bannerbanner
Философия идентичности. Единство делимого
Философия идентичности. Единство делимого

Полная версия

Философия идентичности. Единство делимого

Язык: Русский
Год издания: 2020
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Согласно Эриху Фромму, правда о человеке заключается в социальном характере его природы, в том, что человек является единственным существом, наделенным совестью и возможностью реализовывать любовь как творческую деятельность. Вместо «вытесненного» бессознательного Фрейда и коллективного бессознательного Юнга Фромм вводит понятие социального бессознательного, которое является общим для членов одного общества.


Фромм рассматривал идентичность, с одной стороны, как результат обособления человека от сил природы, выделения человека из окружающего мира, в том числе мира людей, а с другой стороны, как следствие тяги человека ко взаимодействию с окружающим миром, стремления сообразовывать внутреннюю жизнь в соответствии с какими-либо ценностями, идеалами, социальными нормами, т. е. стремления к социальной идентификации: «…человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится „индивидом“ – и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком. Он должен суметь воссоединиться с миром в спонтанности любви и творческого труда или найти себе какую-то опору с помощью таких связей с этим миром, которые уничтожают его свободу и индивидуальность».40


Вильгельм Райх пересмотрел концепцию Фрейда, согласно которой человек по своей природе существо агрессивное. С его точки зрения, агрессивность присуща только второму промежуточному пласту трехслойной структуры внутреннего мира человека. Этот пласт является искусственным продуктом культуры и характеризуется подавлением сексуальности и проявлением агрессии.


Первый (поверхностный) слой представляет собой подобие социально одобряемой маски, а третий (глубинный) характеризуется естественной для человека сексуальностью и общительностью, стихийной радостью труда и способностью любить.41


Последователи Фрейда отмечают важность Эдипова комплекса для формирования личности человека и его гендерной и социальной идентичности, однако смещают акценты с биологической природы человека на социальную (Юнг: основа Эдипова комплекса – в авторитарно-патриархальном строе, который характеризуется сексуальным подавлением. Эдипов комплекс обусловлен социальной организацией людей), на психологические особенности (Адлер: в основе Эдипова комплекса – мужской протест, который разрешается в асексуальную ситуацию агрессии ребенка).


Позднее внимание мыслителей привлекли конфликты, факторы развития и особенности доэдипова периода в формировании идентичности, когда у детей преобладает привязанность к матери (Мелани Кляйн, Жан Лакан, Хайнц Кохут).

Глава 8. Интеракция как исходный пункт становления идентичности

В концепции символического интеракционизма, основоположником которой стал Мид, взаимодействие (интеракция) выступает исходным пунктом в становлении «Я» и идентичности. Личность и идентичность формируются в ситуациях взаимодействия, моделью которого является игра (у Мида play и game): «В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим „значимым другим“. В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, своем „Я“, разделенное на два начала… „I“ – это импульсивная творческая сторона „Я“, непосредственный ответ на требование ситуации; „me“ – это рефлексия „I“, своего рода норма, контролирующая действия „I“ от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и требуют сообразовываться с ними, обеспечивая адекватное восприятие личностью себя самой и своих собственных действий».42 Для Мида принципиальны констатация существования в человеке двух качественно различных «Я» и идея их органической связанности. 43Дж. Мид различает два типа идентичности: неосознаваемая (человек стихийно принимает нормы и ценности) и осознаваемая.


Наряду с I и me интеракционисты выделяют третий компонент структуры личности – self. Исследователи подчеркивают, что ни у Мида, ни у его последователей не дается четких определений понятий I, me, self: «Третий компонент – self

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Шеллинг Ф. В. Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2/ Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. – М.: Мысль, 1989. – 636 с. – С. 387—560. – С. 472.

2

Шеллинг Ф. В. Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т.: Пер. с нем. Т. 2/ Сост., ред. А. В. Гулыга; Прим. М. И. Левиной и А. В. Михайлова. – М.: Мысль, 1989. – 636 с. – С. 387—560. – С. 472.

3

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.] – М, «Мысль», 1964. – Т. 3. – 799 с. – С. 191 – 192.

4

Там же. – С. 194.

5

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.] – М, «Мысль», 1964. – Т. 3. – 799 с. – С. 101.

6

Флоренский П. А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) <Часть вторая> Воплощение формы (действие и орудие) // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.3. / ред. Игумен Андроник (А. С. Трубачев). – М., Мысль. – 2000. – 621 с. – С. 440.

7

Фихте И. Несколько лекций о назначении ученого //Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – 784 с. – (Классическая философская мысль) – С. 726.

8

Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Фейербах Л. Избранные философские произведения.– М., Государственное издательство политической литературы. – 1955. – 676 с. – С. 134—204. – С. 183.

9

Колядко В. И. Предисловие. //Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии /Пер. с фр., предисл., примеч. В.И Колядко. – М. – Республика. – 2000. – 639 с. – С.3—18 – С. 11.

10

Там же. – С. 10.

11

Сартр Ж. П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии /Пер. с фр., предисл., примеч. В.И Колядко. – М. – Республика. – 2000. – 639 с. – С. 135.

12

Симонова О. А. Социологический смысл понятия идентичности в концепции Э. Г. Эриксона //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. -2001. – №2. – С. 103—121. – С. 113.

13

Трубина Е. Персональная идентичность как социально-философская проблема. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. Екатеринбург, 1996.

14

Малахов В. С. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии. – 1998. – №2. – С. 43—53. —С. 43—44.

15

Локк Дж. Избранные философские сочинения в двух томах. – Т. 1. – М. – 1960. – С.129, 138.

16

Кант И. [Об органе души] //Кант И. Трактаты и письма. – М. – Изд-во «Наука» – 1980. – 709 с. – С. 620—624 – С. 621.

17

Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.] – М, «Мысль», 1964. – Т. 3. – 799 с. – С. 191 – 192.

18

Кант И. [Из черновиков] №6311 (1788—1791 гг.) Опровержение проблематического идеализма//Кант И. Трактаты и письма. – М. – Изд-во «Наука» – 1980. – 709 с. – С. 626—628 – С. 627.

19

Афасижев М. Н. Эстетика Канта. – М, Издательство «Наука», 1975. – 135 с. – С. 16.

20

Гегель Г. В. Ф. История философии // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. – СПб., «Наука». – 2000. – 479 с. – С. 351.

21

Дворцов А. Т. Гегель. – М, Издательство «Наука», 1972. – 173 с. – С. 127.

22

Фейербах Л. Основные положения философии будущего// Фейербах Л. Избранные философские произведения.– М., Государственное издательство политической литературы. – 1955. – 676 с. – С. 134—204. – С. 203.

23

Фихте И. Назначение человека. // Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. – Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. – 784 с. – С. 649.

24

Ойзерман Т. Главный труд Канта // Кант И. Сочинения в шести томах [Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана.] – М, «Мысль», 1964. – Т. 3. – 799 с. – С. 5—68. – С. 63.

25

К. Ясперс. Истоки истории и ее цель//Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М. – Политиздат. – 1991. – 527 с. – С.28—287. – С. 167.

26

Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни //Ницше Ф. Сочинения. В двух томах: Т.1. – Пер. с нем. – Вступ. статья, составление и примечания К. А. Свасьяна. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998. – 832 с. – С. 159 – 232. – С. 232.

27

Аббаньяно Н. Метафизика и экзистенция // Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. Позитивный экзистенциализм и другие работы. Перевод с итальянского А. Л. Зорина. – Издательство «Алетейя». – СПб., 1998. – 506 с. —С. 29—55. – С. 52—53.

28

Бердяев Н. А. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М. – 1989. – 605 с. – С. 293.

29

Бердяев Н. А. Философия свободы.// Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. – М. – 1989.– 605 с. – С. 94—95.

30

Флоренский П. А. У водоразделов мысли (Черты конкретной метафизики) <Часть вторая> Воплощение формы (действие и орудие) // Флоренский П. А., священник. Сочинения. В 4 т. Т.3. / ред. Игумен Андроник (А. С. Трубачев). – М., Мысль. – 2000. – 621 с. – С. 441.

31

У. Джемс. Личность // Психология самосознания. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М». – 2003. – 672 с. С. 7—44 – С. 7—8.

32

У. Джемс. Личность//Психология самосознания. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М». – 2003. – 672 с. С. 7—44 – С. 12.

33

Там же. – С. 12.

34

У. Джемс. Личность//Психология самосознания.-Самара: Издательский дом «БАХРАХ – М». – 2003. – 672 с. С. 7—44 – С. 16.

35

Там же. – С. 20.

36

Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с. – С. 425—439. – С. 435.

37

Erikson E. Identity, youth and crisis. N.Y.: W.W. Norton, 1968.

38

Marcia J. E. Identity in Adolescence // Handbook of adolescent psychology. N. Y. John Wiley, 1980. Pp. 213 – 231.

39

Гиндилис Н. Л. Аналитическая психология К. Г. Юнга: к вопросу понимания самости// Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С. 89—95. – С. 92.

40

Фромм Э. Бегство от свободы//Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя/Эрих Фромм; пер. с англ. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2006. – 571с. – С. 9—305. – С.37.

41

Философия / Под ред. Губин В. Д. – М. – 2000. – 704 – С. 619.

42

Андреева Г. М. Социальная психология. – М. – 2003. – С. 113.

43

Никитина А. Г. Структура «Я» и «фундаментальная политическая альтернатива»// Вопросы философии. – 1999. – №12. – С. 22—31. – С. 25.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3