bannerbanner
Опрокинутая Вселенная
Опрокинутая Вселенная

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля

Лариса Георгиевна Зубакова

Опрокинутая Вселенная

© Зубакова Л.Г., 2020

© Оформление, серия, Издательство «У Никитских ворот», 2020

Иные грани мастерства

Творчество современного поэта Ларисы Зубаковой приобрело в последние годы достаточную известность. Обращает на себя внимание прежде всего концептуальность её творческого подхода в сочетании с неуёмной жаждой исследователя смысла гармонии и красоты.

Своё понимание гармоничного сосуществования личности и общества, человека и природы, рукотворных ландшафтов, упорно отвоёвывающих место под небом, и безоглядных далей величия земли под пристальным взглядом Создателя – вот, что могут отобразить в своём творчестве художник и поэт. Таков подход Ларисы Зубаковой.

Вышло в свет уже восемь её книг, и этого вполне достаточно, чтобы читатель смог получить представление о главной составляющей её творчества. В основном это мысли и чувства человека, живущего в далеко не идеальном мире. Но именно этот мир дорог поэту.

Книга, которую Вы держите в руках, – продолжение или, скорее, уточнение творческой направленности автора. Её название «Опрокинутая Вселенная» как нельзя лучше раскрывает суть собранных в этом сборнике стихотворений: шум ветра, аромат распускающегося цветка, пробившийся сквозь тучи солнечный свет… Красота мимолётна, мгновенна и почти неуловима, и только это «почти» даёт шанс поэту отразить в стихотворных строках сиюминутный порыв.

И длится наслажденья миг.Быть кратким – мера совершенства,чтоб полно ощутить блаженствоприкосновенья к красоте[1].

Жизненное кредо поэта – свобода. Кто сказал, что жизнь – увеселительная прогулка? Поэт такой же, как и все, человек. Как и всем, а зачастую даже больше, ему отпущено невзгод и страданий, но состояние души – творчество и свобода – единственный шанс выжить в сложном, непредсказуемом мире.

В сборнике стихов Ларисы Зубаковой много миниатюр из четырёх-пяти восьмистиший, зарисовок состояния природы, пропущенных через призму внутреннего мировосприятия поэта. Они дают возможность читателю увидеть жизнь и оценить мгновенную красоту вечного в своей изменчивости постоянно преображающегося мира.

Минимализм этих строк не даёт отвлекаться от сути вещей и событий. Такая форма – проводник на пути приближения к тайне земного бытия. Точное слово, яркий зримый образ в оформлении согласованного подбора звуков делают небольшие произведениям Ларисы Зубаковой необычайно ёмкими, сохраняя при этом всю прелесть мимолётной свежести мгновенья.

…Всё в нашем мире взаимосвязано, нет малого и большого, а есть отражение и глубина. Остальное всё зависит лишь от восприятия поэта и читателя.


Брякова И.Е.,

доктор педагогических наук,

профессор кафедры литературы,

журналистики и методики

преподавания литературы ОГПУ

и золотая лень

Из тростника извлечь богатство целой ноты.

О.Э. Мандельштам

«Я убежала бы давно…»

Я убежала бы давно,да в колыбели мрачных сосенплывёт, качается окно.А ночью кто-то, прям и строен,как эта юность, снится мне,и я живу в глухом просёлке.На затуманенном стеклебелеют тоненькие ёлки —лесная пуща или томороза гибкая чеканка?Сквозь индевелое окноя с любопытством иностранкигляжу… Заворожённый дом —хрустальной спеси отраженье.Звезда над вымерзшим прудом.Узорная обитель елей.

«Тишина превращается в звук…»

Тишина превращается в звук,и становится звук тишиной,словно трепетных любящих рукза спиною сомкнётся кольцо.Лишь нечаянный звук упадёт(тишина – как круги по воде)и прогорклой полынью вплетётв косы память о прошлой беде.

«…И тернии восстали на пути…»

…И тернии восстали на пути.Израненные, в каплях алой кровидуша и плоть —вот он, удел.Лишь остаётся влитьсудьбу и время в трепетные строки.Избитый, мудр во все века ответ:«Таков твой путь, поэт».

«Слова – в надрыв…»

      Слова – в надрыв;      а боль – в излом;и влёт – подстреленную птицу.      Но здесь обрыв.      Тогда – в полёт,чтоб вольной волей насладиться.

«Весь – наслажденье длится миг…»

Весь – наслажденье длится миг,Быть кратким – мера совершенства,чтоб полно ощутить блаженствоприкосновенья к красоте.

«…Нежданно ворвалась весна…»

…Нежданно ворвалась весна.Пальто и окна – сразу настежь!И солнца щедрые объятьяраспахнуты навстречу всем.

Надо жить

Из праха вновь восстав,вновь познавать законы бытия,учиться говорить обычные словаи улыбаться.              Воздухом земным дышать,в свободный вдох              всю радость бытия вобрав.Так надо жить.

«Как удержать, скажи, в ладонях ветер…»

Как удержать, скажи, в ладонях ветер?Коль нрав горяч, а разум столь остёр —туда, туда, где лишь один просторупругим ветром распахнул навстречутебе       себя, и даль, и бесконечность……Как удержать, скажи, в ладонях ветер?

«Солнце и ветер. Жажда. Песок…»

Солнце и ветер. Жажда. Песокгорло царапает, в губы въедается.– Долго ль осталось? – А кто разберёт:кто доберётся, вот тот и узнает.Слабой былинкой на знойном ветрудолго ль идти под лучами палящими?…Жадно из фляги хлебнуть на ходувоздуха странствий свободы манящей.

«Безнадёжно руки уронила…»

Безнадёжно руки уронила,о звериная моя тоска!Кто тебя в обрывках снов искал?В мутных водах голубого Нилазаросли папируса – чащобой:на воде растущий буйный лес.И священной кошкою залез,изготовился к прыжку                 смертельный ужас.

«Смех жемчужный…»

Смех жемчужный;смех хрустальный;смех – искрящийся алмаз.Под покровом ночи тёмнойна пороге тихой спальнииз обрывков лунных фазпрясть и прясть кудель. Лучинана рожке луны плывёти смывает тлен. И сноваиз росы живой встаётутра свет – первопричинасмеха, счастья, боли, слёз.

Межсезонье

1Как трудно начинается весна —всё зыбко.                 В предвкушенье переменлишь солнца изредка сверкнёт блеснаи снова – хмурый день накроет теньзимы.2Бьёт ослепшее солнце в глаза,и смеётся высокое небо,лужи сплошь да сугробы осевшие.А на сердце – седая зима.

«На ногах не стоять —…»

      На ногах не стоять —      я мертвецки пьян.От меня даже звёзды шарахаются.      Ночь – не в ночь. Не уснуть.      Ах, весна, не буянь.Наговорами вьюги-знахаря      не уймёшь переполох      молодого разгула весеннего.От зари до зари по набухшей земле.      Мне уснуть      невмочьв эту гулкую ночь воскресения.

И снова весна

1Она была немолода…Сквозь сетку тоненьких морщиноксочились трудные года.Так по извилистым ложбинкамсбегают мутные снега.2Дождь сквозь сито мелко сеет —         скучная пора.Дождь как будто бы осенний,         а пришла весна.3Она безумна – так безумны дети —ворвавшаяся шумная весна.В перегороженных запрудой ручейкахбумажные кораблики пускают дети.4Лужи разольются у крыльца;случайный взгляд тебя встревожит.Сердце встрепенётся вдруг, неосторожное.Солнце припекает. День погожий.Начинается весна.

«В апреле, прозрачном апреле…»

В апреле, прозрачном апреле,когда отзвенели капели,когда распустились все почкии клейкие вышли листочки.Так вот.           Всё случилось в апреле,когда холода улетелии птицы, вернувшися с юга,уже окликали друг друга,сбиваясь в весёлые стайкина нежно-зелёных лужайках.Невольно глаза потеплели,когда проглянули в апрелеи бьющее солнце, и небо.И стало им больно от света.

Майское цветение

1Отражается свет в зеркалах;зеленее зелёного дали;облаками осевшими всталивсе деревья в окрестных садах.2      В тот майский день      цвела сирень,и в кружевах листвы и тени      стоял туман      и плыл дурманчерёмухи и птичьих трелей.

«Стеной жемчужной белые туманы…»

Стеной жемчужной белые туманыстоят, в низинах уплотняясь. А кругомсирени лиловеющим дурманомроса благоухает. Серебромчернёным проступают дали —размыты очертания. Вдалитумана клочья. Солнце поднимается,и тёплый пар восходит от земли.

«Ночь прохладна была и нежна…»

Ночь прохладна была и нежна.После жгучей полуденной ласкинаслаждалась покоем душа.И, расставив надзвёздные снасти,миг отчаянья гасит Творец,сквозь зияюще-чёрные дырыизвергает поэмы планети земные грядущие были.

«Обретенье неведомой силы…»

Обретенье неведомой силы,когда просто слова не нужны…Облака отражают косыезаходящего солнца лучи.И тогда в наступающей синибудет долго вибрировать звук,исходящий межзвёздною стынью,растревожив пространство. Сквозь слухвдруг проступит то самое, радичего жил, и творил, и дышал.…Может, кто-то другой на бумагеза тебя это всё написал?

«Двойным кольцом окружена…»

Двойным кольцом окружена,двойному счастью отдана,среди танцующих подругвошла в заветный третий круг.Там буря снежная в лицо.Там лёд блистающим венцомманил, искрился, властно звалсквозь анфиладу белых залза колесницей огневой,пронзённой солнечной иглой.А дальше – талая водаи первоцветные слова.

Март

1И дверь скрипучая, и месяц в вышине,и нить незримая, связующая время,и гулкий сад, ещё раздетый по весне,бродящий соками в преддверии апреля.2. Солнечный деньВпорхнула бабочкой весна —и гром, и гам: ручьи, капели.Тончайшей дымкою веснаугрюмый лес вот-вот оденет.3. Весенняя ночьГулки прохожих шаги.В воздухе, лёгком и звонком,пар. Сладко колют в грудизвёзд золотые иголки.

«Как свеж, неповторим и первозданен…»

Как свеж, неповторим и первозданензелёный – самый буйный в жизни цвет.В сосущей круговерти мирозданьяему замены и подобья нет.

«Спасёт ли эта музыка…»

Спасёт ли эта музыка?Гармония и свет —высокая и узкаяотдушина судéб.С тобою вечно спутницы:тоска, печаль и боль.А жизнь – она такая путаница.Но музыка спасёт.

«Окно, открывшееся в сад…»

Окно, открывшееся в сад,где зелень клейкая,где птицы свищут невпопад,

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Цитата, использованная в предисловии, и стихотворение на стр. 9 являются двумя вариантами одного и того же произведения. Автор предисловия, скорее всего, пользовалась источником, в котором представлен вариант, отличный от текста, представленного в настоящем издании (примеч. авт.).

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу