Полная версия
Словарь церковных терминов. Символы и понятия христианской веры
Составитель Л. М. Мартьянова
Словарь церковных терминов. Символы и понятия христианской веры
© «Центрполиграф», 2020
* * *Предисловие
Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Мировые религии – христианство, ислам, буддизм – это три религии, которые наиболее распространены на Земле.
Христианство – самая крупная авраамическая и мировая религия, как по численности приверженцев, которых около 2,4 млрд, так и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, первоначально в среде иудеев и арамеоязычного населения в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже в первые десятилетия своего существования получило распространение среди греко-римлян Сирии и других провинций, а затем среди других этнических групп. Среди всех религий христианство – самое распространенное и влиятельное учение. Современная религия христианство – это учение о Богочеловеке Иисусе Христе.
Основные направления в христианстве – католицизм (около 1,2 млрд верующих), православие (около 280 млн), протестантизм (около 800 млн), древневосточные православные церкви (монофизитство) и древневосточная Ассирийская церковь Востока (несторианство) (70–80 млн).
В 1054 году произошёл раскол христианской церкви на католическую и православную (древневосточные церкви отделились ранее). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в католической церкви в XVI веке.
Крупнейшая христианская ветвь – это католицизм. Каждый седьмой житель Земли является католиком. После католицизма по численности следует протестантизм.
Православие является самым малочисленным ответвлением христианской религии. Православные общины распространены по всему миру.
В нашем словаре вы найдете самые распространенные термины и понятия, применяемые в христианских церквях.
А
Абрех, или аврех (коптск. преклонить голову) – воззвание: «преклоняйтесь!», с которым Иосиф, по повелению фараона, был провезен на колеснице по городу в награду за совет относительно голодных годов.
Аварим – цепь гор, простирающихся по восточному берегу Иордана, из которых самая высокая гора Нево или Навав (против Иерихона), с вершинами Фазга и Фегор. С этих вершин открывается прекрасный вид на Святую Землю. Отсюда Моисей перед кончиной обозревал землю обетованную и здесь скончался. На той же горе Иеремией были сокрыты ковчег Завета и жертвенник кадильный.
Авва (арамейск. отец) – уважаемый старец-подвижник, возглавляющий монашествующих, или настоятель монастырей. В новозаветных книгах, в форме молитвенного обращения к Богу Отцу, обычно употребляются оба слова рядом – «Авва Отче!»
Авраамово лоно – образное, иносказательное выражение, употреблявшееся во времена жития Спасителя. Обозначает место покоя и блаженства праведников после смерти.
Автокефальная, или Поместная, Церковь – самостоятельная административная часть Вселенской Церкви, возглавляемая синодом или патриархом (митрополитом, епископом). В настоящее время существуют 15 Автокефальных Церквей, в том числе и Русская Церковь.
Автономная Церковь – обладающая широкой самостоятельностью Церковь, но подчиненная одной из Автокефальных Церквей. В настоящее время существуют три Автономных Церкви. Одна из них – Японская – подчинена Московскому Патриархату.
Агиасма – святая вода, освящаемая накануне праздника Богоявления.
Агиасма великая – вода, остающаяся после крещения младенца, которую надлежит выливать в непопираемое место.
Агнец (молодой ягненок, молодая овца) – один из самых употребительных в Ветхом Завете предметов жертвоприношения Богу. Литургический хлеб, употребляемый в православной церкви для совершения таинства евхаристии. Согласно учению церкви, литургические хлеб и вино преосуществляются в тело и кровь Христа. Преосуществленными хлебом и вином причащаются духовенство и верующие. Агнец приготовляется священником (или архиереем) во время проскомидии. С произнесением особых молитв священник вырезает копием часть просфоры в форме куба. Оставшиеся части просфоры называются антидором. Такой способ приготовления литургического хлеба возник, по-видимому, в IX–Х вв.: с этого времени он начинает упоминаться в богослужебной литературе.
Агнец Божий – символическое имя Спасителя, указывающее на Него как Жертву за грехи всего мира. Наименование это впервые употребил по отношению к Иисусу Христу св. Иоанн Креститель.
Агора (греч.) – слово часто встречается в Новом Завете и обозначает публичное место, площадь, торжище, рынок, где происходили народные собрания.
Аграфы (греч. незаписанные) – изречения, приписываемые Спасителю, но не записанные в четвероевангелии.
Ад – геенна огненная, у христиан место пребывания злых духов и нераскаявшихся грешников. Последние испытывают страшные физические муки. Некоторые отцы Церкви понимали адовы муки прежде всего как нравственные муки совести. В новозаветных книгах слово «ад» употребляется для обозначения вечного осуждения, вечной погибели, вечного мучения осужденным грешникам. Таким образом, «ад» является загробным состоянием грешных душ после смерти, которые в этом состоянии находятся во власти дьявола. А кто со Христом, для того нет «ада» и смерть является переходом в жизнь вечную, в царство Христово. Христос во время крестных страданий сошел в «ад», кратковременно приобщился общему для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу «ада», владычествовавшего над всем человечеством.
Адам (евр. дама, уподоблять) – первый человек, родоначальник человечества, венец Божественного творения. «Адам» буквально значит: «я уподобил», и таким образом в этом звучит высшее достоинство человека: подобие Богу. Что же касается евр. наименования земли: «гаадама» – то это слово является производным от «адам» и обозначает то, что земля составляет принадлежность первого человека – «Адама». Имя Адам значит «красный» и указывает на красную землю, из которой, по библейскому сказанию, праотец был создан. У некоторых древних народов, напр. ассиро-вавилонян, персов, за 200 лет до Моисея существовали хотя и искаженные, но сходные с библейским повествования о первых людях. Такие же предания сохранились у китайцев, индусов, греков, в Коране. Грехопадение Адама является одним из центральных пунктов христианского учения. Через Адама грех и смерть вошли во весь мир, во все человечество, и только через второго Адама – Господа Иисуса Христа людям даровано спасение и жизнь. Верующие во Христа в таинстве крещения очищаются от наследуемого каждым человеком греха Адамова и становятся потомками второго Адама. Прожил Адам 930 лет и, по преданию, погребен был на Голгофе, на том месте, где потом был водружен крест Спасителя. Память 1 апреля и в неделю Св. Праотцов (перед праздником Рождества Христова). Изгнание Адамово из рая вспоминается Церковью в неделю Сыропустную.
Адамант – алмаз; бриллиант; драгоценный камень.
Адамантовый – твердый; крепкий; драгоценный.
Аз – я.
Азазель (арам.) – падший ангел, демон, наименование «козла отпущения», которого в день очищения изгоняли в пустыню. Употребляется как имя сатаны.
Академия духовная православная – высшие богословские учебные заведения. Наименование Академия ранее прилагалось вообще к высшим ученым и учебным заведениям. Оно ведет свое начало от философской школы Платона, впервые названной так по имени афинского пригорода Ахабемиа, где жил и учил Платон и его преемники. Духовных академий в России три – в Санкт-Петербурге, Москве и Казани. Они готовят христиански просвещенных деятелей для служения св. православной Церкви, предпочтительно в священном сане.
Акафист (греч. пение) – особенные хвалебные песнопения в честь Спасителя, Божией Матери и святых. Это греческое слово, что буквально значит «неседальный», указывает на то, что означенные песнопения исполняются молящимися стоя. Акафисты состоят из 25 отдельных строф, каждые две из которых, кроме последней, образуют смысловое звено. Акафисты делятся на 13 кондаков и 12 икосов, из коих 1-й кондак и икосы оканчиваются восклицанием «радуйся», а 12 кондаков припевом «аллилуия». Первая строфа звена, называемая кондаком и более краткая, служит вступлением (кроме начального кондака акафиста остальные завершаются возгласом «Аллилуия»). Вторая строфа звена, называемая икосом и более пространная, содержит двенадцать приветствий, начинающихся со слова «радуйся». Последняя, двадцать пятая строфа акафиста, является молитвенным обращением к прославляемому. Первый акафист, называемый Великим акафистом, посвященный Богородице («Взбранной Воеводе…»), был составлен в начале VII века в память избавления Константинополя от нашествия персов. В VIII–X вв. акафист как жанр вытесняется каноном. Большее количество акафистов было составлено в XVIII–XIX в. в России, однако они являются слабым подражанием Великому акафисту. По уставу в богослужение входит только Великий акафист, который читается на утрене в субботу пятой недели Великого поста. Акафисты могут читаться также в составе молебна и некоторых других богослужений.
Аксиос (греч. достойный) – возглас, произносимый архиереем, совершающим рукоположение новопоставленного дьякона, священника или епископа. Произносится при облачении поставляемого в каждую новую богослужебную одежду и затем троекратно повторяется хором. В древности пением «аксиос» народ выражал согласие с достоинством рукоположенного.
Алатырь – бел горюч-камень. В Голубиной книге рассказывается о камне, положенном Спасителем в основание сионской церкви. Алатырским морем называлось в старину Балтийское, алатырь-камень – янтарь, который и ранее привозился в Россию из прибалтийских стран. Использовался в качестве украшений и служил добавками к лекарствам, чему соответствует в Голубиной книге о нем выражение «снадобье».
Аллилуйя (евр. хвалите Бога) – слово часто встречается в псалмах Давида и в других местах Ветхого и Нового Заветов. Вся Псалтырь, по преимуществу содержащихся в ней хвалений и славословий Богу, называется книгою хвалений; в еврейском тексте особенно озаглавливаются этим названием 10 псалмов: 105, 110–112, 116, 134, 145, 148–150. Псалмы 112–117 назывались «великое аллилуйя» и пелись в праздники, например, Пасхи, Пятидесятницы. Аллилуйя и одна, сама по себе, как самостоятельная песнь в древности воспевалась народом, и употребляется в христианской церкви.
Алтарь (лат. возвышенное место, служащее для жертвоприношений при богослужении; или лат. altare: высокий жертвенник) – важнейшая часть христианского храма. В древности в обширных храмах алтарь поднимался над полом храма на несколько ступеней, иногда под ним устраивали склепы для гробов мучеников. От средней части храма алтарь (кроме возвышенности) отделялся особой решеткой, которая служила для заграждения доступа в алтарь лицам, не участвующим в богослужении. Решетки доходили до локтя взрослому человеку, делались из дерева, меди и серебра. Кроме решетки есть завеса, закрывавшая от взоров молящихся внутреннюю часть алтаря. Впоследствии, когда восточная часть храма стала обособляться и отделяться иконостасом, название алтарь распространилось на всю отделенную иконостасом часть храма. Ныне в нем на святом престоле каждую Литургию приносится бескровная жертва тела и крови Христовой. Алтарь подразумевает собой небо.
В алтаре находятся святой престол, жертвенник, епископская или священническая кафедра. В алтаре еще находятся семисвечник, запрестольный крест, кадильница, или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиди. Пространство за престолом называется горним местом. В алтаре обычно находится ризница. Мирянам вход в средние двери, называемые царскими вратами, воспрещается. Алтарь – место одних священнодействующих.
Амвон – специальное сооружение в христианском храме, возвышенная, большей частью полукруглая и выдвинувшаяся в середину храма, средняя против царских врат часть солеи, откуда диакон возглашает ектению, читает евангелие, а священник произносит проповедь предстоящему народу. Амвон знаменует у св. гроба Господня камень, который отвалил ангел и с которого он благовестил мироносицам о воскресении Христа. Так как на амвон восходят только священники и диаконы, изображая ангела, и на нем читают евангелие, то на амвон не дозволено всходить никому другому. Иподиаконы и чтецы при чтении апостольских посланий не всходят на амвон, а становятся на ступень его. Архиерейским амвоном называется четырехугольное возвышение в центре храма, на которое во время богослужения ставится архиерейская кафедра.
Амвон архиерейский – возвышенное место для епископа, устраиваемое во время архиерейского служения в центре срединной части храма, против амвона. Большей частью он имеет две ступени. В богослужебных книгах он называется еще «облачальным местом», «уготованным местом», «рундуком». На амвон aрхиерей восходит в уставных случаях для облачения в ризу и совершения некоторых служб, например, молебна, панихиды. Во время литургии он пребывает на нем до малого входа. На амвон ставится седалище для архиерея, называемое кафедрою, на которую он садится в предусмотренных Уставом моментах, например, во время чтения часов и др. Духовное значение этого места определяется пребыванием на нем архиерея, что изображает пребывание Сына Божия во плоти среди людей. Архиерейский амвон символизирует своим возвышением высоту смирения Бога Слова, восхождение Господа Иисуса Христа на вершину подвига во имя спасения человека.
Амвросия – неистлеваемая пища.
Аминь (евр. истинно, верно, да будет так) – вошло в христианское богослужение без перевода. Слово это употребляется различно, например: 1) в подтверждение истины и непреложности произносимых слов; 2) в подтверждение судов и определений Божиих; 3) в удостоверение истины и непреложности божественных обетований; 4) для обозначения истины долга, хвалы и славословия Богу; 5) в знак согласия, также желания исполнения обещаний; 6) как заключительная форма молитвы в подтверждение ее истины с надеждою услышания; 7) как самая истина в ее воплощении и олицетворении – сам Господь наш Иисус Христос; 8) как заключение и конец книги.
Аналой – особый столик с наклонной крышкой или высокая подставка с покатым верхом, на которую кладутся богослужебные книги или иконы.
Анафема – отлучение от христианской церкви отвергающих или извращающих коренные истины веры, исключение из общества верующих, удаление от общения с верующими. На соборах объявлялась анафема или отлучение еретикам и нераскаянным грешникам. В православной церкви обряд отлучения таковых совершается и ныне в неделю православия.
Анафора – возношение. Иногда обозначала не только приношение, т. е. хлеб и вино, необходимые для совершения литургии, но нередко и – большой воздух, которым священник покрывает потир и дискос, по перенесении св. Даров с жертвенника на престол.
Анахорет – отшельник. Название это давалось людям, которые, удалившись в пустыню, молились, постились и упражнялись в благомыслии, например, Павел Фивейский, Антоний Великий, Иероним, Иоанн Анахорет и иные пустынножители.
Ангел, ангелы (евр. посланники; греч. вестники) – духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; Бог одарил их высокими силами и способностями. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны и благодатию Божией так утвердились в делах добра, что и грешить не могут.
Слово встречается в Св. Писании, когда говорится и о самом Боге и Господе Иисусе Христе, и о людях. Так, пророки называются ангелами, Предтеча Христов – ангелом, священники – ангелами. Ангелы, принимая телесный вид, являлись видимым образом, когда Бог посылал их к людям сказать или возвестить Свою волю. Но в собственном смысле ангелами называются в Св. Писании сотворенные Богом высшие бесплотные, духовные существа, одаренные высшим разумом, свободной волей и большим могуществом, предстоящие перед престолом Божиим, служащие Ему и прославляющие Его. Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти.
Ангелов великое множество и разные степени. Кроме добрых ангелов, есть и злые, отпадшие от Бога, о которых также многократно говорит Св. Писание.
Апостол Павел описал «устройство» ангельского мира. О том, каков строй жизни ангелов, какие среди них есть степени – обо всем этом рассказал он своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу, когда был в Афинах, – Дионисию Ареопагиту. Дионисий все слышанное им от Павла записал и составил книгу: «О Небесной иерархии», где устройство ангельского мира представляется так: все ангелы разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина. Первый лик, в нем – три чина: серафимы; херувимы; престолы. Далее второй лик: в нем также три чина. Первый чин – господства; второй чин – силы; третий – власти. И третий лик, и в нем следующие три чина: начала; архангелы; ангелы.
Ангелы – самые близкие к нам «представители» ангельского мира. Ангелы продолжают то, что начинают архангелы. Архангелы учат человека узнавать волю Божию, направляют его на указываемый Богом путь жизни. Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают. Ангелы столь близки к нам, что всюду нас окружают, отовсюду на нас смотрят, за каждым шагом нашим наблюдают.
Изображения ангелов на иконах – набор символов, которые передают не внешний вид, а идею ангелов как посланцев Божиих: крылья – символ быстроты и всепроникновенности; посох – символ посланничества; зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым наделил ангелов Бог; тороки (развевающиеся ленты в волосах) – символ особого слушания Бога и послушания воле Его; облик прекрасного юноши – символ совершенства.
Иконографический канон предусматривает изображения только тех ангельских чинов, описания которых есть в Священном Писании, например, в книге пророка Иезекииля и в Откровении святого Иоанна Богослова. Исходя из этих текстов, сложилась иконография следующих ангельских чинов: серафимы изображаются шестикрылыми, херувимы – четырехкрылыми, престолы – в виде колес с множеством глаз на ободьях.
Ангел-хранитель – это тот ангел, который приставляется к человеку от рождения для помощи ему в добрых делах. Молитвы к этому заступнику можно возносить и в том случае, если человек (младенец или взрослый) еще не крещен. Господь поручает ангелам-хранителям ограждать каждого праведного человека, наставлять и направлять его, расстраивать козни, которые могут плести против доброго человека духи тьмы. Ангелы-хранители также возносят молитвы верующих к Богу, отводят души в рай, а на Страшном Суде отделяют добрые деяния людей от злых. Прославлять ангелов – долг христианина, ибо они расположены к человеческому роду и приносят благие вести, помощь, исцеления и многому научают людей.
Антидор (греч. вместо дара) – части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.
Антиминс (греч. место; лат. престол) – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. Антиминс освящается архиереем по особому чину. Обычно антиминс четырехугольный, из шелковой или льняной материи. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста и четыре евангелиста. Антиминс находится на престоле: когда не совершается литургия, заворачивается в илитон. Антиминс берет начало от возникшего в раннехристианские времена обычая совершать литургию на гробницах мучеников. Впоследствии при увеличении количества храмов в престолы стали вкладывать только частицы мощей. На рубеже VIII–IX вв. частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола.
Антипасха (греч. напротив Пасхи, новая Пасха) – первое воскресение, следующее за Пасхой; называется так потому, что, заменяя Светлый праздник Пасхи, служит его обновлением в восьмой день. Иначе называется «Фомина неделя», т. к. в этот день вспоминается явление воскресшего Иисуса Христа апостолам и уверение Фомы. В народе о недоверчивых людях говорят «Фома неверующий». Апостол Фома не поверил вести о Воскресении Христа. Имея упорный (упрямый) ум, он сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей… не поверю». Через восемь дней по Воскресении ученики были собраны вместе, с ними был Фома. Господь явился к ним и обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; не будь неверующим, но верующим». Когда же Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!», Христос сказал: «Вот, ты веруешь, прославляешь Меня, потому что видел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие». Апостол Фома обратил множество язычников в христианскую веру. Этому святому молятся о духовном прозрении неверующих.
Антифон (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Антифоны в настоящее время поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119–133. Степенные антифоны были написаны в IX в. в Студийском монастыре в Константинополе. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны. В настоящее время антифонное пение обычно не соблюдается.
Антихрист (лат. против, вместо + помазанник, Христос) – то есть «противник Христа, лже-Христос». Первым более широким именем может быть назван каждый, кто не исповедует Христа, кто его отрицает. Второе имя антихриста – лже-Христос – носит некто, кто придет на землю и завладеет ею, с кем будет сражаться Христос и кого Он победит. Во многих местах Священного Писания есть ссылки на антихриста и предупреждения о его приходе. Появление антихриста описано в Апокалипсисе Иоанна Богослова. Там указываются признаки его. Имя его неизвестно, но число букв имени (по греческому изображение цифр буквами) составит 666. Много было попыток разгадать и указать это имя. Антихрист – человек, одно определенное лицо. Много существует догадок относительно его происхождения и времени появления – но это тайна; из Священного Писания ясно, что антихрист явится перед вторым пришествием. Перед появлением антихриста будут многие знамения, но понять их дано не всем, так как антихрист будет скрывать свое злое начало. Апостолы указывали на признаки, предшествующие появлению антихриста, и называли их апостасией – отступлением от веры, добродетели, истины. Но апостолы же говорили, что царство антихриста не наступит, пока в мире ходит удерживающий, держащий. О пришествии антихриста человечество будет предупреждено пророками. Антихрист явится сильным и властным и поведет за собою людей, увлекая их силой и коварством; но только нечестивые пойдут за ним, истинно же верующие не изменят истине. В Апокалипсисе сказано, что власть антихриста продлится 42 месяца, а затем он погибнет от руки Божией, и тогда наступит второе пришествие.
Анфологион — книга, известная также под названиями: Анфологий, Трефологион, Трефологий, Цветослов, Цветная Минея, Праздничная Минея, содержит последования на праздники Господни, Богородичны и Святых, особенно чтимых православной церковью. В Анфологионе заключаются последования святых, которым молитвословия, песнопения, напев или все содержание имеют какие-либо особенности. Анфологион используется в церквях, где есть Общая Минея, но нет месячной, и потому общая Минея составляете как бы другую часть Анфологиона.