Полная версия
Древняя мудрость
Как образец всенародных поучений мы имеем Заповеди Блаженства и Нагорную Проповедь и такие наставления:
А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас… Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный[69]. Сберегший душу свою потеряет ее, а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее[70]. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном[71]. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона[72]. Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога.[73]
Школы Пифагора и неоплатоников сохраняли предание для Греции, и мы знаем, что Пифагор приобрел некоторые из своих учений в Индии, тогда как Платон учился и получил посвящение в школах Египта. Относительно Греческих школ существуют более точные сведения, чем относительно остальных; Пифагорейские имели как внешнюю дисциплину, так и внутреннюю, в которой ученики, связанные обетом, проходили через три ступени в течение пяти лет испытания (подробности в книге Дж. Мида «Orpheus», стр. 263 и след.).
Внешнюю дисциплину Дж. Мид описывает следующим образом:
Прежде всего мы должны вполне отдаться Богу. Когда человек молится, он не должен никогда просить о личном благе, вполне уверенный, что все будет дано ему своевременно, что нужно и что сообразно с Мудростью Бога, а не с нашим личным эгоистичным желанием (Diod. Sci. IX, 41). Одною лишь добродетелью достигает человек блаженства, и это преимущество, исключительно принадлежащее разумному существу (Hippodamus De Felicitate II., Orelli. Opusc. Graecor. Sent. et Moral. II, 284). Сам по себе, по своей натуре, человек не хорош и не счастлив, но он может стать таковым через познание истинной доктрины (μαλιοσος κει προνοιας ποτιθεεται) – (Hippo: ibid). Наиболее священный долг есть сыновняя преданность. «Бог осыпает Своим благословением того, кто уважает и поучает виновника своих дней» говорит Пампелиус (De Parentibus, Оrelli ор. citf. II, 345). Неблагодарность к своим родителям самое черное из всех преступлений, пишет Периктиона (ibid р., 350), которую считают за мать Платона. Чистота и тонкость настроения всех пифагорейских писаний была замечательна (Œlian Hist Var. XIV, 19). Во всем, что касается целомудрия и брака, принципы их отличаются величайшей чистотой. Всюду Учитель указывает на необходимость целомудрия и воздержания; но в то же время он советует состоящим в браке сделаться родителями прежде, чем перейти к безбрачию, для того, чтобы дети могли рождаться при благоприятных условиях, поддерживать праведную жизнь и наследовать Священную Науку (Jamblichus, Vit. Pythag.; Hieracl. ар. Stob. Serm. XLV, 14). Эта подробность особенно интересна потому, что совершенно такое же постановление находится в Манавадхармашастре, в великом Индусском Кодексе…
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
That; индусы называют Первоисточник То (Tat), отказываясь придавать ему какой-либо предикат, какой-либо атрибут. – Прим. перев.
2
The sacred Books of the East, vol. XL.
3
This.
4
Мундака упанишада, II, ii, 3.
5
Мундака упанишада, II, ii, 1, 2, 9, 11.
6
Шветашвара упанишада, iii, 7, 8, 21.
7
Там же, IV, 18—20.
8
Мундака упанишада, II, ii, 7.
9
Шветашвара упанишада, iii, 14.
10
Там же, ii.
11
Эфир в сердце есть мистическое выражение, которое должно выражать Единого, пребывающего в сердце.
12
Брихадараньяка упанишада, IV, iv, 20, 22, перевод д-ра Э. Роэра.
13
IV, iv, 16.
14
Шветашвара, I, 8.
15
Мундака, III i, 3.
16
Там же, III, ii, 4.
17
Там же, III, ii, 9.
18
Катха упанишада, I, iii, 14.
19
“Sanskrit-Chinese Dictionary” Эйтеля.
20
Уданаварга, XXIX, 37.
21
Там же, II, 6, 8.
22
Там же, XXXIII, 68.
23
Уданаварга, XXXIII, 41.
24
Там же, XXXIII, 55.
25
Ис. 45:6,7.
26
Ев. Иоанна 1:1,3.
27
Isaac Myer's Qabbalah, from the Zohar, стр. 274, 275.
28
Там же, стр. 373, 375, 376.
29
Исход 15:11.
30
священный Тетрактис
31
Myer's Qabba1ah, стр. 194, 195.
32
Там же, стр. 198.
33
Приводится в «Тайной Доктрине»: т. 3, стр. 486.
34
XLIII, 1, 4.
35
Sacred Books of the East, The Bundahis, V, 3, 4; V, 2.
36
Sacred Books of the East, XXXI, стр. 195, 196.
37
Ясна, ХХХ, 3, 4, 7, 10. De Haug's Transl., стр. 149, 151.
38
Армаити была вначале Богиней Мудрости. Позднее, как Творческое Начало, Она была отождествляема с землей и обоготворяема как Богиня Земли.
39
Mihir yast XXV, 1, 103; Sacred Books of the East, XVIII.
40
Sacred Books of the East, том V, стр. 10, примечание.
41
Thomas Taylor, приводимый в книге Мида «Orpheus», стр. 93.
42
Там же, стр. 94.
43
Слова Пиндара, который был пифагорейцем, приводимые Св. Климентом – Strom., V, стр. 709.
44
«Orpheus», стр. 271.
45
Causal body, corps causal.
46
«Orpheus», стр. 284.
47
Там же, стр. 292.
48
Санкхья – одна из шести философских систем индусской религиозной мысли. – Прим. перев.
49
Пракрити – первозданная материя, еще не вышедшая из безразличного равновесия. – Прим. перев.
50
Гуны – три свойства космической материи: инерция, энергия и ритм; пока эти свойства в полном равновесии, до тех пор материя не может служить проводником для жизни, но лишь только равновесие нарушено, наступает творчество, возникает проявленная Вселенная. – Прим. перев.
51
“Die Sankhya Philosophie.”
52
Откров. 4:5.
53
Быт. 1:26,17.
54
Фессал. 5:23.
55
Ефесс. 2:12.
56
1 Коринф. 6:19.
57
Матф. 11:14.
58
Малахия 4:5.
59
Матф. 17:12.
60
Иоанна 9:1,13.
61
Sacred Books of the East. XXXIX, ор. cit. XLI, 1.
62
Mispa Kumata. Избранные места из «Авесты» в «Ancient-Iranian and Zoroastrian Morals», Dhunjibhoy Jamsetji Medhora.
63
Псал. 23:3,4
64
Михей 6:8
65
Притчи 12:19
66
Исаия 57:6, 7
67
Матф. 13:10-17
68
Матф. 7:6
69
Матф. 5:44,48
70
Матф. 10:39
71
Матф. 18:4
72
Галат. 5:22,23
73
1 посл. Иоанна 4:7