Полная версия
Ключевые идеи книги: Экспоненциальные организации: почему новые организации в 10 раз лучше, быстрее и дешевле, чем ваша (и что с этим делать). Салим Исмаил, Майкл Мэлоун, Юри ван Геест
Краткое содержание книги: Экспоненциальные организации: почему новые организации в 10 раз лучше, быстрее и дешевле, чем ваша (и что с этим делать). Салим Исмаил, Майкл Мэлоун, Юри ван Геест
Оригинальное название:
Exponential Organizations: Why new organizations are ten times better, faster, and cheaper than yours (and what to do about it)
Автор:
Salim Ismail, Michael Malone, Yuri van Geest, Peter Diamandis
Тема:
Менеджмент
Правовую поддержку обеспечивает юридическая фирма AllMediaLaw
www.allmedialaw.ru
Введение
Все чаще и чаще мы слышим о беспрецедентных событиях в мире технологий и бизнеса: победа машины, созданной Google, над человеком в многосложной игре Го, расшифровка генома человека, покупка Instagram за 1 миллиард долларов всего через 2 года после создания, прорыв в автомобильной индустрии, который совершила Tesla, – список можно продолжать. Почему это происходит именно сейчас? Почему появляется все больше и больше «компаний-единорогов», которые добиваются невиданного прежде роста и оставляют на обочине таких гигантов, как, например, Nokia и Hyatt Hotels? Почему все чаще эксперты с мировым именем многократно ошибаются в своих долгосрочных прогнозах на будущее?
Салим Исмаил и соавторы считают, что ключевой причиной всех этих событий является смена парадигм. В результате стремительного развития технологий и проникновения информации во все сферы жизни мы движемся от линейной парадигмы, в которой ценится владение ресурсами, их размер и количество, экспертное мнение и прогнозирование, к экспоненциальной парадигме, в которой предсказать будущее становится все менее возможным, ценится информация и доступ к ней, а подрывные инновации встречаются во всех, даже самых консервативных отраслях. Означает ли это, что в результате описанных перемен мы увидим еще немалое количество компаний, которые, не совладав с изменениями, обанкротятся, последовав примеру Eastman-Kodak? Абсолютно. Однако уже существуют – и в будущем их станет еще больше – компании, которые не только комфортно чувствуют себя в новой парадигме, но и добиваются экспоненциального роста и как минимум десятикратного преимущества над конкурентами. Это так называемые экспоненциальные организации.
Что же позволяет экспоненциальным организациям преуспеть? Ответ на этот вопрос и предлагают авторы книги: Салим Исмаил, предприниматель, основатель и директор Университета Сингулярности, бывший вице-президент компании Yahoo; Питер Диамандис, предприниматель, основатель X Prize Foundation, Human Longevity и обладатель ученых степеней MIT и Harvard, сооснователь Института Сингулярности; консультант и исследователь Юрий ван Хейст и журналист и предприниматель Майкл Малон. По их мнению, ключ к успеху заключается в наборе из 11 характеристик, которыми обладают экспоненциальные организации и которые отличают их от консервативных компаний линейной парадигмы. Например, все экспоненциальные организации движимы амбициозной, вдохновляющей целью, зачастую используют алгоритмы и автоматизацию, предпочитают доступ к ресурсам, а не владение ими.
Саммари поможет вам ознакомиться с каждой из характеристик и задуматься о том, как применить эти знания в существующей компании или зарождающемся стартапе. Книга предлагает простое описание наблюдаемых закономерностей и подробное руководство по внедрению принципов экспоненциальной организации в компаниях любого размера. Тем не менее настоящая уникальность книги заключается в полноте и многогранности предлагаемой модели экспоненциальной и линейной парадигм. Эта работа снабжает читателя набором линз для наблюдения и описания современного мира бизнеса и общества в целом.
1. Все ускоряющийся мир. Смена парадигм
В конце 1980-х годов компания Motorola хотела заполучить доминирующие позиции на зарождающемся рынке мобильных телефонов. Благодаря высокой плотности населения компания без особого труда смогла обеспечить услугами связи жителей больших городов. В то же время предоставить подобный сервис жителям малонаселенных городов не представлялось возможным ввиду высокой стоимости вышек мобильной связи (каждая стоила в районе $100,000). Для того чтобы решить эту проблему, Motorola основала дочернюю компанию Iridium, целью которой был запуск 77 спутников, которые должны были обеспечить мир доступом к мобильной телефонии. Данный проект представлялся прибыльным, если бы всего лишь 1 миллион человек в мире купил бы телефон за $3000 и вносил бы плату $5 за минуту разговора. Инвестиции в проект Iridium и подобные проекты компаний конкурентов суммарно оцениваются в $10 миллиардов.
Проект провалился. Причина – использование линейных инструментов прогнозирования, основанных на прошлом, для оценки все ускоряющегося будущего. За 12 лет разработки проекта цены на установку вышек связи (так же как и цены на мобильные телефоны) стремительно упали, сделав проект нерентабельным.
Похожий и более известный случай произошел с компанией EastmanKodak, которая, не выдержав конкуренции с цифровой фотографией, в 2012 году объявила о банкротстве, несмотря на обладание патентами на цифровую съемку.
Причиной подобных провалов можно считать некомпетентность менеджмента. Однако это скорее системная ошибка, которую допускает абсолютное большинство экспертов в области технологий.
Согласно исследованию, проведенному Винодом Хосла (Vinod Khosla), консалтинговые компании с мировым именем (Gartner, Forrester, McKinsey and Jupiter) систематически ошибались в своих прогнозах по поводу среднесрочного роста рынка мобильной связи в десятки раз. Например, прогноз на рост с 2004 по 2006 год был 14 % в год. В реальности он оказался равен 100 % в год.
Другое важное событие, которое, по мнению авторов, хоть и не зависит, но коррелирует с наблюдениями, описанными выше, это появление компаний-единорогов, которые достигают миллиардной рыночной капитализации со скоростью, которая раньше представлялась невозможной.
Что объединяет все эти события? Авторы считают, что происходит смена парадигм – от линейной к экспоненциальной.
На протяжении большей части истории человечества производительность труда была линейной функцией от количества затраченных ресурсов. Во времена охотников и собирателей удвоение количества работающих людей вело к удвоению полученной провизии. Во времена индустриальной революции производительность многочисленно возросла, но осталась линейной. На наших глазах эта функция, связывающая вложенные ресурсы и полученный результат, преобразовывается в экспоненциальную.
Последние 60 лет наблюдений за производительностью компьютерных процессоров доказывают верность закона Мура. Более того, закон Мура становится применим к большинству современных технологий (закон Курцвейла). Это означает, что отношение цены к производительности таких технологий, как искусственный интеллект, роботехника, биоинформатика, медицина, наука о данных и т. д. будет как минимум удваиваться каждые 18 месяцев. Пересечение этих технологий (например, использование искусственного интеллекта в медицине), возможно, еще более ускорит процесс.
Примеры, иллюстрирующие закон Курцвейла:
• Стоимость 3Д печати упала с $40,000 (2007) до $100 (2014).
• Стоимость секвенирования ДНК одного человека упала с $10 млн (2007) до $1,000 (2014).
В чем же причина таких стремительных изменений? Ответ кроется в более широком распространении информации и более легком, быстром доступе к ней. Начался фундаментальный сдвиг от физического к информационному миру. Физические объекты, без сомнения, остаются, но меняются наши отношения с ними.
В 1991 году в мире насчитывалось около 500 миллионов мобильных устройств, в 2004 году это число возросло до 8 миллиардов. А к 2035 году благодаря развитию интернета вещей это число увеличится до 1 триллиона устройств.
Авторы считают, что информационная революция только началась и основные изменения ожидают нас впереди. Некоторые исследователи-футуристы также считают, что в скором будущем наступит момент сингулярности.
Сингулярность – гипотетический момент, по прошествии которого, по мнению сторонников данной концепции, технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию, предположительно следующий после создания искусственного интеллекта и самовоспроизводящихся машин, интеграции человека с вычислительными машинами либо значительного скачкообразного увеличения возможностей человеческого мозга за счет биотехнологий.
Чтобы сделать концепт сингулярности более осязаемым, авторы приводят пример Apple iPhone и то, как его появление изменило рынок потребительской техники, музыки и интернета. Можно себе представить изменения, которые будут вызваны, например, открытиями в области искусственного интеллекта.
Изменения коснутся всех, даже самых консервативных отраслей.
Например, индустрия строительства вследствие проникновения интернета и информации вынуждена была стать более прозрачной и эффективной. Помимо того, по оценкам экспертов, технологии 3Д-печати и ПО, используемое для дизайна и визуализации, способны сократить количество рабочих мест в этой индустрии минимум на 25 % в течение следующих 10 лет.
2. История двух компаний. Линейная и экспоненциальная парадигма
Помимо компании Iridium, которая последовала консервативной, линейной логике, существовало много других компаний, совершивших подобную ошибку в современном, быстро меняющемся мире. Примером ярких различий между линейным и экспоненциальным мышлением является противостояние компаний Navteq и Waze.
В 2007 году Nokia приобрела Navteq за $8.1 миллиарда. На тот момент Navteq была доминирующим игроком на рынке навигации и обладала огромным количеством вмонтированных дорожных сенсоров по всему миру. Менеджмент Nokia, основываясь на предыдущей истории развития технологии и экстраполируя эти знания, предположил, что огромная физическая инфраструктура продолжит быть ключом к сильной позиции на рынке. Ожидалось, что это позволит Nokia-Navteq одолеть Google и Apple, которые только начинали предоставлять навигационные сервисы.
В то же самое время была основана компания Waze, которая, вместо того чтобы полагаться на огромные инвестиции в оборудование, решила получить доступ к информации о трафике от растущего числа пользователей iPhone. Через четыре года количество источников информации о дорожном движении компании Waze в 10 раз превышало количество сенсоров, установленных Navteq. В 2013 году Google приобрел Waze за $1.1 миллиард.
Авторы детально разобрали линейную и экспоненциальную парадигмы, изучили их характеристики, влияние на бизнес и общество в целом. Следующий раздел будет посвящен описанию различий двух систем мышления.
2.1. Линейная парадигма
Принято считать, что отдача от инвестиций является линейной функцией. Вложив Х количество ресурсов, можно получить Y количество благ. 2Х ресурсов принесет отдачу в 2Y.
Если 1 бетоносмеситель заменяет 50 рабочих, то 2 заменят 100 рабочих. Таким же образом оценивается ВВП на душу населения, количество учителей на класс и так далее.
Линейная парадигма подходит для мира с ограниченными, дефицитными ресурсами, поэтому ценится владение этими ресурсами, а ограничение доступа к ним является эффективной конкурентной стратегией. Что касается риска, то в линейной парадигме риск есть нежелательный элемент, которого надо попытаться избежать посредством долгосрочного планирования. Производство, успех и производительность в этой парадигме следуют линейной логике, в результате чего организации также стремятся быть построены как можно более предсказуемо и линейно, поэтому матричная структура повсеместно распространена как наиболее подходящая. Основные характеристики матричной структуры:
• Иерархичность. Решения принимаются сверху вниз.
• Финансовые результаты как основной критерий успешности.
• Инновации генерируются изнутри организации.
• Применяется долгосрочное стратегическое планирование, основанное на экстраполировании фактов из прошлого.
• Большое количество процедур и строгое следование им, что приводит к закостенелости, неспособности быстро адаптироваться и внедрять новые продукты.
• Большое количество сотрудников.
• Главная цель организации – наращивание объемов и ресурсов.
По причине того, что проблемы, стоящие перед сотрудниками линейных организаций (точно так же, как и предлагаемые решения) хорошо известны, то зачастую используется каскадная модель разработки новых продуктов:
A. Поиск идеи.
B. Создание концепта и тестирование.
C. Анализ.
D. Бета-тестирование концепта на рынке.
E. Вывод продукта на рынок.
2.2. Экспоненциальная парадигма
Ввиду того, что мир экспоненциальной парадигмы – это мир изобилия, насыщенный информацией, высоко ценится доступ, скорость получения и количество информации.
Например, Airbnb не владеет практически никакими физическими ресурсами, в то же время рыночная стоимость компании превышает $10 миллиардов.
Отказ от стремления к накоплению физических ресурсов позволяет компаниям оперировать с высокой скоростью и адаптивностью.
У компании Quirky в среднем уходит 29 дней на то, чтобы вывести новый продукт на рынок. В то время как в среднем срок вывода продукта на рынок составляет 250 дней.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.