Полная версия
Битва за небо Кубани. 1943 г.
«За русскими танковыми атаками следовали массовые атаки пехоты и артиллерийские обстрелы»
21 марта.
В этот день было ясно, а видимость достигала 10–20 км. Первый утренний вылет 21 марта, выполненный пятеркой «аэрокобр» из 298-го ИАП, прошел без особых событий (тем не менее засчитан за «боевой»). А вот вылет второй восьмерки, состоявшийся в 11.45–13.28, сопровождался боем. Летевшие на высоте 500 м в районе Петровской истребители были атакованы со стороны солнца парой Bf-109. Советские летчики вовремя заметили опасность и выполнили резкий разворот. На какое-то время противники потеряли друг друга из виду. Но вскоре со стороны Азовского моря в дымке снова появилась пара «мессеров». Благодаря бдительности (и наличию радиосвязи на всех машинах), пилоты Р-39 снова вовремя заметили опасность и развернулись навстречу им, проведя лобовую атаку. Хотя бой был скоротечным, наши все равно доложили, что всей группой сбили один из «мессершмиттов».
В 12.17 из Абинской вылетело пять Р-39 (бортовые 30, 31, 32, 23 и 40), которые имели задачу провести разведку дороги Славянская – Анастасиевская, Красный Октябрь – Курчанская и Варениковская – Троицкая. Над Таманью стояла ясная погода, но в то же время видимость ограничивалась сильной дымкой. Во время полета на высотах от 10 до 600 метров (то есть на бреющем), летчики случайно встретили группу Ю-52, также летевших на малой высоте. «Аэрокобры» с ходу атаковали транспортники, сбив 4 из них. Очевидно, все же количество сбитых Ю-52 было завышено, так как за весь март 1943 г. немцы потеряли на южном фланге Восточного фронта шесть Ju-52 по «боевым причинам», и еще 9 – по «небоевым». По докладу пилотов, три «юнкерса» упали в камыши в лимане Большой Фазнокол. Кроме того, в ходе разведки было обнаружено интенсивное движение автомашин и повозок на всех обозначенных на маршруте дорогах, а на трассе от Варениковской на запад «сплошное движение Ю-52 отдельными самолетами на Н-10—20 метров». Также летчики доложили о том, что в районе Варениковской действует двухполосный шоссейный мост через р. Кубань, а выше его сосредоточены многочисленные плавсредства: баржи, лодки и плоты.
В 15.52 на задание отправилась очередная группа «аэрокобр» (бортовые 10, 11, 12, 13, 15, 16, 19, 41), которая имела задание совместно с истребителями ЛаГГ-3 прикрывать свои войска. В 16.30 в районе Красноармейской состоялась запланированная встреча с коллегами, и там же на высоте 3000 м был замечен ФВ-189. Первую атаку по нему выполнила пара в составе старшего лейтенанта Иванникова и лейтенанта Бочарова. «Рама» уходила от них «змейкой», постепенно снижаясь к земле. Потом в атаку вышли летчики Кривобоков и Згривец, которые добили ее (потерь FW-189 на Восточном фронте в этот день не отмечено). Тем временем появилась группа «мессершмиттов», которая атаковала ЛаГГи, летевшие на малой высоте. Когда группа во главе со старшим лейтенантом Закалюком начала заходить в хвост «мессерам», часть тотчас заложила крутой вираж и ушла, в то время как одна пара начала выполнять вертикальный маневр. Пара Р-39 последовала за ними и по окончании виража оказалась выше противника. Но немцы не растерялись и тотчас сделали левый полупереворот с переходом в пикирование. Согласно докладу наших летчиков, несмотря на эти «выкрутасы», один Bf-109 был подбит метким огнем, а второй попытался зайти в хвост Закалюку. Последний сделал несколько резких отворотов вправо и влево, сумел пропустить противника вперед и дать по нему очередь. Несмотря на то, что падения обоих «мессершмиттов» никто не наблюдал, старшему лейтенанту Закалюку была засчитана личная победа, а вторую поделили между всей четверкой, участвовавшей в бою.
Отметим, что в этот раз строй «аэрокобр» не распался, бой велся парами, а последующий сбор прошел организованно. Всего в этот день 298-й ИАП выполнил 27 вылетов и отчитался о 7 сбитых самолетах.
В 249-м ИАП боевой день прошел по аналогии с предыдущим. Утром группа в составе четырех Ла-5 и четырех ЛаГГ-3 вылетала на прикрытие своих войск, где провела короткий и безрезультатный воздушный бой с Ме-109.
В общей сложности ВВС СКФ заявили о 15 сбитых самолетах при 4 потерянных. Помимо многочисленных побед 298-го полка сбитые Ме-109 были записаны пилотам Як-1 Ивану Горбунову (в районе Анастасиевской) и Ахметхану Канкошеву из 42-го ГИАП (в районе Казачего Ерика), пилоту ЛаГГ-3 Николаю Исаенко из 267-го ИАП (в районе Петровской).
В действительности люфтваффе потеряли только 2 самолета. Немецкий Bf-109G-4 W. Nr.19254 фельдфебеля Р. Хеймбаха из 9./JG52 был сбит, а его пилот был тяжело ранен. А словацкий Bf-109G-2 W. Nr. 14814 десятника Я. Штаубера из 13.(Slow.) /JG52 был сбит в воздушном бою в районе станицы Анастасиевская. Пилот выпрыгнул с парашютом и был объявлен пропавшим без вести, но позже вернулся в свою часть.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
60-летний Руофф был ветераном Первой мировой войны, затем служил в рейхсвере. В начале Второй мировой войны командовал 5-м армейским корпусом. 8 января 1942 г. был назначен командующим 4-й танковой армией, а в преддверии операции «Блау» – командующим 17-й армией, которая играла ключевую роль в наступлении на Кавказ. Войска Руоффа смогли занять Таманский полуостров и Новороссийск, а также несколько перевалов на Главном Кавказском хребте. Однако прорваться на побережье Черного моря в районе Туапсе и Сухуми 17-й армии не удалось.
2
Плавни представляют собой длительно затапливаемые поймы рек и озер и дельты, покрытые обильными зарослями кустарника, тростника и других растений. Подобные водоемы имеются в дельтах Амударьи, Волги, Прута, Днестра, Дуная, Дона и Кубани. При этом на последней существует даже два вида плавней: прикубанский и приазовский. Для первого характерны особенно густые и высокие заросли тростника, в 1943 г. представлявшие собой настоящие джунгли. Кроме того, в дельте Кубани имеется еще и множество лиманов (мелководных извилистых заливов).
3
Масленников начал военную карьеру в конце 1920-х годов в пограничных отрядах ОГПУ и участвовал в подавлении басмаческого движения в Средней Азии. В 1937–1941 гг. он занимал должности начальника Управления пограничной и внутренней охраны Белорусской ССР, начальника пограничных войск БССР, первого заместителя наркома внутренних дел БССР, заместителя наркома внутренних дел по пограничным и внутренним войскам. Фактически Иван Масленников являлся командующим погранвойсками, причем эту должность он по совместительству занимал вплоть до 3 июля 1943 г.
Во время Великой Отечественной войны Масленников, являвшийся одним из ставленников Лаврентия Берии, сначала командовал 29-й армией, затем с декабря 1941 г. – 39-й армией. В ходе контрнаступления под Москвой ей была отведена ключевая роль – прорыв в глубокий тыл противника, перерезание его путей отхода и удержание их до подхода основных сил Западного фронта. Масленников выполнил задачу, прорвался в указанный район (к северо-западу от Вязьмы), после чего 39-я армия удерживала его вплоть до июля 1942 г. Затем в ходе операции «Зейдлиц» немецкая 9-я армия расчленила советские войска и полностью зачистила этот район. Сам Масленников был ранен и вывезен с немецкой территории самолетом.
Уже 8 августа, опять же не без влияния Берии (которого после стремительного отступления Сталин не раз посылал на Кавказ для «наведения порядка»), он был назначен командующим Северной группой войск Закавказского фронта. Масленников командовал войсками фактически независимо от прямого начальства, отчитываясь в первую очередь своему высокопоставленному шефу. Так или иначе, немцы не смогли взять ни Грозный, ни Орджоникидзе и прорваться к дорогам на Баку и Тбилиси. Действия Масленникова были оценены как успешные, и 24 января 1943 г. генерал-полковник был назначен командующим СКФ.
4
Названия вражеских самолетов (при описании воздушных боев и заявках побед) здесь и далее приводятся так, как они указаны в документах.
5
Так в советской авиации называли бомбардировщики «Дуглас» А-20В и DB-7B (другое распространенное обозначение – «Бостон-3»).
6
Подробнее о боевых действиях 105-й ИАД ПВО см. в книге: Дегтев Д., Зубов Д. ЛаГГ-3. Истребитель, штурмовик, разведчик. Дерево против металла. М.: Яуза, 2018.
7
Комельков начал войну 22 июня 1941 г. в составе 122-го ИАП. В октябре того же года он был сбит и получил тяжелое ранение, после чего был комиссован и списан из летного состава. После этого Михаил Комельков какое-то время работал в запасном авиационном полку, но продолжал рваться на фронт. В феврале 1943 г. он подделал медицинское заключение, после чего был принят в 298-й ИАП с испытательным сроком, фактически как гражданский пилот. Отсюда странное звание «старший пилот».
8
Так в документе.