bannerbanner
Земля Владимирская
Земля Владимирская

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире.


Этот монастырь особенно тесно связан с земной жизнью как минимум трех святых. Среди них князь Александр Невский (часто приезжал в него, здесь князь был первоначально похоронен), святитель и Вышенский затворник Феофан (Говоров), с 1863 по 1866 г. возглавлял владимирскую кафедру иеромонах Афанасий (Сахаров).

Афанасий (Сахаров) (умер в 1962) стал архимандритом (старшим монахом) Богородице-Рождественского монастыря в 1920 г., в 1921 г. с должности наместника этого монастыря он был переведен на должность настоятеля Боголюбова монастыря и вскоре был рукоположен во епископа. Он был епископом Ковровским с 1921 по 1927 г., за это время власти арестовывали его 6 раз. В 1926 г. представители советской власти предложили владыке Афанасию прекратить церковное служение или уехать из Владимира, он отказался это сделать. Затем он был арестован и скитался по тюрьмам и лагерям России более 27 лет. Его держали во всех тюрьмах Москвы, а также в тюрьмах и лагерях Владимира, Ленинграда (Санкт-Петербурга), Новосибирска, Краснодара, Иванова, Ярославля, Вологды, Вятки, областей Архангельской, Тюменской, Омской, а также Туруханского края и Республики Коми. Он вышел на свободу в 1955 г., был уже инвалидом. Он жил в Тутаеве (Ярославская область), затем – в Петушках (Владимирская область), умер в 1962 г.


Архимандрит Афанасий (Сахаров)


Свято-Успенский Княгинин женский монастырь был основан в 1200 г. великим князем Владимирским Всеволодом Большое Гнездо по настоянию жены – княгини Марии Шварновны, дочери чешского князя Шварна, тяжело больной женщины (в ряде источников говорится, что она сама основала этот монастырь). В 1200—1201 гг. в монастыре возвели каменный Успенский собор, в нем княгиня Мария приняла (1206) постриг, стала инокиней Марфой, вскоре умерла и была похоронена в обители в Успенском соборе. В память о ней монастырь стали называть Княгининым. Этот монастырь стал родовой усыпальницей княгинь и княжон великокняжеского дома. В нем похоронены вторая жена князя Всеволода Большое Гнездо – Анна, первая жена князя Александра Невского – Александра и ее дочь Евдокия, а также вторая жена Александра Невского – Васса (мать московского князя Даниила), другие знатные женщины. Был этот монастырь и местом монашеского заточения женщин. Так, в начале ХVII в. в нем жила вторая жена сына Ивана Грозного – Пелагея Михайловна, а с 1606 г. дочь царя Бориса Годунова – Ксения (в иночестве Ольга, см. с. 212).

Монастырь страдал от пожаров и набегов ордынцев (1311, 1411, в конце ХV – начале ХVI в., 1855 и др.), но всегда восстанавливался. В монастыре были красивые богато украшенные храмы: Успенский собор (начало XIII в., неоднократно перестраивался и подновлялся – на рубеже ХV – ХVI, ХVII, ХIХ, ХХ вв. сохранились фрески 1648) и храм в честь Казанской иконы Божией Матери (ХVII – ХIХ вв., подвергался перестройкам), сохранившиеся до наших дней. Главной святыней в монастыре были пребывавшие в нем святые мощи мученика и чудотворца Авраамия Булгарского (владимирский купец родом из волжских булгар, был мусульманином, потом принял Православие, в 1229 г. его убили в столице Булгарского царства (Великий Булгар) мусульмане-соплеменники за проповедь Христианской веры, верность Православию, передачу владимирскому князю сведений о замыслах волжских булгар).

Княгинин монастырь закрыли в 1923 г., снесли его колокольню ХIХ в. и ограду, кельи отдали для коммунального расселения мирян, в соборе разместили зернохранилище. В 1919 г. вскрыли мощи Авраамия Булгарского, в 1925 г. их отправили в музей, где они были уничтожены. Но кому-то из верующих музейщиков удалось сохранить небольшую частицу его святых мощей (которую через много лет вернули в возрождённый монастырь). В строениях закрытого монастыря разместили с 1985 г. атеистический музей, позже переименованный в Музей Православия. В 1993 г. Княгинин монастырь возродился, в нем живут около 30 сестер (в 1917 г. в нем жили более 100 монахинь). При монастыре действуют приют для девочек и регентская школа. Святынями монастыря являются чудотворная Боголюбская (Боглюбивая, см. с. 116) икона Божией Матери (ХII в., пребывает в иконостасе Успенского собора) и частица святых мощей Авраамия Булгарского (пребывает в Успенском соборе).


Свято-Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире.


Недалеко от Княгинина монастыря находится красивая трехъярусная Никитинская церковь (1765) – великолепный памятник архитектуры стиля барокко. Своей архитектурой эта церковь больше похожа на раскошный трёхэтажный дворец.

Остаётся в памяти церковь Успения Богородицы (1649), построенная разбогатевшими ремесленниками и торговцами, ставшими родоначальниками купеческих династия Владимира. При этой церкви в прошлом долгое время существовал небольшой монастырь.

Вблизи древней речной пристани, на берегу р. Клязьмы, на месте старой деревянной церкви, построили сохранившийся до наших дней с шатровой колокольней храм Николы в Галеях (1732—1735), или церковь Николы Мокрого. Галеей называли плоскодонное гребное речное судно, а святой Никола Мокрый был покровителем купцов, торговцев и путешественников. Храм этот построили на деньги богатого и уважаемого владимирского ямщика И.Г. Павлыгина.

С Владимиром связана жизнь многих неординарных россиян, в том числе создателем русского фарфора Д.И. Виноградова. Во Владимире родились адмирал, командующий Черноморским флотом, первооткрыватель Антарктиды (вместе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном) М.П. Лазарев, композитор С.И. Танеев, генерал Н.Г. Столетов и его брат физик А.Г. Столетов. Во Владимире в гимназии учились братья Столетовы, поэт К.Д. Бальмонт, академики Ф.П. Саваренский и А.А. Благонравов. Во Владимире в ссылке жил писатель-демократ А.И. Герцен.

Дмитрий Иванович Виноградов (1720—1758) вошел в русскую историю прежде всего как создатель русского фарфора (1746). Он разработал технологию производства фарфора и получил первые образцы качественного фарфора из отечественного сырья (см. с. 225).

А.И. Герцен очень любил Владимир, хотя жил в нем в 1838—1839 гг. в ссылке, приехал в него, как он потом писал, «в 1838 год, в самый лучший, в самый светлый год моей жизни». Отсюда в 1838 г. он тайком уехал в Москву на свидание к пылко любимой им Н.А. Захарьиной, похитил ее, увез во Владимир, они повенчались, в 1839-м г. у 27летнего Герцена родился сын-первенец. Герцены во Владимире жили уединенно и счастливо. Вначале Герцен жил у Золотых ворот, в доме Н.А. Адоева (занимал один три комнаты), после женитьбы переехал в район Лыбеди (оба дома до наших дней не сохранились). Герцен оказывал большую помощь первой владимирской библиотеке (открыта в 1834). В 1839 г. во Владимир повидать и пообщаться с Герценым приезжал его друг писатель Н.П. Огарев. Всю свою жизнь Герцен вспоминал свое пребывание во Владимире прежде всего как годы большого личного счастья. А впечатления, почерпнутые в этом городе, он подробно описал в своем знаменитом произведении «Былое и думы». При всей неординарности, образованности, стремлении к любви и семейной жизни Герцен по большому счету даже на теоретическом уровне глобальные политико-социальные проблемы сполна не решил, не смог он сделать счастливыми и своих жен, детей. По-другому и быть не могло, учитывая многочисленные грехи в семье Яковлевых, отсутствие прочной православной основы в семье его отца, грешные поступки его матери, избалованное детство и эгоистические порывы самого Герцена – за все поступки рано или поздно, но наступает кара, приходится расплачиваться за грехи свои, своих близких и даже предков.

Александр Иванович Герцен (1812—1870) вошел в отечественную историю как русский революционер, писатель, философ. Он вступил на революционный путь под влиянием восстания декабристов (1825). За свои революционные воззрения он несколько лет провел в ссылке (1834—1842). С 24 лет (1836) стали печатать его труды. Он выбрал псевдоним Искандер. С 30 лет в Москве он стал главой левого крыла западников. Его основными философскими трудами стали «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845—1846) и другие, в которых он утверждал союз философии с естественными науками. Герцен остро критиковал крепостнический строй в своих романах «Кто виноват?» (1841—1846), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1846), других произведениях. С 35 лет Герцен был в эмиграции, после 1848—1849 гг. разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества. В 1853 г. основал в Лондоне (ему 41 год) Вольную русскую типографию, в газете «Колокол» обличал русское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал отмены крепостного права и освобождения крестьян с землей. В 1841 г. встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию организации народников «Земля и воля». Умер в 58 лет в Париже от воспаления легких. Похоронен в Ницце, рядом с могилой первой и самой любимой жены Н.А. Герцен (умерла в 1852). За этим описанием жизни революционно настроенного человека кроются многие непростые и малоизвестные события его жизни, определившие его жизненный путь, личные проблемы, ощутимая бытовая беспомощность. Для двух жен он не смог стать настоящей опорой, стеной, защитником, детям-сиротам предпочел научную и литературную деятельность, от горя в первую очередь спасал себя, а не их. Привыкнув с детства к роли любимца и обеспеченного сына богатого помещика-отца, он, став взрослым, не хотел служить на военном поприще, не хотел и работать в гражданском ведомстве, но умел критиковать недостатки в России, призывал к разрушительным действиям, о созидательных, мирных и полезных делах думал меньше, вопреки правилам женился на двоюродной сестре. Он и не мог действовать иначе, поскольку не получил главного – надежного православного воспитания, не стал убежденным и активным православным человеком.

А.И. Герцен родился в Москве, в семье богатого, родовитого, хотя и не титулованного дворянина И.А. Яковлева (1767—1846), матерью его была дочь мелкого штутгартского чиновника Генриетта Луиза Гааг (1795—1851). Юность, красота, скромность 16летней бедной девушки-немки покорили 44летнего русского и очень богатого аристократа. Он организовал ее побег из родительского дома. Она стала жить с ним в Москве, в 17 лет родила сына. Внебрачному ребенку отец дал фамилию Герцен (от немецкого слова «Herz» – «сердце»), что позволяло скрыть от широкой общественности ребенка и установить его в правах воспитанника (Герцен считался воспитанником своего отца). Мать мальчика не захотела поменять лютеранскую веру на православную, в большой мере из-за этого она не смогла стать законной женой И.А. Яковлева. Присутствие в доме двух религий: православный – отца и лютеранской – матери не сделали ни одну из них востребованной мальчиком. С детства Сашу вопросы религии никогда не волновали, он рано усвоил религиозную терпимость, а с годами понял, что надо хотя бы для приличия выучить (почти для проформы) азы православного богословия. Таким образом, с детства в нем не был создан спасительный духовно-нравственный стержень, что наложило отпечаток на всю его жизнь. Саша был баловнем, любимцем отца и матери, в учебе особым прилежанием не отличался, хотя его учили дома хорошие учителя и священник. Мальчик с детства ощущал, что в доме нет духовного единства; мать осталась лютеранкой (протестанткой), многое понять в российской действительности так и не смогла. 13летний Герцен глубоко пережил восстание декабристов (1825). Подружившись со своим дальним родственником Н.П. Огаревым (1813—1877), в 1827 г. вместе с ним во время прогулки по Воробьевым горам дал клятву бороться против самодержавия и отомстить за казненных декабристов.


А.И. Герцен.


Герцен, в детстве и ранней юности движимый патриотическими чувствами, поначалу мечтал стать военным, поступить в полк. Но, когда он повзрослел, служба в армии стала в обществе оцениваться как скучная, опасная, не перспективная и не слишком доходная. Богатые и родовитые родители стали приписывать своих сыновей к различным канцеляриям или определять в университет. Отец Герцена сначала приписал его к канцелярии, именовавшейся Кремлевской экспедицией, а потом решил отправить его учиться в университет, думал, что ему понравится гуманитарное отделение. Герцен с раннего детства знал кроме русского немецкий и французский языки, много читал, знал из книг обширной библиотеки отца о вольнолюбивых мыслях известных философов: Вольтера, Дидро, Гегеля, Фихте, высказывания древних греческих и римских ученых мужей. Но 17летний Герцен, к удивлению близких, поступил на физико-математическое отделение Московского университета, который он через 4 года окончил с серебряной медалью за научную работу о системе польского астронома Коперника.

Герцен в 21 год окончил Московский университет, где возглавлял революционный кружок и позже был активным участником кружка молодых людей, собиравшихся в доме Огаревых и выражавших недовольство состоянием дел в России. В 22 года Герцена (как и других участников революционного кружка) арестовали и сослали в Пермь (1835), затем – в Вятку (1835—1838) и Владимир (1838—1839), откуда он в 1838 г. тайно приезжал в Москву для свидания со своей кузиной и будущей женой Натальей Александровной Захарьиной, тогда он с помощью друзей похитил ее из теткиного дома, увез во Владимир и они повенчались. Это был брак по большой любви. В 1839 г. (Герцену 27 лет) в их семье родился сын Александр. Семейная и плодотворная литературная активная жизнь А.И. Герцена началась в неволе. Во Владимире Герцены жили (1838—1839) уединенно и счастливо, Александр много и серьезно работал. В 1839 г. Герцен с семьей вернулся в Москву, в 1840 они переехали в Санкт-Петербург. В письме к отцу он резко отозвался о произволе полиции (но он был под политическим надзором, его письма проверялись), поэтому его выслали в Великий Новгород в 1841 г., он получил свободу и вернулся в Москву только после следующей ссылки в Новгород, в 1842 г. Герцен, вернувшись в Москву, продолжил свою революционную, публицистическую деятельность и философские раздумья. Его авторитет писателя и общественного деятеля год от года рос, он стал главой левого крыла западников. В конце концов он разочаровался в революционных возможностях Запада, разработал теорию «русского социализма», стал одним из основоположников народничества.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6

Другие книги автора