оперирования глаукомы, разворачивает новое направление – лазерную микрохирургию глаза. В дальнейшем он создаст то самое МНТК и станет всемирно известным врачом-новатором и организатором в области офтальмологии.
При этом судьба не раз «проверяла его на прочность» как обыкновенного человека. Летом 1967 года Фёдоров попадает в автокатастрофу на 43-м километре Ленинградского шоссе – лобовое столкновение с ЗИЛом. Один из двух его спутников в этой автокатастрофе погибает. Буквально через четыре года, в 1971 году, происходит вторая авария – встречное столкновение с «Волгой», через пять дней после которой Святослав Фёдоров выходит на работу…
С. Н. Фёдоров в своей клинике
Конечно, Юрий при первой встрече со светилом медицины, будучи ещё маленьким мальчиком, всего этого не знал. Тогда ему была сделана первая спасительная операция, давшая надежду на сохранение и восстановление зрения. Не знал он многого и при второй встрече с великим врачом, когда получил от него тот самый второй жизненный урок. А время у Юрия для этого урока было «очень подходящее»: его сбила машина, двигавшаяся со скоростью 140 километров в час. И он пришёл на приём к Фёдорову на костылях.
Многого тогда Юрий не знал, но, в силу воздействия личности такого человека, как Святослав Фёдоров, он не мог не почувствовать этого просто интуитивно.
И эта сила сработала… Юрий раз и навсегда исцелился от болезни, именуемой «спекуляция проблемами со здоровьем».
В череде жизненных испытаний и уроков, которые Юрию удастся хорошо усвоить, будет ещё немало встреч с яркими, выдающимися людьми. Но в его жизни в числе важнейших судьбоносных событий были и остаются встречи и общение с замечательным человеком – Святославом Николаевичем Фёдоровым, память о которых Юрий бережно хранит, а уроки его накрепко заложены в базовый фундамент «жизненной платформы» Юрия.
Подобного рода замечательные встречи и полученные при этом бесценные уроки, можно сказать, «мастер-классы», случаются в жизни целого ряда людей. Вопрос заключается в следующем: «Что дальше?»
Остаётся это просто замечательным, ярким воспоминанием, превращающимся в цветастую легенду, достояние семьи, неустанно озвучиваемую всем и вся и передающуюся «из поколения в поколение», или такие события «ложатся в русло» чрезвычайно важного процесса под названием «самовоспитание», осуществляемого чисто интуитивно или осознанно (что на ранней жизненной стадии встречается весьма редко) и являющегося первым фундаментальным шагом к самосовершенствованию?
Вот что по этому поводу пишут психологи: «К сожалению, даже этот первый шаг делает мало кто. Как сознательная, целенаправленная и самостоятельная работа над собой самовоспитание – сегодня большая редкость. Самовоспитание – не самая популярная общественная ценность. Самовоспитанием чаще увлекаются на некоторое время и работают над собой урывками, чаще „когда припечёт“ или под влиянием чьего-то воодушевляющего примера»4.
Самовоспитание как деятельность в русле самосовершенствования – это сложный и многогранный процесс, который включает работу над собой по целому ряду взаимосвязанных направлений. Среди них можно выделить: формирование мировоззрения и морального мироощущения, выработку привычек поведения на основе нравственных критериев, развитие способности к добровольному выполнению обязательств (как личного плана, так и выдвигаемых обществом), воспитание волевых качеств и тому подобное.
С. Н. Фёдоров во время занятий верховой ездой
Все это правильно. Но особое место в самовоспитании и дальнейшем самосовершенствовании занимает постижение науки победы над самим собой.
Так или иначе с необходимостью сделать выбор между тем, чтобы победить себя или сдаться и плыть по течению, приходится иметь дело каждому.
Более того, это происходит с нами не только в решающие и значимые жизненные моменты. Эта борьба за победу над самим собой идёт постоянно, ежечасно и, стоит признать, нередко с переменным успехом.
Борьба с самим собой, пожалуй, в самом трудном варианте, тихая и упорная, – по преодолению лени и расхлябанности, малодушия, неуверенности и страхов, исключению поступков и работы по принципам «авось, кривая вывезет…» и «моя хата с краю – я ничего не знаю», отказу от незаслуженных привилегий и почестей и так далее и тому подобное, – требует необычайных усилий и большого человеческого труда.
Любая победа над самим собой, особенно первая, даётся человеку очень нелегко, но зато практически всегда открывает перед ним новые горизонты в достижении жизненного успеха.
Интересное наблюдение по этому поводу сделал один из президентов США Гарри Трумэн: «Читая биографии великих людей, я обнаружил, что свою первую победу они одержали над самим собой».
Лаконично и необычайно точно эту мысль выразил Конфуций: «Все победы начинаются с победы над собой».
О значимости победы над самим собой люди знали с античности. Мудрецы и выдающиеся представители рода человеческого всех времён буквально соревновались в высказываниях на эту тему. Так, из первого века до нашей эры, эпохи Цезаря и Августа, история донесла до нас слова, которые сказал римский поэт Публий (Публилий) Сир: «Славнейшая победа – победа над самим собой». Находим аналогичное, буквально слово в слово, высказывание и у его современника – древнеримского политического деятеля, оратора и философа Марка Туллия Цицерона: «Величайшая победа – победа над самим собой». Омар Хайям в присущей ему поэтической форме тоже не оставил эту тему без внимания:
«ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА, ЧТО ЗНАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО,
ПОБЕДА НЕ НАД СМЕРТЬЮ И, ВЕРЬ,
НЕ НАД СУДЬБОЙ.
ВАМ ЗАСЧИТАЛ ОЧКО СУДЬЯ, ЧТО СУДИТ СУД
НЕБЕСНЫЙ, ТОЛЬКО ОДНУ ПОБЕДУ —
ПОБЕДУ НАД СОБОЙ».
Но эти победы над самим собой, как отмечалось ранее, не даются так просто, иногда приходится для их достижения, образно выражаясь, буквально «воевать с самим собой», и при этом требуется ещё и немалая отвага. Это подчёркивает крупнейший учёный Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов», подготовивший первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, Эразм Роттердамский (Дезидерий Эразм): «Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой».
Завершить краткий экскурс в эту столь важную для каждого человека область размышлений о победе над самим собой хочется удивительно глубоким и поучительным высказыванием великого древнегреческого философа Платона, ученика Сократа и учителя Аристотеля, в котором он говорит не только о победе, но и о горькой участи поражения в этой борьбе: «Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед. Быть же побеждённым самим собой всего постыднее и хуже. Это и показывает, что в каждом из нас происходит война с самим собой».
При этом необходимо чётко осознавать, что победа «в войне с самим собой» не всегда (причём далеко не всегда) означает, что ты стал первым. Победа в этой «войне» – это когда ты становишься лучше, чем был.
«Война» Юрия с самим собой по части использования привилегий по болезни, о которой, по сути, и шла речь выше, на счастье, всё-таки завершилась окончательной победой, конечно, в немалой степени благодаря участию Святослава Фёдорова.
Но нельзя не учитывать то, что всё это происходило в рамках достаточно мощной мотивации Юрия, основанной на осознании и принятии той самой его жизненной цели-Мечты.
Как хорошо известно из психологии, постановка определённой цели порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности, в том числе и по самосовершенствованию. При этом на определённой стадии развития личности человек начинает всё более отчётливо понимать не только свои «внешние» цели, но также цели своего собственного воспитания применительно к обозначившемуся жизненному самоопределению. Другими словами, начинает оттачивать свои индивидуальные инструменты формирования характера и личности в целом.
Так что Юрий в рамках своего интуитивного и, скорее всего, ещё неосознанно складывающегося процесса самовоспитания уже был в известной мере готов к усвоению урока, преподанного ему Святославом Фёдоровым.
И помогло ему в этой готовности то, что ещё до этой судьбоносной встречи, когда прозвучали те самые слова: «Стоять без клюшек можешь…» Особенно много поучительного и полезного для самовоспитания (если посмотреть на то время с сегодняшней позиции) Юрий вынес из ситуации, в которой его цель-Мечта даже ещё на этапе первой попытки её «публичной декларации» столкнулась с возникшими достаточно серьёзными для школьника – «патологического отличника», препятствиями.
Но это уже совсем другая история, и о ней, пожалуй, стоит поговорить отдельно…
1.2. Мечта – билет в будущее
Мечта – одно из заветных желаний, исполнение которого сулит счастье.
Мечта может быть у любого человека, и у меня тоже. Мечтать можно о многом, ведь мечта – это крылья души. Без мечты не может существовать человек.
Главное – нужно помнить, что самые заветные мечты и желания могут исполниться, но с одним условием – если намеренья чистые.
Мечта – наше оружие.
Без мечты трудно жить, трудно побеждать.
Из образца школьного сочинения-рассуждения на тему «Моя мечта»Мечта у Юрия, как мы знаем, уже была, и, как это всегда бывает в жизни каждого человека, ему представился случай «публично» её огласить.
Случай обыкновенный и вполне подходящий – написание школьного сочинения на тему «Как я провёл лето». Такие эссе – вполне обыденная практика. Проводятся они в каждой школе и, как правило, проходят своей чередой, предполагая описание самых ярких «каникулярных впечатлений» ребят.
Но Юрий решил использовать это сочинение для своеобразной проверки его Мечты на прочность. И для этого у него были свои «весомые причины».
Во-первых, к этому времени Юрий уже прочёл роман «Финансист» Теодора Драйзера и был необычайно впечатлён и воодушевлён историей жизни героя романа Фрэнка Каупервуда, прототипом которого стал американский миллионер Чарльз Йеркс (1837—1905). Скорее всего, Юрию передалось мощное впечатление самого Драйзера от спорной личности этого смелого финансового гиганта, с детства формировавшего в себе психологию коммерсанта и биржевого дилера, начавшего своё становление в мире бизнеса с небольших финансовых операций.
Это замечательное литературное произведение, несомненно, поспособствовало тому, что Юра все больше и больше увлекался своей Мечтой… Ему виделась роскошная жизнь, путешествия по дальним странам, большой красивый дом, своя библиотека, картинная галерея…
Мы уже упоминали о том, что время, в которое Юрий «создал» свою Мечту и рассказывал о ней окружающим, хоть и не такое уж далёкое, но всё же очень сильно отличалось от настоящего. Стремиться к богатству и жизни в столице было, скромно выражаясь, «не модно». И это действительно мягко сказано… Более того, это не только необычайно редко выступало в качестве жизненной цели, особенно в среде младших школьников, но обычно им даже и в голову не приходило, поскольку подобные устремления в школе вообще не озвучивались, а если и упоминались, то с явным акцентом на публичное осуждение.
Тогда всё ещё откуда-то нет-нет да и могло повеять лозунгами типа: «Бей буржуев, которые сосут из нас кровь…» со всеми вытекающими последствиями… Вообще, отношение к богатым гражданам все ещё в немалой степени было негативным, а иногда и просто враждебным. Отголоски этого, к сожалению, встречаются и по сей день.
Были, конечно, и состоятельные люди, которые трудом своим на благо общества обеспечили себе комфортную жизнь (как раз с такими людьми и свела судьба Юрия в Москве). Однако о благосостоянии было не принято особенно говорить и рассуждать, и тем более его достижение публично в обществе не фигурировало в качестве значимой жизненной цели.