Полная версия
Вятский Летописец – 2021. Издание 10-е
Богоявленский мужской монастырь (1599) г. Слободской (позднее переименован в Крестовоздвиженский), Раифская Богоявленская мужская пустынь (1691—1724) с. Пышак Юрьянского района.
Ранее в Вятской епархии: Престольный праздник с. Русские Шои Уржумского уезда (1865, ныне Куженерский район Марий Эл), правый придел храма с. Новый Торьял Уржумского уезда (1822, ныне Новоторьяский район Марий Эл), с. Тумьюмучаш Уржумского уезда (1838, ныне Куженерский район Марий Эл),
Богоявленская башня Вятского кремля близ Богоявленской церкви. Вӱд модмо кече (Обретение воды святой силы) – в марийском календаре. «Качману» – в календаре кряшен.
В ряде мест проходит Крещенский забег – на 1, 3 и 10 км.
– святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894). Частица святых мощей в Преображенском женском монастыре г. Вятка (киров) и в Великорецком подворье Трифонового монастыря.
Тезоименитство епископа Феофана (Данченкова, р.28.02.1975), Волжский и Сернурский.
– день рождения архимандрита Глеба (Кожевникова, 1961), регент братского хора Троице-Сергиевой Лавры. Уроженец г. Уржум кировской области. Сохраняет связи с родиной.
— преставление царицы Марии Владимировны (1625).
— убит русский поэт Николай Михайлович Рубцов (1971).
– преставление Валентина Александровича Танаевского (1969, Пермь), видный русский географ. Родился в семье священника с. Сырьяны Белохолуницкого района. Основатель кафедры экономической географии в кировском пединституте и ряде других вузов страны.
— Малороссия присоединилась к Царству Московскому 1681 год.
20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Ианна (ок.28).
Престольный праздник Предтеченской церкви (осв. 16.09.1711, вновь 10.09.2005) г. Вятка (киров), с. Чистополье (1835, вновь 2.09.2017) Котельничского района, придел кафедрального собора Яранской Епархии (1798) г. Яранска, правого на хорах придела Троицкого храма (1872) г. Яранска, левого придела Покровского храма (1786-1930-е и 1940-е-) г. советск (г. Кукарка), с. Рябово (д.1757, кам.1795) Зуевского района, пос. Сорда Верхнекамского района (и/к №29), с. Суводь (1829) советского района, с. Суводи Оричевского района, храма (ОИК-5 (ИК-29, КП-32) на Сорде -45 км от пгт. Рудничный) (осв. июль 1996) пгт. Лесной Верхнекамского района, южного придела храма п. Пиксур (осв.15.12.1901—1940 и 1948-) Даровского района,
Предтеченского храма (дер.1610-) на месте нынешнего Трехсвятительского храма (1714) в Трифоновом монастыре г. Вятка, Предтеченского храма пустыни Жерновых гор (дер.1594—1609, 1609—1674) ныне микрорайон Жерновогорье г. Кукарка (г. советск), с. Михайловское Уржумского района, с. Вонданка (дер.1791-?, кам. 1836-1930-е) Даровского района, с. Турма (1897) Яранского района, д. Аксеновская (1854—1860) Лузского района, д. Бычиха (1910) Подосиновского района, Предтеченской церкви п. Лальск (1714) Лузского района, церкви Иоанна Предтечи (1899) в Нолинском духовном училище, деревянного храма (до 1615) г. Слободской, придела храма с. Волма (1825) кирово-чепецкого района, придела храма с. Верхокумены (д. Верхкумены) (1776) Куменского района, придела храма пгт. Нагорск (осв.26.12.1767), первого храма д. Ботыли (Ивановское) (1715) Нолинского района, придел Спасской церкви Спасского монастыря (1695, 1824) г. Орлов, придела Троицкого храма (1733) г. Орлов, придела храма с. Верходворье (1827) Юрьянского района, придела храма с. Сметанино (1815) Санчурского района, южного придела храма с. Лутошкино (Обуховское, Вознесенское) (1891) Куменского района, придела храма с. Пышак (осв. 8.09.1822) Юрьянского района,
часовни (1858) и надкладезной часовни (2007) у Троицкого кладбищенского храма г. Слободского, часовня д. Дресва (при починке Алексея Хренова) (1828) Оричевского района.
Мужской скит в с. Пиксур Даровского района, Иоанно-Предтеченский мужской монастырь (1614) г. Котельнич, Иоанно-Предтеченский Жерновогорский мужской монастырь (1594) микрорайон Жерновогорье г. Кукарка (г. советск),
Ранее в Вятской Епархии: левый придел храма с. Юледур Уржумского уезда (1825, ныне Куженерский район Марий Эл), единоверческого храма д. Осипинцы Глазовского уезда (1904, ныне Красногорский район, Удмуртская Республика).
Перенесение десной (правой) руки Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь (956) и чуда св. Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе (XIV).
Частица мощей пророка Иоанна Предтечи Предтеченском храме г. Вятка (киров), в Благовещенской церкви г. Яранска. Чтимый образ был с. Шошма Яранского района, д. Дресва (при починке Алексея Хренова) Оричевского района. Каждый вторник около 18.00 чтение Акафиста в Предтеченском храме г. Вятка (киров).
Народное название Зимний свадебник (зимний Иванов день) праздник получил в народе в связи с тем, что в данный период начиналось время сватовства, и молодые люди отправляли сватов к родителям невесты.
малый день Ангела (Тезоименитство) епископа Уржумского и Омутнинского Иоанна (Руденко).
— благоверного Царя Феодора Иоанновича, великого князя Московского (1598) – сын Царя Иоанна Грозного. Пресеклась династия Рюриковичей, царствовавшая на Руси с 862 года. Основатель городов Уржум и Малмыж в 1587, города Вятские Поляны в 1595 и Успенского Трифонового монастыря (1580).
– память епископа Варсонофия (Курганова, 1904) Глазовский, викарий Вятской Епархии. С 10 января 1894 стал епископом Глазовским. Был председателем училищного совета, председатель Братства святителя Николая, настоятель Успенского Трифонового монастыря. Принимал участие в освящении Екатерининского храма г. Вятка, сохранилось место погребения в монастыре.
– преставление Ивана Дмитриевича Бердникова (1880), сын ключаря Кафедрального собора г. Вятка. Окончил Московскую духовную академию, инспектор Синодального хора певчих, хранитель Московского Румянцевского музея, издал «Творение св. Тихона Задонского», похоронен в Донском монастыре г. Москва.
– преставление Александра Георгиевича Тимашева (03 (15).04.1818—20.01 (01.02).1893), член Государственного совета. Министр внутренних дел (1868—1878). Был назначен временным генерал-губернатором Вятской губернии.
– преставление убиенного Павла Федоровича Хомутова (1.08.1856 – 1919), вятский губернатор (19 октября 1901 – 23 декабря 1904 гг.)
– день делопроизводственной службы МВД России (1804).
– день спецподразделений уголовно-исполнительной системы УФСИН по конвоированию (1886).
– день республики Крым (1991).
21 января – воспоминание брака в Кане Галилейской.
– преставление епископа Палладия (Пьянкова, 1882), Олонецкий и Петрозаводский, русский экзегет. С 29 сентября 1845 года – учитель Вятской духовной семинарии. 16 ноября 1846 года пострижен в монашество. Позднее был епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии с 1872.
– решение Переяславской Рады о присоединении к Великороссии всех казачьих земель Украины (окраины) под именем Малороссии (1654).
– день инженерных войск РФ. Свою историю инженерные войска ведут со времени Указа Петра I от 21 января 1701 года о создании в Москве «Школы пушкарского приказа». Покровитель благоверный князь Даниил Московский.
– день авиации ПВО (1996).
– день инженерных подразделений Росгвардии.
– день аспиранта (1925).
– международный день объятий (1986). В этот праздник люди обнимают своих родных, друзей, незнакомцев и обмениваются с ними душевным теплом. Своими объятиями они помогают другим ощутить себя нужными, ценными, необходимыми. На улицах городов можно встретить людей, держащих плакаты с надписью «Обниму бесплатно».
22 января – священномученика Павла Никольского, священника (1943).
Торжества в п. Лесной Верхнекамского района. 17 октября 1941 г. был отправлен этапом в Вятлаг, куда прибыл 9 мая 1942 г. Тяжелые условия жизни и работы в лагере стали непосильны для больного, истощенного заключением священника. 22 января 1943 г. скончался от голода, похоронен на кладбище 4-го лагпункта Вятлага.
– святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России чудотворца (1569) – посылал увещевательные грамоты на Вятку. Придела храма с. Всехсвятское (1765—1773) Белохолуницкого района, придела храма с. Караул (1808) Богородского района, Филипповского храма (д.1757,1779) и правого придела храма (кам. осв.8.01.1811) с. Лаж Лебяжского района. Народное: Филиппов день – впервые после Крещения ходили в баню.
– преставление государыни Екатерины Павловны, королевы Виртемберской (1819) и великой княгини Елены Павловны (1873).
– день войск авиации противовоздушной обороны РФ (1996).
23 января – святителя Феофана, Затворника Вышенского (1894). Частица святых мощей в Преображенском женском монастыре г. Вятка (киров) и в Великорецком подворье Трифонового монастыря.
– священномученика Анатолия (Грисюка,1938), митрополит Одесский и Херсонский. Перед ссылкой на север, через ст. Пинюг владыка был уже почти лишён возможности владеть ногами. Но его отправили общим этапом вместе с уголовными преступниками, которые в дороге обворовывали беспомощного старца. От стоянки до стоянки его гнали пешком, подталкивая в спину прикладами. Когда он терял сознание, бросали в грузовик, затем заставляли снова идти пешком. Так святитель оказался в Кылтовском Ухто-Печёрском лагере (республика Коми). Здесь его, хронически больного язвой желудка, миокардитом, с больными лёгкими принудили к тяжёлому труду. Перед кончиной к владыке пришли, чтобы отнять нательный крест и Евангелие. Евангелие палачи вырвали, но крест Владыка не отдал и, защищая его хладеющими руками, отошёл ко Господу 23 января 1938 года в больнице Ухто-Печерского концлагеря.
– преставление епископа Нафанаила (Леандрова, 1888), Екатеринбургский и Ирбитский. 1 октября 1878 года был хиротонисан во епископа Сарапульского, викария Вятской епархии. Оставил интересный дневник о посещении епархии.
– преставление Апполинария Михайловича Васнецова (1933), живописца в жанре исторического пейзажа раскрыл красоту Древней Руси. Сын священника, окончил Вятское духовное училище, был единственным против сноса Храма Христа Спасителя в Москве. В кирове открыт музей и памятник. В честь Васнецовых проходит всероссийский «Васнецовский пленэр» (2003). Учреждена ежегодная премия имени Виктора и Аполлинария Васнецовых. Панихида.
– преставления Егора Ивановича Красноперова (1897) – статистик. Родился в семье священника г. Малмыж, окончил Вятскую семинарию. Увлекался идеями революционеров, но продолжил занятия статистикой. Его статистико-экономический очерк «Сельскохозяйственные нужды Пермского края» был удостоен Золотой медали Императорского Российского географического общества.
– день создания оборонного общества страны (ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ) (1927).
– день ручного письма (день почерка).
– день дознавателей МЧС России.
24 января – память встречи (1648) чудотворного Вятского Нерукотворного образа Спасителя в Москве.
В память об этом событии Кремлевские ворота стали именоваться Спасскими и было «приказано приходящим и проезжающим снимать шапки во время прохождения через них». Оставив подлинник в Москве, царь Алексей Михайлович 20 сентября того же года послал в Хлынов список с иконы, который прибыл на Вятку 27 декабря.
– преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (1454) – князь, сродник благ. Димитрия Донского.
– *Семья святителя Василия Великого, празднование Элладской Православной Церкви, – празднуется в Неделю по Богоявлении. Установлено 9 апреля 1999 года решением Священного Синода Элладской Церкви в целях благословения и укрепления священного института семьи. В список воспоминаемых в этот день святых включены: отец святителя св. Василий Старший, пресвитер (IV), мать прп. Емилия (375), сам свт. Василий Великий, архиеп. Кессарии Каппадокийской (379), его братья свт. Григорий, еп. Нисский (395), свт. Петр, еп. Севастийский (392) и прав. Навкратий (358), его сестры прп. Макрина (380) и блж. Феосевия (Феозва) диаконисса (385).
– день рождения матушки Ксении Филимоновой (1981), поэта и барда (творческий псевдоним – Оксана Чупракова). Она лауреат всероссийских и областных творческих конкурсов: имени А. С. Грина (2000 г.), фестиваля памяти П. С. Вершигорова в селе Петропавловском (2003), «Гринландия-2011», «О городах и сёлах кировской области» (2012). В этом же году стала дипломантом 2 степени на областном конкурсе стихов и прозы «Весна на зелёной улице» в номинации «Поэзия», через год – тринадцатого всероссийского фестиваля – конкурса «Решетовские встречи», состоявшегося в г. Березники Пермского края.
– день рождения протоиерея Иоанна (Ивана Михайловича) Осокина (1864—1921), историка, археографа. Родился в с. Верхопижемье Котельничского уезда Вятской губернии. Окончил Вятскую духовную семинарию, Казанскую духовную академию. Основная тема его исторических работ – история Трифонова монастыря, жизнь и деятельность преподобного Трифона, Вятского чудотворца. Инициатор создания церковно-археологического музея в Вятке.
– память убиения Никифора Николаевича Селезнева (6.08.1881—11.01.1907), младший городовой Гродненской городской полиции, происходил из крестьян Липецкого у. Тамбовской губ., служил рядовым в 102-м пехотном Вятском полку. Убит в г. Гродно.
– Всеказачий день траура по безвинно убиенным и репрессированным в годы массового террора и геноцида казакам и членам их семей (1919).
– преставление Великого князя Николая Михайловича Романова (14 апреля 1859 – 24 января 1919, Петроград), русский генерал от инфантерии, лепидоптеролог и историк. Старший сын великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны, внук Николая I, дядя Николая II. Посещал Вятку 20 июня 1916 года.
– день основания Российского библейского общества (1813) – для издания и распространения Священного Писания на русском языке и на языках других народов Российской империи. По решению РБО в его Казанском отд-нии к 1819 г. на чувашский и марийский языки был переведен весь Новый Завет, а в 1820 г. напечатаны Четвероевангелия на чувашском, марийском и мордовских языках. Вятский комитет РБО представил в 1823 г. перевод Евангелий от Матфея и от Марка на удмуртском языке, подготовленный местными священниками.
– открытия (1859) первого Дворянского собрания Вятской губернии, созванного для избрания Вятского губернского комитета об улучшении и устройстве быта помещичьих крестьян губернии. На открытии собрания выступил губернатор Н. М. Муравьев.
– день службы кадров и работы с личным составом уголовно-исполнительной системы УФСИН (1912).
– международный день образования (2018).
25 января – мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226—235). день покровительницы студентов.
Соборное Богослужение с участием ректоров, преподавателей и студентов. Миссионерские акции в ВУЗах. Студенты отмечают Татьянин день с особым размахом. Они посещают церкви, ставят святой покровительнице Татиане свечу и просят помощи на экзаменах и зачетах. В университетах в этот день проходят праздничные концерты, на которых старательным студентам вручают почетные грамоты. Частица мощей в Троицком храме г. Омутнинск. Тезоименитство страстотерпицы царевны Татианы Романовой.
– день студента в России (2005). В 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета», и Татьянин день стал официальным университетским днем, а тех пор святая Татиана считается покровительницей студентов.
– иконы Божией Матери «Хлыновская», часть сайтов и книг, относит появление ее только к г. Хлынову- по названию, но происхождение образа и его историческая судьба неясны. Известен самый древний список в Ярославле, на обороте иконы написано: «Лета 7192 (1684 г.) месяца августа этот образ писал ярославский иконописец Семен Иванов в Ярославле в соборную и апостольскую церковь при протопопе Аникии». В Серафимовском храме г. Вятка (киров) есть список и служат на 27 декабря в день принесения в 2003?
– почила монахиня Фекла (Коняшова, 1997) – настоятельница Введено-Оятского женского монастыря С.-Петербургской (ныне Тихвинской) епархии, бывшей возобновительницей этой древней обители, управлявшей ею шесть лет (1991—1997). Родилась монахиня Фекла (в миру Лидия Александровна Коняшова) 25 октября 1930 года в дер. Большая Яморка Салобелякского района Вятской области (ныне Яранский район кировской области), в крестьянской семье. С самого детства, несмотря на тяжелое время гонений на Церковь Христову, Лидия воспитывалась родителями в вере, воспринимая от них и от односельчан – благочестивых вятских крестьян, примеры жизни в любви к Богу и ближнему. В 1940 г. умирает ее отец, а в 1941г. – мать. Девочка остается сиротой в трудные военные годы. В 1943 г. она переезжает к тете в Йошкар-Олу и в следующем году в 14 лет начинает свой трудовой путь. Работала Лидия в подсобном хозяйстве эвакуированного ленинградского института, с которым и уехала в ленинград. В 1948 г. она поступает на Балтийский завод на тяжелую работу сварщицы, где проработает 28 лет. В 1976 г. в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность без права работы. Получив исцеление от болезни, Лидия Александровна трудилась при храмах Санкт-Петербурга (тогда ленинграда). Человек простой и нелегкой жизни, матушка Фекла имела крепкую веру, которая помогала не только ей самой переносить труды и скорби, но и помогать в этом другим. Стала возрождать заброшенную обитель – Введено-Оятский женский монастырь ленинградской области. Истинная монахиня, старица, отличавшаяся духовным зрением и прозорливостью, – такой знали монахиню Феклу сестры обители и приезжавшие к ней богомольцы. Спасение души полагала она главной целью жизни в обители. Сам Господь подавал ей силы управлять монастырем. Прожив всю свою жизнь по-монашески, матушка сумела воспитать и поставить на ноги свою племянницу-сироту, а затем стала строгой и заботливой матерью всем сестрам своей обители.
Вскоре после возобновления монастыря чудесным образом вблизи обители вновь забил источник Богоматери, иссякший после закрытия монастыря. По благословению м. Феклы сестры благоустроили ключ, и сюда ныне направляются за целебной водой многочисленные паломники. Однако мон. Фекла, относившаяся к возобновлению св. источника как к дару Божию, высказала свою твердую позицию в отношении недопустимости коммерческого использования св. источника, полагая это святотатством. Монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище.
– преставление Александра Лаврентьевича Витберга (1855), российский живописец и архитектор. Создал проект собора во имя святого блгв. вел. князя Александра Невского (1838) – второе программное сооружение архитектора. Основой проекта стал один из вариантов храма Христа Спасителя – 5-купольная ротонда с 4 башнями-колокольнями. Визант. стиль собора сближал это сооружение с произведениями архитекторов романтизма: М. Д. Быковского, А. Тона, А. П. Брюллова. В. в этот период был убежден в возможности выражения национальной идеи с использованием греческих форм. Александро-Невский Собор в Вятке был возведен в 1839—1864 гг. (снесен в 30-х гг. XX в.)
– России возвращены земли Западной Белоруссии и Малоросии (1793).
– в 1610 г. с Троице—Сергиевой Лавры была снята осада польскими отрядами и войсками «Тушинского вора» – Лжедмитрия II. Окончание «Троицкого сидения» 1608—1610 годов.
– день штурмана ВМФ РФ (1996). В указе Петра I от (12) 23 января 1701 года было сказано: «Быть математических и навигацких, то есть мореходных хитростно искусств учению».
26 января – день рождения Ивана Евгеньевича Кожевникова (1985). Старший преподаватель Кафедры Церковной истории Московской Духовной Академии (МДА), руководитель Учебной практики на отделении Церковной истории магистратуры МДА. Уроженец г. Уржум.
— преставление великого князя Константина Николаевича (1892).
— преставление русского генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля (1920), «рыцаря Белого движения», последнего главнокомандующего Восточным фронтом; в 2007 году останки перезахоронены из Китая на кладбище Донском монастыря в Москве.
— международный день таможенника (1953).
– день военнослужащих и сотрудников инженерных подразделений ОМОН Росгвардии.
27 января – святителя Мелетия (Якимова),епископа Рязанского и Зарайского (1900) – миссионер и подвижник, прозван «Апостолом якутов и просветителем язычников в Сибири и Азии».
Местночтимый святой Рязанской, Иркутской, Якутской, Тобольской и Красноярской епархий. В миру Михаил Козьмич Якимов, родился 29 октября 1835 в с. Нема (Введенское) Нолинского уезда в семье священника Косьмы. Успешно окончил Вятскую Семинарию, и поступил послушником в Успенский Трифонов монастырь. Проходил послушания проповедником, библиотекарем, учителем по священной истории и нотному пению в Вятском духовном училище, пострижен в рясофор безе перемены имени 28 марта 1857. Икона святого есть на иконостасах Троицкого Собора г. Уржум и Преображенского женского монастыря г. Вятка (киров). Икона с частицей святых мощей находится в Уржумском храме. Покровитель земли Вятской.
– равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335). Икона с копией Креста, сплетенного из виноградной лозы в Знаменской церкви г. Вятка (киров).
– Сретение чудотворного образа «Спас Вятский» (1647), у Яузских ворот Москвы Патриархом Иосифом и Царем Алексеем Михайловичем с многочисленным духовенством при стечении народа. При этом, как повествует сказание об иконе, Царь лично, на своих «раменах» внес чудотворную икону через Фроловские ворота в Кремль в память, о чем, по царскому указу, они были названы Спасскими. Восемь месяцев образ Вятского Спаса находился в главном храме Кремля и России – Успенском соборе, а 2 октября 1647 года был торжественно перенесен в Новоспасский монастырь и поставлен в иконостасе Преображенского собора, справа от Царских врат.
– преставление царицы Марфы Матвеевны (1716).
– преставление Николая Мотовилова (1897), первый биограф и собеседник преподобного Серафима Саровского, попечитель Дивеевского монастыря.
– день воинской славы России – день полного освобождения города ленинград от блокады немецко-фашистскими войсками (1944). Траурное мероприятие на ул. ленинградская, дом 4, г. киров. На «Невском пятачке» на интернациональной аллее памяти 29 сентября 2013 года был установлен памятник от кировской области, на котором написано «кировская область. Героям-кировчанам, сражавшимся за ленинград».
– день печати МВД (1804).
28 января – преподобного Павла Фивейского (341). Придел храма с. Соколово (1874) Немского района.
– преставление великой княжны младенца Ольги Павловны (1795).
– преставление Виталия Степановича Серебренникова (1942) – русский психолог, доктор богословия, философ, историк философии. Окончил Глазовское духовное училище, Вятскую семинарию. Последний дореволюционный преподаватель психологии в Санкт-Петербургской духовной академии.
– присоединение Новгорода к Московскому государству. В 1478 г. новгородцы присягнули на верность Великому Князю Иоанну III Васильевичу.
– памятная дата России. Русские моряки открыли Антарктиду. Беллинсгаузен и Лазарев (1820).
– всемирный день безработных, справляют представители общественных, государственных учреждений, политических организаций. Присоединяются к чествованиям сотрудники социального страхования, активисты благотворительных фондов, люди, которые противодействуют безработице, участники профессиональных союзов.
29 января – поклонение честным веригам апостола Петра.
Престольный праздник с. Петровского (1786) Уржумского района, с. Соболево (1900—1909) Санчурского района, восстанавливается храм с. Елево (Петропавловское) (дер.1658—1694, 1695—1752, 1757—1907?, кам.1907-зак.1948, 2015-) Белохолуницкого района, восст. колокольня (1780) храма с. Ишлык (Петропавловск) (дер.1620-?, 1684-, кам.1750—1936) советского района, придела Богоявленского храма (в ряде совр. источниках Петропавловского храма) с. Татаурово (1802) Нолинского района, с. Улеш (1705, 1884) Кикнурского района, часовни с. Мари-Малмыж Малмыжского района, церкви (XII век) в ее память построена часовня (1730) в п. Первомайский (Подчуршинское- Спасское) г. Слободской, придела Владимирского храма (1724) г. Вятка (на месте кинотеатра октябрь, ул. к. маркса,81), придела Троицкого Собора (1819) г. Кукарка (г. советск), кладбищенского храма (1852) с. Шурма Уржумского района, с. Синегорье (1817) Нагорского района, с. Сердеж (1820) Яранского района, с. Петропавловское (1901) Даровского района, кладбищенского храма с. Роговое (1891) Слободского района, кладбищенского Петропавловского храма (1778) г. Котельнич, Петропавловского единоверческого храма (1875) в Омутнинском заводе (г. Омутнинск), северного верхнего придела в Спасском Соборе (1818) г. Вятка, придела Спасского храма (1824) п. Уни, придела храма с. Рождественское (1764) Богородского района, придела храма с. Лема (8.09.1745) Зуевского района, Петропавловского храма (1672) и придела Покровского храма (1728) и придела Преображенского храма с. Вожгалы (осв.16.03.1874) Куменского района, придела храма с. Заево (1912) Нагорского района, правого придела Благовещенского храма с. Окатьево (1795, осв.1803—1938) Даровского района, придела храма с. Пантыл (1850) Белохолуницкого района, придел храма с. Спасо-Заозерье (1834) Зуевского района, южного придела храма (1877) с. Полом кирово-чепецкого района, придела Димитриевского храма с. Молотниково (1882) Котельничского района, придела Воскресенского Собора (1717) п. Лальск Лузского района, придела храма Успенского храма (1843) г. Нолинска, придела Благовещенская церковь (1782) с. Бобино Слободской района, придела храма с. Спасо-Талица (1773- 1781) Оричевского района, часовни д. Нолинская близ г. Нолинск.