bannerbanner
Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры
Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Полная версия

Смоленская земля. Природа. История. Экономика. Культура. Достопримечательности. Религиозные центры

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 6

В 1819 г. было создано Смоленское отделение Российского Библейского общества (занималось изданием и распространением книг Священного Писания). В 1849 г. в Вязьме было основано женское епархиальное училище (готовило регентов – руководителей церковных хоров и преподавательниц Закона Божьего), в 1852 г. его перевели в Смоленск. В 1865 г. начали издавать «Смоленские епархиальные ведомости». В 1880 г. был открыт Смоленский миссионерский комитет (занимался просветительской работой среди старообрядцев и сектантов). В 1883 г. была открыта общедоступная епархиальная библиотека. В 1885 г. было создано Братство во имя преподобного Авраамия, Смоленского чудотворца (его члены-братья занимались религиозно-нравственным просвещением жителей Смоленской епархии). В 1895 г. было создано Смоленское отделение Императорского Православного Палестинского общества. В 1896 г. в Смоленской епархии был основан один из первых в Русской православной церкви Церковно-исторический комитет (собирал, обеспечивал хранение предметов церковной старины и исторической информации о Смоленской епархии, содержал музей-древнехранилище).

В княжеский и царский периоды, кроме местных смоленских церковных владык и князей, а также московских великих князей и царей (особенно Василий Темный, Иван Грозный, Федор Иванович, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Петр I и др.), московских митрополитов и патриархов (особенно митрополиты Иона и Киприан, патриархи Филарет Романов и Тихон), также много свершили для сохранения и упрочения духовно-нравственного здоровья смолян и пользы РПЦ на Смоленской земле просто сильные, мудрые, светские личности, например К.П. Победоносцев.

На Смоленской земле веками неизменно сохранялись, точно выполнялись, строго свершались православные обряды и таинства. Верность православным традициям всегда была характерной чертой смолян. Напомним здесь только о некоторых из них, рассказы о других содержатся далее в тексте этой книги. Так, на Смоленской земле получила развитие традиция православного старчества; прославились рославльские старцы-пустынники.


Старчество – это давно известное (как минимум с ХI в.) явление в жизни Русской православной церкви. Старчество включает духовную помощь опытного, сильного в духовно-нравственном плане человека (старца-наставника) другому человеку, менее зрелому в делах православной веры или вообще не имеющему даже начальных знаний в этой области.

Старец – это совсем не обязательно старый по возрасту человек, это прежде всего сильный в духовном отношении человек, являющийся духовным руководителем монахов и мирян любого возраста и пола, разной социальной принадлежности. В самом строгом варианте явление старчества включает полное подчинение человека выбранному им старцу, полное доверие ему, исповедание старцу о своих действиях и мыслях. В Православии практикуются многократные, редкие и даже единичные обращения к старцам за духовной помощью и дельными советами, чтобы решить мирские житейские проблемы, приблизиться к духовному совершенству.

Одним из первых настоятелей-старцев на Руси был преподобный Феодосий Печерский (ХI в.). Среди святых русских старцев особенно почитают Сергия Радонежского, Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского, Иоанна Кронштадтского.


Рославльские старцы-пустынники в непроходимых лесах под городом Рославль создали к концу XVIII в. прославившуюся Рославльскую пустынь. По просьбе Калужского епископа Филарета они выделили из своей среды группу подвижников во главе со схиархимандритом Моисеем, отправившуюся в Оптину пустынь для организации в ней скита. Они положили основание одному из важнейших духовных центров России, были канонизированы. Очень много для утверждения Православия на Смоленщине сделал старец – монах Герасим Болдинский (конец XV – начало XVII в.), канонизированный Церковью.

Смоленская земля (наряду с Муромской землей и ее княжеской четой Петром и Февронией) дала яркие примеры православной традиции верности таинству брака, ненарушения священных брачных уз и супружеской верности. Самым ярким примером этого на Смоленщине является жизнь вяземской княжеской четы Иулиании и Симеона, канонизированных после их трагической гибели. Симеон и Иулиания Вяземские вошли в русскую историю как любящие, благоверные супруги. Их жизнь является примером верного и счастливого супружества, основанного на взаимной любви, терпении, желании поддерживать и помогать друг другу, невозможности измены даже после ухода одного из супругов из земной жизни. В мечтах о надежном супружестве люди обращаются в своих молитвах прежде всего к Симеону и Иулиании Вяземским, Петру и Февронии Муромским с просьбой устроить счастливый брак, помочь сохранить супружескую верность, помнить о том, что в кодексе православных ценностей для жены главный человек – муж, для мужа главное лицо в жизни – жена, только потом идут престарелые родители и затем – дети.

Смоленская земля внесла свой вклад в продолжение традиции подвига православного юродства.


Русский народ особенно чтил юродивых. Блаженные, вольные в своих поступках могли указывать на недостатки знатных и первых лиц в государстве, им приписывали дар пророчества. Именно пророческое служение юродивых с XVI в. получает социальный, и даже политический, смысл. Феномен русского юродства имеет очень сложную и трудно понятную современному человеку сущность. Три принципиальных момента выделяют в этом парадоксальном подвиге: а) аскетическое попрание тщеславия, притворное безумство; б) выявление противоречия между глубокой христианской правдой и поверхностным здравым смыслом и моральным законом с целью посмеяния миру; в) служение миру в своеобразной проповеди, которая совершенствуется не словом и не делом, а силой Духа, духовной властью личности, нередко облеченной пророчеством.


И.Я. Корейша. Гравюра XIX в.


Первым настоящим юродивым на Руси был Прокопий Устюжский (XII в.). В Москве о юродивых стали говорить с первой трети XIV в.; наиболее известными блаженными были Василий Блаженный (1469–1557) и уроженец Смоленщины Иван Яковлевич Корейша.


Подвиг православного юродства несли (всю сознательную жизнь или часть ее) смоляне: Исаакий Смоленский (в миру – Чернь, уроженец города Торопец, стал одним из первых подвижников Киево-Печерского монастыря), Аркадий Вяземский и Новоторжский, Авраамий Смоленский, все они были канонизированы, как и И.Я. Корейша, местночтимый святой в Москве.


Иван Яковлевич (1783–1861) Корейша родился в семье смоленского священника, учился в местной духовной академии, затем жил в Смоленске. После каких-то неприятностей он решил стать отшельником и ушел в лес, в конце концов решился юродствовать. Смоленские крестьяне обнаружили его в лесу, поскольку юродивых уважали, построили ему избушку, стали ходить к нему в лес за советом, духовной поддержкой, вскоре имя Ивана Яковлевича стало известным всей округе. Как-то к нему приехала девушка, дочь одной смоленской богатой и знатной барыни, просватанная за военного, героя Отечественного войны 1812 г., спросила, будет ли она счастлива в намечаемом браке. Внезапно и не ясно почему, при этой девушке и ее матери Корейша вместо ответа закричал, вскочил со своего места, начал стучать кулаками о стол, заорал: «Разбойники! Воры! Бей! Бей!» После этого девушка наотрез отказалась выходить замуж за своего жениха, потому что Иван Яковлевич, как она поняла, назвал его разбойником. После этого жених отправился к Корейше, сильно избил его и попросил смоленского губернатора избавить общество Смоленской губернии от полоумного изувера, расстраивавшего семейные дела. Но это не привело к свадьбе. Невеста приняла монашество, со временем стала игуменьей и до своей смерти вела переписку с Корейшей. После скандала, учиненного неудачливым женихом, Корейшу хотели отправить в дом для умалишенных. Но подобного дома в Смоленске то ли не было, то ли под давлением населения его не хотели держать в плохо устроенном местном «безумном доме», поэтому Корейшу отправили в 1817 г. в Москву, в дом для сумасшедших. В доме для умалишенных ему выделили отдельную комнату. К нему за советом приходили толпы богатых и бедных людей, приносили дары: продукты, одежду, деньги, которые он раздавал нуждавшимся людям и его гостям-посетителям. Даже Н.В. Гоголь собирался советоваться именно с ним о судьбе своего второго тома «Мертвых душ» (он его позже сжег), а для Ф.М. Достоевского он служил прототипом юродивого Семена Яковлевича в романе «Бесы», а в «Женитьбе Бальзаминова» Н.А. Островского устами маменьки героя этой комедии также вспоминают Ивана Яковлевича. Какие-то предсказания и истолкования слов Корейши сбывались, кому-то он действительно облегчал душевные и физические страдания. Его даже как-то собрались выпустить из сумасшедшего дома, а он отказался его покидать. Немногим более сорока лет Корейша жил в сумасшедшем доме, предсказывал, советовал. Когда он умер, разгорелась чуть ли не драка – где и кому его хоронить, желающих было слишком много. Одни хотели везти его на его родину в Смоленск, другие требовали похоронить его в Москве, что в конце концов и сделали.


В 1913 г., когда в Смоленской губернии жили около 1,7 млн человек, из которых 90 % были православными верующими, в пределах Смоленской епархии действовали 17 монастырей (10 мужских и 7 женских), 812 церквей. При церквях было 535 библиотек, 24 больницы, 2 больницы при монастырях, 98 богаделен при церквях и 2 при монастырях. В то время в Смоленске, где жили 63,4 тыс. человек, из которых 85 % были православные люди, действовали 3 монастыря, 33 храма, работали Духовная семинария, уездное Духовное училище, женское епархиальное училище, несколько церковно-приходских школ. В составе клира были 40 протоиереев, 828 священников, 749 псаломщиков.

После событий 1917 г., установления советской власти, число действующих православных храмов стало уменьшаться. Их было на Смоленщине в 1913 г. – 812 (и действовали 17 монастырей), в 1925 г. – 548 храмов, в 1985 г. – 35. Но в постсоциалистический период их число в Смоленской области стало снова расти и достигло в начале 2000 г. 124 (и действовали 4 монастыря), сейчас – еще больше храмов и монастырей.

После установления советской власти (1917), с лета 1918 г., на Смоленской земле по решению советской администрации стали закрывать храмы и преследовать духовенство. В 1922 г. большое недовольство верующих вызвала кампания по изъятия церковных ценностей якобы для помощи голодающим Поволжья. По призыву патриарха Тихона (1865–1925 гг.; В.И. Беллавин, канонизирован) верующие собрали деньги, сделали щедрые пожертвования из церковных ценностей, но новой власти этого было мало, начался повсеместный грабеж и разорение храмов. Тех, кто мешал этому, жестоко наказывали, их убивали, отправляли в тюрьмы и лагеря.

В 1922 г. провели постыдный «Процесс Смоленских церковников», на котором судили 45 трезвомыслящих представителей смоленской интеллигенции и духовенства. Советская власть способствовала физическому устранению действительно убежденных верующих, патриотично настроенных, грамотных священнослужителей. Для раскола Русской православной церкви новая власть создала послушную ей «Обновленческую церковь», которой отдали Успенский собор в Смоленске, обеспечили издание обновленческого журнала «Церковь и жизнь»: из 736 священников 47 % были сторонниками «Обновленческой церкви».


Изъятие церковных ценностей. Фото 1920-х гг.


В 1925 г. был создан Смоленский губернский совет «Союза безбожников» (с 1931 г. – «Союз воинствующих безбожников»), который с 1931 г. стал издавать свой «Бюллетень», вел на местном радио регулярную передачу «Час безбожника», на Рождество и Пасху (величайшие христианские праздники) устраивал безобразные антирелигиозные демонстрации, карнавалы, повсеместно проводил лекции и беседы на атеистические темы.

В 1930 г. в январе в Смоленске за одну неделю по постановлению горисполкома со всех храмовых звонниц сняли колокола и отправили их на переплавку. В конце 1920-х – середине 1930-х гг. усилился процесс закрытия, разрушения храмов и преследования духовенства. Священнослужителей обвиняли в контрреволюционной работе и антисоветской деятельности. В 1937 г. объявили о раскрытии «контрреволюционной организации в Смоленске», тогда 14 человек приговорили к расстрелу и 17 – сослали в лагеря. Всего за 1917–1950 гг. в Смоленской области было репрессировано около 750 священнослужителей, монахов, людей, работавших при церкви. Число действовавших храмов повсеместно сокращалось. Так, в Смоленске в начале 1941 г. действовали 4 храма, а к лету – только один (Тихвинский кладбищенский) храм.

За период гитлеровской оккупации (июль 1941 – сентябрь 1943 гг.) число религиозных центров на Смоленской земле увеличилось; оккупационная администрация разрешала открывать их в расчете на приобретение симпатий местного населения. Так, в предвоенном Смоленске с населением более 150 тысяч человек был только один действующий православный храм, а в 1942 г., когда в городе было менее 30 тыс. жителей, действовали уже 5 храмов. В Смоленске были открыты пастырские курсы, выпустившие только за первые 7 месяцев своего существовании 40 священников. Церковное возрождение на захваченных врагом территориях вело к возрождению, мужанию национального духа россиян. Гитлеровцы вскоре поняли это, поэтому Гитлер издал приказ о запрещении помощи вермахта Церкви на оккупированных территориях. Немецкие солдаты и офицеры обычно грабили и оскверняли храмы, мучили священнослужителей, подозревая их в связях с партизанами, подпольщиками. Очень многие храмы в процессе военных действий были разрушены, ведь войска использовали их как ориентир для наведения орудий. Особенно нагло гитлеровцы громили и взрывали храмы при отступлении (в сентябре 1943 г. вся Смоленщина была освобождена от захватчиков).


Успенский собор, разрушенный немецко-фашистскими оккупантами. Осень 1941 г.


С восстановлением советской власти пастырские курсы были закрыты, ряд священников были репрессированы якобы за «сотрудничество с оккупантами», однако уже не было массовых преследований верующих людей и закрытия храмов. Но даже через 40 лет после окончания войны, в 1985 г., на Смоленщине действовало всего 35 храмов, расположенных главным образом в ее глубинке.

С 1985 г. реальные практические действия по оживлению церковной жизни на Смоленщине начал тогда архиепископ Кирилл (В.М. Гундяев). Тогда к Смоленско-Вяземской епархии присоединили удаленную от Смоленской области Калининградскую область, епархия стала называться Смоленской. Только за первые 15 лет пребывания на Смоленской кафедре Владыки Кирилла было восстановлено и построено в Смоленской области 39 храмов (и в Калининградской области 27); затем были восстановлены или построены заново десятки других храмов; была создана действенная система духовного образования, включающая 2 православных детских сада (в Смоленске и Велиже), 2 православные гимназии (в Смоленске и Рославле), Духовное училище, Смоленскую Духовную семинарию (1995). Для школ был разработан учебный курс «Основы православной культуры» и факультативный курс «Основы православной этики и культуры», похожие курсы были разработаны для специальных высших и средних учебных заведений Смоленской области. Стали возрождаться закрытые в советский период монастыри.

Сейчас в Смоленской области действует 5 монастырей (три мужских и два женских). Мужские монастыри: Свято-Преображенский Авраамиев (г. Смоленск), Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский (с. Болдино), Свято-Преображенский (г. Рославль). Женские монастыри: Свято-Димитриевский (г. Дорогобуж), Вяземский Иоанно-Предтеченский (г. Вязьма).

В ряде смоленских храмов пребывают православные святыни и реликвии, в том числе в Смоленске – чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» (XVI в.), чудотворная Казанская икона Божией Матери, чудотворная мироточивая икона преподобного Серафима Саровского. Около храма села Темкино находятся чтимая могила схимонахини Макарии и святой источник Ильи Пророка. В селе Болдино пребывают (под спудом) святые мощи Герасима Болдинского. В городе Десногорске бьёт святой источник Казанской Божией Матери на месте явления (обнаружения) иконы Божией Матери Казанская. В деревне Луги есть святой источник святителя Николая Угодника на месте обретения иконы святителя Николая и место, где жил будущий великий преподобный старец Моисей Оптинский (XVIII в.) и другие.

В прошлом многовековые территориальные претензии Литвы и Польши на Смоленские земли, временное пребывание части этих земель вне Русского государства (даже в условиях их возвращения России) способствовали распространению на Смоленщине и других религиозных верований, кроме Православия. Наиболее сильные позиции из них смогла завоевать католическая церковь, усилению которой на своих захваченных смоленских территориях раньше усиленно способствовали Литва и Польша (униатская архиепископия была открыта в Смоленске в 1625 г.). В наши дни на территории Смоленской области, кроме православных людей, живут сторонники католицизма, а также протестантизма, иудаизма и ряда других религиозных верований.

В княжеский и царский периоды через польские и белорусские земли стремились попасть на Русь-Россию евреи, ощущавшие в Европе давление, гонение на них. Число евреев-иудеев на Смоленских землях стало заметно со второй половины XVIII в., когда первые евреи-эмигранты прибыли официально на постоянное жительство в Россию, главным образом в ее вновь приобретенные юго-западные и южные владения. Произошло это в 1764 г. по разрешению императрицы Екатерины II (1729–1796 гг.; правила с 1762 г.). Неудивительно, что со временем относительно новое направление в мировом иудаизме – хасидизм появился именно на Смоленской земле в поселении Любавичи (отсюда любавичские хасиды). В целом с конца XVIII в. стало увеличиваться чисто синагог и иудейских молельных на Смоленских землях. Среди иудейских центров всего мира особо выделяется поселение Любавичи как крупнейший мировой центр зарождения хасидизма, куда растет поток верующих иудеев.

В наши дни при мирной религиозной веротерпимости подавляющее большинство религиозных центров в Смоленской области – это православные монастыри и храмы (что не удивительно, ведь резко преобладающая часть смолян – это православные люди).

Исключительный вклад в оздоровление духовно-нравственного климата, возрождение храмов, монастырей на Смоленской земле в конце ХХ – начале XXI в. внес и вносит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который длительный период времени был архипастором в этом регионе. В 1990 г., тогда архиепископ, Кирилл инициировал и обеспечил возрождение Иоанно-Предтеченского Вяземского монастыря, в 1991 г. – Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря, в 1998 г. он способствовал возрождению Свято-Димитриевского Дорогобужского монастыря, всегда особое внимание уделял возрождению приходов на Смоленской земле. Пребывая на Смоленской кафедре, Владыка Кирилл сделал поразительно много для организации и улучшения работы православных учебных и воспитательных заведений в Смоленской епархии. Благодаря его энергии, поддержке, участию были открыты Смоленское межъепархиальное училище, которое в 1995 г. преобразовали в Смоленскую Духовную семинарию, созданы православные детские сады и православные гимназии.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев, родился в 1946 г.) был (декабрь 1984 – начало 2009 гг.) митрополитом Смоленским и Калининградским, был (с 1989 г.) председателем Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата. Он внес исключительный вклад в дело упрочения позиций Русской православной церкви в новых постсоциалистических условиях, сделал поразительно много для объединения Русской православной церкви (Московский патриархат) и Русской Зарубежной православной церкви. В начале 2009 г. шестидесятитрехлетний Владыка Кирилл стал Патриархом Московским и всея Руси, до этого он более 24 лет трудился на Смоленской кафедре.


Патриарх Московский и всея Руси Кирилл


Владимир Гундяев родился в Ленинграде в семье священника, окончив среднюю школу в 18 лет, поступил в Ленинградскую духовную семинарию и затем – Духовную академию, в 23 года стал монахом с наречением имени в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. В возрасте 26 лет он был возведен в сан архимандрита (старшего монаха) и назначен представителем Московского патриархата при Всемирном Совете Церквей в Женеве; в 28–38 лет возглавлял Ленинградскую духовную семинарию и академию. В 30 лет Владыка Кирилл был возведен в сан епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии, в 31 год был возведен в сан архиепископа. В 38 лет Владыка Кирилл был поставлен на Смоленской кафедре, а в 46 лет – был назначен Председателем Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и постоянным членом Святейшего Синода Русской православной церкви. В 45 лет Владыка Кирилл был возведен в сан митрополита. Владыка Кирилл был награжден орденами одиннадцати Поместных Церквей, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» (III степени), орденом Дружбы, пятью орденами Русской православной церкви. Владыка Кирилл доктор богословия Будапештской Богословской академии, имеет более двухсот публикаций. В 1993, 2000, 2001 гг. он был провозглашен человеком года в области религии. Владыка Кирилл стал автором и много лет был ведущим еженедельной телевизионной программы на ОРТ1 «Слово пастыря». С 63 лет (2009) Владыка Кирилл является Предстоятелем Русской православной церкви.

Глава 2. Славный и древний русский город Смоленск

2.1. Визитная карточка Смоленска (Краткое представление города)

Смоленск, расположенный в 419 км к западу от Москвы, относится к числу самых древних русских городов, он почти ровесник Киева (основан в 860 г.) и Великого Новгорода (основан в 859 г.). Первое датированное (письменное) упоминание о Смоленске встречается в Устюжском (Архангелогородском) летописном своде под 862–865 гг. Значит этот город скорее всего к 862 г. уже существовал, его возраст составит не менее 1150 лет к 2012–2015 гг. Поскольку точный год основания Смоленска не известен, то условно и чаще всего годом его основания считают 863 г.

Скорее всего первоначально Смоленск находился ниже по реке Днепр, в 12 км от его современного местонахождения, у теперешнего поселения Гнездово, где обнаружены относящиеся к IX–XI вв. археологические памятники (городища, селища, курганы). Со временем поселение, ставшее основой для развития Смоленска, по неизвестным причинам переместилось на его современное место.

Смоленск удивительно живописно расположен на пяти высоких холмах в верховьях реки Днепр. Здесь в наши дни пересекаются российские и международные железнодорожные и автомобильные направления, есть аэропорт, пристань на Днепре. Это не удивительно, ведь Смоленск возник в давности в очень выгодном месте – по сути, в верховьях не только Днепра, но и Западной Двины и даже Волги, на перекрестке важных торговых путей и, что особенно значимо, – на важном торговом пути «из варяг в греки», где он, по сути, был опорным пунктом. Смоленск стал крупным торговым и ремесленным центром, а также укрепленным городом-крепостью, водными путями связанным с морями. Смоленск, как уже отмечалось, расположен на реке Днепр, соединяющей его с Черным морем. Раньше Смоленск через волоки имел выход в Балтику.

Смоленские купцы были смелыми людьми; они торговали с восточными арабскими странами, волжской Булгарией, Византией, Скандинавией, с западноевропейскими городами и государствами. Славились и смоленские ремесленники, их гончарные, кузнечные, бронзовые, серебряные изделия покупали не только на Смоленщине, но и в дальних краях. В Смоленске, окруженном в давности дремучими лесами, строили и смолили речные суда, возможно, последнее и определило название этого города. Сделанные в Смоленске просмоленные суда были не слишком дорогими и надежными для совершения дальних походов.

К IX в. в Византии уже знали о Смоленске, причем как о большом представительном городе. Уважение и, вероятно, даже какой-то страх укрепленный Смоленск вызывал у варягов. Только так можно объяснить со стороны варягов Аскольда и Дира, плывших в 865 г. по Днепру, решение не нападать на Смоленск, а взять менее укрепленный Киев. Не вполне понятно, почему известный по легендам вещий Олег, продвигаясь по Днепру из Новгорода в Киев, без боя подчинил (882) Смоленск власти князя Игоря. Неясно и то, почему без возражений смоляне отказались от язычества и позволили в 990 г. киевскому князю Владимиру Святому крестить их. Какая-то внутренняя, не видимая на первый взгляд мудрость и врожденная разумная гордость заставляли смолян всегда принимать трезвые, взвешенные решения. Военный авторитет и экономическое значение древнего Смоленска стабильно укреплялись, рос его международный престиж. XII–XIII вв. были периодом его расцвета. Неудивительно, что смоленский князь Мстислав подписал договор с Ганзой не только от имени собственно Смоленска, но и южных городов – Полоцка с Витебском, зависевших тогда от него.

На страницу:
4 из 6

Другие книги автора