Полная версия
От Москвы до Твери. Речное путешествие
В 2-х км от станции Турист лежит древнее село Шуколово, известное по писцовым книгам с XVII в. С 1627 г. оно принадлежало боярину Даниилу Шокурову. На средства стольника И.Ф. Шокурова построена сохранившаяся до наших дней кирпичная Успенская церковь (1701) с ампирным иконостасом (XIX в.) и трехъярусной колокольней (1763). В середине XIX в. владельцем села был Л.В. Молчанов – зять декабриста С.Г. Волконского, который, вернувшись из Сибири, часто приезжал сюда, в усадьбу зятя, жил тихо и спокойно, вспоминая события своей бурной жизни.
Сергей Григорьевич Волконский (1788–1865) в 1825 г. был приговорен к смертной казни, замененной 20-ю годами каторги на Нерчинских рудниках. Вслед за ним туда поехала его молодая жена М.Н. Волконская (по возрасту он годился ей в отцы), которую воспел Н.А. Некрасов в поэме «Русские женщины». Волконский в 1856 г. вернулся из ссылки и подолгу гостил у дочери и зятя в Шуколове. Здесь также жил друг их семьи А.В. Поджио. Его также вначале приговорили к смертной казни, потом заменили ее на вечную каторгу, прерванную амнистией 1861 г. А.В. Поджио поселился в Шуколове и управлял имением Л.В. Молчанова.
За этими скупыми строчками кроется на самом деле большая драма двух очень внешне красивых людей – князя С.Г. Волконского и его жены княгини Марии Николаевны Волконской (Раевская, 1806–1863), а также полная бед и невзгод жизнь их детей, Николая (1826–1828), Софии (1830), Михаила (1832–1909), Елены (1835–1916). Все они стали жертвами масонских заблуждений, увлечений, замыслов декабристов, приведших их семьи к большим неприятностям.
С.Г. Волконский. Акварель 1820-х гг.
Князь С.Г. Волконский был сыном оренбургского генерал-губернатора, с детства имел склонность к разгульной жизни, которую в большой мере преодолел, став военным человеком, за участие во многих операциях был многократно награжден, стал уважаемым генералом. Обеспеченная жизнь и особенно путешествия по Европе, умалили его ревность ко службе и Православию, он заинтересовался идеями масонов, вступил в члены «Союза благоденствия», а потом был членом Южного тайного общества. Холодный, себялюбивый, мнивший себя чуть ли не интеллектуальным стержнем Южного общества, мечтавший о свободе и равенстве россиян после переворота по его рецепту. Волконский мало думал о своей жене, будущих детях, их судьбе в случае неудачи задуманного им дела. Решившись женится, он не рассказал будущим родственникам всю правду о себе, своих тайных замыслах. Волконский, происходивший из знатной и очень богатой семьи, в 37 лет женился на 19-летней княжне Раевской, которая этого брака не желала, но подчинилась воле 70-летнего любимого отца, героя войны 1812 г. После свадьбы Волконский к жене относился как к ребенку, не считал ее равным себе человеком. Духовный дискомфорт между ними образовался сразу после свадьбы и сохранялся всю жизнь. Вскоре после свадьбы Мария сполна ощутила это, поэтому была вынуждена на некоторое время уехать из дома мужа лечиться в Одессу. Волконская не знала о делах мужа, не понимала его отношения к ней, не могла сполна любить такого человека. Но, в отличие от него, она жила по правилам Православия; и когда восстание декабристов в 1825 г. было подавлено, она решила ехать к мужу в ссылку в Сибирь. Мать его жены – княгиня С.А. Раевская (внучка М.В. Ломоносова) просила зятя не разрешать Марии ехать к нему в Сибирь, ведь она только что тогда родила сына и оба они были физически очень слабыми. Но князь Сергей думал только о себе и умолял жену последовать за ним в ссылку, чтобы облегчить его участь, о здоровье ее и сына он мало беспокоился. Княгиня Мария принесла свою жертву без любви к мужу, а только из чувства долга. Она руководствовалась православными догмами, терпела душевные и физические муки, которые он тогда сполна не понял, не стал нежнее к ней, не ощутил ее равной ему. Она была готова жить для него, а он думал больше о себе, своих тяготах неудавшегося спасителя народа. Как и в столице, жизнь Марии в Сибири рядом с мужем ожидаемых ею радости и мужней любви не принесла. Результатом было раздвоение ее натуры между долгом и тоской женского сердца, столько лет жаждавшего внимания и любви. Она надеялась хотя бы на внимание, сочувствие, сострадание, а муж предлагал ей, главным образом, разделять его тяжелую участь. Но были другие декабристы, кто понимал ее духовное величие, щедрость, благородство и хотел дать ей ощущение счастья. Она понимала, что жизнь проходит и многое она может не ощутить, не узнать. В Сибири жизнь Марии Волконской превратилась в драму, тем более, что умерли оставленный у родителей ее первенец Николай и родившаяся в Сибири дочь Софья. Свидетель семейных трудностей Волконских, сын декабриста Якушкина так писал об этом: «Этот брак по причине полной несовместимости характеров приведет к драме… Много слухов ходило о Марии Волконской и ее жизни в Сибири. Говорили даже, что ее сын и дочь не были детьми Волконского». Утверждали, что отцами ее следующих детей, Михаила и Елены, были декабристы – красавцы А.В. Поджио и И.И. Пущин. Подобные слухи приходили в Санкт-Петербург только о М.Н. Волконской. Дыма без огня, как известно, не бывает, были, вероятно, и аргументы, которые заставили мать Марии из-за этих разговоров полностью лишить ее наследства. Но муж М.Н. Волконский признал всех детей своими, что охладило страсти, но разговоры остались. Что было на самом деле, никто точно сказать не может. Известно, что Поджио со временем (1848 г.) окончательно переселился к Волконским и с ними не расставался, управлял делами их (своего?) зятя. М.Н. Волконская устроила дела детей, правда, с помощью влиятельной родни мужа.
М.Н. Раевская. Портрет 1821 г.
Дочь Елену в 16 лет удалось выдать замуж за дворянина, мелкого чиновника Л.В. Молчанова. Она получила дворянство, но брак был неудачным. Молчанова отдали под суд за растрату казенных денег, он тяжело заболел, его разбил паралич, он лишился рассудка и умер. Так что помощь Поджио молодым была к месту. Два других брака Елены были благополучными (но второй ее муж граф Кочубей умер от туберкулеза; третий муж А.А. Рахманов ее обожал). Удалось способствовать и карьере сына, он удачно женился на внучке Бенкендорфа. Волконская 28 лет провела в Сибири, из-за болезни ей разрешили выехать на лечение оттуда в 1855 г., в 1856 г. разрешили уехать и ее мужу. После его возвращения она уехала лечиться за границу. Взаимное уважение с годами упрочилось, но полной духовной близости не произошло между ними. С.Г. Волконскому вернули права потомственного дворянина, но без титула, который потом был возвращен его детям. С возрастом Волконский пожалел о масонских делах и помыслах своей молодости, пытался в Православии найти утешение и поддержку, тем более, что в 1863 г. в возрасте 57 лет умерла его жена, сам он умер через 2 года в возрасте 77 лет. Супруги Волконские были похоронены рядом в имении дочери Вороньки в Черниговской губернии. Волконский слишком поздно понял, какое сокровище большую часть своей жизни он не видел, должным образом не ценил. Он писал детям: «… как жена, как мать – это неземное существо, или, лучше сказать, она уже праведная в сем мире. Смысл ее жизни в самопожертвовании для нас. Понимаю, как тяжело вам, а мне вдалеке от мученицы жены, вдалеке от вас – просто невозможно!» (когда умерла М.Н. Волконская, он лечился в Ревеле, т. е. Таллинне, и не мог успеть приехать на ее похороны).
В деревне Свистуха (в 3 км от станции Турист, совсем рядом с каналом) сохранился дом, где жил и умер известный художник-реалист, передвижник, член Союза русских художников С.В. Иванов (1864–1910). Он купил небольшой участок земли в этой деревне в 1903 г. и построил себе дачу. Его полотна, написанные в Свистухе, в основном посвящены жизни русского крестьянства и революционным событиям в России в 1905–1907 гг. Среди картин наиболее известны «Смерть переселенца», «Больная крестьянка», «Усмирение» и др. Иванов умер у себя на даче во время работы над картиной в 1910 г. Его похоронили на кладбище соседнего тогда села Деденева. Гроб несли братья Васнецовы, самые близкие ему люди. Позже прах художника и надгробная плита, выполненная по рисунку А.М. Васнецова, были перенесены на территорию его усадьбы-дачи. До наших дней сохранились дом и мастерская Иванова.
На восток от трассы канала, в 10–13 км от населенных пунктов Свистуха и Деденево, находится древнее село Костино. Оно упоминается в документах XIV–XVI вв. Знаменитым село стало с XVIII в., когда в нем и в окрестных селениях зародился «камушинный» промысел – изготовление бус, пуговиц и т. п. В соседнем селе Ильинском местные крестьяне занимались гранением стекла и камней. В 1852 г. в Костино уже работала стекольная мануфактура, на которой изготовлялись бусы разных расцветок. В XIX в. «камушинным» промыслом занимались многие жители окрестных селений, но все они находились в зависимости от фабриканта Грибкова, основавшего здесь в 1890 г. стекольно-плавильный завод. В 1922 г. в Костино образовали артель, а в 1932 г. – промколхоз, где из цветного стекла делали пуговицы и бусы. Это были удивительной красоты бусы, которые нельзя сравнить с современными стеклянными бусами из Чехии, Германии или Польши, а пуговицы были произведениями искусства. Сейчас чуть ли не единственный человек, который верит и деятельно участвует в возрождении «камушинного дела» в Подмосковье, – художница-энтузиаст Людмила Ульянова, еще в начале 1990-х гг. работавшая главным художником Костинского отделения ПО «Химстеклопласт». Л. Ульянова пытается возродить этот промысел уже на Калужской земле, используя старинные технологии. Еще в Костино придумала она уникальную технологию многоцветной росписи стеклом по металлу, разработала новую рецептуру цветного стекла – под топаз, нефрит, уральский малахит, знает она и тайны старых рецептов производства стеклянных бус, но ее начинания вовремя не поддержали. Бусный «камушинный» промысел успешно прожил на Дмитровской земле более 200 лет, а в 1990-е гг. его окончательно загубили.
На подходе к Дмитрову, в 6 км от него, находится город поменьше – Яхрома, центр текстильной промышленности. Первая суконная фабрика, принадлежавшая дворянину Пономареву, была открыта здесь в 1841 г., при ее другом владельце – Каулине – здесь начали выпускать хлопчатобумажную пряжу. В 1861 г. была построена большая бумагопрядильная ткацкая фабрика. В 1864 г. образовалось «Товарищество Покровской мануфактуры»; производство было значительно расширено. В 1928 г. поселение получило статус рабочего поселка. Когда прокладывали канал им. Москвы, построили пристань Яхрома, и рядом раскинулось Яхромское водохранилище. У Яхромы находится гидроузел, состоящий из шлюза № 3 (с башнями с бронзовыми моделями каравелл Х. Колумба, в том числе шхуны «Санта Мария»), насосной станции и водосброса. В 1940 г. Яхрома стала городом. В ноябре – декабре 1941 г. здесь шли ожесточенные бои с гитлеровцами. 8 декабря 1941 г. части 1-й Ударной армии генерала В.И. Кузнецова освободили Яхрому от фашистов. Рядом с городом установлен памятник героям Великой Отечественной войны, сражавшимся на Перемиловской высоте, где проходили особенно упорные бои. Из памятников архитектуры в Яхроме наиболее ценными являются Троицкая церковь (1892–1895 гг., арх. С.К. Родионов) с колокольней (1908 г.) в бывшем селе Круглине и Вознесенская церковь (конец XIX в., арх. Ф. Кампорези) в бывшем селе С.С. Апраксина – Перемилове. Жители г. Яхрома сполна используют возможности Яхромского водохранилища, образованного на основе р. Яхромы. Теперь эта река разделена каналом им. Москвы на 2 части. В верхней ее части образовано Яхромское водохранилище, питающее канал, а в нижней – сохранилась долина длиной около 60 км.
Шлюз № 3 в районе Яхромы
В 18 км от Яхромы находится село Подъячево (ранее Никольское, Обольяново), в котором в конце XVIII – начале XIX в. П.Х. Обольянов создал усадьбу Никольское-Обольяново. В усадьбу приезжали многие крупнейшие деятели русской культуры и науки, неоднократно здесь бывали Л.Н. Толстой и Д.И. Менделеев. Само село Обольяново является родиной выдающегося крестьянского писателя С.П. Подъячева (1866–1934), в честь которого переименовали усадьбу. На могиле С.П. Подъячева установлен памятник. До наших дней сохранились деревянный двухэтажный господский дом в стиле классицизма (первое десятилетие XIX в.), кирпичные флигели, кирпичная Никольская церковь (1794), а также трапезная, двухъярусная колокольня и пейзажный парк (его регулярная часть – один из лучших в Подмосковье образцов садово-паркового искусства рубежа XVIII–XIX вв.).
Севернее Подъячева и в 12 км от Яхромы находится бывшая усадьба Ольгово. Село Ольгово принадлежало воеводе города Дмитрова Ф.В. Чаплину, затем – П.А. Соймоновой и Апраксиным (1740–1917). Здания, сохранившиеся до нашего времени, были возведены в середине XVIII в. при знатном вельможе, участнике Семилетней войны фельдмаршале С.Ф. Апраксине (1702–1758) – хорошем хозяине и по тем временам гуманном владельце крепостных. По его приглашению художественное оформление усадьбы завершил Франческо Кампорези в конце XVIII в. Сохранились кирпичный дом в стиле раннего классицизма (XVIII в., 1786 г. – реконструкция арх. Ф. Кампорези), флигели, жилые корпуса, башня ворот, хозяйственный комплекс, Введенская церковь (1751) с двухъярусной колокольней (1828), большой парк с прудами, парные обелиски при въезде в усадьбу.
Усадьба Ольгово достигла своего расцвета при С.С. Апраксине, женатом на княжне Е.В. Голицыной (дочери знаменитой княгини Н.П. Голицыной – прототипа старой княгини в романе А.С. Пушкина «Пиковая дама»). Е.В. Апраксиной пришлось самой вести все их хозяйственные дела. Она была хорошим организатором (наладила в усадьбе даже ковровое производство) и финансистом, внимательной матерью троих детей, снисходительной супругой (измены и кутежи мужа воспринимала как его болезнь, ему не устраивала сцены ревности, брани, упреков), умела всегда хорошо выглядеть, не теряла самообладания. С.С. Апраксин ценил свою мудрую супругу. В Ольгове в саду он приказал возвести беседку в виде древнего храма, где в середине на высоком пьедестале возвышалась мраморная статуя его жены, без которой он не мыслил успешное обеспечение их имущественных, финансовых и бытовых дел.
Усадьба Ольгово. Введенская церковь. 1751 г.
Усадьба Ольгово славилась своим крепостным театром и своего рода музеем русского быта. В XIX в. сюда нередко приезжал поэт князь П.А. Вяземский, а также поэт В.Л. Пушкин (дядя великого поэта), сам участвовавший в спектаклях. Приезжал в усадьбу и Л.Н. Толстой. В советский период в Ольгово организовали музей, затем – санаторий, потом отдали постройки усадьбы местному совхозу. В главном усадебном доме представляет наибольший интерес парадный зал с коринфскими колоннами, поддерживающими хоры. Зал отделан деревом, искусно раскрашенным под мрамор. Сохранилась и усадебная Введенская церковь, построенная в 1751 г.
К северу от села Ольгово находится большой Испытательный автомобильный полигон.
В 65 км от Москвы расположен древний город Дмитров, основанный князем Юрием Долгоруким во время «полюдья», то есть сбора дани в 1154 г. на месте славянских поселений (о чем свидетельствуют предметы, найденные во время археологических раскопок на Дмитровском городище). По желанию князя город был назван в честь его младшего сына Всеволода (будущего владимирского князя Всеволода Большое Гнездо), нареченного при крещении Дмитрием. В 1214 г. город был уже хорошо укрепленной крепостью и в XIII–XIV вв. охранял путь на Суздаль по рекам Яхрома и Дубна. Именно в нем в 1301 г. происходил съезд четырех князей: московского, владимирского, тверского и переславского, на котором был решен вопрос о владениях и заключен договор. В память об этом событии на гербе Дмитрова стали изображать четыре княжеские короны. В 1363 г. Дмитров присоединили к Московскому княжеству. В XV–XVI вв. он стал городом-посредником в торговле хлебом с Русским Севером и Западной Европой. Дмитров много страдал от недругов. Его сжег Святослав Всеволодович Черниговский, 6 раз разоряли ордынцы, в 1608–1610 гг. Дмитров сильно пострадал от польско-шляхетских войск. В 1781 г. Дмитров стал уездным городом, в 1784 г. утвердили его генеральный план застройки, а в 1812 г. город снова пострадал от французов.
В Дмитрове сохранилось очень большое число памятников истории и архитектуры. В нем немало неординарных деревянных построек в стиле модерн. В городе работает замечательный краеведческий музей, основанный в 1918 г. Из многочисленных и великолепных памятников Дмитрова назовем только некоторые: кирпичный Успенский собор (1509 г.; Историческая пл.), кирпичная Сретенская церковь (1814 г.; Профессиональная ул.), Троицкая-Тихвинская церковь (1785–1801 гг.; Пушкинская ул., 17), деревянный бывший дом Новоселова в стиле ампир (1842 г.; Кропоткина, 83), кирпичный двухэтажный бывший дом Емельянова в стиле классицизма (вторая половина XVII в.; Заречье, Школьный пер., 2), Борисоглебский монастырь (1462 г.; Большевистская ул.), дом Милютиной (Загорская ул., 38; яркий образец архитектуры модерна, конец XIX – начало XX в.), дом Олсуфьевых (Кропоткинская ул., 95; в стиле модерн, построен в 1895 г.), в нем жил и умер П.А. Кропоткин.
Дмитров имеет славное боевое прошлое. В 1941 г. именно Дмитров оказался на рубеже, где были остановлены фашистские войска, пытавшиеся обойти Москву.
Промышленность в Дмитрове стала развиваться только в начале XIX в., когда в городе появились крупные суконные фабрики (купцов Тугариновых), но уже к середине XIX в. он утратил значение промышленного центра. Тем не менее в годы Первой мировой войны на военном заводе под Дмитровым у села Очево (теперь завода там нет) был построен первый русский танк. (В Очево сохранилась дивной красоты Введенская церковь 1842 г.) В 1934 г. в Дмитрове начала работать крупная трикотажная фабрика. Развитию экономики города и расширению его территории способствовало строительство канала Москва-Волга (с 1947 г. – канал им. Москвы). Почти половина трассы канала прошла по территории Дмитровского района. Город, расположенный в центре трассы, стал штабом огромной стройки, в нем размещались управления строительства канала и Дмитровлага – специализированного лагеря для заключенных (см. с. 68).
В настоящее время ведущей отраслью промышленности Дмитрова является машиностроение, численность его жителей превышает 60 тыс. человек. В Дмитрове в 1918–1921 гг. жил и умер в возрасте 79 лет видный русский географ князь П.А. Кропоткин. Он неоднократно выступал здесь с докладами на съездах учителей уезда, на собраниях Дмитровского союза кооператоров, оказывал большую помощь местному краеведческому музею и его первому заведующему М.Н. Тихомирову (который впоследствии стал крупным ученым – историком, академиком).
Петр Алексеевич Кропоткин (1842–1921) являлся русским революционером, теоретиком анархизма, уважаемым географом и геологом. Всю жизнь он метался между революционными мечтами, вел революционную пропаганду среди петербургских рабочих, 41 год страдал без России в эмиграции (1876–1917), активно участвовал в анархических организациях и искренне стремился к научно-гуманистической деятельности. П.А. Кропоткин в 1860-х гг. совершил ряд экспедиций по Восточной Сибири, отчасти обосновал (начало 1870-х гг.) широкое распространение древних материковых льдов в Северной и Средней Европе, стал автором трудов по этике, социологии, истории Французской революции, написал воспоминания «Записки революционера». Похоже, что его жизнь в Дмитрове дала ему отчасти ощущение спокойствия и нужности людям; жил он скромно, стремился не разрушать что бы то ни было, а созидать, в меру сил помогать и поддерживать нуждавшихся. Умер П.А. Кропоткин от голода в 1921 г. (в начале 1920-х годов в России свирепствовал страшный голод – следствие революционных событий и ошибок властей).
Дмитров. Успенский собор. 1509 г.
П.А. Кропоткин. Фото XIX в.
В Дмитрове находится действующий Борисоглебский мужской монастырь (ул. Большевистская). По одной из версий, основал его князь Юрий Долгорукий в XII в., по другой – он был основан в 1388 г., а в документах он впервые упомянут в 1472 г. Этот монастырь относится к древним обителям Подмосковья. По одной версии – ему идет 9-й век, а по другой – 7-й век, по третьей – 5-й век. Точных данных об основании этого монастыря нет, скорее всего он возник в третьей четверти ХV в. (В 1841 г. под приделом монастырского собора нашли каменный крест с датой его установки – 1462 г.) Дмитровские и московские князья с мыслями об основании монастыря самим Юрием Долгоруким – основателем столицы Москвы – стремились быть щедрыми к этому монастырю, что позволяло ему успешно развиваться и вести строительство, в том числе каменное. Например, в 1537 г. построили замечательный собор во имя святых князей – страстотерпцев Бориса и Глеба. Но, как и другие монастыри, эта обитель страдала от разных бедствий: нашествий и разорений от врагов (в 1610 г. отрядов польско-литовских интервентов гетмана Я. Сапеги), пожаров (1672 г.), иных несчастий. Тем не менее он всегда восстанавливался, чему способствовали его легендарная история и близость к Москве.
В 1652 г. царь Алексей Михайлович Романов (1629–1676, царь с 1645 г.) издал указ, по которому Борисоглебский монастырь стал подмосковной резиденцией его друга, советчика, доверенного лица – митрополита Новгородского Никона (он в том же 1652 г. стал патриархом и был им до 1666 г.), но вскоре охладел к этой обители. В 1656 г. патриарх Никон основал на берегу р. Истры Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который стал его любимой загородной резиденцией. Борисоглебский монастырь с 1652 г. подчинялся Новгородскому митрополичьему дому, с 1664 г. он недолго был самостоятельным, в 1682 г. его приписали к Заиконоспасскому монастырю в Москве, но в 1725 г. он снова стал независимым самостоятельным монастырем. Царь Алексей Михайлович Романов, как минимум дважды, влиял на судьбу и развитие этого монастыря: непосредственно в 1652 г. (когда по его желанию обитель стала резиденцией Никона) и косвенно в 1656 г. Жена стольника Алексея Чаплина – П.С. Чаплина пристроила к Борисоглебскому собору придел во имя Алексия, человека Божия – святого покровителя ее мужа, но она и ее муж смотрели дальше – этим строительством их семья в первую очередь отдавала дань уважения царю – Алексею Михайловичу и их (общего с А.И. Чаплиным) святому покровителю.
Давняя история этого монастыря, участие в его жизни ярких личностей привлекали к нему богатых вкладчиков и влиятельных покровителей, что обеспечивало его благополучие. В монастыре велись значительные ремонтные и благоустроительные работы, были возведены (1689 г.) каменные стены и башни. С 1777 г. при монастыре действовало духовное училище. На рубеже ХIХ – ХХ вв. в монастыре провели большие ремонтные и реставрационные работы на средства Е.С. Ляминой – вдовы крупного фабриканта И.А. Лямина, основателя товарищества Покровской мануфактуры.
Борисоглебский монастырь сохранял стабильную и безупречную репутацию, поддерживал и хранил православные традиции, обеспечивал ведение летописей. До конца ХIХ в. в монастыре вели рукописную летопись.
После осенних событий 1917 г. монастырская братия объединилась в артель, но она долго не работала. В первой половине 1920-х гг. обитель еще существовала, но это был уже женский монастырь, а не мужской, как прежде.
В 1926 г. Борисоглебский монастырь закрыли и разместили на его территории Музей Дмитровского края. Его сотрудники во главе с директором К.А. Соловьевым были грамотными и патриотично настроенными людьми; они делали все от них зависящее для сохранения комплекса монастыря как памятника истории, культуры, архитектуры. Судьба большинства музейных работников оказалась трагичной; они были репрессированы и почти все погибли.
С 1932 г. в зданиях закрытого монастыря разместили Управление канала Москва – Волга и Дмитлага. Дмитлаг был одним из подразделений (управлений) ГУЛАГа – государственного управления лагерей. В Дмитровском районе располагался именно специализированный лагерь для заключенных, которые в основном и работали на строительстве этого канала наряду с вольнонаемными людьми и военнослужащими. Большинство работавших на строительстве канала умерли от истощения, нечеловеческих условий труда, неимоверного объема работ или были расстреляны.