Полная версия
По следам четырех сезонов. Крымский календарь природы для детей
Выкормить 5–6 прожорливых ртов, да еще ранней весной, дело непростое. Ворон-отец знай таскает с утра до ночи все, чем разживется. Позже к поискам продовольствия подключится мать, и кормят птенцов они около двух месяцев. аппетит у молодежи – только давай. Хорошо хоть, что к моменту вылупления их снег уже сходит и то тут, то там обнажаются погибшие за зиму звери и птицы. Кроме кормежки птенцов, их еще надо защитить от холода и врагов. Об этом оба супруга заботятся на равных. Детки у воронов далеко не очаровашки. Глаза мутные, голубоватые, носы огромные, хвосты жесткие, лапы крючковатые, уголки рта розовые. Совсем не то что крохотная, толстенькая, трогательная детвора певчих птиц в крапчатых пушистых «детсадовских пижамках». Но мать есть мать, и ее птенцы видятся ей изумительными умниками и красавцами.
Перед вылетом воронята, совсем как отец, уже умеют выговаривать, правда, еще по-детски мягко:
«кор-кор-кор». Позже научатся кричать по-взрослому и произносить какие-то непонятные для нас булькающие звуки. Учатся, конечно, и хищничать. Впрочем, и сама воронова семья временами тоже страдает от хищников. Об этом еще в старые времена на Руси говорили: «Хорошо еще, что вороны плодущи, а то кто бы кречету, да ястребу, да беркуту дань платил?» Под данью подразумевались вороновы птенцы да и сами родители, на которых пернатые хищники охотятся.
Вылетают птенцы из гнезд в середине весны, по народным наблюдениям, на Мартынов день, как раз 14 апреля. Считалось, что именно в этот день родители-вороны «детей купают и отпускают их в отдел», то есть в самостоятельную жизнь, так что, не считая клестят, воронята первые пернатые «детки» в новом году.
По характеру вороны индивидуалисты и по отношению к близким и соседям не очень-то приветливы. Стай не образуют и рядом друг с другом никогда не селятся. Разделяющее их пространство должно быть не менее 20 километров. А может быть, это не из-за нелюдимого нрава самки и главы семейства, а потому, что отцу нужен обширный охотничий участок, чтобы прокормить семью, и конкуренты ему ни к чему. Еще один интересный штришок в поведении воронов. Они, вроде соек и сорок, – отменные воришки. В их гнездах чего только ни находили: ложки, ножи, деньги, расчески, бусы, зеркальца и даже золотые кольца. Ну что ж, и вороны не без слабостей. Всё как у людей, и от этого они становятся нам как-то ближе и интересней. Почему же люди издавна называли ворона птицей мрачной и вещей? Вещей потому, что, по народным поверьям, ворон «беду чует и беду вещает». Считалось, что карканье ворона над головой – знак смерти, и потому было принято при виде его приговаривать: «Всякому бы ворону на свою голову каркать». В сказках, мифах, легендах ворон не только зловещий и вещий, но еще и мудрый, может предсказывать народные беды и даже войны. Перед войной между Иваном Грозным и вольнолюбивым Новгородом плотоядное воронье якобы «станицами» парило «над златыми крестами храмов», чуяло «тысячи трупов – свою богатую добычу». Когда Петр I потерпел при осаде Азова поражение, один из его стрельцов сказал своим товарищам: «Пригнали нас сюда – русским мясом турецких воронов кормить». Петру об этом доложили, и беднягу повесили.
У воронов и «костюм» черный, и характер под стать костюму – мрачный и нелюдимый.
На севере о вороне всегда отзывались более уважительно. Ворон, мол, птица умная, священная, и потому никогда не убивали его и не преследовали. Больше того, шаманы, колдуны говорили людям, что вороны – это в прошлом умные люди, а каждый шаман и колдун в перспективе ворон и что кровь у воронов якобы холодная и черная. Вот именно «якобы». Она у них красная и горячая, как и у нас с вами. Ну а что касается умственных способностей воронов, то в настоящее время ученые приравнивают их к собакам, а это довольно высокий ранг. И вот еще что говорит в их пользу: все вороны работают на природе санитарами-мусорщиками, пожирают падаль сами и кормят ею птенцов. Отсюда, наверное, и крымскотатарская пословица: «Кто с вороном пирует, у того не бывает клюв чистым». Не отказываются и от свежатинки, они отличные охотники на грызунов. Обоняние и слух у этих мышеловов вне всякой конкуренции. Бытует мнение, что они слышат не только мышиную возню под землей, но даже и то, как поскрипывают в земле личинки майских жуков. При таких уникальных способностях, они, может быть, и погоду умеют предсказывать? Оказывается, могут, и люди давно подметили: «Каркнет ворон – жди дождя». Почему ворон птица вещая, мы разобрались, а почему мрачная? В основном из-за цвета оперения. Оно у ворона черное-пречерное, без единой светлой помарочки. Все черное: и «штаны», и «пиджак», и «жилет», и голова. Хоть бы одно-единственное белое пятнышко. Ворон – будто образцовый служащий из погребальной конторы, известной своими строгими правилами для подчиненных.
Вот что говорится о мрачном перьевом «костюме» воронов в одной старой притче. Договорились как-то сова и ворон разрисовать друг другу перья. Очень уж хотелось им стать покрасивее и поэффектнее. Добыли они горшок черной краски, и первым приступил к делу ворон. Он очень старался, покрыл перья совушки точечками, штрихами, пестринками, и сова получилась прямо-таки красавицей, пернатой боярышней. Сова ходила по веточкам, оглядывала себя, охорашивалась и хорохорилась: «Вот какая я красоточка-сова, пухленькая да пестрая». Ворон сидел рядом, ворчал, но терпеливо ждал своей очереди. И дождался! Не захотела совушка время на него тратить, разрисовывать да вырисовывать, взяла да и опрокинула на него весь горшок черной краски. Ворон обиделся и с тех пор ходит весь в черном и сов не то что не любит, а на дух не переносит, как увидит, так и бросается, так и гонит, да еще в темечко сову стукнуть норовит. Вот ведь какой злопамятный!
Харитон, сын Посейдона
В конце весны и в начале лета в природе сплошной детский сад. У всех, у птиц и зверей, либо рождается, либо уже народился и растет молодняк: куничата, совята, лисята, суслята, ежата и прочая детвора. А чем они занимаются? Ну конечно же растут, едят, выясняют методом проб и ошибок, что важно в жизни, а что нет, что съедобно, а что невкусно, что можно делать, а чего ни в коем случае нельзя, а еще играют, изредка дерутся и временами хулиганят. Вот и в данном случае встретили как-то три маленьких лягушонка недавно народившегося тритончика и придрались к нему. Чем-то он лягушатам не понравился, а может характер у них был такой драчливый и неуживчивый. Один лягушонок показал другому на тритончика лапкой и сказал: «Он не из нашей песочницы!» И всё! И началось! Набросились на беднягу и оторвали тритончику хвостик и правую переднюю ножку. Свершив такое злодейство, бросили калеку на произвол судьбы и уплыли. Спустя какое-то время лягушата-хулиганы вновь встретились со своей жертвой и страшно удивились. Тритончик стал уродом. Вместо хвоста у него выросла лапа, а на месте оторванной лапы красовался хвост. Произошла путаница. Через некоторое время оторванные части тела восстановились, но местами перепутались. Такое в природе бывает редко, но бывает. Хорошо хоть голову тритончику не оторвали, иначе страшно подумать, что бы на ее месте могло вырасти.
Обладатель роскошного хвоста, гроза малярийных комаров – тритон гребенчатый.
Тритон, или по-народному Харитон, – животное очень интересное. Согласно греческой мифологии, тритон – это морское божество, сын бога морей Посейдона и владычицы морей Амфитриты. Изображали его либо старцем, либо юношей с рыбьим хвостом вместо ног. Как уж ему жилось с роскошным хвостом, но без ног, неясно, хотя если вести водный образ жизни, то можно. Взрослому тритону нужны и хвост, и ноги, а уж в брачные периоды его жизни хвост особенно необходим. Без хвоста не посватаешься и не женишься. И хвост, и гребень весной становятся у самцов очень нарядными и выразительными. Они ярко окрашиваются, а гребень вырастает в высоту и зазубривается. Хвостом «жених» демонстрирует свои супружеские намерения и то и дело становится поперек на пути самочки к воде.
Заигрывает, прикалывается. В это время и «походка» самца в воде меняется, становится свадебной. Он плывет, переваливаясь с боку на бок, одновременно пританцовывает и направляет будущую «супругу» в нужном направлении. Забавно выглядят в это время и поединки «женихов-соперников». Сначала всякие угрожающие демонстративные позы, потом схватка и унизительное бегство одного из претендентов. Когда страсти поутихнут, гребень у самца сойдет на нет, брачная раскраска пропадет, ну а самочка, очарованная галантным обращением, начнет откладывать яйца. Если они отложены ею кое-как и где придется, выживших тритончиков будет немного, хищники об этом позаботятся, и потому будущая мамаша каждое свое яйцо заботливо откладывает на подводный листик, и такое проделывает столько раз, сколько она породила яиц, то есть от 100 до 200 раз. Самчик ей старается помочь. Обеспечивает аэрацию – снабжение кислородом: подгоняет своим хвостом к ней свежую, обогащенную кислородом воду. Недели через две из каждого яйца выберется тритонья личинка.
Рта и ног у нее нет, а вот хвостик уже на месте. Рот прорежется через сутки, и личинка тут же жадно набрасывается на еду, на всякую мелкотравчатую живность. С этого же момента появляются ноги, личинки превращаются в головастиков и начинают бурно расти. К осени эти головастики становятся уже 3–4-сантиметровыми тритончиками, и им сразу же надо начинать готовиться к зимовке. К октябрю – ноябрю они выползают из воды, ищут дыры в земле, разные щели и укрытия под карнизами домов или гнилые пни в лесу, где до самого апреля (в Крыму до марта) будут беспробудно спать. Пожелаем им благополучной зимовки, весной удачного сватовства и многочисленного потомства. Именно многочисленного, потому что тритоны издавна числились в благодетелях человечества. Они очень рьяно и в массе уничтожают личинок малярийного комара, вызывающего у человека тяжелое заболевание. Да и сами по себе, без всяких их полезностей, тритоны, как любые живые существа, имеют право на жизнь и вносят свою посильную лепту в извечный круговорот жизни на Земле.
Весь мир озабочен их судьбой
Как вы думаете, такие животные, как кошки, попадут когда-нибудь на страницы Красных книг? И я думаю, что не попадут, а вот древнейшие гекконы, которых в Крыму осталось несколько жалких сотен, уже обжили и Республиканскую, и Международную Красные книги. Выходит, про нашего геккончика весь мир знает, ученые всего мира озабочены его судьбой. Исчезает он с лица Земли так стремительно, что страшно становится: неужто не убережем, не поможем? Вся беда в том, что эти ночные ящерицы очень любят селиться не только в трещинах скал и стволов деревьев, но и в старых постройках, в разрушающихся различных памятниках архитектуры, и при реставрации или ремонте их все щели и пазы – любимые местообитания гекконов – заделываются кирпичами, цементом, и при этом заживо замуровываются и гекконы. По подсчетам, проведенным в середине 80-х годов прошлого века, их оставалось на полуострове всего около 500 особей. Ученые давно уже предлагают для спасения гекконов строить крошечные домики из глины, камня, туфа, в которых бы эти ящерицы находили безопасные убежища. В Херсонесе в археологическом заповеднике одно время проводились именно такие работы. А ведь сравнительно недавно гекконы были совсем обычными обитателями жилищ человека на Южном берегу Крыма. Соседство это никак не обременяло хозяев, напротив, приветствовалось ими, так как лучших охотников за москитами, мухами, пауками, комарами в домах трудно сыскать.
Геккон отличный высотник и верхолаз. По потолку бегает быстрее мух, а при случае и к месту может и «песенку» спеть: «пик-пик-и-и-и-…»
Внешность гекконов можно описать несколькими словами. Длиной невелик, 8–9 сантиметров вместе с хвостиком, глазаст, большеголов, крупночешуист. Ножки тоненькие, очень цепкие; по цвету серый. Это если очень коротко, а для любителей более детальных характеристик можно и подробнее. Глаза у гекконов большие, без век, с вертикально поставленными зрачками, выражение их несколько изумленное, а по цвету они, как рубины, красные и нуждаются в постоянном уходе. Геккон, понятно, знает об этом и часто протирает их, как тряпочкой, собственным языком. Со стороны создается впечатление, что он никак не может поверить чему-то только что увиденному. Удивляется, и потому вынужден постоянно протирать свои круглые глазища. Рот у гекконов изогнут так, будто он постоянно застенчиво улыбается, и, как ласковая собачка, виляет или дергает хвостиком. Чешуйки на хвостике трутся друг о друга, издавая то ли шелест, то ли звуки, похожие на затаенный шепот. В наличии у гекконов и голосовой обмен информацией. При этом слышится нечто похожее на птичью трельку: «пик… пик… пик-и-и-и». Одет геккон в серые чешуйчатые «штаны» и «рубаху», причем этот «костюмчик», как у непоседливых мальчишек, быстро снашивается и его за сезон приходится менять раза три-четыре. Меняя, геккон берет сам себя лапками за плечи и за шиворот и стаскивает старую кожу через голову. Старается так, что из кожи вон лезет, а потом берет и съедает старую одежку. А зачем она ему, если уже есть новая и красивая.
Питаются гекконы насекомыми и их личинками. Нападают даже на богомолов, которые могут быть по размерам больше охотника. Во время охоты голова у них опущена и покачивается из стороны в сторону, а потешный хвостик в предвкушении добычи нервно подергивается.
Весной гекконами овладевают брачные настроения, и чуть позже самки откладывают в различные щели 1–2 яйца, и яйца эти толще в диаметре, чем туловище мамаши. Это все равно как если бы курица стала нести яйца с футбольный мяч. Секрет в том, что в момент появления на свет детенышей скорлупа на яйцах мягкая, и это облегчает самочке роды. Твердеет скорлупа спустя примерно четверть часа, и одновременно она окрашивается в нежно-розовый цвет. Выводятся детеныши гекконов под присмотром и руководством крымского солнышка, дней через 50, и в августе уже бегают по скалам или на чердаках молоденькие геккончики. Взрослеют быстро, живут недолго, всего 5–6 лет.
Подчеркнем еще раз: уникальны гекконы еще и потому, что создания они очень древние, успешно пережившие ледниковый период, а вот удастся ли им пережить ледниковый период человеческого равнодушия к их судьбе в наше время, очень сомнительно. Слишком много всяких неблагоприятных факторов, среди которых, плюс ко всему, оползни, пожары и… кошки. Эти хищницы, у которых не только брюхо, но и глаза всегда голодные, очень успешно истребляют жалкие остатки дважды краснокнижных животных, и бедные гекконы, видимо, думают: как же так? Кошки в Красные книги никогда не попадут, а нас, редчайших, находящихся на грани уничтожения ящериц, можно сказать гордость Крыма, они со света сживают. Действительно, полное исчезновение гекконов на нашем полуострове – дело недалекого будущего. Вот такая грустная история и для Крыма, и для крымских ученых, и для нас с вами, дорогие читатели. Да и для всего цивилизованного человечества.
Индейская легенда
У североамериканских индейцев есть легенда о жуках-чернотелках. Эти жуки в случае опасности принимают очень характерную, не совсем эстетическую позу. Задок круто поднимают вверх, а голову опускают вниз до земли, чуть ли не втыкаясь в нее, будто становясь на голову. На задней части туловища у чернотелок есть небольшой отросток, как бы хвостик, из которого у некоторых видов выделяются капельки дурно пахнущей, отпугивающей врагов жидкости. Если кто и схватит «по неграмотности» жука, то потом не отплюется. Такая она пахучая и едкая. А легенда такова: когда-то все жуки-чернотелки жили на небе и были звездами. В их задачу входило светить темными ночами, а по мере приближения рассвета гаснуть. Веками все шло так, как и положено. Вечерами звезды вовремя зажигались, а по утрам своевременно гасли. Но постепенно все начало разлаживаться. Звезды, то одна, то другая, а то и целыми компаниями, стали задерживаться на небе. Они попросту не хотели уступать свое место утру, обижая этим солнце и укорачивая дни. Происходило это якобы из-за того, что звезды зазнались и считали, что время их господства на небе много короче, чем отпущенное светлым дням. Одним словом, заболели звезды очень распространенной нынче «звездной болезнью» и стали самозванно задерживаться на небе. Однажды они сильно запоздали убраться, и, когда взошло солнце, спохватились и всем скопом скатились в одно место на небе и образовали Млечный Путь. Потомками этих звезд на Земле индейцы считали многочисленных жуков-чернотелок, которые, вспоминая свое прошлое нахальное поведение в небесных сферах, прячут головы от стыда в землю, а ни в чем неповинный задок выставляют круто вверх. В этом положении задок напоминает как бы пушечное дуло, а саму чернотелку можно сравнить с жуками-бомбардирами. Эти бомбардиры стреляют такой едкой жидкостью, что многие мелкие животные буквально падают в обморок, причем «выстрелить» жук может раз десять подряд. Прямо какая-то скорострельная многозарядная «пушка».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Новичок – вновь народившийся месяц.