Полная версия
О крестном знамении
О крестном знамении
Составитель: Ольга Есаянц
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви
(ИС Р15-515-0745)
© Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2016
Предисловие
Употребляя всегда и везде при своей молитве крестное знамение, подумали ли мы хоть когда-нибудь, какой смысл лежит в основании этого благочестивого действия? Осенение себя знамением креста при молитве есть одно из самых важных и таинственных священнодействий, которое Святая Церковь предоставила совершать всякому верующему. Нам весьма важно выяснить, с какой целью мы полагаем на себе святой крест, когда молимся, и как начертывать на себе знамение святого креста по заповеди Православной Церкви, что значит «крест свой» и почему этот «крест свой», то есть отдельный каждого человека, вместе называется и «Крестом Христовым»?
Узнав из этой брошюры силу крестного знамения, мы научимся быть внимательными к крестному знамению, которое на себя возлагаем, и будем возлагать его не только с живой верой, но и с большим благоговением, какое подобает священнодействию, – и возлагать именно так, как заповедует нам Святая Церковь.
Ольга Есаянц
О кресте Господнем и значении крестного знамения
Крест – главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят для искупления грехов мира. Крест является всепобеждающим духовным оружием, основанием и средоточием всей церковной жизни.
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, оружие духовной борьбы, символ исповедания веры.
На Кресте мы видим Бога распятым. Но в распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами, как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует благодать Божия.
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя. А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя; она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков. Святитель Иоанн Златоуст об этом пишет так: «Видишь ли, как дева, древо и смерть были знаками нашего поражения? Посмотри же, как потом они же сделались орудиями победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – древо креста, вместо смерти Адама – смерть Господа. Видишь ли, что чем диавол победил, тем же он и побежден? Древом победил Адама диавол, крестом поразил диавола Христос. То древо низринуло человека во ад, а это древо, древо креста, и низринутых туда опять извлекло из ада; то заставило пораженного скрыться, как пленного и нагого, а это показало всем победителя, обнаженно пригвожденным на высоте ко кресту. Та смерть подвергла осуждению всех живущих и после Адама, а смерть Христа поистине воскресила всех живших и прежде Него. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? (Пс. 105, 2). Через смерть мы сделались бессмертными, по падении восстали, после поражения стали победителями… Таковы действия креста». [26, с. 836].
По Своей безграничной любви и неизреченному человеколюбию Господь, конечно, мог бы просто помиловать падшего человека, но где тогда было бы Его безграничное правосудие? – Ведь оно тогда было бы нарушено. И вот во имя Своего правосудия, как самое яркое и действенное выражение Своей Отеческой любви к нам, падшим людям, Господь Сам принимает на Себя исполнение праведного приговора и умирает после жесточайших мук за нас на кресте в лице возлюбленного Сына Своего, с Которым Он, по учению Слова Божия, одно (см. Ин. 10, 30: Я и Отец – одно) и Которого Он предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов (Рим. 3, 25).
Крест Христов есть такое великое знамение – знамение нашего искупления и одновременно – знамение неизреченной любви Божией к падшему человеческому роду. В этом убеждают нас слова Самого Христа Спасителя в Его беседе с пришедшим к Нему законоучителем иудейским Никодимом: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 14), откуда видно, что крест – это знамение нашего спасения, и Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 15), откуда видно, что крест – знамение любви Божией к нам. Дивное, таинственное, непостижимое для ума человеческого сочетание правды Божией и любви Божией! Это великая тайна Искупления, дивное сочетание в Боге милости и истины, правды и мира, Его Божественного правосудия и Его Божественной любви.
Слово Божие ясно свидетельствует, что без пролития крови не бывает прощения (Евр. 9, 22), а так как кровь тельцов и козлов в Ветхом Завете сама по себе не давала прощения – не уничтожала грехов (Евр. 10, 4), то Христос-Спаситель вошел во святилище не с чужой кровью, как это делали ветхозаветные первосвященники, но со Своею Кровию… и приобрел вечное искупление (Евр. 9, 12).
Так именно постоянно учили христиан святые апостолы: В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши (1 Ин. 4, 10); Христос умер за грехи наши, по Писанию (1 Кор. 15, 3); Не тленным серебром или золотом искуплены вы, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1, 18–19).
Здесь ясное указание на то, что приносившиеся в жертву в Ветхом Завете агнцы были прообразами Крестной Жертвы Христа-Спасителя, отчего и Сам Он получил наименование Агнца Божия, вземлющего грехи мира (см. Ин. 1, 29), и закланного от создания мира (см. Апок. 13, 8), поскольку принесение Себя в жертву за грехи мира Сыном Божиим имелось в виду в предвечном Совете Божием еще от создания мира.
Поэтому и мы должны постоянно осенять себя крестным знамением и приносить себя, свою жизнь в жертву Богу, о чем свидетельствует святитель Иоанн Златоуст: «Будем носить Христов крест, как бы венец. Всё, имеющее отношение к нам, совершается при посредстве креста: нужно ли получить возрождение, является крест; нужно ли быть вскормленным тою таинственною Пищею или быть рукоположенным в известный церковный сан, или сделать что-либо другое, всюду – символ нашей победы! Поэтому с большой заботливостью начертываем его и в жилищах, и на стенах, и на дверях, и на челе, и в уме. Это – знамение нашего спасения и всеобщей свободы и доказательство милосердия Господа нашего: яко овча на заколение ведеся
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.