Полная версия
Новгородская земля. Природа. Люди. История. Хозяйство
Новгородский Детинец. Митрополичьи покои
Руководить духовной жизнью новгородцев и возглавить в Новгороде ответственную и самую древнюю архиерейскую кафедру Московской митрополии, а позже – митрополичью кафедру Московской Патриархии всегда было очень трудно, но и перспективно. Пройдя опыт духовного пастырства и иной духовной работы на Новгородской земле, можно браться и за руководство общероссийскими духовными и иными делами.
Исключительно много полезного для Русской православной церкви, Руси-России сделал архиепископ Новгорода Геннадий, больше известный как Геннадий Новгородский (см. с. 191). Его вклад в отечественную религиозную и светскую историю уникален. Он стал первым смелым, активным противником появившейся в Новгороде «ереси жидовствующих» (см. с. 117, 120), на новом историческом этапе осознал важность для страны сильной центральной власти, сформулировал программу разумных взаимоотношений церковных и светских структур, считал обязательным для государей признание направляющей роли православного духовенства. Геннадий Новгородский совершил церковный подвиг – свел в отдельный свод библейские книги, обеспечил (XV в.) выход полного свода Священного Писания на славянском языке (названный «Геннадиевой Библией»), создал «Четвертую Новгородскую летопись» и многое другое.
Владыка Никон был митрополитом Новгородским, потом стал (XVII в.) Патриархом Московским и всея Руси, осуществил Церковную реформу.
Владыка Алексий I был ректором Новгородской духовной семинарии, настоятелем монастыря Антония Римлянина, викарием Новгородской епархии, настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря, управляющим Новгородской епархией, митрополитом Старорусским, стал Патриархом Московским и всея Руси (1945–1970). Он смог добиться у советского руководства упрочения и стабильного развития Патриаршества, нашел разумный вариант взаимоотношений церковных и светских властных структур.
В ХХ в. митрополит Ленинградский и Новгородский стал (1990–2008) Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (см. с. 290).
На Новгородской земле пребывают известные православные святыни и реликвии: одна из древнейших чудотворных икон Русской православной церкви – образ Божией Матери «Знамение» (Софийский собор в Великом Новгороде), чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» (Юрьев монастырь, поселок Юрьево), почитаемый список Старусской иконы Божией Матери (Георгиевский храм в Старой Руссе), многочисленные мощи святых (см. с. 466). Не менее 10 источников в Новгородской области почитаются как святые (см. с. 470).
Давние сильные и здоровые нравственнодуховные корни, традиции веками сохраняются и крепнут на Новгородской земле, обеспечивают ее свободное развитие, защиту в тяжелые военные годы, освобождение от врагов и возрождение в новых исторических реалиях. Новгородская область во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. была временно (два с половиной года – 1941–1944 гг.) оккупирована фашистами, ощутила все ужасы гитлеровской оккупации, многие ее города, села, деревни были полностью разрушены, уничтожены.
Именно на Новгородской земле совершил подвиг А.К. Панкратов. Линия фронта проходила по р. Волхов. На этом рубеже советские войска 29 месяцев удерживали гитлеровцев. 24 августа 1941 г., во время атаки фашистов политрук одной из танковых рот Александр Панкратов грудью закрыл вражескую амбразуру и погиб. Обелиск на берегу Малого Волховца увековечил память об этом подвиге. Всего аналогичных подвигов в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. известно более 200. А.К. Панкратов первым совершил этот героический, однако смертельный для его исполнителя поступок.
Гитлеровцы считали Новгород важным военным стратегическим пунктом и летом 1941 г. заняли его. Они превратили город в своего рода военную базу. Многих новгородцев угнали на каторгу или умертвили, взрывали дома, уничтожали выдающиеся архитектурные и исторические памятники, вырубили скверы, парки, леса. Гитлеровцы намечали уничтожить все древние здания, прежде всего православные храмы и монастыри, но наступление советских войск не позволило им реализовать это кощунственное намерение. Новгород был освобожден от фашистов в конце января 1944 г. В боях при освобождении Новгорода погибли очень многие советские солдаты и офицеры, но погибли и 15 тысяч гитлеровцев. После военных событий Новгород был, по существу, уничтожен. Из его 2345 домов уцелело на окраине города, но было в поврежденном состоянии только 40 зданий (1,7 %). Жителей в нем почти не осталось. Гитлеровцы осквернили многие религиозные центры и исторические светские постройки. Так, они в одном из помещений Софийского собора устроили баню, в Грановитой палате – фактически публичный дом, в театре – конюшню.
Бронзовый памятник «Тысячелетие России» (1862) гитлеровцы разобрали на части, готовились увезти в Германию, но из-за наступления советских войск не успели этого сделать. Уже к ноябрю 1944 г. этот монумент восстановили. Новгород был включен в список 15 городов России, подлежащих первоочередному восстановлению. На Новгородской земле свято чтут память погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Возведены Мемориалы в память о погибших в этой войне (в селах Волотово, Куземкино, Мясной Бор, поселке Демянск, г. Малая Вишера и других населенных пунктах).
На Новгородской земле с ее славной историей, многочисленными археологическими, историческими, архитектурно-художественными, мемориальными, искусствоведческими и другими ценностями, достопримечательностями открыты и действуют самые разнообразные музеи. Они работают в городах Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса, Чудово, Валдай, селе Кончанское-Суворовское, поселке Пролетарский и других местах.
Бегство фашистов из Новгорода. Картина Кукрыниксов. 1944–1946 гг.
Год от года растет авторитет Новгородской области во главе с Великим Новгородом как крупного района туризма: светского – событийного, делового, культурного, а также религиозного и др. (российского и международного). Здесь много туристических и молодежных лагерей, баз, зон отдыха, рекреационных убежищ, разнообразных гостиниц и религиозных центров. Особенно популярны плановые и инициативные туристические маршруты «По озерам Валдая», «К Ильменскому озеру», «В край голубых озер», «Волховский» (велосипедный), «Валдайский» (лыжный), «К истокам Волхова» (водный), «По северному Приильменью» (водный). В последние годы расширяется практика инициативных самодеятельных туристических поездок и походов: автомобильных, мотоциклетных, велосипедных, пеших, лыжных, водных, а также спелеопоходов. Самодеятельных туристов больше всего привлекают Валдайская возвышенность с озерами Валдайское, Ужинское, Велье, Боровно, Пирос, Селигер, а также лесные массивы центральных и восточных районов области, южный берег острова Ильмень, долины рек Мста и Волхов. Туристы-водники больше всего любят сплавы по рекам Ловать, Луга, Молога, Мста, Щегринка.
Новгородская область, богатая интересными природными, светскими, религиозными достопримечательностями, год от года увеличивает свою притягательность для туристов, экскурсантов, паломников, которым вряд ли за один раз удается познакомиться со всеми ее прелестями. Реально взвешивая свои временные, транспортные, финансовые, физические возможности, нужно целенаправленно выбрать свой туристический путь. Приехав в Великий Новгород на поезде или автомобиле, можно на уровне первого знакомства за 2–3 дня увидеть главные достопримечательности этого города и его окрестностей. Путешествуя на туристическом автобусе (микроавтобусе) или личном автомобиле, за 1–2 недели можно обстоятельно изучить основные достопримечательности Новгородской земли. Наибольшие возможности открываются перед туристами, путешествующими на автомобилях. Карты и атласы позволяют выбрать оптимальный туристический путь, а туристические путеводители подсказывают, где и что полезно и приятно посмотреть. Вне сомнений, приехав на Новгородскую землю, ее непременно захочется посетить еще много раз. Путешествуя по Новгородчине, мы, по сути, изучаем природу, историю, хозяйство, культуру, искусство всей нашей страны, важной частью которой является Новгородская область.
Академик В.Л. Янин
В изучение Новгородской земли внесли большой вклад многие отечественные археологи, историки, искусствоведы, специалисты ряда других областей науки. Среди них археолог и историк Иловайский (1832–1920), археолог, профессор А.В. Арциховский (1902–1978), академик археолог В.Л. Янин, профессор-искусствовед М.К. Каргер (1903–1976), ученые-исследователи М.Х. Алешковский, Б.А. Колчин, Л.М. Шуляк, П.Н. Максимов, А.В. Воробьев, Т.В. Гладенко, Л.Е. Красноречьев, Г.М. Штендер и другие.
Абсолютно невозможно изучить и понять Великий Новгород без знакомства с книгами и научными работами яркого ученого доктора исторических наук, академика В.Л. Янина.
Валентин Лаврентьевич Янин (род. 1929) – один из наиболее известных и прославленных отечественных археологов и историков, академик Российской Академии наук, один из руководителей Новгородской археологической экспедиции, профессор Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. В его научном багаже труды по славянской археологии, истории русского феодализма, нумизматике и сфрагистике, в том числе «Новгородские посадники» (1962), «Я послал тебе грамоту …» (1975), «Очерки комплексного источниковедения. Средневековый Новгород» (1977) и др. В.Л. Янин – автор многих монографий и научно-популярных книг, посвященных Новгородской вечевой республике, среди них, кроме уже упоминавшейся книги «Новгородские посадники» и «Я послал тебе грамоту», «Новгородская феодальная вотчина», «Новгородские акты ХII – ХV вв.», «Берестяная почта столетий» и др. Янин не только выдающийся ученый, но и прекрасный педагог, мудрый руководитель научных коллективов и исследователей, работавших и работающих под его руководством. Автору книги посчастливилось в годы учебы в Московском университете и позже общаться и несколько лет работать (1976–1990) под его руководством, участвовать в реализации проекта «Русский город», состоявшего из серии книг (их создание, издание).
Глава 2. Великий Новгород: город-феномен, страницы и уроки его истории
2.1. Современный Великий Новгород
Великий Новгород находится в 606 км к северо-западу от Москвы, на Приильменской низменности, в 6 км от о. Ильмень, на берегах судоходной реки Волхов (есть пристань). Великий Новгород занимает площадь 0,1 тыс. кв. км, в нем живут 217 тыс. чел. (2007), плотность населения 2406 чел. на 1 кв. км. В нем в возрасте моложе трудоспособного пребывают 14 % населения, в трудоспособном возрасте 66 %, старше трудоспособного – 20 %. Женщины составляют 57 % от общей численности новгородцев, женщин в Великом Новгороде на 29 тыс. больше, чем мужчин.
Великий Новгород играет решающую роль в экономике Новгородской области. Удельный вес Великого Новгорода в основных социально-экономических показателях Новгородской области в середине 2000-х гг. был таким (в %, 2006): численность населения – 33, основные фонды и численность работников организаций – по 42, обрабатывающие производства – 61, производство и распределение электроэнергии, газа, воды – 76, объем строительных работ – 33, ввод общей площади жилых домов – 48, оборот розничной торговли – 53, инвестиции в основной капитал – 45.
Современный Великий Новгород – это значимый промышленный (в нем особенно развиты машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и деревообрабатывающая отрасли) и культурный центр. Новгород производит более половины промышленной продукции Новгородской области. Ведущими отраслями промышленности являются электро– и радиотехническая. Также развиты деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Великий Новгород является известным образовательным центром, среди его ведущих высших учебных заведений институты педагогический, политехнический, сельскохозяйственный и др. Из градообслуживающих объектов выделяются драматический театр и филармония. Исключительно велико значение Великого Новгорода как уникального и древнего центра русской культуры. Стремительно растет авторитет Великого Новгорода как туристического центра, российского и международного. Великий Новгород представляет исключительный интерес для туристов, а также исследователей и научных работников, занимающихся изучением русской истории, древнерусской культуры, летописания и книжности, иконописи, каменного зодчества, ряда других историко-художественных сюжетов.
Постсоциалистический период принципиально расширил в Великом Новгороде возможности для предпринимательской деятельности (но успешно ее вести могут не более 30 % трудоспособного контингента), стал мощным толчком для развития малого предпринимательства, но резко сузил возможности большинства простых горожан в поле образования, занятий физкультурой и спортом, культурно-эрудиционного развития в связи с платностью услуг. Реструктуризация экономики Великого Новгорода в рыночных условиях принесла обострение проблемы трудозанятости (тем более в условиях закрытия или падения объема производства на предприятиях) и нехватку кадров в относительно новых сферах занятости. В дальнейшем машиностроение, туристический бизнес, а также финансово-кредитная деятельность упрочат свои позиции в экономике Великого Новгорода. Культурологическое значение города, его историко-культурные ценности будут цениться все выше и выше. Престиж и слава Великого Новгорода будут стабильно упрочиваться, расти.
2.2. Феномен древнего Великого Новгорода
Можно с уверенностью говорить о феномене древнего Великого Новгорода, понимание и прославление которого с годами будет еще более усиливаться. Условным годом возникновения Новгорода принято считать 859 г., но до сих пор вся 1150-летняя история этого города и его исключительная значимость в судьбе Руси, России еще сполна, повсеместно, широко не пропагандируется – то есть в должной мере не изучается в школах, специальных средних и высших учебных заведениях, не хватает деловых и увлекательных теле и радиопередач о Великом Новгороде, а также актуальных, интересных и общедоступных книг о нем. Большинство россиян и жителей других стран СНГ до сих пор и не догадываются, что их современная жизнь в ощутимой мере связана с давними событиями на Новгородской земле во главе с Великим Новгородом.
Уникальность Новгородской земли, исключительный вклад Новгорода в историю, экономику, культуру России очевидны. Русский публицист, литературный критик, демократ В.Г. Белинский (1811–1848) назвал Новгород «источником русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни», «прототипом русской цивилизации и вообще форм общественной жизни». Известный отечественный историк, академик Б.А. Рыбаков (род. 1908) писал: «История Новгорода – это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековой Европы, а во-вторых, история необозримой страны, раскинувшейся от Балтики до Ледовитого океана и Урала».
Великий Новгород в XVII в.
Наша страна называется Российская Федерация, или Россия. В давние времена нашу страну называли Русь, причем особо выделяют ее исторический базис – Древнюю Русь (I – ХIV вв.), которая как государство сложилась в результате исторически определившегося союза разных народов. Древняя Русь имела две исторические цитадели, нашедшие отражение в общерусской истории: Южная (или Киевская) Русь и Северная (или Новгородская) Русь. В Северной Руси в удельный период ее истории были два центра политической, экономической, культурной жизни: Новгородское княжество, затем – Новгородская феодальная республика и Суздальско-Владимирское княжество.
Со временем стабильно развивавшееся и поначалу небольшое Московское княжество стало великим, понятие Московская Русь вошло в жизнь, это государство нередко именовали Московия. Формирование и укрепление Русского централизованного государства, подчинение великим князем московским Иваном III Новгородской республики (1478) позволили с конца ХV в. говорить о государстве Руссия (Россия) во главе с Москвой. Но еще до конца ХVII в. Россию порой именовали Русью, Русской землей, Московским государством. После окончательного низвержения Великого Новгорода (1570), в период правления Ивана Грозного, русское государство с середины – второй половины ХVI в. стали называть главным образом «Россия», «Российское царство».
Древнюю Русь называли и Гардарикой, т. е. страной городов, из них наиболее известными, влиятельными и древними были (в скобках год основания): Новгород (859), Киев (860), Суздаль (1024), Владимир (1108). Даже из этих городов по возрасту, былому политико-экономическому и культурному (общероссийскому и мировому) авторитету, самобытности истории, авторстве многих начинаний выделяется именно Новгород. Все другие русские города и земли во главе с их правителями, влиятельными людьми, в мыслях о своей судьбе, развитии, процветании их владений так или иначе были связаны с Новгородом, перенимали его опыт, использовали его достижения и обычно имели с ним родственные связи. Как уже отмечалось, Новгородцы пришли в Киев и стали со временем великими киевскими князьями, московские великие князья и цари почти до конца ХVI в. имели новгородские корни в происхождении.
Был ли в истории на самом деле или не был варяг Рюрик, точно не известно, но с именем легендарного Рюрика, якобы первого русского князя, связывают начало прославленной княжеской династии Рюриковичей, княжившей и царствовавшей на Руси, в России (862—1598) 736 лет, а также успешное развитие Северной (Новгородской) Руси и государства России (со второй половины ХV в.). Потомками новгородского князя Рюрика были представители лучших княжеских родов России. Одоевские, Горчаковы, Оболенские, Долгоруковы, Щербатовы, Львовы, Прозоровские, Кропоткины, Лобановы-Ростоцкие, Белосельские-Белозерские, Шуйские, Гагарины, Волконские и др. На Новгородской земле начинает свою историю династия знаменитых князей Голицыных. Здесь началось возвышение дворянского рода Орловых (в семье новгородского вице-губернатора Г.И. Орлова родились пятеро сыновей, сыгравших значимую роль в истории России). В любом сюжете о жизни России упоминается Новгород, новгородцы, Новгородская земля.
Развитие не только Северной (Новгородской) Руси, но и Южной (Киевской Руси) связано с новгородцами. Расцвет Киевской Руси начался в большой мере благодаря именно выходцам с Новгородской земли. Киевская Русь, как государственное объединение славян вокруг Киевской земли в IХ – ХI вв. сформировалась после вокняжения в Киеве родственника князя Рюрика и новгородского правителя Олега Вещего (умер в 912). Олег, княживший в Киеве, совершил в 882 г. поход на Днепр, с этого похода началось объединение славян в могучее Киевское государство – колыбель русского, украинского и белорусского народов. Особенно прославившие Киев князья Олег Вещий, Владимир Красное Солнышко (912—1015), Ярослав Мудрый (978—1054) и некоторые другие свой княжеский опыт начинали приобретать именно в Новгороде и использовали «новгородские уроки» при великом княжении в Киеве. Так что из Новгородского гнезда или кузницы мудрых князей вышли многие киевские великие князья, которых можно считать учениками исконно русского города Новгорода.
В княжеский и царский период появилась и жила русская пословица: «Новгород – отец городов русских, Киев – мать, Москва – сердце, Петербург – голова» (Санкт-Петербург с 1712 г. был столицей Российской империи, этот город в октябре 1917 – марте 1918 гг. был столицей Советского государства). На Руси было заведено, что отец, мужчина верховодит в семье, делах, государстве, берет на себя главную ответственность, является истоком и пружиной передовых начинаний. Именно таким был Великий Новгород в судьбе славянских государств и прежде всего – России.
Именно в Новгороде началась христианизация России. Князь Владимир Красное Солнышко (княжил в Новгороде в 968/969—972, великий князь киевский с 980) в Киеве крестил (988) Русь по православному обряду. Великий Новгород – самый древний (с 988–989) христианский центр Северной Руси, современной России. Человек с опытом новгородского княжения крестил Древнюю Русь.
Новгородский князь во главе объединенного русского войска – Александр Ярославич Невский (1220–1263) победами над шведами на р. Неве (1240) и над немецкими рыцарями на льду Чудского озера (1242, Ледовое побоище) спас Русь от вхождения в западный католический и протестантский мир. Благодаря ему и новгородцам Русь повернула в сторону Византийского православного Востока. Князь Александр Невский нашел оптимальный рецепт взаимоотношений с ордынским ханом, ордынцами. Он не только спас Русь от политического краха, физического уничтожения, но и способствовал сохранению нравственного здоровья своих соотечественников, дал пример верности Православию, пример необходимости разумного терпения, допустимости непринципиальных жертв ради великих целей, стал на долгие века символом – по большому счету – непобедимости Руси-России, фактически своими действиями сформировал важный военно-политический принцип россиян: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»
Опыт новгородского княжения (1236–1251) Александр Невский широко использовал, став великим князем владимирским (с 1252). Новгородский опыт сделал его мудрым и дальновидным политиком, который своими действиями ослабил тяготы ордынского ига, стал примером для других русских князей. Князь Александр Невский одним из первых осознал, что еще на Руси не пришло время для победоносной борьбы с ордынцами, первым угадал определенную выгоду от союза с ними. Вне сомнений, ордынское иго (1237–1480) было огромной бедой для Руси, ордынскому хану русичи были вынуждены платить «выход» – огромную дань. Но ханы не вмешивались во внутренние дела Русского государства, не мешали ему увеличивать свои территориальные владения (а значит, богатства, с которых ордынцам платили дань), не вмешивались в религиозную жизнь русичей, давали определенные привилегии православным священнослужителям, кроме того, неизбежно и независимо от них притормаживали процесс вторжения на Русь западных рыцарских войск (было опасно для них грабить данников ордынцев). Ордынцы-кочевники не стремились осесть на русских землях, не включали их в свои владения, не ликвидировали княжескую власть, а только ставили русских князей в зависимое положение, не намеревались истребить Православие на Руси. Западные враги хотели захватить русские земли, включить их в состав своих владений, поставить на них свою администрацию, а главное – ликвидировать Православие на Руси. Новгородский князь Александр Невский отказался принять помощь от Папы Римского в борьбе с ордынцами, чем спас Русь от духовного и физического порабощения. В большой мере именно благодаря новгородцам на Руси, в России была сохранена и надежно утвердилась в сознании подавляющей части населения православная социальная психология. Православие осталось главным духовно-нравственным стержнем при формировании личности и выборе жизненной позиции русичей, россиян.
Новгородцы дали многие поучительные примеры плодоносной верности Православию, на основе которого вырабатывали свои традиции, утверждали обычаи. Так, пример выполнения подвига смирения и терпения во имя высоких целей и дел, как период обобщающих раздумий, накопление духовных и сохранение физических сил, с последующими позитивными масштабными результатами на государственном уровне преподали соотечественникам и потомкам на Новгородской земле князь Александр Ярославич Невский (см. с. 182–183) и другой великий русский полководец, Александр Васильевич Суворов (1730–1809, см. с. 51).
Обычай пострижения перед смертью первых лиц в русском государстве в монашество появился в Новгороде, а затем утвердился на Руси-России. По церковным канонам монашествующие – это локомотив Православия, самые верные и деятельные духовные чада Господа Бога; они имеют больше шансов, чем другие люди, на бесконечную райскую небесную жизнь. Жена новгородского, а затем великого киевского князя Ярослава Мудрого княгиня Ингеборга (в крещении Ирина, умерла в Новгороде в 1050) перед смертью приняла монашество, стала схимонахиней Анной. Так в Новгороде было положено начало российской традиции пострижения в монашество великих князей и княгинь, царей, цариц в самом конце их земной жизни. Этот обычай стабильно сохранялся в России до ХVII в.
Новгородское вече. Художник К.В. Лебедев. Конец XIX в.