Полная версия
Основы теории журналистики. Учебное пособие
Но самым удивительным и одновременно невероятным изобретением XX в. является телевидение, в котором соединились два технических достижения: «великий немой» – кино и «великий невидимка» – радио. Первым о существовании в природе электромагнитных волн предположил английский физик Д. Максвелл. Он и вывел знаменитое уравнение об этих волнах, существование которых на экспериментальном уровне доказал немецкий физик Г. Герц. В 1880 г. русский ученый П. И. Бахметьев предложил схему передачи изображения на расстоянии. Данная идея была тут же подхвачена другими учеными. В 1884 г. П. Нипков изобрел диск, с помощью которого стало возможным разложение изображения на отдельные элементы. В 1888–1889 гг. профессор А. Г. Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» – способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую. В 1907 г. Б. Л. Розинг запатентовал идею преобразования электрических сигналов в светящееся изображение. На практике это стало возможным в результате появления катодной электронно-лучевой трубки, которую изобрел англичанин В. Крукс, а усовершенствовал немец Ф. Браун. Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, так как именно от его работ ведет телевидение свою родословную.
Так в истории человечества появляется новый канал массовой коммуникации – телевидение, которое к концу XX в. заняло доминирующее положение среди всех СМК. Телевидение предоставило людям доселе невиданные возможности достоверного отображения событий в режиме реального времени на огромные территории. Вобрав в себя все лучшие технические достижения, современное телевидение стало самым мощным каналом распространения и тиражирования массовой информации.
Развитие Интернета и информационных технологий решающим образом сказалось сегодня на модификации и трансформации традиционных массмедиа относительно новых условий существования и принципиально иных способов функционирования.
Что же это за условия, которые кардинальным образом изменяют весь медийный ландшафт? Во-первых, Глобальная сеть становится новым «открытым пространством для сбора, хранения и распространения информации, важным фактором развития публичной сферы и гражданского общества»[17].
Во-вторых, инфраструктура Интернета, сложившаяся сегодня как информационно-коммуникативная среда, стала включать в себя телекоммуникационные системы, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), наконец, различные информационные ресурсы, содержащие разнообразные приложения. Как видим, в сети Интернет происходит схождение (слияние) воедино технологий, обеспечивающих как коммуникационные, так и информационные ее аспекты. Не случайно, что основной теоретико-прикладной концепцией развития инфраструктуры Интернета стала в середине 90-х гг. концепция конвергенции.
В-третьих, новые коммуникационные и информационные технологии в Сети практически стерли границы времени и пространства, создав тем самым самые благоприятные условия для общения между людьми в режиме реального времени.
Таким образом, с появлением Интернета наступила новая коммуникационная эра, которая принесла с собой новые коммуникационные технологии, методы и инструменты взаимодействия между людьми.
Интернет как новый канал коммуникации обладает собственными специфическими чертами:
• эффективностью – представляемая информация релевантна пользователю;
• интерактивностью – возможность технической реализации мгновенной обратной связи с пользователем;
• таргетированностью – возможность передавать сообщения максимально точной целевой группе;
• малозатратностью – коммуникация в интернет-среде значительно дешевле, чем на других каналах, поэтому можно говорить об отсутствии существенных издержек для инициатора коммуникации;
• гибкостью – возможность оперативно реагировать и менять коммуникативные тактики в реальном времени;
• уникальностью – это первый из каналов, который позволяет наладить интерактивную связь с аудиторией[18].
Наступление эпохи Интернета характеризуют два очень важных изменения: во-первых, коммуникационные потоки перестали быть однонаправленными, во-вторых, новые технологии позволяют распределять и получать намного больше информации и данных, чем удавалось до сих пор[19].
Естественно, что все обозначенные исследователями технологические условия непосредственным образом сказались и на трансформации массмедиа.
Первыми влияние Интернета испытали печатные СМИ и информационные агентства, так как Глобальная сеть изначально создавалась как один из способов передачи текстовой информации. Поэтому появление отдельных видов СМИ начиналось с простого дублирования текстовой информации.
В 1993 г. в свет вышла электронная копия газеты Washington Post. Затем наряду с электронными версиями изданий стали появляться интернет-газеты и интернет-журналы. В 1994–1996 гг. возникает интернет-радио, а в 1999 г. и интернет-телевидение. Сегодня число зарегистрированных интернет-ресурсов в разделе «СМИ» в различных поисковых системах имеет десятки тысяч наименований. В основе происходящих в последние годы изменений лежат два взаимосвязанных процесса. Первый из них носит название «дигитализация» (от англ. digitalisation), обозначая перевод содержания СМИ во всех его формах – текстовой, графической, звуковой – в цифровой формат[20]. Второй процесс называется конвергенцией.
В чем заключается принцип дигитализации? Оцифровка текстовой и аудиовизуальной информации в понятную для современных компьютеров цифровую форму позволила превратить Глобальную сеть в новый канал передачи информации, способный преодолеть традиционные «ограничители» старых СМИ. Таким образом, благодаря новым информационно-коммуникативным технологиям для современных онлайновых СМИ больше не существует ни временных, ни пространственных ограничений. «Синхронизация подачи информации во всем мире достигается за счет размещения информации газет, радио или телевидения на интернет-сайтах, а эффект присутствия усиливается с помощью технологий, позволяющих вести трансляцию или передачу информации с места события»[21].
Немаловажное значение имеет и то, что цифровой формат по сути уравнял возможности традиционных СМИ, заложив основу их дальнейшего слияния с новыми массмедиа.
Отличительной характеристикой традиционных СМИ всегда было четкое разграничение различных типов информации – текста, звука и визуального образа. Сегодня эти различия аналоговых СМИ стираются за счет конвергенции.
Толковый словарь русского языка Д. Н. Ушакова дает следующее определение слову «конвергенция» – это сходство, совпадение каких-либо признаков и свойств независимых друг от друга явлений (от лат. convergents – совпадающий). Этот научный термин существует почти во всех дисциплинах. Так, в социологии конвергенция – это процесс постепенного сближения противоположных социальных систем; в биологии – процесс появления сходных черт и/или поведенческих реакций у далеких в систематическом плане, но обитающих в сходных условиях существ; культурная конвергенция – это развитие сходных черт у нескольких разных культур. Общим во всех определениях является факт сближения разнородных объектов в силу разных причин[22]. В 50-х гг. прошлого столетия западные философы и социологи начали употреблять понятие «конвергенция» в общественно-политических науках. Опираясь на достижения научно-технического прогресса, они высказали предположение о постепенном сглаживании различий между капиталистическим и социалистическим обществами[23].
Вышедшая в 1962 г. книга американского исследователя Д. Белла «Конец идеологии» стала одной из кульминационных точек развития теории общественно-политической конвергенции. Д. Белл подкрепил свою концепцию постиндустриального общества, выдвинутую ранее, выводом о возникновении нового типа общества. По мнению американского социолога, оно будет опираться на технологии знаний и на информационную индустрию – две важнейшие составляющие будущей экономики. Д. Белл перекинул мостик к последующим концепциям и представлениям об информационном обществе, и вместе со многими его идеями конвергенция была воспринята и переосмыслена в новом контексте. С 1970-х гг. это понятие все чаще употребляется для обозначения интеграции информационных и коммуникационных технологических устройств – компьютеров, телефонов, телевизоров.
Дальнейшее развитие термин получил в ходе дискуссий о дерегулировании телекоммуникационного рынка в США и вещательного рынка в Западной Европе в 1980-х гг. Но только в 1990-х гг. быстрое внедрение Интернета в повседневную жизнь миллионов людей придало дискуссиям о конвергенции широкий практический смысл.
В каком значении употребляется данное понятие в современной журналистике?
Понятие «конвергенция» означает не только слияние различных аналоговых СМИ в Сети, но и смену традиционного мономедийного формата на мультимедийный, то есть современные медиа благодаря конвергенции становятся поставщиками многоформатного содержания.
Таким образом, применительно к средствам массовой информации конвергенция – это процесс сближения разнородных электронных технологий в результате их быстрого развития и взаимодействия, создание объединенных каналов передачи информации в рамках общей инфраструктуры. Проще говоря, конвергенция в СМИ – это кросс-медийная технология взаимопроникновения между различными каналами передачи информации.
Основой конвергенции является дигитализация, то есть возможность перевода различного вида информации в цифровой формат. Благодаря конвергенции становится возможной выработка единых стандартов и протоколов для распространения оцифрованной информации по различным каналам: эфирное, спутниковое и кабельное радио- и телевещание, сети передачи данных и Интернет.
Конвергенция, по мнению представителей медиарынка, предоставляет им следующие возможности:
• распространение в Интернете своих ноу-хау и предыдущего опыта;
• активизация архивов информации и возвращение утраченных рынков «продажи информации» через виртуальные библиотеки и архивы;
• реализация в полной мере метода «управления знаниями»;
• слияние в единое целое традиционных и интернет-СМИ и многое другое.
Приведенные спектры понимания конвергенции различными ключевыми субъектами интернет-рынка показывают, что концепция конвергенции, как и сама инфраструктура в Интернете, превратилась из сугубо технологической идеи синтеза технологий в идею синтеза технологий, услуг и приложений[24].
Как отмечают московские исследователи, конвергенция реализуется на разных уровнях, изменяя свое толкование в зависимости от сферы приложения понятия[25].
Технологическая конвергенция СМИ, как слияние технологий распространения и производства информации, сказалась на изменении форм СМИ, где наряду с традиционными формами возникают гибридные формы (онлайновые и офлайновые)[26].
На профессиональном журналистском уровне конвергенция привела к слиянию прежде достаточно отдаленных и разобщенных СМИ.
Появление общих для разных каналов содержательных продуктов привело к рождению новых интегрированных жанров – инфотейнмента (англ. infortainment: от information – информация, entertainment – развлечения), эдютейнмента (от англ. education – обучение, entertainmen – развлечение) и др.[27].
Как видим, процессы конвергенции СМИ повлияли на трансформацию традиционных массмедиа. В связи с этим возникает вполне обоснованный вопрос: как данное слияние повлияет на существующую сегодня типологическую структуру СМИ?
По мнению экспертов, слияние офлайновых и онлайновых СМИ делает российский медиарынок привлекательным для крупных инвесторов. Директор по медиаисследованиям TNS Gallup Media Р. Тагиев предсказывает значительное качественное изменение медиарынка. В качестве основных причин повышения внимания инвесторов к медиарынку можно, по его мнению, рассматривать его размер, темпы роста и внедрение новых технологий. По его оценке, «в ближайшие 3–5 лет медиарынок будет переживать сильные качественные изменения в связи с увеличением числа каналов коммуникаций, с аудиторией и изменением способа доставки контента. Если сейчас деятельность медийных компаний очень жестко завязана на трех составляющих – производство контента, бренд, который с этим контентом связан, и канал коммуникации, – то в будущем ситуация будет такова, что на рынке будут компании, где бренд будет привязан к производству контента. А вот каналов дистрибуции будет несколько, и компания сможет выбирать, каким образом доносить информацию до аудитории»[28].
Уже сегодня мы можем наблюдать такой опыт на основе деятельности РБК. В данном холдинге и газета, и журнал, и телеканал, и сайт – все выходит под одним брендом. Наиболее крупные российские медиахолдинги стали создавать собственные мультимедийные пространства. К подобным холдингам можно отнести «Газпром-медиа» и «Проф-медиа», которые свои новые интернет-ресурсы конвергируют со своими традиционными СМИ. Например, «Коммерсантъ. Холдинг» стал мультимедийной площадкой для взаимодействия бумажных СМИ, радиостанций, а в будущем, возможно, и телепроектов.
Об этих новых тенденциях, происходящих на медийном пространстве, впервые было заявлено в России на 59-м Всемирном газетном конгрессе и XIII Международном форуме редакторов, который состоялся в Москве в 2006 г. Активно тему цифровых технологий и онлайн-контента развивает Гильдия издателей периодической печати (ГИПП), в частности в рамках ежегодных выставок-конференций «Издательский бизнес/Publishing Expo». Результатом работы в этом направлении явилось создание совместно с IFRA цифрового журнала «Стратегии и практика издательского бизнеса», в котором благодаря новым технологиям стало возможным создание на мониторе имитации печатной версии журнала, добавляя к функциям компьютерной навигации возможность «листать» страницы[29]. Все эти технологические новации настолько быстро внедряются в жизнь, что у многих специалистов возникают вполне обоснованные опасения по поводу сохранения традиционных СМИ в условиях конвергенции.
В связи с этими новациями возникает вполне обоснованный вопрос: сохранятся ли в условиях конвергенции традиционные СМИ?
Еще в 1913 г. немецкий исследователь массовых коммуникаций В. Рипль сформулировал постулат, гласящий, «что новые, “более высокоразвитые” массмедиа не смогут вытеснить “старые” – при том, правда, условии, что последние найдут новые пути развития. Ведь кино не вытеснило театр, а телевидение – кино…»[30]. Как показывает мировой опыт, конвергенция офлайных и онлайновых СМИ приведет не только к появлению новых СМИ (как цифровое ТВ в Сети), но и к модернизации традиционных СМИ. Газеты и журналы останутся, но приобретут иную форму существования.
С какими изменениями мы уже столкнулись на новом медийном пространстве? Объединение СМИ в единую технологическую платформу привело не только к появлению новых видов СМИ, но и к унификации предлагаемого контента.
К наиболее распространенным видам сетевых СМИ можно отнести электронные издания. Большинство крупных газет и журналов присутствует в Сети с конца 1990-х гг., сначала в виде электронных версий изданий, а потом и самостоятельных электронных газет. Конвергенция бумажных СМИ и электронных носителей развивается все стремительнее. По оценкам маркетологов, конвергентные ресурсы сейчас занимают 49 % мирового медиарынка[31].
На Западе пионером на пути сращивания различных направлений обработки информации стало издание The New York Times. Этот медиагигант, наряду с печатной версией издания, ежедневно выкладывает в Сеть 12 форматов версий газеты – по количеству используемых для чтения устройств, где обычные газетные полосы дополнены видеоконтентом и интерактивными составляющими.
В будущем, по прогнозам специалистов, вполне возможно создание электронной бумаги, на которой и будут издаваться электронные газеты. Газета будущего, отмечают эксперты, должна быть мобильной, не зависящей от физического носителя и дистрибуции, но при этом материальной и масштабируемой с точки зрения физического использования.
Традиционная система СМИ наряду со всеми разновидностями интернет-изданий (интернет-газета, интернет-журнал, интернет-портал, электронная газета и другие производные) будет дополнена интернет-радио и интернет-телевидением.
Интернет-радио стало возможным за счет оцифровки аудиоинформации. Трансляция в Интернете может быть как прямой (живое вещание), так и в записи (видео или аудио по запросу).
Развитие технологий сжатия аудио- и видеосигналов открыло широкие возможности для передачи вещательной информации в масштабе реального времени не только по выделенным каналам связи, но и через сеть Интернет.
В Сети появилось сетевое телевидение. Главными отличительными чертами данного ТВ-вещания являются мультимедийность, интерактивность, развлекательность. Уже сегодня мы можем говорить не о пассивном, а об активном телезрителе. Такой потребитель контента может реально влиять не только на ход передачи, но и на программную сетку вещания, на сюжет фильма и т. д. Эксперты в работе «Интерактивное телевидение в мире и в России» выделяют четыре основных направления, отличающихся как функциональностью, так и содержанием: расширенное, или интернет-ТВ (enhanced TV); персональное ТВ (personal TV); интерактивное ТВ (interactive TV); «интеллектуальный дом» (Smart Home). Мобильное телевидение – еще одна модная новинка, которая претендует на то, чтобы стать популярной в Европе. Телепередачу вполне можно смотреть на экране современного телефона с расстояния вытянутой руки. Особенно актуальна данная новинка для тех, кто много времени проводит в дороге.
Новой разновидностью сетевых СМИ становится блогерство. История блогов начинается с 1994 г. Именно в тот год Дж. Холл создал и поддерживал свой блог в Интернете, но тогда эта новинка была безымянной. В декабре 1997 г. Дж. Барджер присвоил новому типу веб-сайтов имя «веблог». И только в начале 1999 г. П. Мерхольц сократил это название до общеизвестного теперь «блог».
Блог – это сетевой дневник. Или активно стали пользоваться не только обычные пользователи, но и журналисты. До 90 % блогов интерактивны. Благодаря блогам люди получили возможность свободного общения по любым интересующим их темам. Таким образом, сетевые дневники дают возможность множеству людей общаться друг с другом в виде диалога вне зависимости от времени и пространства.
Рассмотрев различные типологические модификации сетевых СМИ, мы можем заключить, что современные электронные массмедиа, отличаясь таким чертами, как многоканальность, мультимедийность и интерактивность, способны, в отличие от традиционных СМИ, к отражению происходящих событий в режиме реального времени и непрерывному обновлению информационных ресурсов. Отличительной особенностью контента, производимого новыми электронными массмедиа, стала синтетичность, то есть конвергенция в одном информационном продукте различных типов информации (в частности, текста, изображения и звука). Новые информационно-коммуникационные технологии позволили адресату не только выбирать нужную ему информацию, но и самому активно участвовать в информационном взаимодействии. Двусторонняя модель коммуникации, таким образом, становится доминирующей в новых электронных массмедиа. Поэтому сегодня более приемлемым является термин «СМК», так как в данном случае имеется в виду не одностороннее воздействие на массовую аудиторию, а налаживание обратной связи с аудиторией, взаимный обмен информацией, общение и т. д.
Таким образом, наш исторический обзор основных этапов зарождения средств массовой коммуникации в истории человечества говорит о том, что в процессе своего становления они прошли через три информационные революции, которые были связаны: первая – с появлением человеческой речи и письменности, вторая – с изобретением печатного станка, третья – с появлением электронных СМИ и сети Интернет. Все эти достижения в области средств массовой коммуникации стали возможны только благодаря великим техническим открытиям, которые не только в корне изменили способы и средства взаимообмена информацией между людьми, но и создали все материально-технические предпосылки для появления и становления журналистики как общественного феномена.
Контрольные вопросы
1. Какова сущность первой информационной революции?
2. Какие возможности появились у человека с появлением речи?
3. В чем сущность внегенетической информации?
4. Опишите протогазеты в древнеримской цивилизации.
5. Какова сущность второй информационной революции?
6. Первые газеты в Европе: дайте общую характеристику.
7. Обозначьте истоки становления электронных средств массовой коммуникации.
Глава 2. К определению сущности журналистики
2.1. Лексико-семантические подходы к определению журналистики
Что такое журналистика? Вряд ли можно получить однозначный ответ на этот вопрос, потому что в разные исторические эпохи и в различных теоретических трудах мы найдем различные по своему семантическому наполнению определения. И даже не определения, а всего лишь значения данного понятия.
Чем же обусловлены трудности в определении этой научной категории? Здесь несколько причин.
Первая проблема носит чисто лексико-семантический характер. Слово «журналистика» восходит к французскому слову journal, от jour – «день», которое в свою очередь восходит к лат. diurnal – «дневник, ежедневник, ежедневная газета» (цезаревские газеты имели в названии слово diurna)[32].
Вполне вероятно, что именно на основе первоначального значения данного слова составители различных словарей и справочников определяли понятие журналистики. Именно исходя из этих трудностей, петербургский исследователь Б. Я. Мисонжников попытался по возможности точно идентифицировать данную категорию, соотнеся опыт прошлый и настоящий, российский и зарубежный[33]. Рассуждая по поводу того, какими новыми семантическими смыслами наделялось данное понятие, Б. Я. Мисонжников пишет: «…шел медленный и мучительный процесс соответствующей институционализации достаточно новой в историческом масштабе сферы профессиональной деятельности. В настоящее время она уже хорошо известна как журналистика, но характерно то, что и ныне ее понимание и отождествление не всегда представляется адекватным, налицо вольные или невольные семантические искажения»[34]. Почему это происходит? По мнению исследователя, в ходе формирования данной области профессиональной деятельности (журналистики) «произошел определенный семантический отрыв деривата от исходного базового материала», слово «журналистика» перестало быть связанным исключительно с «журналом…»[35]. В. И. Даль истолковывает понятия «журнал» и «журналистика» следующим образом: журнал – это «повременное издание, недельное, месячное, выходящее по установленным срокам; срочник», журналистика, соответственно, – это «журнальная, срочная словесность»[36]. Б. Я. Мисонжников отмечает, что «данная деривация заметно ограничивала пределы социальной сфокусированности понятия журналистики, отражала механистический принцип словообразования»[37]. На наш взгляд, такой «механистический принцип словообразования» был обусловлен тем, что составители словарей и не пытались наделить указанный термин никакими дополнительными смыслами и значениями. Как видим, рассмотрение понятия журналистики с соответствующим дериватом понятия журнала было малопродуктивным.
Понимание данной проблемы привело составителей словарей к более широкой трактовке понятия «журналистика».
Так, в XIX в. этим словом обозначали собственно журналистскую профессию, род занятий, литературно-публицистическую работу в периодических изданиях, и широко распространенный термин «персональный журнализм» употреблялся именно в этом смысле[38].
В Толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова слово «журналистика» имеет два значения – литература журналов и журналистов и литературная публицистическая деятельность в журналах и газетах.
В Академическом словаре современного русского литературного языка издания 1955 г. со ссылкой на издание 1898 г. даются также два толкования журналистики: 1. Повременные издания; 2. Одна из форм литературной деятельности, профессия журналиста.
В словаре С. И. Ожегова и в четырехтомном словаре русского языка журналистика тоже определяется как литературно-публицистическая деятельность в журналах, газетах, затем к ним прибавляется радио и телевидение.
В Большом советском энциклопедическом словаре 1952 г. журналистика понимается как: 1. Одна из форм литературной деятельности, профессия журналистов; 2. Периодические издания.
И наконец, в последней Большой советской энциклопедии (1972) в статье Е. П. Прохорова журналистика определяется как вид общественной деятельности по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной информации через каналы массовой пропаганды и агитации. Соответствует нем. journalistik и англ. journalism. Впрочем, дальше автор выходит за рамки собственного определения журналистики как вида деятельности и говорит о том, что в России первоначально термином «журналистика» обозначалась совокупность журналов, с середины XIX в. этот термин стал применяться уже ко всем периодически выходящим изданиям. Ныне термином «журналистика» обозначается многообразная продукция журналистской деятельности, совокупность профессий в ее рамках, а также соответствующий предмет изучения и преподавания – журналистика как научная дисциплина. Позднее в понятие журналистики ученый включает и каналы передачи информации, и главное – всю систему СМИ как социального института[39].