Полная версия
Бизнес-планирование кинопроектов
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Бабко Ольга Игоревна 2008 – 2020. Автор и разработчик методики в сфере кинематографии. «Бизнес-планирование кинопроектов». Под редакцией М.А. Бабко.
Бизнес-литература, научная и учебная литература, детская литература.
Обращение к читателям.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» представляет собой инновационную методику, первую в сфере кинематографии, разработанную кинопродюсером Бабко Ольгой Игоревной. Методика «Бизнес-планирование кинопроектов» предназначена для создания, разработки и реализации бизнес-планов кинопроектов профессиональными кинопродюсерами, студентами, выпускниками профильных ВУЗов, а также для лиц, заинтересованных в создании собственных кинопроектов.
Автором этой книги представлена авторская методика «Бизнес-планирования кинопроектов». Разработка этой методики положила своё начало в 2008 году – в дипломной работе выпускницы ВГИКа Бабко Ольги Игоревны, развитие которой продолжилось в последующие годы учёбы в аспирантуре ВГИКа и в диссертации на тему: «Бизнес-планирование полнометражных художественных фильмов». Методика успешно апробировалась в течение четырёх лет преподавания во ВГИКе по авторскому предмету, разработанному Бабко Ольгой Игоревной, – «Бизнес-планирование кино- и телепроектов» для студентов пятого курса факультета «Продюсерства и экономики», по специальностям «продюсер кино и телевидения», «продюсер теле- и радиопрограмм», «линейный продюсер», «продюсер мультимедия». Методика применялась выпускниками 2014, 2015, 2016, 2017 и последующих годов в их дипломных проектах, а также в их дальнейшей работе по специальности – разработке кинопроектов, и предоставления бизнес-планов кинопроектов для получения государственной поддержки или при обращении к инвесторам.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» – первая в серии книг о бизнес-планировании в сфере кинопроизводства.
Основными задачами книги «Бизнес – планирование кинопроектов» являются:
применение методики бизнес – планирования в разработке бизнес – плана кинопроекта; составление бизнес-плана, как основы полностью проработанного продюсерского кинопроекта; умение разработать бизнес-план таким образом, чтобы он всецело раскрывал будущий кинопроект (с творческой, материально- технической стороны), и являлся бы полноценным документом для дальнейшей работы над проектом и представления его инвесторам; умение принять решение о целесообразности кинопроекта, основываясь на экономических показателях; приобретение практических подходов в составлении бизнес-плана кинопроекта и оценки кинопроекта.
Книга «Бизнес – планирование кинопроектов» предусматривает всестороннее изучение методики бизнес – планирования в кинематографии и усвоение основополагающих понятий при её изучении. При этом методика бизнес-планирования, представленная в книге, – это деятельность продюсера, направленная на планирование, прогнозирование и всецелое понимание художественных и финансовых составляющих кинопроекта, а бизнес-план – основа стратегии продюсера при разработке продюсерского кинопроекта.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» состоит из двух частей:
Часть 1. Методика составления «Бизнес-плана кинопроекта».
Основной целью авторского подхода в разработке «Бизнес-плана кинопроекта» было – создание методики бизнес-планирования, применимой к сфере кинопроизводства с её специфическими особенностями. В первой части книги «Бизнес-планирование кинопроектов» представлена «Методика составления бизнес-плана кинопроекта». В книге предусмотрено поэтапное изучение процесса бизнес-планирования кинопроектов.
В первой части книги подробно разъяснён каждый раздел «Бизнес-плана кинопроекта». А именно: описание кинопроекта – синопсис кинофильма, творческая концепция продюсера (жанр кинофильма, стилистика, идея, характеристика сюжетной линии и персонажей, актуальность кинофильма, требования к основному составу съёмочной группы), отличительная особенность кинофильма, продолжительность стадий производства кинофильма; анализ состояния кинокомпании и положение кинокомпании на рынке киноиндустрии; сбор и анализ информации о кинопродуктах аналогичного жанра; маркетинговая политика продюсера (сильные и слабые стороны кинопроекта/кинокомпании и конкурентов, описание каналов сбыта (реализации) кинопродукции, определение целевой аудитории, план рекламной кампании, смета расходов на изготовление фильмокопий и продвижение фильма); прокатная политика продюсера (количество копий кинофильма, процент вознаграждения дистрибьютора, определение условий кинопроката, планируемый оператор сети кинотеатров, расчёт потенциальной аудитории кинофильма, расчёт средней цены билета); оценка (расчет) зрительского потенциала кинопроекта; финансовый план кинопроекта (определение потребностей проекта в ресурсах и расчёт бюджета производства и продвижения фильма, план доходов и расходов по кинопроекту, план движения денежных средств по кинопроекту, определение финансового результата кинопроекта, расчёт рентабельности кинопроекта, расчет срока окупаемости кинопроекта, источники финансирования кинопроекта); организационный план (организационная структура кинопроекта/кинокомпании, управленческая команда кинопроекта, основной состав съёмочной группы, принцип подбора съёмочной группы, характеристика основного состава съёмочной группы, возможные сильные стороны команды кинопроекта, деловое расписание); анализ рисков кинопроекта; приложения бизнес-плана кинопроекта.
Особое внимание автор книги уделит разъяснению стилистических особенностей, идеи и жанра кинокартин на основе стилистик фильмов Жан- Люка Годара, Федерико Феллини, Джима Джармуша, Альфреда Хичкока, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского, Ноя Баумбаха, Ингмара Бергмана, Роберто Росселини и Витторио Де Сика; а также на примере периодов французской «Новой волны», «итальянского неореализма» и американского «нуара». Эти особенности раскрываются в разделе «Описание кинопроекта» темами: «Стилистика кинофильма как способ выражения реальности кинематографическим языком повествования»; «Французская «Новая волна» и стилистика фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара»; «Художественные особенности фильмов в стилистике «нуар»; «Стилистика фильмов «нуар» в творчестве Годара»; «Стилистика фильма «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша; «Схожие «формы» фильма «Милая Френсис» Ноя Баумбаха и стилистик фильмов «Новой волны», Джима Джармуша, «городского кино» Вуди Аллена»; «Хичкок как основоположник стиля «бондианы» в кинематографе на примере фильма «К Северу через Северо-запад»; «Сравнение стилистик кинофильмов режиссеров Федерико Феллини, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского»; «Фильм притча и художественные возможности этого жанра для кинематографического произведения»; «Анализ фильма Ингмара Бергмана «Земляничная поляна»; «Неореализм в итальянском кинематографе и значение «идеи» в фильмах этого периода на примерах фильмов Роберто Росселини «Рим – открытый город» и фильма режиссера Витторио Де Сика «Похитители велосипедов».
Часть 2. Теоретические основы «Бизнес-планирования кинопроектов».
Теоретическая основа «Бизнес-планирования кинопроектов», разработанная и написанная автором книги, специально для сферы кинематографии. В книге «Бизнес-планирование кинопроектов», помимо всестороннего изучения методики бизнес – планирования, особое внимание будет уделено рассмотрению бизнес-плана – как бизнес-проекта в сфере кинематографии. Автором будет предложено рассмотрение «Бизнес – плана кинопроекта» как средства эффективного управления и планирования кинобизнеса, дано определение бизнес-плана в сфере кинематографии и перечислены его основные возможности. Перечислены основные задачи бизнес – плана в сфере кинопроизводства, и определены новые разделы при составлении бизнес – плана кинопроекта для сферы кинопроизводства. Также будут перечислены отличительные особенности бизнес – планирования в киноиндустрии, и рассмотрены отличительные черты бизнес – плана в сфере кинопроизводства. В книге «Бизнес-планирование кинопроектов» будет показано влияние специфики отрасли кинопроизводства на составление и разработку бизнес – плана кинопроекта. Автор книги расскажет об особенностях своей методики «Бизнес-планирования кинопроектов» и даст подробную характеристику разделов «Бизнес-плана кинопроекта» по методике О.И. Бабко с их отличительными особенностями для сферы кинематографии.
Книга рассмотрит «Бизнес – планирование» как основу стратегии кинобизнеса. Определит современные подходы к бизнес – планированию, а также место и задачи бизнес – планирования на кинопредприятиях в современной экономической ситуации. Также даст определение стимулов к подготовке бизнес – плана, и рассмотрит бизнес – план как надежную основу для принятия управленческих решений.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» определит основные цели, задачи, причины и особенности составления бизнес-плана.
В книге будет дана характеристика и сравнение основных видов бизнес – планов. Также будут определены общие черты, разделы и показатели между различными видами бизнес – планов и бизнес – планом кинопроекта, и установлены связи между ними.
Автор книги предлагает рассмотреть традиционной подход в определении основных функций бизнес – плана. Обратит Ваше внимание на внешние функции и внутрифирменные функции бизнес – плана и их содержание.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» определяет бизнес – план как один из экономических инструментов в деятельности продюсера, как стратегию продюсера и основу кинопроекта. Также показывает значимость бизнес – плана кинопроекта для продюсера и инвестора, оказывающего финансовую поддержку.
В теоретической части «Бизнес-планирование кинопроектов» показана последовательность разработки «Бизнес – плана кинопроекта». Указано, как составить титульный лист и аннотацию «Бизнес-плана кинопроекта». Показан процесс бизнес – планирования – от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками.
В книге «Бизнес-планирование кинопроектов» особое внимание уделено разработке стратегии продвижения «Бизнес-плана кинопроекта» и поиску инвестора. Рассмотрена презентация бизнес – плана кинопроекта в процессе переговоров с потенциальными инвесторами, программа презентации бизнес – плана кинопроекта и способы повышения эффективности презентации. Даны характеристики различных подходов поведения участников переговоров, и установлены основные правила ведения переговоров. Также перечислены стадии ведения переговоров, результат проведенных переговоров и их анализ.
Автор книги и методики предлагает рассмотреть процесс бизнес – проектирования в кино. Объясняет, что такое продюсерское проектирование в кино. Рассматривает бизнес – проектирование как необходимую деятельность кинопродюсера. И предлагает рассматривать кинофильм – с точки зрения бизнес – проекта. Определяет особенности продюсерского проектирования, сравнивает возможности бизнес – планирования и особенности продюсерского проектирования.
В книге рассмотрено понятие «бизнес – проект». Дана классификация бизнес – проектов: по типу проекта, классу, масштабу, длительности, сложности и видам проектов. Определены цели, признаки и участники бизнес – проекта. Установлены цели, задачи и ограничения в процессе управления проектами. Показан процесс определения целей бизнес – проекта, и определены основные признаки бизнес – проектов. Также отражены основные участники бизнес – проекта и их функции.
Книга «Бизнес-планирование кинопроектов» рассматривает жизненный цикл бизнес – проекта и развитие инвестиционного проекта от первоначальной идеи до ее реализации. Даёт подробную характеристику основных фаз жизненного цикла кинопроекта.
Важным разделом во второй части книги «Теоретические основы Бизнес-планирования кинопроектов» является «Анализ показателей эффективности бизнес-проектов». В нём рассмотрены показатели эффективности проектов, их преимущества и недостатки. И приведены подробные примеры расчётов. Перечислены методы оценки инвестиций. Расчет показателей эффективности инвестиций: Расчетный уровень дохода (Accounting Rate of Return); Период окупаемости проекта (Payback Period – PBP); Дисконтированный период окупаемости (Discount payback period – DPB); Дисконтирование денежных потоков (Present Value); Индекс прибыльности (PI); Чистая приведенная величина дохода (NPV).
«Кино живёт тем, что постоянно существует в неделимом сочетании искусства и экономики».
Автор методики «Бизнес-планирование кино- и телепроектов», кинопродюсер, основатель «Московской школы бизнес-планирования кино- и телепроектов» Ольга Игоревна Бабко.
__________________________________________________________________
Часть 1. Методика составления бизнес-плана кинопроекта.
Методика составления «Бизнес-плана кинопроекта» разработана и составлена автором книги Бабко Ольгой Игоревной. Бизнес-план кинопроекта включает в себя целый ряд этапов расчётно-аналитического характера, входящих в состав основных разделов бизнес – плана.
План составления бизнес – плана кинопроекта:
Раздел 1. Описание кинопроекта:
1.1. Синопсис кинофильма.
1.2. Творческая концепция продюсера (жанр кинофильма, стилистика, идея, характеристика сюжетной линии и персонажей, актуальность кинофильма, требования к основному составу съёмочной группы).
1.3. Отличительная особенность кинофильма.
1.4. Продолжительность стадий производства кинофильма (календарный план кинофильма).
Раздел 2. Анализ состояния кинокомпании и положение кинокомпании на рынке киноиндустрии.
Раздел 3. Сбор и анализ информации о кинопродуктах аналогичного жанра.
Раздел 4. Маркетинговая политика продюсера.
4.1. Сильные и слабые стороны кинопроекта/кинокомпании и конкурентов.
4.2. Описание каналов сбыта (реализации) кинопродукции.
4.2. Определение целевой аудитории.
4.3. План рекламной кампании.
4.4. Смета расходов на изготовление фильмокопий и продвижение фильма.
Раздел 5. Прокатная политика продюсера.
5.1. Количество копий кинофильма.
5.2. Процент вознаграждения дистрибьютора.
5.3. Определение условий кинопроката.
5.4. Планируемый оператор сети кинотеатров.
5.5. Расчёт потенциальной аудитории кинофильма (в млн., зрителей).
5.6. Расчёт средней цены билета.
Раздел 6. Оценка (расчет) зрительского потенциала кинопроекта.
Раздел 7. Финансовый план кинопроекта.
7.1. Определение потребностей проекта в ресурсах и расчёт бюджета производства и продвижения фильма.
7.2. План доходов и расходов по кинопроекту.
7.3. Финансовый результат кинопроекта.
7.4. Рентабельность кинопроекта.
7.5. План движения денежных средств по кинопроекту.
7.6. Расчет срока окупаемости кинопроекта.
7.7. Источники финансирования.
Раздел 8. Организационный план.
8.1. Организационная структура кинопроекта/кинокомпании.
8.2. Управленческая команда кинопроекта.
8.3. Основной состав съёмочной группы. Принцип подбора и характеристика основного состава съёмочной группы.
8.4. Возможные сильные стороны команды кинопроекта.
8.5. Деловое расписание.
Раздел 9. Анализ рисков кинопроекта.
Раздел 10. Приложения.
____________________________________________________________________
Раздел 1. Описание кинопроекта.
Раздел «Описание кинопроекта» – самый первый раздел в «Бизнес-плане кинопроекта» и самый важный с точки зрения «раскрытия» Вашего кинопроекта. Это единственный раздел Бизнес-плана, где Вы, как его создатель, можете говорить о Вашем будущем кинопроекте «творческим языком». Если «Бизнес-план кинопроекта» – это «Книга кинопроекта», – то раздел «Описание кинопроекта» – это его творческое зерно, от которого «прорастают» остальные разделы Бизнес-плана вашего кинопроекта.
Разрабатывая этот раздел, вы, как создатель нового «киномира», постепенно сложите по кирпичикам ваш кинопроект.
Раздел «Описание кинопроекта» включает в себя: синопсис кинофильма, творческую концепцию продюсера, отличительные особенности кинофильма и продолжительность стадий производства кинофильма.
___________________________________________________________________
1.1. Синопсис кинопроекта.
Синопсис – это краткий пересказ сюжета кинофильма.
При написании синопсиса кинопроекта очень важно наиболее лаконично и точно раскрыть сюжет кинофильма, описать основных героев киноленты, отразить основной конфликт (завязку) киносценария, а также заинтересовать неожиданной кульминацией всей киноистории. Для этого продюсеру необходимо знать, что сценарий фильма состоит из экспозиции (время и место действия, герои и их характеры), завязки (основной конфликт, неожиданные изменения в жизни героев в следствии какого-либо поворотного события), перипетий (трудности, с которыми сталкивается главный герой), кульминации (разрешение основного конфликта, пик эмоционального напряжения) и развязки (завершение повествования киноистории). Когда продюсер видит перед собой сценарий, выстроенный таким образом, то он может приступить к написанию синопсиса.
Объём синопсиса в «Бизнес-плане кинопроекта» – одна печатная страница.
____________________________________________________________________
1.2. Творческая концепция продюсера как основа продюсерского проекта.
Кино синтезирует в себе все виды искусства, представляет собой пластическое искусство в движении. Это «седьмое искусство», которое входит в число «неподвижных» и «подвижных», «пластических» и «ритмических», «временных» и «пространственных».Риччито Канудо.
Каждый проект имеет свою точку отсчёта, свой центр, от которого начинает рождаться новое кинематографическое произведение. Этим центром является творческая концепция продюсера.
Для того, чтобы создать на экране «не только изобразительную иллюзию, но и иллюзию единого пространства и времени, требуется определённое умение и искусство. Экранное изображение – уже само по себе иллюзорно, потому, что, подобно зеркальному отражению, представляет собой изобразительный «слепок» с жизни или сигнификат, обозначающий объект или явление, запечатлённые на киноплёнке. При точном монтаже, расчленённое на кадры реальное пространство, соединяется в сквозное монтажное действие, образуя новое пространство».
Это пространство должно быть правдоподобным и реальным для зрителя, содержать в последовательных кадрах идею фильма, концепцию продюсера фильма и видение режиссёра.
Прочитав сценарий будущего фильма, или задумав новый проект, продюсер должен ясно представлять в своём воображении будущее творение. Рассмотрим несколько этапов разработки творческой концепции продюсера.
Этапы разработки творческой концепции продюсера.
6 основных разделов «Творческой концепции продюсера», которые необходимо разработать при написании «Бизнес-плана кинопроекта».
1. Жанр фильма.
Жанр кинофильма и его влияние на кинопроект. Фильм притча и художественные возможности этого жанра для кинематографического произведения. Анализ фильма Ингмара Бергмана «Земляничная поляна» 1957 года.
Продюсеру необходимо определить жанр будущего фильма. После определения жанра, фильм начинает существовать в новом ракурсе. Слова на бумаге только подталкивают наше воображение к определению жанра, но иногда может появиться двоякое понимание жанра фильма. От выбора в сценарии доминирующего жанрового направления, или от требования к сценаристу написать фильм в определённом жанре, зависит и визуальный ряд будущего кинофильма, и игра актёров, и акценты режиссёра и продюсера по отношению к этому произведению.
Жанр (от фр. genre – род), исторически сложившаяся, удостоверенная традицией и тем самым наследуемая совокупность определенных тем и мотивов, закрепленных за определенной художественной формой, связывающая их между собой узнаваемыми чувствами и мыслями.
Рассмотрим один вариант жанра – фильм- притчу. Если рассматривать фильм – притчу, то жанр притчи подразумевает существование символичного и нереального пространства в будущем кинофильме. Притча – это фильм, как малый поучительный рассказ с элементами аллегории, заключающими в себе моральное поучение (премудрость). Столкновение универсального смысла притчи с конкретными событиями фильма поднимает киносценарий на более высокий, философский уровень. Притча – жанр несложный по форме, но напоминающий об известных, но часто забываемых нами истинах. Фильм – притча – это кинорассказ в аллегорическом жанре, рождающий символы.
Ингмар Бергман в 1957 году создал фильм «Земляничная поляна». Главный герой фильма Исаак Борг, путешествуя в Лунд, параллельно осуществляет «метафорическое путешествие» по воспоминаниям всей прожитой им жизни. «Земляничная поляна» – фильм – притча. Фильм рассказывает о жизни одного человека с реальными событиями и миром воспоминаний, создающими два пластических пространства. И второе пространство вытесняет всё плохое из души главного героя. Оно борется с его холодностью и помогает вывести его из душевного кризиса. Озарение, пришедшее Исааку, о его несостоятельности, как личности, позволяет не допустить совершить жизненные ошибки его сыну и невестке.
Бергман показывает перелом в сознании героя. Попав на земляничную поляну своего детства, и погрузившись в воспоминания, Исаак понимает, что его стремление ко всему «неживому» в мире, – отталкивание чувств, потеря главных жизненных целей – любви к девушке Соре, – всё это привело его в мир одиночества, пустоты и холодности сердца. И в сознании Исаака происходит перелом его жизненных ценностей. Фильм наполнен символами, аллегориями, яркими «деформациями мира в сновидениях героя».
Аллегории и символы в фильме движут сюжетом, помогая понять ошибки в жизни главного героя, и создают неповторимое пространство нереальное сейчас, но когда-то прожитой главным героем жизни, которое мог создать только Ингмар Бергман.
_________________________________________________________________
2. Стилистика фильма.
Стилистика кинофильма как способ выражения реальности кинематографическим языком повествования. Сравнение стилистик кинофильмов режиссеров Федерико Феллини, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского. Французская «Новая волна» и стилистика фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Стилистика фильма «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара. Художественные особенности фильмов в стилистике «нуар». Стилистика фильмов «нуар» в творчестве Годара. Стилистика фильма «Более странно, чем в раю» Джима Джармуша. Схожие «формы» фильма «Милая Френсис» Ноя Баумбаха и стилистик фильмов «Новой волны», Джима Джармуша, «городского кино» Вуди Аллена. Хичкок как основоположник стиля «бондианы» в кинематографе на примере фильма «К Северу через Северо-Запад».
_______________________________________________________________
Стилистика кинофильма как способ выражения реальности кинематографическим языком повествования.
Определившись с жанром фильма, можно приступить к выбору стилистики будущего фильма. Стилистика в кино – это способ выражения реальности кинематографическим языком повествования, кинорассказа.
Каждый хороший фильм имеет свою стилистику. И поэтому, при выборе стилистики можно основываться на стилистике фильмов, похожих духом на ваш собственный фильм.
«Какой снятый ранее фильм рисуется в вашем воображении, когда вы прочитали сценарий вашего будущего фильма?»
Вот какой вопрос должен задавать себе продюсер, если ему нужна помощь в решении вопроса о стилистике фильма. Но главное, на что должен ответить продюсер в выборе стилистики фильма – какое пространство должно родиться в вашем будущем фильме?
______________________________________________________________
Сравнение стилистик кинофильмов режиссеров Федерико Феллини, Никиты Михалкова, Андрея Тарковского.
«Чтобы по-настоящему меня узнать, надо хорошо знать мои фильмы, потому что они зарождаются в самой глубине моего существа, в них я полностью раскрыт – даже перед собою». Федерико Феллини.